Из опыта работы. Тема: «Развитие познавательных интересов старших дошкольников через опытно - экспериментальную деятельность».
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

Опыт работы
Тема: «Развитие познавательных интересов старших дошкольников через опытно - экспериментальную деятельность».

Автор:
Воспитатель
МАДОУ № 185
Сотникова Я.В.

     Актуальность.   Жизнь во всех ее проявлениях становится все разнообразнее и сложнее: она все больше требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач.  Перед  государством, школой, дошкольным учреждением и родителями строит задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждый ребенок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и обязательно! - инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу.
      Поэтому на современном этапе все больше внимания уделяется практической поисково – исследовательской деятельности, так как  развитие и активность мышления обнаруживаются лишь  там, где есть возможность и потребность преобразовать способ практического действия и его предмет в соответствии с содержанием знания.
     Поисково – исследовательская деятельность зарождается в дошкольном детстве. В связи с этим особый интерес представляет детское  экспериментирование  как форма этой деятельности. В процессе детского экспериментирования ребенок выступает как субъект, самостоятельно строит собственную деятельность, проявляет активность, которая к старшему дошкольному возрасту заметно нарастает.
     Вместе с тем детское экспериментирование как форма поисковой деятельности в практике ДОУ используется  еще не достаточно широко, хотя является  важнейшим средством развития таких   базисных качеств личности, как творческая активность и самостоятельность.
     Таким образом, актуальность проблемы детского экспериментирования и необходимость проработки методического аспекта этой проблемы ,которые непосредственно выходят  на практическую деятельность воспитания детей/ подводят к выбору темы исследования.
     Теоретическое обоснование      В работах ряда авторов ( И.Я Лернер, Н.Н, Подьяков/ Л.А. Парамонова) подчеркивается особая роль проблемного обучения в развитии мыслительной деятельности детей, их творческих сил. С.Л. Рубинштейн писал: Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса,  с удивления или недоумения, с противоречия. Этой проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс; он всегда направлен на решение какой-то задачи»
     В рамках исследовательского подхода обучение идет с опорой на непосредственный опыт ребенка, на его расширение в ходе поисковой, исследовательской деятельности, активного освоения мира. Детям не сообщают готовые знания, не предлагают способы деятельности. Создается проблемная ситуация, которую ребенок сможет решить, если привлечет свой опыт, позволит установить  связи и закономерности. Ребенок же овладевает при этом новыми знаниями и умениями.
       Данная проблема нашла отражения в ряде исследований (Д.Б. Горовикова, М.И. Лисина, С.Л. Новоселова, Н.Н. Подьяков), в которых даны основные положения о детском экспериментировании как особой форме поисковой деятельности.
      А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, М.И. Лисин, Е.Е. Кравцова в своих работах отмечали важность союбственной активности ребенка, когда он выступает как полноценная личность, творец собственной деятельности, ставящий ее цели, ищущий пути и способы их достижения. Иначе говоря, когда ребенок выступает как свободная личность,  реализующая свою волю, свои интересы, свои потребности.
      В исследованиях Л.М. Маневцовой отмечается влияние поисково-исследовательской деятельности на формирование познавательного интереса у дошкольника, который проявляется в активном включении в любую деятельность, в появлении большого количества вопросов, в самостоятельной постановке и решении детьми познавательных задач.
      Итак, убедившись в актуальности данной проблемы на современном этапе, я  выделила  основные характеристики детского экспериментирования:
1. Детское экспериментирование- особая форма поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития.
2. В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний ( познавательная форма экспериментирования), на получение продуктов творчества ( продуктивная форма экспериментирования).
3. Детское экспериментирование- стержень любого процесса детского творчества.
4. Деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды деятельности, в том числе и игровую.
       Выбрав тему  «Развитие познавательных интересов старших дошкольников через опытно - экспериментальную деятельность»,  я  изучила научно-практические материалы по данной проблеме; методики проведения непосредственно образовательной деятельности в форме экспериментирования.
    
