Рабочая программа дополнительного образования по развитию речи и подготовке к обучению грамоте «Речецветик».
рабочая программа по логопедии по теме

Содержание коррекционного процесса рабочей программы разработано на основе авторских программ Е.В. Колесниковой «Развитие звуковой культуры речи», « Развитие фонематического слуха», «Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза», «Я начинаю читать».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_rechetsvetik.docx49.86 КБ

Предварительный просмотр:

        РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дополнительного образования

по развитию речи и подготовке к обучению грамоте «Речецветик»

учителя-логопеда И.А. Чижовой

на 2015-2016 учебный год

Москва-2015


    I.   Целевой раздел программы

1.1.Пояснительная записка

1.2.  Цель, задачи и принципы реализации программы.                                    

1.3. Характеристика речевого развития детей

    II. Содержательный раздел программы

               2.1. Перспективное планирование работы с детьми

               2.2. Планируемые результаты освоения программы

   

    III.  Организационный раздел программы

    3.1. Цель, задачи, содержание и формы логопедического воздействия

    3.2. Организация коррекционно-образовательного процесса в условиях  

            дошкольного логопункта


I. Целевой раздел программы

1.1 Пояснительная записка

Содержание коррекционного процесса рабочей программы разработано на основе авторских программ Е.В. Колесниковой «Развитие звуковой культуры речи», « Развитие фонематического слуха», «Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза», «Я начинаю читать».

 Программа соответствует ФГОС ДО. В Программе используется системный, комплексный, личностный и деятельный подход к развитию детей. При системном подходе рассматриваются пути освоения ребёнком языка в единстве сознания и деятельности. Комплексный подход требует взаимодействия разных наук (психолингвистики, педагогики, языкознания).

Теоретический подход основывается на представлении о закономерностях речевого развития дошкольников. При личностном подходе рассматривается процесс обучения детей с учётом их психофизиологических особенностей.

Программа направлена на общее, интеллектуальное   речевое развитие детей.

Актуальность программы

В настоящее время проблема подготовки детей к овладению грамотой является особо актуальной. Как отмечается в специальной литературе, в последнее десятилетие растет число детей с отклонениями в развитии, в том числе и речевом. Речь ребенка в целом понятна и не вызывает у него трудностей в общении в дошкольном возрасте, пока к ней не предъявляются особые требования. Небольшие отклонения не беспокоят родителей и воспитателей. Но дело резко меняется с началом школьного обучения. Уже на первых порах обучения чтению и письму такие дети испытывают значительные затруднения, пишут с ошибками, и как результат - плохие оценки, негативное отношение к школе, отклонение в поведении, повышенная утомляемость и невроз.

Вторая причина актуальности этой проблемы - возросшие требования школ, а особенно гимназий и лицеев, к будущим первоклассникам. Одно из требований – готовность к овладению грамотой, которая включает в себя овладение ребенком звукобуквенным, звуко-слоговым и лексико-синтаксическим анализом и синтезом до поступления в школу.

Кроме этого, занятия по подготовке детей к овладению грамотой носят общеразвивающий характер, способствуют развитию психических процессов, активной мыслительной деятельности, повышению работоспособности, нравственных и эстетических качеств личности ребенка.

                         Программа составлена в соответствии с:

  • Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
  • Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17 октября 2013 г.)
  • Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам –образовательным программам дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014)
  • Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к                         устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26)
  • Образовательной программой дошкольного образования, разработанной и утвержденной образовательной организацией.

Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.

1.2. Цель программы: подготовка дошкольников  к обучению грамоте.

Задачи программы:

- развитие слухового внимания и фонематического восприятия;

-  развитие произносительных умений;

-  развитие звуко-буквенного анализа слова;

-  расширение словарного запаса детей;

-  подготовка руки ребёнка к письму;

Программа по курсу «Речецветик» составлена для развития речи и подготовке к овладению грамотой детей дошкольного возраста.

Программа составлена для  обучения по одному часу в неделю – 29 часов в год (2 занятия в неделю по 30 минут), для  дошкольников от 3-7 лет. Она разработана в целях развития языковой компетенции детей дошкольного возраста с учетом их возрастных особенностей.

