Обобщение опыта по теме: "ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО – НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ."
учебно-методический материал (старшая группа) на тему

Кисель Н.В.

Приложение. Конспекты занятий "Уроки этикета". Игровые ситуации. Беседы. Тренинги. Сочинение детьми историй.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                          ПРИЛОЖЕНИЕ

Конспекты занятий «Уроки этикета»

Занятие 1.

(взяты из «Уроков добра» занятие 1-5)

Цель: раскрыть сущность полярных понятий: «добро» и «зло», показать, каким эмоциональным состоянием они соответствуют. Учить детей дифференцировать эмоциональный мир человека с помощью мимики, жестов, пантомимики.

  1. Занятие начинается со звучания веселой музыки, (В. Адигезалов «Мне очень весело»)
  • Детям предлагается определить ее характер и эмоции, которые они испытывали во время ее прослушивания.
  • Во время прослушивания музыки взрослый предлагает детям передать эмоциональное состояние соответствующее настроению музыкальному произведению: расслабиться, улыбнуться, подмигнуть.
  • Опишите настроение музыки (веселая, праздничная, ясная)
  • Что вы чувствовали, когда слушали эту музыку? (радость, веселье).

Взрослый отвечает, что настроение музыки, так же как и у человека бывает разным.

Детям предлагается послушать второй отрывок музыкального произведения, но противоположного характера – «сердитую»

Характер мимических движений меняется: дети сдвигают брови, хмурятся, смыкают губы.

  • Что вы чувствовали, когда слушали «сердитую» музыку?
  • Какая музыка вам больше понравилась. Почему?

2.Знакомство со сказочными персонажами.

  • В жизни каждого человека бывают случаи, когда в него поселяются драконы: гнев, обида, агрессивность, зависть. Эти чувства набрасываются на нас и держат в цепких лапах. Человек становится злым, сердитым, недовольным, он даже может причинять боль и неприятности другим. Вот такой случай произошел с одним из волшебников.

Игровая ситуация.

В гости к детям приходят два волшебника: добрый и злой, которые будут совершать самые разные превращения и поступки.

В качестве игровых атрибутов можно использовать банки из под чипсов с изображением доброго и злого выражения лица «волшебников».

        Дети определяют: какой волшебник добрый, а какой злой (по мимическим выражениям).

             ***

Я слабым помогать готов

Попавшим вдруг в беду.

Всегда приветлив и здоров

И правду говорю.

Не жадничаю никогда,

Жалею я других.

Ошибки всем прощу всегда,

Забуду я о них.

С улыбкой я всегда дружу,

Всегда гостям я рад.

Я дружбой верной дорожу,

Люблю я всех ребят.

                   ***

А я с улыбкой не дружу

И лишь обидам рад.

Я гневом, злостью дорожу,

Кусаю всех подряд.

Не пожелаю никогда,

Ни где и не кого.

Люблю на свете я всегда

Себя лишь одного.

Беседа о добрых и злых людях.

  • Кого называют добрым? Кого называют злым?
  • Как ведут себя добрые люди? А как ведут злые люди?
  • Какие слова говорят добрые люди?
  • Какие слова говорят злые люди?
  • Кого из своих родных или знакомых вы можете назвать добрыми людьми? Почему?
  • Приведите примеры из фильмов, мультфильмов злых героев «Почему они злые?»

        Просмотр фрагмента мультфильма «Приключение кота Леопольда»

(Доктор предлагает выпить коту таблетку озверина, чтобы  тот смог «усмирить» несносных мышат).

        Обсуждение просмотра мульфильма.

  • Что случилось с добрым котом Леопольдом?
  •  Как вел себя Леопольд во время действия озверина?
  • Почему доктор предложил ему выпить озверин?
  • Кто вам больше нравится в мультфильме: кот Леопольд или мышата? Почему?

Тренинг эмоций.

        Детям предлагается показать:

–     шаловливых мышат,

  • сердитых мышат,
  • веселых мышат,

По окончании тренинга взрослый подводит детей к выводу:

  • Каким лучше быть: добрым или злым?

Рисование на тему: Добрый и злой»

        Волшебники предлагают детям незаконченные рисунки, собственных портретов (пиктограммы) и просят детей помочь им их дорисовать. Во время рисования взрослый обращает внимание детей на передачу эмоционального состояния каждого из волшебников.

        По окончании рисования дети определят, кому из волшебников какой рисунок они подарят.

        В конце занятия добрый волшебник предлагает спеть песенку  В. Шаинского «Улыбка»

        От улыбки хмурый день светлей.

        От улыбки в небе радуга проснется.

        Поделись улыбкою своей и она к тебе

Не раз еще вернется

Припев:  И тогда, наверняка, вдруг запляшут облака

                И кузнечик запиликает на скрипке.

                С голубого ручейка начинается река,

                 Ну, а дружба начинается с улыбки.

Занятие 2. Хорошо ли быть злым?

Цель: Продолжить знакомство с полярными понятиями: добро–зло. Закреплять умение определять эмоциональное состояние близких людей, знакомых, побуждать к оказанию помощи.

Учить детей конструктивным способам снятия напряжения, связанного с переживанием злости.

  1. Взрослый предлагает детям показать свои рисунки с изображением настроения близких и попытаться объяснить, почему бывает иногда плохое настроение:
  • неприятности на работе, дома,
  • непослушание детей,
  • плохое самочувствие.

Взрослый выясняет в ходе беседы, как дети помогают взрослым улучшить их самочувствие. В знак поощрения добрый волшебник дарит детям Цветик–самоцветик.

  1. Игра «Цветик–самоцветик»

Для игры понадобится цветик–самоцветик, который можно сделать по-разному, главное, чтобы лепестки открывались (вынимались из цветка), а также красные и желтые фишки. Каждый, сорвав лепесток, может задумать одно заветное желание. Рассказать о нем другим можно только тогда, когда лепесток облетит весь свет. По очереди дети с лепестками кружатся с остальными:

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли,

Будь по-моему вели    

        Если загаданное желание связано с удовлетворением его личных потребностей – ребенок получает желтую фишку, если оно обобщенно имеет общественное значение – красную. Собрав в конце игры все фишки, можно определить уровень нравственного развития группы (но об этом детям не говорят). В конце игры взрослый предлагает обсудить, какие желания понравились всем детям и почему.

3.  В игру вмешивается злой волшебник и превращает детей сначала в  злых гиен, а затем в разъяренную медведицу.

Гневная гиена /М.И. Чистякова/

        Гиена стоит у одинокой пальмы (специально поставленный стул). В листьях пальмы прячется обезьянка. Гиена ждет, когда обезьянка обессилит от голода и жажды и прыгнет на землю. Тогда она ее съест. Гиена приходит в ярость, если кто-нибудь приближается к пальме, желая помочь

обезьянке.

Я страшная Гиена,

Я гневная Гиена,

От гнева на моих губах

Всегда вскипает пена.

        Выразительные движения:  Усиленная жестикуляция. Мимика: Сдвинутые брови, сморщенный нос, оттопыренные губы.

(По окончании игры дети меняются ролями).

Разъяренная медведица.

        На лесной полянке мальчик увидел маленького медвежонка. Медвежонок подбежал к мальчику и стал хватать его за ноги передними лапами, как бы приглашая поиграть с ним. Медвежонок был смешным и веселым. Почему бы с таким пушистым несмышленышем и не поиграть? Вдруг послышалось какое-то громкое урчание, и мальчик увидел, что на  него, поднявшись на задние лапы, идет медведица. Мальчик побежал к большому дереву влез на него. Медведица не полезла на дерево за мальчиком, а стала яростно царапать ствол когтями, рычать, злобно  глядя на мальчика.  Вдруг где-то далеко заскулил медвежонок. Медведица оставила дерево и побежала выручать медвежонка теперь уже из настоящей беды. Мальчик еще немного посидел на дереве, потом спустился и побежал домой.

