Богат В.Ф. В жаркой Африке. Развиваем творческое мышление дошкольников 4 - 6 лет
книга по художественной литературе (старшая группа)

Сакунц Сусанна Владимировна

«В ЖАРКОЙ АФРИКЕ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_zharkoy_afrike.docx30.55 КБ

Предварительный просмотр:

«В ЖАРКОЙ АФРИКЕ»

Серьёзный вопрос

В жаркой Африке жил львёнок, который очень любил задавать вопросы.

Он был еще совсем маленький и многого не понимал, поэтому всем интересовался. Однажды маленький львёнок спросил у большой умной черепахи: «Скажи мне, черепаха, как сделать так, чтобы можно было посмотреть на солнце, но при этом не было больно глазам? Ведь говорят, что на солнце можно увидеть какие-то пятна». Черепаха подумала и сказала: «А ты сам придумай что-нибудь интересное». Что же придумал львёнок? Решив эту задачку, вы узнаете, как можно смотреть на солнце открытыми глазами. В другой раз львёнок пришел к черепахе с новым вопросом: «Послушай, умная черепаха, солнышко должно греть землю, чтобы быстрее росли и спели бананы, ананасы и другие фрукты, но если солнце будет греть очень сильно, можно получить солнечный удар. Как же быть?» Подумайте и ответьте, что

посоветовала умная черепаха маленькому львёнку.

Как спасти бабочек?

Весь день маленький львёнок бегал по жаркой саванне, играл и кувыркался, а под вечер, усталый пришел к большой черепахе. Черепахе показалось, что львёнок чем-то огорчен и она спросила: «Что с  маленький львёнок?» «Я думаю о том, как спасти бабочек»,- задумчиво ответил львёнок. «А зачем же их спасать?» – удивилась черепаха. «Ну, как же ты не понимаешь?!»- львёнок сердился и принялся ходить туда-сюда рыча, как взрослый лев, - «бабочки такие яркие, красивые, разноцветные, их очень легко могут заметить птицы и склевать».«Ну и что же ты предлагаешь?»- спросила умная черепаха. «Не знаю»,- ответил львёнок, «бабочки должны быть яркими и разноцветными, чтобы было красиво и не должны быть такими, потому что могут погибнуть». «Значит, им нужно где-то прятаться»,- глубокомысленно заметила черепаха, - « вот, когда мне грозит опасность, я втягиваю голову и лапы в панцирь». «Но у них же нет панциря», - озадаченно произнес львёнок. «Тогда они должны спрятаться так, чтобы их не заметили»,- предложила умная черепаха. «А где же могут

спрятаться разноцветные бабочки, чтобы их не заметили?»- подумал львёнок и вдруг радостно запрыгал: «Придумал! Придумал!» Что же придумал маленький львёнок?

У озера.

Однажды черепаха пригласила львёнка на озеро: вместе покупаться и поплавать. Когда они пришли на озеро, вода в нем была чистая и прозрачная, кое-где пролетали птички и плескались рыбы. Маленький львёнок прыгнул в воду, начал брызгаться и фырчать от удовольствия, а умная черепаха поплыла на середину озера, чтобы немного отдохнуть от неугомонного львёнка. Вдруг она услышала, как львёнок кричит: « Черепа-аха, плыви скорей «Что случилось?»- спросила черепаха, подплывая к берегу. Она очень испугалась за львёнка и подумала, что его кто-то обидел. «Послушай, черепаха, я вот думаю, как же птицы не тонут, когда пьют?» Черепаха облегченно вздохнула: «И ты только поэтому так кричал?» «Ну да»,- ответил львёнок, - «ведь когда я хочу пить, я просто лакаю воду языком, а птицы не могут лакать и для того, чтобы напиться, им нужно будет окунуть голову в воду, а так можно и захлебнуться». «Значит, им не нужно окунать голову в воду»,- рассудительно сказала черепаха. «Как же тогда птичка сможет напиться?»- не отставал маленький львёнок. «А ты подумай»,- сказала умная черепаха и нырнула в воду. Когда она показалась на середине озера, львёнок сидел на берегу, и думал: «И все- Подумайте и помогите львёнку решить эту задачку.

Львёнок учится плавать.

