Мастер-класс "Методы и приемы развития творческих способностей дошкольников с элементами арттерапии "
методическая разработка

Сныцарь Галина Михайловна

Повышение  профессионального мастерства педагогов и психологов посредством использования арт-терапевтических технологий для формирования эмоциональной стабильности и восстановления психологического здоровья у участников образовательного процесса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Сказка» с.Становое

Мастер-класс

"Методы и приемы развития творческих способностей дошкольников с элементами арттерапии "

                   Воспитатель 1 квалификационной категории: Сныцарь Г.М.

Февраль 2020г.

Цель: повысить  профессиональное мастерство педагогов и психологов посредством использования арт-терапевтических технологий для формирования эмоциональной стабильности и восстановления психологического здоровья у участников образовательного процесса.

-Добрый день, уважаемые коллеги!  Я рада встрече и общению с вами.

Прошу вас, ознакомится  с основными правилами работы в группе (печатный экземпляр у каждого на столе). 

ПАМЯТКА

участника мастер-класса:

Получи удовольствие!

Позволь себе быть свободным!

Доброжелательность к себе и другим.

Постарайся быть внимательным.

Избегай оценок и суждений.

Говори только о собственных чувствах, ощущениях, настроениях.

И ВСЕ ПОЛУЧИТСЯ!!!

     Разговор наш сегодня пойдет на тему: «Методы и приемы развития   творческих                      способностей дошкольников» для педагогов с использованием    элементов арт-терапии.

А начать свое выступление хочу со слов Савенкова А.И.

«Творческое самовыражение личности ребенка в арт - терапевтическом

процессе является золотым ключиком, с помощью которого

маленький человек открывает дверь в большую взрослую жизнь».

Савенков А. И.

    В условиях ФГОС дошкольного образования особую значимость приобретает развитие творческих способностей у детей. В настоящее время эстетическое образование дошкольников очень актуально, так как оно формирует незаурядную творческую личность. В процессе творческой деятельности дети приобретают бесценный опыт преодоления трудностей, учатся верить в свои силы, расширяют кругозор. Творческий труд воспитывает активную гражданскую позицию, вырабатывает позитивный созидательный характер.

 Сейчас в мире нужны специалисты, умеющие нестандартно мыслить, находить выход из любой ситуации, самостоятельно принимать решения. Основы этого нужно закладывать уже в дошкольном возрасте. 

И в  первую очередь мы должны заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной – это будет подкреплять его веру в собственные силы. А, раскрепостить детей, вселить в них ту самую уверенность в своем умении, заставить их поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса на бумаге, поможет обучение детей нетрадиционной технике рисования.

Арт-терапия – это один из методов, использующий возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, социальном, эмоциональном и личностном развитии человека. Это метод воздействия  на человека с помощью рисования, лепки, танцев, сказок. Все это очень близко детям. В этом одно из преимуществ арт-терапии для детей. Она способствует самовыражению: застенчивым и нерешительным в своих действиях она помогает избавиться от страха; гиперактивным, агрессивным –  переключиться на более спокойный вид деятельности. И, что очень важно, позволяет любому быстро и просто научиться отображать воображаемый мир.
Современная  арт-терапия включает множество направлений. (Слайд7-8)

   Немного освежим в памяти, какие арт-терапевтические методы в работе с детьми и взрослыми можно успешно применять (музыкотерапия, сказкотерапия, танцетерапия, фототерапия, изо-терапия).

    Сегодня мы уделим большее внимание изо-терапии. В отличие от занятий изобразительным искусством, как организованной деятельности по обучению рукоделию или рисованию, при проведении изо-терапии важен творческий процесс как таковой, а также особенности внутреннего мира творца. Важно не научить ребенка рисовать или лепить, а помочь научиться выражать собственные чувства средствами искусства, справиться с проблемами, вызывающими у него негативные эмоции, и дать выход творческой энергии.

-Предлагаю вам,  выполнить несколько упражнений:

Упражнения с цветом. Используя лишь один цвет, попытайтесь исследовать его смысловые значения, изображая им разные формы и линии. Варианты:

Выберите цвета, которые вам наиболее и наименее предпочтительны в данный момент.

Выберите два или три цвета, составляющие гармоничную группу, или цвета, отражающие особенности вашего характера или состояния.

Выберите цвета, "нейтрализующие" ваши негативные переживания.

Создайте изображение, используя лишь два или три цвета.

Выберите два цвета – один симпатичный вам, другой несимпатичный – и создайте изображение.

Используя большую кисть, с закрытыми глазами закрасьте всю поверхность листа. Открыв глаза, попытайтесь увидеть образ или оценить особенности изображения. Затем сделайте то же самое, используя другой цвет.

Упражнение «Волшебный рисунок»

– Предлагаю Вашему вниманию упражнение, которое называется "Волшебный рисунок". Это упражнение поможет Вам выразить эмоциональное состояние, научит видеть и чувствовать настроение своих партнеров
– Попрошу Вас разделиться на две команды, придумайте название своим командам. Я Вам предлагаю выбрать эмоцию-смайлик, угадать, что это за эмоция и изобразить ее на рисунке в виде какого-то образа восковыми свечами. А теперь поменяйтесь своими рисунками-невидимками с другой командой. Чтобы проявить полученный рисунок-невидимку, нужно закрасить лист краской любого цвета по вашему выбору. Молодцы! Расскажите, пожалуйста, какие волшебные рисунки у Вас получились, дайте им название.

     Для изо-терапии подходят все виды художественных материалов: краски, карандаши, восковые мелки, пастель, бумага различной фактуры, цвета и размера, кисти разных размеров и жесткости, грим, уголь, соленое тесто, глина и т.д.

