Самообразование по теме: «Формирование экологического воспитания старших дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность»
учебно-методический материал (старшая группа)

Рябцева О. В.

«Формирование экологического воспитания старших дошкольников

через опытно-экспериментальную деятельность»


 


 


 


 


 

Воспитатель:

Рябцева О.В.
 


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2021 г.

 

 

 

 

Актуальность:

Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.

Охрана окружающей среды - одна из наиболее актуальных проблем современности. Научно-технический прогресс и усиление антропогенного давления на природную среду неизбежно приводит к ухудшению экологической ситуации. В последние годы напряженность экологической обстановки возрастает с каждым днем. Высоким остается уровень загрязнения поверхностных вод, почв, атмосферного воздуха. Быстро снижается биологическое разнообразие природы России: гибнут экосистемы лесов, многие виды растений и животных находятся на грани исчезновения. На долю нынешнего поколения выпадает решение задачи экологического оздоровления России и планеты Земля в целом.

Необходимо научиться гуманно и бережно относиться к природе. Для этого надо воспитывать экологическое сознание и ответственность за состояние окружающей среды с дошкольного возраста.

Любовь к природе и заботливое отношение к ней закладывается у детей только тогда, когда они видят примеры ежедневного, внимательного и заботливого отношения со стороны взрослых - воспитателей и родителей.

Наиболее эффективными формами взаимодействия педагога с детьми по экологическому образованию считаются такие формы, в которых дошкольники получают возможность непосредственного контакта с природой. В этом случае у детей формируются не только экологические знания, но и опыт использования этих знаний в практической деятельности. К таким формам взаимодействия можно отнести прогулки, экспериментирование, наблюдения, различные экологические акции и проекты.

Цель саморазвития:

  • повысить свой профессиональный уровень, систематизировать работу;
  • повышать профессиональное мастерство и компетентность в работе над формированием экологической культуры у детей дошкольного возраста;
  • развивать творческую активность, инициативу в инновационной, научно-методической, опытно-экспериментальной деятельности при воспитании детей в современных условиях;
  • создать условия для развития экологически воспитанной личности, формирования гуманного отношения к природе

Задачи:

  • повышение профессионального уровня и педагогического мастерства;
  • изучения учебной, справочной и научно-методической литературы;
  • создание методических наработок и внедрение эффективного педагогического опыта в работу с дошкольниками;
  • формировать знания, умения и навыки воспитанников;

 

 

 

 

 

 

План методической работы воспитателя по экологическому воспитанию.

  1. Овладение современными методами диагностики всестороннего развития дошкольников;
  2. Планирование индивидуальной работы с воспитанниками по результатам диагностики;
  3. Изучения учебной, справочной и научно-методической литературы;
  4. Изучение инновационных технологий по обучению детей экологическому воспитанию;
  5. Периодическое изучение нового материала по экологии на педагогических сайтах;
  • семинарах и мастер-классах;
  • ознакомление с публикациями в печатных изданиях;
  1. Создание эколого-развивающей среды (уголки природы).
  2. Составление картотеки дидактических игр по экологии для дошкольников.
  3. Создание электронной версии методической копилки с использованием ИКТ – технологий;
  4. Составление картотеки методического демонстрационного, раздаточного материала по экологии;
  5. Разработка конспекта занятия по экологическому воспитанию;
  6. Проведение открытого занятия;
  7. Выпуск экологической стенгазеты на тему «Берегите природу».
  8. Проведение досугов, экологических, народных праздников.
  9. Изготовление экологического лэпбука.
  10. Участие в конкурсах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План работы с детьми:

