Мастер- класс "Проектный метод как форма развития творческих, познавательных способностей детей"
учебно-методический материал по теме

Макарова Елена Александровна

В помощь воспитателям

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-_klass.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Старший воспитатель Козлова Елена Александровна

  Мастер- класс по теме: «Проектный метод как форма развития творческих, познавательных способностей детей»

Для того чтобы работать в инновационном режиме необходим поиск новых форм, методов и приемов в работе с коллективом детского сада, детьми и родителями.

Нас заинтересовала проектная деятельность, потому что она позволяет воспитателю решать множество психолого- педагогических проблем, при этом учитываются и возрастные особенности, и интересы детей. Процесс совместной деятельности педагога и детей становится более интересным, увлекательным и разнообразным.

Каждый проект по своему уникален и представляет педагогу возможность проявить на практике свои профессиональные знания, интуицию, фантазию, увлечение и оригинальность.

Метод проектирования позволяет превратить планирование воспитательно- образовательной работы в творческий процесс, а каждую встречу с детьми делает яркой и незабываемой.

На наш взгляд проектный метод в работе педагогического коллектива способствует созданию единого образовательного пространства и развитию творческих, познавательных способностей детей.

Внедрение педагогом проектного метода с раннего возраста убедительно доказывает, насколько важно не упустить возможность использования именного этого периода для освоения ребенком новых форм взаимодействия с педагогом.

Хотим поделиться опытом и внедрить в практику детских садов метод проектирования.

Изменения, происходящие в российской системе образования направлены не только на изменение содержания изучаемых программ, но и на изменение подходов к методике обучения и воспитания- это расширение арсенала методических приемов педагога, активизация деятельности детей в ходе занятия, приближение изучаемых тем к реальной жизни через рассмотрение ситуаций и поиска путей решения проблем.

Как показывает практика, в последние годы увеличилось число старших дошкольников, не желающих идти в школу. Это свидетельствует о том, что у них резко снизилась мотивация к процессу приобретения знаний. В связи с этим актуальной становится необходимость включения в содержание образования дошкольников поисковой деятельности, требующей использования знаний и умений в новой для них ситуации, для решения новых проблем.

Использование технологии проектирования как одной из форм поисковой деятельности позволяет эффективно решать важные задачи развития творческих способностей детей дошкольника.

Основоположником  метода проектов стал американский педагог У.Х.Килпатрик. По его мнению, проект предлагает «энергичную, от всего сердца деятельность». Он полагал, что весь учебный процесс в школе должен представлять собой ряд опытов, связанных таким образом, чтобы знания приобретаемые в результате одного опыта служили развитию и обогащению ряда последующих опытов.

Что такое проект?

Проект- это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них,- это детская самостоятельность, это практическое, творческое дело, поэтапное движение к цели, это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды, это- звено в системе воспитания, в целом развивающей личность программы.

Обобщив исторический опыт разработки проектов, можно выделить следующие основные этапы(4 этапа).

1 этап Целеполагание: на этом этапе помогаете ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени, вводите в проблемную, игровую  ситуацию, формулируете задачи. Например: деятельность педагога- проект «Азбука дорожного движения». В ходе беседы на тему «Знаешь ли ты правила дорожного движения?», выясняем, что у детей не достаточные знания на эту тему. Обсуждаем с детьми возникшие вопросы.

Дети осознают и воспринимают проблему, рассматривают иллюстрации в книгах с изображением дорожных знаков.

Подводим детей к проблемной ситуации. Задаем вопрос «Как вы считаете для чего людям нужны правила дорожного движения?». Принимаем ответы детей.

Сообщаем родителям о том, что началась работа над проектом «Азбука дорожного движения» и обращаемся с просьбой помочь, принять участие.

2 этап Разработка проекта- Составляем план работы, намечаем совместную деятельность с родителями и детьми.

Организуем работу над проектом (поэтапно) направляем деятельность детей и родителей на поиск решений. Беседуем с детьми о том где можно найти информацию. Знакомим родителей о начале проекта (оформлена информация для родителей на стенде).

Деятельность детей: Дети предлагают пути поиска информации. Например: -спросить у родителей

                   -найти информацию в книгах

                   -в библиотеке

                   -посмотреть мультфильм, фильм (СМИ)

                   -понаблюдать за чем то на улице и.т.д.

Приглашаем на занятие специалиста в зависимости от тематики проекта. Например: если это связано со здоровьем- врача, медсестру; если это ПДД- инспектора и.т.д.

