Сообщение к семинару на тему: «Формирование социально – нравственных качеств у старших дошкольников как аспект подготовки к школе»
учебно-методический материал (старшая группа) на тему

Социализация и нравственность. Что объединяет эти два понятия и как они связаны с дошкольниками? Нужно ли формировать эти качества у детей и что дадут им эти знания в дальнейшем?  Для начала надо понять, что стоит за этим.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formir._sots._-_nravst_kachestv.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы

детский сад компенсирующего вида №2316

Сообщение к семинару на тему:

«Формирование социально – нравственных качеств у старших     дошкольников как аспект подготовки к школе»


                                                                               Подготовила воспитатель: Шрамкова Г,Д,





г. Москва
13 марта 2013 г.

        Социализация и нравственность. Что объединяет эти два понятия и как они связаны с дошкольниками? Нужно ли формировать эти качества у детей и что дадут им эти знания в дальнейшем?  Для начала надо понять, что стоит за этим.

        Социализация — это процесс вхождения каждого конкретного человека  в социальную среду с определенным набором знаний, умений и навыков, который позволяет ему успешно адаптироваться к этой среде и функционировать в ней в качестве полноправного члена общества.

        Что же такое нравственность? Нравственность — термин, чаще всего употребляющийся в речи и литературе как синоним морали, иногда — этики. В более узком значении нравственность — это внутренняя установка человека  действовать согласно своей совести и свободной воле.

   Таким образом, дав определения, можно ответить на поставленные выше вопросы. Так что же объединяет эти два понятия? Прежде всего, и в том и в другом центром является конкретный человек,  его знания, умения, поступки, его отношения к той или иной ситуации, среда, в которой он обитает, и в которой формируются его взгляды.

  Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста закладывает основы личности ребенка.  

Процесс развития детской личности подразделяется на три фазы:

·   первая стадия детства (0 — 6 лет);

·   вторая стадия детства (6 — 12 лет);

·   юность (12 — 18 лет).

Каждая из этих стадий представляет собой отчетливый самостоятельный отрезок развития.

     Фаза первой стадии детства (0 — 6 лет) — важнейшее время жизни, поскольку именно в это время формируются личность и способности ребенка. Первые шесть лет жизни являются второй эмбриональной фазой роста, во время которой развиваются дух и душа ребенка. В то время как взрослый человек фильтрует свои восприятия, ребенок впитывает в себя окружающую среду и она становится частью его личности.

       Подготовка ребенка к школе включает формирование у него готовности к принятию новой «социальной позиции», положение школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное, по сравнению с дошкольниками, особое положение в обществе. Эта личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителям, к самому себе

 

 1.  Отношение к школе

Во многом задачу по подготовке ребенка к школе можно считать решенной, если воспитатель и родители сформировали у него положительное отношение к ней, если школа привлекает старшего дошкольника главным образом новой интересной и серьезной деятельностью, результаты которой важны и для самого ребенка, и для окружающих взрослых.

Тяга ребенка учиться в школе очень велика и естественна. Однако нередко можно встретить и таких детей, которые боятся идти в школу. Чаще всего причиной подобного отношения является то, что детей запугивают сами взрослые: «Ты же двух слов связать не можешь. Как ты в школу пойдешь?», «Снова ты ничего не знаешь. Как ты будешь учиться? Одни двойки и будешь получать», — а это очень опасно и вредно, особенно по отношению к робким, неуверенным в себе детям.

  Понятной становится боязнь и тревога этих детей, связанная с поступлением в школу, ведь у них уже заранее сложилась негативная установка: в школе их ждут одни неприятности и огорчения. И сколько терпения, внимания, времени придется учителю уделять им, чтобы изменить эту установку, вселить веру в собственные силы, завоевать любовь. А это куда сложнее, чем сразу сформировать правильное отношение к школе, к учителю.

   Если же ребенок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии относительно высокого уровня интеллектуального развития он будет учиться очень неровно. Успехи налицо, если занятия вызывают у него непосредственный интерес. Но если — нет, и надо выполнять учебные задания из чувства долга и ответственности, такой первоклассник делает их небрежно, наспех и хорошего результата, как правило, не достигает.

