Главные вкладки

    Из опыта работы. Тема: «Развитие познавательных интересов старших дошкольников через опытно - экспериментальную деятельность».
    методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

    Опыт работы
    Тема: «Развитие познавательных интересов старших дошкольников через опытно - экспериментальную деятельность».

    Автор:
    Воспитатель
    МАДОУ № 185
    Сотникова Я.В.

         Актуальность.   Жизнь во всех ее проявлениях становится все разнообразнее и сложнее: она все больше требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач.  Перед  государством, школой, дошкольным учреждением и родителями строит задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждый ребенок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и обязательно! - инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу.
          Поэтому на современном этапе все больше внимания уделяется практической поисково – исследовательской деятельности, так как  развитие и активность мышления обнаруживаются лишь  там, где есть возможность и потребность преобразовать способ практического действия и его предмет в соответствии с содержанием знания.
         Поисково – исследовательская деятельность зарождается в дошкольном детстве. В связи с этим особый интерес представляет детское  экспериментирование  как форма этой деятельности. В процессе детского экспериментирования ребенок выступает как субъект, самостоятельно строит собственную деятельность, проявляет активность, которая к старшему дошкольному возрасту заметно нарастает.
         Вместе с тем детское экспериментирование как форма поисковой деятельности в практике ДОУ используется  еще не достаточно широко, хотя является  важнейшим средством развития таких   базисных качеств личности, как творческая активность и самостоятельность.
         Таким образом, актуальность проблемы детского экспериментирования и необходимость проработки методического аспекта этой проблемы ,которые непосредственно выходят  на практическую деятельность воспитания детей/ подводят к выбору темы исследования.
         Теоретическое обоснование      В работах ряда авторов ( И.Я Лернер, Н.Н, Подьяков/ Л.А. Парамонова) подчеркивается особая роль проблемного обучения в развитии мыслительной деятельности детей, их творческих сил. С.Л. Рубинштейн писал: Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса,  с удивления или недоумения, с противоречия. Этой проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс; он всегда направлен на решение какой-то задачи»
         В рамках исследовательского подхода обучение идет с опорой на непосредственный опыт ребенка, на его расширение в ходе поисковой, исследовательской деятельности, активного освоения мира. Детям не сообщают готовые знания, не предлагают способы деятельности. Создается проблемная ситуация, которую ребенок сможет решить, если привлечет свой опыт, позволит установить  связи и закономерности. Ребенок же овладевает при этом новыми знаниями и умениями.
           Данная проблема нашла отражения в ряде исследований (Д.Б. Горовикова, М.И. Лисина, С.Л. Новоселова, Н.Н. Подьяков), в которых даны основные положения о детском экспериментировании как особой форме поисковой деятельности.
          А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, М.И. Лисин, Е.Е. Кравцова в своих работах отмечали важность союбственной активности ребенка, когда он выступает как полноценная личность, творец собственной деятельности, ставящий ее цели, ищущий пути и способы их достижения. Иначе говоря, когда ребенок выступает как свободная личность,  реализующая свою волю, свои интересы, свои потребности.
          В исследованиях Л.М. Маневцовой отмечается влияние поисково-исследовательской деятельности на формирование познавательного интереса у дошкольника, который проявляется в активном включении в любую деятельность, в появлении большого количества вопросов, в самостоятельной постановке и решении детьми познавательных задач.
          Итак, убедившись в актуальности данной проблемы на современном этапе, я  выделила  основные характеристики детского экспериментирования:
    1. Детское экспериментирование- особая форма поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития.
    2. В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний ( познавательная форма экспериментирования), на получение продуктов творчества ( продуктивная форма экспериментирования).
    3. Детское экспериментирование- стержень любого процесса детского творчества.
    4. Деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды деятельности, в том числе и игровую.
           Выбрав тему  «Развитие познавательных интересов старших дошкольников через опытно - экспериментальную деятельность»,  я  изучила научно-практические материалы по данной проблеме; методики проведения непосредственно образовательной деятельности в форме экспериментирования.
        
