Рабочая программа дополнительного образования по развитию речи дошкольников через знакомство с художественной литературой, на материале любимых сказок.
рабочая программа по развитию речи (старшая группа)

Соловьёва Светлана Дмитриевна

Рабочая программа

дополнительного образования

по развитию речи дошкольников

 через знакомство с художественной литературой, на материале любимых сказок.      

 

срок  обучения – 1 года

Количество учебных часов за  год обучения – 36

Возраст детей: с 5 до 6 лет

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_knigolyub.docx32.89 КБ
Файл programma_kruzhka_knigolyub.docx32.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 154 «Почемучка» с приоритетным осуществлением физического направления развития воспитанников» города Невинномысска

Рабочая программа

дополнительного образования

по развитию речи дошкольников

 через знакомство с художественной литературой, на материале любимых сказок.      

срок  обучения – 1 года

Количество учебных часов за  год обучения – 36

Возраст детей: с 5 до 6 лет

                                                                            Руководитель:        

                                                                            Воспитатель высшей категории

                                                                            МБДОУ № 154 г. Невинномысска

                                                                            Соловьева Светлана Дмитриевна

Невинномысск

2019 – 2020 уч. г.

Содержание программы

1.Пояснительная записка.

2. Новизна  данной  программы.

3. Нормативно – правовая основа программы.

4. Цель и задачи программы.

5. Отличительной особенностью  данной программы.

6. Этапы освоения программы.

7. Принципы, методы и формы обучения.

8. Предполагаемые результаты.

9. Учебный  план /1 год обучения/.

10. Содержание курса /первый год обучения/.

11. Условия реализации программы.

12. Критерии достижения цели программы.

13. Работа с родителями.

14. Техническое оснащение.

15.Список литературы.

                                                                                                       

Пояснительная записка

Не секрет, что за последние десятилетия в нашей стране наметилась негативная тенденция: значительное снижение к чтению книг вообще и художественной литературы в частности. На наш взгляд, существует ряд факторов, вызвавших это явление.

Во-первых, глобальная информатизация объективного пространства, окружающего каждого человека: посредством Интернета, как дети, так и взрослые могут беспрепятственно и без особого труда получить любые данные по любой теме, в том числе и «сжатый» вариант любого литературного произведения. Ясно, что художественная ценность и неповторимость авторского произведения в таком варианте просто уничтожается и литературный шедевр становится набором, кратким перечнем основных событий жизни героев. О какой привлекательности такого чтения может идти речь?

Во-вторых, засилье в СМИ (телевидении, прессе) рекламы, формирующей у ребёнка представление о псевдоценностях в жизни человека. Дети многое знают о бытовой электронике, автомобилях, сотовых телефонах. Они уверены, что настоящий Человек – это успешный бизнесмен, непременно выходящий из роскошной иномарки и раздающий указания подчинённым по самой последней модели телефона. Но нет ни одного рекламного ролика, ни одной телевизионной передачи, пропагандирующих КНИГУ как непременную часть духовной жизни современного культурного человека!

В-третьих, объективные экономические и финансовые трудности приводят к тому, что взрослые вынуждены посвящать все свои мысли и своё время зарабатыванию материальных благ. Они даже и не вспоминают о книгах! Психологами же доказано, что именно родители являются образцом для подражания для детей. Если родители не читают, нельзя ожидать этого от детей.

Но есть и ещё одна причина. И кроется она в системе дошкольного образования. Многие воспитатели в современных детских садах настолько увлечены непосредственным обучением детей, что книга является для них чем-то второстепенным. А при обращении к художественной литературе практикуют «школьные» приёмы: чтение и пересказ. Результат печален: интерес ребёнка к детской книге гаснет. И чем старше становятся дети, тем реже они берут в руки произведения известных писателей. А в школьном возрасте они делают это по принуждению – «потому что задали».

Это означает, что дети лишаются целого мира – мира художественной литературы, помогающего душе трудиться, развивающего человека как интересную личность.

В.А.Сухомлинский говорил: «Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг».

Повернуть дошкольное образование «лицом» к активной работе с книгой - вовсе не повод отказываться от обучающих задач, количество которых в последнее время возросло в связи с усложнением школьных программ, к усвоению которых мы должны подготовить ребёнка в детском саду. Напротив, систематическая и разнообразная работа с художественной литературой поможет более успешно вести обучение малышей, сделать это обучение более лёгким и интересным, что необыкновенно актуально для оптимизации образовательного процесса в ДОУ.

Система работы, изложенная в данной программе, как раз и помогает соединить в себе воспитание ребёнка как личности, формирование интереса к книге и интеллектуальное развитие дошкольников.

