Брифинг на тему "Развитие логико - математического мышления с использованием опытно - экспериментальной деятельности".
учебно-методический материал по математике по теме

Борисюк Виктория Вячеславовна

«Развитие логико – математического мышления с использованием опытно – экспериментальной деятельности».

 

Развитие элементарных математических представлений — это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью, и поэтому выполняет важную функцию по подготовке детей к школе. И от того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

Но, часто, методы обучения основам математики в детском саду реализуют не все возможности развивающего обучения. Учителя в начальной школе часто жалуются, что математика трудно дается первоклассникам и становится не любимым предметом. Поэтому в своей работе хотелось найти такие методы обучения, которые заинтересуют детей к получению знаний в данной сфере. Это и послужило выбором темы моей работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл brifing_borisyuk_v.v.docx21.72 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие логико – математического мышления с использованием опытно – экспериментальной деятельности».

Развитие элементарных математических представлений — это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью, и поэтому выполняет важную функцию по подготовке детей к школе. И от того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

Но, часто, методы обучения основам математики в детском саду реализуют не все возможности развивающего обучения. Учителя в начальной школе часто жалуются, что математика трудно дается первоклассникам и становится не любимым предметом. Поэтому в своей работе хотелось найти такие методы обучения, которые заинтересуют детей к получению знаний в данной сфере. Это и послужило выбором темы моей работы.

Актуальность: работая в дошкольном учреждении, мы всегда стремимся искать новые подходы для интеллектуального развития дошкольников. Научно-технического прогресс диктует педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания.

Цель: развитие логико – математического мышления с помощью опытно – экспериментальной деятельности.

Задачи:

• развитие познавательного интереса у детей с помощью экспериментальной деятельности;

• развитие у детей любознательности, сообразительности, пытливости, самостоятельности.

• учить детей сравнивать, анализировать, обобщать, уметь делать выводы.

Планируемый результат: 

Формирование у детей стойкого интереса, как к экспериментальной  деятельности, так и к получению математических знаний.

Для воспитания у дошкольников интереса к математике необходимо использовать такие эффективные методы и приемы как, проблемные ситуации, игры с занимательным материалом, моделирование, элементарные опыты.

Почему же одним из приоритетных методов мы называем элементарную экспериментальную деятельность? Задача данной деятельности получение новых сведений о предмете, проверка его свойств, подтверждение или опровержение каких-либо предположений. При этом у детей ярко выражена установка на получение чего-то нового, необычного, что и способствует формированию стойкого интереса, как к экспериментальной  деятельности, так и к получению математических знаний, воспитанию любознательности.

Эта деятельность не задается взрослыми заранее в виде той или иной схемы, а строится самими дошкольниками по мере получения новых сведений об объекте. По мере получения этих сведений ребенок ставит перед собой более усложненные цели и пытается их реализовать. Для этого ему требуются новые способы преобразования объекта. А их поиск идет путем преобразования старых способов, их комбинирования, перестройки, поэтому пробы и ошибки – важнейший компонент детского экспериментирования. В ходе развития поисковой деятельности преодолевается боязнь ошибочности действий, что является важнейшим методом в развитии детского логического мышления.

В образовательной деятельности  по математике можно всегда найти место элементарным опытам - это переливание воды из бутылок разной формы на определение объема жидкости, взвешивание твердых и сыпучих тел на определение массы, опыты с магнитами, временными промежутками и т. д.

Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры и т.д.

Приведу примеры не скольких экспериментов, которые мы с ребятами используем в работе.

Первый:

Всем поровну.
Цель: сравнение.
Для этого эксперимента мы используем весы, которые были продемонстрированы на занятии и  даже обычную вешалку - плечики. Можно использовать как в образовательной деятельности, при сравнении количества предметов, объема жидкости,  так и в других видах деятельности. Так, например мы насыпаем или конфеты, или печенье, и тогда дети не уже не спорят, кому досталось вкусностей больше.

Второй интересный эксперимент:

«Волшебники».