Как-то раз, когда маленький львёнок и большая черепаха снова пришли на озеро, львёнок спросил: «Скажи, черепаха, как ты научилась так хорошо плавать?» Черепаха подумала и ответила: «А я всегда умела хорошо плавать». «Научи меня, пожалуйста», попросил маленький львёнок. «Ну, хорошо», - согласилась умная черепаха, - «но учти, чтобы научиться плавать, ты должен хорошенько грести лапами». «Понял! Понял!» – закричал львёнок и прыгнул в воду. Он изо всех сил начал бить лапами по воде, но только распугал рыбок. «Вот видишь», - огорчился львёнок, - «у меня ничего не получается». «А ты зайди поглубже и попробуй еще раз», - предложила черепаха. Львёнок зашел поглубже, но через минуту уже звал на помощь: «Тону! Спасите!» Когда черепаха вытащила испуганного львёнка, он, фыркая, с обидой сказал: «Никогда я не научусь плавать, меня все время тянет вниз!» Тут умная черепаха посоветовала львёнку: «Сделай так, чтобы тебя не тянуло вниз». «Ну, как же меня не будет тянуть вниз, если я тяжёлый?» – возразил львёнок. «Значит, найди то, что поможет тебе стать легким, а я пока поплаваю», - сказала черепаха и нырнула в воду. Когда львёнок вернулся, черепаха уже лежала на теплом песке. Увидев львёнка, она похвалила его: «Я всегда знала, Что же нашел львёнок для того, чтобы научиться плавать?

Как достать банан?

Маленький львёнок сидел под пальмой, прячась от жаркого африканского солнца, и вдруг увидел, что на самой верхушке пальмы висит большая гроздь спелых бананов. «Хорошо бы достать эти бананы», - подумал львёнок и попробовал залезть на пальму. Но это ему никак не удавалось, и львёнок все время скатывался вниз. За этим занятием его застала умная черепаха, которая спросила: «Зачем ты катаешься с пальмы?» «А я вовсе не катаюсь»,- ответил львёнок, - «я достаю бананы, вон, видишь, на самой верхушке». «Но ты же не обезьяна, чтобы забраться на высокую пальму»,- заметила черепаха. «Все равно я хочу бананы!»- сказал львёнок и опять начал карабкаться на пальму. Когда он в очередной раз скатился вниз, черепаха предложила: «Давай- ка, лучше сядь и подумай, как можно достать бананы, не залезая на пальму. Львёнок задумался: «И, правда, зачем лезть на пальму, если можно по- Подумайте и ответьте, как львёнку достать бананы, не забираясь на

Жаркий день.

Был очень жаркий день. Солнце раскалилось, воздух нагрелся так, что тяжело было дышать и все прятались от жары, кто где мог. Маленький львёнок и умная черепаха отдыхали в тени кокосовой пальмы. Черепаха дремала, а львёнок размышлял вслух: «Вечером песочек такой теплый, приятный, можно поваляться, покувыркаться, а днем даже побегать негде». «А ты не бегай»,- сонно пробормотала умная черепаха и добавила: «сиди в тени и отдыхай». «Но я не хочу сидеть, я хочу бегать, а песок очень горячий и можно обжечь «Когда очень жарко, нужно залезть в воду и сидеть там»,- медленно произнесла черепаха. «Но я же не рыба, чтобы все время сидеть в воде!»- возразил маленький львёнок. «Какой же ты неугомонный!»- умная черепаха окончательно проснулась и предложила: «значит, придумай, как можно побегать по горячему песку, не обжигая лап». Львёнок сел и сказал: «Это было

Помогите львёнку решить эту задачку.

Как сделать ветер?

Жаркое африканское лето было в самом разгаре. На небе не было ни облачка, и даже непоседливый львёнок устал от изнывающей жары. Умная черепаха пряталась в панцирь и вылезала оттуда только вечером. Не спасала и тень от пальмы. «Хоть бы ветерок подул»,- мечтательно произнес маленький львёнок.Черепаха высунула голову из панциря и задумчиво сказала: «Если ветерка нет, нужно его сделать и тогда будет прохладно». «Как же можно сделать ветер?!»- изумился львёнок. «А ты посмотри по сторонам и придумай, из чего и как можно сделать ветер»- предложила черепаха и опять спряталась в панцирь. Львёнок немного подумал и весело запрыгал: «Ура! Придумал!» Что же придумал львёнок?

Львёнок ищет воду.

Маленькому львёнку надоело все время сидеть под пальмой, к тому же ему захотелось пить. Придя к озеру, он вдруг обнаружил, что озера нет. Запыхавшись, львёнок прибежал назад, к пальме: «Просыпайся, черепаха! Озеро высохло!» «В самом деле?» – умная черепаха высунулась из своего панциря и, увидев расстроенного львёнка, принялась его утешать: «Ничего, маленький львёнок, через несколько дней начнутся дожди и озеро станет большим, глубоким, как прежде». «А как же мне попить?» – спросил львёнок, - «ведь теперь вода кончилась, а к реке идти далеко, да и крокодилы там. Черепаха, посмотрев на львёнка, сказала: «Успокойся, сядь и подумай, где можно найти воду, и вообще, почему обязательно воду?» «Действительно», - согласился львёнок, - «можно же пить и сок, и молоко.» «Ну вот и придумай, где все это можно найти», - сказала умная черепаха. Подумайте, как же львёнку попить?