Новизна

Новизна программы заключается в том ,что она способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ребёнка-читателя. Кружковое  занятие поможет решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как книга  для ребёнка –  и творчество, и новые открытия, и  удовольствие, и самовоспитание.

Нормативно – правовая основа Программы.

Нормативно-правовую основу разработки рабочей Программы составляют:

Международно-правовые акты:

Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 г. (с изменениями и дополнениями);

Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, вступила в силу для СССР15.09.1990 г.);

Декларация прав ребенка (провозглашена резолюцией 1386 (ХIV) Генеральной Ассамблеи от 20.11.1959 г.);

Законы РФ:

Конституция РФ от 12.12.1993 г. (с изменениями и дополнениями);

Семейный Кодекс РФ от 08.12.1995 г. № 223 ФЗ (с изменениями и доп.);

Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями и дополнения);

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» № 273 - ФЗ

Документы Правительства РФ:

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 г. № 1756-р «О концепции модернизации российского образования на период до 2020 года;

Документы Министерства образования и науки РФ:

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки Р.Ф. от 17.10.13 г. № 1155 /зарегистрировано МинЮст. Р.Ф. 14.11.13 г. № 30384/

 Документы Федеральных служб:

Постановление Главного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. № 26 «СанПиН 2.4.1. 3049 – 13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях» /зарегистрировано МинЮст. 29.05.2013 г. № 28564/

Региональные документы:

Стратегия развития системы образования Ставропольский край

Локальные акты:

Устав (новая редакция)

Цель данной рабочей программы – Развитие всех компонентов устной речи, диалогической и монологической форм на материале любимых сказок.      

Повышение интереса детей к работе с книгой и дополнительное развитие их познавательных и речевых умений на материале любимых сказок.      

Совершенствовать диалогическую форму речи. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.

Развивать монологическую форму речи.

Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы.

Основными задачами программы являются:

1. Воспитание у детей дошкольного возраста позиции активного читателя, интереса и уважения к книге как источнику культуры и информации.

2. Поддержание и развитие детской эмоциональности.

3. Активизация речевого и мыслительного творчества детей.

4. Развитие памяти, внимания, основных познавательных и речевых умений дошкольников.

      Рабочая программа по развитию речи детей через театрализованную деятельность  разработана на основе методики Л.Б.Фесюковой «Воспитание сказкой».

Главными теоретическими идеямиположенными в содержание программы, являются взгляды Д.Родари,  Л.Б.Фесюковой и авторов технологии ТРИЗ, заключающиеся в том, что к использованию сказочного материала необходимо подходить нетрадиционно. Это значит - научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один. Тогда сказка (впрочем, как и любая книга) будет восприниматься ребёнком как источник увлекательных, необычных занятий, новых открытий и знаний. 

Направленность программы дополнительного образования дошкольников «Школа  юного книголюба» осуществляется через  художественно - эстетическое развитие детей средствами ознакомления с художественной литературой. 

      По форме организации программа дополнительного образования является кружковой.

     По времени реализации программа дополнительного образования рассчитана на  1 год.

Возраст детей 5 – 6 лет первый год обучения

Отличительной особенностью  данной программы  является:

- в кружок будут привлекаться дети со средним уровнем развития речи, дети,  имеющие сложности в общении, дети с творческими задатками;

- кружковая работа будет направлена на совершенствование диалогической речи детей, на развитие умения составлять и придумывать концовки к сказкам,  воспитает интерес к художественной литературе, будет способствовать развитию общения со сверстниками и взрослыми, позволит свободно развивать творческие способности  личности ребенка;

- в процессе обучения будут использоваться следующие материалы и оборудование: художественная литература (сказки разных жанров)дидактические игры, иллюстрации к сказкам, материалы для продуктивной деятельности детей;

В работе со сказкой можно использовать  различные формы: чтение сказок, их пересказ, обсуждение поведения сказочных героев и причин их успехов или неудач, театрализованное исполнение сказок, проведение конкурса знатоков сказок, выставки рисунков детей по мотивам сказок и многое другое. В своей работе планирую  использовать такие приемы  восприятия сказки как: выразительность чтения, повторность и выборочное чтение, беседа по содержанию сказки, показ иллюстраций, элементов инсценирования (пластика движений телом, мимика и жесты).

Основными принципами построения программы являются:

Принцип дифференциации – разделение планирования деятельности по работе с содержанием книг по возрастам, для каждой возрастной группы отдельно;

Принцип интеграции и комплексного подхода – объединение в содержании каждого занятия различных видов речевой, мыслительной и продуктивной деятельности в единый комплекс, направленный на решение строго определённого круга программных задач. Кроме того, содержание деятельности связано с такими образовательными областями как «Познание», «Социализация», «Коммуникация».

