Из опыта работы. Тема: «Развитие познавательных интересов старших дошкольников через опытно - экспериментальную деятельность».
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему
Опыт работы
Тема: «Развитие познавательных интересов старших дошкольников через опытно - экспериментальную деятельность».
Автор:
Воспитатель
МАДОУ № 185
Сотникова Я.В.
Актуальность. Жизнь во всех ее проявлениях становится все разнообразнее и сложнее: она все больше требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач. Перед государством, школой, дошкольным учреждением и родителями строит задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждый ребенок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и обязательно! - инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу.
Поэтому на современном этапе все больше внимания уделяется практической поисково – исследовательской деятельности, так как развитие и активность мышления обнаруживаются лишь там, где есть возможность и потребность преобразовать способ практического действия и его предмет в соответствии с содержанием знания.
Поисково – исследовательская деятельность зарождается в дошкольном детстве. В связи с этим особый интерес представляет детское экспериментирование как форма этой деятельности. В процессе детского экспериментирования ребенок выступает как субъект, самостоятельно строит собственную деятельность, проявляет активность, которая к старшему дошкольному возрасту заметно нарастает.
Вместе с тем детское экспериментирование как форма поисковой деятельности в практике ДОУ используется еще не достаточно широко, хотя является важнейшим средством развития таких базисных качеств личности, как творческая активность и самостоятельность.
Таким образом, актуальность проблемы детского экспериментирования и необходимость проработки методического аспекта этой проблемы ,которые непосредственно выходят на практическую деятельность воспитания детей/ подводят к выбору темы исследования.
Теоретическое обоснование В работах ряда авторов ( И.Я Лернер, Н.Н, Подьяков/ Л.А. Парамонова) подчеркивается особая роль проблемного обучения в развитии мыслительной деятельности детей, их творческих сил. С.Л. Рубинштейн писал: Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия. Этой проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс; он всегда направлен на решение какой-то задачи»
В рамках исследовательского подхода обучение идет с опорой на непосредственный опыт ребенка, на его расширение в ходе поисковой, исследовательской деятельности, активного освоения мира. Детям не сообщают готовые знания, не предлагают способы деятельности. Создается проблемная ситуация, которую ребенок сможет решить, если привлечет свой опыт, позволит установить связи и закономерности. Ребенок же овладевает при этом новыми знаниями и умениями.
Данная проблема нашла отражения в ряде исследований (Д.Б. Горовикова, М.И. Лисина, С.Л. Новоселова, Н.Н. Подьяков), в которых даны основные положения о детском экспериментировании как особой форме поисковой деятельности.
А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, М.И. Лисин, Е.Е. Кравцова в своих работах отмечали важность союбственной активности ребенка, когда он выступает как полноценная личность, творец собственной деятельности, ставящий ее цели, ищущий пути и способы их достижения. Иначе говоря, когда ребенок выступает как свободная личность, реализующая свою волю, свои интересы, свои потребности.
В исследованиях Л.М. Маневцовой отмечается влияние поисково-исследовательской деятельности на формирование познавательного интереса у дошкольника, который проявляется в активном включении в любую деятельность, в появлении большого количества вопросов, в самостоятельной постановке и решении детьми познавательных задач.
Итак, убедившись в актуальности данной проблемы на современном этапе, я выделила основные характеристики детского экспериментирования:
1. Детское экспериментирование- особая форма поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития.
2. В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний ( познавательная форма экспериментирования), на получение продуктов творчества ( продуктивная форма экспериментирования).
3. Детское экспериментирование- стержень любого процесса детского творчества.
4. Деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды деятельности, в том числе и игровую.
Выбрав тему «Развитие познавательных интересов старших дошкольников через опытно - экспериментальную деятельность», я изучила научно-практические материалы по данной проблеме; методики проведения непосредственно образовательной деятельности в форме экспериментирования.
Система работы. Встроить систему работы по организации исследовательской деятельности детей, подобрать диагностический материал, составить тематический план и конспекты образовательной деятельности помогли следующие методические разработки:
- у И.Л. Пашуковой я взяла структуру занятия-экспериментирования. Воспользовалась ее рекомендациями по организации мини-лаборатории в группе.
- у А.И. Ивановой взяла материалы по классификации наблюдений и экспериментов, особенностям детского экспериментирования, разработки проблемных заданий, занимательные опыты и эксперименты
- рекомендации О.В. Дыбиной, Н.П. Рахмановой - помогли выстроить систему работы;
- методические рекомендации Л.Н. Прохоровой взяла за основу создания предметно-развивающей среды для проведения простейших опытов и экспериментов.
Мной была определена цель - развитие познавательной исследовательской активности дошкольников в процессе опытно-экспериментальной деятельности.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Развивать познавательные интересы детей в процессе исследовательской деятельности.
2. Учить детей приобретать новую информацию через экспериментирование.
3. Формировать умения детей делать выводы на основе практического опыта и применять в самостоятельной деятельности.
Основное направление работы предполагает:
Расширение представлений детей о явлениях и объектах окружающего мира;
Уточнение всего спектра свойств и признаков объектов и предметов;
Расширение и уточнение взаимосвязи и взаимозависимости одних объектов от других.
Новизна опыта заключается в усовершенствовании: изученных мной методы, приемы, подходы к организации опытно-экспериментальной деятельности, я объединила в единое целое.
Работа началась с создания предметно-развивающей среды - главного условия для развития творческой, исследовательской активности дошкольников. Я оформила в группе Центр экспериментирования, разбив материалы по темам: «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло», «Резина» и расположив их в доступном для свободного экспериментирования месте и в достаточном количестве.
Я составила картотеку опытов, картотеку загадок, разработала конспекты занятий для детей среднего и старшего дошкольного возраста, подобрала познавательную литературу для детей.