  1. Образовательная деятельность по экологическому воспитанию:
  • моделирование ситуаций;
  • игровая деятельность (сюжетно-ролевые, дидактические);
  • опытно-исследовательская деятельность;
  • разучивание песен, стихов, пословиц, поговорок;
  • просмотр мультфильмов;
  • экологические спектакли
  1. Досуги, экологические, народные праздники и развлечения:
  • «Масленица»; 
  • «Пасха»; 
  • «День Земли»; 
  • «День птиц»; 
  • «День посадки деревьев»;
  1. Проведение сезонных выставок поделок;
  2. Участие в дистанционных всероссийских конкурсах, олимпиадах, турнирах в сети интернет;
  3. Беседы с использованием компьютерных презентаций на темы:
  • «Значение воды в жизни людей»;
  • «Зеленая аптека»;
  • «Синичкин день»;
  • «Покормим птиц зимой»;
  • «Значение почвы и воды в жизни всего живого»;
  • «Мы друзья природы»;
  • «Лес и наше здоровье»; 
  • «Поможем природе»;
  • «Овощи и фрукты – лучшие продукты»
  1. Проекты:
  • «Огород на подоконнике»;
  • «Цветущий участок»
  1. Экологические акции:
  • «Птичья столовая»;
  • «Скворушка»
  1. Чтение художественной литературы:
  • В. Бианки «Как муравьишка спешил домой»;
  • Д. Н. Мамин-Сибиряк «Про комара Комаровича»;
  • Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка»;
  • С. Кирсанов «Что значишь ты без трав и птиц»;
  • Г. Серебрецкий «Берегите птиц»;
  • В. Варанжин «Как ежик зиму перезимовал»;
  • Л. Гальперштейн «Моя первая энциклопедия»;
  • Ю. Демянская «Дом Земли»;
  • Н. Т. Бромлей «Охотник»
  1. Заучивание наизусть:
  • Николай Забило «Любимый край, моя земля»;
  • В. Орлов «Общий дом»;
  • П. Воронько «Журавль»
  1. Организация наблюдений, целевых прогулок, экскурсий.
  2. Организация труда на прогулках, как средство экологического воспитания.

План работы с родителями:

  1. Анкетирование родителей по экологии.
  2. Разработка плана – программы взаимодействия с семьями воспитанников.
  3. Разработка и проведение консультаций для родителей:
  • «Экология и мы»;
  • «Родители – пример для детей в соблюдении экологической культуры»
  • «Игры экологического содержания»;
  • «Ребенок и природа»;
  • «Птичья столовая»;
  • «Прогулки на природу – основа здоровья ребёнка».
  • «Чистая планета Земля»
  1. Памятки для родителей:
  • «В каких продуктах «живут» витамины»;
  • «Синичкин день»;
  •  «Берегите природу»;
  • «Мы против мусора»;
  • «День Земли»;
  • «День птиц»;
  • «День посадки деревьев»;
  • «Зеленая весна»;
  • «Всемирный день окружающей среды»
  1. Участие родителей в изготовлении поделок вместе с детьми для групповых выставок;
  2. Помощь родителей в изготовлении кормушек. В рамках экологической акции «Птичья столовая»;
  3. Участие родителей с детьми в проектах, акциях, выставках, конкурсах;
  4. Привлечь родителей к участию по изготовлению атрибутов и костюмов к праздникам и экологическим спектаклям;
  5. Привлечение родителей для участия с детьми на дистанционных всероссийских конкурсах, олимпиадах, турнирах по интернету.
  6. Помощь родителей в изготовлении скворечников. В рамках экологической акции «Скворушка»;
  7. Привлечение родителей к созданию альбомов: 
  • «Растения нашего края»; 
  • «Берегите природу»;
  • «Дикие животные России»
  1. Экологические акции: 
  • «Птичья столовая».
  • «Зеленая весна 2020»
  1. Совместное изготовление атрибутов к с/р, дидактическим играм. Подбор и изготовление игрового оборудования.

 

Самообразование воспитателя немыслимо без работы с воспитанниками и их родителями. Вышеуказанные мероприятия способствуют самообразованию воспитателя и повышению профессионального уровня. В работе с детьми воспитатель повышает свое профессиональное мастерство и компетентность. Так же воспитатель развивает свою и детскую творческую активность, и создает условия для воспитания и формирования разносторонней личности.

Для систематизации и грамотной реализации процесса самообразования все вышеперечисленные мероприятия стоит распланировать по месяцам.

 

 

Сентябрь

1. Изучение нового материала по экологии на педагогических сайтах, ознакомление с публикациями в печатных изданиях

2.Игровая деятельность.

3.Беседа с использованием компьютерной презентации «Значение воды в жизни людей»;

4. Чтение Д. Н. Мамин-Сибиряк «Про комара Комаровича»;

 

Октябрь

1. Создание эколого-развивающей среды (уголки природы).

2.Опытно-исследовательская деятельность;

3. Чтение В. Бианки «Как муравьишка спешил домой»;

4. Участие родителей в изготовлении поделок вместе с детьми из природного материала «Осенняя сказка»

 

 

Ноябрь

1.Беседа с использованием компьютерной презентации на тему:

«Синичкин день»: «Зеленая аптека»; «Овощи и фрукты – лучшие продукты»

2.Заучивание: П. Воронько «Журавль»

3.Памятка: «В каких продуктах «живут» витамины»;

4.Участие в международном дистанционном конкурсе «Осенняя мастерская 2019»


 

 

Декабрь

1.Беседа с использованием компьютерной презентации на тему: «Покормим птиц зимой»;

2. Чтение Г. Серебрецкий «Берегите птиц»;

3.Игровая деятельность;

4. Зимняя выставка поделок: «Рождественские чудеса»

5.Изготовлении кормушек. В рамках экологической акции «Птичья столовая»:

 

 

Январь

1.Составление картотеки дидактических игр по экологии для дошкольников

2. Чтение Л. Гальперштейн «Моя первая энциклопедия»

1.Разработка и проведение консультаций для родителей: «Птичья столовая»; «Родители – пример для детей в соблюдении экологической культуры»;

Памятка: «Мы против мусора».

