Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию «Формирование целостной картины мира» в подготовительной к школе группе комбинированной направленности для детей с ОВЗ «Дикие животные»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Тарасова Светлана Юрьевна

Конспект непосредственной образовательной деятельности

по познавательному развитию

«Формирование целостной картины мира»

в подготовительной к школе группе

 комбинированной направленности для детей с ОВЗ

«Дикие животные»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_tema_dikie_zhivotnye_.docx28.91 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 11 комбинированного вида»

____________________________________________________________________________________________________________________

683009, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Академика Королёва, д.47/3,

тел/факс: 8 (4152) 27-28-55, тел. 8 (4152) 27-01-92, эл. почта: mdou-11@pkgo.ru

КОНСПЕКТ

 непосредственной образовательной деятельности

по познавательному развитию

«Формирование целостной картины мира»

в подготовительной к школе группе

 комбинированной направленности для детей с ОВЗ

«Дикие животные»

Подготовила и провела:

учитель – дефектолог,

С.Ю. Тарасова

г. Петропавловск – Камчатский

Тема «Дикие животные»

Цель: развитие зрительного восприятия и ориентировки в пространстве.

Образовательные задачи:

Закреплять знания детей об изменениях во внешнем виде и жизни диких животных в разные периоды. Расширять знания детей о том, чем питаются животные в лесу.

Коррекционно-развивающие задачи:

Развивать слуховое внимание. Развивать наглядно-образное мышление. Развивать мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение). Развивать долговременную память. Развивать зрительно-пространственные отношения на плоскости. Развивать тактильные ощущения.

Воспитательные задачи:

Воспитывать регуляторные качества: умения слушать, договариваться, работать в команде, в паре, доводить начатое дело до конца.  Воспитывать наблюдательность. Воспитывать самоконтроль.

Оборудование: интерактивная доска, проектор, мольберт, столы, бубен, лупа.

Демонстрационный материал: тропинка со следами животных, аудиозапись «Шум осеннего леса», сюжетная картинка (лес), сюжетная картинка с тенью животных, полотно «Жилища животных», виды меха (натуральный, искусственный мех).

Раздаточный материал: предметные картинки животных (волк, лиса, медведь, заяц, белка, еж), лабиринты, разрезные картинки, карточки диких животных и их детенышей.

Методы и приемы:

  1. Игровые: сюрпризный момент, дидактические игры «Чей силуэт?», «Кто где живет?», «Собери картинку», лабиринт «Семейные парочки», интерактивная игра «Кто чем питается?», «Кого не стало?», «Назови детеныша» коммуникативная игра «Парочки», задание «Рассмотрим подшерсток» (элементы экспериментирования).
  2. Словесные: объяснение, указания, вопросы, беседа, художественное слово.
  3. Наглядные: рассматривание картин, игры на интерактивной доске.

Словарная работа: активизация словаря: названия жилиц, обогащение словаря: подшерсток.

Педагогические технологии:

  1. Здоровьесберегающая технология: чередование активной деятельности с пассивной, разные виды деятельности.
  2. Технология проблемного обучения.
  3. Технология сотрудничества: взаимодействие «ребенок-ребенок», игра «Парочки».
  4. ИКТ (информационно-коммуникативная технология): использование интерактивной доски - игра «Кто чем питается».
  5. Игровые технологии: применение дидактических игр «Собери картинку».

Ход НОД:

I. Организационный момент. Энергизатор «Приветствие».

(Дети заходят)

Дефектолог детям: Поздоровайтесь с гостями.

Дети: - Здравствуйте!

- Давайте возьмемся за руки и поприветствуем друг друга и окружающий нас мир. 

Спасибо скажем мы не раз 

Всему живому вокруг нас! 

Как хорошо на свете жить, 

Как хорошо уметь дружить! 

II. Основная часть.

1. Введение в тему.

- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие.

- Куда отправимся, вы узнаете, прослушав музыку.

- Послушайте. (Звучит звук леса.)

- Какие звуки вы услышали?  (Шелест листвы, пение птиц.)

- Куда мы с вами попали? (В лес.) (показ картинки – лес).

