Доклад На тему: «Как ускорить процесс понимания сказки».
материал по художественной литературе

  Воспитатель: Сарыглар А.А

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx16.09 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад «Чечек» комбинированного вида с. Кызыл-Мажалык Барун-Хемчикскогокожууна Республики Тыва.

Доклад

На тему: «Как ускорить процесс понимания сказки»

  Воспитатель: Сарыглар А.А

2018г

Как ускорить процесс понимания сказки

Сказка - один из жанров фольклора, преимущественно волшебного характера, обычно со счастливым концом. Как правило, сказки рассчитаны на детей.

Все дети очень любят сказки, и знакомство детей со сказкой начинается с раннего детства. Но понимают ли они их? Или детям просто нравится, что взрослые им что-то читают? Если ребенку читать выразительно, улыбаться ему, то на лице у него появляется явный интерес. Но, к сожалению, получается так: интересно, но не понятно! Если ребенку читать часто, то происходит понимание.

 Можно ускорить этот процесс. Начнем с разбора того, о ком рассказывается в сказке, кто герои и что они делают. Затем предложить ребенку рассмотреть иллюстрации, найти героев сказки. Если у вас нет иллюстрации к сказке, можно найти картинку в другой книжке или нарисовать самостоятельно. Когда вы читаете стишок, или сказку про зайца, или медведя, предложите вашему малышу показать, как, например, зайка прыгает, медведь передвигается.

Существует эффективный способ, позволяющий выявлять содержание, последовательность действий, отношения между персонажами. Этот способ называется – моделирование, т.е. метод получения, описания и использования знаний. Наша работа начинается с замещения одних объектов другими.(реальных – условными). При обращении к художественной литературе, замещаемыми объектами будут герои сказок, люди, звери, волшебники. В качестве заместителей удобно использовать кружки, квадратики, разные по цвету и величине.

На первом этапе необходимо научить малыша правильно использовать заместители. Замещение должно основываться на каком – либо различии между персонажами. Например, слон - большой кружок, а мышка – маленький, или колобок – желтый, волк – серый. Воспитатели  изготавливают и предлагают для игры набор разных кружков. Если у ребенка в процессе игры происходит затруднение в выборе заместителя, воспитатель должна ему помочь. «Этот кружок будет солнышком – он такой же желтый, как солнышко». Сначала число кружков должно быть не более двух-трех.

С помощью заместителей можно разыгрывать простые сюжеты. Например, «Мама и дочка пошли в магазин». На листе бумаги рисуется два прямоугольника - дом и магазин). Предложите ребенку выбрать подходящие кружки (мама – большой, дочка – маленький). Ребенку предлагается провести маму и дочь в магазин и обратно домой. Далее можно сюжет развернуть: «Мама пошла на работу, дочка осталась дома одна. Мама вернулась с работы вместе с папой» (нужен второй большой кружок). Если ребенок сам не сообразит, задайте ему вопрос: «Где у нас папа? Найди какой кружок подойдет».

С помощью заместителей с детьми можно разыгрывать русские народные сказки «Колобок», «Маша и медведь», «Заяц, петух и лиса» и другие. К одной и той же сказке рекомендуется возвращаться несколько раз. Если ваш малыш овладел моделированием, то можно изменять полноту разыгрываемого сюжета. На этом этапе нужно переходить к изображению действий, совершаемых этим персонажем. Если ребенок затрудняется, как изобразить действие, ему на помощь приходят воспитатель, который могут ему подсказать или показать правильное решение. При разыгрывании сказки «Три медведя» готовим полоски бумаги разной длины, разного цвета. Маша – полоска, равная по длине «Мишутке», но другого цвета. Воспитатель подсказывает, что у Маши платье красного цвета. «В доме у медведей стоят три стула (квадратики разной величины), тарелки (разные по размеру кружки), кровати (прямоугольники)». Дом рисуем на листе бумаги. Взрослый читает сказку, а ребенок в это время разыгрывает ее. Читайте сказку медленно, ведь ребенок разыгрывает каждую сценку. Взрослый может тоже принять участие в разыгрывании.

Далее можно перейти к следующему способу – «конспектированию». На этом этапе ребенку предлагается зарисовывать расположение кружков, а взрослые зарисовывают ситуацию. В итоге получается серия рисунков, по которым позже ребенок пересказывает сказку. Нельзя настаивать на дословном пересказе! Нам необходимо научить ребенка воспринимать и передавать общий смысл прочитанной сказки, выделяя основные события. Пересказывать можно и по серии иллюстраций к сказке. Используя эти приемы, взрослые могут помочь ребенку понять сказку, запомнить и пересказать ее.

Но ведь дети большие фантазеры. Ребенок трех лет вполне может сам придумать сказку. Задачавзрослого– подтолкнуть и направить малыша в нужном направлении. Взрослый рисует человечка. Кто это будет? Девочка – говорит ребенок.

Взрослый рисует человечку платье. Далее со слов ребенка взрослый рисует волосы, уточняет у ребенка имя, рисует дом, у девочки есть собачка, девочка любит играть. Не страшно, если у взрослого не все получилось нарисовать, главное у ребенка пробудить фантазию. Взрослый нарисовал, а ребенок это придумал.

В следующий раз можно начать рисовать не с человека, а, например, с озера или с корзинки. У вас может получиться какая-нибудь история.

Поиграйте с ребенком в игру «Чепуха». Игра пробуждает детскую фантазию. В игре ребенку предлагается придумать всякую чепуху, то, чего никогда – никогда не бывает. Такая игра не только развивает фантазию, но и помогает ребенку лучше усвоить реальные зависимости между явлениями.

При игре «в чепуху» абсурдное рассуждение позволяет лучше понять, каким должно быть правильное. Для игры можно предложить такие фразы: - Кошка убегала от …. - Коровы хорошо умеют…. - Мальчик надел ботинки для того, чтобы…. И другие.

Уважаемые воспитатели! Все эти специальные виды работы не должны вытеснять обычного, привычного чтения вслух сказок, заучивание с детьми стихов наизусть. Старайтесь делать это каждый день. Каждый день можно найти время для общения с ребенком!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: «Как ускорить процесс понимания сказки»

  Сказка -  один из жанров фольклора,  преимущественно  волшебного характера, обычно со счастливым концом. Как правило, сказки рассчитаны на детей.Все дети очень любят сказк...

Докладна тему: "Инновационные технологии социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста"

   Самостоятельность, целеустремленность и инициативность – это те качества, которые сегодня являются наиболее важными в развитии ребенка. На первый план в работе с дошкольникам...

Как ускорить процесс понимания сказки

Все дети любят сказки. Но понимают ли они их? Или им просто нравится, что взрослый что-то читает, говорит? Если ребенку читать часто, то постепенно приходит понимание. Но нельзя ли...

Как ускорить процесс понимания сказки.

Все  дети  любят  сказки.  Но    понимают  ли   они  их?  Или  им   просто  нравится,    что   ...

Как ускорить процесс понимания сказки.

Все дети любят сказки. Но понимают ли они их? Или им просто нравится, что взрослый что-то читает, говорит? Если ребенку читать часто, то постепенно приходит понимание. Но нельзя ли...

Консультация для родителей Как улучшить процесс понимания сказки

Консультация для родителей Как улучшить процесс понимания сказки...