Главные вкладки

    Обобщение опыта по теме: "ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО – НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ."
    учебно-методический материал (старшая группа) на тему

    Кисель Н.В.

    Важно, чтобы дети приобщались к нравственным нормам поведения. Чтобы эти отношения нашли отражение в детских играх, воспитатель должен сделать их предметом внимания и наблюдения детей, руководить процессом обогащения детских впечатлений. Данная задача решается в процессе ознакомления детей с окружающим миром. Воспитатель обращает внимание не только на то, что делают взрослые, но и то, как они относятся друг к другу, вычленяя, раскрывая доброжелательные отношения, побуждает подражать им. Дети легче овладевают нормами поведения, если воспитатель относится к игре серьезно, с искренним интересом, понимает игровые замыслы детей, их переживания [35].

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Важно, чтобы дети приобщались к нравственным нормам поведения. Чтобы эти отношения нашли отражение в детских играх, воспитатель должен сделать их предметом внимания и наблюдения детей, руководить процессом обогащения детских впечатлений. Данная задача решается в процессе ознакомления детей с окружающим миром. Воспитатель обращает внимание не только на то, что делают взрослые, но и то, как они относятся друг к другу, вычленяя, раскрывая доброжелательные отношения, побуждает подражать им. Дети легче овладевают нормами поведения, если воспитатель относится к игре серьезно, с искренним интересом, понимает игровые замыслы детей, их переживания [35].

    В играх от ребенка требуется умение соблюдать правила. В процессе индивидуальных и совместных игр, требующих согласованности во взаимодействии с партнерами, ребенок приучается быть организованным, дисциплинированным. Для нравственного развития ребенка важно, чтобы в игре он сталкивался с такими правилами, с которыми в реальной жизни раньше ему не приходилось сталкиваться. В этом случае ему приходиться изобретать эти правила самостоятельно. "

    Чтобы достичь единства между представлениями о том, как надо себя вести, и конкретным поведением ребенка, С.В.Петерина считает необходимым использование упражнений игрового характера. Детей очень увлекают игры-упражнения на закрепление правил этикета в общении с окружающими взрослыми и детьми, в которых используются кукольный театр, игрушки, юмористические картинки, слайды, отрывки из диафильмов, фланелеграф и т.п. Упражнения в выполнении действий по показу воспитателя - своеобразная и необходимая для формирования навыка тренировка поведения детей.

    С.В.Петерина разработала серию игр-упражнений для разных возрастных групп, с разной проблематикой, которая может быть расширена практиками: "Поддержание порядка", "Устроим кукле комнату", "Устроим кукле комнату" и другие [37 ].

    Решению сложной задачи этического воспитания содействуют также игры-инсценировки. Такие инсценировки могут быть включены в содержание этических бесед, но могут использоваться и как самостоятельный методический прием. Тематика игр должна основываться на личном опыте детей: если ребенок сможет узнать себя и своих товарищей, вспомнит реальную ситуацию недавнего времени, он не останется равнодушным. Главное - привлечь внимание детей к моральной оценке ситуации, к способу разрешения конфликта. Такие игры, как правило, короткие, построенные на одном эпизоде, инсценировки могут выполняться самими детьми или с помощью кукол: "Весело или скучно", "Настоящую дружбу водой не разольешь!". Эффективным средством формирования нравственных правил является разыгрывание сценок из жизни детей при помощи кукол. В таком восприятии правило эмоционально окрашивается и побуждает ребенка следовать ему.

    Н.А. Виноградова.Н.В.Микляева отмечают, что при формировании у детей не нужно требовать от них определения понятий. Их содержание дети могут усвоить только на конкретных примерах из жизни или из художественных произведений. Обобщенное понятие дети часто поясняют сами конкретным примером. Так им легче усваивать сложный мир отношений между людьми. Авторы считают полезным использование специальных бесед, создание различных педагогических ситуаций, в которых дети должны принять какое-то решение, что-то сделать, предпринять, чтобы выйти из затруднения [15].