Далее я разработала перспективный план, в котором раздел исследовательской деятельности детей проходит через разные формы работы (в ходе непосредственно образовательной деятельности и образовательной деятельности в режимных моментах, в самостоятельной детской деятельности, в работе с родителями). В плане отражено последовательное, поэтапное знакомство детей с каким-либо объектом или явлением окружающей действительности. При составлении плана использовала рекомендации Л.Н. Прохоровой «Экологическое воспитание дошкольников» и Н.А. Рыжовой «Наш дом» - природа».
План составила так, чтобы в ходе опытно-экспериментальной деятельности по освоению детьми окружающего мира у них формировались следующие представления:
о свойствах воды;
о свойствах воздуха;
о свойствах снега и льда;
о свойствах песка и глины;
об условиях, необходимых для жизни растений.
Исследовательские занятия провожу по структуре, предложенной И.Л. Паршуковой.
1. Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной
Ситуации.
2. Тренинг внимания, памяти, логики мышления (может быть организован до занятия).
3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
4. Уточнение плана исследования.
5. Выбор оборудования, самостоятельное его размещение в зоне исследования.
6. Распределение детей на группы.
7. Анализ и обобщение полученных результатов экспериментирования.
Проведенные эксперименты мы заносим в индивидуальные дневники наблюдений.
В процессе детского экспериментирования дети учатся видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явления, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы, предложения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать выводы.
В ходе образовательной деятельности отношения с детьми строю на основе партнерства.
Большую радость, удивление и даже восторг ребята испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у юных исследователей чувство удовлетворения от проделанной работы. В процессе экспериментирования даю детям возможность удовлетворять присущую им любознательность, помогаю почувствовать себя учеными, исследователями, первооткрывателями. При этом я не учитель-наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности - это позволяет ребенку проявлять собственную активность. Для поддержания интереса у детей я придумала сказочный персонаж – Мышонок Пик, который живет в уголке экспериментирования. Наш герой с детьми участвует в опытах и экспериментах, он приносит ребятам интересные вещи, задания, удивительные истории. Дети могут не только видеть, но и слышать Мышонка: свои задания он присылает на аудиокассетах.
Этот герой стал для них не просто куклой, а настоящим другом, с которым можно посоветоваться, обратиться к нему с просьбой , разделить радость открытий.
В ходе образовательной деятельности дети пользуются различными материалами. Для их безопасного применения были составлены правила работы с ними, которые очень просты и легко запоминаются.
Экспериментирование я использовала не только на занятиях, но и в других сферах детской деятельности, совместно с узкими специалистами.
На занятиях по ИЗО деятельности дети экспериментируют с красками: путем проб и ошибок находят нужный оттенок.
Выполняя упражнения со спортивным инвентарем, дети видят и ощущают взаимосвязь различных физических действий. Например, сильнее кинешь - дальше полетит; чем тяжелее предмет, тем больше нужно усилий, чтобы он долетел до цели.
Экспериментирование мы используем и в свободной детской деятельности. На прогулке наши юные исследователи решают очень важные проблемы: что произойдет со снежинкой, если она упадет на ладошку? Как освободить бусинки из ледяного плена? И т.п.
Дети очень любят играть с ветром, со звуками, с цветными стеклами, с песком, с красками, а также в настольно-дидактические игры ( «Волшебница-вода» «Свет, звук, вода»).
Реализация поставленных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. Родители принимают активное участие в конкурсах, выставках, помогают пополнять «уголок экспериментирования» необходимыми материалами и оборудованием. В родительском уголке можно увидеть рекомендации интересных опытов в домашних условиях.
В конце года провожу диагностику, с помощью которой определяю овладения детьми экспериментальной деятельностью (использую рекомендации Л.Н. Прохоровой) результаты показывают, что у детей сформировался интерес к проведению опытов, исследовательской деятельности. Возросло количество вопросов, появилась потребность получать ответы экспериментальным путем и попытки работать самостоятельно. Давая словестный отчет об увиденном, дети не ограничиваются отдельными фразами, а произносят несколько предложений, которые хотя и не являются самостоятельным рассказом, но уже приближаются к нему по объему.
Результативность. Как показывают результаты исследований, детское экспериментирование, будучи внутренне мотивированной деятельностью, таит в себе огромный потенциал для развития творческой исследовательской активности и самостоятельности у дошкольников.
В настоящее время продолжаю работать по этой теме. Уверена, что год пройдет интересно и насыщенно. Со всеми педагогами, которые принимают участие в жизни детей, мы создадим все условия для их развития. Для этого есть прочная основа: устоявшиеся взаимоотношения с воспитанниками, добрая атмосфера в группе, наше желание находится с детьми и стремление к профессиональному росту.
Литература.
1. Поддьяков А. И. Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом- «черным ящиком»// Вопросы психологии, 1990. №
2. Поддьяков Н. Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного воз раста. Концептуальный аспект. — Волгоград: Перемена, 1995.
3. Прохорова Л. Н., Балакшина ТА. Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира//' Формирование начал экологичес кой культуры дошкольников (из опыта работы детского сада № 15 «Подсолнушек» г. Владимира) / Под ред. Л. Н. Прохоровой. — Владимир. ВОИУУ, 2001.
4. Рыжова П. Игры с водой и песком// Обруч, 1997. — № 2.
5. Рыжова П. Опыты с песком и глиной// Обруч, 1998. — № 2.
6. Тугушева Г. П., Чистякова А. В. Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста// Дошкольная педагогика, 2001. — № 1.
7. Дыбина О. В Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. -М. : ТЦ «Сфера», 2005.
8. Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Растения. /Текст/: детская энциклопедия/ А. И. Иванова -М. : ТЦ «Сфера», 2004.
9. План-программа воспитательно-образовательной программы в детском саду /Текст/ сост. Н. В. Гончарова / и др. /; под ред. 3. А. Михайловой. - СПб. : Акцидент, 1997 г.
