Картотека бесед по чтению художественной литературы
картотека по художественной литературе (подготовительная группа)

Владимирова Алёна Ильинична

Картотека бесед по чтению художественной литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_besed_vosstanovlen.docx25.24 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа «Гадкий утенок»

Автор: Х.-К. Андерсон

- Какое настроение вызвало у вас эта сказка? Смешной или печальной она вам показалось?

- Вспомним, как относились к утенку на птичьем дворе?

- Какие чувства испытал утенок на птичьем дворе?

- Каким показался вам утенок? Писатель назвал его гадким, а как вы думаете, любил ли утенка Андерсон?

- Каким стал утенок?

- Какие чувства испытал утенок, осознав себя лебедем?

- Как теперь все относились к молодому лебедю?

- Хотелось бы тебе что-то изменить в этой сказке и почему?

- Как ты думаешь, чему хотел научить людей Андерсен, когда сочинял?

Беседа «Гуси-лебеди»

Автор: А. Ремизов

- Ребята вы знаете сказку «Гуси – лебеди»?

- кто написал эту сказку? Автор или русская народная сказка?

- Сейчас мы с вами будем читать эту сказку.

(воспитатель читает сказку)

- Что велели родители девочке, уходя на работу?

- что сделала девочка?

- Куда понесли Гуси – лебеди маленького братца?

- что сделала девочка, когда печка предложила ей есть ржаной пирожок?

- Что предложила яблонька девочке?

- Какие берега были у молочной реки?

- Кто сказал девочке, что баба – яга собирается их есть?

- кто прятал от гусей – лебедей сестру с братцем убежавших от бабы – яги?

Беседа «сказка о мертвой царевне и о семи богатыря»

Автор: А. Пушкин

- Сегодня мы свами будем читать сказку о мертвой царевне и семи богатырях

(Воспитатель читает сказку)

- Понравилось ли вам сказка?

- что в этой сказке произошло?

-Кто написал эту сказку?

- Имя служанки царицы?

- Кличка собаки в доме богатырей?

- Имя царевича?

- Кому обращался Царевич за помощью?

- Как он величал помощников?

- Впервые слова после длительного сна?

- Почему злая мачеха хотела погубить?

- Как вы думаете почему царица так поступила царевне?

Беседа «Конек – Горбунок»

Автор: П. Ершов

- Чем кобылица отблагодарила Ивана?

- По какой причине царь взял Ивана на службу во дворец?

- Что за чудо – огонек увидели братья в поле?

- Как звали братьев Ивана?

- За какую цену Иван продал златогривых коней?

- кто стал врагом Ивана во дворце? По какой причине?

Беседа «Теплый хлеб»

Автор: К. Паустовский

- эту сказку написал Константин Паустовкий.

- почему мальчика Фильку прозвали «Ну тебя»?

- почему мельник Панкрат назвал Фильку бессмысленным гражданином?

- что случилось в Бережках после злорадного окрика Фильки: «Вон твой хлеб, иди копай его из – под снега»

- чем грозила такая погода жителей Бережков?

- что пришлось преодолеть мальчику, когда он решился исправить свое злодейство?

- как Филька искупил свою вину?

- как вы думаете, изменит ли Филька после этого случая свое отношение к людям и животным?

- Вам понравилось эта сказка «Теплый хлеб» который написал Константин Паустовский?

Беседа «Василиса Прекрасная»

  1. Что оставила перед смертью мать Василисе Прекрасной, чтобы та в трудную минуту обращалась к этому за советом и помощью?
  2. Сколько дочек было у новой жены купца?
  3. Зачем Василису послали к Бабе – Яге?
  4. Какого цвета был всадник, встреченный Василисой первым?
  5. Что сказала Василисе Баба – Яга?
  6. Что за верные услуги были у Бабы – Яги?
  7. Что случилось с Мачехой и дочками?
  8. Для кого Василиса соткала ткань и сшила рубашки?

Беседа «Илья Муромец и соловей разбойник»

1. Кому Илья Муромец говорил таковы слова: 
"Ах ты, волчья сыть, травяной мешок!"?

2. Кем быть предлагали Илье в Черниго в граде мужички?