        Выразительные движения. Ярость: сдвинутые брови, оттопыренные губы, сморщенный нос, рычание, тело дрожит, усиленная жестикуляция.

        На помощь детям приходит добрый волшебник, который «расколдовывает» детей.

Беседа с детьми.

  • Что вы чувствовали, когда были обезьянками? Мальчиком, убегающим от медведицы?
  • Что вы чувствовали, когда были страшными гиенами, злобными медведицами?
  • Что вам хотелось сделать?

4. Упражнение «Придумывание историй»

        Взрослый предлагает детям выбрать  и описать того героя, который, по его мнению может помочь решить проблему (помочь гиене и медведице стать добрыми). Ребенок может выбрать любого персонажа мультфильма, кинофильма, книги. Взрослый может напомнить сюжет фильма или книги, в котором его любимый герой был в затруднительном положении.

Например, в сказке «Спящая красавица» на помощь принцессе, которую заколдовала злая фея, пришли сразу три добрых феи.

  • Хорошо, когда в жизни есть кто–то, кто может прийти на помощь.
  • Подумайте, кто из ваших любимых героев мог бы помочь злой гиене и разъяренной медведице стать добрыми.
  • Придумайте интересную, волшебную историю.

По окончании беседы взрослый подводит детей к обобщению:

  • Как можно назвать взрослых людей, детей, героев сказок, фильмов, мультфильмов, которые приходят на помощь другим? (добрыми, сердечными).

5. Чтение отрывка из сказки «Заяц, лиса и петух».

     После чтения диалога: Кто с кем разговаривает? Из какой сказки эти герои?

  • Что, зайчик, плачешь?
  • Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы ледяная. Попросилась она ночевать, да меня и выгнала.
  • Пойдем, я твоему горю помогу.
  • Нет, бык, не поможешь. Собака гнала – не выгнала, медведь гнал – не выгнал,  и не тебе не выгнать.
  • Нет, выгоню!

Вопросы:  Кто помог зайчику?

                  Как помог петух зайчику?

                   Кого вам в сказке жалко? Почему?

Предложить детям обыграть данный отрывок.

6. Волшебники предлагают детям игру «Кляксы».

Детям предлагаются цветные кляксы: у доброго волшебника в кляксах преобладают светлые, яркие цвета, а у злого – темные, грязные. Задача детей – увидеть с помощью рамки и вырезать изображение, напоминающего злого или доброго персонажа, героя.

7. В конце занятия дети со взрослыми слушают  песню: В. Шаинского «По секрету».

Занятие  № 3.        Поговорим  о  доброте.

Цель:        Обобщать представления детей о доброте и эмоциональных состояниях, которые соответствуют этому понятию. Вызвать у детей стремление совершать добрые поступки. Учить передавать эмоциональное состояние человека с помощью мимики, речи, рисунка, формировать позитивный образ “Я”.

        1. Взрослый предлагает поиграть в игру: “Угадай настроение по рисунку”. Для этого дети выставляют свои рисунки с изображением девочки, которая, нашла свой бантик и мальчика, рассерженного на своего друга.

Вопросы:        

1. Какое настроение у мальчика?

                2.  Похож ли он на рассерженного?

                3.  А как вы догадались, что он сердит?

                4.  Какое настроение у девочки?

                5.  Почему у девочки хорошее настроение?

                6.  А как вы определили, что у девочки веселое настроение?

                7.  А как чувствуете себя вы?

2.  Упражнение “Помоги волшебнику”.

        Взрослый обращает внимание на то, что злой волшебник попал в трудную ситуацию, и ему нужно помочь. Сегодня волшебник прочитал два стихотворения, которые детям хорошо знакомы, они об игрушках, с которыми он любит иногда играть.

        

1. Зайку бросила хозяйка,

Под дождем остался Зайка,

Со скамейки слезть не мог.

Весь до ниточки промок.

2.  Уронили Мишку на      пол,

Оторвали Мишке лапу

Все равно его не брошу,

Потому что он хороший.

                                                (А. Барто)

                У волшебника есть фотографии трех девочек. Он хотел разобраться, какая из девочек бросила Зайку, какая оторвала лапу Мишке, а какая очень жалеет и Мишку и Зайку:

        – Как же я могу узнать, ведь здесь не нарисовано, что они делают!

        Взрослый предлагает рассмотреть фотографии девочек и помочь волшебнику.

(Демонстрация трех картинок девочек с разным выражением лица: злым, равнодушным и добрым.– Посмотрите, какая вот эта девочка?

        Равнодушная,  безразличная. Какое у нее лицо? Что сделала эта девочка?  (Иллюстрации см. приложение)        

Дети сопоставляют выражение лиц девочек  с их поступками.

        Начала играть с Зайчиком в саду, но быстро про него забыла и оставила под дождем. А эта девочка любит драться, обижать других, она оторвала Мишке лапу и бросила его тут же на пол.

        А эта девочка добрая, всех жалеет.

        Упражнение  “Выручи из беды”.

        Взрослый предлагает детям подумать о том, как бы они выручили из беды Зайку и Мишку.

Дети сочиняют истории, которые обыгрываются с помощью игрушек.  Взрослый обращает внимание на выражение  лица злого волшебника: оно изменилось и стало добром (меняется фигурка с изображением злого лица на доброе).

Волшебник благодарит детей за то, что они выручили из беды его любмые игрушки и он тоже им хочет сделать приятное.

Звучит сказочная музыка.

                        

Волшебник дарит детям  Сказку о птицах 

Давно-давно, в стародавние времена в Вековечном Лесу жили птицы. Было их видимо-невидимо. В каждом дупле, на каждой ветке сказочных деревьев и кустов они сидели и пели. А деревьев в том лесу было неисчислимое множество. Удивительно красивые песни распевали лесные птахи: звон, свист, трели, гомон стояли в Вековечном Лесу. И казалось, что жить бы птицам, да радоваться. Но не тут-то было... Грусть-печаль поселилась в этом лесу потому, что все птицы — и дрозды, и снегири, и зяблики, и сороки — все были черного-пречерного цвета. Захаживали в Вековечный Лес и дети по грибы да ягоды, и странники проходили своей дорогой. Слушали они разноголосый хор лесных птиц, но отличить их друг от друга не могли. Вот почему в Вековечном Лесу поселилась грусть-печаль. Ведь здорово, когда кто-то на других не похож! Наскучило так жить птицам, и обратились однажды они к самому главному правителю жизни на Земле — мудрому Солнцу: «О, великий Логос! Помоги нам! Сделай нашу жизнь радостной!* Выслушало Солнце птичьи просьбы и повелело своей помощнице радостной Радуге спуститься в Вековечный Лес, разобраться и навести там порядок, потому что без Радости — какая жизнь?!

Когда красавица Радуга появилась в лесу в своем семицветном плаще из солнечных струек, птицы замерли в немом изумлении. А Радуга сказала: «Я помогу вам!» Птицы несказанно обрадовались и сразу все слетелись к волшебнице. Радуга сняла свой волшебный плащ, дотронулась до него волшебной палочкой и сказала: «Пусть эти солнечные струи, несущие в себе все краски, разукрасят ваши крылья в ваш любимый цвет!» И в тот же миг плащ рассыпался на тысячи крохотных разноцветных капель. И пролился дождь на собравшихся птиц.

        Вот с тех пор и радуются птицы своему разноцветному оперению, потому что подарила Радуга: снегирям – красные перышки, горихвосткам да зябликам – оранжевые, щеглам да иволгам – желтые, зеленушкам – зеленые, а зимородкам – голубые, сойкам – синие, голубям и горлицам – фиолетовые перышки. И стало в Вековечном Лесу жить птицам еще лучше, потому что там поселилась Радость. Вот такая сказка…

По окончании сказки  волшебник говорит детям:

        – Я сам того не заметил, как в моей душе поселилась Радость. Спасибо вам, ребята, за то, что вы помогли мне избавиться от злости. Если вдруг я буду злиться, то постараюсь избавиться поскорее от злости. Я запомнил несколько хороших способов:

        *  станцевать буйный танец;

        *  потопать ногами;

        *  рассказать о свих переживаниях.