 

 

 

Февраль

1.Составление картотеки методического демонстрационного, раздаточного материала по экологии;

2. Изучение нового материала по экологии;

3.Изготовление экологического лэпбука

4.Начало реализации проекта «Огород на подоконнике»

 

 

 

 

 

                                                                           Март

1.Проведение народного праздника «Масленица»;

2.Разработка конспекта открытого занятия;

3. Выпуск экологической стенгазеты на тему «Берегите природу».

4.Чтение В. Варанжин «Как ежик зиму перезимовал»;

5.Памятка: «День птиц»

 

 

Апрель

1.Досуги, экологические, народные праздники и развлечения:

«День птиц»;

«Пасха»;

«День Земли»;

«День посадки деревьев»;

2.Привлечение родителей к участию в экологической акции « Зеленая весна 2020»;

3. Памятка: «День Земли»; «День посадки деревьев»

 

 

 

 

Май

1.Работа над проектом: «Цветущий участок»;

2.Беседы с использованием компьютерной презентации: «Поможем природе»

3. Разработка и проведение консультации для родителей: «Чистая планета Земля»;

4. Совместная работа по созданию альбома; «Берегите природу»; «Дикие животные России».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovanie.docx25.49 КБ

Предварительный просмотр:

Самообразование

по теме:


«Формирование экологического воспитания старших дошкольников

через опытно-экспериментальную деятельность»






Воспитатель:

Рябцева О.В.



2021 г.

Актуальность:

Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.

Охрана окружающей среды - одна из наиболее актуальных проблем современности. Научно-технический прогресс и усиление антропогенного давления на природную среду неизбежно приводит к ухудшению экологической ситуации. В последние годы напряженность экологической обстановки возрастает с каждым днем. Высоким остается уровень загрязнения поверхностных вод, почв, атмосферного воздуха. Быстро снижается биологическое разнообразие природы России: гибнут экосистемы лесов, многие виды растений и животных находятся на грани исчезновения. На долю нынешнего поколения выпадает решение задачи экологического оздоровления России и планеты Земля в целом.

Необходимо научиться гуманно и бережно относиться к природе. Для этого надо воспитывать экологическое сознание и ответственность за состояние окружающей среды с дошкольного возраста.

Любовь к природе и заботливое отношение к ней закладывается у детей только тогда, когда они видят примеры ежедневного, внимательного и заботливого отношения со стороны взрослых - воспитателей и родителей.

Наиболее эффективными формами взаимодействия педагога с детьми по экологическому образованию считаются такие формы, в которых дошкольники получают возможность непосредственного контакта с природой. В этом случае у детей формируются не только экологические знания, но и опыт использования этих знаний в практической деятельности. К таким формам взаимодействия можно отнести прогулки, экспериментирование, наблюдения, различные экологические акции и проекты.

Цель саморазвития:

  • повысить свой профессиональный уровень, систематизировать работу;
  • повышать профессиональное мастерство и компетентность в работе над формированием экологической культуры у детей дошкольного возраста;
  • развивать творческую активность, инициативу в инновационной, научно-методической, опытно-экспериментальной деятельности при воспитании детей в современных условиях;
  • создать условия для развития экологически воспитанной личности, формирования гуманного отношения к природе

Задачи:

  • повышение профессионального уровня и педагогического мастерства;
  • изучения учебной, справочной и научно-методической литературы;
  • создание методических наработок и внедрение эффективного педагогического опыта в работу с дошкольниками;
  • формировать знания, умения и навыки воспитанников;

План методической работы воспитателя по экологическому воспитанию.