Система работы.         Встроить систему работы по организации исследовательской деятельности детей, подобрать диагностический материал, составить тематический план и конспекты образовательной деятельности помогли следующие методические разработки:
- у  И.Л. Пашуковой я взяла структуру занятия-экспериментирования. Воспользовалась ее  рекомендациями по организации мини-лаборатории  в группе.
- у А.И. Ивановой взяла материалы по классификации наблюдений и экспериментов, особенностям детского экспериментирования, разработки проблемных заданий, занимательные опыты и эксперименты
- рекомендации О.В. Дыбиной,  Н.П. Рахмановой - помогли выстроить систему работы;
-  методические рекомендации Л.Н. Прохоровой взяла за основу создания предметно-развивающей среды для проведения простейших опытов и экспериментов.
     Мной была определена цель - развитие познавательной  исследовательской активности дошкольников в процессе опытно-экспериментальной деятельности.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Развивать познавательные интересы детей в процессе исследовательской деятельности.
2. Учить детей приобретать новую информацию через экспериментирование.
3. Формировать умения детей делать выводы на основе практического опыта и применять в самостоятельной деятельности.
Основное направление работы предполагает:
 Расширение представлений детей о явлениях и объектах окружающего мира;
 Уточнение всего спектра свойств и признаков объектов и предметов;
 Расширение и уточнение взаимосвязи и взаимозависимости одних объектов от других.
Новизна опыта заключается в усовершенствовании:  изученных мной методы, приемы, подходы к организации опытно-экспериментальной деятельности, я  объединила в единое целое.
       Работа началась с   создания предметно-развивающей среды - главного условия для развития творческой, исследовательской активности дошкольников. Я оформила в группе Центр экспериментирования, разбив материалы по темам: «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло», «Резина» и расположив их в доступном для свободного экспериментирования месте и в достаточном количестве.
      Я составила картотеку опытов, картотеку загадок, разработала конспекты занятий для детей среднего и старшего дошкольного возраста, подобрала   познавательную литературу для детей.
    Далее я разработала перспективный план, в котором раздел исследовательской деятельности детей проходит через разные формы работы (в ходе непосредственно образовательной деятельности и образовательной деятельности в режимных моментах, в самостоятельной детской деятельности, в работе с родителями). В плане отражено последовательное, поэтапное знакомство детей с каким-либо объектом или явлением окружающей действительности. При составлении плана использовала рекомендации  Л.Н. Прохоровой «Экологическое воспитание дошкольников» и Н.А. Рыжовой «Наш дом» - природа». 
     План составила так, чтобы в ходе опытно-экспериментальной  деятельности по освоению детьми окружающего мира у них формировались   следующие представления:
 о свойствах воды;
 о  свойствах воздуха;
 о  свойствах снега и льда;
 о  свойствах песка и глины;
 об условиях, необходимых для жизни растений.
Исследовательские занятия  провожу по структуре, предложенной И.Л. Паршуковой.
1. Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной
Ситуации.
2. Тренинг внимания, памяти,  логики мышления (может быть организован до занятия).
3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
4. Уточнение плана исследования.
5.   Выбор оборудования, самостоятельное его размещение в зоне исследования.
6. Распределение детей на группы.
7. Анализ и обобщение полученных результатов экспериментирования.
       Проведенные эксперименты мы заносим в индивидуальные дневники наблюдений. 
      В процессе детского экспериментирования дети учатся видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явления, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы, предложения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать выводы.
      В ходе образовательной деятельности отношения   с детьми  строю на основе партнерства.
     Большую радость, удивление и даже восторг ребята испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у юных исследователей чувство удовлетворения от проделанной работы. В  процессе экспериментирования  даю детям возможность удовлетворять присущую им любознательность, помогаю почувствовать себя учеными, исследователями, первооткрывателями. При этом я не учитель-наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности - это позволяет ребенку проявлять собственную активность. Для поддержания интереса у детей я придумала сказочный персонаж – Мышонок Пик, который живет в уголке экспериментирования. Наш герой с детьми участвует в опытах и экспериментах, он приносит ребятам интересные вещи, задания, удивительные истории. Дети могут не только видеть, но и слышать  Мышонка:  свои задания он присылает на аудиокассетах.
      Этот герой стал для них не просто куклой, а настоящим другом, с которым можно посоветоваться, обратиться к нему с просьбой , разделить радость открытий.
       В ходе образовательной деятельности дети пользуются различными материалами.  Для их безопасного применения были составлены правила работы с ними, которые очень просты и легко запоминаются.
      Экспериментирование я использовала не только на занятиях, но и в других сферах детской деятельности, совместно с узкими специалистами.
      На занятиях по ИЗО деятельности дети экспериментируют с красками: путем проб и ошибок находят нужный оттенок.
      Выполняя упражнения со спортивным инвентарем,  дети видят  и ощущают взаимосвязь различных физических действий. Например, сильнее кинешь - дальше полетит; чем тяжелее предмет, тем больше нужно усилий, чтобы он долетел до цели.
     Экспериментирование мы используем и в свободной детской деятельности. На прогулке наши юные исследователи решают очень важные проблемы: что произойдет со снежинкой, если она упадет на ладошку? Как освободить бусинки из ледяного плена? И т.п.
       Дети очень любят играть с ветром, со звуками, с цветными стеклами, с песком, с красками, а также в настольно-дидактические игры ( «Волшебница-вода» «Свет, звук, вода»).
        Реализация поставленных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. Родители принимают активное участие в конкурсах, выставках, помогают пополнять «уголок экспериментирования» необходимыми материалами и оборудованием. В родительском уголке можно увидеть рекомендации интересных опытов в домашних условиях.
       В конце года провожу диагностику, с помощью которой определяю овладения детьми экспериментальной деятельностью (использую рекомендации Л.Н. Прохоровой) результаты показывают, что у детей сформировался интерес  к проведению опытов, исследовательской деятельности. Возросло количество вопросов, появилась потребность получать ответы экспериментальным путем и попытки работать самостоятельно. Давая словестный отчет об увиденном, дети не ограничиваются отдельными фразами, а произносят несколько предложений, которые хотя и не являются самостоятельным рассказом, но уже приближаются к нему по объему.
Результативность.  Как показывают результаты исследований, детское экспериментирование, будучи внутренне мотивированной деятельностью, таит в себе огромный потенциал для развития творческой исследовательской активности и самостоятельности у дошкольников.
       В настоящее время продолжаю работать по этой теме.  Уверена, что год пройдет интересно и насыщенно. Со всеми педагогами, которые принимают участие в жизни детей, мы создадим все условия для их развития. Для этого есть прочная основа: устоявшиеся взаимоотношения с воспитанниками, добрая атмосфера в группе, наше желание находится с детьми и стремление к профессиональному росту.

Литература.


1. Поддьяков А. И. Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом- «черным ящиком»// Вопросы психологии, 1990. №
2. Поддьяков Н. Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного воз раста. Концептуальный аспект. — Волгоград: Перемена, 1995.
3. Прохорова Л. Н., Балакшина ТА. Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира//' Формирование начал экологичес кой культуры дошкольников (из опыта работы детского сада № 15 «Подсолнушек» г. Владимира) / Под ред. Л. Н. Прохоровой. — Владимир. ВОИУУ, 2001.
4. Рыжова П. Игры с водой и песком// Обруч, 1997. — № 2.
5. Рыжова П. Опыты с песком и глиной// Обруч, 1998. — № 2.
6. Тугушева Г. П., Чистякова А. В. Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста// Дошкольная педагогика, 2001. — № 1.
7. Дыбина О. В Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. -М. : ТЦ «Сфера», 2005.
8. Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Растения. /Текст/: детская энциклопедия/ А. И. Иванова -М. : ТЦ «Сфера», 2004.
9. План-программа воспитательно-образовательной программы в детском саду /Текст/ сост. Н. В. Гончарова / и др. /; под ред. 3. А. Михайловой. - СПб. : Акцидент, 1997 г.
10. Рыжова Н. А. Волшебница -вода /Текст/ Н. А. Рыжова. - М. : Линка-Пресс. 1997 .
11. Дыбина О. В. Рахманова Н. П. Щетина В. В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»/ Под ред. О. В. Дыбиной. - М. : ТЦ Сфера, 2004. - 64 с.
12. Соловьева Е. «Как организовать поисковую деятельность детей» // Дошкольное воспитание. 2005. №1.

