Использование опытно-экспериментальной деятельности для формирования основ безопасности жизнедеятельности в природе
опыты и эксперименты (старшая группа) по теме

Трибушинина Оксана Валерьевна

..

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktualnost.docx25.52 КБ

Предварительный просмотр:

Использование опытно  - экспериментальной деятельности для формирования основ безопасности жизнедеятельности в природе

Детство – уникальный период в жизни человека, когда формируется человеческая личность, закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности. Так как дети не  могут самостоятельно определить  всю меру опасности, миссия защиты детей возложена на взрослых, задача которых состоит не только в том , чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и  научить быть готовым к встрече с различными сложными, а порой и опасными ситуациями.  Однако взрослые, стремясь оградить детей от различных физических и психических травм, либо используют долгие наставления и нравоучения, либо регулируют поведение детей путём прямых запретов. И тот и другой путь малоэффективны. Для того, чтобы прямые запреты стали  реальными нормами поведения детей и действительно выполняли охранную функцию, необходимо, чтобы дети увидели ту или иную ситуацию со стороны и даже сами приняли в ней участие. Только тогда им будет понятно, что можно, а что нельзя делать, как поступить в той или иной ситуации. Опытно – экспериментальная деятельность предоставляет такую возможность.

     В процессе детского экспериментирования обучение идёт с опорой на непосредственный опыт ребёнка, на его расширение в ходе поисковой, исследовательской деятельности, активного освоения мира. Большую радость, удивление и даже восторг дети испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у юных исследователей чувство удовлетворения от выполненной работы.

      Целью использования опытно–экспериментальной деятельности является формирование основ безопасности жизнедеятельности в природе у детей дошкольного возраста.

     Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

Обучающие: расширять представления детей о свойствах, состояниях различных веществ, о некоторых природных явлениях и связанной с ними потенциальной опасности.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к своему здоровью и природе.

Развивающие: развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать.

     Для реализации поставленных задач была создана мини – лаборатория,  в которой имеются различные приборы, ёмкости, материалы (природный, бросовый, технический, медицинский), продукты.

     Были выбраны три основных направления экспериментирования: 

Живая природа  (растения)

Неживая природа (воздух, вода, почва, песок, глина)

Человек (функционирование организма)

В силу понятных причин были исключены такие темы, как «Ядовитые растения», «Животные» и т.д.. Для разработки я выбрала наиболее безопасные и актуальные темы, поэтому основное содержание опытов предполагает  выявление свойств неживой природы (воздуха, воды, льда, песка, глины), живых организмов и выявление связанных с ними опасностей.

Экспериментирование имеет чёткую структуру и включает в себя следующие этапы:

Постановка,  формулирование познавательной задачи.

Уточнение правил безопасности в ходе эксперимента.

Выдвижение предположений, отбор способов проверки.

Проверка гипотез.

Подведение итогов, вывод.

Фиксация результатов.

 В своей работе я использовала различные  виды опытов: фронтальные и демонстративные, иллюстративные  и поисковые, групповые и индивидуальные.

    Для формирования основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников  в природе были выбраны следующие опыты:                                                                                                               При изучении темы «Безопасное поведение на участке» проводился опыт «Следы –отпечатки». Цель: подвести к выводу, что в сырую погоду  самой безопасной является песчаная почва, а самой скользкой, а следовательно травмоопасной – глинистая.

  Яркое представление о пагубном воздействии прямых солнечных лучей в жаркую погоду даёт эксперимент с  тремя комнатными цветами, помещёнными в различные безопасные условия.                                                                                                       При изучении темы «Безопасное поведение на водоёме» было проведено три опыта:

Является ли прозрачная вода чистой и пригодной для питья?

Цель: дать наглядное представление о том, что прозрачная вода может содержать в себе самые различные вещества, в том числе и вредные.

Почему некоторые  предметы тонут?

