Выступление на XXI Всероссийской научно-практической конференции "Развитие познавательного интереса старших дошкольников через ознакомление с космосом"
проект (подготовительная группа)

Анастасия Юрьевна Аликина

          Аликина А.Ю.

воспитатель

МБДОУ №27

г.Канск

 

 

 

Проект "Развитие познавательного интереса старших дошкольников через ознакомление с космосом" для дошкольников.

 

 

          Несколько десятков лет назад мало кто из вчерашних мальчишек не хотел стать космонавтом. Эта мечта совсем не актуальна для современных детей. Между тем,  космические пираты, звёздные войны и другие инопланетные существа – герои их любимых фильмов. С древних времён взоры людей были устремлены в небо. Начиная с первых шагов по земле, человек ощущал свою зависимость от неба. Для него небо было живым, наполненным, многообразно себя проявляющим. Коротко рассказать о космосе нельзя. Увлекаясь каким – либо фактом, каждого захватывают, словно на космическом корабле, приключения на далёкие и неизведанные планеты солнечной системы. Именно поэтому при формировании представлений о космосе был выбран метод проектов. Система работы по теме «Космос» предполагает личностно – ориентированный подход к развитию ребёнка. Деятельность направлена на развитие умственных, познавательных, коммуникативных способностей, которые осуществляются через различные виды деятельности. Содержание даёт детям способность выразить свои эмоциональные переживания и освоенные знания о космосе.

          Передо мной, как педагогом, встал вопрос, какие подобрать методы и приемы, которые были направлены на формирование основ культурных способов деятельности, самостоятельности и активности ребенка в разных видах детской деятельности. Мои наблюдения позволили сделать вывод, что проектная деятельность является для детей более интересной и востребованной, она позволяет не только поддержать детскую инициативу, но и оформить ее в виде культурно значимого продукта детской деятельности, она опирается на субъективность ребенка, то есть на выражение его инициативы, проявление самостоятельной активности.

          В своей практике применяю технологию "Проектная деятельность дошкольников"В.А.Дергунская, Н.Е.Веракса, А.И.Веракса, И.А.Виноградова, Е.П.Панкова.

          Наша проектная деятельность началась с того, что в один из дней мальчик принес большую энциклопедию, рассматривая которую дети обнаружили иллюстрации на тему космоса и его пространства, и очень ярко с неподдельными эмоциями начали беседы между собой.

           Я понимаю, что современные дети мало интересуются темой космоса, мальчишки больше не мечтают быть космонавтами. Побеседовав с детьми по картинкам, я обнаружила, что дети мало знают о космосе. Поэтому считаю, что данный проект поможет сформировать детям первоначальные представления о космосе, солнечной системе, о космонавтах.  Конечно, вопросы у детей появились: «Что такое космос?» , «А есть ли там люди?» , «Как туда слетать?» и т.д.

          Я рассказала детям о том, что когда я была маленькая, то очень хотела побывать в космосе и увидеть все своими глазами, меня так все завораживало, и я готова с ними поделиться тем, что знаю сама, а то, чего не знаю, разузнать вместе с ними непременно.

          Я помогла детям определить их интересы через модель трех вопросов: «Что вам интересно в этой теме?», «Что вы знаете по данной теме?», «Что бы вы хотели узнать?» Ответы мы фиксировали.

Далее мною была поставлена цель проекта, задачи и определение этапов реализации.

          Цель:  формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, Солнечной системе и ее планетах, освоение космоса людьми.

В процессе реализации проекта решались следующие задачи:

1.       Расширять представление детей о многообразии космоса.

2.       Знакомить детей с первым летчиком-космонавтом Ю.А.Гагариным.

3.       Развивать творческое воображение, фантазию; воспитывать взаимопомощь, доброжелательное отношение друг к другу.

          Организация всех мероприятий в рамках проекта проходила в три этапа:

1 этап:

Выявление первоначальных знаний детей о космосе.

Информирование родителей о предстоящей деятельности.

Подбор литературы о космосе, презентаций, фотографий, плакатов.

2 этап:

Работа с родителями по заданной теме.

Проведение организованной деятельности.

3 этап:

Организация выставки работ совместно с родителями на тему: «Космические просторы»

Конкурс чтецов «О, этот загадочный!»

Презентация модели «Солнечная система».

