Методические рекомендации по оснащению книжного уголка в разных возрастных группах
методическая разработка по художественной литературе

Оснащение книжного уголка в соответствии с возрастом.Требования к организации выставок в книжном уголке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл knizhnyy_ugolok.docx30.95 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по оснащению книжного уголка

 в разных возрастных группах

     Книжный уголок — необходимый элемент развивающей предметной среды в групповой комнате дошкольного учреждения. Его наличие обязательно во всех возрастных группах, а содержание  зависит от возраста  детей.

Требования к оформлению книжного уголка в группе детского сада с учетом  рекомендаций Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования(далее ФГОСДО)по созданию предметно – развивающей среды.

  • уголок книги располагают автономно, вдали от мест игр детей, в оптимально спокойном и бесшумном месте. Там, где ребенок мог бы внимательно, сосредоточенно строить процесс общения с книгой. В едином пространстве с уголком книги можно оформить уголок уединения (уголок психологической разгрузки). Что обеспечивает реализацию образовательного потенциала пространства, а так же дает возможность ребенку для уединения. Что соответствует требованиям ФГОС;
  • уголок книги располагают в максимально освещенной зоне групповой комнаты. Освещение должно быть естественное (от окна, свет падает слава), равномерное искусственное (свет падает сверху или вдоль светонесущей стены или наличие настольной лампы, настенного бра) для вечернего времени. В соответствии с требованиями САНПИН от 15 мая 2013 года. Это обеспечивает охрану и укрепления здоровья детей. Что соответствует требованиям ФГОС Нужно продумать правильное освещение: естественное (вблизи окна) и электрическое (наличие настольной лампы, настенного бра) для вечернего времени.;
  • мебель для книжного уголка должна соответствовать возрасту и антропометрическим данным детей. Изготовлена,  из материалов безвредных для здоровья детей (САНПИН от 15 мая 2013 года) и соответствовать принципу трансформируемости (ФГОС ДО), чтобы обеспечить возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста);

     

       В оформлении уголка книги каждый воспитатель может проявить индивидуальный вкус и творчество – главные условия, которые должны быть соблюдены, это удобство и целесообразность.Уголок книги должен быть уютным, привлекательным, располагающим ребенка к неторопливому сосредоточенному общению с книгой.Важно, чтобы каждый мог сам, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть её.

       Подбор литературы и педагогическая работа, организуемая в уголке, должны соответствовать возрастным особенностям и потребностям детей.

       Периодичность книжного обмена также зависит от конкретных задач приобщения детей к чтению. Состав книжного уголка может не меняться в течение недели и даже двух тогда, когда к нему постоянно нужно обращаться и воспитателю, и детям. В среднем, срок пребывания книги в книжном уголке  2-2,5 недели. Однако необходимо соблюдать основное правило: книга остается в уголке до тех пор, пока у детей сохраняется интерес к ней. Но, если смена книг произошла, детям надо указать на это или попросить заметить ее, дать возможность рассмотреть новые книги, спросить у детей, что остановило их внимание, какую книгу им захотелось прочесть тут же.

Требования к организации тематических выставок.

Их основная цель – углубить литературные интересы детей, сделать для дошкольников особо значимой, актуальной ту или иную литературную или общественно важную тему. Тема выставки обязательно должна быть важной актуальной для детей (связанной с предстоящим праздником, юбилеем писателя или художника – иллюстратора, с содержанием планируемого утренника).

Основная тематика:

  • Важные события, даты:
    -  День флага, День города, День защитника Отечества,  Военные праздники (День пограничника, День воздушного флота и др.) , День 8 марта, День космонавтики, День победы, Народные праздники «Масленица» и др.
  •  Социокультурные связи:
    Дни рождения, юбилеи писателей, поэтов.
    Дни детской книги (в каникулярный период).
  • Еще одна тематическая выставка может быть посвящена конкретному произведению, которое не только прочитано детям, но и проиллюстрировано ими.

Требования к организации выставки:
- тематические выставки планируются за 1 месяц до ее оформления.
- в год планируется  5-6 и более.
- тема выставки должна быть значимой, актуальной для детей:

•предстоящий праздник; 
•юбилей писателя, художника - иллюстратора;
•предстоящий утренник.
- тщательный подбор книг с точки зрения художественного оформления, внешнего состояния.

- выставка не должна быть длительной по времени.

 Продолжительность приблизительно 3-4 дня, т.к. далее интерес будет снижаться.

Педагогическая работа с детьми во время выставок:

Беседы с детьми, занятия;
Подбор различных материалов: книг, иллюстраций художников, открыток, значков,скульптуры малой формы, фотографий,детских рисунков и др. экспонаты.
Ребята привлекаются к расположению материалов, обращается умение на эстетику.
Приглашение гостей (ребят соседней группы, родителей).
Формирование диалогического общения: умения задавать вопросы, отвечать на заданные вопросы.
Формирование культуры поведения (этикет).
Посещение выставок в других группах.

