Индивидуальная программа профессионального самообразования. Тема: "Формирование нравственных качеств у старших дошкольников средствами театрализованной деятельности".
методическая разработка (старшая группа)

Мамайкова Елена Александровна

План по самообразованию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_samoobrazovaniya_3.docx49.64 КБ

Предварительный просмотр:

Безимени-1                 

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №»

                                                                 

                                                                                                                                         

Индивидуальная программа

профессионального самообразования

Тема: «Формирование нравственных качеств у старших дошкольников средствами театрализованной деятельности»

Составил:

Ф.И.О. педагога                                            

Образование                                                  

Специальность                                                

Педагогический стаж                                    

Должность                                                       

Дата начала работы над темой: сентябрь 2020                    

Дата окончания работы  над темой: май 2021            

Возраст детей                                                 

Тема:  Формирование нравственных качеств у старших дошкольников средствами театрализованной деятельности

Цель: повышение своего теоретического, научно-методического уровня, профессионального мастерства и общекультурного уровня в процессе организации театрализованной деятельности в направлении формирования нравственных качеств у старших дошкольников.

Задачи:

1. Формировать способности к творческому саморазвитию.

2. Изучить психолого-педагогические, методические литературные источники по проблеме темы самообразования.

3. Исследовать актуальность проблемы в рамках ДОО.

4. Способствовать созданию  предметно – развивающей среды  по направлению театрализованной деятельности.

5. Выявить наиболее оптимальную форму организации театрализованной деятельности.

6. Исследовать результативность применения театрализованной деятельности в нравственном воспитании старших дошкольников в образовательной деятельности в условиях внедрения ФГОС ДО.

7. Оптимизировать работу с родителями по вопросу нравственного воспитания через организацию театрализованной деятельности с детьми.

11. Обобщать и распространять собственный психолого-педагогический опыт.

Актуальность:

Нравственные качества детской личности не являются врожденными, их развитие определяется условиями жизни и воспитания.

Формирование основ моральных качеств человека начинается еще в дошкольном детстве. От того, насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит дальнейшее нравственное развитие детей.

Нравственное воспитание дошкольников неразрывно связано со всеми остальными видами воспитания. Оно осуществляется во всех сферах их деятельности. Дети испытывают нравственное влияние в своей семье, на улице, среди сверстников. Однако целенаправленное и систематическое формирование нравственных установок, помимо семьи, возможно лишь в организованном детском коллективе.

Нравственное развитие и воспитание ребенка необходимо начинать именно с развития эмоциональной сферы, чему способствует театрализованная деятельность, которая помогает в усвоении  норм и правил.

Участие в театрализованной деятельности побуждает к развитию таких качеств личности, как доброжелательность, стремление совершать добрые поступки; терпимость к недостаткам и ошибкам окружающих, способность просить прощения и прощать, стремление примирить ссорящихся, не отвечать злом на зло; человеколюбие, уважение индивидуальности и мнения окружающих, ответственность за свое решение; честность, правдивость, справедливость, способность видеть свои недостатки, признавать ошибки; заботливость, чуткость к людям, сострадание, послушание; трудолюбие, бережное отношение к труду других; совестливость, стыдливость, способность слушать «голос совести».

Закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности следует с самого раннего возраста, когда формируются характер, отношение к миру, окружающим людям.

Согласно Л.П. Бочкарёвой, старшие дошкольники способны понимать внутренний мир персонажей и их противоречивый характер. Это открывает перспективы использования театрализованной игры в нравственном развитии детей, когда полярные эталоны значимы в моменте соотнесения ребенком себя не только с положительным персонажем, но и с отрицательным. Благодаря этому зарождаются социальные чувства, эмоциональное отношение к событиям и поступкам, имеющим значение не только для него лично, но и для окружающих, что определяется как эмпатия или сочувствие (Л.И.Божович, Я.Рейковский).

Таким образом, театрализованная деятельность имеет особое место в речевом развитии.