    Использование проблемных ситуаций способствует тому, что правила, регулирующие отношения между детьми, этический смысл их действий и поступков, а также действий самого ребенка, становится объектом непосредственного внимания. При этом ребенок стремится осознать саму моральную коллизию, и подумать, как ему необходимо действовать в данной ситуации. При решении проблемных ситуаций у детей развиваются социальные эмоции и формируется готовность действовать нравственно по собственной инициативе. Например, детям можно предложить такую ситуацию: "Представьте себе, что вы идете из детского сада домой одни и видите, как мальчик обижает маленькую девочку, забирает у нее игрушку. Что бы вы сделали?". Каждый ребенок мысленно представляет ситуацию и свое участие в ней. Воспитатель должен обращать внимание не только на ответы детей, но и на то, насколько эмоционально они реагируют на воображаемую ситуацию. Несмотря на то, что это только воображаемая ситуация, дети относятся к ней по-разному. По их ответам можно судить о том, что они думают о "случившемся", по выражению лица, интонации. Для решения подобных задач ребенок должен обладать достаточным запасом этических знаний. Применение проблемных ситуаций поможет воспитателю ориентировать детей во взаимоотношениях, научить мыслить, развивать способность к моральному выбору. Проблемные ситуации побуждают ребенка сравнивать свои поступки с поступками сверстников. Психологи, по этому поводу, утверждают, что сравнивать себя с другими, оценивать свои личностные моральные качества по собственной инициативе дети старшего дошкольного возраста не могут. Они в состоянии проявлять такую внутреннюю активность лишь тогда, когда к ней побуждает взрослый. Ребенок всегда стремится к тому, чтобы его положительно оценили. Опираясь на эту социальную потребность в признании, необходимо формировать ценностное отношение ребенка к себе, к окружающим.

    Воспитатель может судить о наличии у детей знаний о должном поведении, если ребенок во всех ответах, независимо от того, кто будет действовать в данной ситуации - он или сверстник, устойчиво применяет одно и тоже правило. Если дети путают правила, не умеют их использовать без подсказки взрослого, то это подтверждает абстрактность, недостаточность представления о правилах. Они не обобщены, и ребенок их выполняет только в той ситуации, в которой ему правило преподнесли.

    Эффективно, по мнению С.В.Петериной, включение в беседы пословиц и поговорок, например: "Мал, да удал", "И лес шумит дружней, когда деревьев много", "Хвастун - пустой человек". Они учат сравнивать и обобщать хорошие поступки, заставляют задуматься о том, удалось ли детям совершить добрые дела [37 ].

    Теоретические основы проблемы использования чтения художественных произведений для ознакомления с нравственными нормами были заложены в исследованиях А.М.Виноградовой, Г.П.Лаврентьевой, В.Г.Нечаевой, Т.А.Марковой, Л.Ф.Островской и других. Специфика художественной литературы проявляется в ее воздействии на наш разум и чувства. В дошкольном возрасте ребенок живет чувствами, с помощью которых он воспринимает и понимает окружающий мир. Книга – источник знаний и размышлений детей на разнообразные темы, материал для бесед, пересказов, игр-драматизаций. Воспитание художественным словом приводит к большим изменениям эмоциональной сферы ребенка, что способствует появлению у него живого отклика на различные события жизни, перестраивает его субъективный мир. По словам Б. М. Теплова, художественная литература захватывает различные стороны психики человека: воображение, чувства, волю, развивает его сознание и самосознание, формирует мировоззрение.

    Е.А.Воронич отмечает и тот факт, что современные дети страдают от нехватки тишины. Оказывается, встречи с книгой в кругу сверстников, а также спокойная обстановка, способны оказывать на ребенка благоприятное воздействие [8 ].