3. Кто исцелил Илью от болезни и наделил его богатырской силой?

4. От чего "все травушки-муравы заплетался, а лазоревы цветочки осыпался, темны лесушки к земле все преклонялся"?

5. Чей сын Соловей-разбойник?

6. Из какого села был родом Илья Муромец?

7. К кому повез Соловья Илья Муромец?

8. Куда хотел поспеть Илья Муромец к обеденке?

9. Как звали коня Ильи Муромца?

10. "Как у той ли то у Грязи у Черной, 
Да у той ли у березы у покляпой, 
Да у той ли что у речки у Смородины, 
У того ли креста у Леванидова …" 
Что или кто там находится?

Беседа «Белая уточка»

  1. Ребята, с текстом народной сказки «Белая уточка» вы уже знакомы. Можно ли отнести её к произведениям о семье? Почему? Давайте вспомним содержание сказки и проанализируем её.
  2. С чего начинается сказка? Послушалась ли жена князя? Что с ней случилось? Зачитайте. Какой вывод можно сделать?

Сказка учит, что нельзя всем доверять, в мире есть добро и зло и порой кто-то творит ужасные дела.

  1. Какой матерью мы видим княгиню? Легко ли жилось ей? Найдите и зачитайте эти строки.
  2. Да, вы наверное уже поняли то, что никто лучше мамы о вас не позаботится.
  3. О чём же беспокоилась уточка, о чём просила детей? Зачитайте эти строки в произведении.
  4. В народе есть пословица «Дети – радость, детки и горе». Кака вы её понимаете?
  5. Опыт показывает, что с непослушными детьми всегда что-то случается плохое. Так произошло и в сказке. Что случилось с непослушными утятами, мы увидим в сценке, которую подготовила группа ребят, пожелавшая выполнить именно это творческое задание. (Дети инсценируют данный отрывок сказки).
  6. Как в сложной ситуации ведёт себя младший сын? Каким он показан в сказке? (Смелым, сообразительным, находчивым).
  7. Почему его назвали Заморышем, если он такой хороший?

Дело в том, что на Руси самых красивых, умных детей называли «дурак», «дурачёк», «заморыш», чтобы уберечь от дурного сглаза и злых сил. Как видите, Заморыш – особый ребёнок.

  1. Сердце матери беду чует. Почуяла беду и уточка-мать и полетела на княжий двор, где и увидела своих деток, лежащих рядком. Как повела себя мать? (Жалобно запела, запричитала). Как она называет своих деток? Почему?
  2. Кто помог уточке в горе? (Князь.)
  3. Как, с помощью чего он сломал колдовские чары? Что стало с детьми?

Наконец, семья воссоединилась, злые силы побеждены.

  1. На какие группы мы можем поделить героев сказки? (Положительные и отрицательные герои.)

Назовите положительных и отрицательных героев сказки.

Посмотрите, как много положительных героев. Так и в жизни бывает: добрых людей намного больше, поэтому добро всегда побеждает зло.

Беседа по сказке

Три ржаных колоска

• Любите ли вы праздник Нового года?

• Празднуют ли его в вашей семье? Как?

• Что обычно готовится к столу?

В сказке говорится об обычае класть на крышу дома ржаные колосья, для того чтобы жить счастливо в наступающем году. Расскажите о новогодних традициях вашей семьи.

Какие новогодние традиции существуют у разных народов?

Как вы думаете, должны ли люди следовать подобным традициям и обычаям?

Были ли в вашей жизни случаи, когда вы отдали своему другу последнее, а затем все отданное и, даже намного больше, вернулось к вам? Как вы это можете объяснить? Можно ли считать это законом жизни?

 Как вы думаете, если бы дети не проявили сострадание к зверям, были бы они счастливы в этот праздничный вечер?

Как вы думаете, что такое праздник души? (Это состояние человека, когда он совершил какое-то доброе дело.)

 Как вы думаете, если доброе дело совершено не от чистого сердца, принесет ли оно счастье?

 Были ли в вашей жизни случаи, когда вы совершали что-то хорошее, но не от чистого сердца?

 Можно ли назвать семью бедного крестьянина счастливой?

 В чем, по-вашему мнению, заключается истинное счастье человека?

 Какою была душа богача?

