Роль художественной литературы в развитии нравственных качеств дошкольников
статья по теме

Любасенко Наталья Федоровна

Статья содержит информацию о важности чтения художественной литературы в развитии нравственных качеств дошкольников, а также критерии отбора книг для чтения

Скачать:


Предварительный просмотр:

      Роль художественной литературы в развитии нравственных качеств дошкольников

 

      В последнее время очень актуальна  проблема нравственного развития детей дошкольного возраста. Происходит отчуждение человека от культуры как способа сохранения и передачи ценностей, соответственно трансформируется понимание добра и зла у подрастающего поколения. Поэтому возникает большая необходимость  развития нравственных качеств, становления нравственных чувств еще в дошкольном возрасте.

        Основной задачей нравственного воспитания является становление и формирование нравственных норм, нравственного поведения, нравственных чувств и нравственных качеств.

Нравственное воспитание - целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества.

       Одним из средств  воспитания нравственных чувств, особенно в дошкольном возрасте, является художественная литература, в результате изучения которой у детей формируются такие чувства , как  сопереживание, гордость, совесть, доброта, стыд  и т. д.  Воспитание художественным словом приводит к большим изменениям эмоциональной сферы ребенка, что способствует появлению у него живого отклика на различные события жизни, меняет его отношение к вещам.

       А.С.Макаренко отмечал: «... Наши дети должны вырастать цельными личностями…Герои детской книги должны быть цельными людьми, и между ними должна идти такая же цельная и напряжённая борьба. Симпатии слушателя должны без всяких колебаний становиться на сторону положительного героя…Дети должны различать своих героев и узнавать их с первого взгляда. Эти герои должны вызывать положительное или отрицательное чувство, но обязательно с разными оттенками. Одни должны вызывать преклонение, другие уважение, третьи любование, четвёртые радостную улыбку, пятые заботу и нежность».

      Поэтому воспитатель должен обратить особое внимание на отбор художественных произведений, методику чтения и проведения бесед по художественным произведениям с целью формирования у детей гуманных чувств и этических представлений, а также на перенос этих представлений в жизнь и деятельность детей

           Одним из наиболее действенных и распространенных видов художественной литературы является сказка.  А.С. Макаренко большую роль отводил сказке. «Хорошо рассказанная сказка, - писал он, - это уже начало культурного воспитания. Было бы весьма желательно, если бы на книжной полке в каждой семье был сборник сказок».

        К сожалению, в наше время родители очень редко читают детям сказки и другую художественную литературу, поэтому воспитатели стараются восполнить этот пробел в детском саду, читая детям на занятиях, в свободное время, перед сном.   Путешествие в мир сказки развивает воображение, фантазию детей, побуждает их самих к сочинительству. Подражая литературным образцам, они в своих «сочинениях» видят себя справедливыми, защищают обиженных и слабых, наказывают злых.

       Повествование многих сказок  построено на повторах эпизодов, реплик. Повторы сосредоточивают внимание ребёнка, помогают пониманию содержания сказки и её запоминанию. Не все слова и выражения могут быть известны и понятны малышу. Важно направить внимание на усвоение смысла сказки, научить его следить за развитием действия, вызвать сочувствие  и сопереживание героям.

       Сказки также дают первые уроки  развития логического мышления ребёнка, первые  примеры  формулы человеческой жизни, формулы, согласно которой доброта – хорошо, а злость и коварство – плохо.

       Ребенок, вследствие небольшого жизненного опыта, не всегда может увидеть главное в содержании книги. Поэтому  многие педагоги современности  (В.И. Яшина, С.В. Петерина) указывают на важность проведения этической беседы о прочитанном.  Готовясь к беседе, воспитатель должен продумать, какой аспект культурного поведения он собирается раскрыть перед детьми с помощью данного художественного произведения, и в соответствии с этим подобрать вопросы. Вопросы должны вызывать у дошкольников интерес к поступкам, мотивам поведения героев, их внутреннему миру, их переживаниям, они должны помочь ребенку разобраться в образе, высказать свое отношение к нему (если оценка образа сложна, нужно предложить  дополнительные вопросы, облегчающие эту задачу). А педагогу эти вопросы позволят  понять, каково  душевное состояние воспитанника во время чтения, выявить способность детей сравнивать и обобщать прочитанное.  Во время обсуждения может возникнуть дискуссия среди детей в связи с прочитанным.

      Литература  для чтения детям подбирается  из списка рекомендованной литературы  программой. Это произведения: В. Осеевой, Г.-Х. Андерсена,

А. Волкова, В. Катаева,  Р. Киплинга,  В.А. Сухомлинского, М. Зощенко,

 Н. Носова, В. Одоевского, Г. Остера, М. Пришвина, А. С. Пушкина, А. Толстого, Э. Успенского, К. Чуковского и других писателей.

     Каковы же должны быть критерии отбора книг? Критерии отбора книг для чтения и рассказывания детям раскрываются в работах В.М. Федяевской,  Л.М. Гурович и других:

 - идейная направленность книги (например, моральный облик героя);

 - высокое художественное мастерство, литературная ценность (единство содержания произведения и его формы);

 - доступность литературного произведения, соответствие возрастным и психологическим особенностям детей. При отборе книг учитываются особенности внимания, памяти, мышления, круг интересов детей, их жизненный опыт;

 - сюжетная занимательность, простота и ясность композиции;

 - конкретные педагогические задачи

      Подводя итог, можно сказать, что художественная литература должна чаще использоваться как средство развития гуманных качеств личности, человечности, добра и справедливости, а беседы по содержанию произведений художественной литературы будут способствовать формированию у детей нравственных мотивов культурного поведения, которыми он в дальнейшем руководствуется в своих поступках. Именно детская литература позволяет раскрыть дошкольникам многообразие человеческих характеров, сложность взаимоотношений между людьми, особенности тех или иных переживаний, наглядно представляет примеры  поведения, которые дети могут использовать как образцы для подражания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние художественной литературы на развитие нравственных качеств детей.

Данный материал представляется для ознакомления воспитателями детского сада. И содержит в себе влияние художественной литературы на развитие нравственных качеств детей....

«Роль художественной литературы в воспитании нравственных качеств дошкольников» выступление на педагогическом совете

Сильнейшее воздействие на чувства ребенка и его нравственные представления оказывает художественная литература...

Произведения детской художественной литературы, способствующие формированию нравственных качеств дошкольников/

Консультация для родителей.«Произведения детской художественной литературы, способствующие формированию нравственных качеств дошкольников»....

Использование художественной литературы для развития нравственных качеств у дошкольников

Воспитание духовно-нравственных качеств у дошкольников посредством художественной литературы....

Роль художественной литературы в воспитании нравственных качеств у детей дошкольного возраста.

Книга – добрый и мудрый советчик, друг и учитель. Для нас, педагогов, эти слова звучат как непреложная истина. А наши воспитанники только открывают для себя удивительный мир чтения, книжных чудес и за...

Консультация для воспитателей «Роль художественной литературы в воспитании нравственных качеств дошкольников»

Перед детским садом стоит задача воспитания у детей уважения к взрослым, навыков культурного поведения, нравственных привычек, которые к концу дошкольного возраста должны приобрести прочный и осознанн...