    Система работы.         Встроить систему работы по организации исследовательской деятельности детей, подобрать диагностический материал, составить тематический план и конспекты образовательной деятельности помогли следующие методические разработки:
    - у  И.Л. Пашуковой я взяла структуру занятия-экспериментирования. Воспользовалась ее  рекомендациями по организации мини-лаборатории  в группе.
    - у А.И. Ивановой взяла материалы по классификации наблюдений и экспериментов, особенностям детского экспериментирования, разработки проблемных заданий, занимательные опыты и эксперименты
    - рекомендации О.В. Дыбиной,  Н.П. Рахмановой - помогли выстроить систему работы;
    -  методические рекомендации Л.Н. Прохоровой взяла за основу создания предметно-развивающей среды для проведения простейших опытов и экспериментов.
         Мной была определена цель - развитие познавательной  исследовательской активности дошкольников в процессе опытно-экспериментальной деятельности.
    Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
    1. Развивать познавательные интересы детей в процессе исследовательской деятельности.
    2. Учить детей приобретать новую информацию через экспериментирование.
    3. Формировать умения детей делать выводы на основе практического опыта и применять в самостоятельной деятельности.
    Основное направление работы предполагает:
     Расширение представлений детей о явлениях и объектах окружающего мира;
     Уточнение всего спектра свойств и признаков объектов и предметов;
     Расширение и уточнение взаимосвязи и взаимозависимости одних объектов от других.
    Новизна опыта заключается в усовершенствовании:  изученных мной методы, приемы, подходы к организации опытно-экспериментальной деятельности, я  объединила в единое целое.
           Работа началась с   создания предметно-развивающей среды - главного условия для развития творческой, исследовательской активности дошкольников. Я оформила в группе Центр экспериментирования, разбив материалы по темам: «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло», «Резина» и расположив их в доступном для свободного экспериментирования месте и в достаточном количестве.
          Я составила картотеку опытов, картотеку загадок, разработала конспекты занятий для детей среднего и старшего дошкольного возраста, подобрала   познавательную литературу для детей.
        Далее я разработала перспективный план, в котором раздел исследовательской деятельности детей проходит через разные формы работы (в ходе непосредственно образовательной деятельности и образовательной деятельности в режимных моментах, в самостоятельной детской деятельности, в работе с родителями). В плане отражено последовательное, поэтапное знакомство детей с каким-либо объектом или явлением окружающей действительности. При составлении плана использовала рекомендации  Л.Н. Прохоровой «Экологическое воспитание дошкольников» и Н.А. Рыжовой «Наш дом» - природа». 
         План составила так, чтобы в ходе опытно-экспериментальной  деятельности по освоению детьми окружающего мира у них формировались   следующие представления:
     о свойствах воды;
     о  свойствах воздуха;
     о  свойствах снега и льда;
     о  свойствах песка и глины;
     об условиях, необходимых для жизни растений.
    Исследовательские занятия  провожу по структуре, предложенной И.Л. Паршуковой.
    1. Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной
    Ситуации.
    2. Тренинг внимания, памяти,  логики мышления (может быть организован до занятия).
    3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
    4. Уточнение плана исследования.
    5.   Выбор оборудования, самостоятельное его размещение в зоне исследования.
    6. Распределение детей на группы.
    7. Анализ и обобщение полученных результатов экспериментирования.
           Проведенные эксперименты мы заносим в индивидуальные дневники наблюдений. 
          В процессе детского экспериментирования дети учатся видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явления, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы, предложения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать выводы.
          В ходе образовательной деятельности отношения   с детьми  строю на основе партнерства.
         Большую радость, удивление и даже восторг ребята испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у юных исследователей чувство удовлетворения от проделанной работы. В  процессе экспериментирования  даю детям возможность удовлетворять присущую им любознательность, помогаю почувствовать себя учеными, исследователями, первооткрывателями. При этом я не учитель-наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности - это позволяет ребенку проявлять собственную активность. Для поддержания интереса у детей я придумала сказочный персонаж – Мышонок Пик, который живет в уголке экспериментирования. Наш герой с детьми участвует в опытах и экспериментах, он приносит ребятам интересные вещи, задания, удивительные истории. Дети могут не только видеть, но и слышать  Мышонка:  свои задания он присылает на аудиокассетах.
          Этот герой стал для них не просто куклой, а настоящим другом, с которым можно посоветоваться, обратиться к нему с просьбой , разделить радость открытий.
           В ходе образовательной деятельности дети пользуются различными материалами.  Для их безопасного применения были составлены правила работы с ними, которые очень просты и легко запоминаются.
          Экспериментирование я использовала не только на занятиях, но и в других сферах детской деятельности, совместно с узкими специалистами.
          На занятиях по ИЗО деятельности дети экспериментируют с красками: путем проб и ошибок находят нужный оттенок.
          Выполняя упражнения со спортивным инвентарем,  дети видят  и ощущают взаимосвязь различных физических действий. Например, сильнее кинешь - дальше полетит; чем тяжелее предмет, тем больше нужно усилий, чтобы он долетел до цели.
         Экспериментирование мы используем и в свободной детской деятельности. На прогулке наши юные исследователи решают очень важные проблемы: что произойдет со снежинкой, если она упадет на ладошку? Как освободить бусинки из ледяного плена? И т.п.
           Дети очень любят играть с ветром, со звуками, с цветными стеклами, с песком, с красками, а также в настольно-дидактические игры ( «Волшебница-вода» «Свет, звук, вода»).
            Реализация поставленных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. Родители принимают активное участие в конкурсах, выставках, помогают пополнять «уголок экспериментирования» необходимыми материалами и оборудованием. В родительском уголке можно увидеть рекомендации интересных опытов в домашних условиях.
           В конце года провожу диагностику, с помощью которой определяю овладения детьми экспериментальной деятельностью (использую рекомендации Л.Н. Прохоровой) результаты показывают, что у детей сформировался интерес  к проведению опытов, исследовательской деятельности. Возросло количество вопросов, появилась потребность получать ответы экспериментальным путем и попытки работать самостоятельно. Давая словестный отчет об увиденном, дети не ограничиваются отдельными фразами, а произносят несколько предложений, которые хотя и не являются самостоятельным рассказом, но уже приближаются к нему по объему.
    Результативность.  Как показывают результаты исследований, детское экспериментирование, будучи внутренне мотивированной деятельностью, таит в себе огромный потенциал для развития творческой исследовательской активности и самостоятельности у дошкольников.
           В настоящее время продолжаю работать по этой теме.  Уверена, что год пройдет интересно и насыщенно. Со всеми педагогами, которые принимают участие в жизни детей, мы создадим все условия для их развития. Для этого есть прочная основа: устоявшиеся взаимоотношения с воспитанниками, добрая атмосфера в группе, наше желание находится с детьми и стремление к профессиональному росту.

    Литература.


    1. Поддьяков А. И. Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом- «черным ящиком»// Вопросы психологии, 1990. №
    2. Поддьяков Н. Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного воз раста. Концептуальный аспект. — Волгоград: Перемена, 1995.
    3. Прохорова Л. Н., Балакшина ТА. Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира//' Формирование начал экологичес кой культуры дошкольников (из опыта работы детского сада № 15 «Подсолнушек» г. Владимира) / Под ред. Л. Н. Прохоровой. — Владимир. ВОИУУ, 2001.
    4. Рыжова П. Игры с водой и песком// Обруч, 1997. — № 2.
    5. Рыжова П. Опыты с песком и глиной// Обруч, 1998. — № 2.
    6. Тугушева Г. П., Чистякова А. В. Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста// Дошкольная педагогика, 2001. — № 1.
    7. Дыбина О. В Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. -М. : ТЦ «Сфера», 2005.
    8. Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Растения. /Текст/: детская энциклопедия/ А. И. Иванова -М. : ТЦ «Сфера», 2004.
    9. План-программа воспитательно-образовательной программы в детском саду /Текст/ сост. Н. В. Гончарова / и др. /; под ред. 3. А. Михайловой. - СПб. : Акцидент, 1997 г.
    10. Рыжова Н. А. Волшебница -вода /Текст/ Н. А. Рыжова. - М. : Линка-Пресс. 1997 .
    11. Дыбина О. В. Рахманова Н. П. Щетина В. В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»/ Под ред. О. В. Дыбиной. - М. : ТЦ Сфера, 2004. - 64 с.
    12. Соловьева Е. «Как организовать поисковую деятельность детей» // Дошкольное воспитание. 2005. №1.

     

     

     



    Приложение 1
    План работы по организации исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.

