«Методические рекомендации по оснащению книжного уголка в разных возрастных группах»
методическая разработка по развитию речи по теме

Осипенко Наталья Станиславовна

Воспитание любви и бережного отношения к книгам начинается в самом раннем возрасте, когда взрослые, бережно взяв в руки детскую книжку, читают ее малышам. В детском саду воспитатель дает детям первые уроки самостоятельного общения с книгой, знакомит с уголком книги, его устройством и назначением. Как оборудовать книжный уголок, учитывая возрастные особенности детей? Как организовать педагогическую работу в книжном уголке? Ответы на эти вопросы даются в "Методических рекомендациях по оснащению книжного уголка в разных возрастных группах"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по оснащению книжного уголка

 в разных возрастных группах

Книжный уголок — необходимый элемент развивающей предметной среды в групповой комнате дошкольного учреждения. Его наличие обязательно во всех возрастных группах, а содержание  зависит от возраста  детей. Уголок книги располагают вдали от мест игр детей, поскольку шумные игры могут отвлечь ребёнка от сосредоточенного общения с книгой. Нужно продумать правильное освещение: естественное (вблизи окна) и электрическое (наличие настольной лампы, настенного бра) для вечернего времени.

В оформлении уголка книги каждый воспитатель может проявить индивидуальный вкус и творчество – главные условия, которые должны быть соблюдены, это удобство и целесообразность. Уголок книги должен быть уютным, привлекательным, располагающим ребенка к неторопливому сосредоточенному общению с книгой. Важно, чтобы каждый мог сам, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть её.

Подбор литературы и педагогическая работа, организуемая в уголке, должны соответствовать возрастным особенностям и потребностям детей.

Периодичность книжного обмена также зависит от конкретных задач приобщения детей к чтению. Состав книжного уголка может не меняться в течение недели и даже двух тогда, когда к нему постоянно нужно обращаться и воспитателю, и детям. В среднем, срок пребывания книги в книжном уголке  2-2,5 недели. Однако необходимо соблюдать основное правило: книга остается в уголке до тех пор, пока у детей сохраняется интерес к ней. Но, если смена книг произошла, детям надо указать на это или попросить заметить ее, дать возможность рассмотреть новые книги, спросить у детей, что остановило их внимание, какую книгу им захотелось прочесть тут же.

Возрастная группа

Оснащение уголка

Воспитательно-образовательная работа с детьми

1 младшая

В книжном уголке должно находиться немного книг – 4-5, но у воспитателя в запасе должны иметься дополнительные экземпляры этих же книг:

  1. Книги на плотной основе по знакомым программным сказкам, потешкам, объемом не более 5 листов;
  2. Книги с динамичными элементами (двигающиеся глазки, открывающиеся и закрывающиеся окошки и т.п.);
  3. Книжки разного формата: книжки-половинки (в половину альбомного листа), книжки – четвертушки, книжки – малышки;
  4. Книжки-панорамы ( с раскладывающимися декорациями, двигающимися фигурками);
  5. Музыкальные книжки (с голосами животных, песенками сказочных героев и т.п.);
  6. Книжки-раскладушки, в том числе и изготовленные своими руками;
  7. Предметные картинки с изображением предметов ближайшего окружения (предметы мебели, одежды, посуды, животных), сюжетные картинки с самыми простыми сюжетами

Воспитатель даёт детям первые уроки самостоятельного общения с книгой: приучает рассматривать книги и картинки только там, сообщает правила, которые нужно соблюдать (брать книги чистыми руками, перелистывать осторожно, не рвать, не мять, не использовать для игр; после того как посмотрел, всегда класть книгу на место и др.).

2 младшая, средняя

В уголке должно находиться 4 – 5 наименований книг.

  1. Книги с твердыми листами, что и в 1 младшей;
  2. книги с обычной листовой структурой;
  3. эстампы на темы русских народных сказок.  
  4. Сюжетные картинки по сказкам, программным произведениям.

Воспитатель закрепляет знания об устройстве и назначении книжного уголка, учит самостоятельно и аккуратно рассматривать книги.  Во второй младшей группе работа продолжается с учетом усложнения задач, поставленных программой ДОУ. В книжном уголке помещаем знакомые литературные произведения, и каждый ребенок может подойти, посмотреть полюбившуюся сказку, поговорить о ней со своим сверстником

Средняя

 В книжном уголке необходимо помещать знакомые сказки, рассказы о природе, животных и т.п. (4-6 книг, остальные -  в шкафу).