 

 

 



Приложение 1
План работы по организации исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.

Цели и задачи исследования Содержание опытов Формы и методы работы с детьми в разных видах деятельности Элементы предметно-развивающей среды
Сентябрь. Тема «Воздух»
Цели:
1. Развивать у детей исследовательский интерес, любознательность.
2. Воспитывать бережное отношение к природе как к источнику чистого воздуха, необходимого для жизни живого.
3. Развивать творческие способности, логику и мышление,  умение зарисовывать опыты.
4. Способствовать развитию диалогической речи, формировать умение формулировать выводы.
Задачи:
1. Подвести детей к пониманию того, что воздух невидим, прозрачен.
2. Подвести детей к пониманию того, что воздух есть во всем.
3. Подвести детей к пониманию того, что воздух легкий.
4. Подвести детей к пониманию того, что воздух имеет вес.  1. Взять пустой стакан и таз с водой. Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в таз. Стакан держать ровно.
2. Взять стакан с водой и трубочку. Опустить трубочку в стакан с водой и подуть в нее.
3. Взять надувные игрушки и опустить их в таз с водой.
4. Взять палку длиной 60 см, на ее середине закрепить веревочку. С обеих концов палки привязать два одинаковых шарика. Подвесить палку на веревочку. Палка висит горизонтально.  Познавательная деятельность:
- беседа с детьми «Откуда берется воздух, ветер»;
- чтение стихотворений о ветре;
- чтение произведения «Легкие планеты».
Речевая деятельность: чтение РНС «Пузырь, соломинка и лапоть», беседа по ней.
Музыкальная деятельность: работа над дыханием, упражнения на поддувание.
Ручной труд: конструирование из бумаги способом оригами (тюльпаны надуваются с помощью воздуха).
Игровая деятельность: игры с воздушными шарами, мыльными пузырями.
Работа с родителями:
- консультации на темы «Как познакомить детей со свойствами воздуха». «Дыхательная гимнастика для детей»;
- практикум «Изготовление игрушек для игр с воздухом». 1. Схемы опытов.
2. Оборудование для элементарной опытной деятельности.
3. Картинки: вентилятор, веер и т.п.
4. Альбом «Люди и небо»
5. Кроссворд на тему «Воздух»

 

Цели и задачи исследования Содержание опытов Формы и методы работы с детьми в разных видах деятельности Элементы предметно-развивающей среды
Октябрь Тема «Воздух»
Цели:
1. Развивать у детей творческие способности, логику, мышление, умение зарисовывать опыт.
2. Способствовать развитию диалогической речи, формировать умение формулировать выводы.
3. Развивать исследовательский интерес, любознательность.
4. Воспитывать желание беречь окружающую среду.
Задачи:
1. Подвести детей к пониманию того, что воздух бывает теплым и холодным: теплый – легкий, холодный – тяжелый.
2. Дать детям понятие о движении воздуха.
3. Дать понятие о загрязнении воздуха. 1. Взять две свечи, приоткрыть дверь на улицу. Зажечь свечи. Держать одну внизу, другую наверху образовавшейся щели. Определить направление движения воздуха по пламени свечи.
2. Взять миски с водой для каждого ребенка. В каждой миске свое «море»: красное, черное, желтое. Дети дуют на воду. Получаются «волны».
3. Зажечь свечу, подержать над ее пламенем стекло или фарфоровую чашку. Познавательная деятельность:
- рассматривание иллюстраций с изображением ветра, беседы;
- разгадывание загадок;
- уточнить, что движение воздуха называется ветром.
Речевая деятельность: Чтение сказки «Морозко», беседа по ней.
Изобразительная деятельность: передать в рисунке ветер: сильный, могучий, слабый и спокойный.
Конструктивная деятельность: конструирование из бумаги корабликов, султанчиков.
Игровая деятельность: пускание парусных корабликов по воде.
Работа с родителями: консультация «Влияние свежего воздуха на организм»
1. Зарисовка опытов.
2. Фотографии.
3. Изготовление вееров.
Способы фиксации результатов исследования:
- диагностирование;
- зарисовка опытов;
- составление рассказов (оформление книги «Воздух везде»);
- изготовление аппликации (коллажа).

 

Цели и задачи исследования Содержание опытов Формы и методы работы с детьми в разных видах деятельности Элементы предметно-развивающей среды
Ноябрь.  Тема «Вода»
Цели:
1. Дать детям представления о воде и ее свойствах.
2. Развивать речь-доказательство.
3. Воспитывать желание проводить эксперименты, опыты, соблюдая правила безопасности.
Задачи:
1. Подвести детей к пониманию того, что вода бывает теплой, горячей, холодной.
2. Подвести детей к пониманию того, что вода прозрачная.
3. Подвести детей к пониманию того, что вода не имеет вкуса.
4. Подвести детей к пониманию того, что вода не имеет запаха. 1. Во время мытья рук измерить температуру воды.
2. Взять два стакана – один с водой, другой с молоком. В оба стакана опустить камешки или монетки.
3. Сравнить на вкус воду, молоко и сок.
4. Сравнить запах  в стаканах с обычной водой и с водой, в которую добавлен ароматизатор.  Речевая деятельность: чтение  экологического рассказа «Как люди речку обидели», беседа, заучивание потешек о воде.
Изобразительная деятельность: окрашивание воды с помощью красок.
Музыкальная деятельность:  слушание мелодий, передающих журчание воды, капель, шум дождя.
Трудовая деятельность: опрыскивание растений в уголке природы.
Игровая деятельность: игры с водой, мыльными пузырями, Д/И «Волшебница вода».
Работа с родителями:
Беседы о закаливающих процедурах. 1. Схемы опытов.
2. Оборудование для элементарной опытной деятельности.
3.Карты «Свойства воды».
4. Иллюстрации с изображением ручья, реки, озера, моря, океана.
5. Карта мира.
6. Пособие «Круговорот воды в природе». 