 

2.  Отношения с окружающими

   Изменяются с поступлением в школу и отношения ребенка с окружающими. Учитель обращается к нему, как правило, строже, чем воспитательница, в которой он видел «заместительницу» мамы. И дома к нему уже относятся по-другому: как к человеку, у которого есть своя «работа», обязанности и права, с которыми семья считается. В классе много незнакомых ребят, с ними он будет учиться, проводить свободное время. Все это требует от первоклассника умения устанавливать с взрослыми и сверстниками соответствующие взаимоотношения.

    Учеными доказано, что возможность принятия учебной задачи зависит от характера отношения ребенка к взрослому, точнее, от того, как ребенок воспринимает занимаемую взрослым позицию и какой смысл вкладывает в слова и действия обращающегося к нему взрослого. Успешность школьного обучения тесно связана с возникновением у ребенка конкретной способности к контекстному общению с взрослым.  Ребенок должен уметь правильно воспринимать учителя, его действия и слова

 

 3.  Отношение к самому себе

Изменения, происходящие в сфере отношений с другими людьми, не могут не отразиться на отношении ребенка к самому себе. На рубеже старшего дошкольного и младшего школьного возрастов происходит качественный скачок в изменении отношения к самому себе. Если самооценка дошкольника целостна, т.е. он не различает себя как субъекта деятельности и себя как личность, то самооценка младших школьников уже более объективна, обоснована.

   Появление этого нового  отношения к себе как раз и является необходимым фундаментом и особой психологической предпосылкой для формирования таких важнейших компонентов учебной деятельности, как контроль и оценка,

   В развитии самосознания, самооценки ребенка одним из главных факторов служит оценка взрослого. Здесь следует отметить, что отрицательная оценка взрослого, вступающая в противоречие с собственной оценкой ребенка, специфично воспринимается им и не способствует ни дальнейшим контактам с взрослым, ни продолжению деятельности.

     В задачи воспитателя при подготовке детей к школе входят следующие  действия, он должен:

·   вызвать у ребёнка желание стать школьником;

·   возбудить у него симпатию к ученикам;

·   вызвать стремление быть похожим на них;

·   вызвать уважение к профессии и личности учителя;

·   внушить понимание общественно -  полезной значимости труда учителя;

·   развить потребность в книге и стремление научиться читать.

    Успех  подготовки старших дошкольников к школе зависит от комплексного использования всех видов деятельности в детском саду, в семье.

     Сюжетно-ролевые и творческой игры  таят в себе не малые воспитательные возможности именно в деле специальной подготовки детей к школе.

      В игре и через игру  идёт постепенная подготовка сознания старших дошкольников к будущим изменениям в условиях их жизни, в отношениях с взрослыми и со сверстниками, идёт формирование  качеств личности, которые необходимы будущему первокласснику. В игре происходит формирование таких качеств, как инициативность, самостоятельность, организованность, развитие творческих способностей, способностей работать коллективно. Все эти качества необходимы будущему школьнику.

    Разнообразные занятия  воспитатель сочетает с игрой и трудом. Знания, которые получены детьми в процессе наблюдений, экскурсий, целевых прогулок, воспитатель пополняет и уточняет, рассказами, чтением произведений художественной литературы.

   При помощи игры воспитатель выявляет отношение старших дошкольников к изображаемому действию, содействуя, в то же время, развитию и закреплению данного отношения. Детям очень нравится вновь и вновь переживать радость, восхищение, удивление, восторг, испытанные ими  при знакомстве с объектом, явлением, событием. Именно этим объясняется устойчивый интерес старших дошкольников к играм. В игре они практически реализуют то, что им хотелось бы увидеть в первом классе.

   Потребность старших дошкольников в книге, их способность и желание находить в ней ответы на различные возникающие вопросы, а также бережное отношение к книге с первых дней обучения – всё это заслуга воспитателя. В школе, все эти качества, помогают преподавателю заинтересовать старших дошкольников  чтением, поддерживая и развивая у них интерес к получению новых знаний.

