Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с воспитанниками - формирование целостной картины мира. Тема: «Мама, папа, я – дружная семья».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени и отчества родителей, своего рода и родословной, семейных традиций и обычаев – основное содержание представленного занятия. Семья для малыша – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mama_papa_ya-druzhnaya_semya.docx34.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                                                 Детский  сад №1 «Алёнушка»                                                                                                                  городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан.

Конспект

Непосредственно образовательной деятельности воспитателя с воспитанниками

Формирование целостной картины мира.

Тема: «Мама, папа, я – дружная семья».

коррекционной группы для детей с нарушением речи

        

Подготовила и провела воспитатель

                                                                                      Светлана Анатольевна Сергеева

                                                                          Дата «22» января 2014 г.                                                                          

                                                                                                                                                                                         

        

г. Октябрьский РБ

Воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени и отчества родителей, своего рода и родословной, семейных традиций и обычаев – основное содержание представленного занятия. Семья для малыша – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям.

Цель совместной деятельности воспитателя с воспитанниками:

  • Воспитывать любовьи уважение к родным и близким.

Задачи:

Познание:

  • Помочь  осознать степень значения семьи для человека.
  • Формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе.            
  • Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи.
  • Воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью.
  • Совершенствовать понимание смысла пространственных отношений.

Коммуникация:

  • Активизировать словарьна основе углубления знаний о своей семье.
  • Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.
  • Продолжать формировать умение вести координированный диалог между воспитателем и воспитанником.
  • Закреплять умение согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде и числе.                                                            
  • Закреплять знания о родственных связях слов.                                          
  • Развивать понимание лексико-грамматических конструкций.                  
  • Формировать умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.                                                        
  • Согласовывать числительные с существительными и местоимениями.
  • Корректировать произношение звуков русского языка.
  • Развивать фонематический слух, темп и ритм речи.
  • Развивать память.
  • Воспитывать устойчивое внимание.

Чтение художественной литературы:

  • Формировать умение внимательно слушать произведение.
  • Развивать слуховое восприятие.
  • Воспитывать любовь к художественным произведениям.

Художественное творчество:

  • Развивать глазомер.
  • Развивать чувство композиции.
  • Воспитывать аккуратность.

Музыка:

  • Приобщать к музыкальной культуре.

Здоровье:

  • Приобщать к здоровому образу жизни.
  • Совершенствовать крупную и мелкую моторику.

Безопасность:

  • Формировать знания безопасного поведения при работе с кисточками, клеем.

Предполагаемый результат: Сформировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе; вызывать желание рассказывать о взаимоотношениях между детьми и взрослыми в семье и  желание поделиться своими мыслями, чувствами о своей семье.                                                                                                             Направление: познавательно-речевое.                                                  Образовательная область: познание.                                                                       Виды  деятельности: познавательная, коммуникативная, двигательная, продуктивная.                                                                                                                        Форма образовательной деятельности: совместная деятельность воспитателей и воспитанников в непосредственно-образовательной деятельности.    Форма организации детей: групповая.                                                                         Формы организации совместной деятельности: рассказ, беседа; показ слайдов; рассматривание генеалогического дерева; викторина «Кто мы?»; игра «Красивые слова»; игровое упражнение «Моя семья»; физкультминутка «Семейная зарядка»; чтение стихотворений; музыкальное  сопровождение; совместная работа по художественному творчеству.                                                                                                                      Интеграция областей: коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка, здоровье, безопасность.                             Предварительная работа:

  • Беседы о семье.
  • Рассматривание семейных альбомов с фотографиями.
  • Рассказы детей о членах своей семьи.
  • Сюжетно – ролевая игра «Семья».
  • Разучивание индивидуальных стихов.
  • Подготовка плоскостного изображения дерева и фотографий воспитанников.
  • Совместная работа с родителями по составлению семейного дерева.
  • Чтение художественной литературы.

Участие родителей:создание семейных фотоальбомов, рассказы родителей о членах своей семьи, составление семейного дерева.

Оборудование: мультимедийное устройство; слайды; магнитофон; плоскостное изображение дерева; фотографии членов семьи одного ребёнка на семейном дереве; ватман с изображением генеалогического древа; фотографии всех воспитанников; клеенка, клей, кисточка, подставка для кисточки, салфетка.

