Главные вкладки

    Обобщение опыта по теме: "ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО – НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ."
    учебно-методический материал (старшая группа) на тему

    Кисель Н.В.

    Усилия воспитателя должны сосредотачиваться на умелом разрешении противоречий вместе с детьми и развитии у них в этом процессе нравственного чувства, сознания, привычек, нравственного поведения.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

            образом организованный процесс совокупной деятельности детей и педагогов, в ходе которой во взаимодействии с воспитателем у воспитанников начинается становление личностной культуры. Дошкольное учреждение осуществляет эту цель и функции в своеобразном воспитательном процессе, существенно отличающемся от обучения по своим принципам. Важнейший из них - принцип гуманизации, который, являясь всеобщим, определяет специфику эмоционально-педагогического общения педагога с воспитанниками, выгодно отличается по признакам длительности этого общения, разнообразию его общекультурных педагогически ценностных возможностей.

    Нравственное воспитание – не заучивание моральных норм и бездумная отработка привычек поведения. Оно -  активный жизненный процесс отношений, взаимодействий, деятельности, общения и преодоления противоречий. Это процесс постоянных и систематических решений, выборов волевых усилий в пользу моральных норм, процесс самоопределения и самоуправления в соответствии с ними. Таким образом, педагогический процесс нравственного воспитания есть организация детей на преодоление и разрешение жизненных противоречий, проблем, выборов, конфликтов и столкновений. Усилия воспитателя должны сосредотачиваться на умелом разрешении противоречий вместе с детьми и развитии у них в этом процессе нравственного чувства, сознания, привычек, нравственного поведения.

    Классификация методов нравственного воспитания Б. Т Лихачева опирается на логику самого процесса нравственного воспитания и включает:

    • методы доверительного взаимодействия (уважение, педагогические требования, убеждение, обсуждение конфликтных ситуаций);

    • воспитательное воздействие (разъяснение, снятие напряжения, актуализация мечты, обращение к сознанию, чувству, воли, поступку).

    • организацию и самоорганизацию воспитательного коллектива в перспективе (игра, соревнования, единые требования) [29].

    В качестве методов, направленных на осознание ребенком смысла и справедливости моральных правил, исследователи предлагают: чтение литературы, в которой значение правил раскрывается путем воздействия на сознание и чувства дошкольника (Е.Ю. Демурова, Л.П. Стрелкова, А.М. Виноградова); беседы с использованием сравнения положительных и отрицательных образов персонажей (Л.П. Князева, Л.Ф. Островская); решение проблемных ситуаций (Р.С. Буре); обсуждение с детьми приемлемых и неприемлемых способов поведения по отношению к окружающим; рассматривание сюжетных картинок (А.Д. Кошелева); организацию игр-упражнений (С.А. Улитко)[6,10,11,18].

    В качестве средств социально-нравственного воспитания выступают:

    - ознакомление детей с разными сторонами социального окружения, общение с детьми и взрослыми;

    - организация деятельности детей - игры, труда и др.,

    - включение детей в предметно-практическую деятельность, организация коллективных творческих дел;

    - общение с природой;

    - художественные средства: народный фольклор, музыка, кино и диафильмы, художественная литература, изобразительное искусство и др.

    Таким образом, содержание образовательного процесса может меняться в зависимости от направления социально-нравственного воспитания (от формирования основ безопасности жизнедеятельности, социального и трудового воспитания до патриотического, гражданско-правового и духовно-нравственного). При этом своеобразие процесса социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста заключается в решающей роли среды и воспитания в развитии ребёнка, в отсутствии принципа взаимозаменяемости в процессе нравственного воспитания и гибкости воспитательных воздействий.

    В качестве результатов социально-нравственного воспитания дошкольников Н.В. Микляева выделяет:

    Социальные и нравственные чувства – переживания, связанные с удовлетворением или неудовлетворением стремлений ребенка соблюдать требования общественной жизни, следовать нравственным нормам (стыд, сочувствие и т.д.). Нравственные чувства «вырастают» из «социализированных эмоций» благодаря образцу поведения и соответствующим оценочным действиям воспитывающих взрослых.

