Главные вкладки

    Обобщение опыта по теме: "ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО – НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ." Часть 2
    учебно-методический материал (старшая группа) на тему

    Кисель Н.В.

    В наши дни вопросы социально-нравственного воспитания приобретают особо важное значение. Ребенок не рождается злым или добрым. Нравственные качества ему предстоит приобрести. В педагогической литературе и научных исследованиях встречаются разные понятия, которые так или иначе характеризуют процесс нравственного воспитания и развития детей дошкольного возраста.

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

    1.1. Социально-нравственное воспитание современного дошкольника

    В наши дни вопросы социально-нравственного воспитания приобретают особо важное значение. Ребенок не рождается злым или добрым. Нравственные качества ему предстоит приобрести. В педагогической литературе и научных исследованиях встречаются разные понятия, которые так или иначе характеризуют процесс нравственного воспитания и развития детей дошкольного возраста.

    В нравственном воспитании ребенка важное значение имеют три составляющие морали: моральное сознание, нравственные отношения, моральная деятельность (поступок). Рассмотрим их характеристику.

    Моральное сознание - единство чувственного и рационального уровней [1]. Основным элементом морального сознания являются нормы как эталоны, образцы, регулирующие деятельность.

    Нравственные отношения - отношения между людьми, складывающиеся в процессе познания, труда и общения.

    Моральная деятельность - сознательное отношение человека к общественным требованиям и умение руководствоваться этими требованиями в конкретных поступках. Регулятором поведения являются моральные оценки, в которых выражается отношение между тем, как человек поступает, и тем, как он должен поступать [1 ].

    Сущность процесса нравственного воспитания состоит, по мнению С.В.Петериной,  заключается из взаимосвязанных воспитательных влияний, принятия их личностью и возникающих при этом качественно новых признаков, которые характеризуют изменение, движение объекта по пути прогресса [38].

    Р.С.Буре, Е.В.Бондаревская, А.М.Виноградова, С.В.Петерина характеризуют нравственную воспитанность как гармонию целостной, гуманно-творческой личности. Становление нравственно-гуманных качеств и свойств личности представляет собой сложный, многогранный процесс ее нравственного развития как субъекта общественных отношений и разнообразной деятельности, а также практического опыта. Следовательно, от деятельности воспитателя зависит:

    а) как объективные факторы реального процесса отразятся в жизненной потребностно-мотивационной сфере, способах действия, отношениях дошкольников;

    б) насколько эффективно используются возможности группового воспитания для формирования нравственных способностей и качеств личности, полезных как самому воспитаннику, так и окружающим [7,9,38, ].

    Педагогическое руководство нравственным воспитанием дошкольника может быть определено как постоянный отбор задач, содержания разнообразной деятельности воспитанника и руководство ее инициативной стороной, в ходе которых обеспечивается общественно-нравственная позиция его общения со сверстниками, участниками деятельности. Динамическая процессуальная последовательность взаимодействия объектов и субъектов, выстраиваемая воспитателем, их трансформация в личностные образования во временном плане по линии повышения активной роли субъекта являются важнейшими закономерностями воспитательного процесса ДОУ. Таким образом, С.В.Петерина определяет процесс нравственного воспитания как «целенаправленное, изменяющееся, педагогически управляемое взаимодействие воспитателей и их питомцев, ведущее к постоянному воспитанию и развитию нравственно-гуманных качеств и свойств дошкольников» [38, С.42].

    Итак, ссылаясь на исследования С.В.Петериной, процесс нравственного воспитания в ДОУ может быть рассмотрен как сложное диалектическое явление, направленное на выполнение важнейшей функции общества - формирование личностной культуры в период дошкольного детства. Целостное рассмотрение процесса нравственного воспитания на основе использования методологии оптимизации и системно-структурного анализа позволило наиболее полно выявить основные компоненты системы, в которой протекал процесс, рассмотреть закономерные взаимосвязи между ними, выявить источники развития и определить условия эффективного управления этим процессом.

    Значение понятия «социально-нравственное воспитание» значительно шире понятия «нравственное воспитание»: социально все, что касается человека, живущего в обществе. Оно тесно связано с понятием «социализация», рассматриваемого как совокупность социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит определенную систему знаний, норм, ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноценного члена общества [ 48] .