Срок реализации программы 4 года.


Федеральный государственный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно из центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.

Принципы реализации Программы

Наглядность в обучении – осуществляется  на восприятии наглядного материала.

Доступность – деятельность осуществляется с учетом возрастных особенностей,  построенного по принципу дидактики (от простого к сложному).

Проблемность– направлены на поиск разрешения проблемных и игровых ситуаций.

Принцип интеграции – образовательная область «Речевое развитие» интегрируется с образовательными областями : «Социально – личностное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие».

Развивающий и воспитательный характер обучения – на речевое развитие, расширение кругозора, развитие познавательных интересов.

1.3. Значимые характеристики для разработки и реализации Программы

Возрастные особенности речевого развития детей 3-5 лет.

       Младший дошкольный возраст характеризуется чрезвычайно возрастающей речевой активностью. Словарный запас младшего     дошкольника зависит от условий жизни, воспитания, состояния здоровья, общего развития и составляет 1—2 тысячи слов. В возрасте 3—5 лет дети особенно чутки к звуковой оболочке языка. Дети очень любят стихи и с удовольствием запоминают их наизусть. Овладеть звуковой стороной языка означает научиться воспринимать звуки и правильно произносить их. В три года малыши пытаются подражать правильному произношению взрослых, но им не всегда это удается. Так, трудные для произношения звуки заменяются более доступными и легкими: [р] на [л], [ш] на [с], [ж] на [з], отмечаются и другие замены. Твердые согласные звуки нередко заменяются мягкими («зайка» вместо «зайка»). В результате дети затрудняются в произнесении многосложных слов, заменяют или пропускают отдельные звуки, переставляют слоги, укорачивают слова. Четвертый год жизни отмечается новыми достижениями в развитии ребенка. Дети свободно и часто вступают в контакт с детьми и взрослыми по своей инициативе, высказывают простейшие суждения о явлениях, предметах окружающего мира.      

       Четвертый год — это возраст «почемучек». Дети постоянно задают взрослым вопросы, которые нельзя оставлять без внимания. Надо терпеливо и доступно отвечать на все «почему?», «зачем?», «как?», «что  это?». Иногда из-за неустойчивости внимания дети неспособны выслушать до конца ответы взрослых. Поэтому объяснения должны быть короткими, простыми и понятными. Активный словарный запас детской речи становится разнообразнее. Ребенок должен пользоваться практически всеми частями речи, даже служебными словами: предлогами, союзами. Достаточный словарный запас дает ребенку возможность свободно общаться с окружающими. Бедность словарного запаса вызывает трудности в пересказе сказки, в поддержании беседы со взрослыми и сверстниками, в передаче содержания чужой речи, в рассказе об увиденном.
       Дети начинают критично относиться к речи сверстников, подмечают ошибки звукопроизношения. Это говорит о совершенствовании речевого слуха у детей.

        Возрастные особенности речевого развития детей 5-7 лет.

       Словарь ребёнка 5-7 лет растёт не только количественно, но и качественно и достигает 2500 слов, хотя наблюдаются индивидуальные различия. Речь обогащается синонимами, антонимами.

       В ней появляются слова, обозначающие дифференцированные качества и свойства (светло-красный, тёмно-зелёный, легче, тяжелее и т.д.), слова, называющие материалы и их признаки (дерево -деревянный, стекло - стеклянный). Совершенствуется грамматическая система языка. Дети используют в речи простые распространённые предложения, сложноподчинённые, сложносочинённые конструкции, разные слова для названия одних и тех же предметов. Дети умеют уже грамматически правильно изменять слова, входящие в активный словарь; стремятся правильно произносить слова в родительном падеже множественного числа; образуют новые слова (хлеб – хлебница, сахар - сахарница). Совершенствуют умение связно, последовательно и выразительно пересказывать литературные произведения без помощи вопросов педагога. Могут передавать диалог действующих лиц. Дети активно участвуют в беседе, самостоятельно отвечают на вопросы. Однако встречаются сложности при составлении рассказов из личного опыта, при описании предметов. В этом возрасте развивается фонематическое восприятие: большинство детей произносят все звуки родного языка; проводят звуковой и буквенный анализ слов, устанавливают последовательность звуков в слове, дифференцируют звуки: гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные, звонкие глухие согласные. Выделяют в слове ударный слог, ударную гласную, правильно используют соответствующие термины, составляют предложения по картинкам из двух - трёх слов, определяют порядок слов в предложении.