    Цели и задачи исследования Содержание опытов Формы и методы работы с детьми в разных видах деятельности Элементы предметно-развивающей среды
    Сентябрь. Тема «Воздух»
    Цели:
    1. Развивать у детей исследовательский интерес, любознательность.
    2. Воспитывать бережное отношение к природе как к источнику чистого воздуха, необходимого для жизни живого.
    3. Развивать творческие способности, логику и мышление,  умение зарисовывать опыты.
    4. Способствовать развитию диалогической речи, формировать умение формулировать выводы.
    Задачи:
    1. Подвести детей к пониманию того, что воздух невидим, прозрачен.
    2. Подвести детей к пониманию того, что воздух есть во всем.
    3. Подвести детей к пониманию того, что воздух легкий.
    4. Подвести детей к пониманию того, что воздух имеет вес.  1. Взять пустой стакан и таз с водой. Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в таз. Стакан держать ровно.
    2. Взять стакан с водой и трубочку. Опустить трубочку в стакан с водой и подуть в нее.
    3. Взять надувные игрушки и опустить их в таз с водой.
    4. Взять палку длиной 60 см, на ее середине закрепить веревочку. С обеих концов палки привязать два одинаковых шарика. Подвесить палку на веревочку. Палка висит горизонтально.  Познавательная деятельность:
    - беседа с детьми «Откуда берется воздух, ветер»;
    - чтение стихотворений о ветре;
    - чтение произведения «Легкие планеты».
    Речевая деятельность: чтение РНС «Пузырь, соломинка и лапоть», беседа по ней.
    Музыкальная деятельность: работа над дыханием, упражнения на поддувание.
    Ручной труд: конструирование из бумаги способом оригами (тюльпаны надуваются с помощью воздуха).
    Игровая деятельность: игры с воздушными шарами, мыльными пузырями.
    Работа с родителями:
    - консультации на темы «Как познакомить детей со свойствами воздуха». «Дыхательная гимнастика для детей»;
    - практикум «Изготовление игрушек для игр с воздухом». 1. Схемы опытов.
    2. Оборудование для элементарной опытной деятельности.
    3. Картинки: вентилятор, веер и т.п.
    4. Альбом «Люди и небо»
    5. Кроссворд на тему «Воздух»

     

    Цели и задачи исследования Содержание опытов Формы и методы работы с детьми в разных видах деятельности Элементы предметно-развивающей среды
    Октябрь Тема «Воздух»
    Цели:
    1. Развивать у детей творческие способности, логику, мышление, умение зарисовывать опыт.
    2. Способствовать развитию диалогической речи, формировать умение формулировать выводы.
    3. Развивать исследовательский интерес, любознательность.
    4. Воспитывать желание беречь окружающую среду.
    Задачи:
    1. Подвести детей к пониманию того, что воздух бывает теплым и холодным: теплый – легкий, холодный – тяжелый.
    2. Дать детям понятие о движении воздуха.
    3. Дать понятие о загрязнении воздуха. 1. Взять две свечи, приоткрыть дверь на улицу. Зажечь свечи. Держать одну внизу, другую наверху образовавшейся щели. Определить направление движения воздуха по пламени свечи.
    2. Взять миски с водой для каждого ребенка. В каждой миске свое «море»: красное, черное, желтое. Дети дуют на воду. Получаются «волны».
    3. Зажечь свечу, подержать над ее пламенем стекло или фарфоровую чашку. Познавательная деятельность:
    - рассматривание иллюстраций с изображением ветра, беседы;
    - разгадывание загадок;
    - уточнить, что движение воздуха называется ветром.
    Речевая деятельность: Чтение сказки «Морозко», беседа по ней.
    Изобразительная деятельность: передать в рисунке ветер: сильный, могучий, слабый и спокойный.
    Конструктивная деятельность: конструирование из бумаги корабликов, султанчиков.
    Игровая деятельность: пускание парусных корабликов по воде.
    Работа с родителями: консультация «Влияние свежего воздуха на организм»
    1. Зарисовка опытов.
    2. Фотографии.
    3. Изготовление вееров.
    Способы фиксации результатов исследования:
    - диагностирование;
    - зарисовка опытов;
    - составление рассказов (оформление книги «Воздух везде»);
    - изготовление аппликации (коллажа).

     

    Цели и задачи исследования Содержание опытов Формы и методы работы с детьми в разных видах деятельности Элементы предметно-развивающей среды
    Ноябрь.  Тема «Вода»
    Цели:
    1. Дать детям представления о воде и ее свойствах.
    2. Развивать речь-доказательство.
    3. Воспитывать желание проводить эксперименты, опыты, соблюдая правила безопасности.
    Задачи:
    1. Подвести детей к пониманию того, что вода бывает теплой, горячей, холодной.
    2. Подвести детей к пониманию того, что вода прозрачная.
    3. Подвести детей к пониманию того, что вода не имеет вкуса.
    4. Подвести детей к пониманию того, что вода не имеет запаха. 1. Во время мытья рук измерить температуру воды.
    2. Взять два стакана – один с водой, другой с молоком. В оба стакана опустить камешки или монетки.
    3. Сравнить на вкус воду, молоко и сок.
    4. Сравнить запах  в стаканах с обычной водой и с водой, в которую добавлен ароматизатор.  Речевая деятельность: чтение  экологического рассказа «Как люди речку обидели», беседа, заучивание потешек о воде.
    Изобразительная деятельность: окрашивание воды с помощью красок.
    Музыкальная деятельность:  слушание мелодий, передающих журчание воды, капель, шум дождя.
    Трудовая деятельность: опрыскивание растений в уголке природы.
    Игровая деятельность: игры с водой, мыльными пузырями, Д/И «Волшебница вода».
    Работа с родителями:
    Беседы о закаливающих процедурах. 1. Схемы опытов.
    2. Оборудование для элементарной опытной деятельности.
    3.Карты «Свойства воды».
    4. Иллюстрации с изображением ручья, реки, озера, моря, океана.
    5. Карта мира.
    6. Пособие «Круговорот воды в природе». 