Ход совместной деятельности воспитателя с воспитанниками:

Организационный момент. Воспитанники стоят, сделав круг.                                            В. Ребята, у нас сегодня гости,  давайте поздороваемся с ними, улыбнёмся и подарим, друг другу хорошее настроение (воспитанники  садятся на стулья). В. Сегодня мы собрались все вместе, как одна большая дружная семья.                                                                                       Что такое семья?
Папа, мама и я,
И сестренка моя-
Вот и вся у нас семья:
- Ну а как же бабушка?
- Ну а как же дедушка?
Что такое семья?
Папа, мама и я,
Баба Зоя, баба Зина, дедушка Егор, Василий,
И сестренка моя -
Вот и вся у нас семья. В. Как назвать одним словом этих людей: папа, мама, сын, дочь, бабушка, дедушка? (Ответы - семья). Сегодня мы поговорим о семье и о том, как нужно относиться к своим самым близким людям.                                                                          
Рассказ воспитателя. Слайды: 1, 2, 3. Никто не знает, как возникла первая семья. Раскопки в древних пещерах показывают, что мужчины, женщины и дети жили вместе небольшими группами. Эти первобытные "семьи" не были похожи на современные. Вместе люди хранили огонь и защищались от диких зверей.Потом образ жизни людей стал меняться. Так появились семьи, похожие на те, что мы видим сейчас. В них отец приносил пищу, а мать заботилась о доме, муже и детях. Вдвоём было легче оберегать и воспитывать потомство, вести хозяйство. Подрастая, дети начинали помогать родителям. Примерно так распределяются обязанности в семье и сейчас.Семья нужна человеку, пожалуй, больше чем другим живым существам. И это потому, что новорождённый малыш - одно из самых беспомощных созданий. Он должен быть накормлен и защищён. А семье сделать это намного легче.                                                                                        Викторина «Кто мы?». В.  А знаете ли вы, кем члены семьи приходятся друг другу? Давайте проверим. Илья, ты кто для папы и мамы? Володя, а кто ты в вашей семье? Софья, как называют тебя мама, бабушка? Арина, а кто ты для Ильмиры? Лёва, а ты кто для дяди Владика?  (ответы).                                                                                                                                                   В. Какие вы молодцы и какие у вас дружные семьи! А теперь я предлагаю вам поиграть.

Физкультминутка "Семейная зарядка".                                                                                            Осенью, весной, летом и зимой (хлопки руками)                                                                                   Мы во двор выходим дружною семьёй (маршируют на месте)                                                         Встанем в круг и по порядку:                                                                                                             Каждый делает зарядку (взявшись за руки, образуют круг)                                                                      Мама руки поднимает (руки поднять вверх и опустить)                                                                               Папа бодро приседает (присесть и встать)                                                                                    Повороты вправо – влево,                                                                                                                Делает мой братик Сева (руки на пояс, повороты туловища)                                                                А я сам бегу трусцой (бег на месте)                                                                                                        И качаю головой (наклоны головы вправо – влево).                                                                    Игра «Красивые слова». В. У каждого в семье есть родные и дорогие люди. А какие же они, родные и дорогие нам люди?                                                                                                Мама (какая?) - добрая, красивая, терпеливая, ласковая, нежная, умная, требовательная.       Папа (какой?) - строгий, умный, сильный.                                                                                   Бабушка (какая?)  - старенькая, добрая, отзывчивая, ласковая, доброжелательная, седая.        Дедушка (какой?)  - старый, мудрый, седой.                                                                            Сестра (какая?) - весёлая, задорная, непоседливая, старшая, младшая, маленькая, большая.      Брат (какой?)  - сильный, слабый, маленький, большой, старший, младший, подвижный.

В.  Какие вы молодцы, как любите своих близких. А теперь закройте глаза (воспитатель ставит на мольберт рисунок дерева). Посмотрите, какое дерево, как много листьев! Ребята, а как вы думаете это обыкновенное дерево? (ответы).                                                Генеалогическое древо. В. Ваша семья как это дерево и каждый член семьи - листочек. Мы рассмотрим сейчас дерево семьи Володи Гришина. Володя, подойди ко мне. Главные листочки – это ты и твоя семья.                                                                                                                                         В. Справа папа, слева мама,
В серединке я как раз.
Сколько будет вместе нас?  (три, трое, семья).                                                                                В. Ребята, сколько  у Володивсего родственников? (семь, семеро)                                                                                                                                           В.Это дерево называют семейным, родовым, а учёные называют его генеалогическим; а вот у башкирского народа -  шежере.                                                                                                                                    Дорогие гости послушайте стихотворения, которые расскажут наши ребята.                       Володя, расскажи про своего папу, следи за языком, говори правильно, слушай себя.        