На первом этапе мы проводили беседы «что такое космос?», «планеты солнечной системы», «наша Вселенная», «кто такие космонавты», беседа –рассуждение «Что я могу увидеть в космосе?»задавали вопросы и думали, где можем найти ответы на эти вопросы. Я отмечала, что дети уже знают, что их особенно интересует, что хотят узнать. Рассматривали фотографии, иллюстрации, картины, связанные с космосом.

          Мы просматривали презентации о космосе. Я подготовила для детей сказки, загадки, мультфильмы.

          Мы сообщили родителям о том, что хотим заняться настоящей исследовательской работой и узнать много нового о загадочном космосе.

          Во втором этапе проводилась организованная деятельность, в которой были охвачены такие области как познание «Хочу быть космонавтом», конструирование «Космический корабль»,

социально -коммуникативная «Рассказы о Юрии Гагарине»,

художественно - эстетическая -лепка «Космонавт в скафандре»,

аппликация «Ракеты на старте»,

рисование «Космическая фантазии».

А также подвижные и дидактические игры: «Ждут нас быстрые ракеты», «Невесомость», «Космическая эстафета», «Солнце – чемпион»,

сюжетно-ролевые игры «Полет в космос», «Космическое путешествие».

Чтение художественной литературы Н.Носов «Незнайка на луне», стихотворений о космосе, загадки, просматривание мультфильмов.

          Дети вместе с родителями делали поделки из различного материала на тему космоса.

          Детям было предложено выучить стихи о космосе для конкурса, кто-то выбирал дома самостоятельно, а кому-то была предложена помощь.

          На третьем этапе была организована выставка работ, конкурс чтецов и изготовление модели солнечной системы.

          Мы узнали много нового, оно обязательно пригодиться в дальнейшем уже школьной жизни детей и останется в памяти.

          Главным результатом в проектной  деятельности стало то, что все дети получили возможность самореализоваться. У всех участников проекта сформировались более точные представления о космосе. Проект позволил развить творческую активность детей и родителей.

Цели проекта достигнуты!

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konferentsiya.docx20.68 КБ

Предварительный просмотр:

                Аликина А.Ю.

воспитатель

МБДОУ №27

г.Канск

Проект "Развитие познавательного интереса старших дошкольников через ознакомление с космосом"

                Несколько десятков лет назад мало кто из вчерашних мальчишек не хотел стать космонавтом. Эта мечта совсем не актуальна для современных детей. Между тем, космические пираты, звёздные войны и другие инопланетные существа – герои их любимых фильмов. С древних времён взоры людей были устремлены в небо. Начиная с первых шагов по земле, человек ощущал свою зависимость от неба. Для него небо было живым, наполненным, многообразно себя проявляющим. Коротко рассказать о космосе нельзя. Увлекаясь каким – либо фактом, каждого захватывают, словно на космическом корабле, приключения на далёкие и неизведанные планеты солнечной системы. Именно поэтому при формировании представлений о космосе был выбран метод проектов. Система работы по теме «Космос» предполагает личностно – ориентированный подход к развитию ребёнка. Деятельность направлена на развитие умственных, познавательных, коммуникативных способностей, которые осуществляются через различные виды деятельности. Содержание даёт детям способность выразить свои эмоциональные переживания и освоенные знания о космосе.

                Передо мной, как педагогом, встал вопрос, какие подобрать методы и приемы, которые были направлены на формирование основ культурных способов деятельности, самостоятельности и активности ребенка в разных видах детской деятельности. Мои наблюдения позволили сделать вывод, что проектная деятельность является для детей более интересной и востребованной, она позволяет не только поддержать детскую инициативу, но и оформить ее в виде культурно значимого продукта детской деятельности, она опирается на субъективность ребенка, то есть на выражение его инициативы, проявление самостоятельной активности.

                В своей практике применяю технологию "Проектная деятельность дошкольников"В.А.Дергунская, Н.Е.Веракса, А.И.Веракса, И.А.Виноградова, Е.П.Панкова.

                Наша проектная деятельность началась с того, что в один из дней мальчик принес большую энциклопедию, рассматривая которую дети обнаружили иллюстрации на тему космоса и его пространства, и очень ярко с неподдельными эмоциями начали беседы между собой.

                 Я понимаю, что современные дети мало интересуются темой космоса, мальчишки больше не мечтают быть космонавтами. Побеседовав с детьми по картинкам, я обнаружила, что дети мало знают о космосе. Поэтому считаю, что данный проект поможет сформировать детям первоначальные представления о космосе, солнечной системе, о космонавтах.  Конечно, вопросы у детей появились: «Что такое космос?» , «А есть ли там люди?» , «Как туда слетать?» и т.д.