- Лес приготовил нам много загадок, вы хотите их разгадать? (Да)

2. Первая загадка:

- А кто живет в лесу? (животные).

- Давайте соберем картинки и узнаем, какие животные живут в нашем лесу.

    Игра «Собери картинку». (дети собирают разрезные картинки диких животных на маленьких столиках, стоя).

- Кто у тебя, Ира? (волк).

- А ты кого собрал, Петя? (медведя).

- Кто у тебя получился, Вова? (лиса). (и так спрашиваю у каждого ребенка).

- Какие это животные? (Дикие.) 

- Почему? (Дикие животные живут в лесу и сами о себе заботятся.)

- С первой загадкой справились.

- Как вы думаете, какая тема нашего занятия? (Дикие животные).

- Сегодня мы узнаем, какие изменения происходят в жизни животных в разные периоды.

- Животные хотят с вами поиграть, они все попрятались, поможете их найти?

Дети: Да!

  1. Вторая загадка:

(На мольберте картинки силуэты животных, внизу на подставке картинки животных: медведь, еж, белка, заяц, лиса, волк.)

Педагог: Возьмите животное и найдите его силуэт.

Игра «Чей силуэт?».

(Дети по очереди подходят к доске, называют животное и накладывают цветное изображение на его тень.)

- И с этой загадкой справились.

- Посмотрите, перед вами тропинка, что на ней? (следы). Как вы думаете, чьи это следы? (животных). Вот по ней мы и пойдем дальше.

- Ребята, мы оказались на опушке леса. (подходят к панно).

  1. Следующая загадка:

   Игра «Кто где живет?».

Есть у каждого свой дом,
Нам тепло, уютно в нём,
И лесным животным тоже
Домик свой найти поможем.

- Поможем животным найти свой дом? (да). (животные из фетра, нужно их прикрепить на панно)

- Где живет белка, Ира? (белка живет в дупле). Посади белку в дупло.

- Как называется жилище медведя, Вова? (берлога). Отправь его в дом.

- Назови жилище зайца, Илья. (куст).

- У кого самая маленькая нора? (У Ежа, под пеньком.)

- У лисы дупло находится высоко на дереве, Петя? (Нет. Лиса живет в норе.)

- Как называется жилище волка, Лиза? (логово). (дети помещают животных в их жилища).

-Справились! Жилища все свои нашли, можно и пообедать.

- Проходите, присаживайтесь.

(Дети садятся на стулья перед интерактивной доской.)

  1. Следующая загадка.

В лесу- то, чтобы выживать,
Пищу нужно добывать.
Вы скажите поскорей
Кто что любит из зверей!

1 страница флипчарта. 

Игра «Кто чем питается?»

Задание: Найдите и соедините животного с объектом его питания.

- Чем питается медведь в лесу? (Рыбой)

- Кто из животных охотится на кабана? (Волк)

- Чем питается белка в лесу? (Орехами)

- Кто мышкует? (Лиса)

- Кто ест траву? (Заяц)

- Чем питается еж в лесу? (Насекомыми)

- Кто еще из животных, кроме белки, ест шишки с орехами? (Медведь)

- А чем еще может питаться лиса? (Рыбой).

- Отгадали.

6. Следующая загадка.

2 страница флипчарта. Игра «Кого не стало?»

- Ребята, посмотрите на картинку и назовите, какие животные исчезли? (перечислить)

- Кого не стало? (Медведь и еж). Что происходит с ними поздней осенью?    (легли в спячку.)

- Что изменилось во внешнем виде зайца? (Заяц поменял шубку. Был серым стал белым.)

- Кто еще из зверей поменял окрас? (Белка. Была рыжая стала серая.)

- А еще что произошло во внешнем виде животных? (Животные стали больше, шерсть стала гуще, пушистее.)

- У всех   животных зимой появляется подшерсток.

- Что такое подшерсток? (Пуховые волосы, нижний, мягкий слой шерсти. Сохраняет тепло в зимние холода.)

 (задание «Рассмотрим мех»).

- Перед вами искусственный и натуральный мех. Как вы думаете, какой натуральный? Давайте его рассмотрим при помощи этого прибора, как он называется? (лупа). Раздвинем шерсть и рассмотрим пуховые волосы.