  1. Овладение современными методами диагностики всестороннего развития дошкольников;
  2. Планирование индивидуальной работы с воспитанниками по результатам диагностики;
  3. Изучения учебной, справочной и научно-методической литературы;
  4. Изучение инновационных технологий по обучению детей экологическому воспитанию;
  5. Периодическое изучение нового материала по экологии на педагогических сайтах;
  • семинарах и мастер-классах;
  • ознакомление с публикациями в печатных изданиях;
  1. Создание эколого-развивающей среды (уголки природы).
  2. Составление картотеки дидактических игр по экологии для дошкольников.
  3. Создание электронной версии методической копилки с использованием ИКТ – технологий;
  4. Составление картотеки методического демонстрационного, раздаточного материала по экологии;
  5. Разработка конспекта занятия по экологическому воспитанию;
  6. Проведение открытого занятия;
  7. Выпуск экологической стенгазеты на тему «Берегите природу».
  8. Проведение досугов, экологических, народных праздников.
  9. Изготовление экологического лэпбука.
  10. Участие в конкурсах.

План работы с детьми:

  1. Образовательная деятельность по экологическому воспитанию:
  • моделирование ситуаций;
  • игровая деятельность (сюжетно-ролевые, дидактические);
  • опытно-исследовательская деятельность;
  • разучивание песен, стихов, пословиц, поговорок;
  • просмотр мультфильмов;
  • экологические спектакли
  1. Досуги, экологические, народные праздники и развлечения:
  • «Масленица»; 
  • «Пасха»; 
  • «День Земли»; 
  • «День птиц»; 
  • «День посадки деревьев»;
  1. Проведение сезонных выставок поделок;
  2. Участие в дистанционных всероссийских конкурсах, олимпиадах, турнирах в сети интернет;
  3. Беседы с использованием компьютерных презентаций на темы:
  • «Значение воды в жизни людей»;
  • «Зеленая аптека»;
  • «Синичкин день»;
  • «Покормим птиц зимой»;
  • «Значение почвы и воды в жизни всего живого»;
  • «Мы друзья природы»;
  • «Лес и наше здоровье»; 
  • «Поможем природе»;
  • «Овощи и фрукты – лучшие продукты»
  1. Проекты:
  • «Огород на подоконнике»;
  • «Цветущий участок»
  1. Экологические акции:
  • «Птичья столовая»;
  • «Скворушка»
  1. Чтение художественной литературы:
  • В. Бианки «Как муравьишка спешил домой»;
  • Д. Н. Мамин-Сибиряк «Про комара Комаровича»;
  • Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка»;
  • С. Кирсанов «Что значишь ты без трав и птиц»;
  • Г. Серебрецкий «Берегите птиц»;
  • В. Варанжин «Как ежик зиму перезимовал»;
  • Л. Гальперштейн «Моя первая энциклопедия»;
  • Ю. Демянская «Дом Земли»;
  • Н. Т. Бромлей «Охотник»
  1. Заучивание наизусть:
  • Николай Забило «Любимый край, моя земля»;
  • В. Орлов «Общий дом»;
  • П. Воронько «Журавль»
  1. Организация наблюдений, целевых прогулок, экскурсий.
  2. Организация труда на прогулках, как средство экологического воспитания.

План работы с родителями:

  1. Анкетирование родителей по экологии.
  2. Разработка плана – программы взаимодействия с семьями воспитанников.
  3. Разработка и проведение консультаций для родителей:
  • «Экология и мы»;
  • «Родители – пример для детей в соблюдении экологической культуры»
  • «Игры экологического содержания»;
  • «Ребенок и природа»;
  • «Птичья столовая»;
  • «Прогулки на природу – основа здоровья ребёнка».
  • «Чистая планета Земля»
  1. Памятки для родителей:
  • «В каких продуктах «живут» витамины»;
  • «Синичкин день»;
  •  «Берегите природу»;
  • «Мы против мусора»;
  • «День Земли»;
  • «День птиц»;
  • «День посадки деревьев»;
  • «Зеленая весна»;
  • «Всемирный день окружающей среды»
  1. Участие родителей в изготовлении поделок вместе с детьми для групповых выставок;
  2. Помощь родителей в изготовлении кормушек. В рамках экологической акции «Птичья столовая»;
  3. Участие родителей с детьми в проектах, акциях, выставках, конкурсах;
  4. Привлечь родителей к участию по изготовлению атрибутов и костюмов к праздникам и экологическим спектаклям;
  5. Привлечение родителей для участия с детьми на дистанционных всероссийских конкурсах, олимпиадах, турнирах по интернету.
  6. Помощь родителей в изготовлении скворечников. В рамках экологической акции «Скворушка»;
  7. Привлечение родителей к созданию альбомов: 
  • «Растения нашего края»; 
  • «Берегите природу»;
  • «Дикие животные России»
  1. Экологические акции: 
  • «Птичья столовая».
  • «Зеленая весна 2020»
  1. Совместное изготовление атрибутов к с/р, дидактическим играм. Подбор и изготовление игрового оборудования.