Цель: развитие познавательного интереса к получению знаний.

Показываю им чистый лист  бумаги и прошу закрасить эту карту обычными красками и посмотреть, что получится. (Дети закрашивают лист с помощью поролоновой губки и проступает рисунок) Получилась карта. Эта карта просто нарисована восковой свечкой на белом листе.

В другой раз предлагала детям стать волшебниками и спрятать на листе бумаги цифру. И они уже самостоятельно с помощью воска, сами изображали цифры на листе, а потом ребята, при частичном закрашивании отгадывали, какую цифру спрятали наши волшебники.

Еще один эксперимент, который мы используем «Юные исследователи».

На столе стоит сундучок с разными камешками. Дети их рассматривают. Чем похожи эти камни? Все камни твердые, они стучат. Чем камни отличаются друг от друга? Обращаю внимание детей на цвет, форму камней, предлагаю ощупать их. Отмечаем, что есть камни гладкие, есть шероховатые. Прошу помочь разложить камни в три коробочки по следующим признакам: в первую — гладкие и округлые; во вторую — маленькие и шероховатые; в третью — большие и не круглые. Дети работают подгруппами, затем все вместе рассматриваем, как разложены камни, считают количество камешков.

И таких экспериментов множество: "Волшебные зеркала" или 1? 3? 5?, эксперименты с тонущими и плавающими предметами, бумажные самолеты с грузами. К экспериментированию относятся также широко известные игры-головоломки:  «Танграм», «Сложи узор» и др.

Так же для успеха своей работы считаю важным взаимодействие с родителями. Потому что семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Взаимодействие с родителями проходит через:

-  организацию встреч с целью информирования  о совместной работе по проблемам «Развитие логико-математических способностей детей дошкольного возраста», «Учим детей логически мыслить»;

-   создание информационного просвещения для родителей: папки - передвижки, стенды с информацией по данной теме;

- индивидуальные беседы с родителями.

Таким образом, опыт работы по использованию элементарных опытов в формировании элементарных математических представлений показывает, что новизна умственной задачи, наглядного материала, его занимательность и наличие проблемной ситуации положительно влияет на развитие логического мышления детей и их интеллектуальных способностей и на формирование положительного интереса к математике, что очень важно для будущих первоклассников.

И еще хотелось добавить, что одна пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование познавательного интереса детей раннего дошкольного возраста с использованием опытно-экспериментальной деятельности

Материал раскрывает методы работы с детьми раннего возраста в совместной со взрослым познавательно-исследовательской деятельности...

Консультация для воспитателей детского сада на тему "Формирование познавательного интереса детей раннего дошкольного возраста с использованием опытно-экспериментальной деятельности".

Данный материал поможет воспитателям детских садов  организовать работу с детьми младшего дошкольного возраста по формированию познавательного интереса. В данной публикации описаны психологически...

Конспект занимательной деятельности по формированию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с использованием опытно-экспериментальной деятельности

1.    Учить детей с помощью условной мерки определять объём жидкости.2.    Закреплять навыки измерения величины линейных предметов  с помощью условной и стандартной ...

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми Клуб весёлых и находчивых с использованием опытно-экспериментальной деятельности по теме: "Невидимка воздух".

Совместно-непосредственная деятельность с детьми. Клуб весёлых и находчивых с использованием опытно-экспериментальной деятельности по теме: "Невидимка воздух"....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию. (Формирование целостной картины мира и расширение кругозора) с использованием опытно-экспериментальной деятельности. Тема: «В царстве снежной Королевы»

Цель: Активизировать познавательный интерес к зимним явлениям. Формировать представления о свойствах снега. Научить решать познавательные задачи и делать выводы в процессе экспериментировани...

Формирование элементарных математических представлений с элементами опытно – экспериментальной деятельности в старшей группе на тему: «Кот-учёный и занимательная математика».

Формирование элементарных математических представлений с элементами  опытно – экспериментальной деятельности в старшей группе на тему: «Кот-учёный и занимательная математика».Це...