Главные вкладки

    Конспект родительского собрания в подготовительной группе на тему: "Формирование духовно-нравственных качеств личности старшего дошкольника средствами патриотического воспитания"
    материал на тему

    Степанец Наталья Александровна

     

    Конспект

    родительского собрания

    в подготовительной группе

    на тему:

    "Формирование духовно-нравственных качеств личности старшего дошкольника средствами патриотического воспитания"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл stepanets_n.a._sobranie.docx28.01 КБ

    Предварительный просмотр:

    МБОУ «Начальная школа – детский сад»

     города Сафоново Смоленской области

    Конспект

    родительского собрания

    в подготовительной группе

    на тему:

    "Формирование духовно-нравственных качеств личности старшего дошкольника средствами патриотического воспитания"

                                                                                                  Подготовила и провела

                                                                                     Воспитатель Н.А.Степанец

    Форма проведения: круглый стол с элементами игры и продуктивной

    деятельности.

    Цель: привлечь родителей к обмену мнениями о духовно-нравственном средствами патриотического воспитания в семье.

    Задачи:

    - помочь родителям овладеть знаниями о  патриотическом воспитании;

    - объединить усилия детского сада и семьи в вопросе формирования духовно- нравственных качеств у детей.

    Предварительная работа:

    - изготовление приглашений каждой семье;

    - оформить группу мудрыми мыслями, цитатами по теме собрания (Приложение 1);

    - подбор произведений для музыкального оформления («Родительский дом»,

    «Малиновый звон» …);

    - провести анкетирование родителей на тему «Формирование духовно-нравственных качеств личности старших дошкольников средствами и патриотического воспитания», которое поможет определить уровень знаний

    родителей о духовно- нравственном и патриотическом воспитании (Приложение 2);

    - дать родителям задание подготовить презентацию семьи на тему «Самая, самая семья …»;

    - заучивание детьми стихотворений на тему «Семейное воспитание» (Приложение 4);

    - подготовить атрибуты для игры «Бабушкин сундук»;

    - на плакате подготовить правила работы за круглым столом;

    - изготовить контур дома и фишки: красного, синего и черного цвета;

    - подготовить материал для изготовления открытки (бумага, картон, ножницы, фломастеры, клей);- подготовить фрагменты пословиц о семейном, нравственном и патриотическом воспитании, для составления родителями;

    - подготовить фотовыставку «Моя семья. Традиции нашей семьи»;

    - подготовить книжки-раскраски для награждения за участие в конкурсе.

    Участники: воспитатели, родители, дети.

    Место проведения: помещение группы.

    План проведения:

    1. Вступительный этап:

    - разминка «Сложи пословицу».

    2. Основная часть:

    - педагогический всеобуч (понятие: воспитание, семейное воспитание, духовно- нравственное и патриотическое воспитание);

    - введение в проблему (выступление воспитателя группы на тему: «Духовно-нравственное и  патриотическое воспитание дошкольников»);

    - игра «Бабушкин сундук»;

    - презентация «Самая, самая семья ….

    3. Практическая часть:

    - «Веселая мастерская» – изготовление открытки.

    4. Подведения итогов собрания.

    - чтение детьми стихотворений;

    - памятка «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание»;

    - рефлексия.

    Ход собрания

    Вступительное слово:

    - Добрый вечер, уважаемые родители. Мы рады приветствовать вас на очередном  родительском собрании. Сегодня вашему вниманию мы предлагаем круглый стол с элементами игры и продуктивной деятельности.- Мы бы хотели, чтобы все участники круглого стола были активны, инициативны, придерживались следующих правил:

    1. Время свято – говори ясно и сжато.

    2. Закон один: все слушают, когда говорит один.

    3. Не согласен – возражай, возражаешь – предлагай, предлагаешь – действуй.