        – Но сейчас я могу поделиться радостью:

        *  У меня теперь много друзей, – это вы, ребята. Вы такие добрые!

Взрослый знакомит детей и волшебников с народной мудростью:

        “Добрый человек добру учит”.

        Чтение рассказа Л.Н. Толстого:  “Старик  сажал  яблони”

        Старик сажал яблони: Ему сказали:

        – Зачем тебе эти яблони? Долго ждать с этих яблонь плода, и ты съешь с них яблочки. Старик сказал:

        – Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут.

По окончании рассказа взрослый обращается к детям с вопросами:

        – Как можно назвать поступок старика? (добрым, доброжелательным, сердечным).

        – Какие добрые дела вы делали другим людям?

        – Что чувствовали люди, которым вы делали добро? (радость, умиление, восторг, счастье и т.п.).

Взрослый подводит детей к понятию “Добро”,  «Доброта» – это отзывчивость, дружеское отношение к людям, это все хорошее и полезное.

        – С чем можно сравнить добро?

        С солнцем, весенней радугой, яркими, красивыми цветами, мамой.

Волшебники обращают внимание на общее настроение группы: они очень хороши, радостное и предлагают повеселиться вместе.

Игра “Чунга –чанга”

        Путешественник пристал на своем корабле к острову, где все радостны и беззаботны. Едва он сошел на берег, как его окружили жители чудесного острова – маленькие чернокожие дети. и на мальчиках и на девочках были надеты одинаковые пестрые юбочки, на руках у них звенели браслеты с колокольчиками, в ушах у всех были круглые серьги, на шее бусы, в волосах красивые перья.

        С веселой улыбкой они пританцовывали под музыку В. Шаинского “Чунга–Чанга” вокруг путешественника и напевают:

        Чудо –остров, чудо–остров,

                Жить на нем легко и просто,

                Жить на нем легко и просто,

                Чунга–Чанга!

Упражнение  “Рисуем музыку”

Детям предлагается послушать спокойную,  мягкую музыку и нарисовать ее.

                Вальс Д. Кобалевский. (ноты в приложении)

        Волшебники на память дарят тарелочку с яблочком, которые будут детям помогать в трудных ситуациях и знакомить с новыми друзьями, неожиданностями.

 

Занятие № 4.

Цель:  Развивать эмоциональное переживание дружелюбия.

     Учить выражать переживаемое эмоциональное состояние в поведении.

     Развивать положительную самооценку.

                                    Х о д.

        1. Взрослый на дне волшебной тарелочки обнаруживает варежку (можно использовать иллюстрацию). Волшебное яблочко говорит, что эту варежку потеряла одна девочка.

                Просмотр  мультфильма  “Варежка”.

                         (краткое  содержание).

        Девочка Маша очень хотела себе завести собачку. Выйдя на улицу, она увидела как ее друзья играли со своими животными. Маша попросила у своей подружки немного поиграть с ее щенком. Когда она его привела домой, то мама не разрешала ей оставить щенка. Отдав щенка Маша загрустила и не заметила как на снег у нее выпала варежка, которая вдруг превратилась в щенка. Маша очень обрадовалась своему новому другу – щенку.

                        

                                      Беседа  по  содержанию.

        1. О чем мечтала девочка Маша?

        2. Почему мама не разрешала оставить в квартире щенка?

        3. Почему маша загрустила, когда ей пришлось вернуть подруге щенка?

        4. Какое чудо произошло в мультфильме?

        5. Как чувствовала себя Маша, когда вместо варежки увидела маленького щенка?

        6. Как вы думаете, почему говорят: “Собака друг человека”. (Собака охраняет дом человека спасает от беды). Она никогда не бросает своего хозяина.

                4. Чтение  стихотворения.

                        Утешение

        Меня с утра до вечера

        Ругали все вокруг.

        А пес ко мне доверчиво

        Прижался – верный друг

        Вздохнул. И замер  под рукой.

        и не такой уж я плохой!

                                        В. Азбукин.

        1.  Что чувствовал мальчик? (обиду)  Почему?

        2.  Кто утешил ребенка?  (пес)

        3.  Как можно назвать в этом случае собаку? (настоящим верным другом).

        

         – Всегда ли мы правильно обращаемся со своими друзьями – животными.

        Выслушав ответы детей, взрослый предлагает детям послушать рассказ:

                        Самое  страшное

        Вова рос крепким и сильным мальчиком. Все боялись его. Да и как не бояться такого! Товарищей он бил. В девочек из рогатки стрелял. Взрослым рожи строил. Собаке Пушку на хвост наступил. Коту Мурзею усы выдергивал. Колючего ежика под шкаф загонял. Даже своей бабушке грубил.

        Никого не боялся Вова. Ничего ему страшно не было.

        И этим он очень гордился. Гордился, да недолго.

                        Тренинг  эмоций.

        – Давайте покажем, каким был Вова (Дети должны с помощью жестов, мимики и пантомимики (движений) передать эмоциональное состояние героя (гнев, злость, жестокость).

        – Как вы думаете, что произошло дальше?

        6.  Сочинение  детьми  историей.

        По окончании детских рассказов взрослый предлагает послушать, как этот рассказ закончил писатель Е. Пермяк:

        Настал такой день, когда мальчики не захотели с ним играть. Оставили его – и все. Он к девочкам побежал. Но и девочки, даже самые добрые, тоже от него отвернулись.

        Кинулся тогда Вова к Пушку, а тот на улицу убежал. Хотел Вова с котом Мурзеем поиграть а кот на шкаф забрался и недобрыми зелеными глазами на мальчика смотрит. Сердится.

        Решил Вова из–под шкафа ежика выманить. Куда там! Ежик давно в другой дом жить перебрался.

        Подошел было Вова к бабушке. Обиженная бабушка даже глаз не подняла на внука. Сидит старенькая в уголке, чулок вяжет да слезинки утирает.

        Наступило самое страшное из самого страшного, какое только бывает на свете: Вова остался один. Один – одинешенек!

                                                                                Е. Пермяк

        – Почему мальчик остался один?

        Взрослый обобщает ответы детей.

        – Мальчик рос сильным, но злым: он обижал своих друзей, причинял им боль, смеялся над взрослыми, жестоко обращался с животными.

        Взрослый предлагает детям составить правила обращения с животными и соблюдать их:

        – животных нужно любить;

        – ухаживать за ними;

        – вовремя кормить. выводить на прогулку играть;

        – нельзя мучить, причиняя боль, пинать ногами, злить.

        7.  Рисование на тему: “Мой верный друг – собака”.

        Детям предлагается контурное изображение собаки (с помощью точек). Соединив по порядку точки, дети получат изображение собаки. Получившей контур взрослый предлагает раскрасить так, чтобы получилась добрая или веселая, смешная или грустная собака.

        Во время рисования звучит песня В. Шаинского “Пропала собака”.

                                                   

Занятие  №5

Цель:        Продолжать учить детей управлять своими эмоциями в конфликтных ситуациях, знакомить со способами разрешения конфликта, снятия напряжения.

Формировать осознанное отношение к социальным нормам поведения.

Закреплять навыки доброжелательного поведения в повседневной жизни.

        1. В гости к детям приходит мальчик Антошка и просит ему помочь разобраться, в том за что он был наказан.

        Чтение стихотворения

               “Доброта”                         (Р. Сеф)

         Вчера решил я

        Добрым быть,

        Всех уважать

        И всех любить.

        Подарил я

        Свете мячик,

        Подарил я

        Пете мячик,

        Коле отдал обезьянку,

               Мишку,

        Зайца

        И собачек.

        Шапку,

        Варежки

        И шкаф

        Подарил

        Я Гале...

        И вот за доброту мою

        Меня же наказали.