III. Содержательный раздел программы

3.1. Перспективное планирование индивидуальной работы

Представленное ниже планирование содержит 4 года обучения, всего по 58 часов в год.

«РАЗВИТИЕ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ»

1 год обучения всего - 58 часов в год.

Месяц

Тема

Количество часов

сентябрь

Знакомство с органами артикуляционного аппарата

2

Звук «А»

2

октябрь

Звук «У»

2

Звук «О»

2

Звук «Ы»

2

Звук «Э»

2

ноябрь

Звук «И»

2

Звук «М»

2

Звук «Б»

2

Звук «П»

2

декабрь

Звук «Д»

2

Звук «Т»

2

Звук «Г»

2

Звук «К»

2

январь

Звук «В»

2

Звук «Ф»

2

Повторение (гласные и согласные)

2

февраль

Знакомство с многообразием слов, моделированием, рисованием коротких отрывистых линий, нахожд. различий в рис.

2

Сравнение слов по звучанию, знакомство с протяженностью слов (длинные, короткие), моделированием

1

Сравнение с многообразием слов, звучанием их звонко, громко, тихо, моделирование

1

Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги

4

март

Звуки «С-Сь»

2

Звуки «З-Зь»

2

Звуки «С-Сь» и «З-Зь»

2

Звук «Ц»

2

апрель

Звук «Ш»

2

Звук «Ж»

2

Звуки «Ш-Ж»

2

Повторение

2

ИТОГО

58 часов

«РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА»

2 год обучения всего часов – 58

Месяц

Тема

Количество часов

сентябрь

Звуки «С-Сь»

1

Звуки «З-Зь»

1

Звуки «С-Сь» и «З-Зь»

1

Звук «Ц»

1

октябрь

Звук «Ш»

1

Звук «Ж»

1

Звуки «Ш-Ж»

1

Звук «Щ»

2

Звук «Ч»

2

Звуки «Ч-Щ»

2

Звуки «Р-Рь»

2

ноябрь

Звуки «Л-Ль»

2

Звуки «М-Мь»

2

Звуки «Б-Бь»

2

Звуки «К-Кь»

2

декабрь

Звук «Г»

2

Звуки «Г-К»

2

Звуки «Д-Дь»

2

Звуки «Т-Ть»

2

январь

Звуки «Д-Дь» и «Т-Ть»

2

Звуки «З-Зь», «Ж», «С-Сь»

2

Звуки «Р-Рь», «Ш»

2

февраль

Звуки «Л-Ль», «Б-Бь»

2

Звук и буква «А»

2

Звук и буква «О»

2

Звук и буква «У»

2

март

Звук и буква «Ы»

2

Звук и буква «Э»

2

Чтение слов АУ, УА

2

Звук и буква «Л»

2

апрель

Звук и буква «М»

2

Чтение слогов

2

Чтение слов, ударение

2

Закрепление

2

ИТОГО

58 часов

«РАЗВИТИЕ ЗВУКО-БУКВЕННОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА»

3-й год обучения всего – 58 часов в год.

Месяц

Тема

Количество часов

сентябрь

Звук и буква «А»

1

Звук и буква «О»

1

Звук и буква «У»

1

Звук и буква «Ы»

1

октябрь

Звук и буква «Э»

1

Чтение слов АУ, УА

1

Звук и буква «Л», чтение слогов

1

Звук и буква «М», чтение слогов, слов, удар

1

Звук и буква «Н», чтение слогов, слов

2

Звук и буква «Р», знак-во с предлож., чтение

2

ноябрь

Закрепление (гласные, согласные, звуки и буквы, чтение слогов, слов)

2

Буква «Я», чтение слогов, слов, предлож.