Декабрь. Тема «Вода»
Цели:
1. Уточнить представления детей о воде и ее свойствах.
2. Сформировать понятие воды как главного источника жизни.
3. Поддерживать интерес к исследованиям.
Задачи:
1. Подвести детей к пониманию того, что вода жидкая и может течь.
2. Подвести детей к пониманию того, что в воде одни вещества растворяются, другие нет.
3. Подвести детей к пониманию того, что вода не имеет формы. 1. Переливать воду из одного сосуда в другой.
2. В одни стакан положить речной песок, в другой – сахарный песок. Налить воды.
3. Налить определенное количество  воды в сосуды разной формы. Познавательная деятельность:
-занятие «Роль воды в жизни людей, животных, растений».
- рассматривание альбома «Природа родного края».
Речевая деятельность:
- отгадывание загадок;
- разучивание произведений народного творчества;
- беседа «Почему люди болеют?» 
- чтение сказки К.Чуковского «Мойдорыр»
Изобразительная деятельность:
- рисование водоемов (озеро,  река, пруд).
Игровая деятельность:  Д/И «Узнай по вкусу» 1. Сосуды.
2. Речной и сахарный песок.
3. Альбомы с иллюстрациями.
Способы фиксации результатов исследования:
- диагностирование;
- рисунки;
- составление рассказов;
- подбор фотографий;
- аппликация.
Январь. Тема «Снег и лед»
Цели:
1. Познакомить детей  с тем, что большую часть земного шара занимает вода, уточнить представления детей о разных состояниях воды.
2. Воспитывать экологическое сознание, желание беречь окружающую среду.
3. Развивать речь, любознательность.
Задачи:
1. Подвести детей к пониманию связи между температурой воздуха  и состоянием снега, льда.
2. Подвести детей к пониманию того, что снег тает от любого источника тепла.   1. Принести снег и лед в помещение.
2. Положить горсть снега сначала на голую ладонь, затем на ладонь в варежке.
3. Освободить фигурки от «ледяного плена».  Познавательная деятельность:
- занятие «Зима»;
- рассматривание иллюстраций о зиме.
Речевая деятельность: 
- беседа «Зимние забавы»;
- чтение и заучивание стихотворений И.Сурикова, А.Барто, Ф.Тютчева
Музыкальная деятельность: разучивание и пение песен о зиме.
Трудовая деятельность: совместная деятельность детей и взрослых в постройке на участке горки, снежных фигур, заливание ледяной дорожки. 1. Картотека опытов.
2. Книги С.Сахарнова «По морям вокруг земли»
3. Иллюстрации.

 

 

Цели и задачи исследования Содержание опытов Формы и методы работы с детьми в разных видах деятельности Элементы предметно-развивающей среды
Февраль. Тема «Снег и лед»
Цели:
1. Дать детям понятие о защитных свойствах снега.
2. Познакомить с загрязнением воды и снега.
3. Развивать речь и любознательность.
Задачи:
Подвести детей к пониманию связи между состоянием снега и температуры воздуха. 1. В морозный день предложить детям слепить снежки на улице. Принести снег в помещение и предложить слепить снежки здесь.
2. В сильный мороз налить одинаковое количество воды в три бутылки и зарыть их в снег на разную глубину.
3. Внести снег в помещение и положить на бумажный фильтр. Речевая деятельность:
- чтение сказки С.Маршака «Двенадцать месяцев», беседа по ней;
- чтение стихов, пословиц, поговорок о снеге, примет, связанных со снегом.
- беседа о том, какую пользу приносит нег в сельском хозяйстве.
Изобразительная деятельность:
- рисование «Зима пришла», «Снеговики»
- лепка «Мы гуляем на участке» 1. Фотовыставка «Зимние развлечения».
2. Иллюстрации на тему «Зима».
3. Книжки-самоделки на тему «Зима».
Способы фиксации результатов исследований:
- зарисовка опытов;
- составление рассказов;
- подбор фотографий;
- коллективная аппликация «Снег и лед»

 

 

 

Цели и задачи исследования Содержание опытов Формы и методы работы с детьми в разных видах деятельности Элементы предметно-развивающей среды
Март. Тема «Песок и глина»
Цели:
1. Познакомить детей  с  глиной и песком, которые составляют основу почвы.
2. Рассказать о том, что почва, песок и глина – объекты неживой природы.
3. Уточнить правила поведения в природе.
Задачи:
1. Подвести детей к пониманию того, что почва, песок бывает песчаная и глинистая.
2. выяснить, что в почве для жизни живых организмов есть воздух и вода.
3. Познакомить детей со свойствами песка и глины: рыхлые, сыпучие, твердые.  1. Взять стаканы с песком и глиной. Предложить высыпать в  чашку, перемешать.
2. Попробовать «посадить» палочку в стаканчики с песком и глиной поочередно.
3. Предложить слепить шарики из сухой, потом из влажной глины. Познавательная деятельность:
- посадка лука в почву.
Игровая деятельность: игры с песком.
Изобразительная деятельность: лепка из глины.
Трудовая деятельность: рыхление земли в горшках.
Совместная с родителями выставка: Поделки из глины. Песок, глина, палочки, лупа, дощечки.
Апрель. Тема «Песок и глина»
Цели: Закрепить и уточнить знания детей о свойствах песка и глины. 1. Предложить детям слепить шарики из мокрого песка и глины и оставить их для высыхания.
2. Посадить в стаканчик с песком и глиной семена фасоли.
3. Рассмотреть через лупу, из чего состоят песок и глина, сравнить. Трудовая деятельность: посадка фасоли.
Познавательная деятельность: экскурсия к мини огороду. 1. Стаканчики с землей и глиной.
2. Семена фасоли.
3. Лупа.
Способы фиксации результатов исследования:
- заполнение альбома наблюдения – рост фасоли;
- подбор иллюстраций;
- составление рассказов;
- аппликация.