Принцип позитивной эмоциогенности – организация взаимодействия с детьми, сопровождающаяся получением удовольствия каждым ребёнком как результата активного, занимательного игрового взаимодействия взрослого с ребёнком и общения с литературным произведением;

Условия реализации рабочей программы «Школа юного книголюба»

1. К одному из основных условий успешной реализации данной программы можно с уверенностью отнести личную заинтересованность педагога в процессе общения с литературным произведением. Постоянные положительные отзывы о процессе чтения, рассказы из личного опыта взрослого о том, как в жизни ему помогала книга, искренний интерес к игровым занимательным упражнениям, организуемым в процессе работы кружка, - всё это настраивает ребёнка-дошкольника на продуктивную работу с книгой, повышает его мотивацию на чтение, слушание, усвоение содержания литературного произведения.

2. В процессе организации работы с книгой воспитателю необходимо учитывать возрастные и психологические особенности восприятия и понимания детьми литературного произведения на каждом возрастном этапе. Связаны эти особенности с расширением детского жизненного опыта, круга конкретных представлений, читательского опыта. С возрастом у дошкольников появляются умения более осознанно воспринимать литературное произведение, способности устанавливать причинные связи в сюжете и т.д. 

3. Важным моментом в успешности работы по приобщению детей к работе с книгой является соответствующее оснащение предметно-развивающей среды в ДОУ с привлечением детей к данной деятельности. В группе непременно должен быть книжный уголок, в котором организуются книжные выставки. Так, если на одном из кружков рассматривалась, к примеру, сказка «Маша и медведь», то совместно с детьми и родителями в уголке могут быть организованы следующие выставки: а) данная сказка в разных изданиях или иллюстрированная разными художниками; б) другие сказки, в которых действуют медведи; в) любимые сказки, в которых действуют одновременно и люди, и животные. Выставка должна быть «активно действующей»: не просто украшать группу, а обеспечивать возможности для деятельности дошкольников: желание познакомиться и побеседовать о выставленной литературе, желание рассказать о книгах, принесённых из дома и т.д.

4. Из предыдущего условия вытекает следующее – постоянное обращение в совместной деятельности к книге как к помощнику, источнику информации и дополнительных впечатлений, отображаемых в последствии в играх. По окончании кружка в этот же день либо на следующий организуется «Книжкина мастерская» (совместный труд по ремонту и обновлению книг).

Приемлемы такие формы работы, как сочинение собственных сказок и изготовление самодельной книги. Здесь всё зависит от опыта и фантазии педагога.

 Самое главное, ребёнок должен видеть - прочитанная, изученная книга не отбрасывается и не забывается – к ней обращаются постоянно.

5. Непременным условием является взаимодействие воспитателя, осуществляющего кружковую работу по данной рабочей учебной программе, с такими специалистами ДОУ, как музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию. Именно они помогут обеспечить богатство содержания развлечений, игр-драматизаций по мотивам сказок, разнообразить совместную деятельность воспитателя с детьми, обеспечить преемственность в работе педагогов ДОУ.

Ожидаемый результат

По развитию литературной речи:

У дошкольников совершенствуется монологическая речь при составлении описательных рассказов о героях, их поступках, настроении, поведении.

У детей 5-6 лет литературная речь более содержательна и многопланова. Саморегуляция темпа голоса и громкость речи позволяет дошкольникам более точно передавать эмоциональное состояние героя или ситуацию.

Развиваются творческие способности: появляется желание сочинять небольшие тексты, придумывать свои варианты окончаний или целых контекстов литературного произведения.

По приобщению к словесному искусству:

1. Появляется желание слушать большие по объему литературные тексты, активно принимать участие в анализе происходящих событий.

2. Называют любимые сказки и рассказы. Знают несколько стихотворений.

3. Знают и умеют соблюдать правила культурного обращения с книгой.

Развитие свободного общения воспитанников со взрослыми и детьми:

Дети проявляют интерес к взаимоотношениям людей, познанию их характеров.

Передают в речи эмоциональное состояние сверстников, взрослых, используя средства интонационной выразительности. Эмоционально сопереживают рассказам друзей.

Активно используют разнообразные невербальные средства общения: мимику, жесты.

Пытаются решить проблемы личного характера совместно со взрослым методом рассуждения.

Развития всех компонентов устной речи:

Сравнивают свою речь с речью взрослого и выделяют собственные речевые ошибки и недостатки.

В ходе общения используют повествовательный и описательный рассказы.

Составляют повествовательные рассказы по картинке, схеме, по сюжетным картинкам.

Регулируют громкость голоса и темп речи в зависимости от ситуации.