    О. Л. Кабачек определяет влияние художественной литературы на человека следующим образом: «Изменив язык выражения – меняем состояние, изменив метафору – меняем представление о мире». Изучая влияние чтения произведений на социальный опыт детей, Л.П. Стрелкова замечает, что дошкольники, понимая условность произведения, отстраняются от персонажей, их проблем. Это приводит к тому, что услышанная история вызывает лишь сострадание, но никак не воздействует на проявление содействия. Разные взгляды авторов на степень влияния художественной литературы на эмоционально-поведенческую сферу детей дошкольного возраста вызвали интерес с практической точки зрения. Развивающий и коррекционный эффект литературного произведения достигается не просто за счет узнавания в тексте какого-либо нравственного качества героя, но и за счет формирования у ребенка активной самостоятельной жизненной позиции, которая останется в сознании и окажет влияние на формирование морального поведения. Правильно отобранный материал для чтения имеет воспитательную и коррекционно-развивающую ценность в том случае, когда отрицательные эмоции заменяются положительными [ 11].

    Сопереживание и содействие героям литературных произведений в воображаемых ситуациях позволяет ребенку активно пережить событие и поступки, в которых он сам непосредственно участия не принимал. Подбирая произведения, воспитатели должны отдавать предпочтение литературному материалу, раскрывающему мир переживаний персонажей. Вовлекая детей в совместное переживание, воспитатель способствует эмоциональному слиянию ребенка с героем. Моральные нормы в такой атмосфере усваиваются легко.

    Невозможно переоценить роль сказок в дошкольном возрасте. Человечество тысячи лет накапливает и шлифует свой нравственный опыт, а человек должен усвоить его за несколько лет или пусть даже десятилетий. Конечно, социальный опыт передается в ходе общения в семье, с друзьями, в дошкольных и школьных учреждениях. Все же этот опыт узок Нравственный и эстетический опыт человечества достигается, прежде всего, через искусство. Сказки с их чудесами и волшебными проявлениями наиболее близки детскому мироощущению. Дети, не узнавшие сказок, вырастают ущербными и скудными в эмоциональном плане людьми. Сказки передают нравственные понятия и чувства не в виде голой морали или нудной проповеди, а в прозрачной, ясной по смыслу, прелестной, захватывающей и забавной форме. Они знакомят ребенка со сложной противоречивой жизнью.  С помощью сказок взрослому легче донести те сложные, но самые главные принципы нравственности и морали по которым живут люди [26 ].

    Воспитательные возможности сказки активно изучаются многими отечественными педагогами и психологами: А.В. Запорожцем, Л.П. Стрелковой, Р.Р. Калининой, О.Н.Пахомовой и др..[11,18,20,36].

    Сказки, предусмотренные программой, имеют также большую воспитательную силу. В них простые правила поведения преподносятся детям в форме, исключающей назидания, поучения, скуку, равнодушие. В сказках очень тонко и справедливо разоблачается жадность, лень, хвастовство. С юмором высмеиваются безнравственные качества. Это побуждает детей осознать негативные поступки, пережить стыд, раскаяться в содеянном. Сказочные события, наполненные реальными ситуациями из жизни маленьких детей, помогают ребятам осознать, принять те моральные требования, которые предъявляет общество к человеку. Задача воспитателя - помочь детям выделить главную мысль, эмоционально откликнуться на нее.

    Л.Б.Фесюкова в работе со сказкой предлагает нетрадиционный подход, суть которого заключается в проведении "нравственного урока". Содержание нравственного урока заключается в том, чтобы прояснить детям суть "намека", присутствующего в каждой сказке, и дать себе урок. Автор обращает внимание взрослых на то, что в силу традиции сказка часто несет в себе много заветных чаяний забитых, малограмотных, бедных, изнуренных тяжким ежедневным трудом людей. А отсюда их мечта: "лежать на печи, да есть калачи", чтобы само собой делалось, чтобы в сумке всегда лежала "скатерть-самобранка" и т.д. Поэтому нетрадиционный подход дает воспитателю и ребенку возможность уяснить, что в сказке или в герое хорошо, а что плохо, создать новую ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было наказано, но не жестоко и бесчеловечно. Девизом для ребенка должна стать идея: все можно улучшить, усовершенствовать, изменить для блага людей.

