Кейс лучшей практики по теме "Формирование основ экологической воспитанности у старших дошкольников средствами образовательной деятельности на метеостанции"
методическая разработка (старшая группа)

Кузьминкина Наталья Владимировна

в данном материале представлены цели, задачи, описание практики, условия для внедрения практики .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл keys_luchshey_praktiki.docx20.61 КБ

Предварительный просмотр:

Кейс лучшей практики

Полное наименование  лучшей практики (социально-значимого мероприятия)

«Формирование основ экологической воспитанности у старших дошкольников средствами образовательной деятельности на метеостанции»

Автор (авторская команда)

Кузьминкина Наталья Владимировна

Муниципалитет  и образовательная организация, где  реализована практика/ проводится мероприятие

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад № 143» города Оренбурга

Целевая аудитория

Воспитанники старшего возраста (5-7 лет) МДОАУ № 143

Цели

Формирование  уникальной образовательной среды, обладающей большими возможностями в плане экологического воспитания дошкольников.

Национальный проект, в рамках которого разрабатывается или функционирует практика/проводится мероприятие

Образование (воспитание экологически грамотного гражданина)

Решаемые задачи

-Поиск эффективных путей формирования экологической воспитанности дошкольников в условиях детского сада.

-Продолжать развивать  самостоятельную познавательную деятельность, использовать различные способы познания: наблюдение, сенсорное обследование объектов, логические операции, простейшие измерения, экспериментирование с природными и рукотворными  объектами.

-Развивать возможности  памяти.

-Совершенствовать проявление интереса к проблемам, выходящим за рамки детского сада и личного опыта.  

 -Продолжать развиваться внимание дошкольников.

-Систематизировать  представления детей о временах года, а также сезонных изменениях в природе.

-Воспитывать  интерес к событиям прошлого и будущего, жизни разных народов, животных и растительного мира, интерес к родному краю, интерес к сохранению природных богатств.

Описание практики/социально-значимого мероприятия

Для достижения положительного результата  реализуемой практики, решения поставленных задач    на территории детского сада была оборудована метеоплощадка, разработана программа «Юный метеоролог», которая включила в себя следующие модули:

 Модуль 1. Наши первые открытия (формирование познавательного интереса к изучению погоды, погодных явлений, климатических условий с научной точки зрения и с точки зрения наблюдений за животными и растениями, народные приметы).

Модуль 2. Приборы-помощники (исследование объектов с целью получения ответа на вопрос о том, почему существует то или иное явление природы и как оно объясняется с точки зрения современных знаний).

Модуль 3. Метеостанция  в ДОУ (развивать умение наблюдать, анализировать, устанавливать причинно-следственные взаимосвязи в природе при наблюдении за погодой на метеостанции).

Совместно с детьми мы изучали назначение, функционирование и результативность метеоплощадки. Также мы познакомились и, по мере возможности, изучили народные приметы. Научились сопоставлять  народные приметы и научные предсказания погоды. С детьми проводились наблюдения за растениями-барометрами, изучались предсказания погоды, которые нам дают животные и птицы.

 Дополнительно были разработаны разные альбомы для рассматривания, пособия, дидактические игры. Дети проводили опыты, проигрывали сюжетно-ролевые игры , например, «Отправляемся в путешествие» (цель: определение частей света по компасу, по окружающим признакам), сюжетная игра «Мы юные метеорологи» (знакомство с профессией метеоролога). При формировании  у детей эмоционально-положительное отношение к природе использовалась художественная литература, музыкальные произведения, картины известных художников. Проводились различные беседы на соответствующие тематики, наблюдения на прогулке, экологические акции.Также параллельно велась работа с родителями воспитанников и педагогами ДОУ. В рамках данной работы была разработана культурная практика «Народные предсказатели погоды».

Условия для внедрения практики

Создание исследовательской базы, подготовка наглядного материала, использование литературы по данной тематике.

Зебзеева, В.А. Развитие элементарных естественно-научных представлений и экологической культуры детей: Обзор программ дошкольного образования / В.А. Зебзеева. – М.: Сфера, 2009.

Иванова, А.И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду / А.И. Иванова. – М.: Сфера, 2010

Иванова, А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений / А.И. Иванова. – М.: ТЦ Сфера, 2004.

Иванова, А.И. Мир природы. Четыре времени года. Сезонные опыты и наблюдения с дошкольниками / А.И. Иванова. – М.: Сфера, 2018.