 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_opytno_eksperementalnaya_deyatelnost.docx44.29 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы

Тема: «Развитие познавательных интересов старших дошкольников через опытно - экспериментальную деятельность».

Автор:

Воспитатель

МАДОУ № 185

Сотникова Я.В.

     Актуальность.   Жизнь во всех ее проявлениях становится все разнообразнее и сложнее: она все больше требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач.  Перед  государством, школой, дошкольным учреждением и родителями строит задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждый ребенок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и обязательно! - инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу.

      Поэтому на современном этапе все больше внимания уделяется практической поисково – исследовательской деятельности, так как  развитие и активность мышления обнаруживаются лишь  там, где есть возможность и потребность преобразовать способ практического действия и его предмет в соответствии с содержанием знания.

     Поисково – исследовательская деятельность зарождается в дошкольном детстве. В связи с этим особый интерес представляет детское  экспериментирование  как форма этой деятельности. В процессе детского экспериментирования ребенок выступает как субъект, самостоятельно строит собственную деятельность, проявляет активность, которая к старшему дошкольному возрасту заметно нарастает.

     Вместе с тем детское экспериментирование как форма поисковой деятельности в практике ДОУ используется  еще не достаточно широко, хотя является  важнейшим средством развития таких   базисных качеств личности, как творческая активность и самостоятельность.

     Таким образом, актуальность проблемы детского экспериментирования и необходимость проработки методического аспекта этой проблемы ,которые непосредственно выходят  на практическую деятельность воспитания детей/ подводят к выбору темы исследования.

     Теоретическое обоснование      В работах ряда авторов ( И.Я Лернер, Н.Н, Подьяков/ Л.А. Парамонова) подчеркивается особая роль проблемного обучения в развитии мыслительной деятельности детей, их творческих сил. С.Л. Рубинштейн писал: Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса,  с удивления или недоумения, с противоречия. Этой проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс; он всегда направлен на решение какой-то задачи»

     В рамках исследовательского подхода обучение идет с опорой на непосредственный опыт ребенка, на его расширение в ходе поисковой, исследовательской деятельности, активного освоения мира. Детям не сообщают готовые знания, не предлагают способы деятельности. Создается проблемная ситуация, которую ребенок сможет решить, если привлечет свой опыт, позволит установить  связи и закономерности. Ребенок же овладевает при этом новыми знаниями и умениями.

       Данная проблема нашла отражения в ряде исследований (Д.Б. Горовикова, М.И. Лисина, С.Л. Новоселова, Н.Н. Подьяков), в которых даны основные положения о детском экспериментировании как особой форме поисковой деятельности.

      А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, М.И. Лисин, Е.Е. Кравцова в своих работах отмечали важность союбственной активности ребенка, когда он выступает как полноценная личность, творец собственной деятельности, ставящий ее цели, ищущий пути и способы их достижения. Иначе говоря, когда ребенок выступает как свободная личность,  реализующая свою волю, свои интересы, свои потребности.

      В исследованиях Л.М. Маневцовой отмечается влияние поисково-исследовательской деятельности на формирование познавательного интереса у дошкольника, который проявляется в активном включении в любую деятельность, в появлении большого количества вопросов, в самостоятельной постановке и решении детьми познавательных задач.

      Итак, убедившись в актуальности данной проблемы на современном этапе, я  выделила  основные характеристики детского экспериментирования:

  1. Детское экспериментирование- особая форма поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития.
  2. В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний ( познавательная форма экспериментирования), на получение продуктов творчества ( продуктивная форма экспериментирования).
  3. Детское экспериментирование- стержень любого процесса детского творчества.
  4. Деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды деятельности, в том числе и игровую.

       Выбрав тему  «Развитие познавательных интересов старших дошкольников через опытно - экспериментальную деятельность»,  я  изучила научно-практические материалы по данной проблеме; методики проведения непосредственно образовательной деятельности в форме экспериментирования.

     

Система работы.         Встроить систему работы по организации исследовательской деятельности детей, подобрать диагностический материал, составить тематический план и конспекты образовательной деятельности помогли следующие методические разработки:

- у  И.Л. Пашуковой я взяла структуру занятия-экспериментирования. Воспользовалась ее  рекомендациями по организации мини-лаборатории  в группе.

- у А.И. Ивановой взяла материалы по классификации наблюдений и экспериментов, особенностям детского экспериментирования, разработки проблемных заданий, занимательные опыты и эксперименты

- рекомендации О.В. Дыбиной,  Н.П. Рахмановой - помогли выстроить систему работы;

-  методические рекомендации Л.Н. Прохоровой взяла за основу создания предметно-развивающей среды для проведения простейших опытов и экспериментов.

     Мной была определена цель - развитие познавательной  исследовательской активности дошкольников в процессе опытно-экспериментальной деятельности.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

  1. Развивать познавательные интересы детей в процессе исследовательской деятельности.
  2. Учить детей приобретать новую информацию через экспериментирование.
  3. Формировать умения детей делать выводы на основе практического опыта и применять в самостоятельной деятельности.

Основное направление работы предполагает:

  • Расширение представлений детей о явлениях и объектах окружающего мира;
  • Уточнение всего спектра свойств и признаков объектов и предметов;
  • Расширение и уточнение взаимосвязи и взаимозависимости одних объектов от других.

Новизна опыта заключается в усовершенствовании:  изученных мной методы, приемы, подходы к организации опытно-экспериментальной деятельности, я  объединила в единое целое.

       Работа началась с   создания предметно-развивающей среды - главного условия для развития творческой, исследовательской активности дошкольников. Я оформила в группе Центр экспериментирования, разбив материалы по темам: «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло», «Резина» и расположив их в доступном для свободного экспериментирования месте и в достаточном количестве.

      Я составила картотеку опытов, картотеку загадок, разработала конспекты занятий для детей среднего и старшего дошкольного возраста, подобрала   познавательную литературу для детей.