Условия реализации программы

Данная программа реализуется в учебной и игровой деятельности. Возрастные особенности дошкольников обязывают проводить организованную деятельность  используя игровые педагогические технологии, что способствует лучшему усвоению материала. Для снятия напряжения пригодны физкультминутки , малоподвижные игры, игры имитации.  Игровая оболочка организованной деятельности  привлекает детей, вызывает у них интерес и активность, помогает преодолеть различные затруднения, организует и повышает их самостоятельность.

Таким образом, поставленная учебная задача в игровой форме становится для детей более близкой и понятной, а результат эффективнее.

Критерии достижения цели программы

- системность диагностики познавательного роста в процессе знакомства с литературными произведениями;

- изучение личного роста (нравственная воспитанность, приоритет духовных ценностей, способность проявлять чувства – сопереживание, негодование)

-  обретение высокого уровня освоения содержания программы (владением грамматическим строем речи, развитой диалогической и монологической речью, средствами  выразительности речи, развития мимики лица и жестов)

-повышение уровня воспитанности

- интерес к организованной деятельности

- мотивация на дальнейшее обучение

Работа с родителями

Работа с родителями позволяет лучше узнать потребности в приобретаемых знаниях, улучшает общую атмосферу отношений сотрудничества в системе «родитель – педагог», повышает рефлексию педагога.

Формы работы с родителями

1. Ознакомление родителей с программой, содержанием и её эффективностью;

2 . Проведение практикумов «Сказка лучший помощник в воспитании детей», «Красив наш язык», «Книга в жизни ребёнка»;

3.Консультационная работа – индивидуальная, групповая. Беседа с родителями об успехах их детей;

4.Проведение открытых занятий и воспитательных мероприятий с привлечением родителей;

5.Анкетирование родителей с целью изучения особенностей ребёнка и его успешности обучения по данной программе.

Техническое оснащение организованной образовательной деятельности

- материально-техническое обеспечение (костюмерная,  магнитофон, проектор, компьютер);

- картотеки игр, скороговорок, чистоговорок, театрализованных игр;

- настольные театр;

- куклы бибабо;

- пальчиковый театр;

- фланелевый театр.

- Наборы серий сюжетных картинок для развития связной речи по разным сказкам;

- Хрестоматии для детей по возрастам;

- Репродукции картин известных художников.

Список использованной литературы

Используемая литература.

  1. Авдеева Н.А.Воспитание детей раннего возраста. Пособие для      воспитателей и родителей. М., 1997
  2. Белова И.К. Былич Р.В. и др.  Программно – методическое оснащение коррекционно – развивающего воспитания и обучения дошкольников с ЗПР. М., 1998
  3. Бугрименко Е.А. Чтение без принуждения. М., 1993
  4. Волина В. Занимательное азбуковедение. М.,1991
  5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПБ., 1997
  6. Выренцова А.С Подготовка к обучению. С-П., 1997
  7. Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе. Мозаика – Синтез, М., 2012 г..
  8. Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. М., 2000
  9. Ёлкина Н.В. Маряничева О.В. Учим детей наблюдать и рассказывать. Серия «Вместе учимся, играем» Ярославль, 1997
  10. Зайцева Л.В., Земляченко С.В. Управление инновационным образовательным учреждением в режиме функционирования и развития. М., 1998
  11. Ильина  М.Н. Подготовка к школе: развивающие упражнения и тесты. Спб., 1998
  12. Петерсон Л.П., Холина Н.П. Раз ступенька, два – ступенька ч. 1,2, М.,2004
  13. Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия. 5-6 лет / Сост. В. В. Гербова, Н. П. Ильчук. М., Оникс – XXI век, 2012.
  14. Максаков А. И . Развитие правильной речи ребёнка в семье. Мозаика – Синтез, М., 2009.
  15. Ушакова О. С, Н.В. Гавриш "Знакомим дошкольников с литературой" Мозаика – Синтез, М., 2013 г..
  16. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста М.,Владос.,2002
  17. Ушакова О.С. и др. Развитие речи и творчества дошкольников (игры, упражнения, конспекты занятий) М., ТЦ  «Сфера» 2006
  18. Фалькович Т.А., Барылкина Л.П.  Развитие речи, подготовка к освоению письма. М., 2007
  19. Шумаева Д.Г. Как хорошо уметь читать . С.П., 2008



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 154 «Почемучка» с приоритетным осуществлением физического направления развития воспитанников» города Невинномысска

Рабочая программа

дополнительного образования

по развитию речи дошкольников

 через знакомство с художественной литературой, на материале любимых сказок.      

срок  обучения – 1 года

Количество учебных часов за  год обучения – 36

Возраст детей: с 5 до 6 лет

                                                                            Руководитель:        

                                                                            Воспитатель высшей категории

                                                                            МБДОУ № 154 г. Невинномысска

                                                                            Соловьева Светлана Дмитриевна

Невинномысск

2019 – 2020 уч. г.