    Декабрь. Тема «Вода»
    Цели:
    1. Уточнить представления детей о воде и ее свойствах.
    2. Сформировать понятие воды как главного источника жизни.
    3. Поддерживать интерес к исследованиям.
    Задачи:
    1. Подвести детей к пониманию того, что вода жидкая и может течь.
    2. Подвести детей к пониманию того, что в воде одни вещества растворяются, другие нет.
    3. Подвести детей к пониманию того, что вода не имеет формы. 1. Переливать воду из одного сосуда в другой.
    2. В одни стакан положить речной песок, в другой – сахарный песок. Налить воды.
    3. Налить определенное количество  воды в сосуды разной формы. Познавательная деятельность:
    -занятие «Роль воды в жизни людей, животных, растений».
    - рассматривание альбома «Природа родного края».
    Речевая деятельность:
    - отгадывание загадок;
    - разучивание произведений народного творчества;
    - беседа «Почему люди болеют?» 
    - чтение сказки К.Чуковского «Мойдорыр»
    Изобразительная деятельность:
    - рисование водоемов (озеро,  река, пруд).
    Игровая деятельность:  Д/И «Узнай по вкусу» 1. Сосуды.
    2. Речной и сахарный песок.
    3. Альбомы с иллюстрациями.
    Способы фиксации результатов исследования:
    - диагностирование;
    - рисунки;
    - составление рассказов;
    - подбор фотографий;
    - аппликация.
    Январь. Тема «Снег и лед»
    Цели:
    1. Познакомить детей  с тем, что большую часть земного шара занимает вода, уточнить представления детей о разных состояниях воды.
    2. Воспитывать экологическое сознание, желание беречь окружающую среду.
    3. Развивать речь, любознательность.
    Задачи:
    1. Подвести детей к пониманию связи между температурой воздуха  и состоянием снега, льда.
    2. Подвести детей к пониманию того, что снег тает от любого источника тепла.   1. Принести снег и лед в помещение.
    2. Положить горсть снега сначала на голую ладонь, затем на ладонь в варежке.
    3. Освободить фигурки от «ледяного плена».  Познавательная деятельность:
    - занятие «Зима»;
    - рассматривание иллюстраций о зиме.
    Речевая деятельность: 
    - беседа «Зимние забавы»;
    - чтение и заучивание стихотворений И.Сурикова, А.Барто, Ф.Тютчева
    Музыкальная деятельность: разучивание и пение песен о зиме.
    Трудовая деятельность: совместная деятельность детей и взрослых в постройке на участке горки, снежных фигур, заливание ледяной дорожки. 1. Картотека опытов.
    2. Книги С.Сахарнова «По морям вокруг земли»
    3. Иллюстрации.

     

     

    Цели и задачи исследования Содержание опытов Формы и методы работы с детьми в разных видах деятельности Элементы предметно-развивающей среды
    Февраль. Тема «Снег и лед»
    Цели:
    1. Дать детям понятие о защитных свойствах снега.
    2. Познакомить с загрязнением воды и снега.
    3. Развивать речь и любознательность.
    Задачи:
    Подвести детей к пониманию связи между состоянием снега и температуры воздуха. 1. В морозный день предложить детям слепить снежки на улице. Принести снег в помещение и предложить слепить снежки здесь.
    2. В сильный мороз налить одинаковое количество воды в три бутылки и зарыть их в снег на разную глубину.
    3. Внести снег в помещение и положить на бумажный фильтр. Речевая деятельность:
    - чтение сказки С.Маршака «Двенадцать месяцев», беседа по ней;
    - чтение стихов, пословиц, поговорок о снеге, примет, связанных со снегом.
    - беседа о том, какую пользу приносит нег в сельском хозяйстве.
    Изобразительная деятельность:
    - рисование «Зима пришла», «Снеговики»
    - лепка «Мы гуляем на участке» 1. Фотовыставка «Зимние развлечения».
    2. Иллюстрации на тему «Зима».
    3. Книжки-самоделки на тему «Зима».
    Способы фиксации результатов исследований:
    - зарисовка опытов;
    - составление рассказов;
    - подбор фотографий;
    - коллективная аппликация «Снег и лед»

     

     

     

    Цели и задачи исследования Содержание опытов Формы и методы работы с детьми в разных видах деятельности Элементы предметно-развивающей среды
    Март. Тема «Песок и глина»
    Цели:
    1. Познакомить детей  с  глиной и песком, которые составляют основу почвы.
    2. Рассказать о том, что почва, песок и глина – объекты неживой природы.
    3. Уточнить правила поведения в природе.
    Задачи:
    1. Подвести детей к пониманию того, что почва, песок бывает песчаная и глинистая.
    2. выяснить, что в почве для жизни живых организмов есть воздух и вода.
    3. Познакомить детей со свойствами песка и глины: рыхлые, сыпучие, твердые.  1. Взять стаканы с песком и глиной. Предложить высыпать в  чашку, перемешать.
    2. Попробовать «посадить» палочку в стаканчики с песком и глиной поочередно.
    3. Предложить слепить шарики из сухой, потом из влажной глины. Познавательная деятельность:
    - посадка лука в почву.
    Игровая деятельность: игры с песком.
    Изобразительная деятельность: лепка из глины.
    Трудовая деятельность: рыхление земли в горшках.
    Совместная с родителями выставка: Поделки из глины. Песок, глина, палочки, лупа, дощечки.
    Апрель. Тема «Песок и глина»
    Цели: Закрепить и уточнить знания детей о свойствах песка и глины. 1. Предложить детям слепить шарики из мокрого песка и глины и оставить их для высыхания.
    2. Посадить в стаканчик с песком и глиной семена фасоли.
    3. Рассмотреть через лупу, из чего состоят песок и глина, сравнить. Трудовая деятельность: посадка фасоли.
    Познавательная деятельность: экскурсия к мини огороду. 1. Стаканчики с землей и глиной.
    2. Семена фасоли.
    3. Лупа.
    Способы фиксации результатов исследования:
    - заполнение альбома наблюдения – рост фасоли;
    - подбор иллюстраций;
    - составление рассказов;
    - аппликация.



     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл opyt_raboty_opytno_eksperementalnaya_deyatelnost.docx44.29 КБ

    Предварительный просмотр:

    Опыт работы

    Тема: «Развитие познавательных интересов старших дошкольников через опытно - экспериментальную деятельность».

    Автор:

    Воспитатель

    МАДОУ № 185

    Сотникова Я.В.

