Главные вкладки

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию. (Формирование целостной картины мира и расширение кругозора) с использованием опытно-экспериментальной деятельности. Тема: «В царстве снежной Королевы»
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

    Иванова Анна Сергеевна

    Цель: Активизировать познавательный интерес к зимним явлениям. Формировать представления о свойствах снега. Научить решать познавательные задачи и делать выводы в процессе экспериментирования, используя карточки- символы. Развивать мышление, творческое воображение. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya.docx25.03 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию.  (Формирование целостной картины мира и расширение кругозора) с использованием опытно-экспериментальной деятельности.

    Тема: «В царстве снежной Королевы»

    Цель: Активизировать познавательный интерес к зимним явлениям. Формировать представления о свойствах снега. Научить решать познавательные задачи и делать выводы в процессе экспериментирования, используя карточки- символы. Развивать мышление, творческое воображение. 

    Материалы и оборудование: одноразовые тарелочки для снега (на каждом столе по глубокой и плоской тарелке), снег, лупы по количеству детей, по половине разрезанного апельсина на салфетке, ложка одноразовая, три емкости воды, кружочки разного цвета, наглядные модели снежинок с обозначением свойств снега, салфетки и полотенце, медальоны-снежинки для сюрпризов на каждого ребенка, аудиозапись.

    Ход занятия:

    С  целью концентрации внимания до начала занятия в приемной проводиться эмоциональный настрой на занятие.  Педагог предлагает детям пройти в группу и поприветствовать гостей.

    Организационный момент

     

    Педагог:  Ребята, сегодня пришли к нам гости, давайте их поприветствуем.

    Дети:  Здравствуйте.

    Педагог организовывает детей  построиться  в круг

    Дружно за руки возьмёмся,

    И  друг другу улыбнёмся.

    Педагог: Ребята, вы любите путешествовать?

    Дети: Да. 

    Педагог: Сегодня я предлагаю вам отправиться в познавательное и увлекательное путешествие, а к кому вы узнаете, отгадав загадку:

    Эта женщина прекрасна,

    Красота её опасна.

    Может взглядом погубить,

    Сердце в миг оледенить.

    Вся она полна коварства,

    В ледяное ее царство,

    Если кто - то попадет,

    То, пожалуй, пропадет.

    Кто эта красавица,

    Что коварством славится?

    Властная, мятежная

    Дети: королева Снежная.

    Педагог: правильно ребята сегодня мы отправимся в царство Снежной королевы. Вы готовы?

    Дети: Да.

    Педагог: тогда в путь ребята.

    Звучит волшебная музыка, включается светящейся шар. Дети идут за педагогом к снежной полянке.

    Педагог: (Музыка выключается). Посмотрите как здесь красиво, вот мы с вами попали в царство Снежной Королевы.

    Педагог: Ребята посмотрите, кажется под елочкой лежит письмо. Прочитаем от кого письмо?

    Дети: Да.

    Педагог достает конверт и читает.

    В царстве  дальнем, в царстве белом,

    среди снега, среди льдин

    Я  живу, как королева,

    холод – спутник мой один…

    В  моем доме всюду стужа,

    Я владею  царством льда,

    И везде снежинки кружат,

    Лед, снежинки- все вода…

    Здравствуйте, ребята,  вы находитесь в  моем   царстве, где  вечная  зима. Я очень люблю  зиму.  Ребята,  а вы любите зиму?

    Дети: Да.

    Педагог:  Зимой погода бывает разной: то мороз ударит, то снегопад падает, то вьюга разыграется, а то и настоящая снежная буря – буран.  Ребята, что такое снегопад?

    Дети: Когда с неба падает снег.

    Педагог:  А что такое вьюга?

    Дети: Сильный ветер со снегом.

    Педагог: правильно ребята,  вьюга – это когда дует ветер и поднимает выпавший снег, и он кружится в воздухе.  

    (Педагог выставляет картинки на магнитную доску, после чего предлагает детям поиграть в игру).

    Педагог:  А теперь поиграем в игру «Собери картинку». У вас на столах лежат разрезные картинки, вам нужно собрать целую картину. Собрав вы должны угадать, что они обозначают.

            (Звучит музыка, дети собирают картинки)

    Педагог: Молодцы с заданием вы справились правильно. Ребята снежная королева говорит, что в ее царстве  много снега и она  приглашает вас  в снежную лабораторию,  где вы станете учёными, мы будем выяснять, что такое вода и снег и какие у него свойства.