10. Рыжова Н. А. Волшебница -вода /Текст/ Н. А. Рыжова. - М. : Линка-Пресс. 1997 .
11. Дыбина О. В. Рахманова Н. П. Щетина В. В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»/ Под ред. О. В. Дыбиной. - М. : ТЦ Сфера, 2004. - 64 с.
12. Соловьева Е. «Как организовать поисковую деятельность детей» // Дошкольное воспитание. 2005. №1.
Приложение 1
План работы по организации исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.
Цели и задачи исследования Содержание опытов Формы и методы работы с детьми в разных видах деятельности Элементы предметно-развивающей среды
Сентябрь. Тема «Воздух»
Цели:
1. Развивать у детей исследовательский интерес, любознательность.
2. Воспитывать бережное отношение к природе как к источнику чистого воздуха, необходимого для жизни живого.
3. Развивать творческие способности, логику и мышление, умение зарисовывать опыты.
4. Способствовать развитию диалогической речи, формировать умение формулировать выводы.
Задачи:
1. Подвести детей к пониманию того, что воздух невидим, прозрачен.
2. Подвести детей к пониманию того, что воздух есть во всем.
3. Подвести детей к пониманию того, что воздух легкий.
4. Подвести детей к пониманию того, что воздух имеет вес. 1. Взять пустой стакан и таз с водой. Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в таз. Стакан держать ровно.
2. Взять стакан с водой и трубочку. Опустить трубочку в стакан с водой и подуть в нее.
3. Взять надувные игрушки и опустить их в таз с водой.
4. Взять палку длиной 60 см, на ее середине закрепить веревочку. С обеих концов палки привязать два одинаковых шарика. Подвесить палку на веревочку. Палка висит горизонтально. Познавательная деятельность:
- беседа с детьми «Откуда берется воздух, ветер»;
- чтение стихотворений о ветре;
- чтение произведения «Легкие планеты».
Речевая деятельность: чтение РНС «Пузырь, соломинка и лапоть», беседа по ней.
Музыкальная деятельность: работа над дыханием, упражнения на поддувание.
Ручной труд: конструирование из бумаги способом оригами (тюльпаны надуваются с помощью воздуха).
Игровая деятельность: игры с воздушными шарами, мыльными пузырями.
Работа с родителями:
- консультации на темы «Как познакомить детей со свойствами воздуха». «Дыхательная гимнастика для детей»;
- практикум «Изготовление игрушек для игр с воздухом». 1. Схемы опытов.
2. Оборудование для элементарной опытной деятельности.
3. Картинки: вентилятор, веер и т.п.
4. Альбом «Люди и небо»
5. Кроссворд на тему «Воздух»
Цели и задачи исследования Содержание опытов Формы и методы работы с детьми в разных видах деятельности Элементы предметно-развивающей среды
Октябрь Тема «Воздух»
Цели:
1. Развивать у детей творческие способности, логику, мышление, умение зарисовывать опыт.
2. Способствовать развитию диалогической речи, формировать умение формулировать выводы.
3. Развивать исследовательский интерес, любознательность.
4. Воспитывать желание беречь окружающую среду.
Задачи:
1. Подвести детей к пониманию того, что воздух бывает теплым и холодным: теплый – легкий, холодный – тяжелый.
2. Дать детям понятие о движении воздуха.
3. Дать понятие о загрязнении воздуха. 1. Взять две свечи, приоткрыть дверь на улицу. Зажечь свечи. Держать одну внизу, другую наверху образовавшейся щели. Определить направление движения воздуха по пламени свечи.
2. Взять миски с водой для каждого ребенка. В каждой миске свое «море»: красное, черное, желтое. Дети дуют на воду. Получаются «волны».
3. Зажечь свечу, подержать над ее пламенем стекло или фарфоровую чашку. Познавательная деятельность:
- рассматривание иллюстраций с изображением ветра, беседы;
- разгадывание загадок;
- уточнить, что движение воздуха называется ветром.
Речевая деятельность: Чтение сказки «Морозко», беседа по ней.
Изобразительная деятельность: передать в рисунке ветер: сильный, могучий, слабый и спокойный.
Конструктивная деятельность: конструирование из бумаги корабликов, султанчиков.
Игровая деятельность: пускание парусных корабликов по воде.
Работа с родителями: консультация «Влияние свежего воздуха на организм»
1. Зарисовка опытов.
2. Фотографии.
3. Изготовление вееров.
Способы фиксации результатов исследования:
- диагностирование;
- зарисовка опытов;
- составление рассказов (оформление книги «Воздух везде»);
- изготовление аппликации (коллажа).
Цели и задачи исследования Содержание опытов Формы и методы работы с детьми в разных видах деятельности Элементы предметно-развивающей среды
Ноябрь. Тема «Вода»
Цели:
1. Дать детям представления о воде и ее свойствах.
2. Развивать речь-доказательство.
3. Воспитывать желание проводить эксперименты, опыты, соблюдая правила безопасности.
Задачи:
1. Подвести детей к пониманию того, что вода бывает теплой, горячей, холодной.
2. Подвести детей к пониманию того, что вода прозрачная.
3. Подвести детей к пониманию того, что вода не имеет вкуса.
4. Подвести детей к пониманию того, что вода не имеет запаха. 1. Во время мытья рук измерить температуру воды.
2. Взять два стакана – один с водой, другой с молоком. В оба стакана опустить камешки или монетки.
3. Сравнить на вкус воду, молоко и сок.
4. Сравнить запах в стаканах с обычной водой и с водой, в которую добавлен ароматизатор. Речевая деятельность: чтение экологического рассказа «Как люди речку обидели», беседа, заучивание потешек о воде.
Изобразительная деятельность: окрашивание воды с помощью красок.
Музыкальная деятельность: слушание мелодий, передающих журчание воды, капель, шум дождя.
Трудовая деятельность: опрыскивание растений в уголке природы.
Игровая деятельность: игры с водой, мыльными пузырями, Д/И «Волшебница вода».