Возрастная группа

Оснащение уголка

Воспитательно-образовательная работа с детьми

1 младшая

В книжном уголке должно находиться немного книг – 4-5, но у воспитателя в запасе должны иметься дополнительные экземпляры этих же книг:

  • Книги на плотной основе по знакомым программным сказкам, потешкам, объемом не более 5 листов;
  • Книги с динамичными элементами (двигающиеся глазки, открывающиеся и закрывающиеся окошки и т.п.);
  • Книжки разного формата: книжки-половинки (в половину альбомного листа), книжки – четвертушки, книжки – малышки;
  • Книжки-панорамы ( с раскладывающимися декорациями, двигающимися фигурками);
  • Музыкальные книжки (с голосами животных, песенками сказочных героев и т.п.);
  • Книжки-раскладушки, в том числе и изготовленные своими руками;
  • Предметные картинки с изображением предметов ближайшего окружения (предметы мебели, одежды, посуды, животных), сюжетные картинки с самыми простыми сюжетами

Воспитатель даёт детям первые уроки самостоятельного общения с книгой: приучает рассматривать книги и картинки только там, сообщает правила, которые нужно соблюдать (брать книги чистыми руками, перелистывать осторожно, не рвать, не мять, не использовать для игр; после того как посмотрел, всегда класть книгу на место и др.).

2 младшая, средняя

В уголке должно находиться 4 – 5 наименований книг.

  • Книги с твердыми листами, что и в 1 младшей;
  • книги с обычной листовой структурой;
  • эстампы на темы русских народных сказок.
  • Сюжетные картинки по сказкам, программным произведениям.

Воспитатель закрепляет знания об устройстве и назначении книжного уголка, учит самостоятельно и аккуратно рассматривать книги.  Во второй младшей группе работа продолжается с учетом усложнения задач, поставленных программой ДОУ. В книжном уголке помещаем знакомые литературные произведения, и каждый ребенок может подойти, посмотреть полюбившуюся сказку, поговорить о ней со своим сверстником

Средняя

 В книжном уголке необходимо помещать знакомые сказки, рассказы о природе, животных и т.п. (4-6 книг, остальные -  в шкафу).

  • Книги с одним и тем же произведением, но иллюстрированные разными художниками;
  • Альбомы дополняются по темам: «Российская армия»,  «Труд  взрослых», «Цветы», «Времена года»;
  • Открытки для рассматривания по произведениям;
  • Портреты писателей: С.Маршак, В.Маяковский, А.Пушкин;
  • Оформляются тематические выставки «Сказки», «Времена года», «Сказки о дружбе зверей» и др. (1 раз в квартал);
  • Реквизиты для теневого театра
  • Материал для ремонта книг

В средней группе дошкольники проявляют уже большой интерес к книгам. Они подолгу рассматривают иллюстрации, обмениваются мнениями о содержании сказки, рассказа. Можно предлагать для рассматривания, например, одну и ту же сказку «Репка», но иллюстрированную разными художниками (Ю. Васнецовым и В. Дехтеревым). Это побуждает детей высказать впечатление о книге, о том, как изображены герои, какие иллюстрации больше понравились. Книжки-картинки используются реже, добавляются новые сказки, поэтические произведения, книги о природе, веселые книги. Дети инсценируют знакомые стихи и сказки, проявляют свое отношение к персонажам. У детей формируются устойчивые навыки бережного обращения с книгой. Пятилетних детей можно привлекать к несложному подклеиванию переплета, к изготовлению альбома с картинками, поделок персонажей для теневого театра.

Старшая

  • Наполняемость:  10-12 книг различной тематики и жанров (может быть книги одного наименования, но иллюстрированные разными художниками);
  • Портреты писателей: М.Горький, С.Михалков, Б.Житков, Л.Толстой, Н.Носов,  К. Чуковский;
  • книги, рекомендованные программой;
  •  Книги – самоделки, состоящие из рассказов детей, записанных взрослыми, иллюстрированные самими детьми;
  • Энциклопедии («умные» книжки), словари;
  • «Толстые» книжки;
  • Альбомы или иллюстрации дополняются о Родине, о технике, космосе;
  • наборы открыток, связанных по содержанию с тематикой сказок, литературных произведений, мультфильмов;
  • Портреты художников – иллюстраторов (Е.Рачев, Н.Чарушин);
  • Периодически (1 раз в квартал)  оформляются тематические выставки «Веселые книжки», «Книги о нашей стране» и т.п., выставки с рисунками детей на заданную тему.

        

Педагогическое руководство становится более корректным, т.к. дети уже достаточно самостоятельны в выборе книг.

Воспитатель учит самостоятельному сосредоточенному общению с книгой. Рассматривание недавно прочитанной книги дает возможность ребенку вновь пережить прочитанное, углубить свои первоначальные переживания.

Воспитатель обращает внимание на «умные» книжки, обращается к ним за ответами на детские вопросы; знакомит со словарями.

