Разработка по теме "Развитие духовно - нравственных качеств личности старшего дошкольника в процессе взаимодействия его с окружающим миром"
методическая разработка (старшая группа) на тему

Перевалкина Любовь Борисовна

Представлен примерный план семейного календаря, который поможет родителям планировать общение с ребёнком по привитию знаний по теме "Народные праздники и обычаи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konkursnaya_rabota_po_duh.nravstv.vospitaniyu.doc238.5 КБ

Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Костромская область

Буйский муниципальный район

МБДОУ Талицкий детский сад «Лесовичок»

Буйского муниципального района

Костромской области

157014 Костромская обл., Буйский район, п. Талица

             Ул. Некрасова д.21                        

             телефон 494-35-3 -28-66

Тема «Развитие духовно-нравственных качеств личности старшего дошкольника в процессе взаимодействия его с окружающим миром».

Воспитатель Перевалкина Любовь Борисовна.

2012 г.

Пояснительная записка

В 1990-е годы воспитание «потерялось». Идеология, на которой было построено воспитание,  канула в мутную воду недавней истории. Воспитание не может существовать без чётких и понятных различий должного и недолжного, хорошего и плохого, добра и зла, достойного и отвратительного. Сейчас мы возвращаемся к тому, от чего когда то уходили: образовательные учреждения не могут быть исключительно центром обучения. Одной из основных социальных функций образовательного учреждения является функция воспитания. Наше общество всё более осознаёт, что непрерывность процесса формирования личности требует обеспечения в образовательных учреждениях системной работы, направленной на духовно – нравственное становление личности, их гражданское, трудовое воспитание.

В возрастной психологии дошкольное детство традиционно определяется как «золотое время эмоциональной жизни в человеке», поэтому заменить развитие эмоциональной сферы ранним интеллектуальным развитием, значит способствовать деформации личности, последствия которой будут проявляться в течение всей дальнейшей жизни.[4 с.124] Личность каждого ребёнка, забота о  моральном развитии требует повседневного внимания педагогов. В реализации программы в частности задач нравственного воспитания, ведущая роль принадлежит педагогу. Его поведение, характер взаимоотношений с детьми и взрослыми служат для ребёнка примером, и тем успешнее под влиянием педагога формируется личность ребёнка, чем более активно его воздействие, чем оно разностороннее охватывает детские чувства, мобилизирует волевые усилия деией, влияет на их сознание.

 В последние годы в российской системе дошкольного образования произошли перемены в плане обновления содержания и воспитания детей. Н.К.Крупская, ориентируя воспитателей на расширение детского кругозора, подчёркивала, что основным источником впечатлений дошкольников является их ближайшее окружение, та общественная среда, в которой они живут.

Семью называют «школой чувств». Это очень справедливо, так как именно в семье ребёнок учится эмоциональному восприятию мира, получает первые уроки сопричастности тому, что дорого каждому человеку. Микроклимат семьи, взаимоотношение её членов, отношения к событиям – всё это оказывает неизгладимое впечатление, формирует его эмоциональный и нравственный мир. Ведущую роль в становлении личности играет семья. На основе наблюдаемых форм поведения взрослых ребёнок приобретает первый социокультурный опыт.

С чего начинается Родина?

С картинки в твоём букваре,

С хороших и верных товарищей,

Живущих в соседнем дворе.

А, может, она начинается

С той песни, что пела нам мать,

С того, что в любых испытаниях

У нас никому не отнять…

В этих простых словах заложен смысл патриотического воспитания, та основа, без которой оно не может существовать. Это нравственное начало каждого человека – дом, мать, друзья. Нравственное воспитание дошкольников должно осуществляться в условиях тесного контакта между детским садом и семьёй. Интересные идеи для проектов рождаются благодаря семейному календарю – известному с древних времён и

воссозданному в современных условиях. Воспитание и обучение в детском саду протекают как запланированный процесс. Иное наблюдается в семье. Помочь родителям планировать свою деятельность, находить в суете каждого дня время для общения с ребёнком призван семейный календарь. Он состоит из двух частей: одна – сопровождающая инвариантная предлагаемая детским садом; вторая – вариативная, проектируемая каждой семьёй в логике своих потребностей и традиций.

Примерный план семейного календаря

Инвариантная часть календаря

Вариативная часть календаря

Сентябрь

1.Игра «Мы будущие школьники»

2.Оформление фотовыставки «Уж небо осенью дышало».

3.Создание стенгазеты, посвященной охране природы (посадка деревьев, кустарников на территории детского сада).

4. «Гуляй, да присматривайся!» Рассказ о приметах осени.

1.Рассказ родителей о том, как они учились в школе, просмотр семейных фотографий.

2.Помощь родителей в оформлении фотовыставки (подбор фотографий).

3.Подбор материала для создания стенгазеты.

4.Сбор природного материала.

Октябрь

1.Консультация на тему «Организация физической подготовки старших дошкольников»

2.Конкурс «Раз пенёчек, два пенёчек».

3.Литературный конкурс «Осенняя пора».

4.Конкурс «Безопасное колёсико». Интервьюирование родителей «Чем полезны такие мероприятия?»

1.Создание книжек – малышек на тему «Если хочешь быть здоров».

2.Создание сказочных пенёчков.

3.Чтение худ. Произведений об осени.

4.Беседа на тему «Чем запомнился конкурс».

Ноябрь

1.Игра по П.Д.Д. «Из прошлого в настоящее».

2.Тетрализованное представление «Озорные матрёшечки».

3.Фотовыставка «Мой День рождения».

 

4.Консультация «Мусор – проблема №1».

1.Подбор картинок на тему «Транспорт».

2.Предложить раскрасить белые бумажные силуэты матрёшек, используя характерные особенности росписи сергиевопосадской матрёшки.

3.Выпуск газеты «Как в нашей семье отмечают Дни рождения».

4.Создание семейного архива «Отдыхаем не вредя».

Декабрь

1.Литературный конкурс «Зимушка – зима».

2.Подготовка информационной странички «Как и из чего,  изготовить кормушку для птиц».

3.Конкурс «Новогодняя красавица».

Презентация конкурса.

4. «С новым годом со всем родом!», «Коляда – отворяй ворота!». Подготовка информационной странички с текстом колядок.

1.Создание книжек – малышек со стихами о зиме.

2.Изготовление с детьми кормушек для птиц.

3.Изготовление ёлочек.

4.Рассказ прародителей о рождественских праздниках и колядовании.

Январь

1.Клуб выходного дня «Обмен премудростями» (любимые рецепты семьи).

2. «Гуляй, да присматривайся» (беседа о зимних приметах).

3.Подготовка информационной странички «Вода – источник жизни».

4.Создание с детьми на территории детского сада снежных построек.

1.Привлечение детей к сервировке праздничного стола.

2.Чтение с детьми сказок «Морозко», «Мороз и солнце».

3.Беседа с детьми о сбережении водных ресурсов.

4.Создание построек из снега у себя во дворе. Украшение двора к Рождественским праздникам.

Февраль

1.Создание папки – передвижки по П.Д.Д. «Дорожные ловушки».

2.Консультация «Играя, познаём природу».

3.Праздник «Русский солдат – умом и силой богат».

4.Праздник «Ой ты, Масленица!»

1.Беседа с детьми «Как правильно переходить улицу».

2.Изготовление книжек – малышек «Загадки о дарах природы»

Рассказ пап о службе в армии. Просмотр фотографий из семейного альбома.

4.Рассказ о значении каждого дня масленичной недели. Привлечение детей к выпечке блинов.

Март

1.Праздник «Загляните в мамины глаза!». Изготовление подарков для мам и бабушек.

2.Беседа на тему «Перевозка детей в личном автомобиле».

3.Литературный досуг «Знаешь ли ты сказки?»

4. «Грач на горе – весна на дворе». Беседа о русских обычаях встречи весны. Лепка «жаворонков» из солёного теста.

1.Помощь родителей в создании выставки рисунков «Как я помогаю маме».

2.Участие в фотоконкурсе «Безопасность в моём автомобиле».

3.Чтение с детьми р.народных «Заяц – хваста», «Крылатый, мохнатый да масленый».

4.Привлечение детей к выпечке печенья «жаворонки».

Апрель

1.Спортивный досуг «Папа, мама, я – спортивная семья».

2.Дорога в космос. Изготовление космических аппаратов.

3. «Красная горка». Рассказ о празднике «Пасха».Разучивание словесных народных игр «Садовник», «Бирюльки».

4.Прогулка – наблюдение на тему «Весна пришла. А посёлок чистый?»

1.Подготовка домашнего задания. Приветствие на тему «Мы за здоровый образ жизни».

2.Чтение худ. литературы об освоении космоса.

3.Привлечение детей к окраске пасхальных яиц. Изготовление подставок под яйца.

4. «Экологический десант» - совместно с родителями очистить от мусора придомовую территорию.

Май

1.«Человек без родины, что соловей без песни». Беседа о героях земляках. Участие в акции памяти.

2.Беседа на тему «Огонь – беда для леса!». Правила поведения в лесу.

3. «Деревенька моя!». Экскурсия в музей.

4. «Путешествие на златогривой чудо – тройке». Прослушивание народных песен о русской тройке.

1.Рассказать детям о членах своих семей участниках ВОВ, тружениках тыла, детях войны, блокадниках.

2.Выпуск буклета «Правила поведения в лесу».

3.Пополнение экспонатами «избы» детского сада.

4.Сбор фотографий, картинок, рисунков с изображениями лошадей.

