Использование художественной литературы для развития нравственных качеств у дошкольников
консультация по художественной литературе (старшая группа) на тему

Ибрагимова Гульшат Кямиловна

Воспитание духовно-нравственных качеств у дошкольников посредством художественной литературы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование художественной литературы  для развития нравственных качеств у дошкольников.

                                                                     «Испокон века книга растит  человека.        

Использование художественной литературы для развития нравственных качеств  у дошкольников является актуальным и  важным средством повышения уровня духовного и нравственного развития дошкольников.

Духовно-нравственное воспитание – целенаправленное систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали. Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Правила социально- нравственного поведения приобретают в художественном произведении живое содержание.                                                                

Цель работы: воспитание духовно-нравственных ценностей у  дошкольников посредством художественной литературы.

Задачи:

1. Помогать усвоению детьми духовно- нравственных категорий (добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень и т.д.) и правил.

2. Содействовать развитию познавательной сферы детей, развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи.

3. Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.

 4. Формировать у детей осознанное понимание нравственного смысла художественных произведений. Развивать способность детей отличать хорошее от плохого в произведении и в жизни, умение делать нравственный выбор.

5. Воспитывать послушание на основе любви и уважения к родителям, терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу и принимать помощь с благодарностью.

 6. Воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом, работать старательно и аккуратно, доводить начатое до конца, с уважением относиться к результатам своего и чужого труда.

 7. Воспитывать в детях читательский интерес к книге, стремление к знакомству с новыми произведениями.

Погружать детей в волшебный мир литературы педагогу  помогает  создание  предметно-развивающей  среды. В  каждой группе  оборудован «Уголок книги», в котором представлены сказки, рассказы, картинки, иллюстрации, соответствующие возрасту воспитанников. Каждый ребенок имеет возможность взять понравившуюся книгу.  В группах есть персонажи пальчикового, настольного , кукольного театра, с помощью которых  дети обыгрывают прочитанные произведения. В созданной предметно- развивающей среде мои воспитанники могут реализовать свои творческие замыслы. Дети активно участвуют в изменении и обогащении среды, развивают личностные качества.

Достичь хороших результатов мне помогает использование разнообразных методов, форм и приемов, но при этом обязательно  учитываю  индивидуальные особенности детей, так как каждый ребенок воспринимает преподносимый ему материал по-своему: один лучше запоминает услышанное, другой – увиденное, третий – проигранное.

Наглядные методы:

- показ иллюстраций, репродукций

 -элементы инсценировки

         -просмотр видеофильмов

         -оформление выставок

   Словесные методы:

- чтение литературных произведений воспитателем

- чтение стихотворений детьми, воспитателем;

- беседы с элементами диалога,

- обобщающие рассказы воспитателя;

- заучивания наизусть стихотворений

- загадывание загадок

- прослушивание аудиозаписей

- моделирование сказок;

-прослушиваниау- -ра -разбор житейских ситуаций;

- проведения конкурсов, тематических вечеров, развлечений.

Практический метод

-игры-драматизации

- дидактические и театрализованные игры

- изготовление кукол   к сказкам, наглядных пособий для занятий;

- организация  постановок литературных произведений, сказок                          конкурсы, викторины.

–использование различных видов театра .

Немаловажное значение имеет  отбор книг для чтения: идейная направленность книги(например, моральный облик героя);  высокий художественный уровень, литературная ценность(критерием художественности является единство содержания произведения и его формы);  доступность литературного произведения, соответствие возрастным и психологическим особенностям детей(при отборе книг учитываю особенности внимания, памяти, мышления, круг интересов детей, их жизненный опыт); занимательность сюжета, простота и ясность композиции;  конкретные педагогические задачи.                                                                               Использование художественной литературы в духовно-нравственном воспитании должно проводиться с учетом возрастных особенностей детей. Художественное восприятие ребенка на протяжении возраста развивается и совершенствуется.

Младший дошкольный возраст. Первое знакомство ребенка с художественным словом начинаю  с малых фольклорных форм: колыбельных песен, потешек, прибауток, считалок, поговорок, скороговорок, песенок- небылиц. В потешках и песенках оживают явления природы («Ночь пришла, темноту привела», «Солнышко-ведрышко», «Обогрело телят, ягнят и еще маленьких ребят»), действуют животные (кисонька-мурысонька, курочка-рябушечка, сорока-белобока и многие другие персонажи). Описание их не только поэтично, но и образно: курочка-рябушечка идет на реку за водичкой - цыпляток поить; кисонька - мурысонька едет на мельницу, чтобы испечь прянички; сорока-белобока кашку варит - деток кормить; котик идет на торжок и покупает пирожок; заинька горенку метет и т.д. Персонажи трудолюбивы, ласковы и заботливы: собачка не лает, чтобы деток не пугать, а котик качает люлечку, баюкает младенца и т.д.

         В  течение года  знакомлю  детей с произведениями  детской художественной литературы: рассказываю сказки «Репка» , «Курочка ряба», «Колобок», показываю настольные кукольные театры, читаю книги с иллюстрациями, разучиваю с детьми песенки, прибаутки, потешки, загадки.

