Мастер-класс для воспитателей по теме: «Развитие познавательных способностей у детей через опытно-экспериментальную деятельность»
учебно-методический материал

Стародубцева Елена Геннадиевна

Совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей. Способствовать развитию творчества и профессиональной активности педагогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс для воспитателей по теме:

 «Развитие познавательных способностей у детей

через опытно-экспериментальную деятельность»

Стародубцева Е.Г.- воспитатель

МБДОУ «Детский сад №54 «Золушка»

Задачи: совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей. Способствовать развитию творчества и профессиональной активности педагогов.

Ход: Вступление. Слайд № 1.

1. На сегодняшний день развитие познавательных способностей , активности дошкольников – одна из актуальных проблем нашей современности. Самостоятельная деятельность ребенка, направленная на познание действительности окружающего мира, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире – важнейшие черты детского поведения.

С ростом и развитием ребенка, его познавательная активность все больше тяготеет к деятельному характеру познавательной деятельности.

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

«Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками». Чем больше он узнает и осваивает, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других разных условиях будет его творческая деятельность» - писал Лев Семёнович Выготский.

Основная цель исследовательской деятельности – развитие познавательной активности посредством экспериментирования с объектами и явлениями.

Основные задачи:

Познавательные - формирование навыков постановки опытов и умение делать выводы.

Развивающие - развивать стремление к поисково-познавательной деятельности, развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать.

2. Хотелось бы поделиться своим опытом и познакомить вас со структурой детского экспериментирования. Слайд № 2.

3. Давайте рассмотрим опыт «Волшебные краски», согласно структуры поведения.

- Какая проблемная ситуация может быть? Можно ли рисовать на молоке?

- Ваши предложения? (Это и есть выдвижные гипотезы).

- Проверка предположения – это и есть проведение самого опыта.

- Вывод: На молоке рисовать можно, если только добавить красители и моющее средство.

- Как можно зафиксировать результат опыта? (с помощью схем, рисунка, букв и др. способами).

4. Также знакомство с опытом может проходить через театрализацию и художественные произведения.

Например: Послушайте сказку.

В деревушке, на птичьем дворе жил очень любопытный утенок. Его братья и сестры были послушными, а он везде совал свой нос. Однажды ему захотелось узнать, что же там за забором птичьего двора, и он пошел открывать мир. Солнышко было уже высоко, когда он подошел к озеру и увидел красивые цветы, которые начали распускаться. Почему это происходит?

Опыт: «Эффект лотоса». (Бумажные цветы).

- Давайте вместе поставим проблему.

- Как вы думаете почему так происходит?

- Давайте проверим наше предположение.

  • Кладем в воду цветы и наблюдаем как лепестки начинают распускаться.

- какой вывод можно мы можем сделать?

  • Бумага намокает, становится тяжелее и лепестки распускаются.

- Как мы можем зафиксировать опыт?

Продолжаем нашу сказку. Утенок увидел в озере рыбок. Почему они не тонут, а плавают?

Попробуйте сами провести эксперимент, согласно структуры. Для этого нам понадобится газировка и виноградина.

  • В стакан с газировкой бросить виноградину. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа и виноградина всплывет.

Вывод: На поверхности пузырьки лопнут, газ улетит. Отяжелевшая виноградина вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет происходить несколько раз, пока вода не выдохнется.

У рыбы есть плавательный пузырь, когда ей нужно погрузиться, мускулы сжимаются, сдавливают пузырь, рыба опускается вниз. Надо подняться на поверхность – мускулы расслабляются, распускают пузырь. Он увеличивается и рыба всплывает.

Как зафиксировать опыт?

Утенку очень понравилось гулять и познавать этот огромный и интересный мир, и теперь, на многие вопросы он знал ответы.

5. Еще в своей практике для выхода на проблемную ситуацию я использую «Метод трех вопросов». Слайд № 3.

Например опыт «Надувающиеся шарики».

- Что мы знаем о шариках?

- Что хотим узнать?

- Где мы можем это узнать?

  • Могут ли шарики надуваться сами по себе?

Для этого нам потребуется пластиковая бутылка, воздушный шар, сода и уксус.

В шарик насыпать 3-4 чайные ложки соды, в бутылку налить около 100 мл. уксуса. Надеть шарик на горлышко бутылки и потрясти, чтобы сода из шарика пересыпалась в бутылку с уксусом. Вот и все. При взаимодействии соды и уксуса выделяется углекислый газ, который надувает шарик.

Дети с помощью рисунков, схем фиксируют результат проведенного опыта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Брифинг на тему "Развитие логико - математического мышления с использованием опытно - экспериментальной деятельности".

«Развитие логико – математического мышления с использованием опытно – экспериментальной деятельности». Развитие элементарных математических представлений — это исключительно важная часть интеллек...

Мастер-класс на конкурс "Воспитатель года -2018" - "Развитие творческих способностей средствами театрализованной деятельности"

Мастер-класс на конкурс "Воспитатель года -2018": "Развитие творческих способностей средствами театрализованной деятельности"...

Конспект мастер – класса для педагогов ДОУ по теме: « Развитие творческих способностей средствами исследовательской деятельности»

Цель: способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по сенсорному  развитию. Повысить уровень профессионализма воспитателей....

Индивидуальный план повышения профессионального уровня воспитателя по теме: Развитие детей дошкольного возраста в процессе опытного -экспериментальной и исследовательской деятельности

Индивидуальный план повышения профессионального уровня воспитателя на 2021-2026 учебный год на тему: Развитие детей дошкольного возраста в процессе опытно- экспериментальной и исследовательской деятел...

Мастер класс на тему: Использование педагогами ДОУ цифровой лаборатории «Наураша» в рамках опытно-экспериментальной деятельности со старшими дошкольниками.

Добрый день, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается мастер-класс на тему «Использование педагогами ДОУ цифровой лаборатории «Наураша» в рамках опытно-экспериментальной ...