Содержание программы

1.Пояснительная записка.

2. Новизна  данной  программы.

3. Нормативно – правовая основа программы.

4. Цель и задачи программы.

5. Отличительной особенностью  данной программы.

6. Этапы освоения программы.

7. Принципы, методы и формы обучения.

8. Предполагаемые результаты.

9. Учебный  план /1 год обучения/.

10. Содержание курса /первый год обучения/.

11. Условия реализации программы.

12. Критерии достижения цели программы.

13. Работа с родителями.

14. Техническое оснащение.

15.Список литературы.

                                                                                                       

Пояснительная записка

Не секрет, что за последние десятилетия в нашей стране наметилась негативная тенденция: значительное снижение к чтению книг вообще и художественной литературы в частности. На наш взгляд, существует ряд факторов, вызвавших это явление.

Во-первых, глобальная информатизация объективного пространства, окружающего каждого человека: посредством Интернета, как дети, так и взрослые могут беспрепятственно и без особого труда получить любые данные по любой теме, в том числе и «сжатый» вариант любого литературного произведения. Ясно, что художественная ценность и неповторимость авторского произведения в таком варианте просто уничтожается и литературный шедевр становится набором, кратким перечнем основных событий жизни героев. О какой привлекательности такого чтения может идти речь?

Во-вторых, засилье в СМИ (телевидении, прессе) рекламы, формирующей у ребёнка представление о псевдоценностях в жизни человека. Дети многое знают о бытовой электронике, автомобилях, сотовых телефонах. Они уверены, что настоящий Человек – это успешный бизнесмен, непременно выходящий из роскошной иномарки и раздающий указания подчинённым по самой последней модели телефона. Но нет ни одного рекламного ролика, ни одной телевизионной передачи, пропагандирующих КНИГУ как непременную часть духовной жизни современного культурного человека!

В-третьих, объективные экономические и финансовые трудности приводят к тому, что взрослые вынуждены посвящать все свои мысли и своё время зарабатыванию материальных благ. Они даже и не вспоминают о книгах! Психологами же доказано, что именно родители являются образцом для подражания для детей. Если родители не читают, нельзя ожидать этого от детей.

Но есть и ещё одна причина. И кроется она в системе дошкольного образования. Многие воспитатели в современных детских садах настолько увлечены непосредственным обучением детей, что книга является для них чем-то второстепенным. А при обращении к художественной литературе практикуют «школьные» приёмы: чтение и пересказ. Результат печален: интерес ребёнка к детской книге гаснет. И чем старше становятся дети, тем реже они берут в руки произведения известных писателей. А в школьном возрасте они делают это по принуждению – «потому что задали».

Это означает, что дети лишаются целого мира – мира художественной литературы, помогающего душе трудиться, развивающего человека как интересную личность.

В.А.Сухомлинский говорил: «Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг».

Повернуть дошкольное образование «лицом» к активной работе с книгой - вовсе не повод отказываться от обучающих задач, количество которых в последнее время возросло в связи с усложнением школьных программ, к усвоению которых мы должны подготовить ребёнка в детском саду. Напротив, систематическая и разнообразная работа с художественной литературой поможет более успешно вести обучение малышей, сделать это обучение более лёгким и интересным, что необыкновенно актуально для оптимизации образовательного процесса в ДОУ.

Система работы, изложенная в данной программе, как раз и помогает соединить в себе воспитание ребёнка как личности, формирование интереса к книге и интеллектуальное развитие дошкольников.

Новизна

Новизна программы заключается в том ,что она способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ребёнка-читателя. Кружковое  занятие поможет решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как книга  для ребёнка –  и творчество, и новые открытия, и  удовольствие, и самовоспитание.

Нормативно – правовая основа Программы.

Нормативно-правовую основу разработки рабочей Программы составляют:

Международно-правовые акты:

Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 г. (с изменениями и дополнениями);

Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, вступила в силу для СССР15.09.1990 г.);

Декларация прав ребенка (провозглашена резолюцией 1386 (ХIV) Генеральной Ассамблеи от 20.11.1959 г.);

Законы РФ:

Конституция РФ от 12.12.1993 г. (с изменениями и дополнениями);

Семейный Кодекс РФ от 08.12.1995 г. № 223 ФЗ (с изменениями и доп.);

Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями и дополнения);

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» № 273 - ФЗ

Документы Правительства РФ:

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 г. № 1756-р «О концепции модернизации российского образования на период до 2020 года;

Документы Министерства образования и науки РФ:

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки Р.Ф. от 17.10.13 г. № 1155 /зарегистрировано МинЮст. Р.Ф. 14.11.13 г. № 30384/

 Документы Федеральных служб:

Постановление Главного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. № 26 «СанПиН 2.4.1. 3049 – 13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях» /зарегистрировано МинЮст. 29.05.2013 г. № 28564/

Региональные документы:

Стратегия развития системы образования Ставропольский край

Локальные акты:

Устав (новая редакция)

Цель данной рабочей программы – Развитие всех компонентов устной речи, диалогической и монологической форм на материале любимых сказок.      