 

        Вопросы  для  дискуссии:

        1. За что был наказан Антоша!

        2. Правильно ли поступили взрослые?

        3. Что значит быть добрым?

        Выслушав ответы детей, взрослый обращает внимание детей на обобщенное содержание конкретных норм.

        – Добрый – это  и тот, кто помогает взрослым, не обижает младших, защищает слабых.

  1. Рассматривание  иллюстрации.

                                               

        Детям предлагается подумать, что произошло?  (ссора:)

        – Кто обидел  маленького мальчика?

        – Как вы догадались, что большой и сильный мальчишка обидел маленького мальчика?

        – Какие слова и как мог произнести обидчик?

        –  Кто защитил маленького мальчика?

        – Как можно назвать его поступок?

        В конце взрослый знакомит с новыми правилами дружелюбного общения:

        1. “Слабого всегда выручай”

        2. “Стыдно обижать маленьких и слабых”

        3.  Тренинг  эмоций.

        Детям предлагается фразы типа “Иди сюда!”,  “Не мешай мне” и т.п.  произнести:

        1. Грубо, со злостью, громко.

        2. Вежливо. спокойно.

        Вопросы к детям:

        – Что вы ощущали. когда к вам обращались грубо? (вежливо)

        – Что вам хотелось сделать, когда к вам обращались грубо? (Вежливо)

        –   Бывали ли у вас случаи, когда вы разговаривали с кем–нибудь грубо, со злостью? Почему?

        – Что вы чувствовали в это время?

        – К чему может привести грубость7 (к ссоре)

        4.  Упражнение:  Добрый – злой.

        Детям предлагается рассмотреть иллюстрации сказочных персонажей и определить:

        –  Кто из них добрый, а кто злой?

        –  Как вы об этом догадались?

        –  Чье изображение вам больше понравилось?  Почему?

             

                   5. Игра  “По  кочкам”        Антошка предлагает поиграть в капризных лягушек.

                “По  кочкам”

        Подушки раскладываются на полу на расстоянии, которое можно преодолеть в прыжке с некоторым усилием. Играющие – лягушки, живущие на болоте. Вместе на одной кочке капризным  “лягушкам” тесно. Они запрыгивают на подушки соседей и квакают: “Ква–ква, подвинься!” Если двум лягушкам тесно на одной подушке, то одна из них прыгает дальше или сталкивает в “болото” соседку, и та ищет себе новую кочку.

        ЗАМЕЧАНИЕ:  Взрослый тоже прыгает по кочкам. Если между “лягушками” дело доходит до серьезного конфликта, он подскакивает и помогает найти выход.

        Перед началом игры взрослый с детьми может поупражняться в интонационном произношении фразы  “Ква–ква, подвинься!”

        6. Рисование   “Дорисуй  картинку”

        Антошка предлагает детям дорисовать картинку, работу над которой он не успел завершить.

        Задача детей – увидеть в штрихах  образ и дорисовать его.

   

 

Упражнение  “Танец”

        По окончании рисования взрослый Антошке предлагает рассказать о своей картинке с помощью танца.

        Задача ребенка – выразить в танце созданный в рисунке образ.

        (Для фона рекомендуется использовать любую подвижную музыку но без текста).

Занятия 6-8 ( автор- Г.Н.  Жучкова)

Занятие 6. Грубость и драка

Задачи

1. Развивать у детей фантазию, чувства, учить контролировать мышечные ощущения, чтобы уметь менять характер движений.

2. Формировать у детей понятия о моральных представлениях, учить выразительному изображению чувств.

3. Учить отображать отрицательные и положительные черты характера героев.

4. Обучать детей слышать сигнал, контролировать эмоции в игре.

Л". Чайковский. Утренние размышления. Из сб. «Детский альбом». Аудиозапись радостной музыки, спокойной музыки. И. Гайдн. Рондо (или „ П. Чайковский. Полька. Из сб. «Детский альбом» ). ,,

1. Педагог. Какая звучит музыка? Какие чувства вызывает эта музыка? Отчего вам бывает грустно? Что вы делаете, когда вам грустно? И т.д.

-Стоит ли плакать, капризничать, ломать игрушки, от этого разве будет веселее?

- А что можно сделать, чтобы изменить настроение? Чем можно заняться? (Выслушать предложения детей, из них можно выбрать игры для следующих занятий.)

(Педагог предлагает поиграть с котенком. Можно покатать мяч, попрыгать, подергать бантик, спрятаться от котенка. Потом самим играть, как котенок — бегать за мячом, набрасываться на бантик, бумажку, бегать за своим хвостом.

Затем педагог предлагает поиграть с игрушками (машиной, куклой), почитать книгу, порисовать, полепить и т.д.

Дети изображают, а педагог старается определить, во что играют дети.)

2. Педагог. Давайте поиграем. Я буду рассказывать сказку о зайке и барсучке, а кто-нибудь из вас станет показывать, что делали зверята. Кто будет зайкой? Кто барсучком? А вы, ребята, изображайте деревья, кусты, цветы. (Дети садятся на пол свободно, кто как хочет.)

Жили-были в лесу зайка и барсучок.

Вот однажды пошел зайка погулять. Увидел цветок, остановился, понюхал его. Идет дальше. Смотрит, что это под листочками... Ой! Ура! Гриб! Положил его в кармашек и подумал, может быть, белочке пригодится, она ведь собирает грибы на зиму. Идет дальше, шишку нашел, да с семенами. Повесил на веточку — птицам пригодится. А это что такое? Ну-ка? Ягодка, да какая спелая, ее можно съесть, Ах, вкусно!

А вот по лесу идет барсучок. Увидел цветок, вот еще мешает здесь — затоптал его... Пошел дальше. Ну-ка, что это такое? А, грибок... Ногой ударил его, как мячик. Ух, полетел! Вот так! А это что? Шишка... замахнулся, бросил ее далеко... Вот это да!

Так по лесу прошлись-прогулялись зайка и барсучок. Что вы скажете об этой прогулке? Подумайте! Кто из зверей друг белкам и птицам? Почему?

Барсук ведь никого не обидел! Он только сбил гриб, бросил шишку, сломал цветок и все...

3. Педагог. Сыграем сказку, как драчливые петушки обижали друг друга.

Жили-были два петушка. Оба были красивые. Перышки разноцветные. Гребешки высокие. Масляные бородушки. Голоса звонкие. Как выходит один петушок погулять, так идет важно, голова кверху. Всем хочет показать, какой он красавец. А навстречу ему другой петушок идет, никого не замечает. Вдруг увидели петушки друг друга. И бросились драться. (Дети сцепляют за спиной пальцы рук, прыгают на одной ноге и толкают друг друга движениями плеч.) А звери, птицы вокруг стоят, удивляются. Как их разнять? Как помирить? (Ответы детей.)

А хорошо ли драться? Почему? Как защитить себя? (Ответы детей.)

Подкралась к петушкам лиса и думает: «Проучу драчунов, схвачу за крылышки и унесу к себе в лес». Только она приготовилась прыгнуть, как заметили ее петушки, крыльями захлопали, закричали громко. Напугали лисицу. Поняли петушки, что когда они вместе, им лиса не страшна, и перестали ссориться и драться.

4. Подвижная игра «Лиса и петушки» (ловишки). (Дети выбирают водящего, который по сигналу ловит тех, кто не успевает найти себе пару.)

5. Педагог. Пошел дождь. Все звери и птицы спрятались в домики. Устроились поудобнее и слушают музыку дождя.

Д. Христов. Золотые капельки.

Занятие 7. Сережа и щенок

Задачи.

1. Учить детей передавать задуманный образ движениями.

2. Учить детей анализировать поступки героев, преодолевать двигательный автоматизм.

3. Дать детям представление, что «хороших» и «плохих» детей не бывает, а бывают разные поступки.

4.  Формировать желание участвовать в коллективных играх.