Работа с родителями:
Беседы о закаливающих процедурах. 1. Схемы опытов.
2. Оборудование для элементарной опытной деятельности.
3.Карты «Свойства воды».
4. Иллюстрации с изображением ручья, реки, озера, моря, океана.
5. Карта мира.
6. Пособие «Круговорот воды в природе».
Декабрь. Тема «Вода»
Цели:
1. Уточнить представления детей о воде и ее свойствах.
2. Сформировать понятие воды как главного источника жизни.
3. Поддерживать интерес к исследованиям.
Задачи:
1. Подвести детей к пониманию того, что вода жидкая и может течь.
2. Подвести детей к пониманию того, что в воде одни вещества растворяются, другие нет.
3. Подвести детей к пониманию того, что вода не имеет формы. 1. Переливать воду из одного сосуда в другой.
2. В одни стакан положить речной песок, в другой – сахарный песок. Налить воды.
3. Налить определенное количество воды в сосуды разной формы. Познавательная деятельность:
-занятие «Роль воды в жизни людей, животных, растений».
- рассматривание альбома «Природа родного края».
Речевая деятельность:
- отгадывание загадок;
- разучивание произведений народного творчества;
- беседа «Почему люди болеют?»
- чтение сказки К.Чуковского «Мойдорыр»
Изобразительная деятельность:
- рисование водоемов (озеро, река, пруд).
Игровая деятельность: Д/И «Узнай по вкусу» 1. Сосуды.
2. Речной и сахарный песок.
3. Альбомы с иллюстрациями.
Способы фиксации результатов исследования:
- диагностирование;
- рисунки;
- составление рассказов;
- подбор фотографий;
- аппликация.
Январь. Тема «Снег и лед»
Цели:
1. Познакомить детей с тем, что большую часть земного шара занимает вода, уточнить представления детей о разных состояниях воды.
2. Воспитывать экологическое сознание, желание беречь окружающую среду.
3. Развивать речь, любознательность.
Задачи:
1. Подвести детей к пониманию связи между температурой воздуха и состоянием снега, льда.
2. Подвести детей к пониманию того, что снег тает от любого источника тепла. 1. Принести снег и лед в помещение.
2. Положить горсть снега сначала на голую ладонь, затем на ладонь в варежке.
3. Освободить фигурки от «ледяного плена». Познавательная деятельность:
- занятие «Зима»;
- рассматривание иллюстраций о зиме.
Речевая деятельность:
- беседа «Зимние забавы»;
- чтение и заучивание стихотворений И.Сурикова, А.Барто, Ф.Тютчева
Музыкальная деятельность: разучивание и пение песен о зиме.
Трудовая деятельность: совместная деятельность детей и взрослых в постройке на участке горки, снежных фигур, заливание ледяной дорожки. 1. Картотека опытов.
2. Книги С.Сахарнова «По морям вокруг земли»
3. Иллюстрации.
Цели и задачи исследования Содержание опытов Формы и методы работы с детьми в разных видах деятельности Элементы предметно-развивающей среды
Февраль. Тема «Снег и лед»
Цели:
1. Дать детям понятие о защитных свойствах снега.
2. Познакомить с загрязнением воды и снега.
3. Развивать речь и любознательность.
Задачи:
Подвести детей к пониманию связи между состоянием снега и температуры воздуха. 1. В морозный день предложить детям слепить снежки на улице. Принести снег в помещение и предложить слепить снежки здесь.
2. В сильный мороз налить одинаковое количество воды в три бутылки и зарыть их в снег на разную глубину.
3. Внести снег в помещение и положить на бумажный фильтр. Речевая деятельность:
- чтение сказки С.Маршака «Двенадцать месяцев», беседа по ней;
- чтение стихов, пословиц, поговорок о снеге, примет, связанных со снегом.
- беседа о том, какую пользу приносит нег в сельском хозяйстве.
Изобразительная деятельность:
- рисование «Зима пришла», «Снеговики»
- лепка «Мы гуляем на участке» 1. Фотовыставка «Зимние развлечения».
2. Иллюстрации на тему «Зима».
3. Книжки-самоделки на тему «Зима».
Способы фиксации результатов исследований:
- зарисовка опытов;
- составление рассказов;
- подбор фотографий;
- коллективная аппликация «Снег и лед»
Цели и задачи исследования Содержание опытов Формы и методы работы с детьми в разных видах деятельности Элементы предметно-развивающей среды
Март. Тема «Песок и глина»
Цели:
1. Познакомить детей с глиной и песком, которые составляют основу почвы.
2. Рассказать о том, что почва, песок и глина – объекты неживой природы.
3. Уточнить правила поведения в природе.
Задачи:
1. Подвести детей к пониманию того, что почва, песок бывает песчаная и глинистая.
2. выяснить, что в почве для жизни живых организмов есть воздух и вода.
3. Познакомить детей со свойствами песка и глины: рыхлые, сыпучие, твердые. 1. Взять стаканы с песком и глиной. Предложить высыпать в чашку, перемешать.
2. Попробовать «посадить» палочку в стаканчики с песком и глиной поочередно.
3. Предложить слепить шарики из сухой, потом из влажной глины. Познавательная деятельность:
- посадка лука в почву.
Игровая деятельность: игры с песком.
Изобразительная деятельность: лепка из глины.
Трудовая деятельность: рыхление земли в горшках.
Совместная с родителями выставка: Поделки из глины. Песок, глина, палочки, лупа, дощечки.
Апрель. Тема «Песок и глина»
Цели: Закрепить и уточнить знания детей о свойствах песка и глины. 1. Предложить детям слепить шарики из мокрого песка и глины и оставить их для высыхания.
2. Посадить в стаканчик с песком и глиной семена фасоли.
3. Рассмотреть через лупу, из чего состоят песок и глина, сравнить. Трудовая деятельность: посадка фасоли.