 Окружающие предметы, пробуждающие душу ребёнка должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего детства понять, что они часть великого русского народа. Использование фольклора помогает приобщать детей к общечеловеческим нравственным ценностям (уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук, правдивость, справедливость, скромность). Потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, веру в благополучное будущее. В процессе знакомства детей с народными праздниками и традициями имеется возможность наблюдать за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Знакомство детей с народной декоративной росписью позволяет увлечь их национальным изобразительным искусством.

Духовность – интегрированное свойство личности. Оно проявляется на уровне человеческих отношений (быть заботливыми, внимательными), чувств (чувствовать эмоциональное состояние окружающих), эстетических позиций, способности к переживанию.

Основу нравственности составляют нормы и правила поведения. Они проявляются в поступках людей, в их поведении.

Для успешного психоэмоционального развития детей дошкольного возраста является общение.

Потребность ребёнка в общении определяется стремлением к познанию и оценке других людей и через них и с их помощью к самопознанию и самооценке.[4 с.124]

Таким образом, чтобы воспитать духовно – нравственные качества личности старшего дошкольника мы должны создать условия для развития духовности в процессе педагогически организованного взаимодействия его с окружающим миром. Это и будет наша основная цель. Чтобы достичь этой цели надо решить следующие задачи.

Задачи:

  • организовать педагогическое сопровождение старших дошкольников в процессе освоения ими образцов поведения; в процессе формирования социальных чувств – стыд, совесть; по формированию национальной идентификации, чувства патриотизма, любви к Родине.
  • создать игровое пространство, обеспечивающее формирование у старших дошкольников эмоционального опыта взаимодействия со сверстниками и взрослыми (способность чувствовать эмоциональное состояние окружающих и быть благодарными, заботливыми и внимательными, умение договариваться, ставить и достигать общие цели, понимать и учитывать интересы других детей)
  • включить детей в деятельность по ознакомлению с истоками русской народной культуры (бытом, фольклором, народными праздниками и традициями, народными ремёслами).

Планируемые результаты.

Нам нужно дать ответ на вопрос о количестве приобретённого того или иного опыта, определить динамику воспитательного процесса, которая должна соответствовать динамике личностного развития дошкольника. Чтобы отследить изменения, произошедшие в личности дошкольника, воспользуемся мониторингом качества освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования под редакцией Ю.А.Афонькиной. Возьмём следующие интегративные качества «Эмоционально отзывчивый», «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками», «Способным управлять своим поведением», «Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе и государстве, мире, природе, культуре».

Планируемые результаты формирования интегративного качества «Эмоционально  отзывчивый»

Отклик на эмоции близких людей и друзей:

Высокий. Адекватно реагирует на эмоциональные состояния других людей, замечает нюансы переживаний и отражает в развёрнутой речи; сопереживает и стремится содействовать, пытается понять причины эмоциональных состояний, стремится радовать других, быть полезным.

Средний. Адекватно реагирует на эмоциональные состояния других людей, кратко отражает состояние в речи, не замечает нюансы переживаний; сопереживает, и стремиться содействовать, но нередко без учёта интереса другого и реальной ситуации; не пытается самостоятельно понять причины эмоциональных состояний других людей.

Низкий. Реагирует на эмоциональные состояния других людей, но недостаточно чётко дифференцирует эти состояния, затрудняется в их точном речевом отражении; как правило, выделяет базовые эмоции; радость, страх, гнев; сопереживание поверхностное, «бездеятельное», оказывает содействие по побуждению взрослого, чаще действуя формально, не понимает причин эмоциональных переживаний других людей.

Низший. Не понимает эмоциональных состояний других людей, отзывается лишь на те из них, которые актуальны в данный момент для самого ребёнка, не стремиться содействовать и может отказаться от данного действия, побуждаемого взрослым.

Сопереживание персонажам сказок, историй, рассказов:

Высокий. Адекватно реагирует на события, описанные в тексте; испытывает яркие переживания, разнообразные по содержанию; даёт эмоциональную оценку персонажам и мотивирует её, исходя из логики их поступков; самостоятельно предлагает варианты содействия персонажам; различает эмоциональную (красивый/некрасивый) и моральную (добрый/злой, хороший/плохой) оценку персонажей; с помощью взрослого, отвечая на вопросы, проникает в сферу переживаний и мыслей героев, объясняет мотивы поступков персонажей; использует в речи сравнения, эпитеты, элементы описания из текстов в повседневной жизни, игре; соотносит содержание прочитанного взрослым произведения с иллюстрациями, своим жизненным опытом.

Средний. Адекватно реагирует на события, описанные в тексте; эмоционально откликается на перипетии сюжета; даёт эмоциональную оценку персонажам, но мотивирует неразвёрнуто или не мотивирует; с помощью взрослого предлагает варианты содействия персонажам; не достаточно чётко различает эмоциональную (красивый/некрасивый) и моральную (добрый/злой, хороший/плохой) оценку персонажей; с помощью взрослого соотносит содержание прочитанного взрослым произведения с иллюстрациями, своим жизненным опытом; иногда использует в речи некоторые слова и выражения из прочитанных произведений.

Низкий. Эмоционально откликается на некоторые эпизоды сюжета, может проявлять неадекватные ситуации переживания, например, смеётся, когда персонаж попадает в трудную ситуацию; затрудняется дать эмоциональную оценку персонажам, а если с помощью взрослого даёт её, то не мотивирует; не различает эмоциональную (красивый/некрасивый) и моральную (добрый/злой, хороший/плохой) оценку персонажей.

Низший. Эмоционально не откликается на содержание текста, не понимает эмоций персонажей, не может дать персонажам эмоциональную оценку.

Эмоциональное реагирование на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения:

Высокий. Адекватно, ярко, глубоко реагирует на произведения; выразительно отражает образы этих произведений, творчески используя речевые и неречевые средства, в том числе эпитеты, сравнения, метафоры, движения, позы, мимику, интонацию; рассказывает о своих эмоциональных переживаниях; замечает и понимает эмоциональные проявления в разных жанрах произведений; понимает средства выразительности,  используемые авторами произведений для передачи эмоций.

Средний. Адекватно реагирует на произведения; достаточно выразительно отображает образы этих произведений в речи и движениях, но уровень творчества  данном процессе невысокий, преобладают стереотипы; использует в передаче образцов поведений ограниченный набор речевых и неречевых средств, понимает некоторые средства выразительности, используемые авторами произведений для передачи эмоций, кратко «оречевляет» свои переживания, они недостаточно осознанны; творческая активность недостаточна: наблюдается стереотипное эмоциональное реагирование.

Низкий. Откликается на эмоции, отражённые в произведениях, но эмоциональное реагирование неглубокое; в речи и движениях отражает наиболее яркие образы произведений, но творчества при этом не проявляет. Не понимает средства выразительности, используемые авторами произведений для передачи эмоций, если и называет некоторые из них, то по вопросам взрослого.

Низший. Явно не откликается на эмоции, отражённые в произведениях, если и возникают в процессе их восприятия эмоции, то прямо не связанные с особенностями образцов произведений; затрудняется передать выразительные образы, как в речи, так и в движениях; не понимает средства выразительности, используемые авторами произведений для передачи эмоций.

Эмоциональное реагирование на мир природы:

Высокий. Адекватно воспринимает мир природы; ярко, глубоко реагирует на его объекты и явления; выразительно отражает образы природы, творчески используя речевые и неречевые средства, в том числе эпитеты, сравнения, метафоры, движения, позы, мимику, интонацию; рассказывает о своих эмоциональных переживаниях.

Средний. Адекватно эмоционально реагирует на мир природы; достаточно выразительно отражает образы природы в речи, движениях, но уровень творчества в данном процессе невысокий, преобладают стереотипы; использует в передаче образцов природы ограниченный набор речевых и неречевых средств, кратко «оречевляет» свои эмоциональные переживания.

Низкий. Мир природы вызывает некоторые эмоции, но эмоциональное реагирование неглубокое; в речи и движениях отражает наиболее яркие образы природы, но творчества при этом не проявляет; не понимает средства выразительности, затрудняется в речевом выражении своих переживаний.

Низший. Явно не откликается на образы природы, если и возникают в процессе восприятия природы эмоции, то прямо не связанные с особенностями образцов мира природы; затрудняется передать образы, как в речи, так и в движениях; « не оречевляет» свои переживания.

Представления об эмоциональных состояниях:

Высокий. Имеет чёткие, обобщенные, информативные представления об эмоциях и чувствах (радость, страх, гнев, интерес, удивление, сомнение, грусть, стыд, чувство прекрасного), понимает и объясняет причины их возникновения и приёмы преодоления отрицательных переживаний, опираясь на свой опыт, опыт литературных персонажей, мнение и рассказы взрослого.

Средний. Имеет общие представления об эмоциях и чувствах (радость, страх, гнев, интерес, Удивление, сомнение, грусть, стыд, чувство прекрасного); затрудняется в самостоятельном объяснении причин их возникновения и приёмов преодоления отрицательных переживаний; отвечая на вопросы взрослого, приводит в качестве объяснения отдельные, не всегда существенные, или  утилитарные факты.

Низкий. Имеет общие представления об основных эмоциях (радость, страх, гнев); не может объяснить причины их возникновения и приёмы преодоления отрицательных переживаний или объясняет неверно.

Низший. Не имеет осознанных представлений об эмоциях.

Проявление эмоциональной отзывчивости в деятельности и общении:

Высокий. Постоянно учитывает в деятельности и общении эмоции других людей, понимает важность эмпатии, инициирует их поддержку, помощь.