Конспект занятия

1. Педагог. Вы любите играть с машинами? А как можно с ними играть? Какие бывают машины (большие, средние, маленькие; разного цвета; специального назначения: грузовые, легковые, такси, скорая помощь, пожарная машина и др.). Сейчас каждый из вас может превратиться в любую машину. А я попробую догадаться, в какую именно машину вы превратились. Можно изобразить даже модель, марку машины. Передайте в движении ее характер.

Любая веселая музыка.        

2. Педагог. Сейчас сыграем историю про Сережу, который очень любит машины.

Сережа вышел во двор с красивой машиной. Ребята подбежали к нему. Не успели ему даже слова сказать, как Сережа жестом дал понять — это мое! Никому не дам! (Дети изображают все, что говорит ведущий.)

Дальше пошел Сережа, сел в песочницу, рядом поставил машину и стал строить из песка гараж. (Дети строят.) Повернулся — нет машины. Где?! Где?! Я только что ее поставил! Стал искать. Ой, да она песком засыпана. Успокоился. А это что такое? Это не моя игрушка! Я трогать не буду. Но почему же так грустно? Почему?

Ребята, а почему Сереже стало грустно? (Ответы детей.) Наверное, дети обиделись? (Ответы детей.) А что же делать? (Лучше выбрать детский вариант ответа.)

Пошел Сережа к ребятам, а они играют. Как вы думаете, ребята возьмут Сережу играть? (Ответы детей. Игра «Противоположные движения».)

Русская народная музыка.

3. Педагог. А вот другая история про Сережу. Во дворе его дома жил щенок. Однажды щенок вышел из подвала на улицу. О, что это? — удивился щенок.

 — Почему все кругом белое? Щенок попробовал языком, пожевал. Ничего! Еще попробовал... Фу, вода... А вот поиграть можно, следы остаются... еще пробежал... понюхал.

Вдруг со двора прибежали мальчишки. Они налепили снежков и... стали бросать в щенка. Как страшно, больно, обидно... Щенок заскулил, забился в кусты, спрятался. Но что это? Опять шаги? Испугался щенок: кто-то опять идет. Что будет?

Это Сережа вышел на улицу, увидел щенка, взял его на руки, согрел, понес в подъезд, дал молока. Щенок согрелся и... уснул на руках.

Что испытал, почувствовал щенок, когда в него бросали снежки?

Что можно сказать о мальчиках, которые бросали снежки в щенка?

Как вы себя ведете, если видите щенка, котенка?

А когда щенку стало хорошо? Почему?

4. Педагог. Сережа и щенок стали друзьями. Они любили играть в разные игры. Особенно им нравилась игра «Иголочка и ниточка». Давайте посмотрим, как они играют в нее. (Сначала участвуют два ребенка. Дети становятся друг за другом. Первый — иголочка. Он бегает, меняя направление. Второй — ниточка, бежит за ним, стараясь не отставать.)

Педагог. За игрой Сережи со щенком наблюдали дети. Им тоже хотелось так поиграть. Но они помнили, что Сережа чаще играет один. Надо спросить Сережу, хочет ли он играть с ними? Пустит ли в свою игру? Как же его спросить? А что ответит Сережа? Пригласит в игру? Конечно! Вместе играть веселей! (Дети играют все вместе в игру «Иголочка и ниточка».)

5. Педагог. Пока дети играли, стемнело. Во дворе дворник дядя Миша из сухих веток разжег костер. Дети вежливо попросились (как?) посидеть около костра, посмотреть на огонь. Дядя Миша разрешил. Все устроились поудобнее и стали наблюдать за ярким пламенем.

(Дети садятся в круг. В середине свеча. Сидят спокойно, тихонько переговариваются, затем все вместе гасят свечу.)

Спокойная музыка.

Занятие 8. Красная шапочка

Задачи

1. Учить детей передавать в движении характер сказочных персонажей.

2. Закреплять навыки совместных действий при разыгрывании общей истории.

3. Дать детям понятие доброты.

Конспект занятия

1. Педагог. Ребята, послушайте музыку. И. Асеев. Красная Шапочка и Серый Волк.

Это музыка рисует образы Красной Шапочки и Серого Волка, помогает вам их представить. Какая музыка у Красной Шапочки? (Ответ.) А у Волка? (...) Значит, Волк страшный, злой. А хотите сыграть эту сказку? Как начинается сказка?

2. Педагог. Пошла Красная Шапочка в лес. (Дети сопровождают рассказ игрой.) Любой вальс.

Только вошла девочка в лес, как сквозь листья и ветки деревьев ей навстречу брызнули солнечные зайчики, они танцевали на ее платье, руках, на цветах. Так лучики солнца приветствовали Красную Шапочку. (Дети танцуют, импровизируя.)

Ф. Шуберт. Скерцо.

Но вот за кустами мелькнул рыжий хвост. Кто это?.. Да, рыжая плутовка не хочет попадаться на глаза, она перебегает от куста к кусту, от дерева к дереву, осторожно выглядывая из укромного местечка. Послушайте, как звучит музыка когда лиса бежит, и когда она притаилась. А как Красная Шапочка стала прятаться от лисы? Девочка ведь по-другому прячется. Интересно, лиса потеряет из виду Красную Шапочку? Вот это будет смешно. (Дети под музыку прячутся.)

Но что это? Два бельчонка ссорятся. Один сидит на дереве, другой — внизу и друг друга дразнят. (Дети встают парами, один приседает, и они дразнятся — кто рожицы строит, кто язык показывает...) Ай-ай-ай! Не стыдно? Бельчата перестали дразниться и ускакали вверх на дерево.

Сколько цветов! Земляники! Надо бабушке собрать немного ягод. Стала девочка ягоды собирать да песни напевать. (Дети собирают ягоды.)

Любая спокойная музыка.

Но что это? Что случилось? Зайчонок плачет? А почему он плачет? Подумайте и передайте в движении. Я постараюсь определить, что случилось с зайчонком. (Дети показывают.)

Пора Красной Шапочке посидеть, отдохнуть.

3. Педагог. Почему Красную Шапочку в деревне все любили? (Следующий вопрос составляется на основе ответов детей.)

Что такое доброта? Кого вы назовете добрым? Почему вы думаете, что девочка внимательная? В чем проявляется ее внимание? Зачем Красная Шапочка пошла к бабушке? А почему надо ходить к больному? Обязательно ли нести подарок, когда кого-нибудь навещаешь? Может быть можно зайти просто так?

Отдохнула Красная Шапочка и пошла дальше. То птице помашет, то цветок поднимет, то муравья с дороги уберет, то с ежами поговорит. Хорошо в лесу.

Вдруг из-за куста вышел огромный Серый Волк. Как могут лесные звери и птицы помешать Волку и дать возможность Красной Шапочке добежать до бабушки? (Первые предложения бывают агрессивными. Педагог может сказать, что птицы, зайцы, ежи ведут себя хуже Волка. Только тогда предложения становятся мягче. Варианты ответов из практики: «Ежи подкатились под ноги Волку, и он остановился», «Птицы летали перед носом Волка, и он не видел, куда бежать», «Медведь предложил провести матч по боксу» и т.д.

Ответу на этот вопрос стоит посвятить отдельное занятие. На следующем занятии вопрос следует поставить иначе.)

Звери задержали Волка в лесу, и тут пришли дровосеки. Как они поступили? (Ответы тоже агрессивные. После возражения, что дровосеков надо бояться в лесу, как и волка, предложения становятся другими: «Волка отвезти в зоопарк», «Прогнать в другой лес», «Волка приручить, чтобы он сторожил дом».). Педагог. Звери обрадовались, что Красная Шапочка добралась до бабушки и что Волк не будет больше обижать зверей, и стали играть.

Русская народная музыка.

Игра называется «Пожалуйста». Давайте встанем в круг. Вы будете показывать движения только в том случае, если я скажу «пожалуйста».