    Социально-нравственная культура – степень восприятия личностью культуры общества, уровень познания людьми общечеловеческих гуманных норм и принципов морали, подчинение своего поведения этим требованиям, борьба за их утверждение в жизни. Включает освоенный личностью человеческий опыт.

    Социально-нравственные качества – постоянные качества личности, проявляющиеся во всех ситуациях, связанные со стремлением ребенка следовать нравственным нормам.

    Социально-нравственные ценности – ориентиры в поведении социальных групп, позволяющие оценить социальные явления, поступки людей, их представления о добре и зле с моральной стороны [31, C. 312].

    Нравственное воспитание имеет свои специфические цели. Они определяются господствующими общественными отношениями и духовными ценностями. Цель воспитания – формирование нравственно устойчивой цельной личности. Это определяет направление и организацию всего процесса нравственного воспитания.

    Специфика процесса нравственного воспитания обусловлена также и его содержанием – общественной моралью, необходимостью внедрения норм общественного нравственного сознания в индивидуальное сознание и поведение каждого ребенка. Сложность процесса нравственного воспитания в том, что его организация есть одновременно организация всей жизни детей, всей их деятельности и отношений, оно совершается и углубляется в процессе их нравственного осознанного осуществления.

    «Процесс нравственного воспитания только тогда эффективен, когда педагог имеет обратную информацию о действенности воспитательных влияний и учитывает эту информацию на каждом новом этапе своей педагогической деятельности. Такую информацию воспитатель получает только из жизни, из повседневного изучения практики отношений и деятельности в среде воспитуемых. Научно обоснованное отношение к процессу нравственного воспитания состоит в умении видеть, подчеркивать и эффективно использовать нравственный аспект любого вида детской деятельности, любого жизненного отношения. В этом случае педагог получает реальную возможность эффективного управления нравственным воспитанием, делает его органической частью целостного процесса воспитания детей» [38].

    Успех нравственного воспитания детей во многом зависит от характера субъективного нравственного пространства, в котором они живут. Это раскрывает моральный климат в коллективе. Воспитатель сводит до минимума стихийные влияния в зоне нравственного пространства и взаимодействия. Возникновение противоречий в жизненных отношениях ребят и внешним миром и между собой порождает напряженность переживаний, что проявляется в противодействиях, сопротивлению воспитанию, в скрытых и открытых конфликтах. Ошибочно рассматривать противоречивость в поведении и сознании старших дошкольников как явление случайное или только как результат недоработок в воспитании.

    Таким образом, рассмотрев теоретические аспекты социально-нравственного воспитания и формирования привычек нравственного поведения у детей дошкольного возраста, можно сделать вывод, что проблема формирования нравственных представлений у детей не нова и в этой области сделано немало открытий. Тем не менее, эта проблема усложняется и приобретает особую актуальность в связи с возникшими в последние полтора десятилетия в нашем обществе угрозами (ценностный вакуум, бездуховность, обусловленная отчуждением человека от культуры как способа сохранения и передачи ценностей), которые ведут к трансформации понимания добра и зла у подрастающего поколения и ставят общество перед опасностью моральной деградации.

    1.2. Особенности усвоения дошкольниками нравственных норм

    В детские годы закладывается фундамент нравственности. Формирование исходных свойств личности начинается на ранних этапах развития и происходит как внутренне противоречивый индивидуальный качествами по характеру генетических связей между фазами развития, функциями отчетливо обладают признаки духовности, нравственного сознания, гуманного отношения. Их развитие и эволюционное взаимодействие в реальном общении, в деятельности постепенно приводит к образованию нравственно-гуманных качеств и эмоционально-волевых свойств личности. Именно эти качества и свойства определяют базовую основу личности в период дошкольного детства и могут быть рассмотрены как нравственные способности, развертывание которых происходит в реальном поведении, протекающем в сфере общения, от первых контактов со взрослыми к системе отношений, в которую включен воспитанник ДОУ.