Средний. Может учитывать в деятельности и общении эмоции других людей, инициировать их поддержку, помощь, если такие действия не противоречат его собственным интересам.

Низкий.  Редко ориентируется в деятельности и общении на эмоциях других людей, не инициирует их поддержку, помощь,  но может оказывать по предложению или вместе со взрослым.

Низший. Не ориентируется в деятельности и общении на эмоции других людей, на предложения взрослого оказать содействие, помощь чаще отказывается или действует формально.

Планируемые результаты формирования интегративного качества «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками»

Использование вербальных и невербальных средств общения:

Высокий. Устанавливает продуктивные контакты со взрослыми и сверстниками, как со знакомыми, так и с незнакомыми людьми, выражая содержание общения разнообразными способами; понимает разнообразные инициативные обращения и адекватно на них реагирует, передает содержание диалога в инициативных репликах, используя реплики-реакции, реплики-ответы, реплики-сообщения, реплики-побуждения, в том числе побуждения к совместной деятельности; вступает в речевое общение разными способами: сообщает о своих впечатлениях, переживаниях, задает вопросы, побуждает партнера к совместной деятельности; дифференцированно использует вербальные и невербальные средства в разных ситуациях общения, обладает выразительной речью, мимикой, пантомимикой.

Средний. Устанавливает продуктивные контакты со знакомыми взрослыми и сверстниками с помощью речевых и неречевых средств общения, затрудняется в общении с незнакомыми людьми; недостаточно четко дифференцирует вербальные и невербальные средства в соответствии с разными ситуациями общения; обладает достаточно выразительной речью, мимикой, пантомимикой.

Низкий. Не всегда удается выбрать адекватные средства общения в соответствии с особенностями партнеров по общению и ситуации общения, наиболее успешно общается в привычной обстановке; речь, мимика и пантомимика недостаточно выразительны.

Низший. Не умеет выбирать адекватные средства общения в соответствии с особенностями партнеров по общению и ситуации общения, в общении стереотипно использует небольшой арсенал вербальных и невербальных средств, наиболее успешно общается в привычной обстановке; речь, мимика и пантомимика невыразительны.

Владение диалогической речью:

Высокий. Принимает участие в групповой беседе; передает содержание диалога в инициативных репликах, используя реплики-реакции, реплики-ответы, реплики-сообщения, реплики-побуждения, в том числе побуждения к совместной деятельности; вступает в речевое общение разными способами: сообщает о своих впечатлениях, переживаниях, задает вопросы, адекватно отбирает и использует лексические средства; побуждает партнера к совместной деятельности, поддерживает общую тему разговора; говорит спокойно, с умеренной громкостью, доброжелательно; нормы речевого этикета, как правило, не нарушает.

Средний. Откликается на высказывания партнеров по общению, принимает участие в групповом разговоре, внимательно слушает, высказывается по предложению взрослого, соблюдает очередность в разговоре, выслушивает собеседника, не перебивая, но понимает и принимает не все инициативные обращения; передает содержание диалога в инициативных репликах, используя реплики-реакции, реплики-ответы, реплики-сообщения, реплики-побуждения, хотя реплики недостаточно разнообразны; не всегда может поддержать общую тему разговора; чаще говорит спокойно, с умеренной громкостью, доброжелательно; нормы речевого этикета нарушает редко.

Низкий. Не всегда поддерживает общую тему разговора; редко использует инициативные реплики, их арсенал однообразен; в диалоге реализует, главным образом, стремление высказаться, а не выслушать или пассивно выслушивает высказывания других, не проявляя инициативы, но реагируя в поведении и деятельности на содержание сказанного; нарушает нормы речевого этикета, хотя знает основные из них; с помощью взрослого использует стереотипные формы речевого этикета; часто проявляет неуважение и невнимание к собеседнику.

Низший. По своей инициативе редко вступает в диалог; не всегда откликается на высказывания партнеров по общению, не умеет принимать участие в групповом разговоре, неадекватно понимает ряд инициативных обращений; не соблюдает нормы речевого этикета.

Владение конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми:

Высокий. Доброжелателен, неконфликтен; умеет самостоятельно разрешать конфликтные ситуации, используя конструктивные способы и прибегая к помощи взрослых только в исключительных случаях; умеет договариваться; изменять стиль общения со взрослым или сверстником в зависимости от ситуации; проявляет уважение и внимание к собеседнику, обосновывает свое согласие и несогласие с действиями партнера, использовать индивидуализированные формулы речевого этикета за счет приращения к ним мотивировок.

Средний. Чаще доброжелателен, неконфликтен; пытается самостоятельно разрешать конфликтные ситуации, но в конфликтных ситуациях чаще прибегает к помощи взрослого; пытается договариваться, но не всегда продуктивно; использует стереотипные формы речевого этикета; не всегда проявляет уважение и внимание к собеседнику.

Низкий. Нередко проявляет агрессивные вспышки или безразличие к содержанию и характеру общения; не пытается самостоятельно разрешать конфликтные ситуации, прибегает к помощи взрослого или применяет неконструктивные способы; не умеет продуктивно договариваться.

Низший. Часто проявляет агрессивные вспышки или безразличие к содержанию и характеру общения; не пытается самостоятельно разрешать конфликтные ситуации, прибегает к помощи взрослого или разрешает неконструктивными способами; не умеет продуктивно договариваться; не изменяет стиль общения со взрослым или сверстником в зависимости от ситуации; формы речевого этикета не использует или использует редко небольшое их количество при напоминании взрослого; игнорирует потребности партнеров по общению.

Форма общения со взрослым:

Высокий. Наряду с внеситуативно-познавательной формой общения начинает проявлять внеситуативно-личностную форму: становится все более актуальной потребность в понимании, ищет компромиссы со взрослым, начинает в общении усваивать знания непрямым путем (из рассказов взрослого, книг), все больше интересуется проблемами социального характера и обсуждает их (например, ведет разговоры на личные темы), задает соответствующие вопросы; выполняет правила, задаваемые взрослым в общении, использует в общении развернутую речь.

Средний. Внеситуативно-познавательная форма общения: проявляет как ведущую потребность в познании посредством общения, взрослого рассматривает как эрудита, источник знаний о предметах и явлениях физического мира, задает вопросы о мире природы, использует в общении развернутую речь, пытается объективировать свой опыт, который значит больше, чем мнение взрослого.

Низкий. Использует преимущественно ситуативно-деловую форму общения со взрослым: проявляет как ведущую потребность в сотрудничестве со взрослым и совместной деятельности, претендует на самостоятельное выполнение предметных действий, настаивает на своем варианте поведения, использует ситуативную речь с обилием междометий, обрывков предложений, наряду с речевыми средствами обильно использует, часто в качестве ведущих, предметные средства: жесты, позы, действия.

Низший. Использует преимущественно ситуативно-личностную форму общения со взрослым: проявляет как ведущую потребность в доброжелательном внимании, постоянно нуждается в непосредственно-эмоциональных, в том числе тактильных, контактах; использует как ведущие экспрессивно-мимические средства: улыбку, взгляд, прикосновения и пр.; речь неразвернута, фрагментарна.

Форма общения со сверстниками:

Высокий. Внеситуативно-деловая форма общения со сверстниками: проявляет потребность в сотрудничестве с другими детьми, умение договариваться, ставить и достигать общие цели, понимает и учитывает интересы и особенности других детей, использует развернутую речь.

Средний, Ситуативно-деловая форма общения со сверстниками: проявляет потребность в общих действиях, сильные конкурентные мотивы, сверстник интересен как участник игр и как средство самоутверждения, использует ситуативную речь.

Низкий. Эмоционально-практическая форма общения со сверстниками: проявляет потребность в эмоциональных контактах со сверстником, характерна подражательность, конфликты происходят в основном из-за игрушек, действия подражательны, общение проявляется как веселая беготня, крики, прыжки и т. п.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

Низший. Потребность в общении со сверстниками явно не проявляет, сверстника рассматривает не как субъекта, а как предмет, не адресует ему личностные действия, воздействует с помощью предметных действий.

Владение культурой общения:

Высокий. Знает и постоянно, за редким исключением, выполняет правила культуры общения, четко сознает как сами правила, так и необходимость их выполнения для поддержания продуктивного общения; вежлив, обходителен, выражает благодарность за внимание, помощь, сочувствие, согласие - несогласие, одобрение - неодобрение, оценку социально приемлемыми способами; предлагает помощь и обращается за помощью, дает советы и сам их применяет; чаще всего использует правила культуры общения в совместной со взрослыми и сверстниками деятельности; согласовывает свои действия и действия партнеров, умеет договариваться; адекватно оценивает выполнение правил культуры общения другими людьми и может мотивировать оценку; достаточно адекватно оценивает свое коммуникативное поведение; при нарушении правил общения испытывает чувство стыда и вины, стремится исправиться.

Средний. Знает и, как правило, выполняет правила культуры общения, в ряде случаев нуждается в напоминании взрослого, не все правила и их необходимость четко осознает; обычно вежлив при выражении просьбы, благодарит за помощь и содействие; использует правила культуры общения в совместной со взрослыми и сверстниками деятельности, хотя может их нарушать, подчиняясь своим потребностям, желаниям; согласовывает свои действия и действия партнеров, не всегда продуктивно умеет договариваться, прибегает к помощи взрослого; не всегда адекватно оценивает выполнение правил культуры общения с другими людьми, развернуто не мотивирует оценку; не всегда относит знакомые правила общения к своей деятельности и поведению, оценка своих поступков не всегда адекватна, но при разъяснении взрослого оценивает себя более объективно, однако не всегда самостоятельно меняет свое социально неодобряемое поведение.