    Педагог: Вы готовы отправиться в снежную лабораторию?

    Дети: Да.

    Звучит волшебная музыка дети за педагогом проходят под аркой в снежную лабораторию к столам.

    Педагог: Вот мы и попали в снежную лабораторию. Я скажу волшебные слова «Вправо, влево повернитесь и в ученых превратитесь». Теперь мы с вами стали учёными. А кто такие учёные?

    Дети: ответы детей.

    Педагог: Это люди, которые что- либо изучают. А сейчас мы наденем специальную одежду, которая необходима для работы всем ученым.

    Педагог  предлагает детям надеть халаты и шапочки, заранее приготовленные на подоконнике

    Педагог предлагает детям присесть за первый стол.

    Эксперимент №1. «Вода»

    Педагог: Ребята сегодня мы познакомимся с четырьмя состояниями воды. И первый опыт мы будем проводить с водой. Посмотрите, ребята, у каждого из вас стоят по два скана в одном вода, в другом пусто. Ребята давайте попробуем перелить из одного стаканчика в другой. Льется вода?

    Дети: Да.

    Педагог: Значит, какая вода?

    Дети: Жидкая.

    Педагог: Правильно поскольку вода жидкая, может течь ее называют жидкостью это первое состояние воды.

    Эксперимент №2. «Пар»

    Педагог: Кто знает, что это такое?

    Дети: Предполагаемые ответы детей.

    Педагог: Правильно ребята, это термос. Кто может сказать, для чего люди используют термос? 

    Дети: Предполагаемые ответы детей.

    Педагог: Это сосуд, который долго сохраняет продукты горячими. Смотрите внимательно, я открываю крышку. Что вы видите?

    Дети: пар. 

    Педагог: Правильно из термоса идет пар.  Подношу к отверстию зеркало. Посмотрите, что появились на зеркале?

    Дети: вода.

    Педагог: правильно на зеркале можно увидеть капельки воды.

    Педагог:  Откуда они взялись? 

    Дети:  Предполагаемые ответы детей.

    Педагог: Пар остыл и осел на стекло каплями воды.  Ребята, пар это тоже вода, но не простая, а газообразная. От большого нагревания вода превращается в пар. Где, в домашних условиях, можно увидеть пар? Пар это второе состояние воды.

     

    Эксперимент №3. «Снег»

    Педагог: Невидимые водяные пары поднимаются высоко в небо, где сильный холод. Там пары превращаются в крохотные кристаллики льда. Льдинки растут и  увеличиваются их лучики, и постепенно они  становятся красивыми снежинками. Когда они становятся тяжелыми, то они падают вниз. Сейчас ребята я предлагаю вам провести следующий опыт со снегом. Перед вами лежат контейнера со снегам, аккуратно возьмите ложечкой немного снега и положите на свою ладонь. Что происходит со снегом?

    Дети: снег растаял?

    Педагог: Почему?

    Дети: Потому-что ладонь теплая.

    Педагог: Правильно ребята, снег тает в тепле. Снег это третье состояние воды.

    Педагог: Ребята, что – то стало холодно у нас  в лаборатории, наверно нам надо согреться и провести физминутку.

    Физминутка «На дворе у нас мороз»

    На дворе у нас мороз                         (Дети хлопают себя ладонями по плечам и топают ногами)
    Чтобы носик не замерз,                           
    Надо ножками потопать
    И ладошками похлопать.
    С неба падают снежинки,  (Дети поднимают руки над головой и делают хватател-е движения, словно ловят снежинки)
    Как на сказочной картинке.                   

    Будем их ловить руками 
    И покажем дома маме.
    А вокруг лежат сугробы,                       (Потягивания — руки в стороны).
    Снегом замело дороги.
    Не завязнуть в поле чтобы,                 (Ходьба на месте с высоким подниманием колен).
    Поднимаем выше ноги.
    Мы идем, идем, идем                            (Ходьба на месте).
    И к себе приходим в дом.                     (Дети садятся на свои места).

    Педагог: Молодцы ребята вот мы с вами и согрелись и продолжаем наши исследования. Присаживайтесь на свои рабочие места.

