Главные вкладки

    Обобщение опыта по теме: "ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО – НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ."
    учебно-методический материал (старшая группа) на тему

    Кисель Н.В.

    Сейчас основное внимание уделяется проблеме социально- нравственного развития дошкольников являющегося одним из компонентов ФГОС и это очень своевременно. Наш народ и страна переживают сложный период, изменения происходят не только в политике и экономике, но и в сознании людей. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, цинизм, немотивированная агрессивность.

    Формирование представлений о нравственных нормах поведения  с самого раннего детства является нравственной проблемой, которая имеет не только педагогическую, но и  социальную значимость. На развитие у детей представлений о морали одновременно оказывают влияние семья, детский сад, окружающая действительность.

     На данный момент резко снизилось воспитательное воздействие семьи, поэтому перед педагогами и родителями стоит задача воспитания высокообразованного и воспитанного молодого поколения, владеющего всеми достижениями созданной человеческой культурой. Нравственное воспитание- одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение растущим человеком моральных ценностей. Оно включает в себя формирование нравственных качеств и способность жить согласно принципам, нормам и правилам морали. Нравственное воспитание ребенка рассматривается как процесс усвоения заданных обществом образцов поведения, в результате которого эти образцы становятся регуляторами поведения ребенка, в этом случае он действует ради соблюдения самой нормы как принципа отношений между людьми, а не ради, например, получения одобрения.

    Нравственные представления и суждения людей не всегда соответствуют их нравственным чувствам и поступкам. Поэтому недостаточно только знать, что такое быть нравственным, надо воспитывать себя и своего ребенка так, чтобы хотеть и уметь им быть, а это уже область чувств, переживаний, эмоций.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад комбинированного вида № 4

    станицы Ленинградской муниципального образования Ленинградский район

    Обобщение опыта по теме:

    ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО – НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.

    Выполнила: воспитатель Кисель Наталья Владимировна

    ст. Ленинградская, 2015г.


    Содержание

    ВВЕДЕНИЕ        

    ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ        

    1.1. Социально-нравственное воспитание современного дошкольника        

    1.2.  Особенности усвоения дошкольниками нравственных норм        

    1.3. Психолого-педагогический подход в развитии социально-нравственных представлений дошкольников        

    ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ        

    2.1. Анализ сформированности нравственных представлений у детей экспериментальной группы        

    2.2. Методика формирования социально-нравственных представлений у детей старшей группы        

    2.3. Анализ результатов проведенного исследования        

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ        

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ        

    ПРИЛОЖЕНИЕ        


    ВВЕДЕНИЕ

    Сейчас основное внимание уделяется проблеме социально- нравственного развития дошкольников являющегося одним из компонентов ФГОС и это очень своевременно. Наш народ и страна переживают сложный период, изменения происходят не только в политике и экономике, но и в сознании людей. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, цинизм, немотивированная агрессивность.

    Формирование представлений о нравственных нормах поведения  с самого раннего детства является нравственной проблемой, которая имеет не только педагогическую, но и  социальную значимость. На развитие у детей представлений о морали одновременно оказывают влияние семья, детский сад, окружающая действительность.

     На данный момент резко снизилось воспитательное воздействие семьи, поэтому перед педагогами и родителями стоит задача воспитания высокообразованного и воспитанного молодого поколения, владеющего всеми достижениями созданной человеческой культурой. Нравственное воспитание- одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение растущим человеком моральных ценностей. Оно включает в себя формирование нравственных качеств и способность жить согласно принципам, нормам и правилам морали. Нравственное воспитание ребенка рассматривается как процесс усвоения заданных обществом образцов поведения, в результате которого эти образцы становятся регуляторами поведения ребенка, в этом случае он действует ради соблюдения самой нормы как принципа отношений между людьми, а не ради, например, получения одобрения.

    Нравственные представления и суждения людей не всегда соответствуют их нравственным чувствам и поступкам. Поэтому недостаточно только знать, что такое быть нравственным, надо воспитывать себя и своего ребенка так, чтобы хотеть и уметь им быть, а это уже область чувств, переживаний, эмоций.

    Новый подход к нравственному воспитанию с позиции целостности процесса основан на понимании личности как целостного образования, в свою очередь социальное становление личности связано с усвоением норм общественного поведения и коммуникацией. Значительный вклад в разработку проблемы внесли исследования Р.С. Буре, Л.А.Пеньевской, А.М.Виноградовой, И.С.Деминой, В.Г. Нечаевой, С.В.Петериной, Л.П.Князевой, Л.П.Стрелковой, А.Д.Кошелевой, И В.Княжиной, Т.В.Черник и других.

    Ученые отмечают, что дошкольное детство - это период интенсивного усвоения норм морали и социально одобряемых способов поведения. В это время складываются первые этические представления, и нравственные нормы начинают определять поведение ребенка. В нравственном развитии ребенка существенное значение имеет овладение простыми нормами нравственности. Маленькому ребенку сложно разобраться в большом количестве нравственных норм и в их содержании. Пока душа ребёнка нежна и мягка, подобно воску, легко запечатлевает в себе образы, необходимо побуждать её к добру, учит Св.Василий Великий: «Когда раскроется разум и придёт в действие рассудок, тогда уже будут заложены… и преподаны образы благочестия. Тогда разум будет внушать полезное, а навык облегчит успех».

    Анализ работ В.Г.Нечаевой, Т.М.Титаренко, Г.П.Лаврентьевой, В.И.Логиновой, С.Г.Якобсон и других показал, что под влиянием воспитательных воздействий со стороны взрослых у детей постепенно складываются внутренние механизмы нравственной регуляции поведения: моральная оценка, образцы должного поведения, нравственная потребность. Благодаря их формированию происходит усвоение первых нравственных представлений. Под нравственными представлениями ученые понимают чувственно-наглядные примеры хорошего поведения, модели действий, которые соответствуют основным требованиям морали.