Низкий. Знает основные правила культуры общения, но не всегда выполняет, правила недостаточно осознанны, не может четко определить необходимость их выполнения; нередко нарушает правила, подчиняясь своим потребностям, желаниям; не согласовывает свои действия и действия партнеров, нуждается в контроле со стороны взрослого; затрудняется в объективной самооценке и оценке выполнения правил культуры общения с другими людьми, самооценку и оценку не мотивирует; несмотря на оценку взрослого, не меняет свое социально неодобряемое поведение.

Низший. Знает отдельные правила культуры общения, но не всегда выполняет, правила недостаточно осознанны, не может определить необходимость их выполнения; нередко нарушает правила, подчиняясь своим потребностям, желаниям; не согласовывает свои действия и действия партнеров, нуждается в контроле со стороны взрослого; не дает самооценку и оценку выполнения правил культуры общения; не может оценить выполнение правил другими людьми или оценивает недифференцировано и немотивированно; несмотря на оценку взрослого, не меняет свое социально неодобряемое поведение или меняет формально.

Планируемые результаты формирования интегративного качества «Способный управлять своим поведением (произвольность)»

Соблюдение элементарных общепринятых моральных норм и правил поведения:

Высокий. Поведение преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится выполнять нормы и правила, относит содержащиеся в них требования к себе, четко формулирует нормы и правила, испытывает чувство вины и стыда при нарушении норм и правил, понимает важность нравственного поведения, осознает последствия нарушения/соблюдения норм и правил и в соответствии с этим организует свое поведение, при нарушении норм и правил поведения испытывает чувство вины и стыда, стремится исправиться.

Средний. Поведение определяется правилами повседневной жизнедеятельности, действуя в привычных ситуациях; моральные нормы формулирует слишком обобщенно или слишком конкретно, может их нарушать в реальной ситуации, однако позитивно реагирует на замечания взрослого, старается исправиться, испытывает дискомфорт при нарушении норм и правил, хотя не может четко определить свое состояние и его подлинные причины; последствия нарушения норм и правил осознает и объясняет, ссылаясь на имеющийся опыт и соответствующую оценку взрослым поведения; чаще старается себя вести социально одобряемым образом.

Низкий. Поведение зависит не столько от норм и правил, сколько от непосредственных желаний; нормы и правила обобщенно не называет и развернуто не объясняет, дифференцируя их только как «хорошо», «плохо»; нормы и правила выполняются достаточно успешно при их совпадении с желаниями и потребностями ребенка, в иных случаях требуется в их выполнении помощь взрослого; при нарушении норм и правил не испытывает выраженного дискомфорта; понимает последствия нарушений; не стремится себя вести социально одобряемым образом.

Низший. Моральные нормы и правила не являются действенными регуляторами поведения, действует спонтанно, ситуативно может выполнять некоторые простые нормы и правила, но в том случае, если они продиктованы текущей ситуацией, нормы и правила поведения четко не осознает, не испытывает дискомфорта при их нарушении, не стремится себя вести социально одобряемым образом.

Соблюдение правил поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.)*

Примерное содержание правил

Правила поведения на улице, в транспорте, поликлинике, театре, дома в соответствии с особенностями деятельности в каждом случае; вместе с родителями - Правила дорожного движения, согласно сигналам светофора; правила техники безопасности в быту, во время игр и занятий; правила набора телефонных номеров пожарной службы, милиции, скорой помощи.

Высокий. Знает и соблюдает систему правил поведения в определенном общественном месте, понимает и развернуто объясняет необходимость им следовать, а также негативные последствия их нарушения.

Средний. Знает основные правила, соблюдает при помощи взрослого, понимает необходимость им следовать и кратко объясняет, исходя из конкретных ситуаций.

Низкий. Знает некоторые правила, соблюдает в общей со взрослым деятельности, затрудняется в формулировке правил и объяснении необходимости им следовать.

Низший. Не имеет четких знаний о правилах поведениях в определенных общественных местах, выполняет их только при постоянном побуждении взрослого, не понимает необходимость следовать правилам.

Осознание своей жизнедеятельности:

Высокий. Четко осознает свои возрастно-половые, индивидуально-типологические, психологические, личностные особенности, эмоции, социальные контакты и свои социальные роли; осознает свои предпочтения, желания в отношении настоящего, близкого и отдаленного будущего (учеба, профессия, семья, досуг); осознает цели, способы, желаемый результат выполнения своей текущей деятельности (что, как, зачем делает); понимает последствия своих поступков и действий; осознает то, как его воспринимают другие люди, разные по возрастному, социальному и иным статусам; знает свое прошлое, с удовольствием рассказывает на тему «Когда я был маленьким...»; имеет сформированную временную перспективу во взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего; может составить свою родословную, рассказать о родственных связях.

Средний. Осознает некоторые свои возрастно-половые, индивидуально-типологические, психологические, личностные особенности, эмоции, социальные контакты и свои социальные роли; осознает свои предпочтения, желания в отношении настоящего; ближайшее будущее осознается как поступление в школу, отдаленное будущее осознается недифференцированно; осознает цели, способы, желаемый результат выполнения своей текущей деятельности (что, как, зачем делает); в обобщенном виде осознает последствия своих поступков и действий; не дифференцирует восприятие самого себя другими людьми; осознает отдельные эпизоды своего прошлого.

Низкий. Осознает свои отдельные возрастно-половые и личностные особенности, основные свои предпочтения, желания в отношении настоящего; ближайшее будущее не вызывает явного интереса, отдаленное будущее осознается недифференцированно; понимает некоторые цели, результаты выполнения своей текущей деятельности, способы деятельности не выделяет; с помощью взрослого осознает последствия своих поступков и действий; не дифференцирует восприятие самого себя другими людьми; осознает свое ближайшее прошлое.

Низший. Осознает свои отдельные возрастно-половые и личностные особенности, определяя их кратко и нечетко; имеет нечеткие представления о своих предпочтениях, желаниях в отношении настоящего, ближайшее будущее не вызывает интереса, отдаленное будущее не осознается; воспринимает только общий контекст текущей деятельности (общий способ активности: «рисую, играю»), способы деятельности не выделяет; не осознает последствия своих поступков и действий; не дифференцирует восприятие самого себя другими людьми; осознает отдельные эпизоды своего ближайшего прошлого.

Планирование своих действий, направленных на достижение конкретной цели, на основе первичных ценностных представлений:

Высокий. Ставит цели самостоятельно, инициативен в разных видах деятельности; цели разнообразны, связаны не только с утилитарными, но и общественными нуждами; сам ставит и принимает от взрослого цели достаточно отдаленные; развернуто отражает цели в речи; им подчиняется успешно, длительно согласует с целью свою активность; развернуто планирует этапы и условия ее достижения; создает условия, необходимые для успешного достижения цели; проявляет элементы прогнозирования.

Средний. Цели ставит в некоторых видах деятельности, обычно привлекательных и связанных с предметно-практическими ситуациями; кратко и свернуто отражает цели в речи; цели касаются в основном интересов самого ребенка, но выходят за пределы его непосредственных нужд; цели связаны с близкой перспективой; планирует основные этапы достижения цели в обобщенном виде; понимает необходимость ряда стандартных условий для достижения цели; создает некоторые стандартные условия для достижения цели, нуждаясь в руководстве взрослого.

Низкий. Сам ставит цели, но сугубо утилитарные, чаще цели определяются взрослым или ситуацией, в которую включен ребенок; цели связаны с ближайшей перспективой; нуждается в помощи взрослого на этапе планирования, называет условия, но не всегда важные для достижения цели, условия создает вместе со взрослым, цели называет при вспомогательных вопросах.

Низший. Цели отражают непосредственные спонтанные побуждения ребенка; цели связаны с ситуацией, в которую он включен, диктуются обстановкой, условиями деятельности; затрудняется в вербализации своих целей или целей, поставленных взрослым; не может инициировать содержание деятельности, планировать достижение цели и организовывать условия деятельности без помощи взрослого.

Способность к волевому усилию:

Высокий. Волевое усилие проявляет часто, длительно противостоит отвлечениям, даже при выполнении не слишком интересной деятельности; цель деятельности удерживает без помощи взрослого и в его отсутствие, преодолевает трудности и помехи, не отказываясь от первоначальной цели, понимает и объясняет необходимость волевого усилия (трудиться, стараться, работать, сосредотачиваться и пр.) для получения качественного результата.

Средний. Волевое усилие проявляет достаточно часто, может противостоять отвлечениям в интересной, увлекательной деятельности, способен к волевому усилию в присутствии взрослого, в ситуации трудностей и помех ищет «обходные пути», необходимость волевых усилий понимает, но затрудняется четко объяснить.

Низкий. Волевое усилие проявляет иногда, оно кратковременно; легко отвлекается, цель в ситуации трудностей и помех удерживает с помощью взрослого, через некоторое время меняет цель на более привлекательную, необходимость волевого усилия четко не понимает.

Низший. Волевое усилие, как правило, не проявляет; не может удерживать цель деятельности, меняет цель сразу на псевдоигровую, если задание требует волевого усилия; взрослый может повлиять на поддержание волевого усилия лишь кратковременно; не понимает сущность волевого усилия («зачем стараться?»).

Соподчинение мотивов:

Высокий. Соподчинение мотивов возникает часто; протекает осознанно, отношение к борьбе мотивов рассудительное, ситуацию борьбы мотивов обсуждает; завершается соподчинением мотивов, принимается осознанное решение: борьба мотивов чаще завершается в пользу общественного мотива, находит компромиссы, позволяющие удовлетворить интересы разных сторон; в процессе деятельности установившееся соподчинение мотивов сохраняется; роль взрослого необходима в особо трудных случаях, когда значимость разных мотивов примерно одинакова.