(Примерные движения: «зайцы умываются», «лиса подслушивает», «медведь ест мед», «еж свернулся в клубок» и т.д. Тот, кто ошибся, выходит на середину и выполняет задание, которое предложат дети.)

5. Педагог. Очень трудный день был у Красной Шапочки. Она устала, легла (дети ложатся на пол) и быстро заснула. Во сне она увидела выздоровевшую улыбающуюся бабушку, ласковую маму. Лес поет ей свою колыбельную, тихо шелестя листьями. Птицы и звери живут в мире и согласии, Волк никого не обижает. Сон был прекрасный.


Конспект занятия в старшей группе

 «Мои друзья»

Программное содержание.

  Закрепить понятие «друзья», учить понимать значение слов «знакомые», «друзья»; учить ценить дружбу, беречь её; воспитывать чувство взаимовыручки. Прививать любовь, бережное отношение ко всему живому (растениям, птицам, животным). Учить сдерживать себя и прислушиваться к мнению других; согласовывать свои действия с действиями партнёра при выполнении работы вдвоём.

Материал.

  Иллюстрации с изображением разных ситуаций; книги-сказки, жёлтые карандаши на каждого, один квадратный лист на двоих.

Ход занятия.

 Дети сидят по кругу.

Воспитатель. Ребята, давайте все вместе споём хорошую песню о дружбе.

Дружба крепкая не сломается,

Не расклеится от дождей и вьюг.

Друг в беде не бросит, лишнего не спросит –

Вот что значит настоящий верный друг.

  Ребята, о чём мы пели песню? Скажи, Сева. Правильно, о дружбе, о друге. Что такое дружба? Кто нам расскажет? Пожалуйста, Олег.

Ребёнок. Это когда дети играют вместе, делятся игрушками друг с другом, не обижаются друг на друга. Другу можно доверить тайну. Можно поделиться секретом. На друга можно положиться в трудную минуту.

Воспитатель. А у нас в группе дети умеют дружить?

Дети. Умеют.

Воспитатель. Назовите каждый своего самого лучшего друга. Расскажите о нём.

Рассказы детей по желанию.

Воспитатель. Ребята, а бывает такое, что друзья ссорятся?

Дети. Бывает.

Воспитатель. Что надо делать, чтобы не ссориться?

Дети. Делиться игрушками, не драться.

Воспитатель. А кто добавит?

Дети. Уступать друг другу, соблюдать правила игры, уважать мнение и желание друга, не жаловаться, уметь прощать.

  Дети садятся по кругу на ковре. Им предлагаются карточки с иллюстрациями следующих ситуаций:

  1. Мальчики играют в мяч, а девочка стоит рядом и плачет.
  2. Девочки читают одну книжку.
  3. Мальчик играет с красивой игрушкой, девочка сидит рядом.
  4. Мальчики качаются на качелях.
  5. Дети строят из песка высокую башню.
  6. Девочки разделили пополам яблоко и едят его вместе.

Воспитатель. Ребята, кто догадался, где здесь настоящие друзья? (Ответы детей.) Как вы догадались? А если у кого-то нет друга, можно его найти? (Ответы детей.) Послушайте, что говорит русский народ о дружбе:

- Нет, друга, ищи, а найдёшь – береги.

- Настоящий друг познаётся в беде.

- В настоящей дружбе: сам пропадай, а товарища выручай.

Физкультминутка

На лужайке по ромашкам

Жук летал в цветной рубашке:

Жу-жу-жу, жу-жу-жу,

Я с ромашками дружу.

Тихо по ветру качаюсь,

Низко-низко наклоняюсь.

Воспитатель. Ребята, послушайте рассказ К.Д. Ушинского «Вместе тесно, а врозь скучно».

Чтение рассказа. Вопросы к детям.

Воспитатель. Что нужно делать, чтобы у тебя были хорошие друзья? (Ответы детей.) Правильно, ребята! Если ты хочешь, чтобы у тебя были хорошие друзья, ты сам должен быть хорошим другом: добрым, щедрым, честным, дружелюбным.

  А сейчас давайте представим вот такие ситуации:

1.  Два друга – Миша и Витя – шли по лесу, и вдруг началась гроза. У Миши был плащ, а у Вити не было. Как вы думаете, как поступил Миша? Что он сказал Вите?

2.  Две подружки пришли в школу. Начался урок. Учительница дала задание списать с учебника задачу. Выяснилось, что одна девочка забыла дома учебник. Как вы думаете, как поступит её подружка? Как бы вы поступили?

Игра малой подвижности «Узнай своих друзей по голосу».

Воспитатель. Ребята, а только ли люди могут быть нам друзьями? Нет! А кто ещё? Верно, собака, кошка, рыбка, хомячок, растение. Приведите примеры из книг о дружбе человека и животного. («Лев и собачка», «Пожарные собаки», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Царевна-лягушка», «Иван-царевич и серый волк»). Это сказочные друзья человека. А дома у вас есть настоящие друзья-животные? (Ответы детей.) Ребята, можно подружиться со всей окружающей природой: с деревьями, травами, цветами. Выбирайте себе друга по душе. Что нужно делать, чтобы они стали нашими друзьями?

Дети. Ухаживать за ними. Растения поливать, не ломать. Животных не обижать, кормить, выгуливать.

Воспитатель. А можно дружить с книгами?

Дети. Да.

Воспитатель. А как это надо делать?

Дети. Аккуратно читать их, не рвать, не пачкать, чинить, если они порвутся.

Воспитатель. Получается, что дружить можно со всем, лишь бы ты сам был бы хорошим другом, умел ценить настоящую дружбу. А теперь протяните своим друзьям руки, обнимите их и улыбнитесь. И постарайтесь никогда не ссориться.

Конспект занятия по в старшей группе

 «Учусь сочувствовать»

Программное содержание.

  Закрепить умение детей замечать, что кому-то плохо, выражать своё сочувствие, оказывать помощь.

Материал.

  Карточки с изображением людей и животных, выражающих настроение радости, грусти, удивления, испуга. Шапочки гномов, книга В. Короленко «Слепой музыкант».

Ход занятия.

  Дети входят в группу, здороваются с гостями.

Воспитатель. Молодцы, ребята, не забыли поздороваться с нашими гостями. А хотите, я подарю вам огромное «здравствуйте»? Или тебе, Катя, отломлю  аленький кусочек? Или тебе, Дима, насыплю пригоршню в кармашек «здравствуй» сладкого, как сахар? Каждому из вас я дарю «здравствуй». Вы поздоровались и одновременно улыбнулись. Какое у вас настроение после этого? (Ответы детей.) У каждого человека бывают разные настроения. Назовите настроения, какие вы знаете.

Дети. Грусть, радость, испуг, злость, внимание, удивление.

Воспитатель. Бывают чувства у зверей,

У рыбок, птичек и людей.

Влияет, без сомнения,

На всех нас настроение.

Кто веселится?

Кто грустит?

Кто испугался?

Кто сердит?

Рассеет все сомнения

«Азбука настроения».

Игра «Азбука настроения»

  Каждому ребёнку даются карточки с изображением людей и животных, выражающих настроение (радость, грусть, удивление, испуг). Воспитатель просит показать картинки всех весёлых людей и зверей, потом всех недовольных и т.д. Затем предлагает детям изобразить на своём лице сходное настроение.  

По окончанию игры воспитатель включает магнитофонную запись плача ребёнка. Отмечает реакцию детей.

Воспитатель. Почему дети плачут? Что вы чувствуете, когда слышите плач человека или плач животного? Значит, вы сочувствовали плачущему человеку. Сочувствовать – значит чувствовать, как другому человеку больно, грустно, плохо. Сочувствовать – чувствовать настроение другого. Хорошо или плохо, что человек умеет плакать?

Дети. Если человек видит боль других и сочувствует, то это хорошо.

Воспитатель. Когда не стыдно плакать?

Дети. Когда больно, кого-то жалко, обидно.

Воспитатель. Когда стыдно плакать?