 Формирую у детей умение воспринимать литературное произведение, также некоторые элементарные умения анализировать произведение (его содержание и форму).

К  концу года дети умеют определить основных героев (о ком говорится в произведении), высказывать свое отношение к ним (кто нравится и почему).

В младшем дошкольном возрасте ребенок еще не может дать правильную моральную оценку, важная роль отводится воспитателю, поэтому  помогаю  осмыслить ситуацию, перенося свое положительное или отрицательное отношение на конкретные поступки героев.

Приобщая детей к художественной литературе, я стараюсь  подобрать такие произведения, героями которых можно восхищаться, подражать, которые помогают в формировании нравственных чувств у детей: товарищества, честности, правдивости, уважения к труду взрослых, ответственности за свои поступки, умению видеть добро и зло, способствуют развитию у детей любви к родному краю, к родной природе.

Средний дошкольный возраст. Расширение детского жизненного опыта, круга конкретных представлений. Совершенствуется и обогащается читательский опыт.  Дети легко устанавливают простые причинные связи в сюжете. Характеризуя героев книг, чаще всего высказывают правильные суждения об их поступках, опираясь на сложившиеся жизненные представления. Читая детям художественные произведения, стараюсь   показать маленьким слушателям , в чем главные жизненные ценности. Так, например, знакомя детей со сказкой «Лиса и журавль» подвожу  детей к размышлению, что такое жадность и хитрость, каким нужно быть, чтобы тебя любили, ждали в гости, радовались твоему приходу.

Для лучшего понимания литературного произведения эффективен   прием «Нравственной лесенки». Предлагаю  детям расположить героев на лесенке из пяти ступенек следующим образом: на самых верхних ступеньках те, которые понравились больше всего, а на самых нижних те, которые совсем не понравились, показались злыми, жестокими. «Лесенка» применяю  наряду с беседой, при индивидуальной работе с детьми.                                                                                            Использую такие игры как «Отвечай быстро»Один игрок называет свойства ,а второй называет предмет . например: рыжая пушистая хитрая.

Старший дошкольный возраст. Появляется способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, становиться на место персонажа. Выбираю  для прочтения близкие по содержанию произведения(сказки) и организовываю  дискуссию сразу об обоих. Это позволяет сформировать у дошкольников сравнительную оценку образов, поступков героев, а также выяснить умения детей сравнивать, воспринимать в других ситуациях полученные ранее представления. Работу со знакомым  литературным текстом провожу с помощью  игры драматизации ,настольной инсценировки и других видов театральной игровой деятельности .                                              

Большое внимание  я  уделяю  сказке, которая помогает детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло, получить информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества, расширить кругозор, развить речь, фантазию, воображение, а также духовно-нравственные качества: доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость. Мы рисуем любимых героев или отдельные сюжеты из сказок. Такие темы, как: «В какое сказочное существо я бы превратился», «Моя семья в образах сказочных героев», «Мой любимый сказочный герой» помогают исследовать внутренний мир ребенка, его отношение к себе и другим, его индивидуальность.

 Взаимодействие с родителями - является неотъемлемой частью - образовательного процесса в нашем ДОУ. В работе с родителями  акцентирую внимание на приобщение  детей к  художественной литературе. Провожу беседы  на тему «Роль книги в развитии нравственных качеств  дошкольников». Знакомлю их с книгами, которые мы используем для чтения детям, в соответствии с возрастом.

Предполагаемые результаты:

1. Усвоение ребенком добродетели, направленность и открытость его к добру.

2. Позитивное отношение ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений со взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира.

3. Потребность и готовность проявлять совместное сострадание и радость.      

4. Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества.

5. Знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильных домашних делах.

6. Деятельное отношение к труду.

7. Ответственность за свои дела и поступки.

Художественная литература - одно из важнейших средств всестороннего гармонического развития личности. Она решает не только образовательные, но и воспитательные задачи развития личности детей.

   Чтение художественных произведений способствует формированию нравственных представлений и воспитанию чувств и эмоций дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль художественной литературы в развитии нравственных качеств дошкольников

Статья содержит информацию о важности чтения художественной литературы в развитии нравственных качеств дошкольников, а также критерии отбора книг для чтения...

Развитие нравственных качеств ребенка-дошкольника.

Детский сад в своей работе с семьей должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности. Поэтому так важно тес...

Развитие нравственных качеств ребенка-дошкольника

Статья для воспитателей и родителей...

Развитие нравственных качеств личности дошкольников с ОВЗ при организации и проведении коммуникативных игр

Развитие нравственных качеств детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья через коммуникативные игры.Сегодня нет человека, который остался бы равнодушным к проблемам нравственног...

воспитание и развитие нравственных качеств дошкольников посредством приобщения к художественной литературе и введения в мир книг

quot; Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг"  В.А. Сухомлинский...

Использование психогимнастики в развитии нравственных качеств у детей

В дошкольном возрасте закладываются основные аспекты нравственного воспитания детей. Ребёнок начинает понимать: где добро и зло, где беда и радость, понимание и равнодушие....