 Предполагаемый результат: 

У детей:

  • Повышение нравственной культуры детей в процессе театрализованной деятельности
  • Поддержание интереса ребенка к театрализованной деятельности.
  • Самостоятельная организация детьми театрализованных игр, выбор сказки, стихотворения, песни для постановки, подготовка необходимых атрибутов и декораций для драматизации, распределение между собой обязанностей и ролей.

Для педагога:

  • умение анализировать научно-методическую литературу, повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков;
  • овладение процессом построения театрализованной деятельности и обучения детей дошкольного возраста;
  • умение активизировать творческие способности и пропагандировать свои достижения, применять полученные знания на практике.

Для родителей:

  • привлечение родителей к организации воспитательно–образовательной работы с детьми;
  • установление партнёрских отношений;
  • повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
  • обогащение и активизация воспитательных умений родителей.

Форма самообразования: индивидуальная.

Методическая литература:

  1. Алянский Ю. «Азбука театра» М.:1998г.
  2. Куцакова  Л.В.  ,  Мерзлякова  С.И.  «Воспитание  ребенка дошкольника» Изд. центр Владос 2004 .
  3. Лаптева Г.В. «Игры для развития эмоций и творческих способностей». Театральные занятия для детей 5-9 лет. С.-П.:2011г.
  4. Лыкова И.А.  «Теневой театр вчера и сегодня» С.-П.:2012г.
  5. Лыкова И.А. «Театр на пальчиках» М.2012г.
  6. Маханева  М.Д.  Театрализованные  занятия  в  детском  саду  ТЦ Сфера 2004
  7. Мигунова Е.В. М Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учеб.-метод. пособие; Великий Новгород, 2006.
  8. Петрова  Т.И.,  Сергеева  Т.Л.  Театрализованные  игры  в  детском саду. Школьная Пресса 2004 .5.Сорокина Н.Д. «Сценарии театральных занятий» Москва 2004 .
  9. Распопов А.Г. «Какие бывают театры» Изд-во: Школьная пресса 2011г.
  10. Сорокина Н.Д. Играем в кукольный театр Аркти 2004 .
  11. Шалаева Г.П. «Большая книга правил поведения» М.:2007г.
  12. Улашенко Н.Б. «Организация театральной деятельности. Старшая группа» Издательско-торговый дом г. Волгоград 2009г.

План самообразования  на 2020/2021 учебный год

I этап (информационно – ознакомительный)

- изучение научной, методической литературы,

- анализ и обобщение теоретических данных,

- разработка комплексно – тематического планирования.

II этап (практический)

- внедрение в практику полученных теоретических знаний.

III этап (обобщающий)

- обобщение опыта работы по теме самообразования,

- анализ результатов работы.

Сроки работы

Перечень проводимых мероприятий в процессе работы над темой

(Формы работы)

Практический выход

В течении года

Изучение методической и познавательной литературы по данной теме.

Индивидуальные беседы с родителями по формированию нравственных качеств детей.

Библиографический

список необходимой литературы,

каталог полезных ссылок.

Обогащение опыта родителей по теме беседы.

В течении года

Оформление центра нравственно-патриотического воспитания.

Чтение художественных произведений, сказок, стихов

Нравственное развитие.

Детская художественная литература по жанрам

Сентябрь

Разработка проекта с участием родителей «Литературный и художественный ряд в нравственном воспитании старших дошкольников»

Анкетирование родителей

Памятка для родителей «Семья в нравственном воспитании дошкольников»

Атрибуты для театра

Анкеты

Обогащение опыта родителей по теме

Октябрь

Разработка конспекта НОД «Правила поведения в театре»

Создание макета театра

Родительское собрание: «Роль семьи в речевом развитие ребёнка 5-7 лет»

Обогащение знаний по теме конспекта.

Макет театра

План-конспект. Обогащение опыта родителей по теме консультации.

В течении года

Расширение театрального уголка с различными видами театра и этюдов: настольный, пальчиковый, театр на магнитах, теневой театр, перчаточный, настольный.

Изготовление атрибутов к театрализованным играм.

Изготовление дидактических игр по сказкам.