Повышение интереса детей к работе с книгой и дополнительное развитие их познавательных и речевых умений на материале любимых сказок.      

Совершенствовать диалогическую форму речи. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.

Развивать монологическую форму речи.

Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы.

Основными задачами программы являются:

1. Воспитание у детей дошкольного возраста позиции активного читателя, интереса и уважения к книге как источнику культуры и информации.

2. Поддержание и развитие детской эмоциональности.

3. Активизация речевого и мыслительного творчества детей.

4. Развитие памяти, внимания, основных познавательных и речевых умений дошкольников.

      Рабочая программа по развитию речи детей через театрализованную деятельность  разработана на основе методики Л.Б.Фесюковой «Воспитание сказкой».

Главными теоретическими идеямиположенными в содержание программы, являются взгляды Д.Родари,  Л.Б.Фесюковой и авторов технологии ТРИЗ, заключающиеся в том, что к использованию сказочного материала необходимо подходить нетрадиционно. Это значит - научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один. Тогда сказка (впрочем, как и любая книга) будет восприниматься ребёнком как источник увлекательных, необычных занятий, новых открытий и знаний. 

Направленность программы дополнительного образования дошкольников «Школа  юного книголюба» осуществляется через  художественно - эстетическое развитие детей средствами ознакомления с художественной литературой. 

      По форме организации программа дополнительного образования является кружковой.

     По времени реализации программа дополнительного образования рассчитана на  1 год.

Возраст детей 5 – 6 лет первый год обучения

Отличительной особенностью  данной программы  является:

- в кружок будут привлекаться дети со средним уровнем развития речи, дети,  имеющие сложности в общении, дети с творческими задатками;

- кружковая работа будет направлена на совершенствование диалогической речи детей, на развитие умения составлять и придумывать концовки к сказкам,  воспитает интерес к художественной литературе, будет способствовать развитию общения со сверстниками и взрослыми, позволит свободно развивать творческие способности  личности ребенка;

- в процессе обучения будут использоваться следующие материалы и оборудование: художественная литература (сказки разных жанров)дидактические игры, иллюстрации к сказкам, материалы для продуктивной деятельности детей;

В работе со сказкой можно использовать  различные формы: чтение сказок, их пересказ, обсуждение поведения сказочных героев и причин их успехов или неудач, театрализованное исполнение сказок, проведение конкурса знатоков сказок, выставки рисунков детей по мотивам сказок и многое другое. В своей работе планирую  использовать такие приемы  восприятия сказки как: выразительность чтения, повторность и выборочное чтение, беседа по содержанию сказки, показ иллюстраций, элементов инсценирования (пластика движений телом, мимика и жесты).

Основными принципами построения программы являются:

Принцип дифференциации – разделение планирования деятельности по работе с содержанием книг по возрастам, для каждой возрастной группы отдельно;

Принцип интеграции и комплексного подхода – объединение в содержании каждого занятия различных видов речевой, мыслительной и продуктивной деятельности в единый комплекс, направленный на решение строго определённого круга программных задач. Кроме того, содержание деятельности связано с такими образовательными областями как «Познание», «Социализация», «Коммуникация».

Принцип позитивной эмоциогенности – организация взаимодействия с детьми, сопровождающаяся получением удовольствия каждым ребёнком как результата активного, занимательного игрового взаимодействия взрослого с ребёнком и общения с литературным произведением;

Условия реализации рабочей программы «Школа юного книголюба»

1. К одному из основных условий успешной реализации данной программы можно с уверенностью отнести личную заинтересованность педагога в процессе общения с литературным произведением. Постоянные положительные отзывы о процессе чтения, рассказы из личного опыта взрослого о том, как в жизни ему помогала книга, искренний интерес к игровым занимательным упражнениям, организуемым в процессе работы кружка, - всё это настраивает ребёнка-дошкольника на продуктивную работу с книгой, повышает его мотивацию на чтение, слушание, усвоение содержания литературного произведения.

2. В процессе организации работы с книгой воспитателю необходимо учитывать возрастные и психологические особенности восприятия и понимания детьми литературного произведения на каждом возрастном этапе. Связаны эти особенности с расширением детского жизненного опыта, круга конкретных представлений, читательского опыта. С возрастом у дошкольников появляются умения более осознанно воспринимать литературное произведение, способности устанавливать причинные связи в сюжете и т.д. 