Познавательная деятельность: экскурсия к мини огороду. 1. Стаканчики с землей и глиной.
2. Семена фасоли.
3. Лупа.
Способы фиксации результатов исследования:
- заполнение альбома наблюдения – рост фасоли;
- подбор иллюстраций;
- составление рассказов;
- аппликация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_opytno_eksperementalnaya_deyatelnost.docx | 44.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт работы
Тема: «Развитие познавательных интересов старших дошкольников через опытно - экспериментальную деятельность».
Автор:
Воспитатель
МАДОУ № 185
Сотникова Я.В.
Актуальность. Жизнь во всех ее проявлениях становится все разнообразнее и сложнее: она все больше требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач. Перед государством, школой, дошкольным учреждением и родителями строит задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждый ребенок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и обязательно! - инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу.
Поэтому на современном этапе все больше внимания уделяется практической поисково – исследовательской деятельности, так как развитие и активность мышления обнаруживаются лишь там, где есть возможность и потребность преобразовать способ практического действия и его предмет в соответствии с содержанием знания.
Поисково – исследовательская деятельность зарождается в дошкольном детстве. В связи с этим особый интерес представляет детское экспериментирование как форма этой деятельности. В процессе детского экспериментирования ребенок выступает как субъект, самостоятельно строит собственную деятельность, проявляет активность, которая к старшему дошкольному возрасту заметно нарастает.
Вместе с тем детское экспериментирование как форма поисковой деятельности в практике ДОУ используется еще не достаточно широко, хотя является важнейшим средством развития таких базисных качеств личности, как творческая активность и самостоятельность.
Таким образом, актуальность проблемы детского экспериментирования и необходимость проработки методического аспекта этой проблемы ,которые непосредственно выходят на практическую деятельность воспитания детей/ подводят к выбору темы исследования.
Теоретическое обоснование В работах ряда авторов ( И.Я Лернер, Н.Н, Подьяков/ Л.А. Парамонова) подчеркивается особая роль проблемного обучения в развитии мыслительной деятельности детей, их творческих сил. С.Л. Рубинштейн писал: Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия. Этой проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс; он всегда направлен на решение какой-то задачи»
В рамках исследовательского подхода обучение идет с опорой на непосредственный опыт ребенка, на его расширение в ходе поисковой, исследовательской деятельности, активного освоения мира. Детям не сообщают готовые знания, не предлагают способы деятельности. Создается проблемная ситуация, которую ребенок сможет решить, если привлечет свой опыт, позволит установить связи и закономерности. Ребенок же овладевает при этом новыми знаниями и умениями.
Данная проблема нашла отражения в ряде исследований (Д.Б. Горовикова, М.И. Лисина, С.Л. Новоселова, Н.Н. Подьяков), в которых даны основные положения о детском экспериментировании как особой форме поисковой деятельности.
А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, М.И. Лисин, Е.Е. Кравцова в своих работах отмечали важность союбственной активности ребенка, когда он выступает как полноценная личность, творец собственной деятельности, ставящий ее цели, ищущий пути и способы их достижения. Иначе говоря, когда ребенок выступает как свободная личность, реализующая свою волю, свои интересы, свои потребности.
В исследованиях Л.М. Маневцовой отмечается влияние поисково-исследовательской деятельности на формирование познавательного интереса у дошкольника, который проявляется в активном включении в любую деятельность, в появлении большого количества вопросов, в самостоятельной постановке и решении детьми познавательных задач.
Итак, убедившись в актуальности данной проблемы на современном этапе, я выделила основные характеристики детского экспериментирования:
- Детское экспериментирование- особая форма поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития.
- В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний ( познавательная форма экспериментирования), на получение продуктов творчества ( продуктивная форма экспериментирования).
- Детское экспериментирование- стержень любого процесса детского творчества.
- Деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды деятельности, в том числе и игровую.
Выбрав тему «Развитие познавательных интересов старших дошкольников через опытно - экспериментальную деятельность», я изучила научно-практические материалы по данной проблеме; методики проведения непосредственно образовательной деятельности в форме экспериментирования.
Система работы. Встроить систему работы по организации исследовательской деятельности детей, подобрать диагностический материал, составить тематический план и конспекты образовательной деятельности помогли следующие методические разработки:
- у И.Л. Пашуковой я взяла структуру занятия-экспериментирования. Воспользовалась ее рекомендациями по организации мини-лаборатории в группе.
- у А.И. Ивановой взяла материалы по классификации наблюдений и экспериментов, особенностям детского экспериментирования, разработки проблемных заданий, занимательные опыты и эксперименты
- рекомендации О.В. Дыбиной, Н.П. Рахмановой - помогли выстроить систему работы;
- методические рекомендации Л.Н. Прохоровой взяла за основу создания предметно-развивающей среды для проведения простейших опытов и экспериментов.
Мной была определена цель - развитие познавательной исследовательской активности дошкольников в процессе опытно-экспериментальной деятельности.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- Развивать познавательные интересы детей в процессе исследовательской деятельности.
- Учить детей приобретать новую информацию через экспериментирование.
- Формировать умения детей делать выводы на основе практического опыта и применять в самостоятельной деятельности.
Основное направление работы предполагает:
- Расширение представлений детей о явлениях и объектах окружающего мира;
- Уточнение всего спектра свойств и признаков объектов и предметов;
- Расширение и уточнение взаимосвязи и взаимозависимости одних объектов от других.
Новизна опыта заключается в усовершенствовании: изученных мной методы, приемы, подходы к организации опытно-экспериментальной деятельности, я объединила в единое целое.
Работа началась с создания предметно-развивающей среды - главного условия для развития творческой, исследовательской активности дошкольников. Я оформила в группе Центр экспериментирования, разбив материалы по темам: «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло», «Резина» и расположив их в доступном для свободного экспериментирования месте и в достаточном количестве.