         Актуальность.   Жизнь во всех ее проявлениях становится все разнообразнее и сложнее: она все больше требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач.  Перед  государством, школой, дошкольным учреждением и родителями строит задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждый ребенок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и обязательно! - инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу.

          Поэтому на современном этапе все больше внимания уделяется практической поисково – исследовательской деятельности, так как  развитие и активность мышления обнаруживаются лишь  там, где есть возможность и потребность преобразовать способ практического действия и его предмет в соответствии с содержанием знания.

         Поисково – исследовательская деятельность зарождается в дошкольном детстве. В связи с этим особый интерес представляет детское  экспериментирование  как форма этой деятельности. В процессе детского экспериментирования ребенок выступает как субъект, самостоятельно строит собственную деятельность, проявляет активность, которая к старшему дошкольному возрасту заметно нарастает.

         Вместе с тем детское экспериментирование как форма поисковой деятельности в практике ДОУ используется  еще не достаточно широко, хотя является  важнейшим средством развития таких   базисных качеств личности, как творческая активность и самостоятельность.

         Таким образом, актуальность проблемы детского экспериментирования и необходимость проработки методического аспекта этой проблемы ,которые непосредственно выходят  на практическую деятельность воспитания детей/ подводят к выбору темы исследования.

         Теоретическое обоснование      В работах ряда авторов ( И.Я Лернер, Н.Н, Подьяков/ Л.А. Парамонова) подчеркивается особая роль проблемного обучения в развитии мыслительной деятельности детей, их творческих сил. С.Л. Рубинштейн писал: Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса,  с удивления или недоумения, с противоречия. Этой проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс; он всегда направлен на решение какой-то задачи»

         В рамках исследовательского подхода обучение идет с опорой на непосредственный опыт ребенка, на его расширение в ходе поисковой, исследовательской деятельности, активного освоения мира. Детям не сообщают готовые знания, не предлагают способы деятельности. Создается проблемная ситуация, которую ребенок сможет решить, если привлечет свой опыт, позволит установить  связи и закономерности. Ребенок же овладевает при этом новыми знаниями и умениями.

           Данная проблема нашла отражения в ряде исследований (Д.Б. Горовикова, М.И. Лисина, С.Л. Новоселова, Н.Н. Подьяков), в которых даны основные положения о детском экспериментировании как особой форме поисковой деятельности.

          А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, М.И. Лисин, Е.Е. Кравцова в своих работах отмечали важность союбственной активности ребенка, когда он выступает как полноценная личность, творец собственной деятельности, ставящий ее цели, ищущий пути и способы их достижения. Иначе говоря, когда ребенок выступает как свободная личность,  реализующая свою волю, свои интересы, свои потребности.

          В исследованиях Л.М. Маневцовой отмечается влияние поисково-исследовательской деятельности на формирование познавательного интереса у дошкольника, который проявляется в активном включении в любую деятельность, в появлении большого количества вопросов, в самостоятельной постановке и решении детьми познавательных задач.

          Итак, убедившись в актуальности данной проблемы на современном этапе, я  выделила  основные характеристики детского экспериментирования:

    1. Детское экспериментирование- особая форма поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития.
    2. В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний ( познавательная форма экспериментирования), на получение продуктов творчества ( продуктивная форма экспериментирования).
    3. Детское экспериментирование- стержень любого процесса детского творчества.
    4. Деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды деятельности, в том числе и игровую.

           Выбрав тему  «Развитие познавательных интересов старших дошкольников через опытно - экспериментальную деятельность»,  я  изучила научно-практические материалы по данной проблеме; методики проведения непосредственно образовательной деятельности в форме экспериментирования.

         

    Система работы.         Встроить систему работы по организации исследовательской деятельности детей, подобрать диагностический материал, составить тематический план и конспекты образовательной деятельности помогли следующие методические разработки:

    - у  И.Л. Пашуковой я взяла структуру занятия-экспериментирования. Воспользовалась ее  рекомендациями по организации мини-лаборатории  в группе.

    - у А.И. Ивановой взяла материалы по классификации наблюдений и экспериментов, особенностям детского экспериментирования, разработки проблемных заданий, занимательные опыты и эксперименты

    - рекомендации О.В. Дыбиной,  Н.П. Рахмановой - помогли выстроить систему работы;

    -  методические рекомендации Л.Н. Прохоровой взяла за основу создания предметно-развивающей среды для проведения простейших опытов и экспериментов.

         Мной была определена цель - развитие познавательной  исследовательской активности дошкольников в процессе опытно-экспериментальной деятельности.

    Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

    1. Развивать познавательные интересы детей в процессе исследовательской деятельности.
    2. Учить детей приобретать новую информацию через экспериментирование.
    3. Формировать умения детей делать выводы на основе практического опыта и применять в самостоятельной деятельности.

    Основное направление работы предполагает:

    • Расширение представлений детей о явлениях и объектах окружающего мира;
    • Уточнение всего спектра свойств и признаков объектов и предметов;
    • Расширение и уточнение взаимосвязи и взаимозависимости одних объектов от других.

    Новизна опыта заключается в усовершенствовании:  изученных мной методы, приемы, подходы к организации опытно-экспериментальной деятельности, я  объединила в единое целое.

           Работа началась с   создания предметно-развивающей среды - главного условия для развития творческой, исследовательской активности дошкольников. Я оформила в группе Центр экспериментирования, разбив материалы по темам: «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло», «Резина» и расположив их в доступном для свободного экспериментирования месте и в достаточном количестве.

          Я составила картотеку опытов, картотеку загадок, разработала конспекты занятий для детей среднего и старшего дошкольного возраста, подобрала   познавательную литературу для детей.

        Далее я разработала перспективный план, в котором раздел исследовательской деятельности детей проходит через разные формы работы (в ходе непосредственно образовательной деятельности и образовательной деятельности в режимных моментах, в самостоятельной детской деятельности, в работе с родителями). В плане отражено последовательное, поэтапное знакомство детей с каким-либо объектом или явлением окружающей действительности. При составлении плана использовала рекомендации  Л.Н. Прохоровой «Экологическое воспитание дошкольников» и Н.А. Рыжовой «Наш дом» - природа».  

         План составила так, чтобы в ходе опытно-экспериментальной  деятельности по освоению детьми окружающего мира у них формировались   следующие представления:

    • о свойствах воды;
    • о  свойствах воздуха;
    • о  свойствах снега и льда;
    • о  свойствах песка и глины;
    • об условиях, необходимых для жизни растений.

