Доклад на тему: «Формирование духовно-нравственных ценностей через эстетическое развитие дошкольников».
материал

Аширова Марина Владимировна

 

Доклад на тему: «Формирование духовно-нравственных ценностей через эстетическое развитие дошкольников».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_ped.chteniya.docx19.31 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему: «Формирование духовно-нравственных ценностей через эстетическое развитие дошкольников».

Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес и любознательность. В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественно - эстетического вкуса, формирование у них творческих умений и навыков, осознание ими чувства прекрасного.

Цель художественно-эстетического воспитания - воспитание целостной гармонически развитой личности. Любая цель не может рассматриваться без задач. Большинство педагогов выделяют III ведущие задачи:

Во-первых, это создание определенного запаса элементарных эстетических знаний и впечатлений. Суть этой задачи состоит в накоплении разнообразного запаса звуковых, цветовых и пластических впечатлений.

Вторая задача состоит в "формировании на основе полученных знаний и развития способностей художественного и эстетического восприятия таких социально-психологических качеств человека, которые обеспечивают ей возможность эмоционально переживать и оценивать эстетически значимые предметы, явления, и наслаждаться ими".

Третья задача связана с формированием у каждого ребёнка художественно-эстетической творческой способности. Художественно - эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы.

В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращения к духовной жизни начинается - так же в дошкольном возрасте – с нравственного самоопределения и становления самосознания. Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром. Это доказывает особую значимость и актуальность разработок НОД и праздников по духовно-нравственному образованию и воспитанию детей. Воспитатели совместно с музыкальным руководителем помогают детям приобщиться к таинствам празднования праздников.

Задачи праздников:

  • Формировать у детей эстетическое восприятие окружающего мира, познавательный интерес к окружающему миру.
  • Приобщать к музыкальной народной культуре.
  • Формировать потребность в восприятии народной музыки и песнопений.
  • Обогащать впечатления детей за счет различных форм работы
  • Развитие познавательных и творческих способностей.
  • Воспитывать у детей эмоциональное, положительное отношение, умение видеть прекрасное.
  • Развивать познание о Благодати, добре.
  • Обогащать впечатления детей за счет различных форм работы
  • Развитие познавательных и творческих способностей.
  • Воспитывать у детей эмоциональное, положительное отношение, умение видеть прекрасное. 

В нашем детском саду отмечаются такие православные праздники, как «Рождество», «Пасха», "Троица», «Благовещенье» и др. Празднование таких праздников стало в нашем детском саду традицией. В каждой группе, начиная со старшего возраста музыкальные руководители и воспитатели проводят интегрированные НОД, праздники. Дошколята чувствуют себя настоящими мастерами вырезая ангелов из бумаги, чтобы украсить рождественскую елку, украшая пасхальные яйца-крашенки и писанки. Основными принципами дошкольного образования по ФГОС являются содействие и сотрудничество детей и взрослых, сотрудничество организации с семьей и приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, поэтому мы привлекаем родителей к участию в совместных праздниках, экскурсиях и целевых прогулках, организуем тематические вечера и посиделки, спортивные соревнования. Данные мероприятия способствуют сплочению родителей и детей, общению между ними, формированию позитивных установок к совместным различным видам труда и творчества, положительно влияют на развитие интересов и возможностей каждого ребенка. Родители делятся старинными секретами росписи яиц, рассказывают истории возникновения праздников. На каждый православный праздник, который проводится в нашем детском саду мы приглашаем священнослужителя. На празднике звучат красивые стихи, песни по тематике, хороводы, игры. Каждая праздничная неделя завершается выставкой по теме праздника. В выставках и конкурсах принимают участие не только родители, но и сотрудники. Подобные мероприятия воспитывают подрастающее поколение, учат любить свою культуру и страну. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать (не навязывая), что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные духовные ценности, чтимые и почитаемые предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.

Таким образом, художественно-эстетическое воспитание очень важно для всестороннего развития ребенка. Азы художественно-эстетического воспитания закладываются при участии взрослых уже сразу после рождения ребенка и продолжают свое становление долгие годы. Заложенный в детстве божественный огонь будет согревать душу и сердце ребенка. Он понесет его людям. С помощью систематической работы по духовно-нравственному воспитанию, мы надеемся достичь следующих результатов:

- устойчивость навыков поведения;

- сформированность основ ценностных сфер личности;

- стабильность психического развития;

- целостность восприятия мира;

- воспитание всесторонне и гармонично развитой личности;

- формирование коллектива, где каждый самоценен, и все прибывают в гармонии друг с другом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статьтя на тему:Формирование духовно – нравственных ценностей дошкольников, их сопричастности к культурному наследию своей нации.

данный статья является отчетом о проделанной работе в ДОУ для формирования духовно-нравственных качеств....

Консультация на тему: "Формирование образовательного процесса по художественно-эстетическому развитию дошкольников в ходе режимных моментов".

Художественно-эстетическое развитие – важнейшая сторона воспитания ребенка дошкольного возраста. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание ...

«Формирование духовно-нравственных ценностей через эстетическое развитие дошкольников»

laquo;Формирование духовно-нравственных ценностей через эстетическое развитие дошкольников»...

Симпозиум по теме: «Формирование духовно-нравственных и социокультурных ценностей личности ребенка на основе индивидуализации образования через окружающее его пространство».

Симпозиум по теме: «Формирование духовно-нравственных и социокультурных ценностей личности ребенка на основе индивидуализации образования через окружающее его пространство». Цель: объ...

Опыт работы воспитателя на тему "Формирование духовно-нравственных ценностей у старших дошкольников на основе программы «Добрый мир» Л.Л. Шевченко"

Формирование духовно-нравственных ценностей у старших дошкольников на основе программы «Добрый мир» Л.Л. Шевченко...

Доклад на тему: "Формирование духовно-нравственных основ патриотического воспитания дошкольников".

Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. Дошкольное учреждение, как начальное звено системы образования РФ обязано решать задачи нра...