    Знание правил поведения и взаимоотношений облегчает ребенку процесс вхождения в мир себе подобных, в мир людей. Правила служат определенными опорами и ориентирами в человеческих взаимоотношениях.          С.А.Козлова и Т.А. Куликова считают, что «нравственная норма – это установленный порядок действий, отношений. В отличие от правила, которое имеет частный и более узкий смысл, нравственная норма носит более обобщенный характер, она характеризует общую направленность отношений и поведения и конкретизируется в правилах» [21, с.127].

            А.Н. Леонтьев, анализируя взаимодействия ребенка со средой и в первую очередь с социальным окружением, микросредой подчеркивал первостепенную роль усвоения ребенком «созданной человечеством культуры» в его психическом развитии, становлении его как личности [27].        Нравственное развитие ребенка происходит правильно лишь тогда, когда взрослые принимают во внимание возрастные взаимоотношения детей. Уже в раннем детстве ребенок способен усваивать элементы нравственного поведения «простейшие правила общения с окружающими. В два-три года малыши способны проявлять элементарные чувства отзывчивости, симпатии, привязанности, уважения ко всем  членам семьи, к сверстникам. Если его правильно воспитывают, он старается вести себя так, чтобы заслужит одобрение близких. Ребенок уже может понять определенные правила, которые необходимо выполнять во взаимодействии с людьми и предметами. Конечно, такое понимание ограничено рамками наглядного, практического мышления малыша. Понимание правила и нормы поведения основано на совместном опыте малыша, когда он наблюдает или ощущает на самом себе негативные последствия при нарушении правил и позитивные при соблюдении. Поэтому уже с раннего возраста взрослый должен мотивировать выдвигаемые требования, опираясь на конкретные жизненные ситуации, на опыте деятельности ребенка. Закрепляясь в сознании ребенка, такие оценки включаются в собственную реакцию, выражая его положительное или отрицательное отношение к себе и поступкам других. 

            В дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для усвоения нравственных норм, принятых в обществе. Дошкольник учится оценивать поступки с точки зрения норм морали, подчиняя свое поведение этим нормам, у него появляются этические переживания. Нравственное формирование дошкольника тесно связно с изменением характера его взаимоотношений со взрослыми и рождением у него на этой основе нравственных представлений и чувств, названных Л.С. Выготским внутренними этическими инстанциями.         Д.Б. Эльконин связывает возникновение этических инстанций с изменением взаимоотношений между взрослыми и детьми [12,53]

            В известной теории морального поведения Ж.Пиаже выделены два типа морали. По мнению ученого в раннем возрасте формируется «гетерономная мораль», а после десяти лет – «автономная». Гетерономная мораль   предполагает безусловное уважение авторитета. В детские годы родители пользуются безусловным авторитетом, и, соответственно правила, установленные родителями, признаются детьми как святые и неприкосновенные. Изучая возрастные проявления нравственности, Ж.Пиаже пришел к выводу о том, что в период от пяти до 12 лет представление ребенка о справедливости меняется от нравственного реализма к нравственному релятивизму. «Нравственный релятивизм – это твердое и непоколебимое понимание добра и зла, в котором понятие справедливости подтверждается авторитетом взрослого. Нравственный релятивизм основан на мысли о том, что каждый имеет равное право на справедливость и уважение» [ 44].

    Отечественные педагоги (Ф.С. Левин-Ширина, В.Г. Нечаева, В.А. Горбачева и др.) и психологи (В.С. Мухина, Е.О.Смирнова, С.Г. Якобсон и др.) доказали, что дети дошкольного возраста способны оценивать, не только правила, но и нормы поведения и взаимоотношений. При этом, конечно, действует фактор специфики возраста, который ограничивает, и объем правил и норм, и глубину их сознания.  Особое значение имеют правила для младших дошкольников. Правило, подкрепленное положительной оценкой взрослого, становится для ребенка единственно верным ориентиром поведения. Затем, действуя в соответствии с правилами, ребенок постепенно приучается оценивать поведение сверстников и свое поведение [44,56].  