    Исследовательские занятия  провожу по структуре, предложенной И.Л. Паршуковой.

    1. Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной

    Ситуации.

    1. Тренинг внимания, памяти,  логики мышления (может быть организован до занятия).
    2. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
    3. Уточнение плана исследования.
    4.   Выбор оборудования, самостоятельное его размещение в зоне исследования.
    5. Распределение детей на группы.
    6. Анализ и обобщение полученных результатов экспериментирования.

           Проведенные эксперименты мы заносим в индивидуальные дневники наблюдений.  

          В процессе детского экспериментирования дети учатся видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явления, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы, предложения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать выводы.

          В ходе образовательной деятельности отношения   с детьми  строю на основе партнерства.

         Большую радость, удивление и даже восторг ребята испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у юных исследователей чувство удовлетворения от проделанной работы. В  процессе экспериментирования  даю детям возможность удовлетворять присущую им любознательность, помогаю почувствовать себя учеными, исследователями, первооткрывателями. При этом я не учитель-наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности - это позволяет ребенку проявлять собственную активность. Для поддержания интереса у детей я придумала сказочный персонаж – Мышонок Пик, который живет в уголке экспериментирования. Наш герой с детьми участвует в опытах и экспериментах, он приносит ребятам интересные вещи, задания, удивительные истории. Дети могут не только видеть, но и слышать  Мышонка:  свои задания он присылает на аудиокассетах.

          Этот герой стал для них не просто куклой, а настоящим другом, с которым можно посоветоваться, обратиться к нему с просьбой , разделить радость открытий.

           В ходе образовательной деятельности дети пользуются различными материалами.  Для их безопасного применения были составлены правила работы с ними, которые очень просты и легко запоминаются.

          Экспериментирование я использовала не только на занятиях, но и в других сферах детской деятельности, совместно с узкими специалистами.

          На занятиях по ИЗО деятельности дети экспериментируют с красками: путем проб и ошибок находят нужный оттенок.

          Выполняя упражнения со спортивным инвентарем,  дети видят  и ощущают взаимосвязь различных физических действий. Например, сильнее кинешь - дальше полетит; чем тяжелее предмет, тем больше нужно усилий, чтобы он долетел до цели.

         Экспериментирование мы используем и в свободной детской деятельности. На прогулке наши юные исследователи решают очень важные проблемы: что произойдет со снежинкой, если она упадет на ладошку? Как освободить бусинки из ледяного плена? И т.п.

           Дети очень любят играть с ветром, со звуками, с цветными стеклами, с песком, с красками, а также в настольно-дидактические игры ( «Волшебница-вода» «Свет, звук, вода»).

            Реализация поставленных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. Родители принимают активное участие в конкурсах, выставках, помогают пополнять «уголок экспериментирования» необходимыми материалами и оборудованием. В родительском уголке можно увидеть рекомендации интересных опытов в домашних условиях.

           В конце года провожу диагностику, с помощью которой определяю овладения детьми экспериментальной деятельностью (использую рекомендации Л.Н. Прохоровой) результаты показывают, что у детей сформировался интерес  к проведению опытов, исследовательской деятельности. Возросло количество вопросов, появилась потребность получать ответы экспериментальным путем и попытки работать самостоятельно. Давая словестный отчет об увиденном, дети не ограничиваются отдельными фразами, а произносят несколько предложений, которые хотя и не являются самостоятельным рассказом, но уже приближаются к нему по объему.

     Результативность.  Как показывают результаты исследований, детское экспериментирование, будучи внутренне мотивированной деятельностью, таит в себе огромный потенциал для развития творческой исследовательской активности и самостоятельности у дошкольников.

           В настоящее время продолжаю работать по этой теме.  Уверена, что год пройдет интересно и насыщенно. Со всеми педагогами, которые принимают участие в жизни детей, мы создадим все условия для их развития. Для этого есть прочная основа: устоявшиеся взаимоотношения с воспитанниками, добрая атмосфера в группе, наше желание находится с детьми и стремление к профессиональному росту.

    Литература.

     

    1. Поддьяков А. И. Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом- «черным ящиком»// Вопросы психологии, 1990. №

    2. Поддьяков Н. Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного воз раста. Концептуальный аспект. — Волгоград: Перемена, 1995.

    3. Прохорова Л. Н., Балакшина ТА. Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира//' Формирование начал экологичес кой культуры дошкольников (из опыта работы детского сада № 15 «Подсолнушек» г. Владимира) / Под ред. Л. Н. Прохоровой. — Владимир. ВОИУУ, 2001.

    4. Рыжова П. Игры с водой и песком// Обруч, 1997. — № 2.

    5. Рыжова П. Опыты с песком и глиной// Обруч, 1998. — № 2.

    6. Тугушева Г. П., Чистякова А. В. Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста// Дошкольная педагогика, 2001. — № 1.

    7. Дыбина О. В Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. -М. : ТЦ «Сфера», 2005.

    8. Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Растения. /Текст/: детская энциклопедия/ А. И. Иванова -М. : ТЦ «Сфера», 2004.

    9. План-программа воспитательно-образовательной программы в детском саду /Текст/ сост. Н. В. Гончарова / и др. /; под ред. 3. А. Михайловой. - СПб. : Акцидент, 1997 г.

    10. Рыжова Н. А. Волшебница -вода /Текст/ Н. А. Рыжова. - М. : Линка-Пресс. 1997 .

    11. Дыбина О. В. Рахманова Н. П. Щетина В. В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»/ Под ред. О. В. Дыбиной. - М. : ТЦ Сфера, 2004. - 64 с.

    12. Соловьева Е. «Как организовать поисковую деятельность детей» // Дошкольное воспитание. 2005. №1.


    Приложение 1

    План работы по организации исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.

    Цели и задачи исследования

    Содержание опытов

    Формы и методы работы с детьми в разных видах деятельности

    Элементы предметно-развивающей среды

    Сентябрь. Тема «Воздух»

    Цели:

    1. Развивать у детей исследовательский интерес, любознательность.

    2. Воспитывать бережное отношение к природе как к источнику чистого воздуха, необходимого для жизни живого.

    3. Развивать творческие способности, логику и мышление,  умение зарисовывать опыты.