    Основной этап:

    - Итак, мы начинаем. Чтобы было ясно, какая сегодня тема нашего круглого стола, надо собрать из фрагментов пословицы. На трех столах разложены фрагменты пословиц. Родители делятся на группы и собирают пословицы. Звучит тихо в грамзаписи музыка «Родительский дом».

    Зачитываются родителями пословицы:

    1. Родительское слово мимо не молвится (семейное воспитание).

    2. Добрый человек добру и учит (нравственное воспитание).

    3. Родной край – сердцу рай (патриотическое воспитание).

    Итог разминки.

    - Уважаемые родители. Теперь можно сделать вывод, о чем мы сегодня будем с вами говорить. Тема нашего круглого стола «Формирование духовно-нравственных качеств личности старшего дошкольника средствами патриотического воспитания Основная часть

    Педагог группы раскрывает понятия:

    Воспитание – процесс целенаправленного воспитания личности.

    Семейное воспитание – систематическое целенаправленное воздействие на

    ребенка взрослых членов семьи и семейного уклада.

    Нравственное воспитание – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.

    Нравственные качества – доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм, товарищество и т.д.

    Патриотическое воспитание – это процесс формирования личности, воздействие на личность, которая будет любить свою Родину.

    Патриотические качества – гордость, забота, гуманизм, милосердие,

    общечеловеческие ценности и т.д.

    Введение в проблему

    Круглый стол «Патриотическое воспитание дошкольников».

    Выступление воспитателя (Приложение 3).

    (Звучит тихая музыка «Малиновый звон)

    Игра «Бабушкин сундук».

    - Уважаемые мамы, папы, бабушка и дедушки, сейчас мы с вами поиграем в игру «Бабушкин сундук». Для игры используется бутафорский сундук, в котором  находятся несколько предметов, необходимых, с точки зрения условной бабушки, для успешного воспитания ребенка. Воспитатель поочередно достает предметы и предлагает родителям догадаться о вариантах использования этих предметов ввоспитании детей. Родители вместе решают, оставить этот предмет в сундуке как инструмент воспитания или удалить его из бабушкиного арсенала.

    В сундуке находятся:

    - большая красивая книга русских народных сказок;

    - альбом и краски;

    - букварь;

    - банка варенья, шоколад, конфеты;

    - котенок;

    - старинные семейные фотографии;

    - игрушки бабушек и дедушек;

    - картинки с изображением орденов и медалей;

    - кукла, одетая в военную форму;

    - пилотка;

    - пряники, ватрушки;

    - кулинарная книга;

    - спортивные атрибуты;

    - перчаточные куклы для кукольного театра;

    - рыбий жир.

    Презентация семьи «Самая, самая семья…»

    Воспитатель приглашает в группу детей, предлагает всем желающим родителям и детям поучаствовать в конкурсе «Самая, самая семья…».

    - Уважаемые, родители и дети, в своем выступлении вы должны рассказать:

    - из кого состоит семья (родословная);

    - историю происхождения семейной фамилии, имен членов семьи;

    - о семейных реликвиях;

    - о семейных традициях;

    - о семейном увлечении, хобби;

    - о семейной мечте.

    По итогам презентации, награждение семей книжками – раскрасками.

    Практическая часть «Веселая мастерская»

    Воспитатель предлагает родителям вместе с детьми сделать общую открытку на тему «Цветок дружбы».

    - Дорогие наши родители, сейчас мы вместе с вами и нашими детьми сделаем

    открытку под названием «Цветок дружбы». Пожалуйста, следите за моими

    действиями, и выполняйте вместе со мной. (Педагог вместе с родителями и детьми, выполняет поделку).

    - А сейчас развернем открытку и увидим с вами, что у нас получилось. Какое чудо, вот это настоящий цветок дружбы!

    Подведение итогов собрания.

    Чтение детьми стихотворений на тему «Семейное воспитание» (Приложение 4).

    Рефлексия

    - Уважаемые родители, просим оценить наше собрание. Около выхода, расположен контур дома и цветные фишки: если вы полностью удовлетворены содержанием собрания, то прикрепите красную фишку, если частично – синюю, а если не удовлетворены – черную. Желающие могут написать отзывы, свои предложения.