2

Буква «Ю», чтение слогов, слов

2

Буква «Е», чтение слов, сост. предложений

2

декабрь

Буква «Ё», чтение слогов, слов

2

Буква «И», чтение слогов, слов

2

Чтение слогов, слов, предложений

2

Закрепление

2

январь

Звуки «Г-Гь», «К-Кь», буквы Г, К, чтение слогов, сост. И условная запись предлож.

2

Звуки «Д-Дь», «Т-Ть», буквы Д, Т, чтение слогов, слов, предложений

2

Звуки «В-Вь», «Ф-Фь», буквы В, Ф, чтение слогов, слов, предложений

2

февраль

Звуки «З-Зь», «С-Сь», буквы С,З, чтение слогов, слов

2

Звуки «Б-Бь», «П-Пь», буквы Б,П, чтение слогов, слов, предложений

2

Звуки «Х-Хь», буква Х, чтение слогов, слов, предложений

2

Звуки и буквы Ш-Ж, чтение слогов, слов

2

Март

Звуки и буквы Ч-Щ, чтение слогов, слов, предложений

2

Звук и буква Ц, чтение слогов, слов, стихотворных текстов

2

Звук и буква Й, чтение слов, стих. текстов

2

Буква Ь, чтение слов, стихотворных текстов

2

апрель

Буква Ъ, чтение слов, стихотворных текстов

2

Закрепление (чтение слов, предлож., стих. )

6

ИТОГО

58 часов

«НАЧИНАЮ ЧИТАТЬ»

4-й год обучения всего – 58 часов

Месяц

Тема

Количество часов

сентябрь

Звуки и буквы

3

Слова и слоги

1

октябрь

Слова и слоги

1

Предложения, графические навыки

2

В мире книг

2

Игрушки

2

Овощи

1

ноябрь

Фрукты

2

Осень

2

Домашние животные

2

Дикие животные

2

декабрь

Дикие и домашние животные

1

Сказки

5

Зима, Новый год

2

январь

Транспорт

2

Профессии

2

Природные явления

2

февраль

Лес

2

Насекомые

2

Птицы

2

Цветы

2

март

8 марта

2

Весна

2

Лето

2

Времена года

2

апрель

Времена года

2

Скоро в школу! (ребусы, кроссворды

6

ИТОГО

58 часов

II. Организационный раздел программы

2.1. Цель, задачи, содержание и формы логопедического воздействия.

Обучение грамоте - это сложный процесс, который включает несколько этапов:

  • подготовительный этап - подготовка к звуковому анализу слова;
  • основной этап - формирование элементарных навыков чтения и первоначальных навыков письма.

1.Подготовительный этап обучения – подготовка к звуковому анализу слова.

На этом этапе закладываются основы овладения детьми грамотой (чтением и письмом).

Цель этапа: подготовка детей к овладению звуковым анализом слов.

Задачи этапа:

*сформировать у детей действия интонирования, протягивания, пропевания звука в слове;

*научить их определять в слове первый звук, наличие звука в слове, часто встречающийся звук в стихотворении;

*обеспечить практическое знакомство с твердыми и мягкими согласными без введения соответствующих терминов, различать их на слух;

*ввести термины "звук" и "слово";

*научить называть слова с заданным звуком;

*воспитывать речевое внимание и фонематический слух.

2. Основной этап - формирование элементарных навыков чтения и первоначальных навыков письма.

Методика формирования элементарных навыков чтения и письма делится на 4 раздела:

  1. Знакомство со всеми звуками и буквами русского языка.
  2. Развитие звукобуквенного анализа слова.
  3. Обучение чтению.
  4. Формирование первоначальных навыков письма.

Раздел 1.  Знакомство со звуками и буквами русского языка

Задачи:

-дать представление о звуках русского языка;

-познакомить с особенностями произношения гласных и согласных звуков, с их схематическим изображением: синий круг - согласный звук, красный круг - гласный звук;

-показать детям связь звука с буквой;

-формировать навык чтения открытых и закрытых слогов.

Примерная последовательность ознакомления со звуками и буквами:

А, О, У, Ы, Э, Р, Л, М, Н, С-3, Ш-Ж, Д-Т, К-Г, Б-П, В-Ф, Х, Ч, Щ, Ц, Й, И, Я, Ю, Е, Е, Ь, Ъ.