Дети. Когда можно потерпеть. Громко плакать, требуя что-то.

Воспитатель. Надо ли учиться плакать? Знаете ли вы, как надо плакать? Чтобы все видели вас?

Дети. Нет, можно отвернуться, закрыть лицо руками.

Воспитатель. А прилично ли вытирать слёзы руками? А как?

Дети. Использовать носовой платок.

Воспитатель. Плакать громко прилично? Как называют тех, кто плачет часто, громко, без причины? «Плакса», и даже дразнят: «рёва». А у вас есть «плаксы» и «рёвы» в группе? Вам повезло!

Дети, вы умеете сочувствовать тому, кто плачет, то есть жалеть другого? Я предлагаю вам поиграть в подвижную игру «Развесели дедушку». Дедушка у нас будет не простой, а гном. Его буду играть я. Вы тоже не просто дети, а гномы.

  Воспитатель раздаёт детям шапочки с бубенцами. Сама играет роли и гнома и ведущего. Надевает бороду, садится на стульчик, показывая выражением лица, что ей грустно, невесело. Предлагает спросить детей, почему дедушка грустный. Дети спрашивают.

Гном. Я волшебную шапочку с бубенцами потерял.

Воспитатель. Что мы будем делать, дети? Бедный дедушка такой грустный, вот-вот заплачет. Нам жалко дедушку? Подойдите к нему, присядьте на корточки и жалобно посмотрите ему в глаза, погорюйте вместе с ним. Ох, какое горе – потерять волшебную шапочку! Как вы его пожалеете?

Дети. – Положим руку на его плечо, постоим.

- Погладим по руке, по спине, по голове.

- Прислонимся или обнимем дедушку.

- Развеселим его: позвеним бубенчиками.

- Улыбнёмся дедушке.

Воспитатель. Всё равно дедушка грустит. Что же нам ещё сделать? Подарить ему что-нибудь вместо шапки – грузовик, конфету, цветок?   

Каждый ребёнок дарит гномику, что хочет.

Воспитатель. А может, кто-нибудь отдаст дедушке свою шапочку с бубенцом?

  Дети дарят гному шапку с бубенцом. Дедушка надевает её и улыбается.

Воспитатель. Хорошо, что вы умеете сочувствовать.

  Воспитатель собирает шапки гномов, предлагает детям сесть на стульчики.

Воспитатель. В жизни так бывает, что с некоторыми людьми случаются несчастья, когда они становятся инвалидами (без рук, ног, слепые, глухие), кто-то рождается инвалидом.

  Послушайте отрывок из книги В. Короленко «Слепой музыкант».

«…Послушайте, это опять вы? – спросил мальчик.

- Разве вы не видите, что это я? – Этот вопрос больно отозвался в душе слепого.

- Отчего вы такой сердитый? – спросила девочка.

- Я… не сержусь на вас… - сказал тихо мальчик.

- Так давайте играть вместе.

- Я не умею играть с вами…

- Какой вы смешной!

  Мальчик услышал, как девочка перебирает цветы. Он взял в руки цветок, легко пальцами тронул его.

- Это лютик, - сказал он, - это фиалка.

  Потом неожиданно стал ощупывать лицо и волосы девочки. Девочка испугалась и заплакала.

- Зачем ты пугаешь меня, гадкий мальчишка?!

  Петрусь сидел с низко опущенной головой, впервые испытывая унижение калеки. Потом упал на траву и заплакал…

- О чём ты плачешь? Ты такой странный! – сказала девочка с задумчивым участием.

- Я не странный… Я… Я – слепой…»

Воспитатель. Как надо относиться к таким детям?

Дети. Сочувствовать.

Воспитатель. Надо ли пристально смотреть на них и показывать пальцем? Я шла по улице, а дети громко смеялись над больным мальчиком, которого везли на коляске. У меня на глазах появились слёзы. Почему? Как можно назвать детей, которые смеялись?

Дети. Жестокими, безжалостными, бесчувственными.

Воспитатель. Никогда не смейтесь и не смотрите в упор на таких людей. Это неприлично, а им обидно и больно.

  А сейчас посмотрите друг на друга. У всех ли у вас хорошее настроение? Не грустно ли кому? Как поднять настроение? (Ответы детей.) Я предлагаю вам решить задачки не на сложение и вычитание, а на сочувствие и внимание.

1. Маленький ребёнок не мог перейти дорогу – проявите ли вы сочувствие? Как?

2. Ребёнок прыгнул неудачно с крыльца в сугроб. Что вы сделаете?

3. Старичок переходит дорогу. Как вы поступите?

4. Ребёнок плачет. Вы не обратите внимания на него? А что сделаете?

5. Котёнку отдавили лапку, и он передвигается на трёх. Что вы будете делать?

6. Мальчики кидают в собаку камнями. Ваши действия?

  Сегодня мы учились жить по правилам, жить среди людей. Какие правила вы запомнили?

  1. Плакать надо тихо! Отворачиваться!
  2. Замечать тех, кто плачет.
  3. Помогать маленьким и пожилым.
  4. Нельзя разглядывать инвалидов. Неприлично!

Давайте пообещаем себе и друг другу, что всегда будем замечать горе других, будем успокаивать их и помогать им.

  «Умею  сочувствовать!» Произнесите это шепотом, хором.

  Дети произносят.

Воспитатель. На этом наше занятие окончено.

Конспект занятия «Как научиться дружить. Или … Секреты дружбы».

 Цель – формирование у дошкольников доброжелательного отношения друг к другу;
воспитание дружественных, толерантных отношений между детьми.

Задачи:        

1. Обобщить знания детей по теме дружба. Продолжать учить детей умению договариваться, помогать друг другу, расширяя представления детей о дружбе.

2. Развивать у детей способность к сопереживанию, желание прийти  друг к другу на помощь в сложной ситуации, развивать социальные чувства.

3. Воспитывать в детях умение по-настоящему дружить, внимательно и с уважением относиться друг к другу, подводить к пониманию того, что дружба является одним из важнейших качеств во взаимоотношениях между людьми.

Оборудование: письмо, ноутбук, презентация на социально – значимую тему «Дружба», аудиозапись песен «Улыбка», «Когда мои друзья со мной», «Настоящий друг».

Словарная работа: честность, доброта, сопереживание, хмурый, ужиться вместе.

Ход занятия:

Вводная часть: Организационный момент (сюрпризный момент). 

Воспитатель: Ребята, посмотрите, как много к нам пришло гостей, давайте будем вежливы …. и покажем, как мы приветствуем друг друга.

Здравствуй, Небо!           (Руки поднять вверх)

Здравствуй, Солнце!       (Руками над головой описать большой круг)

Здравствуй, Земля!         (Плавно опустить руки на ковер)

Здравствуйте, все мои друзья! (Все ребята берутся за руки и поднимают их вверх) 

– Я вижу у вас хорошее, радостное настроение и это замечательно. Раздается стук в дверь (почтальон принес письмо) – Здравствуйте, это группа Непоседы? Вам письмо. Получите, и распишитесь, пожалуйста.

Текст письма: Внимание, внимание. Тревога!!! К нашему детскому саду «Берёзка» приближается коварная, опасная ведьма Бяка. Она хочет перессорить всех детей, чтобы  они выполняли любые ее желания. Срочно требуется помощь. Ребята, не допустите такой беды!!!

2.Основная часть.

Воспитатель: Да…, надо срочно что-то делать.  Ребята, мы поможем? Справимся? А что нам для этого надо сделать? – Правильно, мы должны показать, как  мы умеем дружить. И как себя вести, если вдруг произошла ссора. – А кто мне скажет, что это за слово такое дружба, что оно означает? – ПравильноДружба – это когда дети хотят быть вместе, когда вместе играют, и  не ссорятся. Дружба – это улыбки друзей. Значит, друзья – это люди, с которыми нам легко, интересно и комфортно.