    Социально-нравственное воспитание - это активный целенаправленный процесс вхождения ребенка в социальную среду, когда происходит усвоение моральных норм, ценностей, формируется нравственное сознание ребенка, развиваются нравственные чувства и привычки поведения. Воспитание этических норм поведения у ребёнка является нравственной проблемой, которая имеет не только социальную, но и педагогическую значимость. На развитие у детей представлений о морали одновременно оказывают влияние семья, детский сад, окружающая действительность. Поэтому перед педагогами и родителями стоит задача воспитания высокообразованного и воспитанного молодого поколения, владеющего всеми достижениями созданной человеческой культурой.

    Социально-нравственное воспитание в дошкольном возрасте определяется тем, что ребёнок формирует самые первые моральные оценки и суждения, он начинает понимать, что такое нравственная норма, и формирует своё отношение к ней, что, однако, далеко не всегда обеспечивает соблюдение её в реальных поступках. Социально-нравственное воспитание детей происходит на всём протяжении их жизни, и определяющее значение в становлении нравственности ребёнка играет среда, в которой он развивается и растёт.

    Решению задач социально-нравственного развития способствует организация образовательного процесса на основе личностно-ориентированной модели, которая предусматривает тесное взаимодействие детей с педагогом, допускающим и учитывающим наличие у дошкольников собственных суждений, предложений, несогласий. Общение в таких условиях принимает характер диалога, совместного обсуждения и выработки общих решений.

    Теоретические основы социально-нравственного воспитания дошкольников заложили Р.С. Буре, Г.Н. Година, Е.Ю. Демурова, А.В. Запорожец, Т.А. Маркова, В.И.Нечаева  и др. [6,7,1034 ]

    Н.В.Микляева, Ю.В.Микляева, А.Г.Ахтян с позиции современных подходов к социализации ребенка рассматривают понятие «социально-нравственное развитие», сущность которого состоит:

    • в усвоении основных понятий о социальных нормах отношений, в том числе об общечеловеческих ценностях, определяемых в соответствии с содержанием ратифицированной Россией Конвенцией ООН о правах ребенка и с содержанием федеральных нормативных актов;
    • в сформированности основных элементов гражданско-патриотического сознания; усвоения основных обобщенных закономерностей жизни и развития общества и человека в нем;
    • в усвоении основных понятий культуры социальных отношений, включая экономические и правовые [32,C.6].

    Учеными выделены следующие этапы формирования личности в процессе нравственного воспитания:

    1 этап – формирование социальных эмоций и нравственных чувств;

    2 этап – накопление знаний и формирование нравственных представлений;

    3 этап – переход знаний в убеждения и формирование на этой основе мировоззрения и ценностных ориентаций;

    4 этап – претворение убеждений в конкретное поведение, которое можно назвать нравственным [32 ].

    В соответствии с этапами выделяются следующие задачи социально-нравственного воспитания:

    - формирование нравственного сознания;

    - социальных эмоций, нравственных чувств и отношений к разным сторонам социального окружения;

    - нравственных качеств и активности их проявления в деятельности и поступках;

    - доброжелательных взаимоотношений, начал коллективизма и коллективистской направленности личности дошкольника;

    - воспитание полезных навыков и привычек поведения.

    Для решения задач нравственного воспитания необходимо организовывать деятельность таким образом, чтобы создать максимум условий, способствующих реализации заключенных в ней возможностей. Только в соответствующих условиях в процессе самостоятельной разнообразной деятельности ребенок учится использовать известные ему правила в качестве средств регуляции отношений со сверстниками.

    Условия социально - нравственного воспитания в детском саду, должны соотносится с условиями реализации других направлений развития детей, так как оно является стержневым для организации всего образовательного процесса: например, интеграция линий социально-нравственного и социально-экологического воспитания дошкольников.

    Авторами нового учебника по дошкольной педагогике Н.А.Виноградова, Н.В.Микляева, Ю.В.Микляева в качестве условий социально-нравственного воспитания дошкольников определены:

    • гуманизация отношений детей и взрослых в образовательном процессе ДОУ;
    • реализация модели личностно-ориентированного воспитания ребенка и соответствующей модели предметно-развивающей среды;
    • содержательная жизнь в детском саду и семье, предполагающая интеграцию направлений социального, гендерного и нравственного, трудового, патриотического и духовного воспитания;
    • положительный пример окружающих [31,32 C.306]

    Содержание социально-нравственного воспитания при этом включает формирование социально-нравственной культуры личности дошкольника и её отдельных компонентов – мотивационно - поведенческого и эмоционально-чувственного.