    Эксперимент №4. «Лед»

    Педагог: Ребята, а сейчас мы проведем следующее исследование. Перед вами в тарелочке лежит лед.  Положите, пожалуйста, себе на ладонь, что произойдет со льдом?

    Дети: Лед начинает таить.

    Педагог: Он тает и превращается в воду.  Исходя из этого, что можно сказать про лёд? 

    Дети:  Лед – это вода.

    Педагог: Правильно ребята  лёд – это замороженная вода. Лед это четвертое состояние воды.

    Педагог:  Ребята снежной королеве понравилось, что мы справились со всеми опытами и она предлагает нам познакомиться  с сухим льдом……………….

    Рассказ педагога детям о сухом льде.

    Педагог: Сухим этот лед называется потому, что он никогда не тает, не бывает мокрым, не растекается лужицей. Попав в теплую среду, он, минуя жидкое состояние, начинает испаряться – превращаясь в газ, углекислый газ, из которого его и получают. Если взять его голой рукой, он может обжечь кожу. Сухой лед используют для охлаждения продуктов. Чтобы сделать газированную воду. Для тушения пожаров.  В медицине.

    Педагог: А сейчас ребята мы проведем несколько опытов с сухим льдом и познакомимся с его свойствами.

    Педагог: Первый опыт наш будет называться «Волшебный дым», насыпаем сухой лед в контейнер и добавляем теплую воду (чем температура воды выше, тем реакция будет сильнее). В результате чего, появляется из контейнера клубы белого пара, и начинает расползаться по всей поверхности. Эксперимент удался! А теперь ребята попробуйте и вы.

    Педагог: следующий опыт называется «Мыльная каша». Добавляем моющее средство в смесь воды и сухого льда, в результате чего появляются мыльные пузыри, наполненные плотным туманом.  А теперь ребята попробуйте и вы.

    Педагог:  Кто из нас в детстве не любил пускать мыльные пузыри? Третий опыт под названием  «Мыльный пузырь».   В чашу круглой формы кладем сухой лед и добавляем немного теплой воды. По бортику чаши проводим шнурком (заранее смочив шнурок в моющем средстве, плотно прижимая к краю. Образуется мыльная пленка. После этого мы наблюдаем, как на чаше медленно увеличивается мыльный пузырь.

    Педагог: Ребята наши исследования подошли к концу, и Снежная Королева благодарит вас за проведенные эксперименты в научной лаборатории. И в знак благодарности дарить вам на память снежинки, которые никогда не растают и будут напоминать о нашей встрече.

    (детям дарятся медальоны- снежинки)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непосредственной образовательной деятельности в области «Познание: формирование целостной картины мира» на тему «Лес – наше богатство» в подготовительной к школе группе

    Цель образовательной деятельности: уточнять представления детей о значении леса в жизни людей.Задачи:Образовательные: дать элементарные знания о том, что растения – живые существа, которые дают нам ки...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности. Образовательная область "Познание. Формирование целостной картины мира". Тема: "Дружат люди всей Земли"

    Конспект непосредственно образовательной деятельности. Образовательная область "Познание. Формирование целостной картины мира". Тема: "Дружат люди всей Земли"...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности образовательная область «Познание» (формирование целостной картины мира) «СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ И ЗАБАВЫ ВРЕМЕН ГОДА: ЗИМА»

    Очень важно прививать детям знания, что систематические занятия физкультурой и спортом способствуют всестороннему физическому совершенствованию, укрепляют здоровье, увеличивают работоспособность...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности образовательная область познание. Формирование целостной картины мира «Ярмарка» в подготовительной группе

    Конспект непосредственно образовательной деятельности образовательная область познание.  Формирование целостной картины мира «Ярмарка» в подготовительной группе...

    Конспект интегрированного занятия НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ/ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕЛОСТНОСТИ КАРТИНЫ МИРА. « У БАБУШКИ В ДЕРЕВНЕ» Группа раннего возраста

    Конспект интегрированного занятияНЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ/ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕЛОСТНОСТИ КАРТИНЫ МИРА.« У БАБУШКИ В ДЕРЕВНЕ»Группа раннего возраст...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности. Познание. Развитие кругозора и целостной картины мира. На тему: «Путешествие в профессии прошлого».

    Цель:  Развитие интереса к миру профессий. Закрепить с детьми названия профессий, их значение для людей. Задачи:  Развивающие:  Развитие памяти, внимания, наблюдательности, расширя...