Средний. Соподчинение мотивов возникает достаточно часто, но общественные мотивы не всегда побеждают личные; борьба мотивов протекает как процесс метаний, поиска более подходящего для себя решения, завершается соподчинением мотивов, но остаются сомнения в правильности принятого решения; роль взрослого в ситуации борьбы мотивов «помогающая»: на этапе выполнения задачи взрослый вынужден усиливать действие общественных мотивов, то есть дополнительно мотивировать ребенка, обращаясь к сказочным образам, моральным нормам, чувству привязанности, личному опыту и пр.

Низкий. Соподчинение мотивов возникает редко; борьба мотивов протекает бурно, с аффективными реакциями; завершается соподчинением личных мотивов общественным с помощью взрослого, роль которого в данном процессе «определяющая», решения в пользу личного или общественного мотива зависят от ситуации, соподчинение мотивов нарушается ребенком в процессе выполнения деятельности: он начинает действовать под влиянием общественных мотивов.

Низший. Борьбы мотивов не проявляет, соподчинение мотивов не возникает или возникает случайно, ребенок решает проблему сразу в пользу более привлекательного мотива, личные и общественные мотивы в ситуации, когда взрослый требует отдать приоритет общественным мотивам, приходят в открытый конфликт; личные мотивы доминируют.

Планируемые результаты формирования интегративного качества «имеющий первичные представления  (общая осведомлённость)»

 (оценивается отдельно по каждой сфере: о себе, семье, обществе и государстве,

мире, природе, культуре)

Примерное содержание представлений о себе

Ребенок должен знать:

Свое имя, фамилию, домашний адрес; индивидуальные предпочтения и интересы; некоторые особенности своего организма и здоровья, факторы риска здоровью, полезные продукты и витамины, признаки некоторых заболеваний, опасные предметы и ситуации в быту; назначение своих органов чувств и частей тела, особенности их строения и функционирования; некоторые события своего детства.

Примерное содержание представлений о семье

Ребенок должен знать:

Эмоциональные и физические состояния людей: радость, грусть, страх, усталость. Ближайшие родственные связи, сходство между родственниками. Место работы и особенности труда родителей, понимать многообразие выполняемых ими социальных ролей. Правила вежливого общения. Способы проявления заботы о членах семьи, некоторые семейные обязанности и любимые занятия членов семьи. Обороты речи, отражающие родственные связи.

Примерное содержание представлений об обществе и государстве

Ребенок должен знать:

Название своей страны, столицы, своего города. Достопримечательности своего города и факты его истории. Государственные праздники, факты их истории и традиции празднования. Подвиги российской армии. Особенности труда строителя, продавца, работников транспорта, почты, структуру трудового процесса, условия труда, профессионально важные качества, общественную значимость результата труда.

Примерное содержание представлений о мире

Ребенок должен знать:

Название планеты Земля, отдельные факты из исторического прошлого нашей планеты. Назначение глобуса, цветовые обозначения на глобусе. Названия некоторых стран и отдельные специфические их климатогеографические условия, отдельные произведения фольклора народов мира, особенности народных костюмов, эпизоды истории и культурных традиций разных народов.

Примерное содержание представлений о природе

Ребенок должен знать:

Условия жизни растений, животных, некоторые причины происходящих в природе изменений. Разные виды растений: деревья, кустарники, травянистые растения, ягоды, грибы, комнатные растения. Домашних и диких животных близлежащей климатической зоны, условия их обитания, особенности образа жизни. Зимующих и перелетных, домашних и диких птиц, условия их обитания, особенности образа жизни. Признаки благополучного и неблагополучного состояния живых объектов. Способы оказания помощи животным и птицам.

Признаки времен года и частей суток. Сезонные изменения и их причины, связь жизнедеятельности животных, растений с сезонными изменениями. Особенности ухода за растениями, животными. Роль человека в сохранении экосистем. Труд человека в природе. Правила поведения в природе. 

Примерное содержание представлений о культуре

Ребенок должен знать:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

Назначения бытовых предметов, облегчающих труд человека, обеспечивающих передвижение, создающих комфорт. Свойства и качества материалов: стекло, картон, бумага, ткань. Зависимость материала, из которого изготовлен предмет, и его функции. Правила пользования предметами. Существенные признаки, лежащие в основе родовых обобщений: одежда, транспорт, головные уборы, обувь, посуда, игрушки. Технологическую цепочку создания некоторых предметов: хлеб, стол, книга, платье. Правила поведения в быту.

Народные праздники

Ребенок должен знать:

Некоторые названия и свойства материалов, используемых для разных видов художественной деятельности. Произведения народного декоративного искусства, в том числе народные игрушки. Специфику оформления разных помещений, в том числе к праздникам. Цвета спектра, хроматические и ахроматические, их расположение в спектре. Названия оттенков. Авторов и жанры художественных, литературных, музыкальных произведений, жанровые особенности.

Высокий. Имеет четкие, информативные, осознанные представления; аргументирует свое мнение, рассуждает, в представлениях отражает собственный опыт.

Средний. Имеет четкие, но недостаточно обобщенные и информативные представления, кратко аргументирует свое мнение, собственный опыт представлен недостаточно подробно.

Низкий. Представления,  недостаточно дифференцированные и информативные, свое мнение затрудняется аргументировать, собственный опыт отражен в конкретных эпизодах.

Низший. Представления искаженные или малоинформативные, неаргументированные, отрывочно отражает свой опыт или не отражает.[1,  с.19-20;с. 24-26; с. 30-32;с. 45-46]

В соответствии с программой воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой и с учётом местных условий педагог планирует весь познавательный материал равномерно по времени, чтобы дети в течение года усваивали материал в определённой системе. Материал целесообразно планировать по темам. Построение всего образовательного процесса вокруг одной центральной темы даёт большие возможности для развития детей. Позволяет избегать перегрузки детей. Воспитательно - образовательный процесс следует строить, учитывая контингент воспитанников, их индивидуальные и возрастные особенности, социальный заказ родителей. Процесс построен на комплексно – тематическом принципе с учётом интеграции образовательных областей.

Теоретическая часть

Я.А.Коменский писал, что надо «поставить дело так, чтобы при одной работе выполнялось двойное или тройное дело», «чтобы всякая работа приносила более,  чем один результат». Общее правило состоит в том, чтобы всегда и везде брать вместе то, что связано одно с другим.

Можно ли говорить о воспитании любви к родному краю без сообщения детям определённых знаний о нём? Воспитатель должен так организовать пополнение знаний о родном крае, чтобы вызвать интерес, развивать любознательность. Необходимо изучать с детьми места, где живёшь, бродить по знакомым улицам, знать, чем они славятся. Процесс ознакомления с природой не должен носить стихийный характер. Каждый  объект природы, яркий или скромный, большой или маленький, по – своему привлекателен. Красота родной природы раскрывает и красоту человеческого труда, рождает желание сделать свой край еще прекраснее. Поэтому важно показать детям, как человек оберегает природные богатства.

Эмоционально воспринимать окружающее детям помогают яркое, живое слово, музыка, изобразительное искусство. Слушая песни и стихи о Родине, о подвигах, о труде, о природе родной страны, ребята могут радоваться или печалиться, ощущать свою причастность к героическому.

 Искусство помогает воспринимать то, чего нельзя непосредственно наблюдать в окружающей жизни, а также по – новому представлять то, что хорошо знакомо; оно развивает и воспитывает чувства.

Эмоциональная атмосфера на занятии играет большую роль в воспитании чувств детей, Многое зависит от того как педагог прочитает рассказ, стихи, какими словами, с какой интонацией расскажет о героях войны и труда. Искренность взрослого непременно передаётся и его воспитанникам.

Нельзя представить себе человека, любящего свою Родину, но не знающего произведений великих писателей, художников, композиторов.

Народное творчество – это неисчерпаемый источник эстетического, нравственного, патриотического воспитания дошкольников. Народная мудрость, заключённая в сказках, потешках, прибаутках, загадках, поговорках воспитывает в детях гордость за талант простого народа. Народ создал меткие выражения, которые высмеивают лень, восхваляют смелость, скромность, трудолюбие.

 Большой интерес вызывают у детей и предметы декоративно – прикладного искусства. Дети с большим вниманием слушают рассказы педагога о народных умельцах, с удовольствием рисуют по сюжетам сказок, стремятся передать в аппликации характерные особенности узоров декоративного искусства.

«Труд становится великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников…приоткрывает всё новую и новую красоту в окружающем мире» - писал В.А.Сухомлинский. Очень важно акцентировать внимание детей на таких видах труда, которые дают возможность показать главное в содержании трудовой деятельности. Дети знают, что людям помогают работать различные машины. Следует рассказать им, кто сделал эти машины, кто ими управляет. Необходимо в доступной форме познакомить дошкольников с предприятием, где работают их родители. Так же детей следует познакомить с работой тех людей, которые имеют к ним непосредственное отношение: врача, медицинской сестры, воспитателя и т.д. Дети должны знать героев труда своего края, своей семьи.

Воспитатель широко использует детскую книжку: читает и рассказывает на прогулке, организует инсценировки. И от того, как сумеет педагог донести до детей идею произведения, раскрыть характер героев, во многом зависит не только восприятие, но и «отдача» детей. Например, дети хорошо знают стихотворение С.Маршака,  «Вот какой рассеянный», где автор добродушно смеётся над своим героем. И дети понимают, что неаккуратность, рассеянность могут привести к нелепым ситуациям.