3. Важным моментом в успешности работы по приобщению детей к работе с книгой является соответствующее оснащение предметно-развивающей среды в ДОУ с привлечением детей к данной деятельности. В группе непременно должен быть книжный уголок, в котором организуются книжные выставки. Так, если на одном из кружков рассматривалась, к примеру, сказка «Маша и медведь», то совместно с детьми и родителями в уголке могут быть организованы следующие выставки: а) данная сказка в разных изданиях или иллюстрированная разными художниками; б) другие сказки, в которых действуют медведи; в) любимые сказки, в которых действуют одновременно и люди, и животные. Выставка должна быть «активно действующей»: не просто украшать группу, а обеспечивать возможности для деятельности дошкольников: желание познакомиться и побеседовать о выставленной литературе, желание рассказать о книгах, принесённых из дома и т.д.

4. Из предыдущего условия вытекает следующее – постоянное обращение в совместной деятельности к книге как к помощнику, источнику информации и дополнительных впечатлений, отображаемых в последствии в играх. По окончании кружка в этот же день либо на следующий организуется «Книжкина мастерская» (совместный труд по ремонту и обновлению книг).

Приемлемы такие формы работы, как сочинение собственных сказок и изготовление самодельной книги. Здесь всё зависит от опыта и фантазии педагога.

 Самое главное, ребёнок должен видеть - прочитанная, изученная книга не отбрасывается и не забывается – к ней обращаются постоянно.

5. Непременным условием является взаимодействие воспитателя, осуществляющего кружковую работу по данной рабочей учебной программе, с такими специалистами ДОУ, как музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию. Именно они помогут обеспечить богатство содержания развлечений, игр-драматизаций по мотивам сказок, разнообразить совместную деятельность воспитателя с детьми, обеспечить преемственность в работе педагогов ДОУ.

Ожидаемый результат

По развитию литературной речи:

У дошкольников совершенствуется монологическая речь при составлении описательных рассказов о героях, их поступках, настроении, поведении.

У детей 5-6 лет литературная речь более содержательна и многопланова. Саморегуляция темпа голоса и громкость речи позволяет дошкольникам более точно передавать эмоциональное состояние героя или ситуацию.

Развиваются творческие способности: появляется желание сочинять небольшие тексты, придумывать свои варианты окончаний или целых контекстов литературного произведения.

По приобщению к словесному искусству:

1. Появляется желание слушать большие по объему литературные тексты, активно принимать участие в анализе происходящих событий.

2. Называют любимые сказки и рассказы. Знают несколько стихотворений.

3. Знают и умеют соблюдать правила культурного обращения с книгой.

Развитие свободного общения воспитанников со взрослыми и детьми:

Дети проявляют интерес к взаимоотношениям людей, познанию их характеров.

Передают в речи эмоциональное состояние сверстников, взрослых, используя средства интонационной выразительности. Эмоционально сопереживают рассказам друзей.

Активно используют разнообразные невербальные средства общения: мимику, жесты.

Пытаются решить проблемы личного характера совместно со взрослым методом рассуждения.

Развития всех компонентов устной речи:

Сравнивают свою речь с речью взрослого и выделяют собственные речевые ошибки и недостатки.

В ходе общения используют повествовательный и описательный рассказы.

Составляют повествовательные рассказы по картинке, схеме, по сюжетным картинкам.

Регулируют громкость голоса и темп речи в зависимости от ситуации.

Условия реализации программы

Данная программа реализуется в учебной и игровой деятельности. Возрастные особенности дошкольников обязывают проводить организованную деятельность  используя игровые педагогические технологии, что способствует лучшему усвоению материала. Для снятия напряжения пригодны физкультминутки , малоподвижные игры, игры имитации.  Игровая оболочка организованной деятельности  привлекает детей, вызывает у них интерес и активность, помогает преодолеть различные затруднения, организует и повышает их самостоятельность.

Таким образом, поставленная учебная задача в игровой форме становится для детей более близкой и понятной, а результат эффективнее.

Критерии достижения цели программы

- системность диагностики познавательного роста в процессе знакомства с литературными произведениями;

- изучение личного роста (нравственная воспитанность, приоритет духовных ценностей, способность проявлять чувства – сопереживание, негодование)

-  обретение высокого уровня освоения содержания программы (владением грамматическим строем речи, развитой диалогической и монологической речью, средствами  выразительности речи, развития мимики лица и жестов)

-повышение уровня воспитанности

- интерес к организованной деятельности

- мотивация на дальнейшее обучение

Работа с родителями

Работа с родителями позволяет лучше узнать потребности в приобретаемых знаниях, улучшает общую атмосферу отношений сотрудничества в системе «родитель – педагог», повышает рефлексию педагога.