Как спрятаться львёнку?

Весь день маленький львёнок бегал по саванне, а вечером усталый, но довольный прибежал к большой черепахе. «Ну, расскажи, львёнок, где ты был, что видел?»- начала расспрашивать черепаха. Львёнок устроился поудобней, чтобы не упустить ничего из того, о чем он хотел рассказать. «Я видел жирафов, зебру, бабочек…»- начал перечислять львёнок. «И что же они делали?»- спросила черепаха. «Знаешь, умная черепаха, они так здорово прятались!»- увлеченно рассказывал львёнок, - «жирафы зашли под дерево, и их совсем не было видно…» «Конечно»,- согласилась черепаха, - « ведь жирафы пятнистые и очень трудно разглядеть их в ветках деревьев». «А зебры очень хорошо прятались в саванне…»- продолжал львёнок. «Да»,- поддержала черепаха, - «ведь зебры полосатые и они сливаются с травой». «Послушай, умная черепаха, даже ты можешь спрятаться в панцирь, а где же прятаться мне, так чтобы никто не заметил?»- вдруг заволновался маленький львёнок, - «ведь у меня нет ни пятен, ни полос, ни панциря…» «А ты подумай хорошенько, что поможет тебе спрятаться и в саванне, и в песке»,- предложила черепаха. «Интересно»,- задумался львёнок, - «что же это поможет мне спрятаться?» Подумайте и ответьте, где и как спрятаться львёнку.

Непослушный песок.

Маленький львёнок сидел под пальмой и пытался что-то строить из песка. Но у него ничего не получалось, потому что все рассыпалось. Львёнок был очень недоволен тем, что песок такой сыпучий и мягкий. Не получалось даже рисовать на песке, рисунки выходили нечёткие и некрасивые. «Что это ты такой сердитый?»- спросила львёнка умная черепаха, вернувшаяся с озера. «Понимаешь, я так стараюсь, а у меня ничего не получается!»- жаловался раздосадованный львёнок. «И не получится!»- твердо сказала черепаха, - «ведь песок очень мягкий и сыпучий». «Что же мне теперь делать?»- расстроился львёнок, - «песок должен быть мягким, чтобы я мог поваляться и покувыркаться и должен быть твердым, чтобы можно было рисовать и «Молодец!»- похвалила его черепаха, - «ты почти нашел правильное решение». «Неужели?»- удивился маленький львёнок, - «а как же сделать песок твердым?» «Подумай хорошенько, ведь ты прекрасно знаешь ответ»- посоветовала черепаха. Львёнок немного подумал и сказал: «Послушай, черепаха, я, кажется, придумал». Что же придумал львёнок?

Ямки

Ранним, солнечным утром маленький львёнок набирал совочком песок, и насыпал его в ведёрко. Когда львёнку это занятие надоедало, он высыпал песок обратно в ямки. «Вот, интересно», - думал львёнок, - «если я выкопаю много-много ямок, а затем насыплю туда камушки, будет это похоже на берег«Здравствуй, маленький львёнок», - он и не заметил, как вернулась умная черепаха, которая была в гостях у знакомой ящерицы. «Чем это ты занимаешься?» - спросила черепаха. «Я выкапываю ямки, а потом их закапываю», - простодушно ответил львёнок. «Мда-а», - произнесла умная черепаха, - «а ты не думал заняться чем-нибудь полезным?» «А что значит заняться полезным?» – львёнок перестал копать и посмотрел на черепаху. «Ну, как тебе объяснить?» – черепаха сняла очки и задумалась, - «вот ты выкапываешь ямки, а для чего?» «Просто так, я же играю», - искренне ответил маленький львёнок. «А ты не думал, что можно играть и в то же время делать что-нибудь нужное?» – спросила черепаха. «Как это?» – удивился львёнок. «Допустим, ты выкапываешь ямки, а затем сажаешь туда маленькие кактусы и поливаешь их водичкой», - объясняла черепаха, - «ты одновременно играешь и приносишь пользу». «Ух, ты!» - восхищённо произнёс маленький львёнок, - «можно еще рыхлить землю под пальмами и от этого тоже будет польза». «Ну, конечно», - улыбнулась умная черепаха и спросила: «А что еще можно делать, играя, но с пользой?» Подумайте, что ответил львёнок.

Сезон дождей.