Методическая часть

Игра в дошкольном возрасте – ведущая деятельность детей. Она пронизывает всю их жизнь, является источником обширной информации, методом обучения и воспитания. С её помощью создаю условия для развития творческих способностей, всестороннего развития ребёнка. В игре ребёнок становится как бы на голову выше самого себя, может решать сложные задачи, как практические, так и умственные. Н.К.Крупская придавала игре как средству воспитания и обучения огромное значение. Об этом она часто говорила и писала в своих трудах.  «Игра для дошкольников – способ познания окружающего утверждала она. Через содержание дидактических игр у детей формируются правильные представления, отношение к явлениям общественной жизни, природе, к предметам окружающего мира. В игре у детей систематизируются, углубляются знания о Родине, об Армии, о людях разных профессий, о труде людей.

Знания об окружающей жизни даются детям в определённой системе. Так, ознакомление их с трудом взрослых проходит в такой последовательности: сначала знакомят с содержанием определённого вида труда, затем с машинами, помогающими людям в их труде, облегчающими труд, далее с этапами производства. Многие дидактические игры и направлены на усвоение, уточнение и закрепление этих знаний. Такие игры, как «Кто построил этот дом?», «От зёрнышка до булочки», «Откуда стол пришёл?», «Кем рубашка сшита?» и другие содержат дидактические задачи, при решении которых дети должны проявить конкретные знания о труде строителей, хлеборобов, плотников, ткачей, о машинах, которые помогают им в работе, об этапах их труда.

Многие дидактические игры ставят перед детьми задачу самостоятельно использовать имеющиеся знания при решении мыслительных задач: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира, сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определённым признакам, делать правильные выводы, обобщения.

Большое значение дидактические игры имеют в нравственном воспитании детей. У детей дошкольного возраста формируются конкретные нравственные представления о бережном отношении к окружающим их предметам, игрушкам как продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных, нравственных качествах личности. Особая роль принадлежит правилам игры. Овладеть правилом – это значит овладеть своим поведением, научиться управлять им, научиться подчинять его определённой задаче». – Леонтьев А.Н.

Но не только правила игры способствуют формированию нравственного поведения детей. Большое значение имеет также и содержание игр. Основным содержанием является усвоение ребёнком культуры поведения.

Формируются также социальные качества личности ребёнка, такие, как доброта, способность к сопереживанию, потребность в общении со сверстниками, готовность оказывать помощь более слабым.

Дети лучше выполняют задание, если игра основана на знакомом им содержании. Тогда они углубляют свой жизненный опыт, совершенствуют познание окружающего мира. Но в каждой игре предусматривается не только повторение уже известного, но и познание нового. В дидактической игре дети овладевают специфическими способами игровой деятельности – игровыми действиями, игровыми отношениями, игровыми ролями, позволяющими самостоятельно реализовывать свои представления об окружающем предметном мире, деятельности и отношениях людей. Игровые ситуации, которые имеются в каждой дидактической игре, служат примером создания воображаемых ситуаций самими детьми.

Постоянно находясь в игровой среде, созданной взрослыми, дети обычно стремятся продлить удовольствие, организуя самостоятельные сюжетно – ролевые игры.

И последнее. Успех проведения игры во многом зависит от настроения воспитателя. Успех обеспечен, если игра доставляет удовольствие не только детям, но и взрослому человеку.

Важно, чтобы дети, воспринимая материал, активно думали. Этому помогают такие методические приёмы, как сравнение, вопросы, индивидуальные задания, обращение к опыту детей, предложение задавать друг другу вопросы и воспитателю.

Приём сравнения необходим на занятиях, на которых детей знакомят с народами нашей страны (что общего и различного в быте людей разных национальностей), с природой. Сравнение помогает формированию активного отношения к окружающей жизни. Нужно приучать детей самостоятельно анализировать увиденное или услышанное и делать выводы.

Старшие дошкольники уже способны принимать активное участие в защите природы. Им доступно многое: подкормка птиц, выращивание цветов, помощь на огороде.

Занятия, которые знакомят детей с явлениями окружающей жизни, дополняют беседы, изобразительная деятельность. Дети шестого года жизни получают обширную информацию: они смотрят телевизор, рассматривают фото в газетах и журналах, беседуют со взрослыми. Полученные ими представления педагог уточняет и углубляет. Ребята не всегда являются инициаторами непринуждённых и недлительных бесед им должен стать педагог, а темы могут быть разными (о событиях в стране и мире). Непринуждённые разговоры важны тем, что воспитывают у них чувство причастности к событиям, происходящим в стране, потребность узнавать что – то новое.

Методы нравственного воспитания можно условно сгруппировать. Первая группа методов обеспечивает создание у детей практического опыта общественного поведения. К ним можно отнести метод приучения ребёнка к положительным формам общественного поведения. Воспитания нравственных привычек. Основной смысл его заключается в том, что детей систематически в разных ситуациях побуждают поступать в соответствии с нормами и правилами, принятыми в обществе, например, здороваться и прощаться, благодарить за услугу, вежливо отвечать на вопросы. Приучение осуществляется с помощью упражнения, при этом побуждение к поступку, действию сочетается с влиянием на чувства ребёнка, на его сознание. Метод приучения даёт больший эффект, если он сочетается с использованием примера взрослого или других детей. Но чтобы ребёнок начал действовать по примеру старшего, необходимо желание быть похожим на того, кто затронул его чувства, направил деятельность.

Следует подчеркнуть значение целенаправленного наблюдения, организуемого педагогом. Например, младшие дети наблюдают за играми старших дошкольников.

Можно использовать и показ действия. С его помощью формируется такое, например, важное качество, как самостоятельность.

К первой группе методов относится также метод организации деятельности, которая и в дошкольном возрасте, особенно старшем общественно полезный характер. Например, уборка групповой комнаты, участка, посадка деревьев, цветов, подкормка птиц, изготовление подарков. Педагог определяет цель работы и обдумывает её организацию. В старшей группе воспитатель, организуя разнообразную трудовую деятельность, формирует навыки самоорганизиции: рекомендует ребятам самим обдумать, что и для чего надо делать, как спланировать и разделить работу и т.п. Педагог помогает своим воспитанникам правильно оценивать и общие результаты, и трудовые усилия каждого. Показателями нравственного развития детей этого возраста наряду с самоорганизацией являются доброжелательность, готовность во взаимопомощи, взаимовыручке, трудолюбие.

Вторая группа методов направлена на формирование у дошкольников нравственных представлений, суждений, оценок. Сюда входят беседы воспитателя на этические темы, чтение художественной литературы и рассказывание, рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций, телепередач. Методы, направленные на формирование у детей нравственных представлений, суждений и оценок, нужно активно использовать вне занятий.

Можно использовать и такие. Более частные методы: вопросы к детям, побуждающие к выбору («Чтобы ты сделал, как поступил, если бы мальчик сломал ногу?»); картинки, на которых изображены разные ситуации, настольные игры и т.п. Методы второй группы используют главным образом для формирования у детей правильных оценок поведения и отношений и превращение моральных представлений в мотивы поведения. Используя методы второй группы, воспитателю нужно не только знакомить детей с моральными качествами и отношениями, которыми обладали герои художественных произведений, участники каких – то событий, о которых шла речь в беседе педагога, но и включать детей в обсуждение и анализ собственного практического опыта. Темы таких бесед должны подбираться с учётом возраста детей, но во всех случаях дети будут ориентироваться на свой практический опыт и воспитателю следует направлять их высказывания именно таким образом. В беседах с детьми старшего возраста воспитатель стремится к тому, чтобы обобщенные высказывания детей сочетались с описанием, анализом практических ситуаций.

Широко применяется метод убеждения. Ведь его успешно можно использовать и через доброе, умное слово воспитателя, и с помощью художественных произведений, и через умело организованную деятельность.

Применяется в педагогическом процессе опора на положительный пример. Воспитатель использует этот метод, руководя нравственным воспитанием детей в повседневной жизни: пример вежливого заботливого сверстника или взрослого, пример хорошего выполнения роли в игре или трудового поручения, положительный пример литературных героев. Воспитатель должен заботиться о том, чтобы положительный пример становился для ребёнка образцом для подражания. В реальной жизни так не всегда бывает: ребёнок видит положительные примеры, а подражает дурным. Чтобы положительный пример стал образцом для подражания, важно помочь увидеть самые главные, ценные черты этого человека, увидеть его конкретные дела, нравственные проявления. Нужно помочь ребёнку так играть или трудиться, чтобы в деятельности, пока еще чисто детской. Могли бы воплотиться хоть в некоторой мере черты образца, который его привлекает.

В педагогической практике довольно широко применяется метод поощрения. В поощрениях чаще всего фиксируются результаты воспитанности. Хорошее поведение, хорошие поступки заслуживают положительной оценки воспитателя, а иногда и особого одобрения с привлечением внимания группы детей. Степень поощрения, его частота должны соотноситься со стремлением и старанием ребёнка поступать хорошо. В старших группах вопрос о достижении ребят, о том достойны ли они одобрения, похвалы, целесообразно обсудить во время  общей беседы.

Воспитателям важно с самого начала учебного года проанализировать положение в группе, выяснить причины недостатков, наметить пути совершенствования нравственного воспитания детей.

Часть работы будет осуществляться на основе программы со всеми детьми группы. И одновременно должна проводиться дифференцированная, индивидуальная работа с условно выделенными по уровню нравственной воспитанности подгруппами.

