Использование метода моделирования для усвоения образного содержания литературных произведений
статья по художественной литературе

Метельская Елена Станиславовна

Выступление на педсовете

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx25.71 КБ

Предварительный просмотр:

Использование метода моделирования для усвоения образного содержания литературных произведений

В настоящее время значительно увеличился поток разнообразной информации. Соответственно усложняются процессы восприятия этой информации детьми. Так же в современном мире отмечается тенденция на увеличение количества детей с проблемами в речевом развитии. Сегодня в центре внимания - ребенок, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому мы ставим перед собой цель – выбрать методы и формы организации воспитательно - образовательного процесса, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Задача педагогов состоит в том, чтобы создать условия для практического овладения разговорной речью для каждого ребенка, выбрать такие методы и приемы обучения, которые позволили бы каждому воспитаннику проявить свою речевую активность, свое словотворчество. Деятельность педагога должна быть направлена на формирование у дошкольников коммуникативных навыков, культуры общения, умения кратко и доступно формулировать мысли, добывать информацию из разных источников, создание языковой среды, способствующей возникновению естественных потребностей в общении.

Дети дошкольного возраста очень пластичны и легко обучаемы, но для большинства детей характерны быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. 

В настоящее время при организации учебного процесса стало широко использоваться понятие «моделирование».

Моделирование – это наглядно-практический метод обучения, попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.

Основная цель моделирования – это формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) художественной литературы с помощью метода моделированию.

Задачи: Обогащать словарь, развивать грамматический строй речи, связную, литературную, выразительную речь. Обучать детей построению полных и выразительных ответов по содержанию прочитанной сказки. Развивать у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость, память при отборе заместителей. Развивать память, при запоминании стихотворений. Развивать умение подбирать заместители по цвету, величине, форме, характеру персонажа произведения. Развивать умение понимания сюжета произведения на основе построения наглядной модели. Воспитывать умение отличать сказочные ситуации от реальных.

Какие же бывают методы моделирования.

Методы моделирования:

- при заучивании: Мнемотехника. (мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы).

-при чтении и слушании произведений:

1.модель сериационного ряда – выкладывание по порядку персонажей

2.двигательное моделирование- возможность действовать с фигурами персонажей

3. временно-пространственная модель произведения -  картинный план для ее рассказывания.

Рассмотрим каждый метод более подробного.

При заучивании детьми стихотворений, басен в основном используется метод мнемотехники.

Мнемотехника – система специальных приемов, служащих для облегчения запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Мнемотехнику можно разделить на несколько видов: мнемодорожки, мнемоквадраты и мнемотаблицы. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь.

Приём символизации — это наиболее короткий путь к формированию процесса запоминания и точной передачи информации, требующей дословного повторения, например, в стихах, а опора на рисунки для обучения детей заучивания стихотворений – вопрос, имеющий практическое значение. Именно эти наблюдения в практике с детьми подсказали необходимость выбора системы мнемотехники, позволяющей развивать память и связную речь при заучивании стихотворений.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейшего-  мнемоквадрата - это одиночное изображение, которое обозначает слово, словосочетание или простое предложение, последовательно переходить к мнемодорожке – это таблица из четырех и более клеток, расположенных линейно, и позже - к мнемотаблице – это целая схема, в которую заложен текст т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная. Позже - усложнять или заменять другой заставкой - изобразить персонажа в графическом виде.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы это и будет своеобразным моделированием.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете. Мы на своих занятиях по заучиванию стихотворений часто используем метод мнемотехники. Дети сами зарисовывают стихотворение.

Работать с мнемотаблицами лучше начинать со средней группы. Хотя уже в младшем возрасте мы используем простейшие схемы одевания, умывания, построения пирамидки и т. д. Это тоже метод моделирования.

Рассмотрим этапы работы над заучиванием стихотворения:

  • Воспитатель выразительно читает стихотворение.
  • Воспитатель сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу, при этом рассматривая ее.
  • Воспитатель задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль.
  • Воспитатель выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме.
  • Воспитатель читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.
  • Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу

Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания стихотворений, более простым, интересным, творческим. Однако, использование мнемотехники является лишь одним из методов развития и укрепления памяти и не заменяет традиционное заучивание текстов наизусть.

Использование метода наглядного моделирования при чтении и слушании сказок

Детям дошкольного возраста очень близок такой жанр, как сказка. Поэтому рассмотрим чтение и слушание произведений на примере моделирования сказок.

Сказки динамичны и в то же время напевны. Быстрота развертывания событий в них великолепно сочетается с повторностью. Язык сказок отличается большой живописностью: в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку. В большинстве своем сказки велики по объему, и запомнить их детям нелегко. Поэтому при ознакомлении со сказками нужно применяю разные виды моделей.

На первом этапе используем наиболее простой вид наглядных моделей — модель сериационного ряда – выкладывание по порядку персонажей

Цель: развивать умение использовать заместители для обозначения главного героя, понимать текст на основе построения наглядной модели.

На этом этапе дети выкладывают сюжет сказки с помощью геометрических фигур, своей формой и цветом, напоминающие героев сказки.

Заместители персонажей сказок для младших дошкольников («Репка», «Теремок», «Три медведя» и др.) представляют собой полоски, квадраты, прямоугольники, круги, постепенно увеличивающиеся по длине или величине. К одной и той же сказке можно возвращаться несколько раз, постепенно усложняя задания с помощью следующих методических приемов:

  • Моделирование и пересказ сказки по частям.
  • Моделирование сказки одним ребенком.
  • Загадывание с помощью модели эпизода сказки.
  • Сочинение новых вариантов и эпизодов сказки с вводом в сюжет нового героя.