Упражнения на подробное знакомство с буквой.

Рассматривание каждой буквы, на что похожа, из каких элементов состоит буква, осязание буквы, выкладывание буквы из различного материала, лепка буквы, запоминание стихов про каждую букву, отгадывание загадок, придумывание слов на заданную букву, "письмо" буквы по опорным точкам, дорисовывание недостающих элементов буквы, поиск заданной буквы среди других букв, сравнение буквы с другими буквами, печатание буквы с ориентировкой на образец.

При изучении букв необходимо соблюдать последовательность и постепенность, вдумчиво подбирать слова и составлять слоговые таблицы разных видов к каждому занятию. Показывать слогообразующую роль гласного и значение ударения.

Раздел 2. Развитие звукобуквенного анализа слов у дошкольников

Задачи:

-различать звуки по их качественным характеристикам: гласный, твердый (мягкий) согласный;

-учить детей определять позицию звука в слове;

-научить детей определять порядок звуков в слове и отдельные звуки;

-учить правильно, соотносить звуки и буквы.

Порядок звукобуквенного анализа слова:

- произнесение слова с интонационным выделением каждого звука (1,2,3 и т.д.);

- называние изолированного звука;

- дается характеристика звуку (гласный, твердый (мягкий) согласный);

- обозначение звука соответствующей фишкой;

- "чтение" по "записи" (по фишкам);

- обозначение звука буквой;

- определение количества слогов.

 Некоторые упражнения, использующиеся в данном разделе:

"Узнай звук и напиши букву в окошко";
"Найди домик буквам";
"Какой гласный (согласный) звук слышится в слове";
"Напиши первую и последнюю буквы слова";
"Где спрятался гласный звук?";
"Какой звук спрятался в конце слова?";
"Хлопни столько раз, сколько звуков услышал";
"Назови звуки слова";
"Кто ошибся?";
"Помоги Мишке правильно разложить по порядку звуки (буквы)";
"Сложи из букв свое имя" и др.

Выполняя данные упражнения, дети развивают в себе умение последовательно вычленять звуки, буквы в словах, а также проводить звукобуквенный анализ слов, состоящих из 3-х и более звуков.

Раздел 3. Обучение чтению.

Задачи:

-формирование у детей навыка плавного слогового чтения с постепенным переходом к чтению целыми словами, предложениями;

-познакомить детей с понятием словоизменения (лук-лак, дом-дым);

-научить детей составлять слова из слогов и отдельных букв, предложения - из отдельных слов;

-формирование у детей навыка осознанного чтения небольших текстов, понимания смысла прочитанного;

-познакомить с основными орфоэпическими нормами при чтении небольших текстов: делать паузы, логическое ударение, в простых случаях соблюдать интонацию;

-научить самостоятельно работать со схемой слова и предложения.

Обучение детей чтению начинается после знакомства со следующими буквами: А, О, У, Ы, Э, Р, Л, М, Н.

Весь материал для чтения и”письма” на начальных периодах обучения грамоте необходимо подбирать таким образом, чтобы его написание полностью совпадало с произношением. Учить читать сначала прямые и обратные слоги, затем трёхбуквенные односложные (сок, сук) слова. Затем можно учить двухсложные (усы, осы, луна, рома и т. д.). Большое внимание уделяется упражнениям на преобразование слов путём замены, перестановки, добавления звуков. При этом подчёркивается необходимость осмысленного чтения.

Раздел 4. Формирование первоначальных навыков письма.

Задачи:

-развивать умение ориентироваться на листе, на широкой строке;

-развитие мелкой моторики пальцев рук;

-овладение пишущим инструментом и некоторыми графическими умениями.

Оптимальным средством развития первоначальных навыков письма являются альбомы с практическими заданиями, дающие возможность ребенку самостоятельно действовать (штриховать, закрашивать, соединять, дорисовывать и т.д.).