Малютина, Д.В. Метеостанция в дошкольной организации (из опыта работы) [Электронный ресурс]/ Д.В. Малютина, И.А. Ковалева // Вопросы дошкольной педагогики. – 2018. – №7.

Михайленко, В.Я. Сезонные наблюдения в детском саду / В.Я. Михайленко, А.И. Иванова. – М.: Сфера, 2014.

Николаева, С.Н. Приобщение дошкольников к природе в детском саду и дома / С.Н. Николаева. – М.: Мозаика-Синтез, 2013.

Новицкая, В.А. Правила поведения в природе для дошкольников / В.А. Новицкая, Л.С. Римашевская, Т.Г. Хромцова. – М.: Аркти, 2011.

Чижмакова, В.И. Метеоплощадка в ДОУ как эффективное средство экологического воспитания дошкольников [Электронный ресурс] и др.

Уникальность практики

Данная практика обеспечивает формирование экологической воспитанности дошкольников средствами образовательной деятельности, формирует уникальную образовательную среду, обладающую большими возможностями в плане экологического воспитания, и рассматривается как важное направление деятельности в дошкольном обучении. Эффективность педагогического процесса, осуществляемого в образовательной среде метеостанции, определяется возможностью комплексного использования разнообразного арсенала педагогических средств, форм и методов экологического воспитания. Надо отметить, что уровень экологической воспитанности дошкольников значительно вырос в процессе реализации практики, так как они сумели за это время накопить личный опыт экологически правильного взаимодействия с природой в соответствии со своими интересами, склонностями, уровнем познавательного развития. Важным компонентом системы работы является самостоятельная экологически ориентированная деятельность детей. Чем старше дети, тем выше их самостоятельность, тем более насыщенной становится их деятельность в природе, с ее объектами. Формирование экологической воспитанности дошкольников являет собой относительно новое направление в области педагогики – ранее эта деятельность преимущественно носила черты природоведческого образования.

Заинтересованные лица и организации

Воспитанники ДОУ, родители (законные представители) воспитанников, педагоги ДОУ

Необходимые ресурсы (финансовые, человеческие, материально-технические)

Необходимые финансовые ресурсы для создания метеостанции, поиска и подготовки, а также изготовления наглядного материала, познавательной литературы, которая в доступной форме помогает воспитанникам познакомиться с темой практики.

Привлечение родителей (законных представителей) к реализации практики, выявление уровня их заинтересованности на начальном этапе; а также развитие интереса  к совместной деятельности с детьми.

Наличие аудио, видео-  материалов познавательного характера, которые помогают в понимании тем , понятий, помогающие  в работе, так как мы не можем, например, посетить настоящую метеостанцию. А просмотр с детьми познавательного видеоролика поможет им окунуться в атмосферу непосредственной работы метеоролога. Или побывать в уникальных климатических зонах нашей страны: это все значительно повышает интерес дошкольников к исследовательской деятельности.

Ключевой ресурс для запуска практики

Интерес участников реализуемой практики

Этапы реализации проекта/подготовки и проведения мероприятия

1.Выявление заинтересованности выделяемой проблемы, изучение методической базы, которая необходима для реализации проекта.

2.Разработка плана реализации, определение структуры, выявление перечня необходимых дополнительных ресурсов, постановка цели и задач.

3.Непосредственная реализация практики, проведение исследовательских мероприятий, опытов, знакомство с материалом, подведение к определению выводов работы.

4.Анализ проделанной работы, выявление эффективности данной работы.

Контакты лиц, ответственных за реализацию практики


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Опыт работы по формированию начальных основ экологической культуры у старших дошкольников через экспериментальную деятельность».

В настоящее время в области экологии просматриваются новые тенденции и  проблемы,  которые являются актуальными на сегодняшний день и с...

Воспитание основ экологической культуры у старших дошкольников в процессе знакомства с животным миром Белгородчины.

Маленькие дети любознательны, им все интересно, они все впитывают как губки, и мы воспитатели должны прививать своим подопечным сознательное отношение к родному краю с детства, прививать через изучени...

«Экологическое воспитание детей старшего возраста средствами проектной деятельности»

Актуальность экологического воспитания детей заключается в формировании экологической культуры, экологического мировоззрения у подрастающего поколения.  Это позволит им, став взрослыми, не быть р...

"Формирование основ экологической культуры у старших дошкольников в процессе природоохранной деятельности"

quot;Формирование основ экологической культуры у старших дошкольников в процессе природоохранной деятельности"...

Семинар для педагогов «Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников средствами игровой деятельности»

ФГОС ДО ставит задачу формирования общей культуры личности детей. Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категория...