Я составила картотеку опытов, картотеку загадок, разработала конспекты занятий для детей среднего и старшего дошкольного возраста, подобрала познавательную литературу для детей.
Далее я разработала перспективный план, в котором раздел исследовательской деятельности детей проходит через разные формы работы (в ходе непосредственно образовательной деятельности и образовательной деятельности в режимных моментах, в самостоятельной детской деятельности, в работе с родителями). В плане отражено последовательное, поэтапное знакомство детей с каким-либо объектом или явлением окружающей действительности. При составлении плана использовала рекомендации Л.Н. Прохоровой «Экологическое воспитание дошкольников» и Н.А. Рыжовой «Наш дом» - природа».
План составила так, чтобы в ходе опытно-экспериментальной деятельности по освоению детьми окружающего мира у них формировались следующие представления:
- о свойствах воды;
- о свойствах воздуха;
- о свойствах снега и льда;
- о свойствах песка и глины;
- об условиях, необходимых для жизни растений.
Исследовательские занятия провожу по структуре, предложенной И.Л. Паршуковой.
- Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной
Ситуации.
- Тренинг внимания, памяти, логики мышления (может быть организован до занятия).
- Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
- Уточнение плана исследования.
- Выбор оборудования, самостоятельное его размещение в зоне исследования.
- Распределение детей на группы.
- Анализ и обобщение полученных результатов экспериментирования.
Проведенные эксперименты мы заносим в индивидуальные дневники наблюдений.
В процессе детского экспериментирования дети учатся видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явления, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы, предложения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать выводы.
В ходе образовательной деятельности отношения с детьми строю на основе партнерства.
Большую радость, удивление и даже восторг ребята испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у юных исследователей чувство удовлетворения от проделанной работы. В процессе экспериментирования даю детям возможность удовлетворять присущую им любознательность, помогаю почувствовать себя учеными, исследователями, первооткрывателями. При этом я не учитель-наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности - это позволяет ребенку проявлять собственную активность. Для поддержания интереса у детей я придумала сказочный персонаж – Мышонок Пик, который живет в уголке экспериментирования. Наш герой с детьми участвует в опытах и экспериментах, он приносит ребятам интересные вещи, задания, удивительные истории. Дети могут не только видеть, но и слышать Мышонка: свои задания он присылает на аудиокассетах.
Этот герой стал для них не просто куклой, а настоящим другом, с которым можно посоветоваться, обратиться к нему с просьбой , разделить радость открытий.
В ходе образовательной деятельности дети пользуются различными материалами. Для их безопасного применения были составлены правила работы с ними, которые очень просты и легко запоминаются.
Экспериментирование я использовала не только на занятиях, но и в других сферах детской деятельности, совместно с узкими специалистами.
На занятиях по ИЗО деятельности дети экспериментируют с красками: путем проб и ошибок находят нужный оттенок.
Выполняя упражнения со спортивным инвентарем, дети видят и ощущают взаимосвязь различных физических действий. Например, сильнее кинешь - дальше полетит; чем тяжелее предмет, тем больше нужно усилий, чтобы он долетел до цели.
Экспериментирование мы используем и в свободной детской деятельности. На прогулке наши юные исследователи решают очень важные проблемы: что произойдет со снежинкой, если она упадет на ладошку? Как освободить бусинки из ледяного плена? И т.п.
Дети очень любят играть с ветром, со звуками, с цветными стеклами, с песком, с красками, а также в настольно-дидактические игры ( «Волшебница-вода» «Свет, звук, вода»).
Реализация поставленных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. Родители принимают активное участие в конкурсах, выставках, помогают пополнять «уголок экспериментирования» необходимыми материалами и оборудованием. В родительском уголке можно увидеть рекомендации интересных опытов в домашних условиях.
В конце года провожу диагностику, с помощью которой определяю овладения детьми экспериментальной деятельностью (использую рекомендации Л.Н. Прохоровой) результаты показывают, что у детей сформировался интерес к проведению опытов, исследовательской деятельности. Возросло количество вопросов, появилась потребность получать ответы экспериментальным путем и попытки работать самостоятельно. Давая словестный отчет об увиденном, дети не ограничиваются отдельными фразами, а произносят несколько предложений, которые хотя и не являются самостоятельным рассказом, но уже приближаются к нему по объему.
Результативность. Как показывают результаты исследований, детское экспериментирование, будучи внутренне мотивированной деятельностью, таит в себе огромный потенциал для развития творческой исследовательской активности и самостоятельности у дошкольников.
В настоящее время продолжаю работать по этой теме. Уверена, что год пройдет интересно и насыщенно. Со всеми педагогами, которые принимают участие в жизни детей, мы создадим все условия для их развития. Для этого есть прочная основа: устоявшиеся взаимоотношения с воспитанниками, добрая атмосфера в группе, наше желание находится с детьми и стремление к профессиональному росту.
Литература.
1. Поддьяков А. И. Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом- «черным ящиком»// Вопросы психологии, 1990. №
2. Поддьяков Н. Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного воз раста. Концептуальный аспект. — Волгоград: Перемена, 1995.
3. Прохорова Л. Н., Балакшина ТА. Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира//' Формирование начал экологичес кой культуры дошкольников (из опыта работы детского сада № 15 «Подсолнушек» г. Владимира) / Под ред. Л. Н. Прохоровой. — Владимир. ВОИУУ, 2001.
4. Рыжова П. Игры с водой и песком// Обруч, 1997. — № 2.
5. Рыжова П. Опыты с песком и глиной// Обруч, 1998. — № 2.
6. Тугушева Г. П., Чистякова А. В. Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста// Дошкольная педагогика, 2001. — № 1.
7. Дыбина О. В Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. -М. : ТЦ «Сфера», 2005.
8. Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Растения. /Текст/: детская энциклопедия/ А. И. Иванова -М. : ТЦ «Сфера», 2004.