    Нравственно-волевая готовность ребенка к обучению в школе включает два аспекта: готовность к учению и принятие нового образа жизни.

      Готовность к учению ребенка предполагает комплекс нравственно-волевых качеств, которыми он должен овладеть в период дошкольного детства:

самостоятельность,  излишняя опека детей  приучает их делать все только по указанию взрослого.
Характерные черты развитой самостоятельности:
-  умение выполнять работу по собственной инициативе, замечать необходимость тех или иных действий (полить цветы, если земля сухая; увидев беспорядок, устранить его);

 -  умение выполнять работу без посторонней помощи, без постоянного контроля воспитателя;
 -  сознательность действий, наличие элементарного планирования (умение понять цель работы, предвидеть ее результат);
 -  умение давать достаточно адекватную оценку своей работе, осуществлять элементарный самоконтроль;
-
 умение переносить известные способы действия в новые условия.

    - ответственность -  очень важное для будущего ученика нравственно-волевое качество   Доказано, что  формирование ответственности у детей дошкольного возраста является предпосылкой воспитания чувства долга, умения и желания доводить дело до конца, отвечать за свои поступки перед другими. Старшие дошкольники способны ответственно относиться к заданиям, которые им предлагает взрослый. Ребенок запоминает поставленную цель, способен удерживать ее довольно долго и выполнять.

-  
дисциплинированность и послушание. Послушание – это первая ступень дисциплинированности.
   Большое влияние дисциплине воспитанников уделял А. С. Макаренко. Он утверждал: «Дисциплинированным человеком мы имеем право назвать только того, который всегда, при всяких условиях сумеет выбрать правильное поведение и найдёт в себе твёрдость продолжать такое поведение до конца, несмотря  на  трудности и неприятности». 

   
Анализ поведения старших дошкольников позволяет выделить ряд общих показателей,  формирующейся дисциплинированности:
 - привычка самостоятельно и постоянно соблюдать установленные правила поведения;
 -  готовность выполнять требования воспитателя, четко следовать его указаниям (исполнительность);
 -  умение сдерживать непосредственные побуждения, если это может привести к нарушению правил;
 - умение остановить или удержать товарища, нарушающего правила поведения;
 -  понимание смысла выполнения знакомых правил поведения. Наличие этих показателей в поведении свидетельствует о достаточно высоком уровне дисциплинированности детей 6—7 лет.

  Старшие дошкольники в результате формирования дисциплинированного поведения способны к выбору нужного действия и к таким рассуждениям: «Хочу, но нельзя, и потому должен отказаться от своего желания»; «Не хочу, но надо, и потому я должен выполнять поручение». Наиболее важными условиями воспитания дисциплинированности у детей являются авторитет и культура воспитателей и родителей, атмосфера доброжелательности, разнообразной и активной содержательной деятельности детей.

   Дисциплинированность выпускника дошкольного учреждения способствует концентрации внимания ребенка на уроках, четкому выполнению заданий учителя первого класса, помогает правильно реагировать на замечания учителя.

 - трудолюбие - умение доводить дело до конца, преодолевать трудности и проявлять способность к произвольным действиям  также помогут ребёнку в учёбе. Научившись этому в дошкольном возрасте, первоклассник будет легче справляться с трудными заданиями, более того, будет с удовольствием выполнять их. Трудолюбие создаёт благоприятную основу для воспитания таких качеств, как ответственность, решительность, целеустремленность, настойчивость.

 
Нравственные чувства детей 6—7 лет приобретают широкую социальную направленность. В старшем дошкольном возрасте решаются задачи воспитания у детей любви к Родине, уважения к другим народам. Это составляет основу воспитания  чувства  патриотизма.

    Новый образ жизни школьника  потребует от ребёнка ряда нравственно-волевых качеств, которые помогут ему устанавливать положительные взаимоотношения с учителем и с детьми.

Чтобы помочь каждому ребёнку врастанию в общество сверстников, в дошкольном учреждении целенаправленно ведётся воспитательная работа по формированию у них нравственно-волевых качеств: организованности, общительности, отзывчивости, доброжелательности и т. д. Вся жизнь детского сада, управляемая педагогом, и правила, с которыми он знакомит детей, содействуют этому.