    Раздать памятки и рекомендации. (Приложение 5, 6).

    - Наше собрание подошло к концу. Благодарим вас за активное участие и

    творческую работу. Желаем вам успехов и благополучия в ваших семьях.

    Приложение 1.

    Пословицы

    1. Вся семья вместе и душа на месте.

    2. В первое время важнее всего материнское воспитание, ибо нравственность должна

    быть насаждена в ребенке, как чувство.

    Гегель

    3. Ребёнок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях

    отражается нравственная чистота матери и отца…

    В.С. Сухомлинский.

    4. Воспитание должно опираться на две основы - нравственность и благоразумие:

    первая поддерживает добродетель, вторая защищает от чужих пороков.

    Никола де Шамфор

    5. Воспитывать - значит возвышать ум и характер, значит вести к вершинам.

    Андре Моруа

    6. Патриот - это человек, служащий родине, а родина - это прежде всего народ.

    Н.Г.Чернышевский

    7. Лучшее средство привить детям любовь к отечеству состоит в том, чтобы эта

    любовь была у отцов.

    А. Колчак

    Приложение 2

    Анкета для родителей: «Патриотическое воспитание»

    Уважаемые родители!

    Для подготовки и проведения собрания на тему «Семейное воспитание»

    (воспитание патриотических качеств), нам необходимо знать ваше

    мнение по некоторым вопросам. Заранее благодарим Вас за сотрудничество.

    1.Что вы считаете главным в семейном воспитании?

    2.Что Вы понимаете под термином «духовное воспитание»?

    3. Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?

    4. Что Вы понимаете под термином «нравственное воспитание»?

    5. Возможно ли духовно- нравственно - воспитание в детском саду?

    6. Как Вы считаете, кто несет основную ответственность за духовно- нравственное воспитание детей - педагоги или родители?

    7. Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с

    символикой государства, традициями, памятными датами?

    8. Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции?

    Спасибо!

    Приложение 3.

    Доклад:

    «Патриотическое воспитание старших дошкольников как средство духовно-нравственного воспитания в ДОУ»

    Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых

    актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей

    стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме,

    доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Если раньше мы постоянно слышали и сами пели гимны своей страны, то сейчас о ней говорят восновном негативно. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Однако трудности переходного периода не должны стать причиной  приостановки патриотического воспитания. Возрождение духовно-нравственного воспитания это шаг к возрождению России.

    В.В. Сухомлинский утверждал, что детство - это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.

    В дошкольном учреждении всегда уделялось большое внимание воспитанию у подрастающих поколений нравственных качеств личности, коллективизма,

    гражданственности, любви к своей Родине, уважительного отношения к истории своей Родины.

    Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

    Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край.

    Родной город... Надо показать ребенку, что родной город славен своей

    историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими

    людьми.

    Какие сведения и понятия о родном городе способны усвоить дети-

    -четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад.

    - Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, почта, аптека и т.д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.

    - Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется —это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты.

    Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает

    осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности,

    взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает

    знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами. В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример

    взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни

    старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как "долг перед Родиной", "любовь к Отечеству", "ненависть к врагу", "трудовой подвиг" и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

    Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами России, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом

    государства. Организованная таким образом работа будет способствовать

    правильному развитию микроклимата в семье, а также воспитанию любви к своей стране. Например, воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город — частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:

    - повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных;

    рабочие делают машины и т.д.);

    - везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов;

    - повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают

    друг другу;

    - люди берегут и охраняют природу;

    - есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д.

    Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

    Приложение 4.

    Стихи о Родине

    Наш дом

    На карте мира не найдешь

    Тот дом, в котором ты живешь.

    И даже улицы роднойТы не найдешь на карте той,

    Но мы всегда с тобой найдем

    Свою страну, наш общий дом.