На втором этапе знакомим с более сложным видом моделирования это – двигательное моделирование- возможность действовать с фигурами персонажей. Этот вид моделирования в основном используется при ознакомлении со сказками о животных.

Цель: развивать умение детей подбирать заместители по заданному внешнему признаку (по цвету, величине); учить строить двигательную модель сказки воспроизводя основную последовательность действий сказки.

Данный вид модели применим для ознакомления со сказками о животных: «Колобок», «Зимовье зверей», «Заюшкина избушка» и др. Важно, чтобы дети отметили тот внешний признак, который выделяется в качестве основного (цвет, размер). После этого можно предложить детям более сложный признак не наглядный, а связанный с характером персонажа. Добрый, светлый образ положительных героем замещают светлыми тонами: голубой, розовый, белый. Плохой образ по характеру поведения, отношения к другим персонажам, злой образ обозначают черным, темно-синим (Ведьма, Баба Яга, хитрая лиса, злой волк). Такое моделирование обеспечивает запоминание последовательности происходящих событий и умение передавать точный ход.

На третьем этапе знакомим с видом модели – временно-пространственная модель. Это моделирование соответствует волшебным сказкам.

Цель: учить составлять временно-пространственную модель произведения -  наглядный план для ее рассказывания.

Данная модель применяется для обучения рассказывания волшебных сказок: «Жихарка», «Два жадных медвежонка», «Снегурушка и Лиса» и др.

Модель представлена в виде рамочек со стрелками, в которые помещают фигурки – заместители персонажей. Каждая рамочка обозначает один эпизод сказки. Стрелки, ведущие от одной рамочки к другой, фиксируют последовательность эпизодов, таким образом, выстраивается, наглядный план для рассказывания сказки. Можно предложить детям рассказать эпизод сказки в 3-ей рамочке, в 6-ой, 10-ой. Большинство детей без труда рассказывают часть сказки, глядя в соответствующую рамочку. От простых, коротких сказок переходим к более сложным. Сначала временно-пространственную модель предлагает педагог, а затем дети выстраивают модель совместно с педагогом. Модель сказки не дает детям забыть последовательность сказки.

При знакомстве со сказками можно научить детей выполнять схематические зарисовки отдельных эпизодов сюжета сказки. По простым схематическим рисункам детей можно сочинять сказки, так как они помогают самовыражению, способствуют пониманию себя и других. Используя временно-пространственную модель, дети учатся рассказывать эпизоды без помощи взрослого, выбирать последовательно нужные сюжеты. Стрелочки, идущие от рисунка к рисунку, помогают детям фиксировать последовательность эпизодов, запоминать и логично пересказывать.

В результате работы с помощью моделирования, можно прийти к выводу, что использование наглядного моделирования на занятиях по знакомству с художественной литературой, является важным звеном в развитии связной речи детей. На каждом возрастном этапе у детей сформируются:

  • умение грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли;
  • умение пересказывать небольшие произведения;
  • диалогическая речь;
  • умение активно участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их;
  • умение описывать предмет, картину;
  • умение драматизировать небольшие сказки;
  • воспитается желание говорить, как взрослый;
  • воспитается любовь к родному языку.

Литература:

Айдакова, Александра Васильевна Метод наглядного моделирования в развитии связной монологической речи дошкольников. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/630307/

Веракса, А.М. Преобразование знакомых и сочинительство новых сказочных историй по схемам, по рисунку, по модели» /А.М. Веракса. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 2010

Гербова, В.В. Развитие речи в детском саду / В.В. Гербова. – М.:Мозаика-Синтез,2008. – 2010. Гризик, Т.И. Развитие речи /Т.И. Гризик. – М.: Просвещение, 2004 – 180с.

Корчуганова, Е.Ю. Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования / Е.Ю. Корчуганова. – [Электронный ресурс] Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/645950/.

Нищеева, Н.В. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста / Н.В. Нищеева. – Детство-Пресс, 2009.

Рачкова, Е.С. Метод моделирования как средство развития связной речи у дошкольников / Е.С. Рачкова. – [Электронный ресурс] Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/645950/.»

Салмина, Н.Г. Знак и символ в обучении / Н.Г. Салмина. – М.: Издательство МГУ, 1988. – 288 с.

Челышева, А. А. Использование метода наглядного моделирования в работе по развитию связной речи у дошкольников / А. А. Челышева. – Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. – С. 104-106.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода моделирования на занятиях по формированию элементарных математических представлений в детском саду компенсирующего вида.

В статье раскрывается специфика формирования элементарных математических представлений у детей с интеллектуальной недостаточностью, применение метода  моделирования при обучении математике в детс...

"Использование метода моделирования в музыкальной деятельности детей дошкольного возраста"

В статье раскрывается проблема целенаправленного использования метода моделирования в системе музыкального образования дошкольников; активизизация познавательной деятельности детей, способствующая акт...

использование метода моделирования в экологическом воспитании дошкольников

моделирование как эффективный метод в экологическом воспитании дошкольников...

Чтение и беседа по содержанию литературного произведения Л.Н. Толстого «Два товарища»

Чтение и беседа по содержанию литературного произведения Л.Н. Толстого «Два товарища»...

Использование метода моделирования при ознакомлении с художественными произведениями

В материале рассказывается как разыграть сказки, как с помощью моделирования понять содержание, последовательность действий, определенные отношения между персонажами. Также раскрываются виды моделиров...

Конструкт образовательной ценностно-ориентированной ситуации на основе содержания литературного произведения.

В работе представлен материал по проектированию ценностного диалога с детьми на основе прочтения литературного произведения, а также спланированы другие ценностно- ориентироанные культурные практики, ...

Беседа по содержанию литературного произведениям как средство развития диалогической речи детей 4-5 лет

Комплекс бесед по литературным произведениям, представленный в данной статье, поможет повысить уровень развития диалогической речи детей 4-5 лет....