Ход мастер класса:

              - Сейчас мы с вами уважаемые коллеги,  вместе порисуем.

 Для рисования мы возьмем глянцевый картон тёмного цвета (его скользящая основа не дает быстро сохнуть пасте, что даёт возможность легко исправить рисунок, если что - то не получилось); – однотонная зубная паста (с лёгкостью заменяет специальные краски для пальчиковой палитры); – гуашь; – кисти; – стакан для воды; – влажные  салфетки (вытирать пальчики).

         Однажды в сказочном королевстве "изобразительного искусства", в студёную зимнюю ночь, просыпалась луна. (Выдавливаем небольшое количество однотонной зубной пасты на картон, и круговыми движениями пальцем образуем лик луны по нарастанию.)

На небе полная луна

На землю смотрит молчаливо.

 Мне кажется порой она,

Как фея сказочно красива.

В эту ночь холодная, белоснежная луна

была особенно очаровательна.

Полюбоваться такой красотой

 прилетела снежная тучка.

Туча на луну глядела

 - Всё толстела и толстела.

А потом на радость нам

Громко лопнула по швам.

 (Зубной пастой из тюбика рисуем тучку.  Затем пальчиками или губкой тучку превращаем в хлопья снега.)

Пошёл снег, снежных хлопьев

                                            становилось всё больше и больше,

пока они  не заполнили всё вокруг.

Полночный снег,

Он не спешил.

Он медленно кружился,

Он всю землю запорошил,

 Кружась во тьме искрился.

 (Наносим тон зубной пасты на весь лист, как бы прихлопываем пальчиками по поверхности. При необходимости добавляем пасты.)

Хлопья белые летят,

тихо падают, кружат.

Стало всё кругом бело,

и сугробов намело.

 (Пальчиком прорисовываем сугробы.)

Вырастала елка в лесу на горе,

У нее иголки зимой в серебре.

Туча снега накидала,

Нет совсем теперь пути,

 Ни проехать, ни пройти!

В снежной пуховой постели

 Тонут сосны, тонут ели.

Всем в снегу теплее стало,

Снег для всех как одеяло!

( Рисуем ели разными способами. Добавляем елочки вдалеке.)

   Вот какая сказка у нас получилась. Рисовать зубной пастой - это истинное наслаждение! Картина появляется на глазах, быстро и легко, настоящие волшебство!

 Чтобы усложнить задачу, возьмём кисть  и прорисовываем луну и елочки, добавляя в работу гуашевые краски. Очень большой плюс зубной пасты, как раз  в том, что можно рисовать по мокрому фону. Краски не растекаются, а при смешении с однотонной зубной пастой создают потрясающие оттенки. Можно использовать и акварель.

Перед праздником зима для зелёной ёлки

Платье белое сама сшила без иголки.

 Отряхнула белый снег ёлочка с поклоном

И стоит красивей всех и платьице зелёном.

 Ей зелёный цвет к лицу, ёлка знает это.

Как она под Новый год хорошо одета!

 (Добавляем зубной пастой снежок на ёлки.)

Теперь придадим объёмности нашему зимнему пейзажу. Добавим белоснежных сугробов, лучше использовать белую гуашь. Оттеним ели зелёной краской более

тёмного тона. Тонкой кистью нарисуем кустик и деревья.

Техника рисования зубной пастой помогает раскрепощению ребенка в изобразительной деятельности, приучает внимательно наблюдать и анализировать формы предметов, развивает зрительную память, пространственное мышление и способность к образному мышлению. Она учит точности расчета, учит познавать

красоту природы, и смело, не боясь неудач приступать к работе.

        Заключительный этап

    В заключение хотелось бы подчеркнуть, что развитие творческих способностей детей с  использованием  элементов атр-терапии, дарят им радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, ребёнок будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, игре и т.д. рассказать о том, что узнал, увидел, и самое главное пережил, почувствовал.

- Благодарю Вас за активное участие и творческую работу! Всем большое спасибо! До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс для педагогов ДОУ «Методы и приемы развития творческих способностей дошкольников»

Мастер – класс для педагогов ДОУ «Методы и приемы развития творческих способностей дошкольников» с  использованием методов арт - терапии для достижения лучших результатов на занятиях по ху...

Проект: Развитие творческих способностей дошкольников через применение эффективных методов и приемов рисования

Выявление и развитие творческих способностей у и активизации творческого потенциала дошкольников посредством использования эффективных методов и приемов рисования...

Мастер-класс для педагогов "Развитие творческих способностей дошкольников с использованием нетрадиционных методов и приемов"

мастер-класс для педагогов направлен на развитие творческих способностей детей, посредством музыкальной деятельности, на основе изучения и освоения нетрадиционных методов и приёмов....

Проект «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПРИЕМОВ В ДЕТСКОМ ОРКЕСТРЕ «ВОЛШЕБНЫЙ КОЛОКОЛЬЧИК»

Мой Проект  «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПРИЕМОВ В ДЕТСКОМ ОРКЕСТРЕ «ВОЛШЕБНЫЙ КОЛОКОЛЬЧИК» был внедрен в период с марта 2016...

"Разбуди в ребенке волшебника" Использование нетрадиционных техник и приемов лепки в развитии творческих способностей дошкольников

laquo;В пальцах теплый пластилин.. В нем плетенье летних листьев, Виноград в янтарных кистях И гуляющий павлин. В нем серебряный цветок И зверек, прижавший ушки, В нем яйцо в гнезде кукушки И любви ж...