Разделяем детей на рабочие группы по сбору информации в портфолио на заданную тему.

1.Собирают информацию с родителями

2.Оформляют иллюстративный отдел с родителями

3.Готовят презентацию

3 этап Практическая деятельность по решению проблемы- Активизируем инициативы в игровых действиях, в досугах, развлечениях, в ознакомлении с художественной литературой, в экскурсиях, в беседах, в наблюдениях, в занятиях, в работе с родителями (консультации, анкетирование, рекомендации, наглядная пропаганда, организации встреч совместной деятельности).

4 этап Презентация продуктов деятельности- Организуем деятельность по подготовке презентации, приходим на помощь по мере необходимости, проводим праздник либо открытые мероприятия гостям, родителям. Подводим детей к формулировке вывода о решении проблемы.

Деятельность детей: готовят презентацию, предлагают продукт деятельности гостям, родителям, делают выводы.

Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

В практике современных дошкольных учреждений используются следующие типы проектов:

1) Исследовательско- творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна.

2) Ролево- игровые(с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы)

3)Информационно- практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы(оформление и дизайн группы, витражи и др.)

4)Творческие(оформление результата в виде детского праздника. Детского дизайна, например: «Театральная неделя»).

Все проекты проводятся внутри детского сада, как правило,- между группами, но бывают и личностные, индивидуальные проекты.

Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то начиная с младшего возраста используются ролево- игровые и творческие проекты:

-«Любимые игрушки», «Азбука здоровья» и др.

Значимы и другие проекты, в том числе:

-Комплексные: «Мир театра», «Книжкина неделя»

-Групповые:  «Математические коллажи», « Мир животных и птиц», «Времена года»

-Творческие: «Мои друзья», «Любимым сказки», «Мир природы»

Индивидуальные: «Я и моя семья», « Генеалогическое древо», Секреты Бабушкиного сундука», «Сказочная птица»

-Исследовательские: «Мир воды», «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье»

По продолжительности проекты могут быть краткосрочными (от одного занятия до одного дня) и длительными (от недели до 3 месяцев и более)

Используя метод проектов в работе, необходимо помнить, что проект- продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей, а порой и всего персонала детского сада. Поэтому тема проекта, его форма и подробный план действия разрабатываются коллективно.

Работа над проектом имеет большое значение для развития творческих, познавательных способностей детей и их интересов. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединения различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.

Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество.

Умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению в школе.

Источники

  1. И. Урмина, Т. Данилина Инновационная деятельность в ДОУ //Москва, Линка- пресс 2009-12-30
  2. Н.А. Виноградова, Е.П. Панкова образовательные проекты в детском саду // Москва,2008
  3. Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения // Москва,2006
  4. Н.В. Журавлева Проектная деятельность старших дошкольников// Волгоград, 2009
  5. Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса Проектная деятельность дошкольников //Москва,2008

Советы воспитателю по работе над проектом.

1.Глубоко изучить тематику проекта.

2. При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.

3.Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.

4. Создать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.

5.Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на детский личный опыт.

6.Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не боясь высказываться.

7.Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.

8.В ходе работы над проектом создать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.

9. Развивать творческое воображение и фантазию детей.

10.Творчески подходить к реализации проекта: ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.

11 Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая атмосферу совместного  с ребенком творчества.

12.Заключительный этап проекта следует тщательно готовить и проводить в виде презентации, шоу, театрализованного действа и.т.п.

                                                      Делимся опытом

Мастер- класс

По теме: «Проектный метод как форма развития творческих, познавательных способностей детей»

Подготовила Козлова Елена Александровна

Старший воспитатель детского сада        комбинированного вида №

Москва 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих музыкальных способностей детей дошкольного возраста как основа успешного эстетического образования в начальной школе.

Выступление на региональной конференции по гуманной педагогике. Защита программы по творческому исполнительству....

"Использование технологии ТРИЗ для формирования и развития творческих, познавательных способностей старших дошкольников"

В материале рассказывается о технологии ТРИЗ, её методах и приёмах, используемых воспитателями ДОО для формирования и развития творческих, познавательных способностей у детей старшего дошкольного возр...

Мастер-класс "Методы и приемы развития творческих способностей дошкольников с элементами арттерапии "

Повышение  профессионального мастерства педагогов и психологов посредством использования арт-терапевтических технологий для формирования эмоциональной стабильности и восстановления психологическо...