 Расскажите о каком-либо человеке, сердце которого однажды пробудилось, и он стал совершенно другим. Что повлияло на его душу?

Произведения

«Зима недаром злится»

1. Почему мы представляем Весну в образе молодой девушки? (

2. А Зиму - в образе старушки?

3. А как вы относитесь к зиме?

Правильно, ведь и зима была по - своему хороша. Вспомните, у Пушкина: "Мороз и солнце! День чудесный!" Или: ": И вот сама идёт волшебница зима!"

"Всему своё время", - говорят в народе. Так уж в природе устроено, что одно время года сменяет другое, и происходит это постепенно, не в одночасье.

5. Выразительное чтение. Что значит "читать выразительно"? (Соблюдать паузы, выделять голосом "нужные" слова, определять темп чтения:)

6. Замечательно справились, думаю, что автору бы понравилось

Старик годовик

Автор: Даиль В.И

Цель: Формирование общекультурной компетенции через восприятие художественной литературы.

1 как старик-годовик выпускал птиц?

2 сколько птиц выпускал старик-годовик взмахнув рукой?

3 сколько крыльев было у каждой птицы?

4 какого цвета были перья у птиц?

5 какие имена имели перья у птиц?

6 взмахнет птица крылом раз и что?

7 сколько раз махал рукавом старик-годовик?

Конек-горбунок

Автор: Пушкин А.С

Цель: Формирование общекультурной компетенции через восприятие художественной литературы.

1Чем кобылица отблагодарила Ивана?

2 По какой причине царь взял Ивана на службу во дворец?

3 Что за чудо-огонёк увидели братья в поле?

4 Как звали братьев Ивана?

5 За какую цену Иван продал златогривых коней?

6 Кто стал врагом Ивана во дворце? По какой причине?

7 За что был наказан рыба-кит?

8 Где лежал перстень Царь-девицы?

9 Что было в трёх котлах, в которых купались Иван и царь?

Бобик в гостях у барбоса

Автор: Носов Н.Н

Цель: Формирование общекультурной компетенции через восприятие художественной литературы.

1.Кто жил вместе с Барбоской у дедушки?

2. Почему Барбос не мог пойти гулять с Бобиком?

3. Какая квартира была у дедушки?

4. Почему хозяева не пускали даже в коридор?

5. Что увидел на стене в квартире у дедушки Бобик?

6.Какой предмет Бобик назвал пилой?

7. Чего испугался Бобик, глядя в зеркало?

8.Что за ящик был у дедушки, который поёт, играет, даже картины показывает?

9. За что, по словам Барбоса, его наказали?

Возрастная группа: подготовительная к школе группа

Тема: Правила использования книги

Цель: формировать интерес и любовь к книгам, расширить представления детей о значении книг в жизни людей, воспитывать бережное отношение к книгам

Вопросы:

- Ребят, вы любите книги?

- Какие книги вы больше всего любите?

- Вы посмотрели все книги в нашем уголке?

- Какие книжки у нас имеются в нашем уголке?

- А куда нужно класть книги после просмотра книг?

- Как мы должны относиться к книгам, кто нам расскажет?

- Кто хочет добавить?

- А у вас дома есть книжный уголок?

- Кто в вашей семье больше всего любит читать книги?

- Какая самая любимая книга в нашем уголке? Покажите и расскажите о ней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека бесед на развитие эмоционального интеллекта посредством чтения художественной литературы

Картотека беседс детьми подготовительной к школе группы на развитие эмоционального интеллекта посредством чтения художественной литературы...

Картотека произведений по чтению художественной литературы для детей старшего дошкольного возраста.

Картотека произведений по чтению художественной литературы для детей старшего дошкольного возраста....

ФОТООТЧЕТ К БЕСЕДЕ "Ледоход". Чтение художественной литературы С.Маршак

Меры безопасности на льду веснойв период паводкаЧтение стихотворения "Ледоход"...

Картотека произведений по чтению художественной литературы для детей старшего дошкольного возраста.

Художественная литература для детей старшего дошкольного возраста....

Картотека бесед по чтению художественной литературы (подготовительная группа)

Картотека бесед по чтению художественной литературы в подготовительной к школе группе...