    Данные компоненты формируются и складываются в единую систему в ходе следующих этапов работы (по С. А. Козловой):

    • предварительного,
    • базового,
    • художественно-ознакомительного,
    • эмоционально-действенного [21].

    Их содержание подбирается в соответствии с образовательными программами (например, программа социального развития и воспитания дошкольников и младших школьников «Я-человек!» С.А. Козловой, программа нравственного воспитания дошкольников «Дружные ребята» Р.С. Буре и др.) [48].

    Существует несколько классификаций методов социально-нравственного воспитания.  Например, классификация В.И. Логиновой, основанная на активизации механизма нравственного развития в процессе воспитания:

    • методы стимулирования чувств и отношений (пример взрослых, поощрение, наказание, требование);

    • формирование нравственного поведения (приучение, упражнение, руководство деятельностью);

    • формирование нравственного сознания (убеждение в форме разъяснения, внушение, этические беседы).

    В.И.Логинова отмечает, что в процессе нравственного воспитания последовательно должны быть решены три группы задач [16].

    1. Формирование нравственного сознания - системы нравственных представлений, понятий, суждений.

    Овладение нравственными представлениями и понятиями - длительный и сложный процесс. Дети проходят большой путь от усвоения нравственных понятий сначала на уровне представления до полного овладения их содержанием.

    2. Формирование нравственного поведения.

    Нравственные предписания всегда требуют определенного способа поведения. Нравственное поведение должно стать привычным для формирующейся личности. Для этого необходимо накапливать опыт такого поведения. Под опытом нравственного поведения понимается совокупность осознанных способов и умений реализации действий, поступков в определенных условиях. Нравственный опыт у детей необходимо формировать в единстве с нравственными представлениями и понятиями. В нравственных действиях проявляется нравственное отношение к людям, вещам, самому себе, моральная позиция личности. В формировании нравственного опыта большое значение имеет освоение навыков и привычек поведения. Нравственное формирование личности ребенка происходит за счет постепенного расширения опыта нравственного поведения, большей его осознанности и взаимосвязи с углубляющимися чувствами и расширяющимися представлениями.

    3. Формирование нравственных чувств и отношений. Решение данной задачи происходит в системе его социальных отношений и ориентаций. С расширением нравственного опыта, освоением нравственных представлений расширяются и углубляются нравственные чувства детей. Все задачи решаются в комплексе.

    Педагогический процесс нравственного воспитания в ДОУ автором  рассматривается как специфический по своим функциям, целостный, особым



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Обобщение опыта по теме: "ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО – НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ."

    Сейчас основное внимание уделяется проблеме социально- нравственного развития дошкольников являющегося одним из компонентов ФГОС и это очень своевременно. Наш народ и страна переживают сложный период,...

    Обобщение опыта по теме: "ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО – НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ."

    Усилия воспитателя должны сосредотачиваться на умелом разрешении противоречий вместе с детьми и развитии у них в этом процессе нравственного чувства, сознания, привычек, нравственного поведения....

    Обобщение опыта по теме: "ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО – НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ."

    В старшем дошкольном возрасте у детей формируется боле гибкое отношение к выполнению правил, стремление понять их. Более того, старшие дошкольники уже начинают понимать неоднозначность применения одно...

    Обобщение опыта по теме: "ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО – НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ."

    Важно, чтобы дети приобщались к нравственным нормам поведения. Чтобы эти отношения нашли отражение в детских играх, воспитатель должен сделать их предметом внимания и наблюдения детей, руководить проц...

    Обобщение опыта по теме: "ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО – НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ."

    ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ...

    Обобщение опыта по теме: "ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО – НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ."

    Параллельно осуществлялась работа с родителями, так как совместное осуществление задач нравственного воспитания - одно из условий достижения положительного результата. Известно, что профессиональная д...

    Обобщение опыта по теме: "ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО – НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ."

    Приложение. Конспекты занятий "Уроки этикета". Игровые ситуации. Беседы. Тренинги. Сочинение детьми историй....