В конце года педагог каждой возрастной группы подводит итоги работы с детьми, в том числе и нравственного воспитания.

Приложение

Дидактические игры

Никогда не унывай

Цель. Научить детей по выражению лица определять настроение человека, формировать умение выражать сочувствие тому, кто в нем нуждается, а также улучшать настроение.

Игровое задание. Улучшить настроение.

Правила игры. Придумывать разные способы улучшения настроения. Справедливо оценивать выдумку.

Материал. Несколько комплектов схематических и реалистических изображений детского лица, выражающего: спокойствие, удивление, радость, огорчение и т. д. (один из комплектов демонстрационный); изображения веселых лиц (по количеству детей).

Игра. Заинтересуйте детей сообщением о том, что к ним собираются гости, которые прислали свои фотокарточки. Покажите им реалистические картинки. Постарайтесь как можно эмоциональней разглядывать изображенные на них детские лица, стараясь вызвать адекватную реакцию у воспитанников. Предложите им подумать о том, что могло огорчить, удивить, обрадовать гостя.

Затем каждый ребенок выбирает одного из гостей. Воспитатель раздает детям соответствующие их желанию схематические изображения. Они должны придумать, как можно утешить огорченного, ответить на вопрос удивляющегося, порадоваться вместе с улыбающимся. Потом проводится конкурс способов улучшения настроения. При единодушном одобрении способа победитель награждается призом «За хорошее настроение». При повторении игры дети обмениваются изображениями гостей. Приз придумайте сами.

Как поступить!

Цель. Учить детей быть внимательными, заботливыми по отношению друг к другу, по-разному выражать добрые чувства.

Игровое задание. Оказать необходимую помощь.

Правила игры. Уметь объяснить свой выбор картинки. По достоинству оценить помощь сверстника.

Материал. Сюжетные картинки (для каждого ребенка), такие, как: ребенок рисует дерево и яблоки на нем синим карандашом; все сажают овощи, цветы, деревья, а один ребенок стоит без дела; дети собирают урожай, одна девочка набрала так много фруктов, что не может удержать их в руках; двое едят что-нибудь вкусное, а третий — нет; дети играют, но у одного ребенка нет игрушек; ребенок плачет; ребенок пытается перейти улицу на красный свет. Предметные картинки: зеленый, красный, коричневый карандаши; лопата, ведро, корзинка, игрушки, фрукты, лакомства. Изображение ребенка в предупреждающей позе.

Игра. Сюжетные картинки лежат на столах изображением вниз. Подходящие к ним предметные картинки выложены в центре стола; их немного больше, чем сюжетных. Начните игру стихами, загадкой, пословицей по теме игры, например:

Одному не под силу — зови товарищей. Все силы отдай, а друга в беде выручай.

Поставьте перед детьми задачу — помочь тем, кто в этом нуждается, подобрав к сюжетным картинкам подходящие предметные. Дети, выбрав сюжетную картинку, ищут нужную им среди предметных. Когда картинки подобраны, дети, сидящие за одним столом, проверяют друг у друга правильность выполнения задания, обсуждают, почему они выбрали именно эту картинку. Затем они меняются местами (пересаживаются за другие столы). Игра повторяется.

Желательно иметь несколько наборов предметных картинок, что заставит детей по-разному поступать при выполнении задания по одной сюжетной картинке.

Соберемся на прогулку

Цель. Закрепить представления детей о приспособлении людей к сезонным изменениям в природе. Воспитывать сочувствие друг к другу, взаимопомощь.

Игровое задание. Собрать девочку и мальчика на прогулку.

Правила игры. Сравнивать предметные картинки с сюжетными. Помогать друг другу.

Материал. Несколько сюжетных картинок, изображающих различные времена года (золотая осень нр площадке детского сада, в лесу, дождливый день; летом в саду, в поле, на лугу, на реке; зимой во дворе, на катке; весна, ручьи, тающий снег; цветущий сад; первые ростки) и девочку с мальчиком в трусах и майке; предметные картинки: одежда, обувь для разных сезонов; игрушки, предметы, орудия труда, которые помогут сделать прогулку интересной, содержательной и полезной в разное время года.

Игра. У каждого ребенка своя сюжетная картинка. Воспитатель показывает предметную картинку, дети называют, что изображено на ней. Тот, кому она необходима, поднимает руку. Но чтобы получить картинку, ребенок должен сказать, почему она нужна именно ему (например, зонтик и резиновые сапоги, потому что идет дождь; корзинка для грибов, потому что собираются в лес осенью). Раздавайте предметные картинки в определенном порядке: сначала оденьте девочку и мальчика, потом помогите им подобрать все, что необходимо для прогулки или трудовой деятельности.

Вариант. Когда дети хорошо изучили картинки, игру можно усложнить, используя стихи, загадки, по которым дети определят нужную им картинку и выберут ее из тех, что выставлены на доске.

Вариант. Готовя картинки, сделайте что-нибудь неправильно, например, оденьте мальчика и девочку, которые пришли к реке загорать, или дайте им коньки вместо плавательного круга и т. д. Когда дети поймут, что им надо делать, они начнут меняться картинками, отдавать другим ненужные им. Постепенно дети овладевают ролью ведущего в этой игре и начинают играть самостоятельно.

Ателье

Цель. Формировать у детей представление о труде взрослых в ателье, на пошивочных фабриках, его коллективном характере, взаимодействии модельеров, закройщиков, швей, гладильщиц, отношении взрослых к своему делу. Воспитывать уважение к труду взрослых, желание подражать им, аккуратно носить одежду.

Игровое задание. «Сшить» платье (или другой вид одежды).

Правила игры. Интересно рассказывать о работе в ателье. Сообща изготовлять одежду для кукол.

Материал. Картинки, изображающие основные этапы труда работников ателье: раскрой ткани, примерка, пошив, утюжка. Кусочки ткани, кукольные платья и другая одежда куклы.

Игра. Предложите детям осмотреть свою одежду, вместе с ними определите, в чем ее красота, удобство. Затем от имени куклы попросите сшить для нее платье или что-нибудь еще. Спросите ребят, кто шьет одежду для взрослых и детей. Ответ на этот вопрос найдите вместе с детьми на картинках, затем кукла вместе с ребенком отправляется в ателье и заказывает себе платье (или что-то другое), причем торопит мастеров. А они терпеливо объясняют ей весь процесс работы: каждый показывает свою картинку и рассказывает, как кроят ткань, как делают примерку и т. д. Кукла удивлена. Ей предлагают прийти через несколько дней. Затем другие дети начинают сообща «шить» платье, подробно рассказывая о всех этапах своего труда. Наконец кукла получает платье, примеряет его, радуется, благодарит детей.

Кто нас лечит!

Цель. Рассказать детям о том, какую помощь оказывают больному в аптеке, поликлинике, больнице; что делают врач, медсестра, санитарка. Воспитывать у них умение сотрудничать (на примере названных профессий), благодарить за внимание и заботу.

Игровое задание. Вылечить больного.

Правила игры. Подражать медицинским работникам. Сочувственно относиться к больным.

Материал. Сюжетные картинки, изображающие медицинских работников в аптеке, поликлинике, больнице, на «скорой помощи». Доктор Айболит, куклы, зверюшки, предметы для лечения больных и ухода за ними.

Игра. На столах одних детей — аптека, других — поликлиника, третьих — больница, четвертых — «скорая помощь».

Короткой сценкой «Доктор Айболит лечит больных» вызовите интерес детей к игре. Оказывается, на прием к нему стремятся все заболевшие зверюшки, куклы и даже поломанные машины. Айболит не успевает помочь всем, обращается к детям. Дети с удовольствием откликаются: ведут больного в поликлинику, по назначению Айболита покупают в аптеке лекарства, везут тяжелобольного в больницу. Другие выступают в роли врачей, медсестер, фармацевтов и оказывают больным необходимую помощь. Айболит дает советы, помогает, утешает больных, радуется старательности, сочувствию детей к больным. Наконец, все выздоровели, радуются, благодарят заботливых детей. Естественно, используйте стихи К. Чуковского «Доктор Айболит».

Вариант. Воспользуйтесь фрагментами из стихотворения А. Кардашевой «Наш доктор», в котором рассказывается о заболевшей Маше. Но не только она, а все ее игрушки заболели. Дети определяют, чем они больны и как их лечить.

Кто быстрее построит дом!

Цель. Учить детей различать способы строительства многоэтажных и одноэтажных зданий; творчески изображать характерные трудовые действия каменщиков, монтажников, крановщиков, водителей грузовых машин и панелевозов, кровельщиков, плотников; воспитывать привычку к совместному труду.

Игровое задание. Построить дом.

Правила игры. Интересно рассказать о строительстве. Строить так, как в рассказе (стихах).

Материал. Строительный материал: кирпичи, панели, блоки; подъемный кран, грузовые машины; различные инструменты, которыми пользуются рабочие на стройке; картинки, изображающие стройку, различные виды работ, производимых на ней.

Игра. Создайте ситуацию, цель которой — обсудить, какой дом можно быстрее построить — панельный или кирпичный. Если дети единодушны в своем решении, введите в игру Незнайку, который попытается доказать им, что кирпичный дом растет быстрее. Остается одно — на деле проверить, кто прав. Сначала одни дети строят кирпичный > дом; потом другие — панельный. Воспитатель засекает время, вместе с детьми отмечает, какой дом можно быстрее построить.