    4. Способствовать развитию диалогической речи, формировать умение формулировать выводы.

    Задачи:

    1. Подвести детей к пониманию того, что воздух невидим, прозрачен.

    2. Подвести детей к пониманию того, что воздух есть во всем.

    3. Подвести детей к пониманию того, что воздух легкий.

    4. Подвести детей к пониманию того, что воздух имеет вес.

     1. Взять пустой стакан и таз с водой. Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в таз. Стакан держать ровно.

    2. Взять стакан с водой и трубочку. Опустить трубочку в стакан с водой и подуть в нее.

    3. Взять надувные игрушки и опустить их в таз с водой.

    4. Взять палку длиной 60 см, на ее середине закрепить веревочку. С обеих концов палки привязать два одинаковых шарика. Подвесить палку на веревочку. Палка висит горизонтально.

    Познавательная деятельность:

    - беседа с детьми «Откуда берется воздух, ветер»;

    - чтение стихотворений о ветре;

    - чтение произведения «Легкие планеты».

    Речевая деятельность: чтение РНС «Пузырь, соломинка и лапоть», беседа по ней.

    Музыкальная деятельность: работа над дыханием, упражнения на поддувание.

    Ручной труд: конструирование из бумаги способом оригами (тюльпаны надуваются с помощью воздуха).

    Игровая деятельность: игры с воздушными шарами, мыльными пузырями.

    Работа с родителями:

    - консультации на темы «Как познакомить детей со свойствами воздуха». «Дыхательная гимнастика для детей»;

    - практикум «Изготовление игрушек для игр с воздухом».

    1. Схемы опытов.

    2. Оборудование для элементарной опытной деятельности.

    3. Картинки: вентилятор, веер и т.п.

    4. Альбом «Люди и небо»

    5. Кроссворд на тему «Воздух»

    Цели и задачи исследования

    Содержание опытов

    Формы и методы работы с детьми в разных видах деятельности

    Элементы предметно-развивающей среды

    Октябрь Тема «Воздух»

    Цели:

    1. Развивать у детей творческие способности, логику, мышление, умение зарисовывать опыт.

    2. Способствовать развитию диалогической речи, формировать умение формулировать выводы.

    3. Развивать исследовательский интерес, любознательность.

    4. Воспитывать желание беречь окружающую среду.

    Задачи:

    1. Подвести детей к пониманию того, что воздух бывает теплым и холодным: теплый – легкий, холодный – тяжелый.

    2. Дать детям понятие о движении воздуха.

    3. Дать понятие о загрязнении воздуха.

    1. Взять две свечи, приоткрыть дверь на улицу. Зажечь свечи. Держать одну внизу, другую наверху образовавшейся щели. Определить направление движения воздуха по пламени свечи.

    2. Взять миски с водой для каждого ребенка. В каждой миске свое «море»: красное, черное, желтое. Дети дуют на воду. Получаются «волны».

    3. Зажечь свечу, подержать над ее пламенем стекло или фарфоровую чашку.

    Познавательная деятельность:

    - рассматривание иллюстраций с изображением ветра, беседы;

    - разгадывание загадок;

    - уточнить, что движение воздуха называется ветром.

    Речевая деятельность: Чтение сказки «Морозко», беседа по ней.

    Изобразительная деятельность: передать в рисунке ветер: сильный, могучий, слабый и спокойный.

    Конструктивная деятельность: конструирование из бумаги корабликов, султанчиков.

    Игровая деятельность: пускание парусных корабликов по воде.

    Работа с родителями: консультация «Влияние свежего воздуха на организм»

    1. Зарисовка опытов.
    2. Фотографии.
    3. Изготовление вееров.

    Способы фиксации результатов исследования:

    - диагностирование;

    - зарисовка опытов;

    - составление рассказов (оформление книги «Воздух везде»);

    - изготовление аппликации (коллажа).

    Цели и задачи исследования

    Содержание опытов

    Формы и методы работы с детьми в разных видах деятельности

    Элементы предметно-развивающей среды

    Ноябрь.  Тема «Вода»

    Цели:

    1. Дать детям представления о воде и ее свойствах.
    2. Развивать речь-доказательство.
    3. Воспитывать желание проводить эксперименты, опыты, соблюдая правила безопасности.

    Задачи:

    1. Подвести детей к пониманию того, что вода бывает теплой, горячей, холодной.

    2. Подвести детей к пониманию того, что вода прозрачная.

    3. Подвести детей к пониманию того, что вода не имеет вкуса.

    4. Подвести детей к пониманию того, что вода не имеет запаха.

    1. Во время мытья рук измерить температуру воды.

    2. Взять два стакана – один с водой, другой с молоком. В оба стакана опустить камешки или монетки.

    3. Сравнить на вкус воду, молоко и сок.

    4. Сравнить запах  в стаканах с обычной водой и с водой, в которую добавлен ароматизатор.

     Речевая деятельность: чтение  экологического рассказа «Как люди речку обидели», беседа, заучивание потешек о воде.

    Изобразительная деятельность: окрашивание воды с помощью красок.

    Музыкальная деятельность:  слушание мелодий, передающих журчание воды, капель, шум дождя.

    Трудовая деятельность: опрыскивание растений в уголке природы.

     Игровая деятельность: игры с водой, мыльными пузырями, Д/И «Волшебница вода».

    Работа с родителями:

    Беседы о закаливающих процедурах.

    1. Схемы опытов.

    2. Оборудование для элементарной опытной деятельности.

    3.Карты «Свойства воды».

    4. Иллюстрации с изображением ручья, реки, озера, моря, океана.

    5. Карта мира.

    6. Пособие «Круговорот воды в природе».  

    Декабрь. Тема «Вода»

    Цели:

    1. Уточнить представления детей о воде и ее свойствах.

    2. Сформировать понятие воды как главного источника жизни.

    3. Поддерживать интерес к исследованиям.

    Задачи:

    1. Подвести детей к пониманию того, что вода жидкая и может течь.

    2. Подвести детей к пониманию того, что в воде одни вещества растворяются, другие нет.

    3. Подвести детей к пониманию того, что вода не имеет формы.

    1. Переливать воду из одного сосуда в другой.

    2. В одни стакан положить речной песок, в другой – сахарный песок. Налить воды.

    3. Налить определенное количество  воды в сосуды разной формы.