    Далее я разработала перспективный план, в котором раздел исследовательской деятельности детей проходит через разные формы работы (в ходе непосредственно образовательной деятельности и образовательной деятельности в режимных моментах, в самостоятельной детской деятельности, в работе с родителями). В плане отражено последовательное, поэтапное знакомство детей с каким-либо объектом или явлением окружающей действительности. При составлении плана использовала рекомендации  Л.Н. Прохоровой «Экологическое воспитание дошкольников» и Н.А. Рыжовой «Наш дом» - природа».  

     План составила так, чтобы в ходе опытно-экспериментальной  деятельности по освоению детьми окружающего мира у них формировались   следующие представления:

  • о свойствах воды;
  • о  свойствах воздуха;
  • о  свойствах снега и льда;
  • о  свойствах песка и глины;
  • об условиях, необходимых для жизни растений.

Исследовательские занятия  провожу по структуре, предложенной И.Л. Паршуковой.

  1. Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной

Ситуации.

  1. Тренинг внимания, памяти,  логики мышления (может быть организован до занятия).
  2. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
  3. Уточнение плана исследования.
  4.   Выбор оборудования, самостоятельное его размещение в зоне исследования.
  5. Распределение детей на группы.
  6. Анализ и обобщение полученных результатов экспериментирования.

       Проведенные эксперименты мы заносим в индивидуальные дневники наблюдений.  

      В процессе детского экспериментирования дети учатся видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явления, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы, предложения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать выводы.

      В ходе образовательной деятельности отношения   с детьми  строю на основе партнерства.

     Большую радость, удивление и даже восторг ребята испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у юных исследователей чувство удовлетворения от проделанной работы. В  процессе экспериментирования  даю детям возможность удовлетворять присущую им любознательность, помогаю почувствовать себя учеными, исследователями, первооткрывателями. При этом я не учитель-наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности - это позволяет ребенку проявлять собственную активность. Для поддержания интереса у детей я придумала сказочный персонаж – Мышонок Пик, который живет в уголке экспериментирования. Наш герой с детьми участвует в опытах и экспериментах, он приносит ребятам интересные вещи, задания, удивительные истории. Дети могут не только видеть, но и слышать  Мышонка:  свои задания он присылает на аудиокассетах.

      Этот герой стал для них не просто куклой, а настоящим другом, с которым можно посоветоваться, обратиться к нему с просьбой , разделить радость открытий.

       В ходе образовательной деятельности дети пользуются различными материалами.  Для их безопасного применения были составлены правила работы с ними, которые очень просты и легко запоминаются.

      Экспериментирование я использовала не только на занятиях, но и в других сферах детской деятельности, совместно с узкими специалистами.

      На занятиях по ИЗО деятельности дети экспериментируют с красками: путем проб и ошибок находят нужный оттенок.

      Выполняя упражнения со спортивным инвентарем,  дети видят  и ощущают взаимосвязь различных физических действий. Например, сильнее кинешь - дальше полетит; чем тяжелее предмет, тем больше нужно усилий, чтобы он долетел до цели.

     Экспериментирование мы используем и в свободной детской деятельности. На прогулке наши юные исследователи решают очень важные проблемы: что произойдет со снежинкой, если она упадет на ладошку? Как освободить бусинки из ледяного плена? И т.п.

       Дети очень любят играть с ветром, со звуками, с цветными стеклами, с песком, с красками, а также в настольно-дидактические игры ( «Волшебница-вода» «Свет, звук, вода»).

        Реализация поставленных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. Родители принимают активное участие в конкурсах, выставках, помогают пополнять «уголок экспериментирования» необходимыми материалами и оборудованием. В родительском уголке можно увидеть рекомендации интересных опытов в домашних условиях.

       В конце года провожу диагностику, с помощью которой определяю овладения детьми экспериментальной деятельностью (использую рекомендации Л.Н. Прохоровой) результаты показывают, что у детей сформировался интерес  к проведению опытов, исследовательской деятельности. Возросло количество вопросов, появилась потребность получать ответы экспериментальным путем и попытки работать самостоятельно. Давая словестный отчет об увиденном, дети не ограничиваются отдельными фразами, а произносят несколько предложений, которые хотя и не являются самостоятельным рассказом, но уже приближаются к нему по объему.

 Результативность.  Как показывают результаты исследований, детское экспериментирование, будучи внутренне мотивированной деятельностью, таит в себе огромный потенциал для развития творческой исследовательской активности и самостоятельности у дошкольников.

       В настоящее время продолжаю работать по этой теме.  Уверена, что год пройдет интересно и насыщенно. Со всеми педагогами, которые принимают участие в жизни детей, мы создадим все условия для их развития. Для этого есть прочная основа: устоявшиеся взаимоотношения с воспитанниками, добрая атмосфера в группе, наше желание находится с детьми и стремление к профессиональному росту.

Литература.

 

1. Поддьяков А. И. Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом- «черным ящиком»// Вопросы психологии, 1990. №

2. Поддьяков Н. Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного воз раста. Концептуальный аспект. — Волгоград: Перемена, 1995.

3. Прохорова Л. Н., Балакшина ТА. Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира//' Формирование начал экологичес кой культуры дошкольников (из опыта работы детского сада № 15 «Подсолнушек» г. Владимира) / Под ред. Л. Н. Прохоровой. — Владимир. ВОИУУ, 2001.

4. Рыжова П. Игры с водой и песком// Обруч, 1997. — № 2.

5. Рыжова П. Опыты с песком и глиной// Обруч, 1998. — № 2.

6. Тугушева Г. П., Чистякова А. В. Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста// Дошкольная педагогика, 2001. — № 1.

7. Дыбина О. В Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. -М. : ТЦ «Сфера», 2005.

8. Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Растения. /Текст/: детская энциклопедия/ А. И. Иванова -М. : ТЦ «Сфера», 2004.

9. План-программа воспитательно-образовательной программы в детском саду /Текст/ сост. Н. В. Гончарова / и др. /; под ред. 3. А. Михайловой. - СПб. : Акцидент, 1997 г.

10. Рыжова Н. А. Волшебница -вода /Текст/ Н. А. Рыжова. - М. : Линка-Пресс. 1997 .