Непростое умение вообще, а для детей шести-семи лет тем более – 
быть принципиальным, отстаивать свою точку зрения. И это нравственно-волевое качество необходимо формировать у дошкольников. Оно должно сочетаться с проявлением элементов коллективизма – отзывчивости, готовности помочь и принять помощь товарищей, сочувствия, доброжелательности. Наличие таких черт у ребёнка облегчит его вхождение в новый коллектив.
  Очень важно для старшего дошкольника
умение радоваться успехам сверстников. Это качество формируется сложнее, чем сочувствие и сопереживание, т. к. оно требует глубокого понимания состояния другого человека и умения в этот момент не думать о себе.
    Немаловажное значение имеет формирование у дошкольников 
жизнерадостности. В основе этого нравственно-волевого качества лежит оптимизм, уверенность в своих возможностях, доброжелательное отношение к окружающим. Оно благотворно влияет на всю деятельность ребёнка, на  его взаимоотношения со сверстниками.        Важнейшим средством формирования жизнерадостности является создание в дошкольном учреждении бодрой, мажорной эмоциональной обстановки, насыщенной разнообразной и интересной деятельностью. Многое зависит от позиции самого воспитателя, понимания им юмора, шутки, заботливого отношения к детям. Умение воспитателя пошутить, посмеяться, понять детский юмор способствует созданию хорошего настроения детей. Дети, понимающие шутки и юмор, более доброжелательны, общительны, жизнерадостны.
     Установлению положительных взаимоотношений в группе способствует также наличие у детей 
инициативности, т. е. самодеятельного участия в различных видах деятельности, где ребёнок берёт на себя решение какого-либо задания и выступает как его активный участник или даже лидер.

   Вся обстановка дошкольного учреждения и семьи, характер взаимоотношений взрослых с детьми должны способствовать воспитанию у них
честности и правдивости. Быть честным и правдивым – это значит открыто заявлять о своём мнении, желании, поступать в соответствии с ним, признаваться в совершённом поступке, не боясь наказания. 

  Проявления лжи – это чаще всего вынужденный поступок в ответ на неправильные действия взрослых:  боязнь наказания за проступки, стремление переложить свою вину на другого и т. д.
   Формированию у детей честности и правдивости способствует обстановка искренности и доверия к ним, внимания к их запросам и собственным обещаниям. Не следует обещать того, что не может быть осуществлено.               Большим достоинством ребёнка является 
скромность. Это нравственно-волевое качество понимается как требовательное отношение к себе, способность к самооценке и объективной оценке других людей. Скромность проявляется в умении ребёнка сдерживать свои желания, учитывая потребности сверстников, возможности семьи, мнение коллектива, самокритично оценивать результаты своей работы, поступки.
      Проявления нескромности связаны с неправильными методами воспитания, чаще всего в семье, где ребёнок оказался центром внимания взрослых, когда даже незначительное достижение высоко оценивается.
     Недопустимо захваливание отдельных детей, для которых выполнение дел не представляет особых трудностей.
     Чем прочнее будут сформированы нравственно-волевые качества, тем комфортнее будет чувствовать себя ребёнок в школе и тем легче применит их в новых условиях.

       Нравственное воспитание осуществляется с помощью определенных средств и методов. Средства нравственного воспитания дошкольников можно объединить в несколько групп.

   Художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино, диафильмы и другие средства можно объединить в группу художественных средств. Эта группа средств очень важна в решении задач нравственного воспитания, т.к. способствует эмоциональной окраске познаваемых моральных чувств. 

     Средством нравственного воспитания дошкольников является природа. Природа дает возможность вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их, способствует формированию у ребенка уверенности в себе. Воздействие природы на нравственную сферу личности детей многогранно и при соответствующей педагогической организации становится значимым средством воспитания чувств поведения. Средством нравственного воспитания дошкольников является собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность. Каждый вид деятельности имеет свою специфику.