         Некоторые виды работ:

  1. Штриховка - до и после знакомства с буквами.
  2. Раскрашивание букв в соответствии с образцом.
  3. Упражнение на развитие мелкой моторики рук:

- "Обведи пальчиком букву", ощупывание руками объемной буквы с закрытыми глазами,

- "Пальчиковый алфавит" (изобрази букву пальцем в воздухе, напиши на столе),

- "Вылепи букву…",

- "Выложи букву из...",

- задания на соединение буквы и картинки и др.

Формы организации:

  • индивидуальная;
  • работа в парах;
  • групповая;
  • коллективная.

Методы:

  • словесные;
  • наглядные;
  • практические;
  • игровые;
  • поисковые;
  • исследовательские.


2. Планируемые результаты освоения Программы

Ребёнок  знает и умеет:

-  буквы русского алфавита;

-  понимать и использовать в речи термины «звук», «буква»;

-  правильно произносить все звуки родного языка изолированно, в словах, во фразовой речи;

-  определять место звука в слове: в начале, середине, в конце;

-  различать гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные звуки;

-  делить слова на слоги; определять ударный слог, ударную гласную

-  пользоваться графическим обозначением звуков;

-  произвольно регулировать темп, силу голоса, речевое дыхание;

-  записывать слово, предложение условными обозначениями, буквами;

-  составлять 4-5 предложений по картине; по серии картинок, из личного опыта;

-  пересказывать простые сказки;

-  отвечать на вопросы по содержанию сказки, рассказа с помощью простых предложений;

-  заучивать стихотворения;

- понимать и выполнять учебную задачу;

- формировать волевые и этические качества, как усидчивость, терпеливость, умение общаться со сверстниками, доброжелательность.

Список литературы:

 1.   Программа логопедической работы по преодолению общего

недоразвития речи. Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина.- М.: Просвещение,  2009г.

2.   Колесникова Е.В.  Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет. -М.:Тандем, 1998.

3.  Колесникова Е.В.  Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет. - М.:  Дошкольник, 2001.

4. Колесникова Е.В. Развитие звуковой культуры речи. Колесникова Е.В.  - М.: Дошкольник, 2001.

5. Колесникова Е.В. Я начинаю читать. - М.: Ювента, 2006.

6. Ткаченко Т. А. В первый класс - без дефектов речи: Методическое  

пособие - Спб.: Детство-Пресс, 1999.

7. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции ОНР у  детей 6-ти лет. -  М: Издательство ГНОМ и Д, 2001.

8. Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в    логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием  речи (с 4-7 лет). – СПб.: Детство-Пресс, 2006.

9.   Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе  

для детей с общим недоразвитием речи. ). – СПб.: Детство-Пресс, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ по развитию творческих способностей детей через обучение технике торцевание «Город мастеров»

Данный материал представляет работу с детьми старшей и подготовительной группыс ииспользованием техники торцевание.....

Рабочая программа дополнительного образования по развитию речи «Читай-ка». Автор:воспитатель Русакова А.Н.

       Важное место в работе с детьми принадлежит развитию речи, поэтому на первый план выходят  задачи: - научить детей осмысленно говорить, дать первоначальное п...

Рабочая программа "ЗВУКОГРАД" по звуковой культуре речи и подготовке к обучению грамоте детей среднего возраста

Рабочая программа «Звукоград» по организации работы по звуковой культуре речи и подготовке  к обучению грамоте детей среднего возраста предназначена  для воспитателей дошкольных ...

Рабочая программа "ЗВУКОГРАД" по звуковой культуре речи и подготовке к обучению грамоте детей старшего возраста

Рабочая программа ЗВУКОГРАД» по звуковой культуре речи и подготовке к обучению грамоте детей старшего возраста предназначена для воспитателей дошкольных образовательных ...

Рабочая программа дополнительного образования по развитию творческих способностей детей через обучение нетрадиционным техникам рисования Кружок с детьми средней группы «Изостудия Акварелька»

quot;Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, ...

Рабочая программа дополнительного образования по развитию речи дошкольников через знакомство с художественной литературой, на материале любимых сказок.

Рабочая программадополнительного образованияпо развитию речи дошкольников через знакомство с художественной литературой, на материале любимых сказок.       срок...