            В младшем дошкольном возрасте продолжает формироваться у ребенка гуманное отношение к людям. Это выражается в сочувствии, сопереживании, доброте. В этом возрасте важно, чтобы социальный опыт ребенка пополнился множеством единичных положительных поступков. Ребенок еще не способен самостоятельно сделать обобщение, но, постепенно, благодаря оценкам взрослых начинает понимать, что такое хорошо и что такое плохо.

            В среднем дошкольном возрасте происходит постепенное осознание ребенком нравственных ценностей. Он уже способен к элементарному обобщению личного опыта, накопленного в младшем возрасте. Закрепляются представления положительного отношения к взрослым, детям, природе  С.А. Козлова отмечает: «Недоброжелательное отношение дошкольника чаще проявляется к сверстникам, чем к детям старшего или младшего возраста. Это происходит из-за того, что ребенок еще не владеет способами общения и совместной деятельности. И главная работа должна быть направлена именно на привлечение внимания детей к способам отношений, на обогащение их жизни ситуациями, требующими проявления доброжелательности к окружающим» [21, с.115].         

    В исследованиях В.Г.Нечаевой отмечается, что дети старшего дошкольного возраста придают большое значение нравственным качествам сверстников, начинают оценивать друг друга по поступкам, пытаются разобраться в мотивах дружбы. Старшие дошкольники проявляют постоянство, привязанность в дружбе. Они стремятся быть вместе в играх, на празднике и т.д., т.е. испытывают потребность постоянном общении и совместной деятельности. Детская отзывчивость проявляется в формах взаимопомощи, в действиях, направленных на совместное преодоление каких-либо затруднений, в моральной поддержке, в умении и желании делиться игрушками, сладостями [34].

    В период старшего дошкольного возраста понятия "можно" и "нельзя, "хорошо" и плохо", по мнению С.Г.Якобсон, Л.Ф. Островской, С.В.Петериной и других, воспринимаются уже осмысленно. В этот период у детей формируется ответственность за собственное поведение, организованность, чувство товарищества, доброжелательность, то есть те качества, которые помогут детям правильно вести себя в дальнейшем [33,35,37,38,56].

    На основе представлений о правилах у старших дошкольников формируются элементы морально-оценочного отношения к поступкам сверстников и к собственному поведению. Необходимость выполнения правил поведения старшие дошкольники начинают мотивировать желанием учесть интересы окружающих, стремлением сохранить доброжелательную обстановку. У детей складывается правильное отношение к нравственным качествам личности, углубляется понимание их содержания. С усилением действенности нравственных представлений дошкольника развиваются его эмоциональные отношения к другим людям.  


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Обобщение опыта по теме: "ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО – НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ."

    Сейчас основное внимание уделяется проблеме социально- нравственного развития дошкольников являющегося одним из компонентов ФГОС и это очень своевременно. Наш народ и страна переживают сложный период,...

    Обобщение опыта по теме: "ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО – НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ." Часть 2

    В наши дни вопросы социально-нравственного воспитания приобретают особо важное значение. Ребенок не рождается злым или добрым. Нравственные качества ему предстоит приобрести. В педагогической литерату...

    Обобщение опыта по теме: "ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО – НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ."

    В старшем дошкольном возрасте у детей формируется боле гибкое отношение к выполнению правил, стремление понять их. Более того, старшие дошкольники уже начинают понимать неоднозначность применения одно...

    Обобщение опыта по теме: "ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО – НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ."

    Важно, чтобы дети приобщались к нравственным нормам поведения. Чтобы эти отношения нашли отражение в детских играх, воспитатель должен сделать их предметом внимания и наблюдения детей, руководить проц...

    Обобщение опыта по теме: "ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО – НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ."

    ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ...

    Обобщение опыта по теме: "ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО – НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ."

    Параллельно осуществлялась работа с родителями, так как совместное осуществление задач нравственного воспитания - одно из условий достижения положительного результата. Известно, что профессиональная д...

    Обобщение опыта по теме: "ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО – НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ."

    Приложение. Конспекты занятий "Уроки этикета". Игровые ситуации. Беседы. Тренинги. Сочинение детьми историй....