11. Дыбина О. В. Рахманова Н. П. Щетина В. В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»/ Под ред. О. В. Дыбиной. - М. : ТЦ Сфера, 2004. - 64 с.

12. Соловьева Е. «Как организовать поисковую деятельность детей» // Дошкольное воспитание. 2005. №1.


Приложение 1

План работы по организации исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.

Цели и задачи исследования

Содержание опытов

Формы и методы работы с детьми в разных видах деятельности

Элементы предметно-развивающей среды

Сентябрь. Тема «Воздух»

Цели:

1. Развивать у детей исследовательский интерес, любознательность.

2. Воспитывать бережное отношение к природе как к источнику чистого воздуха, необходимого для жизни живого.

3. Развивать творческие способности, логику и мышление,  умение зарисовывать опыты.

4. Способствовать развитию диалогической речи, формировать умение формулировать выводы.

Задачи:

1. Подвести детей к пониманию того, что воздух невидим, прозрачен.

2. Подвести детей к пониманию того, что воздух есть во всем.

3. Подвести детей к пониманию того, что воздух легкий.

4. Подвести детей к пониманию того, что воздух имеет вес.

 1. Взять пустой стакан и таз с водой. Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в таз. Стакан держать ровно.

2. Взять стакан с водой и трубочку. Опустить трубочку в стакан с водой и подуть в нее.

3. Взять надувные игрушки и опустить их в таз с водой.

4. Взять палку длиной 60 см, на ее середине закрепить веревочку. С обеих концов палки привязать два одинаковых шарика. Подвесить палку на веревочку. Палка висит горизонтально.

Познавательная деятельность:

- беседа с детьми «Откуда берется воздух, ветер»;

- чтение стихотворений о ветре;

- чтение произведения «Легкие планеты».

Речевая деятельность: чтение РНС «Пузырь, соломинка и лапоть», беседа по ней.

Музыкальная деятельность: работа над дыханием, упражнения на поддувание.

Ручной труд: конструирование из бумаги способом оригами (тюльпаны надуваются с помощью воздуха).

Игровая деятельность: игры с воздушными шарами, мыльными пузырями.

Работа с родителями:

- консультации на темы «Как познакомить детей со свойствами воздуха». «Дыхательная гимнастика для детей»;

- практикум «Изготовление игрушек для игр с воздухом».

1. Схемы опытов.

2. Оборудование для элементарной опытной деятельности.

3. Картинки: вентилятор, веер и т.п.

4. Альбом «Люди и небо»

5. Кроссворд на тему «Воздух»

Цели и задачи исследования

Содержание опытов

Формы и методы работы с детьми в разных видах деятельности

Элементы предметно-развивающей среды

Октябрь Тема «Воздух»

Цели:

1. Развивать у детей творческие способности, логику, мышление, умение зарисовывать опыт.

2. Способствовать развитию диалогической речи, формировать умение формулировать выводы.

3. Развивать исследовательский интерес, любознательность.

4. Воспитывать желание беречь окружающую среду.

Задачи:

1. Подвести детей к пониманию того, что воздух бывает теплым и холодным: теплый – легкий, холодный – тяжелый.

2. Дать детям понятие о движении воздуха.

3. Дать понятие о загрязнении воздуха.

1. Взять две свечи, приоткрыть дверь на улицу. Зажечь свечи. Держать одну внизу, другую наверху образовавшейся щели. Определить направление движения воздуха по пламени свечи.

2. Взять миски с водой для каждого ребенка. В каждой миске свое «море»: красное, черное, желтое. Дети дуют на воду. Получаются «волны».

3. Зажечь свечу, подержать над ее пламенем стекло или фарфоровую чашку.

Познавательная деятельность:

- рассматривание иллюстраций с изображением ветра, беседы;

- разгадывание загадок;

- уточнить, что движение воздуха называется ветром.

Речевая деятельность: Чтение сказки «Морозко», беседа по ней.

Изобразительная деятельность: передать в рисунке ветер: сильный, могучий, слабый и спокойный.

Конструктивная деятельность: конструирование из бумаги корабликов, султанчиков.

Игровая деятельность: пускание парусных корабликов по воде.

Работа с родителями: консультация «Влияние свежего воздуха на организм»

  1. Зарисовка опытов.
  2. Фотографии.
  3. Изготовление вееров.

Способы фиксации результатов исследования:

- диагностирование;

- зарисовка опытов;

- составление рассказов (оформление книги «Воздух везде»);

- изготовление аппликации (коллажа).

Цели и задачи исследования

Содержание опытов

Формы и методы работы с детьми в разных видах деятельности

Элементы предметно-развивающей среды

Ноябрь.  Тема «Вода»

Цели:

  1. Дать детям представления о воде и ее свойствах.
  2. Развивать речь-доказательство.
  3. Воспитывать желание проводить эксперименты, опыты, соблюдая правила безопасности.

Задачи:

1. Подвести детей к пониманию того, что вода бывает теплой, горячей, холодной.

2. Подвести детей к пониманию того, что вода прозрачная.

3. Подвести детей к пониманию того, что вода не имеет вкуса.

4. Подвести детей к пониманию того, что вода не имеет запаха.

1. Во время мытья рук измерить температуру воды.

2. Взять два стакана – один с водой, другой с молоком. В оба стакана опустить камешки или монетки.

3. Сравнить на вкус воду, молоко и сок.

4. Сравнить запах  в стаканах с обычной водой и с водой, в которую добавлен ароматизатор.

 Речевая деятельность: чтение  экологического рассказа «Как люди речку обидели», беседа, заучивание потешек о воде.

Изобразительная деятельность: окрашивание воды с помощью красок.

Музыкальная деятельность:  слушание мелодий, передающих журчание воды, капель, шум дождя.

Трудовая деятельность: опрыскивание растений в уголке природы.

 Игровая деятельность: игры с водой, мыльными пузырями, Д/И «Волшебница вода».

Работа с родителями:

Беседы о закаливающих процедурах.

1. Схемы опытов.

2. Оборудование для элементарной опытной деятельности.

3.Карты «Свойства воды».