Изготовление схем, мнемотаблиц, алгоритмов для рассказывания.

Разработка картотеки литературных викторин, пословиц, поговорок, загадок о книгах.

Разработка картотеки артикуляционной гимнастики

Театральный уголок с различными видами театра

Атрибуты к театрализованным играм

Картотека дидактических игр по сказкам.

Схемы, мнемотаблицы, алгоритмы для рассказывания.

Картотека литературных викторин, пословиц, поговорок, загадок о книгах.

Картотека артикуляционной гимнастики.

Ноябрь - Декабрь

Составление консультационного материала для родителей

Викторина «Что такое хорошо, что такое плохо »

Консультация для родителей «Значение театрализованной деятельности в нравственном воспитании»

Информационный уголок для родителей.

Расширение картотеки литературных викторин, пословиц, поговорок, загадок о книгах

Обогащение опыта родителей по теме консультации

Январь-февраль

Артикуляционная гимнастика; игра «Вьюга»;

упражнения на развитие сенсомоторики;

этюд «Старый гриб»; пальчиковые игры

пальчиковые игры;

этюд «Цветочек»; игра «Гудок»;

скороговорки; этюд «Удивительно»

игра «Прекрасный цветок»;

игра «Дует ветер»;

пальчиковые игры;

игра «Медведь и елка»;

игра «Солнечный зайчик»;

этюд «Это я! Это мое!»

игра «Волк и семеро козлят»;

игра «Одуванчик»;

этюд «Великаны и гномы»;

упражнения на тренировку памяти;

игра «Радуга»;

этюд «Медведь в лесу»

 Консультация для родителей  «Средство домашнего воспитания – русская народная сказка»

Конспект, атрибуты

Обогащение опыта родителей по теме консультации

Март

Сочиняем сказку сами

Развлечение «Путешествие в страну Вежливых слов»

Оформление фотовыставки: «Мы в театре».

Конспект, атрибуты

Творческие работы детей

Фотовыставка

Апрель - май

Итоговый анализ результатов работы по нравственному воспитанию детей через театрализованную деятельность.

Развлечение «В нашей группе все друзья»

Результаты мониторинга

Конспект, атрибуты

Выступление на педагогическом совете по теме: «Театрализованная деятельность как средство нравственного воспитания дошкольников».

«Опыт педагога»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Воспитание нравственно-эстетических привычек старших дошкольников через театрализованную деятельность".

Тема: Воспитание нравственно-эстетических привычек старших дошкольников через театрализованную деятельность.Задачи:  1.Формирование у детей эстетического вкуса.2.Учить интонацией передавать...

РАЗВИТЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В человеке всегда заложено творческое начало, и театральные игры, наиболее полно способствуют творческому развитию личности дошкольников. Театр – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих вкус ...

Основы формирования нравственных качеств у старших дошкольников в трудовой деятельности.

Основы формирования нравственных качеств у старших дошкольников в трудовой деятельности...

Сообщение к семинару на тему: «Формирование социально – нравственных качеств у старших дошкольников как аспект подготовки к школе»

Социализация и нравственность. Что объединяет эти два понятия и как они связаны с дошкольниками? Нужно ли формировать эти качества у детей и что дадут им эти знания в дальнейшем?  Для начала надо...

Конспект родительского собрания в подготовительной группе на тему: "Формирование духовно-нравственных качеств личности старшего дошкольника средствами патриотического воспитания"

Конспектродительского собранияв подготовительной группена тему:"Формирование духовно-нравственных качеств личности старшего дошкольника средствами патриотического воспитания"...

"Воспитание нравственных качеств личности у дошкольников через театрализованную деятельность"

Опыт работы воспитателяМуниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Трубчевского детского сада комбинированного вида «Дельфин» Дедущенковой О. Н. на тему«Воспита...

Опыт работы воспитателя на тему "Формирование духовно-нравственных ценностей у старших дошкольников на основе программы «Добрый мир» Л.Л. Шевченко"

Формирование духовно-нравственных ценностей у старших дошкольников на основе программы «Добрый мир» Л.Л. Шевченко...