Главные вкладки

    Обобщение опыта по теме: "ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО – НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ."
    учебно-методический материал (старшая группа) на тему

    Кисель Н.В.

    В старшем дошкольном возрасте у детей формируется боле гибкое отношение к выполнению правил, стремление понять их. Более того, старшие дошкольники уже начинают понимать неоднозначность применения одного и того же правила в разных ситуациях, видеть противоречивость некоторых правил...

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    В старшем дошкольном возрасте у детей формируется боле гибкое отношение к выполнению правил, стремление понять их. Более того, старшие дошкольники уже начинают понимать неоднозначность применения одного и того же правила в разных ситуациях, видеть противоречивость некоторых правил (всегда ли нужно помогать товарищу; всегда ли виноват тот, кто подрался и т.д.).  Н.Н. Поддъяковым доказано, что при усвоении правил и норм поведения и взаимоотношений дети с большим интересом и продуктивно проводят собственные эксперименты на социальных, моральных явлениях.  Экспериментирование придает процессу усвоения норм творческий и осознанный характер [11, с.129].

    Нравственное формирование дошкольника тесно связано с изменением характера его взаимоотношений с взрослыми и рождением у него на этой основе нравственных представлений и чувств, названных Л.С. Выготским внутренними эстетическими инстанциями [12].

    В контексте изучаемой проблемы интерес представляет модель развёртывания личностной культуры познания, деятельности и духовно-гуманного отношения, разработанная С.В.Петериной. В данной модели представлен перечень нравственных представлений детей с учетом их возраста [38, С.42-43].

    5-й год

    Знания о нравственном поведении: доброте, справедливости, честности, дружбе. Конкретно-образные представления о нравственном. Дифференцируются «нравственные качества и их «носители» - сверстники. Знания о нравственном выступают как побудитель доброго, справедливого поведения. Ориентация на эти этические категории. Практическое овладение опытом «человеческой чувственной деятельности общения» Представления о нравственном как существенная подготовка переходу от субъективного поведения к социально-значимому.

    Обобщенные системные представления о нравственном. Дифференциация представления о нравственном поведении и нравственно-этических категориях. Критичность оценки своего поведения на основе осознания его общественной значимости.

    1. Способность самостоятельно выделить нравственную сторону поведения, взаимоотношений в конкретных случаях. Овладение «нравственным образом мыслей» как выражение нравственной культуры (И.Кант). Соподчинение мотивов на основе общественно полезных, значимых («так надо»).

    2. Включение во все виды детской деятельности. Развертывание нравственных способностей. Первые проявления способности делать выбор по принципу справедливости. Избирательность мотивов на основе общественной значимости деятельности «для других». Отчетливость внутренней композиции нравственных отношений, что прослеживается в реальном общении, играх, рисунках, высказываниях, духовных проявлениях.

            6-й год        

    Обобщенные представления о нравственном - категории «первого порядка» (Н.Н.Поддьяков).

    1. Соподчинение мотивов на основе представлений о нравственном. Способность к саморегуляции поведения на этой основе. Критическое отношение к «плохому», «недоброму».

    2. Культура общения. Духовно-нравственная потребность в созидательной деятельности как «специфический акт сознания» (С.Л.Рубинштейн). Овладение мотивированными способами культурного общения на основе категорий «добро», «красота», «истина».

    3. Достаточно стойкое выражение нравственно-волевых качеств гуманного характера. Самостоятельная вариативность поведения в новой обстановке на основе духовности и осознания представлений о нравственном.

    7-й год

    Обобщенные понятия-представления о нравственном «первого порядка» выступают как систематизирующий фактор развития гуманных качеств личности дошкольника. Очевидно становление социального статуса личности - базовой основы для дальнейшего формирования нравственного поведения.

    Данные характеристики тесно переплетаются с современными требованиями ФГОС дошкольного образования к содержанию социально-коммуникативного развития дошкольников. Так, социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками.

    Таким образом, к концу пребывания в ДОУ у воспитанников должно быть сформировано:

    1. Нравственно-гуманное отношение к окружающим на основе осознания ответственности за свое поведение как воспитанника ДОУ.

    2. Отношение к деятельности как к интеллектуально-творческому труду, потребности и способности к познавательной деятельности, готовность к участию в ее общественных формах. Нравственное поведение как деятельность. Овладение принципами единого содержания во всех видах деятельности на основе общественно-нравственных ценностных потребностей.

    3. Внутренняя интеграция «узловых качеств» личности в эволюции социально-личностных образований на основе социально-педагогических детерминант. Привязанность к группе; воспитателю, ДОУ, гордость принадлежностью к нему. Ответственное отношение к поручениям и обязанностям, бережное к игрушкам, пособиям, книгам, любознательность, общественная устремленность, чувство долга, готовность поступиться своими желаниями ради товарища. Заботы об общем деле, активная, целенаправленная совместная деятельность.

    Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы позволил установить:

    1. Уже с раннего детства ребенок способен усваивать элементы нравственного поведения, простейшие правила общения с окружающими, но для  ребенка раннего возраста характера  стихийная нравственность.
    2. Нравственное поведение личности имеет следующую последовательность: жизненная ситуация - переживание - осмысление ситуации и мотивов - выбор и принятие решения - стимул - поступок.
    3. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для  усвоения нравственных норм, принятых в обществе, но воспитателю важно выделить особенности социально-нравственного развития всех детей группы - освоения ими представлений о правилах и нормах поведения, умения следовать им в повседневной жизни, понимания ими чувств и переживаний окружающих, умения ориентироваться на них в своем поведении, характер детских взаимоотношений в коллективе  сверстников, проявления детьми интереса к другим людям, их внутреннему миру, инициативность и самостоятельность дошкольников.

    1.3. Психолого-педагогический подход в развитии социально-нравственных представлений дошкольников

    Проблема социально-нравственного развития детей крайне актуальна, т.к. социально-нравственное воспитание лежит в основе поступков, действий каждого человека, формирует в раннем возрасте его личность, характер, а также жизненных ценностей. Начиная с дошкольного возраста ребенок как «губка» впитывает в себя огромный поток информации, источниками которой служат средства массовой информации, детский сад, школа, кино, телевидение, интернет.

    Повышение социальной компетентности детей требует специально организованной работы со стороны всех специалистов дошкольного образовательного учреждения. В связи со спецификой дошкольного возраста, заключающейся в особой восприимчивости ребенка, нерефлексивной доверчивости к окружающим взрослым и одновременно зависимости от них, детям необходима помощь в осознании и понимании ситуаций, оказывающих влияние на взаимоотношение и взаимодействие с окружающим социумом.

    На современном этапе развития дошкольного образования наметились тенденции к изменению педагогических подходов в развитии социально-нравственных представлений детей. Особое значение для усвоения моральных норм имеет старший дошкольный возраст. «Это сензитивный период, когда ребенок особенно чувствителен и восприимчив к нравственному познанию» (С.Г. Якобсон).[56 ]

    Обзор психолого-педагогической литературы показал, что существует много исследований, раскрывающих теоретические и практические аспекты нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Однако использование художественной литературы в качестве средства развития социально-нравственных представлений воспитанников представлено преимущественно фрагментально. Поиск новых путей, расширяющих возможности педагога по реализации социального заказа государства, общества и семьи в развитии нравственной личности, определяет данную проблему с точки зрения своевременности и актуальности.

    Сегодня возникает необходимость в разработке более совершенных методов и средств, способствующих социальному становлению личности дошкольника, позволяющих не упустить оптимальные сроки формирования основ нравственных представлений. Р.С. Буре указывает на важность доказательства того, что ребенка дошкольного возраста следует рассматривать не как объект педагогических воздействий, а как субъект реализации его потребностей, интересов и устремлений [ 6].

    В нравственном воспитании все усилия должны быть направлены на уяснение детьми норм нравственного поведения. Н.А.Корниенко отмечает, что в любом нравственном действии ребенка выделяется три основных компонента: знание о том, как поступить в той или иной ситуации, переживаемы чувства по поводу совершения морального действия и практическое выполнение данного действия. Если не будет сформирован какой-то из перечисленных компонентов, то моральное действие сформировано не будет. Основные показатели сформированности морального действия: ребенок знает, как надо поступить, переживает по этому поводу и совершает необходимое действие, независимо от того, имеется ли внешний контроль со стороны взрослых и сверстников. Для того чтобы сформировать моральное действие необходимо, чтобы воспитательная работа проводилась в системе  [23].

    Нравственные представления - это чувственно-наглядные образцы правильного поведения [1]. Отсутствие у ребенка таковых представлений мешает ему контактировать с окружающими людьми.

    Итак, формирование нравственных представлений может осуществляться с помощью беседы воспитателя на этические темы, чтения художественной литературы и рассказывания, рассматривания и обсуждения картин, иллюстраций, диафильмов, радио- и телепередач. Из частных методов могут быть использованы вопросы к детям, побуждающие к выбору ("Что бы ты сделал, как поступил, если бы ..."); картинки с изображением различных ситуаций, настольные игры. Формирование нравственных представлений воспитатель осуществляет, применяя метод убеждения, который можно успешно использовать и через доброе, умное слово педагога, и с помощью художественных произведений, и через умело организованную деятельность.

    Все перечисленные методы используются главным образом для формирования правильных оценок поведения и отношений и превращения моральных представлений в мотивы поведения. Этому содействует сочетание занятий словесного, словесно-наглядного и практического характера. Остановимся на характеристике методов и приемов формирования у дошкольников нравственных представлений.

    В.И.Логинова, А.А. Лопатина, Л.Ф.Островская, С.В.Петерина особое значение в нравственном воспитании старших дошкольников отводят этическим беседам. Этическая беседа – это беседа на моральные темы. Ее основная функция – моральное воздействие на сознание и поведение детей с целью формирования и развития обобщенных моральных представлений и понятий, на основе которых воспитывается убежденность [16,30,37 ].