    Познавательная деятельность:

    -занятие «Роль воды в жизни людей, животных, растений».

    - рассматривание альбома «Природа родного края».

    Речевая деятельность:

    - отгадывание загадок;

    - разучивание произведений народного творчества;

    - беседа «Почему люди болеют?»  

    - чтение сказки К.Чуковского «Мойдорыр»

    Изобразительная деятельность:

    - рисование водоемов (озеро,  река, пруд).

    Игровая деятельность:  Д/И «Узнай по вкусу»

    1. Сосуды.
    2. Речной и сахарный песок.
    3. Альбомы с иллюстрациями.

    Способы фиксации результатов исследования:

    - диагностирование;

    - рисунки;

    - составление рассказов;

    - подбор фотографий;

    - аппликация.

    Январь. Тема «Снег и лед»

    Цели:

    1. Познакомить детей  с тем, что большую часть земного шара занимает вода, уточнить представления детей о разных состояниях воды.

    2. Воспитывать экологическое сознание, желание беречь окружающую среду.

    3. Развивать речь, любознательность.

    Задачи:

    1. Подвести детей к пониманию связи между температурой воздуха  и состоянием снега, льда.

    2. Подвести детей к пониманию того, что снег тает от любого источника тепла.

     1. Принести снег и лед в помещение.

    2. Положить горсть снега сначала на голую ладонь, затем на ладонь в варежке.

    3. Освободить фигурки от «ледяного плена».

    Познавательная деятельность:

    - занятие «Зима»;

     - рассматривание иллюстраций о зиме.

    Речевая деятельность:  

    - беседа «Зимние забавы»;

    - чтение и заучивание стихотворений И.Сурикова, А.Барто, Ф.Тютчева

    Музыкальная деятельность: разучивание и пение песен о зиме.

    Трудовая деятельность: совместная деятельность детей и взрослых в постройке на участке горки, снежных фигур, заливание ледяной дорожки.

    1. Картотека опытов.
    2. Книги С.Сахарнова «По морям вокруг земли»
    3. Иллюстрации.

    Цели и задачи исследования

    Содержание опытов

    Формы и методы работы с детьми в разных видах деятельности

    Элементы предметно-развивающей среды

    Февраль. Тема «Снег и лед»

    Цели:

    1. Дать детям понятие о защитных свойствах снега.

    2. Познакомить с загрязнением воды и снега.

    3. Развивать речь и любознательность.

    Задачи:

    Подвести детей к пониманию связи между состоянием снега и температуры воздуха.

    1. В морозный день предложить детям слепить снежки на улице. Принести снег в помещение и предложить слепить снежки здесь.

    2. В сильный мороз налить одинаковое количество воды в три бутылки и зарыть их в снег на разную глубину.

    3. Внести снег в помещение и положить на бумажный фильтр.

    Речевая деятельность:

    - чтение сказки С.Маршака «Двенадцать месяцев», беседа по ней;

    - чтение стихов, пословиц, поговорок о снеге, примет, связанных со снегом.

    - беседа о том, какую пользу приносит нег в сельском хозяйстве.

    Изобразительная деятельность:

    - рисование «Зима пришла», «Снеговики»

    - лепка «Мы гуляем на участке»

    1. Фотовыставка «Зимние развлечения».

    2. Иллюстрации на тему «Зима».

    3. Книжки-самоделки на тему «Зима».

    Способы фиксации результатов исследований:

    - зарисовка опытов;

    - составление рассказов;

    - подбор фотографий;

    - коллективная аппликация «Снег и лед»

    Цели и задачи исследования

    Содержание опытов

    Формы и методы работы с детьми в разных видах деятельности

    Элементы предметно-развивающей среды

    Март. Тема «Песок и глина»

    Цели:

    1. Познакомить детей  с  глиной и песком, которые составляют основу почвы.

    2. Рассказать о том, что почва, песок и глина – объекты неживой природы.

    3. Уточнить правила поведения в природе.

    Задачи:

    1. Подвести детей к пониманию того, что почва, песок бывает песчаная и глинистая.

    2. выяснить, что в почве для жизни живых организмов есть воздух и вода.

    3. Познакомить детей со свойствами песка и глины: рыхлые, сыпучие, твердые.

    1. Взять стаканы с песком и глиной. Предложить высыпать в  чашку, перемешать.

    2. Попробовать «посадить» палочку в стаканчики с песком и глиной поочередно.

    3. Предложить слепить шарики из сухой, потом из влажной глины.

    Познавательная деятельность:

    - посадка лука в почву.

     Игровая деятельность: игры с песком.

    Изобразительная деятельность: лепка из глины.

    Трудовая деятельность: рыхление земли в горшках.

    Совместная с родителями выставка: Поделки из глины.

    Песок, глина, палочки, лупа, дощечки.

    Апрель. Тема «Песок и глина»

    Цели: Закрепить и уточнить знания детей о свойствах песка и глины.

    1. Предложить детям слепить шарики из мокрого песка и глины и оставить их для высыхания.

    2. Посадить в стаканчик с песком и глиной семена фасоли.

    3. Рассмотреть через лупу, из чего состоят песок и глина, сравнить.

    Трудовая деятельность: посадка фасоли.

    Познавательная деятельность: экскурсия к мини огороду.

    1. Стаканчики с землей и глиной.
    2. Семена фасоли.
    3. Лупа.

    Способы фиксации результатов исследования:

    - заполнение альбома наблюдения – рост фасоли;

    - подбор иллюстраций;

    - составление рассказов;

    - аппликация.



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проект «Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность»

    В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интер...

    Развитие познавательной активности у дошкольников посредством опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ

    В законе об образовании говорится, что развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые идут в ногу со временем, отличающиеся своей мобильностью, динамизмом, конс...

    Развитие познавательной активности у дошкольников посредством опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ

    laquo;Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при...

    Статья из опыта работы воспитателя. Формирование познавательного интереса старших дошкольников через их ознакомление с космическим пространством.

    В статье описан опыт работы по ознакомлению старших дошкольников с космическим пространством. Формой организации познавательной деятельности в этом направлении явилось создание долгосрочного проекта. ...

    Мастер-класс для воспитателей по теме: «Развитие познавательных способностей у детей через опытно-экспериментальную деятельность»

    Совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей. Способствовать развитию творчества и профессиональной активности педагогов....