«Развитие познавательных интересов старших дошкольников через ознакомление с космосом».
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

Костенко Инна Алексеевна

опыт работы воспитателя по познавательному развитию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл munitsipalnoe_doshkolnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx120.44 КБ

Предварительный просмотр:

http://www.gndecor.ru/_cache/images/132a388874a5b0f8da2b266d6d8ef71e.jpg

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития детей № 35 «Колобок»

г. Зеленокумска Советского района»

Опыт  работы  по  теме:

«Развитие познавательных интересов старших дошкольников через ознакомление с космосом».

Воспитатель:

Инна Алексеевна Костенко

Опыт  работы  по  теме:

«Развитие познавательных интересов старших дошкольников через ознакомление с космосом».

    Дошкольный возраст – это период наиболее интенсивного формирования мотивационной сферы.

   Важным средством познания окружающего мира является не только окружающая его природа, но и неизведанный мир Вселенной. Он привлекает внимание ребёнка, заставляет включать в процессе наблюдения различные органы чувств, активизирует начальные моменты познания – ощущение и восприятие.

Работая не первый год в детском саду, я обратила  внимание на то, что несколько десятков лет назад мало кто из вчерашних мальчишек не хотел стать космонавтом. Эта мечта совсем не актуальна для современных детей. Между тем, космические пираты, звездные войны и другие инопланетные существа – герои их любимых мультфильмов. Вымышленные персонажи дезинформируют дошкольников, рассказывая о несуществующих планетах, и зачастую вызывают у них отрицательные эмоции, способствуют развитию страхов. Поэтому я приняла решение  грамотно выстроить работу по формированию у детей представлений о космосе, повысить астрономическую грамотность.

   Первым шагом на данном этапе было проведение диагностики по сформированности у детей знаний о космосе, отношения детей к космическим явлениям. С детьми была проведена беседа на тему: "Что я знаю о космосе?". В ходе наблюдений за детьми, участвующими в диагностике, были замечены особенности поведения детей. Некоторые дети проявляли активность, самостоятельность в начале беседы, но в ходе выполнения каких-либо действий требовал неоднократных напоминаний. В процессе выполнения диагностики "Построй ракету " дети явно выражали свое отношение к этому роду занятий. Чаще всего дети охотно брались за дело, но не доводили его до конца. На основе проведенной диагностической работы была составлена таблица уровня развития у детей основных знаний о космосе. Полученные данные показали, что у детей  средний уровень сформированности элементарных астрономических представлений. Дети внимательно слушали задания, следовали оговоренной структуре действий, но в процессе самостоятельной работы многие дети отвлекались. Знания детей о значении астрономии в жизни человека, о вкладе взрослых недостаточны. Таким образом, возникшая проблема побудила  меня спроектировать основные направления своей работы и наметить следующие задачи:

- создать условия для расширения кругозора  и представлений о космосе;

- расширить у детей познавательные  горизонты  действительности, желание узнать что-то новое;

 - формировать  потребность делиться впечатлениями о космосе;

На помощь мне пришла парциальная программа "Паутинка" (автор: Ж.Л. Васякина-Новикова) которая предлагает оригинальную систему развития экологических представлений, строящихся на принципе центрирования содержания работы на ребенке с широким использованием поисковых методов обучения и игровых действий.

На первом этапе, что бы заинтересовать моих воспитанников я создала доступные и интересные для дошкольников книжки, наглядные таблицы (картины). В ходе работы я столкнулась еще с одной проблемой, к сожалению, многое из того, что уже сделано в нашей стране и за рубежом, предназначается скорее младшим школьникам, чем дошкольникам. С известной "натяжкой" я смогла  использовать в своей работе с детьми книжку "Звездные сказки". В основу незамысловатой фабулы этой книжки положено остроумное высказывание одного из наших знаменитых астрономов.

Я значительно расширила методическую базу: перспективным планом, занятий, тематическими презентациями. Консультативным материалам для педагогов и родителей, семинаром практикумом «Наша планета - Земля». Организовала картотеку разнообразных видео – материалов: о строении солнечной системы, о звёздах и созвездиях, о покорителях космического пространства, о жизни космонавтов на МКС. Разработала проекты: «Солнечная система»,  «Млечный путь», «Космический корабль», «Гравитация».

Отдельно хотелось бы выделить обучающие, дидактические  авторские игры: «Планеты», «День и ночь», «Найди лишний», «Назови космические слова», «Найди отличия» и др.

    Создавая предметную среду своей группы, я пришла к выводу, что в познавательный центр необходимо внести что-то такое необыкновенное и привлекающее внимание дошкольников, чтобы у детей непременно возник живой интерес и заинтересованность темой космоса. Для начала я поместила туда макет солнечной системы. Увидев в уголке данное пособие, у ребят возник неподдельный интерес. «А что это?». «Это планеты?». «Это из космоса?» - засыпали меня вопросами дети. Я поняла, что детям это интересно, и можно приступать к изучению этой сложной, но необычайно интересной теме - теме космоса. По мере освоения тем, в познавательном уголке постепенно появились альбомы: «Вселенная. Галактики», «Солнечная система», «Покорители космоса», детские энциклопедии «Астрономия для детей», плакаты  «Созвездия». Здесь же удобно расположились новые и интересные дидактические игры: «Созвездия. Знаки зодиака», «Планеты солнечной системы», «Путешествие в космос», самодельные пазлы «Ракета». В совместной деятельности с детьми был изготовлен подвесной модуль с изображением 8 планет. Обращаясь к материалам уголка, дети обсуждали между собой уже полученные знания, спорили и доказывали друг другу правомерность той или иной их мысли.  Правильно оформленная предметная среда способствует развитию познавательного интереса ребенка и должна быть содержательно – насыщенной, доступной.

