Технология проблемного диалога на примере рассказа Л.Толстого "Прыжок"
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)

Юлия Родионова

           Одним из авторов технологии проблемно-диалогического обучения  является кандидат педагогических наук Мельникова Елена Леонидовна.

            Проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний обучающимися посредством специально организованного педагогом диалога.

            В словосочетании проблемный диалог первое слово "проблемный" означает, что на организованной образовательной деятельности изучения нового материала обязательно должны быть проработаны два звена: "постановка проблемы" и "поиск решения".

            Постановка проблемы - это этап формулирования темы занятия или вопросов для исследования. Поиск решения - это этап становления нового знания. Слово "диалог" означает, что и постановку проблемы, и поиск решения должны выполнить дети в специально организованном педагогом диалоге.

           В предложенном примере работы с рассказом Л.Толстого детям предлагается (с учетом их возрастных особенностей, конечно) обсудить содержание понятия "Храбрость" .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tpd_pryzhok.docx17.81 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия

Возрастная группа: от 6 до 7 лет (общеразвивающей направленности)

Воспитатель: Родионова Ю.М.

Образовательная область: «Речевое развитие»

Организованная образовательная деятельность: «Приобщение к художественной литературе»

Продолжительность занятия: 30 минут

Тема: Лев Толстой «Прыжок»

Цель: формирование умения понимать содержание художественного произведения, основную мысль текста средствами технологии проблемного диалога.

Задачи:

- способствовать развитию эмоциональной отзывчивости воспитанников средствами художественных образов рассказа, способствовать выражению своих чувств и эмоций и эмоций других людей;

- воспитывать смелость речевого поведения, развивать умение высказывать свое отношение к героям и их поступкам;

 - прививать любовь к книгам, чтению; стимулировать познавательную активность

Оборудование:

 книга рассказов  Л.Толстого

портрет писателя

фломастеры черного и красного цветов клей-карандаш, альбомный лист

вырезанные заготовки корабля зеленого и красного цвета

вырезанные заготовки обезьяны, названия рассказа и имени автора, кораблика, мальчика, льва, собачки, малыша

 три пословицы на отдельном листе

 иллюстрации рассказа «Прыжок»

фотография трехмачтового корабля

 карточки, изображающие спасение человека на пожаре, спасение из полыньи, альпинист, прыжок человека, летящего в воду

компьютер

 кружки желтого, зеленого, красного цветов, лежат на столе у каждого ребенка (по одному).

Части занятия

Действия педагога

Действия детей

вводная часть

 

Пост о Книжкиной неделе. Фотовыставка «Как хорошо уметь читать!», «Книжкина больница».  Моя любимая книга. Выпали картинки.

Определить содержание картинок. Найти то, что их объединяет.

Что такое храбрость (словарная работа)

Нужна ли храбрость, чтобы прыгнуть?

Участвуют в беседе о Книжкиной неделе, определяют содержание выпавших картинок; находят слово, которое роднит всех людей, изображенных на картинках.

Выдвигают варианты ответа с примерами.

основная часть 

Предлагаю ответить на вопрос, нужна ли храбрость, чтобы прыгнуть.

Приводят противоречивые примеры для доказательства храбрости в данной ситуации (картинка «Прыжок»).

1.Предлагаю послушать рассказ Л.Н.Толстого, но сначала о нем самом.

Предлагаю прочитать название рассказа, копия обложки книги вывешивается на доску.

2.По обложке предлагаю определить место действия событий в рассказе.

3. Игра на внимание.

4. Чтение рассказа.

5. Выявление впечатления от прочитанного.

- Какие моменты в рассказе показались самыми напряженными?

- Что чувствовали, когда слушали рассказ?

6. Анализ рассказа. Беседа.

- Кто главные герои рассказа?

- Откуда на корабле взялась обезьяна?

- Как она себя вела?

- Какое действие она совершила, что дало толчок всем остальным событиям?

- Что сделал мальчик? Почему?

- Как вела себя обезьяна дальше?

- Как люди на палубе вначале реагировали на ее действия?

- Почему они замерли от страха?

- Что заставило мальчика опомниться?

- Что заставило его прыгнуть?

- Какой человек – капитан?

- Как мальчик поступил? Так, нужна храбрость, чтобы прыгнуть?

- Чему научился мальчик? (не совершать необдуманных поступков)

7. Работа с иллюстрацией «Капитан плачет».

- Какой эпизод изображен на картине?

8. Творческие задания.

Желтая команда – разложить иллюстрации в том порядке, как происходили события в рассказе.

Красная команда – прочитать пословицы, определить, какая из них подходит к рассказу.

Зеленая команда – моделирование обложки (альбомный лист, вырезанные корабль, название рассказа, фигурки мальчика, обезьяны, льва, собачки, малыша, клей, фломастеры)

Проверка выполненного.

Сообщение ребенка о писателе.

Дети читают название и озвучивают его.

Сообщение ребенка о корабле (трехмачтовое судно…., картинка корабля 19 века вывешивается на дополнительную доску, ребенок обращается к картинке в течение рассказывания)

Поднимают зеленый парус, если рассказ понравился, красный – нет.

Отвечают на вопросы.

Пересказ эпизода.

Характеристика персонажа.

Формулируют ответ на главный вопрос.

Рассматривание иллюстрации, ответы на вопрос.

Выполняют задания.

заключительная 

Понравилось ли занятие?

Поднимают зеленый парус – да, если нет – красный.

ПРИЛОЖЕНИЯ

  1. Маркировка картинок.

- спасение утопающего

- спасение ребенка на пожаре

- мальчик защищает девочку от хулигана

- альпинист, взбирающийся в гору

- мальчик, прыгающий или летящий в воду

2. Пословицы для задания

- Где смелость – там и победа.

- Поступай храбрей – будешь сильней

- Кто дрожит – тот и бежит

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение на тему «Использование технологии проблемного диалога в работе с дошкольниками»

Данный материал может быть использован воспитателями детских садов в работе с детьми дошкольного возраста....

Технологии проблемного диалога как современная образовательная технология деятельностного типа.

в статье говорится о совместной партнерской деятельности взрослого и ребёнка через  технологию проблемного диалога, перечислены проблемно-диалогические методы, определены результаты применения те...

Конспект индивидуального логопедического занятия с применением технологии «Проблемный диалог». Тема: "Путешествие Колобка"

Конспект  индивидуального логопедического занятия с применением технологии «Проблемный диалог» для дошкольников с ТНР в подготовительной группе...

Технология проблемного диалога

В данном разделе представленны сценарии педагогических мероприятий с детьми по речевому развитию....

Непосредственно образовательная деятельность (познавательное развитие) тема: «Кто снес яйца?» Использование образовательной технологии: технология проблемного диалога по Е. Л. Мельниковой.

Цель: Формирование у детей первичных представлений о природном многообразии планеты Земля.Задачи.Обучающие:1.Расширять знания детей о наиболее ярких особенностях страусов, пингвинов, колибри, черепахи...

Конспект по развитию речи с использование технологии проблемного диалога Тема: «Перессказа рассказа « Еж» для 5-6лет

Цель: формирование у детей дошкольного возраста логического мышления, познавательных способностей через  технологию проблемного обучения и формированию пересказа короткого текста с использо...

Конспект занятия для младшей группы с использованием технологии проблемного диалога по теме «Молоко»

Цель: дать детям знания о происхождении молокаЗадачи:Обучающая: познакомить детей с пользой молока;Развивающая: помочь детям систематизировать знания о домашних животных и молочных продуктах;Воспитыва...