9. План-программа воспитательно-образовательной программы в детском саду /Текст/ сост. Н. В. Гончарова / и др. /; под ред. 3. А. Михайловой. - СПб. : Акцидент, 1997 г.
10. Рыжова Н. А. Волшебница -вода /Текст/ Н. А. Рыжова. - М. : Линка-Пресс. 1997 .
11. Дыбина О. В. Рахманова Н. П. Щетина В. В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»/ Под ред. О. В. Дыбиной. - М. : ТЦ Сфера, 2004. - 64 с.
12. Соловьева Е. «Как организовать поисковую деятельность детей» // Дошкольное воспитание. 2005. №1.
Приложение 1
План работы по организации исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.
Цели и задачи исследования | Содержание опытов | Формы и методы работы с детьми в разных видах деятельности | Элементы предметно-развивающей среды |
Сентябрь. Тема «Воздух» | |||
Цели: 1. Развивать у детей исследовательский интерес, любознательность. 2. Воспитывать бережное отношение к природе как к источнику чистого воздуха, необходимого для жизни живого. 3. Развивать творческие способности, логику и мышление, умение зарисовывать опыты. 4. Способствовать развитию диалогической речи, формировать умение формулировать выводы. Задачи: 1. Подвести детей к пониманию того, что воздух невидим, прозрачен. 2. Подвести детей к пониманию того, что воздух есть во всем. 3. Подвести детей к пониманию того, что воздух легкий. 4. Подвести детей к пониманию того, что воздух имеет вес. | 1. Взять пустой стакан и таз с водой. Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в таз. Стакан держать ровно. 2. Взять стакан с водой и трубочку. Опустить трубочку в стакан с водой и подуть в нее. 3. Взять надувные игрушки и опустить их в таз с водой. 4. Взять палку длиной 60 см, на ее середине закрепить веревочку. С обеих концов палки привязать два одинаковых шарика. Подвесить палку на веревочку. Палка висит горизонтально. | Познавательная деятельность: - беседа с детьми «Откуда берется воздух, ветер»; - чтение стихотворений о ветре; - чтение произведения «Легкие планеты». Речевая деятельность: чтение РНС «Пузырь, соломинка и лапоть», беседа по ней. Музыкальная деятельность: работа над дыханием, упражнения на поддувание. Ручной труд: конструирование из бумаги способом оригами (тюльпаны надуваются с помощью воздуха). Игровая деятельность: игры с воздушными шарами, мыльными пузырями. Работа с родителями: - консультации на темы «Как познакомить детей со свойствами воздуха». «Дыхательная гимнастика для детей»; - практикум «Изготовление игрушек для игр с воздухом». | 1. Схемы опытов. 2. Оборудование для элементарной опытной деятельности. 3. Картинки: вентилятор, веер и т.п. 4. Альбом «Люди и небо» 5. Кроссворд на тему «Воздух» |
Цели и задачи исследования | Содержание опытов | Формы и методы работы с детьми в разных видах деятельности | Элементы предметно-развивающей среды |
Октябрь Тема «Воздух» | |||
Цели: 1. Развивать у детей творческие способности, логику, мышление, умение зарисовывать опыт. 2. Способствовать развитию диалогической речи, формировать умение формулировать выводы. 3. Развивать исследовательский интерес, любознательность. 4. Воспитывать желание беречь окружающую среду. Задачи: 1. Подвести детей к пониманию того, что воздух бывает теплым и холодным: теплый – легкий, холодный – тяжелый. 2. Дать детям понятие о движении воздуха. 3. Дать понятие о загрязнении воздуха. | 1. Взять две свечи, приоткрыть дверь на улицу. Зажечь свечи. Держать одну внизу, другую наверху образовавшейся щели. Определить направление движения воздуха по пламени свечи. 2. Взять миски с водой для каждого ребенка. В каждой миске свое «море»: красное, черное, желтое. Дети дуют на воду. Получаются «волны». 3. Зажечь свечу, подержать над ее пламенем стекло или фарфоровую чашку. | Познавательная деятельность: - рассматривание иллюстраций с изображением ветра, беседы; - разгадывание загадок; - уточнить, что движение воздуха называется ветром. Речевая деятельность: Чтение сказки «Морозко», беседа по ней. Изобразительная деятельность: передать в рисунке ветер: сильный, могучий, слабый и спокойный. Конструктивная деятельность: конструирование из бумаги корабликов, султанчиков. Игровая деятельность: пускание парусных корабликов по воде. Работа с родителями: консультация «Влияние свежего воздуха на организм» |
|
Способы фиксации результатов исследования: - диагностирование; - зарисовка опытов; - составление рассказов (оформление книги «Воздух везде»); - изготовление аппликации (коллажа). |
Цели и задачи исследования | Содержание опытов | Формы и методы работы с детьми в разных видах деятельности | Элементы предметно-развивающей среды | ||||
Ноябрь. Тема «Вода» | |||||||
Цели:
Задачи: 1. Подвести детей к пониманию того, что вода бывает теплой, горячей, холодной. 2. Подвести детей к пониманию того, что вода прозрачная. 3. Подвести детей к пониманию того, что вода не имеет вкуса. 4. Подвести детей к пониманию того, что вода не имеет запаха. | 1. Во время мытья рук измерить температуру воды. 2. Взять два стакана – один с водой, другой с молоком. В оба стакана опустить камешки или монетки. 3. Сравнить на вкус воду, молоко и сок. 4. Сравнить запах в стаканах с обычной водой и с водой, в которую добавлен ароматизатор. | Речевая деятельность: чтение экологического рассказа «Как люди речку обидели», беседа, заучивание потешек о воде. Изобразительная деятельность: окрашивание воды с помощью красок. Музыкальная деятельность: слушание мелодий, передающих журчание воды, капель, шум дождя. Трудовая деятельность: опрыскивание растений в уголке природы. Игровая деятельность: игры с водой, мыльными пузырями, Д/И «Волшебница вода». Работа с родителями: Беседы о закаливающих процедурах. | 1. Схемы опытов. 2. Оборудование для элементарной опытной деятельности. 3.Карты «Свойства воды». 4. Иллюстрации с изображением ручья, реки, озера, моря, океана. 5. Карта мира. 6. Пособие «Круговорот воды в природе». | ||||