Затем дети соревнуются друг с другом: кто, глядя на картинку, интереснее расскажет о совместном труде строительных рабочих разных специальностей. Другие в это же время имитируют действия каменщиков, крановщиков и др. Особое внимание и рассказчик, и строители уделяют сотрудничеству рабочих. Дети, оставшиеся без дела, задают вопросы, дополняют ответы сверстников, дают советы. В конце решают, кто и почему скорее построил дом.

Вариант. Воспитатель читает стихи, загадывает загадки по теме игры. Дети находят и выставляют на демонстрационном стенде соответствующие картинки. Если кто-то ошибся, его заменяют другие. Далее можно вместе с детьми расположить картинки в последовательности, соответствующей этапам проведения работ.

Вариант. Дети по просьбе кукол возводят разнообразные постройки, соревнуясь в оригинальности их конструкции и оформления, в качестве исполнения и скорости строительства (рис. 11).

Рекомендуется использовать стихи С. Баруздина «Кто построил этот дом».

Магазин

Цель. Познакомить детей со способами приобретения покупки в магазине, вызвать уважение к труду работников торговли.

Игровое задание. Приобрести покупку,

Правила игры. Загадать загадку о задуманной покупке. Правильно рассчитаться за покупку. Продавцам и покупателям быть взаимно вежливыми.

Материал. Хлебобулочные изделия, овощи, фрукты, конфеты, другие продукты питания или картинки, изображающие их, и поделки. Изображения монет разного достоинства; соответствующие ценники на товарах.

Игра. Дети, выступающие в роли покупателей, загадывают продавцам заранее подготовленные загадки о предполагаемой покупке. Доброжелательные отношения между участниками игры — одно из необходимых условий. Дети расплачиваются за покупку монетами определенного достоинства.

Вариант. Магазин без продавца. Дети выбирают товары самостоятельно, но кассир пропускает их только при условии, если они скажут, что можно из этого приготовить, кто и как вырастил овощи, фрукты. Если ответ не удовлетворяет кассира, он не пропускает покупателя, который в этом случае советуется с детьми и более подробно и точно отвечает на вопросы кассира. Дети могут объединяться по двое-трое для совместной покупки. Тогда они рассказывают о ней сообща. Поощряется ответ, в котором используются стихи, загадки, пословицы.

Вариант. Продавец или кассир оценивает ответ по трехбалльной системе и, сравнивая оценку за ответ со стоимостью выбранной покупки, продает ее или требует «доплатить», т. е. улучшить ответ.

Почта

Цель. Углублять представления детей о способах отправки и получения корреспонденции, воспитывать уважение к труду работников почты, желание подражать им. Развивать связную речь детей.

Игровое задание. Прочитать письмо или описать посылку.

Правила игры. Правильно подготовить к отправке письмо, бандероль. Умело и внимательно.

 Материал. Рисунки, аппликации, поделки, кукольные книжки, журналы, газеты, выполненные самими детьми на занятиях по рисованию и упакованные в бандероли. Марки, конверты. Почтовый ящик, весы, номера-медальоны для каждого ребенка.

Игра. Дети надевают номера-медальоны, обозначающие их адрес. Игра начинается стихами С. Маршака и загадкой. (Про почтовый ящик и марку)

Затем каждый решает, кому он хочет отправить письмо или бандероль, и проставляет соответствующий номер-адрес. Конверты опускают в почтовый ящик, а бандероли несут на почту, где их предварительно взвешивают. Заметьте номера детей, которым никто ничего не послал. Напишите им на заранее подготовленных конвертах или бандеролях и отправьте сами. Когда оживление, связанное с отправкой корреспонденции, улеглось, вы предваряете появление почтальона стихотворением С. Михалкова «Почтальон».

Почтальон раздает письма и бандероли. Дети обсуждают полученное, загадывают загадки. Остальные участники игры должны догадаться, что принес почтальон.

Вариант. На почтовом отправлении ребенок указывает обратный адрес — свой номер. Если получивший письмо затрудняется его прочитать, ему помогает отправитель. Если дети не указали адреса, почтальон не доставит корреспонденцию. Дети выясняют, почему так произошло.

Используйте стихи:

Я домик. Но только совсем безэтажный.

 Я тонкий, раскрашенный домик бумажный.

Хоть дверца моя заперта не замком,

 А просто лизнули ее языком,

 Но внутрь никого не пускает без спроса:

Живут там приветы, ответы, вопросы.

Наказы и просьбы, свернувшись, лежат.

 Марки с печатями их сторожат. (П и с ь м о.)

Я. Аким

Что в корзинку мы берем!

Цель. Закрепить у детей знания о том, какой урожай собирают в поле, саду, на огороде, в лесу. Научить различать плоды по месту их выращивания. Сформировать представление о роли людей в сохранении природы.

Игровое задание. Подобрать пару, загадать загадку.

Правила игры. Собирать плоды в одном месте. В загадке указывать основные признаки.

Материал. Медальоны с изображением овощей, фруктов, злаков, бахчевых, грибов, ягод, а также корзинок.

Игра. У одних детей — медальоны, изображающие разные дары природы. У других — медальоны в виде корзинок. Дети-плоды под веселую музыку или шутливую песню расходятся по комнате, движениями и мимикой изображая неповоротливый арбуз, вертлявые огурцы, нежную землянику, прячущийся в траве гриб и т. д.

Дети-корзинки должны в обе руки набрать плодов. Необходимое условие: каждый ребенок должен принести плоды, которые растут в одном месте (овощи— с огорода, фрукты — из сада, грибы — из леса и т. д.). Выигрывает тот, кто выполнил это условие. В случае ошибки ребенок отпускает один плод, а у другого спрашивает, куда надо идти за его парой. Можно позвать то, что ищешь: «Ягода-малина, где ты?» Собирать больше двух плодов можно лишь в поле, саду, огороде. Из леса так много выносить не разрешается. Нарушителям запрещают вновь идти в лес. Чтобы сдать плоды, надо правильно назвать их, сказать, где собрал.

Вариант. Дети меняются ролями: собиратели становятся плодами, а плоды— покупателями. Чтобы сделать покупку, надо загадать о ней загадку (прочитать ее на память или придумать самому).

Где я живу!

Цель. Учить детей свободно использовать свои знания о родном городе (селе), его своеобразии, достопримечательностях, основных отраслях производства. Формировать желание как можно больше узнать о своей родине, воспитывать чувство любви к ней и гордости за нее.

Игровое задание. Заинтересовать других рассказом о родном городе (селе).

Правила игры. Не повторять предыдущий ответ. Рассказывать увлекательно.

Материал. Художественные открытки или рисунки детей, изображающие город (село), где живут дети; картинки с изображением продукции ведущих предприятий; магнитофонная запись песни о родном городе (селе).

Игра. Звучит песня. Детям показывают картинки с изображением тех товаров, которые производятся местной промышленностью. Просят вспомнить все, что они знают о родном городе (селе). Предлагают им представить себя взрослыми и решить, где бы они хотели работать. Просят рассказать об этом так, чтобы и другим захотелось работать там же; проводится конкурс рассказов: побеждает тот, кто интереснее других расскажет о родном городе (селе), придумает больше вариантов, как быть ему полезным.

(ксерокопировано с Л.В.Артёмова. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников: Кн. Для воспитателей дет. сада и родителей. – М.: Просвещение, 1992. – 96с.        

Список литературы:

  1. Ю.А.Афонькина. Мониторинг качества освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Старшая группа/Ю.А.Афонькина – Волгоград: Учитель, 2012. – 63с.
  2. Жуковская Р.И. и др. Родной край/ Р.И.Жуковская, Н.Ф.Виноградова, С.А.Козлова; Под ред. С.А.Козловой – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1990. – 176с.
  3. О.Л.Князева, М.Д.Маханёва. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа – СПб: АКЦИДЕНТ, 1997. – 158с.
  4. И.А.Кузьмин, Л.П.Сильвестрова. Истоковедение. Том 5, издание 3-е, дополненное – М.: Издательский дом «Истоки», 2007. – 208с.
  5. И.В.Цветкова. Как создать программу воспитательной работы: Метод пособие/И.В.Цветкова М.: Просвещение, 2006. – 207с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование духовно-нравственных качеств у старших дошкольников на материале музыкальных сказок

Статья направлена на воспитание в человеке только положительного, приобщение детей к прекрасному, светлому и радостному в жизни через музыкальные сказки....

Семинар «Духовно-нравственное развитие личности старших дошкольников через знакомство с русскими – народными праздниками» для педагогов района

ЦЕЛЬ: содействовать формированию  представлений об использовании русских - народных праздников в духовно-нравственном развитии личности дошкольников.ЗАДАЧИ:  1....

Конспект родительского собрания в подготовительной группе на тему: "Формирование духовно-нравственных качеств личности старшего дошкольника средствами патриотического воспитания"

Конспектродительского собранияв подготовительной группена тему:"Формирование духовно-нравственных качеств личности старшего дошкольника средствами патриотического воспитания"...

Методическая разработка ТЕМА: «ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственного воспитания. Одна из опасностей подстерегающих наше общество сегодня - это разрушение личности и дезориен...

Презентация "Формирование нравственных качеств личности старших дошкольников"

Формирование нравственных качеств личности старших дошкольников...

Статья "Формирование нравственных качеств личности старших дошкольников"

Формирование нравственных качеств личности старших дошкольников на материале фольклора...

Воспитание социально-нравственных качеств личности старших дошкольников (5-7 лет) через средства художественной литературы

Актуальность исследуемого вопроса заключается в том, что аспекты социально-нравственного развития, воспитания, совершенствования дошкольников занимают особое место среди проблемных тем педагогической ...