Формы работы с родителями

1. Ознакомление родителей с программой, содержанием и её эффективностью;

2 . Проведение практикумов «Сказка лучший помощник в воспитании детей», «Красив наш язык», «Книга в жизни ребёнка»;

3.Консультационная работа – индивидуальная, групповая. Беседа с родителями об успехах их детей;

4.Проведение открытых занятий и воспитательных мероприятий с привлечением родителей;

5.Анкетирование родителей с целью изучения особенностей ребёнка и его успешности обучения по данной программе.

Техническое оснащение организованной образовательной деятельности

- материально-техническое обеспечение (костюмерная,  магнитофон, проектор, компьютер);

- картотеки игр, скороговорок, чистоговорок, театрализованных игр;

- настольные театр;

- куклы бибабо;

- пальчиковый театр;

- фланелевый театр.

- Наборы серий сюжетных картинок для развития связной речи по разным сказкам;

- Хрестоматии для детей по возрастам;

- Репродукции картин известных художников.

Список использованной литературы

Используемая литература.

  1. Авдеева Н.А.Воспитание детей раннего возраста. Пособие для      воспитателей и родителей. М., 1997
  2. Белова И.К. Былич Р.В. и др.  Программно – методическое оснащение коррекционно – развивающего воспитания и обучения дошкольников с ЗПР. М., 1998
  3. Бугрименко Е.А. Чтение без принуждения. М., 1993
  4. Волина В. Занимательное азбуковедение. М.,1991
  5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПБ., 1997
  6. Выренцова А.С Подготовка к обучению. С-П., 1997
  7. Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе. Мозаика – Синтез, М., 2012 г..
  8. Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. М., 2000
  9. Ёлкина Н.В. Маряничева О.В. Учим детей наблюдать и рассказывать. Серия «Вместе учимся, играем» Ярославль, 1997
  10. Зайцева Л.В., Земляченко С.В. Управление инновационным образовательным учреждением в режиме функционирования и развития. М., 1998
  11. Ильина  М.Н. Подготовка к школе: развивающие упражнения и тесты. Спб., 1998
  12. Петерсон Л.П., Холина Н.П. Раз ступенька, два – ступенька ч. 1,2, М.,2004
  13. Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия. 5-6 лет / Сост. В. В. Гербова, Н. П. Ильчук. М., Оникс – XXI век, 2012.
  14. Максаков А. И . Развитие правильной речи ребёнка в семье. Мозаика – Синтез, М., 2009.
  15. Ушакова О. С, Н.В. Гавриш "Знакомим дошкольников с литературой" Мозаика – Синтез, М., 2013 г..
  16. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста М.,Владос.,2002
  17. Ушакова О.С. и др. Развитие речи и творчества дошкольников (игры, упражнения, конспекты занятий) М., ТЦ  «Сфера» 2006
  18. Фалькович Т.А., Барылкина Л.П.  Развитие речи, подготовка к освоению письма. М., 2007
  19. Шумаева Д.Г. Как хорошо уметь читать . С.П., 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ по развитию творческих способностей детей через обучение технике торцевание «Город мастеров»

Данный материал представляет работу с детьми старшей и подготовительной группыс ииспользованием техники торцевание.....

Рабочая программа дополнительного образования по развитию речи «Читай-ка». Автор:воспитатель Русакова А.Н.

       Важное место в работе с детьми принадлежит развитию речи, поэтому на первый план выходят  задачи: - научить детей осмысленно говорить, дать первоначальное п...

Рабочая программа дополнительного образования физического развития детей

              Цель :Укрепление здоровья воспитанников, развитие двигательной деятельности детей.  Задачи:·     Развитие лов...

Методические рекомендации по перспективному планированию по ознакомлению с окружающим, развитию речи и знакомству с художественной литературой в старшей группе

Перспективный план по ознакомлению с окружающим, развитию речи и знакомством с художественной литературой  в старшей группе детского сада ...

Рабочая программа дополнительного образования по развитию сенсорных навыков « Любознай-ка»

Успешность физического, умственного и эстетического воспитания и развития в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, во-первых, насколько хорошо ребенок слышит, ...

Рабочая программа дополнительного образования по развитию речи и подготовке к обучению грамоте «Речецветик».

Содержание коррекционного процесса рабочей программы разработано на основе авторских программ Е.В. Колесниковой «Развитие звуковой культуры речи», « Развитие фонематического слуха&ra...

Рабочая программа дополнительного образования для детей младшего дошкольного возраста по художественно-эстетическому воспитанию «Мир сказок»

Рабочая программа дополнительного образования  для детей младшего дошкольного возраста по художественно-эстетическому воспитанию «Мир сказок» и аннотация к программе...