Декабрь. Тема «Вода» | |||||||
Цели: 1. Уточнить представления детей о воде и ее свойствах. 2. Сформировать понятие воды как главного источника жизни. 3. Поддерживать интерес к исследованиям. Задачи: 1. Подвести детей к пониманию того, что вода жидкая и может течь. 2. Подвести детей к пониманию того, что в воде одни вещества растворяются, другие нет. 3. Подвести детей к пониманию того, что вода не имеет формы. | 1. Переливать воду из одного сосуда в другой. 2. В одни стакан положить речной песок, в другой – сахарный песок. Налить воды. 3. Налить определенное количество воды в сосуды разной формы. | Познавательная деятельность: -занятие «Роль воды в жизни людей, животных, растений». - рассматривание альбома «Природа родного края». Речевая деятельность: - отгадывание загадок; - разучивание произведений народного творчества; - беседа «Почему люди болеют?» - чтение сказки К.Чуковского «Мойдорыр» Изобразительная деятельность: - рисование водоемов (озеро, река, пруд). Игровая деятельность: Д/И «Узнай по вкусу» |
| ||||
Способы фиксации результатов исследования: - диагностирование; - рисунки; - составление рассказов; - подбор фотографий; - аппликация. | |||||||
Январь. Тема «Снег и лед» | |||||||
Цели: 1. Познакомить детей с тем, что большую часть земного шара занимает вода, уточнить представления детей о разных состояниях воды. 2. Воспитывать экологическое сознание, желание беречь окружающую среду. 3. Развивать речь, любознательность. Задачи: 1. Подвести детей к пониманию связи между температурой воздуха и состоянием снега, льда. 2. Подвести детей к пониманию того, что снег тает от любого источника тепла. | 1. Принести снег и лед в помещение. 2. Положить горсть снега сначала на голую ладонь, затем на ладонь в варежке. 3. Освободить фигурки от «ледяного плена». | Познавательная деятельность: - занятие «Зима»; - рассматривание иллюстраций о зиме. Речевая деятельность: - беседа «Зимние забавы»; - чтение и заучивание стихотворений И.Сурикова, А.Барто, Ф.Тютчева Музыкальная деятельность: разучивание и пение песен о зиме. Трудовая деятельность: совместная деятельность детей и взрослых в постройке на участке горки, снежных фигур, заливание ледяной дорожки. |
|
Цели и задачи исследования | Содержание опытов | Формы и методы работы с детьми в разных видах деятельности | Элементы предметно-развивающей среды |
Февраль. Тема «Снег и лед» | |||
Цели: 1. Дать детям понятие о защитных свойствах снега. 2. Познакомить с загрязнением воды и снега. 3. Развивать речь и любознательность. Задачи: Подвести детей к пониманию связи между состоянием снега и температуры воздуха. | 1. В морозный день предложить детям слепить снежки на улице. Принести снег в помещение и предложить слепить снежки здесь. 2. В сильный мороз налить одинаковое количество воды в три бутылки и зарыть их в снег на разную глубину. 3. Внести снег в помещение и положить на бумажный фильтр. | Речевая деятельность: - чтение сказки С.Маршака «Двенадцать месяцев», беседа по ней; - чтение стихов, пословиц, поговорок о снеге, примет, связанных со снегом. - беседа о том, какую пользу приносит нег в сельском хозяйстве. Изобразительная деятельность: - рисование «Зима пришла», «Снеговики» - лепка «Мы гуляем на участке» | 1. Фотовыставка «Зимние развлечения». 2. Иллюстрации на тему «Зима». 3. Книжки-самоделки на тему «Зима». |
Способы фиксации результатов исследований: - зарисовка опытов; - составление рассказов; - подбор фотографий; - коллективная аппликация «Снег и лед» |
Цели и задачи исследования | Содержание опытов | Формы и методы работы с детьми в разных видах деятельности | Элементы предметно-развивающей среды |
Март. Тема «Песок и глина» | |||
Цели: 1. Познакомить детей с глиной и песком, которые составляют основу почвы. 2. Рассказать о том, что почва, песок и глина – объекты неживой природы. 3. Уточнить правила поведения в природе. Задачи: 1. Подвести детей к пониманию того, что почва, песок бывает песчаная и глинистая. 2. выяснить, что в почве для жизни живых организмов есть воздух и вода. 3. Познакомить детей со свойствами песка и глины: рыхлые, сыпучие, твердые. | 1. Взять стаканы с песком и глиной. Предложить высыпать в чашку, перемешать. 2. Попробовать «посадить» палочку в стаканчики с песком и глиной поочередно. 3. Предложить слепить шарики из сухой, потом из влажной глины. | Познавательная деятельность: - посадка лука в почву. Игровая деятельность: игры с песком. Изобразительная деятельность: лепка из глины. Трудовая деятельность: рыхление земли в горшках. Совместная с родителями выставка: Поделки из глины. | Песок, глина, палочки, лупа, дощечки. |
Апрель. Тема «Песок и глина» | |||
Цели: Закрепить и уточнить знания детей о свойствах песка и глины. | 1. Предложить детям слепить шарики из мокрого песка и глины и оставить их для высыхания. 2. Посадить в стаканчик с песком и глиной семена фасоли. 3. Рассмотреть через лупу, из чего состоят песок и глина, сравнить. | Трудовая деятельность: посадка фасоли. Познавательная деятельность: экскурсия к мини огороду. |
|
Способы фиксации результатов исследования: - заполнение альбома наблюдения – рост фасоли; - подбор иллюстраций; - составление рассказов; - аппликация. |