    При формировании у детей нравственных представлений необходимо постоянно ставить перед ними новые задачи, сосредотачивать их внимание на их жизненном опыте. Например, можно предложить ребенку рассказать о каком-нибудь случае несправедливости, свидетелем которого он был, и спросить у него, что он сделал для того, чтобы исправить эту несправедливость. Для решения этой задачи дети должны обладать достаточно самокритичностью и иметь представление о предвзятом отношении как к окружающим, так и к себе. Обращение к личному опыту детей дает возможность педагогу выяснить, какие представления ими не усвоены и вести воспитательную работу в нужном направлении. При этом необходимо следует обращать внимание на эмоциональное состояние детей во время бесед, чтобы понять, как он относится к тому, что в данный момент обсуждается.

    Учить детей правильно оценивать свои поступки, сравнивая свое поведение с поведением других, - одна из главных задач в процессе формирования у них нравственных представлений. Приучая детей размышлять над поступками, взрослые развивают у них нравственное сознание.

    Выявлению и формированию нравственных представлений детей способствуют наблюдения за общением детей в процессе деятельности. Как дети относятся друг к другу? Воспитатель должен видеть каждого ребенка. Наблюдая за взаимоотношениями детей, их поступками, слыша, как они отзываются о том или ином поступке, как объясняют его, какую дают оценку поведению своих товарищей, взрослых, можно правильно судить о том, каковы же у них представления о морали. Наблюдения за взаимоотношениями детей помогут воспитателям глубже понять каждого ребенка, определить, как развиваются его представления и чувства.

    Таким образом, формирование у детей нравственных представлений должно основываться на доступных, конкретных, образных примерах из жизни или художественных произведений, способствующих развитию нравственного сознания детей, самостоятельности их суждений.

    Целенаправленно формируя представления на основе принципов добра и гуманности, ученые предлагают вырабатывать ориентиры поведения воспитанников в группе сверстников, окружающей действительности. Таким образом, отношения дошкольников должны регулироваться общезначимыми представлениями,   обогащать опыт их поведения гуманным содержанием. Существенным результатом процесса нравственного  воспитания  является    сопротивляемость   негативным влияниям, с которыми встречается ребенок  в более    широком социальном окружении. В таких ситуациях важным является то, какие этические представления выступают в качестве определяющих ценностных ориентиров самостоятельного выбора

    Таким образом, анализ психолого-педагогических исследований позволил сформулировать следующий вывод:

    - только систематическая работа по воспитанию культуры поведения приводит к формированию сознательного отношения к нравственным представлениям и руководства ими;

    - целенаправленность воспитательной работы позволяет сформировать у детей представления о нормах и правилах поведения, которые становятся для детей эталонами в оценке поведения других людей и в самооценке.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Обобщение опыта по теме: "ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО – НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ."

    Сейчас основное внимание уделяется проблеме социально- нравственного развития дошкольников являющегося одним из компонентов ФГОС и это очень своевременно. Наш народ и страна переживают сложный период,...

    Обобщение опыта по теме: "ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО – НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ." Часть 2

    В наши дни вопросы социально-нравственного воспитания приобретают особо важное значение. Ребенок не рождается злым или добрым. Нравственные качества ему предстоит приобрести. В педагогической литерату...

    Обобщение опыта по теме: "ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО – НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ."

    Усилия воспитателя должны сосредотачиваться на умелом разрешении противоречий вместе с детьми и развитии у них в этом процессе нравственного чувства, сознания, привычек, нравственного поведения....

    Обобщение опыта по теме: "ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО – НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ."

    В старшем дошкольном возрасте у детей формируется боле гибкое отношение к выполнению правил, стремление понять их. Более того, старшие дошкольники уже начинают понимать неоднозначность применения одно...

    Обобщение опыта по теме: "ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО – НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ."

    ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ...

    Обобщение опыта по теме: "ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО – НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ."

    Параллельно осуществлялась работа с родителями, так как совместное осуществление задач нравственного воспитания - одно из условий достижения положительного результата. Известно, что профессиональная д...

    Обобщение опыта по теме: "ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО – НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ."

    Приложение. Конспекты занятий "Уроки этикета". Игровые ситуации. Беседы. Тренинги. Сочинение детьми историй....