    Особое место в  группе средств отводится общению. Общение, как средство нравственного воспитания,  лучше всего выполняет задачи корректировки представлений о морали и воспитании чувств и отношений.          Средством нравственного воспитания может быть вся та атмосфера, в которой живет ребенок: атмосфера может быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью или жестокостью, безнравственностью.      Окружающая ребенка обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения, т.е. она активизирует весь механизм нравственного воспитания и влияет на формирования определенных нравственных качеств.

     Большой интерес вызывают у старших дошкольников своеобразные «уроки культуры», на которых дети в эмоциональной форме «проигрывают» поведение в разнообразных жизненных ситуациях (в гостях, в библиотеке и т. п.). Воспитатель задает определенную ситуацию, часть детей проигрывает ее, остальные наблюдают, оценивают, обсуждают. По ходу осуществляется показ необходимых способов поведения, формулируются правила, доказывается целесообразность их выполнения. Все это способствует закреплению положительных способов поведения, переносу знакомых правил в новые условия, повышению общей сознательности поведения. 

   Для формирования нравственных представлений воспитатель организует

этические беседы с детьми: индивидуально, с подгруппой в 5-6 человек или фронтально. К каждой этической беседе предъявляются единые требования: опора на жизненный опыт детей, соответствие возрасту, усложнение задач от возраста к возрасту, конкретность обсуждаемой ситуации, наличие ситуаций выбора и противоречий, связь с последующей деятельностью и практикой поведения, соблюдение такта и осторожности при обсуждении проблем, касающихся конкретных детей группы, не спешить помогать ребенку с выводами и обобщениями, учить делать их самостоятельно.

     Выбор средств воспитания зависит от поставленных  задач, от возраста воспитанников, от уровня их общего и интеллектуального развития, от этапа развития нравственных качеств. У детей старшего дошкольного возраста происходит постепенное осознание нравственных ценностей. В старшем дошкольном возрасте происходит наиболее полноценная работа по формированию гуманного отношения к окружающим. В этом возрасте дети способны не только на обобщение своего опыта отношений, но и на их анализ, на объяснение причин замеченных в них недостатков.

      Для того, чтобы быть успешным в делах, уметь общаться с разными людьми, каждый ребенок должен знать, что он может, а что ему пока не удается. Его возможности еще ограничены, но они совершенствуются и развиваются – завтра он обязательно сделает то, что не смог сегодня.      Поэтому педагогу необходимо постоянно поддерживать каждого ребенка в разных ситуациях – как успеха, так и неудачи. Иными словами, в любом случае,  взрослые должны помочь ребенку поверить в свои силы.

   Эмоционально – положительная обстановка способствует формированию у детей интереса к поиску, развивает их творчество и инициативу, желание учиться, поступить в школу.

      Ребенок должен усвоить обычные нормы поведения, которыми следуют люди во взаимоотношениях друг с другом. Он должен эти нормы почувствовать и выполнять их.

   Понимание чувств, взглядов и причин деятельности других людей предполагает более высокую степень зрелости восприятия и познания. Это дает возможность вживаться в роль другого человека. Наиболее внимательные и чувствительные дети достигают этого этапа развития уже в дошкольном возрасте. Для многих людей остается этот уровень развития во взаимоотношениях недостижимым.
     Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста закладывает основы личности ребенка.

    Нравственность заложена в характере. А характер, как известно,  формируется в детстве. И только от нас, от взрослых зависит, какими вырастут наши дети, как они смогут социализироваться в обществе, и как сложиться их дальнейшая жизнь.

К социальной готовности относится потребность ребенка в общении со сверстниками и умение общаться, а также способность исполнять роль ученика и выполнять правила, установленные в коллективе. Социальная готовность состоит из навыков и способности войти в контакт с одноклассниками и учителями (Готовность к школе 2009).