   Кратчайшим путём донесения до души, до сознания ребёнка нравственной сути того или иного материала является художественная литература, музыка, картины и т.д. Поэтому при ознакомлении детей с космосом я использовала познавательные сказки А. Балтина: «Звери в космосе», «Звёздное чаепитие», «В космосе»; Дж. Родари «Космический цыплёнок»; легенду о Млечном пути; сказку о Луне; Е. Левитана «Сказочная Вселенная»; «Рассказы о Гагарине» Ю.М.Нагибина; стихотворения и загадки о космосе, Сильнейшим побудителем развития познавательного интереса дошкольников к теме космоса явилась как внешняя привлекательность наглядного материала, так и использование игровых приемов, проблемных ситуаций в образовательном процессе. Каждое занятие по теме космоса я старалась сделать для детей интересным и незабываемым. Дети постоянно были то в роли исследователей космического пространства, то в роли космонавтов, то в роли космических спасателей. Полученные знания детей я закрепляла с помощью практической деятельности – на занятиях по художественному творчеству мы рисовали на тему «Звёздное небо», «Космический сон», лепили летающие тарелки, инопланетян, а на аппликации вырезали из бумаги ракеты. Дети творили с огромным удовольствием и наслаждением.

   Мои ребята очень любят экспериментировать. В совместной деятельности я организовывала опыты, помогающие понять причины темноты в космосе, узнать о том, почему светится звёздное небо, установить методом наглядного моделирования как происходит смена дня и ночи. Мы проводили опыт «Запуск ракеты». Опыты и эксперименты дают возможность дошкольникам найти ответы на сложные вопросы окружающего мира, делать выводы и добиваться результатов.

   Работа над данной темой имела большое значение для развития познавательных интересов ребенка. Через объединение различных областей знаний у детей сформировалось целостное видение картины космического мира.  В результате педагогической деятельности наряду с развитием познавательных способностей обогащается словарный запас, расширяются естественнонаучные представления о космосе, широко проявляются инициативность и творчество. Это видно из диаграммы.

Я стараюсь строить свою работу в тесном  сотрудничестве с родителями. В уголке для родителей я выставляю информацию о текущей работе с детьми по применению темы «Сказочная Вселенная» в папках-передвижках размещаю фотоколлажи, которые помогают познакомить родителей с творческой деятельностью детей, устраиваю выставки детских работ, тематические консультации, провожу индивидуальные беседы с родителями. А также использую и новые формы работы:

  • Творческие досуги в вечерние часы работы;
  • Художественная студия;
  • Мастер-класс для родителей, где они могут проявить свои художественно-оформительские способности.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что все применяемые формы работы, открывают большие возможности для развития познавательных процессов: восприятия; внимания, памяти, воображения, мышления. Таким образом, в теории и на практике подтвердилась гипотеза, согласно которой в процессе формирования представлений об астрономии, формируется личность ребенка.

 В дальнейшем, я бы хотела воплотить свои желания в реальность, а именно, чтобы мои воспитанники участвовали в различных конкурсах, олимпиадах, могли реализовать свои творческие возможности.

Исходя из результатов проделанной работы по данной проблеме, я считаю, что большая часть намеченных задач выполнена.

 Кроме того, всё это ориентирует на сотрудничество с родителями и коллегами.

  Существование данной проблемы побуждает меня в перспективе проводить следующую работу: распространять педагогический опыт «Развитие познавательных интересов старших дошкольников через ознакомление с космосом» для воспитателей района на методических объединениях, электронных образовательных ресурсах. Хочется порекомендовать воспитателям и родителям систематически знакомить ребенка с космическими явлениями, рассказывать о полетах в космос, водить детей в музеи, на экскурсии, читать художественную литературу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы. Тема: «Развитие познавательных интересов старших дошкольников через опытно - экспериментальную деятельность».

Опыт работыТема: «Развитие познавательных интересов старших дошкольников через опытно - экспериментальную деятельность».Автор:ВоспитательМАДОУ № 185Сотникова Я.В.     А...

Развитие познавательного интереса старших дошкольников через художественную литературу

Развитие познавательного интереса старших дошкольников через художественную литературу...

Развитие познавательного интереса старших дошкольников через электронные дидактические игры

В статье представлен опыт работы по развитию познавательного интереса старших дошкольников через электронные дидактические игры. Автор приходит к выводу, что используя разнообразные электронные игры,...

Выступление на XXI Всероссийской научно-практической конференции "Развитие познавательного интереса старших дошкольников через ознакомление с космосом"

        Аликина А.Ю.воспитательМБДОУ №27г.Канск   Проект "Развитие познавательного интереса старших дошкольников через ознакомление с космосом" для ...