«Толстые» книги читают в течение длительного времени (с продолжением).

В старших группах организуются и мастерские по ремонту книг. Дети сами подбирают необходимые материалы – бумагу по цвету и толщине, клей и т. п. Во время совместного труда они вспоминают содержание книг, делятся своими впечатлениями о поступках героев.

Подготовительная к школе

Количество книг в уголке не регламентировано.

  • книги на различную тематику (каждый ребёнок должен найти книгу по своему желанию и вкусу: рассказы о Родине, войне, приключениях, животных, о жизни природы, растениях, стихи, юмористические произведения и т.д.):
  • 2-3 сказочных произведения;
  • стихи, рассказы, направленные на формирование гражданских черт личности ребёнка, знакомящие его с историей нашей родины, с её сегодняшней жизнью;
  • издания произведений, с которыми в данное время детей знакомят на занятиях;
  • весёлые книги С. Маршака, С. Михалкова, Н. Носова, В. Драгуновского, Э.Успенского и многих других писателей с иллюстрациями наших лучших художников;
  • книги, которые дети приносят из дома;
  • добавляются книги на школьную тематику;
  • тематическиеальбомы для рассматривания. Это могут быть и специально созданные художниками альбомы на определённые темы («Разные звери» Н. Чарушина, «Наша детвора» А.Пахомова и др.), альбомы, составленные воспитателем вместе с детьми из отдельных открыток и рисунков о труде, природе в разные времена года, книгах того или иного писателя и др. Так же должны быть иллюстрации художников к книгам;
  • Детские журналы выделяется место для периодической печати (детские журналы «Веселые картинки» «Свирелька» и др.)
  • портреты известных детских писателей, поэтов.

В книжном уголке подготовительных групп должна быть библиотечка по книжкам – малышкам. Необходимо подготовить атбируты для сюжетно-ролевой игры «Библиотека» (формуляры на каждого ребёнка, учётные карточки на каждую книгу и др.)

Дети берут книги из библиотечки по своему желанию и вкусу, но затем обязательно ставят на место. В подготовительной группе можно  организовать дежурство воспитанников, которые выдают и получают книги, отвечают за их сохранность.

Детей седьмого года учат понимать мотивы поступков героев, позицию автора и его отношение к своим героям. Дошкольники получают более глубокие знания о том, как создается книга, сколько людей трудится над тем, чтобы она дошла до читателя.

После того как дети познакомятся с процессом создания книги, они начинают понимать: книги надо беречь – ведь это труд многих людей. Беседы со старшими дошкольниками необходимо сочетать с показом иллюстраций, повторным чтением, с организацией игр-драматизаций, частым возвращением к ранее прочитанным книгам, ведь с возрастом дети воспринимают их иначе, более осознанно.

Герои книг оживают в рисунках и лепке дошкольников. Из лучших рисунков  составляются альбомы, выставки для книжного уголка.

Особое удовольствие получают дети от разглядывания смешных картинок в юмористических книгах.Общение с ними не только приносят детям радость, но и полезно им, так как развивает необходимую человеку способность- чувствовать и понимать юмор, умение видеть смешное в жизни и литературе.

Воспитатель с детьми организует тематические выставки. Их основная цель – углубить литературные интересы детей, сделать для дошкольников особо значимой, актуальной ту или иную литературную или общественно важную тему. Тема выставки обязательно должна быть важной актуальной для детей (связанной с предстоящим праздником, юбилеем писателя или художника – иллюстратора, с содержанием планируемого утренника).

 В подготовительных группах дети уже самостоятельно могут отремонтировать книги. Поэтому, материалы для ремонта книг должны быть размещены в книжном уголке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методические рекомендации по оснащению книжного уголка в разных возрастных группах»

Воспитание любви и бережного отношения к книгам начинается в самом раннем возрасте, когда взрослые, бережно взяв в руки детскую книжку, читают ее малышам. В детском саду воспитатель дает детям первые ...

"Книжный уголок в детском саду" Методические рекомендации по оснащению книжного уголка в разных возрастных группах

Главной задачей педагогов является привитие детям любви к художественному слову, уважения к книге, развитие стремления общаться с ней, т. е. всего того, что составляет фундамент воспитания будуще...

Методические рекомендации по использованию музыкальных инструментов в разных возрастных группах детского сада

В современных условиях детским музыкальным инструментам отводится особая роль. В детском саду следует предусмотреть полный ассортимент музыкальных инструментов. В методических рекомендациях представле...

Методические рекомендации к организации и содержанию книжного уголка в разных возрастных группах дошкольного образовательного учреждения

Методические рекомендации для воспитателей по организации книжного уголка в разных возрастных группах....

Методические рекомендации обучения детей описательным рассказам в разных возрастных группах ДОО

Процесс развития связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. У совр...

Рекомендации по оформлению речевых уголков в разных возрастных группах (буклет)

В буклете описаны рекомендации для воспитателей, работающих на разных возрастных группах, по оформлению речевых уголков....