- Какие они? (Мягкие, похожи на пух.)

- Ребята, а после зимы какое время года наступает? (весна).

- А что весной делают звери? (просыпаются, выводят потомство).

- Отправляемся отгадывать следующую загадку. (подходим к столу)

7. Следующая загадка.

Игра «Парочки»

Много мам на белом свете,
И у каждой мамы дети.
На помощь мы должны придти
И деток правильно найти!

- Поможем мамам найти детеныша? (да). Подойдите, ко мне.

- Девочки будут мамами, а мальчики – детенышами. (раздаю карточки).

- Девочки подойдите справа от меня, возьмите карточки, а мальчики слева от меня. Пока бубен звенит, животные гуляют по лесу, как только бубен замолчал, становимся в пары.

- Ира, почему вы пара? (мама – лисица, детеныш - лисенок). (Спрашиваю у каждой пары), (играем 2 раза, меняю животных).

- И с этим заданием вы справились.

- А сейчас построились друг за другом.

Физминутка

Теплым днем лесной тропой

Звери шли на водопой. (Дети идут по кругу друг за другом)

За мамой лисицей, крался – лисенок. (Идут крадучись)

За мамой ежихой, катился – ежонок. (Передвигаются, крутят руками)

За мамой медведицей, шел медвежонок.  (Передвигаются вперевалочку)

За мамой белкой, скакал – бельчонок. (Скачут на носочках, согнув руки перед грудью)

За мамой зайчихой, веселый зайчонок. (Скачут, сделав «ушки» из ладоней)

За мамой волчицей, серый волчонок. (Идут, изображая волка).

Тяжело вздыхал, (Глубокий вдох и выдох)

Садился, отдыхал. (Присаживаются на стульчики)

- Присаживайтесь за столы.

8.  Следующая загадка.

 Лабиринт «Семейные парочки»

- Перед вами лабиринт, нужно помочь животным найти пару. Выполняем задание.

- У тебя кто, Ира? (волчица встретилась с волком)

- А у тебя кто, Вова? (медведица встретилась с медведем).

- С кем встретится лисица, Егор? (с лисом).

-Зайчиха с зайцем, ежиха с ежом, мама белка с папой белкой.

- И с этим заданием мы справились.

III. Итог НОД.

«Рефлексия».

- Ребята, наше путешествие закончилось. Лес нас порадовал, мы отгадали все лесные загадки и узнали много интересного о диких животных.

 - А вам понравилось путешествовать?

- Вспомните,  какие у нас были задания?

- Какое из заданий вам понравилось больше всего?

- Что нового ты узнал, Егор? Петя? Мне тоже понравилось, как вы отвечали, как много вы знаете.

- Животные были рады с вами поиграть и оставили на память свои портреты.

- Скажем друг другу спасибо и попрощаемся с гостями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности в области «Познание: формирование целостной картины мира» на тему «Лес – наше богатство» в подготовительной к школе группе

Цель образовательной деятельности: уточнять представления детей о значении леса в жизни людей.Задачи:Образовательные: дать элементарные знания о том, что растения – живые существа, которые дают нам ки...

Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с воспитанниками - формирование целостной картины мира. Тема: «Мама, папа, я – дружная семья».

Воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени и отчества родителей, своего рода и родословной, семейных традиций и обычаев – основное содержание представленного занятия. ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию. (Формирование целостной картины мира и расширение кругозора) с использованием опытно-экспериментальной деятельности. Тема: «В царстве снежной Королевы»

Цель: Активизировать познавательный интерес к зимним явлениям. Формировать представления о свойствах снега. Научить решать познавательные задачи и делать выводы в процессе экспериментировани...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Поможем муравьишке» по формированию целостной картины мира с детьми подготовительного возраста

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Поможем муравьишке» по формированию целостной картины мира с детьми подготовительного возраста предназначен для проведения занятия в ...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по познавательному развитию (формирование целостной картины мира) с детьми группы раннего возраста 2 – 3 лет «Домашние животные»

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по познавательному развитию (формирование целостной картины мира) с детьми группы раннего возраста 2 – 3 лет«Домашние животные...