Наконец-то начался долгожданный сезон дождей. Воды было много, вновь наполнилось озеро, там опять появилась рыба. Теперь не надо было искать воду, чтобы напиться. Вот только маленький львёнок не очень любил дожди, потому что вода была мокрая, а песок проваливался под лапами. Умная черепаха учила львёнка своим премудростям: «Для того, чтобы не проваливаться в песке, нужно ходить медленно и осторожно, а не бегать». Но львёнок любил бегать, да к тому же ему не хотелось прятаться, пока идет «Послушай, черепаха, мне так хочется погулять, но дождь почему-то не кончается», - сказал маленький львёнок. «А ты погуляй под дождиком, как я», - предложила черепаха. На это львёнок только поёжился и недовольно фыркнул: «Тебе хорошо, ты сразу можешь спрятаться в панцирь, а я весь промокну». Умная черепаха подумала и посоветовала: «Значит, придумай, как можно гулять под дождём и не намокнуть». Львёнок сел и задумался: Помогите львёнку решить эту задачку.

Кактусовый сад.

Наступило время цветения кактусов. Цветочки на них были розовые, голубые, зелёные, оранжевые. «Вот бы вырастить кактусовый сад», - думал львёнок. С этим он пришёл к умной черепахе. Черепаха была в прекрасном настроении и что-то напевала. «Послушай, черепаха, давай посадим кактусовый сад, будет очень красиво», - предложил львёнок. «Замечательно», - согласилась черепаха, - «но только этот сад появится не скоро, ведь кактусы растут очень медленно». «Как жаль!» – огорчился львёнок. «Не огорчайся, можно пересадить уже большие кактусы», - посоветовала умная черепаха. «Ура! У нас будет кактусовый сад!» – обрадовался маленький львёнок. Но для этого нужно аккуратно выкопать кактус и пересадить его в подготовленную ямку», - объяснила черепаха и принялась что-то то напевать

Львёнок же подбежал к самому красивому и большому кактусу, чтобы раздвинуть листья, но тут же отдернул лапу. Он начал лизать лапу и хныкать: «Он такой колю-ючий!» Черепаха повернулась к львёнку и сказала: «Конечно, для этого и нужны иголки, чтобы никто не хватал за листья». «Ну, как же я его возьму-у?» – продолжал хныкать маленький львёнок. «Кактус должен колоться, чтобы никто не мог повредить листочки и не должен, чтобы его можно было пересадить», - рассуждала черепаха. «Как же всё-таки взять кактус, не уколовшись?» – спросил львёнок. Подумайте, что предложила львёнку черепаха?

Странная птица.

Маленький львёнок сидел на берегу озера и что-то складывал из скорлупок кокосов. Вдруг сверху послышался какой-то шелест. Львёнок поднял голову и увидел, что прямо над ним пролетела большая красивая птица. Птица покружила над озером и села на воду. «Какая красивая!» - подумал львёнок. Тем временем птица начала ловить рыбу. Маленький львёнок наблюдал, как ловко клюв окунался в воду и появлялся с очередной рыбкой. «Интересно», - думал львёнок, - «сколько ей нужно рыбы, чтобы наесться?» А птица всё продолжала таскать рыбку за рыбкой и, казалось, вовсе не для того, чтобы съесть. «Странно», - удивился львёнок, - «куда же девается рыба?» В это время он услышал знакомый голос: «О чём это ты так задумался?» Умная черепаха внимательно посмотрела на львёнка. «Ничего не понимаю», - недоумевал маленький львёнок, - «птица таскает и таскает «А, может быть, она её совсем не ест», - рассудительно сказала черепаха. «Как это не ест?» – львёнок был явно озадачен. «Очень просто», - объяснила черепаха, - «может быть, птица делает запас». «Вот это да!» - изумился львёнок и спросил: «а разве можно съесть так много рыбы про запас?» «Да кто тебе сказал, что птица ест рыбу?» – вновь спросила черепаха. «Ну, я же сам видел, как она брала рыбу клювом», - растерялся львёнок. «Рыбу нужно съесть, чтобы наесться и не нужно есть, чтобы оставить про запас», - глубокомысленно произнесла умная черепаха, - «вот и подумай, где остаётся рыба». Маленький львёнок внимательно посмотрел на птицу: «Где же Помогите львёнку решить эту задачку.

Золотая рыбка.