    Е. Аксельрод.

    Берегите Россию

    Берегите Россию

    Нет России другой.

    Берегите ее тишину и покой,

    Это небо и солнце,

    Это хлеб на столе

    И родное оконце

    В позабытом селе!

    Н. Гусева.

    Родное

    Я узнал, что у меня

    Есть огромная родня:

    И тропинка, и лесок,

    В поле – каждый колосок,

    Речка, небо надо мною.

    Это все мой дом родной!

    В. Орлова.

    Наша армия

    На горах высоких,

    На степном просторе

    Охраняет нашу Родину солдат.

    Он взлетает в небо,

    Он уходит в море,

    Не страшны защитнику

    Дождь и снегопад.

    В. Степанова.

    Приложение 5.

    Рекомендации для родителей.

    Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него:

    родного дома, улицы, где он живет, детского сада.

    - Обращайте внимание ребенка на красоту родного города.

    -Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о

    значении каждого объекта.

    -Дайте представление о работе общественных учреждений.

    -Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению

    своего двора.

    -Расширяйте собственный кругозор.

    - Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других.

    -Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа.

    -Поощряйте ребенка за стремление поддержать порядок, примерное поведение в

    общественных местах.

    Приложение 6.Памятка

    Этапы знакомства дошкольников с родным городом, страной ( нравственно-

    патриотическое воспитание)

    Знакомство дошкольников с родным городом является непростой задачей,

    потому что дошкольнику трудно представить устройство большого города,

    историю его возникновения, достопримечательности.

    Работа ведется последовательно:

    - семья;

    - детский сад;

    - микрорайон;

    -район;

    - город;

    - достопримечательности, исторические места и памятники;

    - страна.

    В процессе работы у ребенка постепенно складывается образ собственного

    дома с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Это чувство

    «родительского дома» ложится в основу любви к Родине.

    Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами

    России, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства.

    Список источников

    1.Комарова И.И., Кондрашов А.П. Великие мысли великих людей. Антология

    афоризма. 1998.

    2. Нечаева В.Г., Маркова Т.А. Нравственное воспитание в детском саду: Пособие

    для воспитателей. – М.: Просвещение, 1984. – 272с.

    3. Осипова Л.Е. Родительские собрания в детском саду. Подготовительная группа. – М.:

    «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 64с.

    4. Чиркова С.В. Родительские собрания в детском саду. Старшая группа. – М.:

    ВАКО, 2011. – 240с

    .


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «Формирование духовно-нравственного воспитания дошкольников посредством устного народного творчества»

    Фольклор - это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культы и верования. В фол...

    Сообщение из опыта работы по теме «Формирование социально-значимых качеств личности у старших дошкольников на примере персонажей литературных произведений

    цель - формировать социально-значимые качеств личности у старших дошкольников на примере персонажей литературных произведений....

    Сообщение к семинару на тему: «Формирование социально – нравственных качеств у старших дошкольников как аспект подготовки к школе»

    Социализация и нравственность. Что объединяет эти два понятия и как они связаны с дошкольниками? Нужно ли формировать эти качества у детей и что дадут им эти знания в дальнейшем?  Для начала надо...

    Разработка по теме "Развитие духовно - нравственных качеств личности старшего дошкольника в процессе взаимодействия его с окружающим миром"

    Представлен примерный план семейного календаря, который поможет родителям планировать общение с ребёнком по привитию знаний по теме "Народные праздники и обычаи"...

    Методическая разработка ТЕМА: «ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

    В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственного воспитания. Одна из опасностей подстерегающих наше общество сегодня - это разрушение личности и дезориен...

    Педагогический совет на тему: «Формированию духовно-нравственных, гражданских и патриотических основ у детей старшего дошкольного возраста через приобщение к истокам русской истории»

    Педагогический совет на тему: «Формированию духовно-нравственных, гражданских и патриотических основ у детей старшего дошкольного возраста  через приобщение к истокам русской истории»...