                Я рассказала детям о том, что когда я была маленькая, то очень хотела побывать в космосе и увидеть все своими глазами, меня так все завораживало, и я готова с ними поделиться тем, что знаю сама, а то, чего не знаю, разузнать вместе с ними непременно.

                Я помогла детям определить их интересы через модель трех вопросов: «Что вам интересно в этой теме?», «Что вы знаете по данной теме?», «Что бы вы хотели узнать?» Ответы мы фиксировали.

Далее мною была поставлена цель проекта, задачи и определение этапов реализации.

                Цель:  формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, Солнечной системе и ее планетах, освоение космоса людьми.

В процессе реализации проекта решались следующие задачи:

1.        Расширять представление детей о многообразии космоса.

2.        Знакомить детей с первым летчиком-космонавтом Ю.А.Гагариным.

3.        Развивать творческое воображение, фантазию; воспитывать взаимопомощь, доброжелательное отношение друг к другу.

                Организация всех мероприятий в рамках проекта проходила в три этапа:

1 этап:

Выявление первоначальных знаний детей о космосе.

Информирование родителей о предстоящей деятельности.

Подбор литературы о космосе, презентаций, фотографий, плакатов.

2 этап:

Работа с родителями по заданной теме.

Проведение организованной деятельности.

3 этап:

Организация выставки работ совместно с родителями на тему: «Космические просторы»

Конкурс чтецов «О, этот загадочный!»

Презентация модели «Солнечная система».

На первом этапе мы проводили беседы «что такое космос?», «планеты солнечной системы», «наша Вселенная», «кто такие космонавты», беседа –рассуждение «Что я могу увидеть в космосе?»задавали вопросы и думали, где можем найти ответы на эти вопросы. Я отмечала, что дети уже знают, что их особенно интересует, что хотят узнать. Рассматривали фотографии, иллюстрации, картины, связанные с космосом.

                Мы просматривали презентации о космосе. Я подготовила для детей сказки, загадки, мультфильмы.

                Мы сообщили родителям о том, что хотим заняться настоящей исследовательской работой и узнать много нового о загадочном космосе.

                Во втором этапе проводилась организованная деятельность, в которой были охвачены такие области как познание «Хочу быть космонавтом», конструирование «Космический корабль»,

социально -коммуникативная «Рассказы о Юрии Гагарине»,

художественно - эстетическая -лепка «Космонавт в скафандре»,

аппликация «Ракеты на старте»,

рисование «Космическая фантазии».

А также подвижные и дидактические игры: «Ждут нас быстрые ракеты», «Невесомость», «Космическая эстафета», «Солнце – чемпион»,

сюжетно-ролевые игры «Полет в космос», «Космическое путешествие».

Чтение художественной литературы Н.Носов «Незнайка на луне», стихотворений о космосе, загадки, просматривание мультфильмов.

                Дети вместе с родителями делали поделки из различного материала на тему космоса.

                Детям было предложено выучить стихи о космосе для конкурса, кто-то выбирал дома самостоятельно, а кому-то была предложена помощь.

                На третьем этапе была организована выставка работ, конкурс чтецов и изготовление модели солнечной системы.

                Мы узнали много нового, оно обязательно пригодиться в дальнейшем уже школьной жизни детей и останется в памяти.

                Главным результатом в проектной  деятельности стало то, что все дети получили возможность самореализоваться. У всех участников проекта сформировались более точные представления о космосе. Проект позволил развить творческую активность детей и родителей.

Цели проекта достигнуты!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы. Тема: «Развитие познавательных интересов старших дошкольников через опытно - экспериментальную деятельность».

Опыт работыТема: «Развитие познавательных интересов старших дошкольников через опытно - экспериментальную деятельность».Автор:ВоспитательМАДОУ № 185Сотникова Я.В.     А...

Развитие познавательного интереса старших дошкольников через художественную литературу

Развитие познавательного интереса старших дошкольников через художественную литературу...

Развитие познавательного интереса старших дошкольников через электронные дидактические игры

В статье представлен опыт работы по развитию познавательного интереса старших дошкольников через электронные дидактические игры. Автор приходит к выводу, что используя разнообразные электронные игры,...