Самообразование воспитателя немыслимо без работы с воспитанниками и их родителями. Вышеуказанные мероприятия способствуют самообразованию воспитателя и повышению профессионального уровня. В работе с детьми воспитатель повышает свое профессиональное мастерство и компетентность. Так же воспитатель развивает свою и детскую творческую активность, и создает условия для воспитания и формирования разносторонней личности.

Для систематизации и грамотной реализации процесса самообразования все вышеперечисленные мероприятия стоит распланировать по месяцам.

Сентябрь

1. Изучение нового материала по экологии на педагогических сайтах, ознакомление с публикациями в печатных изданиях

2.Игровая деятельность.

3.Беседа с использованием компьютерной презентации «Значение воды в жизни людей»;

4. Чтение Д. Н. Мамин-Сибиряк «Про комара Комаровича»;

Октябрь

1. Создание эколого-развивающей среды (уголки природы).

2.Опытно-исследовательская деятельность;

3. Чтение В. Бианки «Как муравьишка спешил домой»;

4. Участие родителей в изготовлении поделок вместе с детьми из природного материала «Осенняя сказка»

Ноябрь

1.Беседа с использованием компьютерной презентации на тему:

«Синичкин день»: «Зеленая аптека»; «Овощи и фрукты – лучшие продукты»

2.Заучивание: П. Воронько «Журавль»

3.Памятка: «В каких продуктах «живут» витамины»;

4.Участие в международном дистанционном конкурсе «Осенняя мастерская 2019»


Декабрь

1.Беседа с использованием компьютерной презентации на тему: «Покормим птиц зимой»;

2. Чтение Г. Серебрецкий «Берегите птиц»;

3.Игровая деятельность;

4. Зимняя выставка поделок: «Рождественские чудеса»

5.Изготовлении кормушек. В рамках экологической акции «Птичья столовая»:

Январь

1.Составление картотеки дидактических игр по экологии для дошкольников

2. Чтение Л. Гальперштейн «Моя первая энциклопедия»

1.Разработка и проведение консультаций для родителей: «Птичья столовая»; «Родители – пример для детей в соблюдении экологической культуры»;

Памятка: «Мы против мусора».

Февраль

1.Составление картотеки методического демонстрационного, раздаточного материала по экологии;

2. Изучение нового материала по экологии;

3.Изготовление экологического лэпбука

4.Начало реализации проекта «Огород на подоконнике»

                                                                           Март

1.Проведение народного праздника «Масленица»;

2.Разработка конспекта открытого занятия;

3. Выпуск экологической стенгазеты на тему «Берегите природу».

4.Чтение В. Варанжин «Как ежик зиму перезимовал»;

5.Памятка: «День птиц»

Апрель

1.Досуги, экологические, народные праздники и развлечения:

«День птиц»;

«Пасха»;

«День Земли»;

«День посадки деревьев»;

2.Привлечение родителей к участию в экологической акции « Зеленая весна 2020»;

3. Памятка: «День Земли»; «День посадки деревьев»

Май

1.Работа над проектом: «Цветущий участок»;

2.Беседы с использованием компьютерной презентации: «Поможем природе»

3. Разработка и проведение консультации для родителей: «Чистая планета Земля»;

4. Совместная работа по созданию альбома; «Берегите природу»; «Дикие животные России».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по самообразованию Тема "Формирование основ экологической культуры старших дошкольников"

Все хорошее в людях – из детства!Как истоки добра пробудить?Прикоснуться к природе всем сердцем:Удивиться, узнать, полюбить!Мы хотим, чтоб земля расцветала,И росли, как цветы, малыши,Чтоб для них экол...

План работы по самообразованию по теме "Формирование основ экологической культуры дошкольников в процессе познания и решения экологических проблем".

ЦЕЛЬ: повышение уровня экологической культуры старших дошкольников путем осознания целесообразности раздельного сбора и переработки бытовых отходов пластика....

План самообразования педагога по теме: «Экологическое воспитание дошкольников в различных видах деятельности»

План самообразования педагога по теме:«Экологическое воспитание  дошкольниковв различных видах деятельности»...

Отчет по самообразованию педагога по теме: «Экологическое воспитание дошкольников в различных видах деятельности»

Отчет по  самообразованию педагога по теме:«Экологическое воспитание  дошкольниковв различных видах деятельности»...

Программа по самообразованию "Экологическое воспитание дошкольников через опытно - экспериментальную деятельность".

Программа по самообразованию. "Экологическое воспитание дошкольников через опытно - экспериментальную деятельность"....