Цель: установить, что предметы тонут, если воздух в них вымещается водой (провести аналогию с человеком).

       3. Свойства человеческой кожи.

Цель: определить, что кожа имеет способность впитывать в себя различные вещества.

  Зимнюю серию опытов открыл опыт «Чистые ли сосульки?», где путём фильтрации талой воды было  установлено, что сосульки представляют собой замёрзшую грязную воду.

  При изучении темы « Гололёд» был проведён опыт «Свойства льда».

Цель: дать наглядное представление, что лёд (особенно подтаявший) очень скользкий и может привести к многочисленным травмам.

  При знакомстве с темой «Ураган» был проведён опыт «Может ли воздух быть сильным?»

Цель: определить, что ветер – движение воздуха – может быть очень сильным, опасным и разрушительным.

  При изучении темы «Безопасное поведение на участке зимой» я предлагаю провести очень простой, но эффективный опыт «Опасные железки».

Цель: дать наглядное представление о том, что влажные предметы в мороз примерзают к железу.

  Очень серьёзную опасность зимой представляет мороз, поэтому мне представляется целесообразным проведение опыта «Замораживание жидкостей».

Цель: установить, что жидкости при низких температурах переходят в твёрдое состояние, поэтому сильное переохлаждение неминуемо приведёт человека к гибели.

Для закрепления полученных знаний необходима обязательная фиксация результата, которая может представлять собой:

Зарисовывание

Схематическое  зарисовывание с использованием условных знаков

Составление устного рассказа

Включение в сюжетно-ролевые игры

Моделирование «маленькими человечками»

Рисунки-прогнозы

 Каждый из способов имеет свои неоспоримые преимущества: зарисовывание создаёт яркий зрительный образ; при схематическом зарисовывании внимание  ребёнка концентрируется на сути, а не на ярких деталях; при составлении рассказа  появляется возможность вариативности развития событий; сюжетно – ролевые игры связывают полученные знания с реальной жизнью, а моделирование «маленькими человечками» позволяет наглядно и доступно изобразить различные состояния веществ.

   В заключение своего выступления я хочу перечислить достоинства метода экспериментирования , которые заключаются в том, что он :

  • Даёт реальное представление о различных сторонах изучаемого объекта.
  • Учит видеть и выделять проблему.
  • Принимать и ставить цель.
  • Анализировать объект или явление.
  • Видеть существенные признаки, связи.
  • Выдвигать гипотезы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Развитие познавательно-исследовательской деятельности и формирование основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников".

В статье представлен опыт работы  МАДОУ ДСКВ  "Югорка" по развитию познавательно-исследовательской деятельности и формированию основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников....

Перспективный план по формированию основ безопасной жизнедеятельности в природе с детьми старшего дошкольного возраста

Перспективный план по формированию основ безопасной жизнедеятельности в природе  с детьми старшего дошкольного возраста...

Проектная деятельность по формированию основ безопасности жизнедеятельности "Азбука безопасности"

Проблема защиты от опасностей возникла одновременно с появлением человека на земле. Многие правила безопасности формулировались, когда люди пытались защититься от диких зверей и природных явлений.Опас...

Конструкт непосредственной образовательной деятельности по формированию основ безопасного поведения с использованием технологии формирования основ безопасной жизнедеятельности

Тема: «Моя безопасность»Форма НОД: формирование основ безопасной жизнедеятельности (безопасность собственной жизнедеятельности)   Виды деятельности: игровая, коммуникативная, поз...

Програмно-методическое сопровождение образовательной деятельности по формированию основ безопасности жизнедеятельности детей

Програмно-методическое сопровождение образовательной деятельности по формированию основ безопасности жизнедеятельности детей...

Проект методической разработки «Познавательная проектная деятельность в формировании основ безопасности жизнедеятельности дошкольников»

Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире, представляет серьезную проблему современности и включает в себя, по мнению ученых, решение трех задач:1. Идентификац...