    Этические беседы, по мнению А.М.Виноградовой, К.В.Гавриловец и других, являются эффективным методом уточнения и систематизации нравственных понятий. Беседы помогают детям уточнить моральный смысл поступков, правильно их оценить, переосмыслить знакомые правила, найти решение, как себя вести в конкретной ситуации. Источниками для этических бесед являются факты, события из жизни самого детского коллектива, поступки детей, их взаимоотношения, поступки героев художественных произведений, кинофильмов, любимых мультфильмов. Этические беседы не должны носить характер назиданий, упреков, указаний. В непринужденной форме дети вспоминают события, которые пережили сами или о которых узнали из книг. Важно, чтобы в беседе принимали участие все дети: сравнивали, сопоставляли действия литературных героев со своими собственными, вычленяли из жизненных ситуаций образцы поведения, последствия поступков, делали обобщения, выводы. Воспитателю необходимо тщательно продумать последовательность вопросов, которая должна подвести детей к выделению морального правила, которому необходимо следовать в повседневной жизни. При определении тематики этических бесед руководствуются программными требованиями, а также наблюдениями за поведением детей в повседневной жизни, на занятиях, в игровой, трудовой деятельности. Обращаясь к программным задачам, педагог должен их конкретизировать, проанализировать правила и нормы поведения воспитание которых необходимо усилить в данной группе с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Важным моментом является глубокий анализ конкретных фактов и поступков, положенных в основу этических бесед. Такая работа позволит воспитателю составить представление о том, какие ошибки и неточности есть в их представлениях о моральных нормах [7].

    Г.П.Лаврентьева, С.В.Петерина, В.И.Петрова считают, что в старшем дошкольном возрасте значительная часть бесед должна быть посвящена вопросам воспитания культуры общения. Темой таких бесед могут служить реальные поступки детей, которые наблюдал воспитатель [11,38,39].

    Для расширения представлений о культуре отношений между людьми Т.А.Маркова, В.Г.Нечаева, Л.Ф.Островская, С.В.Петерина, Г.П.Лаврентьева, Т.М.Титаренко рекомендуют использовать игровой метод. Нет более значимой деятельности для ребенка, чем игра. Недаром игру Л.С.Выготский назвал "девятым валом детского развития". Значение игры для нравственного воспитания трудно переоценить. Прежде чем ребенок усвоит моральные правила и научится применять их во взаимоотношениях с окружающими людьми, он представляет во время игры, как нужно себя вести, чтобы быть чутким, внимательным, овладевает сначала игровыми формами проявления нравственных качеств. Переживание значимости моральных норм значительно легче протекает в игре, чем в повседневном общении детей и взрослых. Эмоциональное восприятие происходящего облегчает усвоение моральных требований старших. Такие ролевые игры, как "Магазин", "Почта", "Поликлиника" и другие помогут расширить представления детей о культуре отношений между людьми и создать условия для проявления детьми вежливости, такта, умения обратиться с просьбой, проявлять гуманные чувства [12]. Но игры по своему содержанию бывают не только добрыми. Из-за отсутствия глубоко сформированной нравственной основы ребенок, встречаясь в жизни с негативными явлениями, поразившими его воображение, переносит их в игру. В таких случаях Л.Ф.Островская советует попытаться переключить игру, придав ей положительное содержание. Если игра приняла отрицательный характер (дети изображают пьяных, произносят грубые слова ), а попытка переключить ее не увенчалась успехом, то надо потребовать от детей игру прекратить, разъяснив, почему она плохая и почему не следует ее продолжать. Иногда в играх дети могут проявлять скрытые негативные реальные взаимоотношения. Они символизируют о плохом овладении моральными правилами положительных взаимоотношений. Таким детям необходимо уделять пристальное внимание.        


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Обобщение опыта по теме: "ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО – НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ."

    Сейчас основное внимание уделяется проблеме социально- нравственного развития дошкольников являющегося одним из компонентов ФГОС и это очень своевременно. Наш народ и страна переживают сложный период,...

    Обобщение опыта по теме: "ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО – НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ." Часть 2

    В наши дни вопросы социально-нравственного воспитания приобретают особо важное значение. Ребенок не рождается злым или добрым. Нравственные качества ему предстоит приобрести. В педагогической литерату...

    Обобщение опыта по теме: "ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО – НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ."

    Усилия воспитателя должны сосредотачиваться на умелом разрешении противоречий вместе с детьми и развитии у них в этом процессе нравственного чувства, сознания, привычек, нравственного поведения....

    Обобщение опыта по теме: "ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО – НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ."

    Важно, чтобы дети приобщались к нравственным нормам поведения. Чтобы эти отношения нашли отражение в детских играх, воспитатель должен сделать их предметом внимания и наблюдения детей, руководить проц...

    Обобщение опыта по теме: "ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО – НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ."

    ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ...

    Обобщение опыта по теме: "ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО – НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ."

    Параллельно осуществлялась работа с родителями, так как совместное осуществление задач нравственного воспитания - одно из условий достижения положительного результата. Известно, что профессиональная д...

    Обобщение опыта по теме: "ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО – НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ."

    Приложение. Конспекты занятий "Уроки этикета". Игровые ситуации. Беседы. Тренинги. Сочинение детьми историй....