«Папа»   (С.  Калинина)                                                                                                                                                  Мой папа красивый
И сильный, как слон.
Любимый, внимательный, ласковый он.
Я жду с нетерпением папу с работы.
Всегда мне в портфеле приносит он что-то.
Дарина, расскажи про свою маму,  следи за языком, говори правильно, слушай себя.                                                                                                                                      «Мама»     (В. Руссу)                                                                                                                       Много мам на белом свете, всей душой их любят дети.
Только мама есть одна, 

Всех дороже мне она,
Кто она?
Отвечу я: это мамочка моя.                                                                                                          В. Молодцы!  У вас получилось замечательно.                                                                            
Беседа: "Детский сад - моя вторая семья". В. В семье нас любят, прощают наши ошибки, поддерживают в трудную минуту. А вызнаете, что у вас есть ещё одна семья, где вас тоже любят, всегда рады встрече с вами, вкусно готовят, играют с вами, проводят интересные занятия, читают, помогают стать сильными и здоровыми. Что же это за вторая семья? (Детский сад). Да, ребята, вы правы. Скажите, как называется наша группа?  (ответы – солнышко). Мы на прошлых занятиях сделали герб нашей группы, а сегодня мы будем делать семейное дерево нашей группы - приклеим фотографии вот на это дерево (воспитанники занимают свои места за столами, где лежат их фотографии).                                                   В.Ребята, давайте повторим правила безопасного поведения во время работы  - поиграем в игру «Да – нет». (Воспитатель объясняет правила игры).                                                          Мы будет брать клей в рот? (ответы).                                                                                                  Кисточка острая? (ответы).                                                                                                                      Мы будем размахивать кисточкой в разные стороны? (ответы).                                                         Мы будем намазывать клей на фотографии? (ответы).                                                                             Мы будет намазывать клей на стол? (ответы).                                                                                     В. Теперь давайте поиграем с пальчиками, чтобы их размять.                                Пальчиковая гимнастика «Моя семья».                                                                                                  Ребята поднимите правую руку и говорим:                                                                                           Вот дедушка    (загибаем большой палец)                                                                                                                                      Вот бабушка    (загибаем указательный палец)                                                                                                                                 Вот мама          (загибаем средний палец)                                                                                                                                          Вот папа           (загибаем безымянный палец)                                                                                                                                               А этот пальчик – я     (загибаем мизинец)                                                                                                                                     И вся моя семья! (загибаем и выпрямляем все пальцы руки).                                   Повторяем тоже с левой рукой.Звучит песня Алана Ваниева «Моя семья». Воспитанники приклеивают свои фотографии на макет дерева.                                                                                                                               В. Как вы думаете, у нас дружная семья? (ответы). Ребята, теперь это семейное дерево  нашей группы.

Итог (рефлексия).

В. Ребята, как хорошо, что у вас у всех есть семья! Вы - самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе. Семьи бывают большие и маленькие. Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу.                                                                                                          В. Ребята, скажите, о чём мы сегодняс вами разговаривали? (ответы – о семье), что делали? (ответы – генеалогическое древо группы), что вам понравилось больше всего? (ответы). Вы сегодня молодцы:  говорили красивые слова о своих семьях; рассказали какие у вас дружные семьи, стихотворения о своих близких; рассмотрели семейное дерево Володи Гришина; создали дерево нашей группы.                                                                Спасибо вам, ребята, мне очень понравилось с вами работать, вы были собранные и внимательные. Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности в области «Познание: формирование целостной картины мира» на тему «Лес – наше богатство» в подготовительной к школе группе

Цель образовательной деятельности: уточнять представления детей о значении леса в жизни людей.Задачи:Образовательные: дать элементарные знания о том, что растения – живые существа, которые дают нам ки...

Открытое занятие. Конспект организованной образовательной деятельности с детьми по формированию целостной картины мира, расширению кругозора. Ознакомление с окружающим миром.(средняя группа) Тема: «Классификация посуды, её предназначение».

Цель: Прививать умения дошкольникам классифицировать посуду. Учить использовать посуду в соответствии с её предназначением. Задачи:1. Познакомить детей с классификацией посуды – кухонная, столова...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию. (Формирование целостной картины мира и расширение кругозора) с использованием опытно-экспериментальной деятельности. Тема: «В царстве снежной Королевы»

Цель: Активизировать познавательный интерес к зимним явлениям. Формировать представления о свойствах снега. Научить решать познавательные задачи и делать выводы в процессе экспериментировани...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Поможем муравьишке» по формированию целостной картины мира с детьми подготовительного возраста

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Поможем муравьишке» по формированию целостной картины мира с детьми подготовительного возраста предназначен для проведения занятия в ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию «Формирование целостной картины мира» в подготовительной к школе группе комбинированной направленности для детей с ОВЗ «Дикие животные»

Конспект непосредственной образовательной деятельностипо познавательному развитию«Формирование целостной картины мира»в подготовительной к школе группе комбинированной направленности ...