– Давайте посмотрим на экран, как вы думаете – эти дети друзья? А как вы догадались? (слайды № 2-5) – Молодцы, ребята, вы все правильно поняли и  правила дружбы вам знакомы (слайд №6), мы с а сейчас вами попробуем разгадать секреты настоящей дружбы – это те качества, которыми должны обладать друзья. 

1. (слайд №7)  Секреты дружбы.    

Чтобы все секреты нам узнать

 Предлагаю вам порассуждать.

                                          На экран вы посмотрите,

                                          Что увидите, скажите.

– Но сначала мы с вами сделаем гимнастику для глаз, и там спрятан первый секрет. Головками не крутим, работают только глазки. – Готовы. Вперед. 

(слайды № 8-9)  1. Первый секрет: Гимнастика для глаз «Улыбка».

Воспитатель: С чего  начинается дружба? – Правильно с улыбки. Приятнее общаться с тем человеком, который улыбается, а не с тем, который злой или хмурый. Я знаю пословицу, которая подойдет к нашему секрету –  Нет друга, ищи, а нашел, так береги. И хочу поделиться с вами улыбкой. Я дарю вам свою улыбку, я люблю вас. У вас такие замечательные, солнечные,  улыбки, что, глядя на них ярче становиться день и на душе теплеет.

(слайды  № 10-13)   2.  Второй секрет

Воспитатель: Как вы думаете, те, кто изображен, на этих картинках являются друзьями? А почему вы так решили? Правильно, друзья должны помогать друг другу. Вот и еще один секрет  дружбы разгадан. Как назовем этот секрет? Помощь. Пословица – Друзья познаются в беде.

(слайды № 14-17)    3.  Третий секрет

Воспитатель: Мы с вами видим, как мирно уживаются друг с другом совсем разные животные, земноводные, как им тепло и хорошо вместе. – Вот и еще один секрет дружбы вы разгадали. Как назовем этот секрет? Мир.

– А такая пословица подойдет? – Будете, друг за дружку держаться — можете ничего не бояться.

4. Четвертый секрет.

Воспитатель: Теперь присаживайтесь по удобней. Ротик на замок и молчок.  Сейчас ребята нашей группы разыграют небольшие сценки, и мы узнаем следующий секрет дружбы.

Сценка № 1

На стульчике сидит Даниил. Грустит, подперев голову руками. Появляется Ваня. –Привет! Как у тебя дела?    Даниил: – Отстань! Не тронь! Иди своей дорогой!

Хотел Ваня уйти, Обидеться и отойти, Но посмотрел на Даниила, подумал и снова вернулся. И вдруг пожалел его  и молча протянул ему руку. Даниил: – Прости Ваня меня за грубость! Ваня – Я не сержусь на тебя!

Воспитатель: Запомните, дети, Если у друга беда, С печалью и злостью поможет вам справиться Только одна …(доброта).

– Молодцы. Так каким надо быть по отношению к другу? Добрым. Вот и еще один секрет дружбы вы разгадали. Как назовете этот секрет? Доброта. Пословица – Доброе слово лечит, а злое убивает.

– Скажите, ребята, а у друга может быть плохое настроение? Конечно, иногда  и у друга бывает плохое настроение. Давайте вспомним нашу игру про настроение.

(слайд №18)   Физминутка «Настроение»

Настроение упало,                           развести руки в сторону и вниз, пожать печально плечами

Дело валится из рук…                    бьем легонько по внешним сторонам ладоней

Но еще не все пропало,                  Пальчиком влево-вправо

Если есть хороший друг.                Показать на друга

С делом справимся вдвоем,             Положить руки на плечи друга

С облегчением вздохнем –  Эх

Настроение поднимем                     Присели, собрали настроение в ладошки

И от пыли отряхнем!                        Отряхивают руки.

Воспитатель: Вы разгадали 4 секрета дружбы. Но есть еще один секрет.

– Коли сейчас мы говорим о дружбе, Позвольте историю вам показать.

Сидите тихонько, и приготовьтесь вновь рассуждать! 

Сценка № 2

В одном детском саду дружили две девочки Полина и Вика. Очень дружили и всегда говорили друг другу только правду. Но вот однажды, Вика нечаянно сломала Полины куклу.

– Кто сломал мою куклу? – расплакалась Полина.

– Не знаю, – сказала Вика. – Наверное, это Маша.

– Зачем ты сломала мою куклу? – спросила Полина у Маши.

– Я не ломала. Это сделала Вика, я видела.

– Не может быть! – воскликнула Полина. – Вика моя лучшая подруга, а друзья никогда не обманывают друг друга.

Подошла Полина к Вике и спросила – Зачем ты обманула меня Вика?

– Я испугалась, что ты перестанешь со мной дружить, если узнаешь, что это я сломала твою куклу.

– Не делай так больше Вика! – сказала Полина. – Друзья должны быть честными друг с другом!

Воспитатель: Запомните, ребята, обман может разрушить дружбу. Поэтому друзья по отношению друг к другу всегда должны быть честными.

– Вы разгадали еще один секрет дружбы? Как назовем этот секрет? Честность.

Вот вам и пословица – Крепкую дружбу и топором не разрубишь. 

–  Предлагаю вам подобрать рифмы к стишкам, будьте внимательнее, готовы?

3. Заключительная часть: Дидактическая игра «Подбери рифму»

(слайд №19)

– Заглянул щенок в окошко: — Чем там лакомится ……(кошка)

– Ходят всякие тут, ишь! – Смотрит зло на кошку….. (мышь)

– Может, хватит, мышка злиться? – Прочирикала….(синица)

– Капризуля наша Маша, у неё в тарелке …(каша).

– Очень громко плачет мальчик – Он поранил себе…(пальчик).

– Ничего не произнес под кроватью спящий…..(пес).

(слайды № 20-21)  4. Подведение итогов.

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, мы помогли справиться с коварной ведьмой Бякой и не допустить ее к нам в сад? – Ну, конечно же, вы разгадали все секреты дружбы, и тем самым прогнали злую ведьму далеко-далеко. – Давайте, ещё раз их перечислим: Улыбка, помощь, мир, доброта, честность.

– Молодцы,  и, у меня к вам просьба. Расскажите эти секреты родителям, друзьям, сестренкам и братишкам. А главное сами не забывайте их и соблюдайте!

– Занятие кончается, а дружба продолжается, ура, ура, ура!

Список используемой литературы:

1. В.В.Гербова. Занятия по развитию речи в старшей группе, с.38;

2. «Подбери рифму» Е. Лаврентьева, с.64 д.и.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме: "ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО – НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ."

Сейчас основное внимание уделяется проблеме социально- нравственного развития дошкольников являющегося одним из компонентов ФГОС и это очень своевременно. Наш народ и страна переживают сложный период,...

Обобщение опыта по теме: "ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО – НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ." Часть 2

В наши дни вопросы социально-нравственного воспитания приобретают особо важное значение. Ребенок не рождается злым или добрым. Нравственные качества ему предстоит приобрести. В педагогической литерату...

Обобщение опыта по теме: "ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО – НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ."

Усилия воспитателя должны сосредотачиваться на умелом разрешении противоречий вместе с детьми и развитии у них в этом процессе нравственного чувства, сознания, привычек, нравственного поведения....

Обобщение опыта по теме: "ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО – НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ."

В старшем дошкольном возрасте у детей формируется боле гибкое отношение к выполнению правил, стремление понять их. Более того, старшие дошкольники уже начинают понимать неоднозначность применения одно...

Обобщение опыта по теме: "ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО – НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ."

Важно, чтобы дети приобщались к нравственным нормам поведения. Чтобы эти отношения нашли отражение в детских играх, воспитатель должен сделать их предметом внимания и наблюдения детей, руководить проц...

Обобщение опыта по теме: "ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО – НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ."

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ...

Обобщение опыта по теме: "ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО – НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ."

Параллельно осуществлялась работа с родителями, так как совместное осуществление задач нравственного воспитания - одно из условий достижения положительного результата. Известно, что профессиональная д...