    Социально-нравственное воспитание - это активный целенаправленный процесс вхождения ребенка в социальную среду, когда происходит усвоение моральных норм, ценностей, формируется нравственное сознание ребенка, развиваются нравственные чувства и привычки поведения. В старшем дошкольном возрасте ребенок уже приходит к пониманию социального смысла социально-нравственных норм и необходимости их соблюдения. Ребенок начинает подчинять свои личные желания общественной необходимости, но действенность нравственных представлений дошкольника зависит от качества воспитательных воздействий со стороны воспитателей и родителей, так как ребенку трудно разобраться самому в большом количестве нравственных норм, правил поведения и в их содержании. Трудность в освоении нравственных представлений большинством ученых объясняется тем, что дети еще не способны различать внешние и внутренние факторы, отделять субъективное от объективного.

    Не смотря на значимость проблемы социально-нравственного воспитания детей, на сегодняшний день в практике существует противоречие между необходимостью своевременного формирования нравственных представлений у детей и несоответствием применяемых методов и приемов.

    Создание условий, способствующих развитию у подрастающего поколения способности регулировать своё поведение не только на базе следования моральным нормам общества, но и на основе осознания своей свободы в принятии решений, и сопряженной с ней личной ответственностью, является приоритетной задачей ФГОС дошкольного образования, в котором одним из современных принципов дошкольного образования провозглашен принцип приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Реализация данного принципа на практике определяется рядом противоречий:

    - между потребностью общества в гуманистически направленной личности, ориентированной на соблюдение нравственных норм, и асоциальными проявлениями в поведении части современных детей;

    - между требованием государственного стандарта дошкольного образования к обновлению содержания социально-коммуникативного развития дошкольника и отсутствием научно-обоснованных, с учетом возрастных возможностей детей, технологических основ социально-нравственного воспитания;

    - между интуитивным стремлением педагогов к интеграции методов социально-нравственного воспитания в своей практике и неспособностью находить адекватные средства их реализации.

    Актуальность проблемы позволила сформулировать тему исследования: "Формирование социально-нравственных представлений у старших дошкольников".

    Цель исследования: определить педагогические условия успешного формирования социально-нравственных представлений у старших дошкольников.

    Объект исследования: социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста.

    Предмет исследования: процесс формирования социально-нравственных представлений у старших дошкольников.

    В основу исследования была положена гипотеза, согласно которой процесс формирования социально-нравственных представлений у старших будет более результативным при соблюдении следующих психолого-педагогических условий:

    • осуществление комплексного подхода к определению методов и приемов работы с детьми, с учетом современных достижений педагогической науки;
    • нравственные представления выступают в качестве определяющих ценностных ориентиров самостоятельного выбора;
    • система представлений о нравственном должна сочетаться с опытом гуманного поведения.

    В соответствии с проблемой и предметом исследования поставлены следующие задачи:

    1. Изучить теоретические основы проблемы социально-нравственного воспитания и формирования социально-нравственных представлений у детей дошкольного возраста.

    2. Охарактеризовать возрастные особенности усвоения детьми нравственных норм.

    3. Раскрыть содержание методов и приемов формирования социально-нравственных представлений у детей.

    4. Изучить уровень сформированности нравственных представлений у детей экспериментальной группы.

    5. Экспериментальным путем определить и проверить эффективность психолого-педагогических условий формирования социально-нравственных представлений у старших дошкольников.

    Методы исследования: теоретический анализ педагогической, психологической и методической литературы, наблюдение за деятельностью детей, методы диагностирования детей, беседа. Ведущим комплексным методом проверки достоверности полученных данных явилась опытно-экспериментальная работа с детьми.

    Практическая значимость исследования заключается в том, что описанные условия формирования социально-нравственных представлений у старших дошкольников могут быть использованы воспитателями в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

    Опытно-экспериментальной базой исследования явилась старшая группа МБДОУ № 4 ст. Ст. Ленинградской Краснодарского края.

    Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.


               


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Обобщение опыта по теме: "ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО – НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ." Часть 2

    В наши дни вопросы социально-нравственного воспитания приобретают особо важное значение. Ребенок не рождается злым или добрым. Нравственные качества ему предстоит приобрести. В педагогической литерату...

    Обобщение опыта по теме: "ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО – НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ."

    Усилия воспитателя должны сосредотачиваться на умелом разрешении противоречий вместе с детьми и развитии у них в этом процессе нравственного чувства, сознания, привычек, нравственного поведения....

    Обобщение опыта по теме: "ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО – НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ."

    В старшем дошкольном возрасте у детей формируется боле гибкое отношение к выполнению правил, стремление понять их. Более того, старшие дошкольники уже начинают понимать неоднозначность применения одно...

    Обобщение опыта по теме: "ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО – НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ."

    Важно, чтобы дети приобщались к нравственным нормам поведения. Чтобы эти отношения нашли отражение в детских играх, воспитатель должен сделать их предметом внимания и наблюдения детей, руководить проц...

    Обобщение опыта по теме: "ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО – НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ."

    ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ...

    Обобщение опыта по теме: "ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО – НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ."

    Параллельно осуществлялась работа с родителями, так как совместное осуществление задач нравственного воспитания - одно из условий достижения положительного результата. Известно, что профессиональная д...

    Обобщение опыта по теме: "ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО – НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ."

    Приложение. Конспекты занятий "Уроки этикета". Игровые ситуации. Беседы. Тренинги. Сочинение детьми историй....