4. Иллюстрации с изображением ручья, реки, озера, моря, океана.

5. Карта мира.

6. Пособие «Круговорот воды в природе».  

Декабрь. Тема «Вода»

Цели:

1. Уточнить представления детей о воде и ее свойствах.

2. Сформировать понятие воды как главного источника жизни.

3. Поддерживать интерес к исследованиям.

Задачи:

1. Подвести детей к пониманию того, что вода жидкая и может течь.

2. Подвести детей к пониманию того, что в воде одни вещества растворяются, другие нет.

3. Подвести детей к пониманию того, что вода не имеет формы.

1. Переливать воду из одного сосуда в другой.

2. В одни стакан положить речной песок, в другой – сахарный песок. Налить воды.

3. Налить определенное количество  воды в сосуды разной формы.

Познавательная деятельность:

-занятие «Роль воды в жизни людей, животных, растений».

- рассматривание альбома «Природа родного края».

Речевая деятельность:

- отгадывание загадок;

- разучивание произведений народного творчества;

- беседа «Почему люди болеют?»  

- чтение сказки К.Чуковского «Мойдорыр»

Изобразительная деятельность:

- рисование водоемов (озеро,  река, пруд).

Игровая деятельность:  Д/И «Узнай по вкусу»

  1. Сосуды.
  2. Речной и сахарный песок.
  3. Альбомы с иллюстрациями.

Способы фиксации результатов исследования:

- диагностирование;

- рисунки;

- составление рассказов;

- подбор фотографий;

- аппликация.

Январь. Тема «Снег и лед»

Цели:

1. Познакомить детей  с тем, что большую часть земного шара занимает вода, уточнить представления детей о разных состояниях воды.

2. Воспитывать экологическое сознание, желание беречь окружающую среду.

3. Развивать речь, любознательность.

Задачи:

1. Подвести детей к пониманию связи между температурой воздуха  и состоянием снега, льда.

2. Подвести детей к пониманию того, что снег тает от любого источника тепла.

 1. Принести снег и лед в помещение.

2. Положить горсть снега сначала на голую ладонь, затем на ладонь в варежке.

3. Освободить фигурки от «ледяного плена».

Познавательная деятельность:

- занятие «Зима»;

 - рассматривание иллюстраций о зиме.

Речевая деятельность:  

- беседа «Зимние забавы»;

- чтение и заучивание стихотворений И.Сурикова, А.Барто, Ф.Тютчева

Музыкальная деятельность: разучивание и пение песен о зиме.

Трудовая деятельность: совместная деятельность детей и взрослых в постройке на участке горки, снежных фигур, заливание ледяной дорожки.

  1. Картотека опытов.
  2. Книги С.Сахарнова «По морям вокруг земли»
  3. Иллюстрации.

Цели и задачи исследования

Содержание опытов

Формы и методы работы с детьми в разных видах деятельности

Элементы предметно-развивающей среды

Февраль. Тема «Снег и лед»

Цели:

1. Дать детям понятие о защитных свойствах снега.

2. Познакомить с загрязнением воды и снега.

3. Развивать речь и любознательность.

Задачи:

Подвести детей к пониманию связи между состоянием снега и температуры воздуха.

1. В морозный день предложить детям слепить снежки на улице. Принести снег в помещение и предложить слепить снежки здесь.

2. В сильный мороз налить одинаковое количество воды в три бутылки и зарыть их в снег на разную глубину.

3. Внести снег в помещение и положить на бумажный фильтр.

Речевая деятельность:

- чтение сказки С.Маршака «Двенадцать месяцев», беседа по ней;

- чтение стихов, пословиц, поговорок о снеге, примет, связанных со снегом.

- беседа о том, какую пользу приносит нег в сельском хозяйстве.

Изобразительная деятельность:

- рисование «Зима пришла», «Снеговики»

- лепка «Мы гуляем на участке»

1. Фотовыставка «Зимние развлечения».

2. Иллюстрации на тему «Зима».

3. Книжки-самоделки на тему «Зима».

Способы фиксации результатов исследований:

- зарисовка опытов;

- составление рассказов;

- подбор фотографий;

- коллективная аппликация «Снег и лед»

Цели и задачи исследования

Содержание опытов

Формы и методы работы с детьми в разных видах деятельности

Элементы предметно-развивающей среды

Март. Тема «Песок и глина»

Цели:

1. Познакомить детей  с  глиной и песком, которые составляют основу почвы.

2. Рассказать о том, что почва, песок и глина – объекты неживой природы.

3. Уточнить правила поведения в природе.

Задачи:

1. Подвести детей к пониманию того, что почва, песок бывает песчаная и глинистая.

2. выяснить, что в почве для жизни живых организмов есть воздух и вода.

3. Познакомить детей со свойствами песка и глины: рыхлые, сыпучие, твердые.

1. Взять стаканы с песком и глиной. Предложить высыпать в  чашку, перемешать.

2. Попробовать «посадить» палочку в стаканчики с песком и глиной поочередно.

3. Предложить слепить шарики из сухой, потом из влажной глины.

Познавательная деятельность:

- посадка лука в почву.

 Игровая деятельность: игры с песком.

Изобразительная деятельность: лепка из глины.

Трудовая деятельность: рыхление земли в горшках.

Совместная с родителями выставка: Поделки из глины.

Песок, глина, палочки, лупа, дощечки.

Апрель. Тема «Песок и глина»

Цели: Закрепить и уточнить знания детей о свойствах песка и глины.

1. Предложить детям слепить шарики из мокрого песка и глины и оставить их для высыхания.

2. Посадить в стаканчик с песком и глиной семена фасоли.

3. Рассмотреть через лупу, из чего состоят песок и глина, сравнить.

Трудовая деятельность: посадка фасоли.

Познавательная деятельность: экскурсия к мини огороду.

  1. Стаканчики с землей и глиной.
  2. Семена фасоли.
  3. Лупа.

Способы фиксации результатов исследования:

- заполнение альбома наблюдения – рост фасоли;

- подбор иллюстраций;

- составление рассказов;

- аппликация.