Важнейшими показателями социальной готовности являются:

·желание ребенка учиться, получать новые знания, мотивация к началу учебной работы;

·умение понимать и выполнять распоряжения и задания, которые дают ребенку взрослые;

·умение считаться с другими, уступать и подчиняться им при необходимости;

·навык сотрудничества;

·старание довести начатую работу до конца;

·умение приспосабливаться и адаптироваться;

·способность самому решит свои простейшие проблемы, обслужить себя;

·элементы волевого поведения - поставить цель, создать план действия, реализовать его, преодолев препятствия, оценить результат своего действия (Неаре 1999

1. Беседа. Беседуя с детьми, родители побуждают их думать и говорить. Задавая им 2 – 3 вопроса, дают ребятам высказаться. Это позволяет взрослым понять, о чем дети думают, что знают из личного опыта. В семье проводятся этические беседы – это плановые, подготовительные занятия с детьми. Например «Из какой я сказки?», где на примере героев сказок у детей закрепляются представления о таких качествах, как доброта, скромность, смелость, показывая их в сравнении с отрицательными качествами: жестокостью, злом, трусостью, ленью и т.д. С помощью родителей дети учатся справедливо оценивать поступки своих сверстников, а подчас и взрослых, учатся понимать, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо.

2. Чтение и анализ художественных произведений. Например: В.А.Сухомлинского «Почему Олечка не сорвала цветок?», А.Кузнецовой «Мы поссорились», К.Д.Ушинского «Умей обождать», А.Барто «Помощница» и другие. Эстетический фон воспитывающих ситуаций создают стихи, загадки. Литературный материал такого взаимодействия с родителями стал незаменимым в нравственном воспитании ребенка, поскольку детям легче оценивать поведение и поступки других, чем свои собственные.

3. Игра. Известно, что в дошкольном детстве наиболее близкой и понятной для ребенка деятельностью является игра. В общении с детьми родителями теперь чаще используются игры – занятия, игры – упражнения, сюжетно – ролевые игры. При помощи игры можно решать самые разные коррекционные задачи: одна и та же игра для одного ребенка может быть средством преодоления страха, повышения самооценки, для другого – средством оказания тонизирующего эффекта, для третьего – школой развития нравственных чувств, гуманных отношений со сверстниками, взрослыми.

Например, игры и упражнения:

направленные на развитие эмоциональной осведомленности («Цветовое настроение», «Маски», «Мы артисты» и т.д.);

направленные на развитие способностей детей познавать себя и других людей («Волшебные камешки», «Ласковые дети», «Подарок другу», «Ладошки» и т.д. );

направленные на овладение детьми невербальными средствами общения («Угадай кто я?», «Зоопарк», «Где мы были вам не скажем, а что делали - покажем» и т.д.);

направленные на овладение детьми вербальными средствами общения («Подари цветок», «Игра интонациями» и т.д.);

направленные на овладение правилами пользования речью в различных социальных ситуациях («Разговор по телефону», «Как нам быть», «Как с тобой разговаривают?» и т.д.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме: "ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО – НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ."

Сейчас основное внимание уделяется проблеме социально- нравственного развития дошкольников являющегося одним из компонентов ФГОС и это очень своевременно. Наш народ и страна переживают сложный период,...

Обобщение опыта по теме: "ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО – НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ." Часть 2

В наши дни вопросы социально-нравственного воспитания приобретают особо важное значение. Ребенок не рождается злым или добрым. Нравственные качества ему предстоит приобрести. В педагогической литерату...

Обобщение опыта по теме: "ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО – НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ."

Усилия воспитателя должны сосредотачиваться на умелом разрешении противоречий вместе с детьми и развитии у них в этом процессе нравственного чувства, сознания, привычек, нравственного поведения....

Обобщение опыта по теме: "ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО – НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ."

В старшем дошкольном возрасте у детей формируется боле гибкое отношение к выполнению правил, стремление понять их. Более того, старшие дошкольники уже начинают понимать неоднозначность применения одно...

Обобщение опыта по теме: "ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО – НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ."

Важно, чтобы дети приобщались к нравственным нормам поведения. Чтобы эти отношения нашли отражение в детских играх, воспитатель должен сделать их предметом внимания и наблюдения детей, руководить проц...

Обобщение опыта по теме: "ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО – НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ."

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ...

Конспект родительского собрания в подготовительной группе на тему: "Формирование духовно-нравственных качеств личности старшего дошкольника средствами патриотического воспитания"

Конспектродительского собранияв подготовительной группена тему:"Формирование духовно-нравственных качеств личности старшего дошкольника средствами патриотического воспитания"...