После того, как маленький львёнок увидел в озере золотую рыбку, он непременно хотел всегда любоваться ею. «Но как же это сделать?» - думал львёнок, - «ведь рыбка не может жить на суше, а я не могу жить в воде». Он никак не мог найти нужного решения и отправился за советом к умной черепахе. Когда львёнок пришёл к пальме, черепаха лежала на солнце, и обмахивалась большим пальмовым листом. «Здравствуй, черепаха, помоги мне, пожалуйста», - обратился к ней львёнок. «Как хорошо, что ты пришёл!» – обрадовалась черепаха, - «а то я думаю, куда это запропастился маленький

львёнок».

Канава.

После того, как дожди размыли весь песок, маленькому львёнку по пути к озеру всё время нужно было обходить длинную и глубокую канаву, которая к тому же была полна воды. Искупавшись уже однажды в луже, львёнку больше не хотелось быть мокрым и грязным. Он тратил много времени и приходил к «Что с тобой?» – спросила львёнка умная черепаха, когда он в очередной раз приплёлся еле дыша. «Ты знаешь, черепаха, мне так надоело обходить эту широкую канаву!» – львёнок жадно пил воду и был крайне недоволен. «Что же тебе мешает пройти прямо?» - поинтересовалась черепаха. «Как что?!» – изумился львёнок, - «я же не могу её перепрыгнуть, а переплывать без тебя Черепаха подумала и сказала: «Значит, канаву не нужно переплывать или перепрыгивать». «Как же я пройду, у меня же нет крыльев, чтобы перелететь?» – совсем растерялся маленький львёнок. «Для этого нужно посмотреть по сторонам и найти то, что поможет тебе перейти канаву», - рассудительно предложила умная черепаха. Львёнок посмотрел по сторонам и хлопнул себя лапой по лбу: «Ну, конечно! Как же я раньше не додумался?» Что же придумал львенок?

Лужа

Однажды, после сильного проливного дождя, когда воздух был чистым и свежим, маленький львёнок решил погулять и порезвиться. Он бегал, гонялся за птичками, пока не наткнулся на лужу. «Интересно», - подумал львёнок, - «а смогу ли я через неё перепрыгнуть?» Хорошенько разбежавшись, львёнок прыгнул и, к своему удовольствию, перелетел через лужу. Теперь у него появилось интересное занятие – прыгать через лужи! Через некоторое время маленький львенок увидел огромную лужу. Он как следует разогнался, прыгнул… Но лужа была очень большая и львёнок оказался в грязной и мутной воде. К тому же, лужа была ещё и глубокая, поэтому львёнок испачкался по самые кончики ушей. Кое-как выбравшись, мокрый львенок уныло побрёл к черепахе. «Откуда ты такой грязный?» – спросила черепаха, увидев львенка. «Я прыгал через лужу», - тихо ответил львёнок. «А если бы ты утонул?» –черепахе стало жаль маленького львёнка, и она погладила его по голове. «Разве можно утонуть в луже, она же не такая глубокая как озеро?» – возразил львёнок. «Но ведь ты же не знаешь, какой она глубины», - заметила умная черепаха. «Нет, знаю!» - упрямо твердил львенок, - «если дно видно – лужа не глубокая, а если дна не видно, то глубокая!» Черепахе надоело слушать упрямого львёнка, и она спросила: «Послушай, маленький львёнок, а как ты определишь глубину лужи, если вода в ней очень грязная?» Львёнок почесал лапой в затылке: «И, правда, как же узнать глубину?» «Вот и подумай, а вечером посмотрим, что ты придумал», - глубокомысленно произнесла умная черепаха и отправилась к озеру. Подумайте и помогите львёнку измерить глубину лужи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: "Развиваем творческое мышление у детей."

В данной статье предлагаю рекомендации по формированию творческого мышления у детей....

Конультация: "Как развивать логическое мышлени дошкольника."

Логическое мышление необходимая составляющая успешного обучения в школе....

Методическая разработка: развиваем логическое мышление дошкольника.

Как развивать мышление дошкольника, игры для развития мышления....

ТРИЗ-технологии как метод формирования творческого мышления дошкольников, воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности.

Детский возраст - период активной деятельности воображения и важный период для развития этого ценного качества. Воображение - одно из важнейших качеств творческой личности. Потребность ребенка проявля...

Развиваем логическое мышление дошкольников с помощью занимательных игр

Консультация предназначена для родителей будущих первоклассников. Данный материал информирует родителей о важности развития у дошкольников логического мышления  с помощью занимательных игр. Умени...

Уголок психолога: "Развиваем творческое мышление у дошкольника".

в статье даны рекомендации родителям: этапы развития творческого мышления...

Развиваем творческое мышление ребенка

Творческое мышление необходимо каждому из нас для поиска решений жизненных задач, для того, чтобы быть человеком, успешным по жизни.Старший дошкольный возраст – наиболее значимый период в станов...