  1. Книги с одним и тем же произведением, но иллюстрированные разными художниками;
  2. Альбомы дополняются по темам: «Российская армия»,  «Труд  взрослых», «Цветы», «Времена года»;
  3. Открытки для рассматривания по произведениям;
  4. Портреты писателей: С.Маршак, В.Маяковский, А.Пушкин;
  5. Оформляются тематические выставки «Сказки», «Времена года», «Сказки о дружбе зверей» и др. (1 раз в квартал);
  6. Материал для ремонта книг

В средней группе дошкольники проявляют уже большой интерес к книгам. Они подолгу рассматривают иллюстрации, обмениваются мнениями о содержании сказки, рассказа. Можно предлагать для рассматривания, например, одну и ту же сказку «Репка», но иллюстрированную разными художниками (Ю. Васнецовым и В. Дехтеревым). Это побуждает детей высказать впечатление о книге, о том, как изображены герои, какие иллюстрации больше понравились. Книжки-картинки используются реже, добавляются новые сказки, поэтические произведения, книги о природе, веселые книги. Дети инсценируют знакомые стихи и сказки, проявляют свое отношение к персонажам. У детей формируются устойчивые навыки бережного обращения с книгой. Пятилетних детей можно привлекать к несложному подклеиванию переплета, к изготовлению альбома с картинками, поделок персонажей для теневого театра.

Старшая

  1. Наполняемость:   10-12 книг различной тематики и жанров (может быть книги одного наименования, но иллюстрированные разными художниками);
  1. Портреты писателей: М.Горький, С.Михалков, Б.Житков, Л.Толстой,  Н.Носов,  К. Чуковский;
  1.  книги, рекомендованные программой;
  2.  Книги – самоделки, состоящие из рассказов детей, записанных взрослыми, иллюстрированные самими детьми;
  3. Энциклопедии («умные» книжки), словари;
  4. «Толстые» книжки;
  5. Альбомы или иллюстрации дополняются о Родине, о технике, космосе;
  6. наборы открыток, связанных по содержанию с тематикой сказок, литературных произведений, мультфильмов;
  7. Портреты художников – иллюстраторов (Е.Рачев, Н.Чарушин);
  8. Периодически (1 раз в квартал)  оформляются тематические выставки «Веселые книжки», «Книги о нашей стране» и т.п., выставки с рисунками детей на заданную тему .

         

     Педагогическое руководство становится более корректным, т.к. дети уже достаточно самостоятельны в выборе книг.

Воспитатель учит самостоятельному сосредоточенному общению с книгой. Рассматривание недавно прочитанной книги дает возможность ребенку вновь пережить прочитанное, углубить свои первоначальные переживания.

Воспитатель обращает внимание на «умные» книжки, обращается к ним за ответами на детские вопросы; знакомит со словарями.

«Толстые» книги читают в течение длительного времени (с продолжением).

В старших группах организуются и мастерские по ремонту книг. Дети сами подбирают необходимые материалы – бумагу по цвету и толщине, клей и т. п. Во время совместного труда они вспоминают содержание книг, делятся своими впечатлениями о поступках героев.

Подготовительная к школе

Количество книг в уголке не регламентировано.

  1. книги на различную тематику (каждый ребёнок должен найти книгу по своему желанию и вкусу: рассказы о Родине, войне, приключениях, животных, о жизни природы, растениях, стихи, юмористические произведения и т.д.):
  2. 2-3 сказочных произведения;
  3. стихи, рассказы, направленные на формирование гражданских черт личности ребёнка, знакомящие его с историей нашей родины, с её сегодняшней жизнью;
  4. издания произведений, с которыми в данное время детей знакомят на занятиях;
  5. весёлые книги С. Маршака, С. Михалкова, Н. Носова, В. Драгуновского, Э.Успенского и многих других писателей с иллюстрациями наших лучших художников;
  6. книги, которые дети приносят из дома;
  7. добавляются книги на школьную тематику;
  8.  тематические альбомы для рассматривания. Это могут быть и специально созданные художниками альбомы на определённые темы («Разные звери» Н. Чарушина, «Наша детвора» А.Пахомова и др.), альбомы, составленные воспитателем вместе с детьми из отдельных открыток и рисунков о труде, природе в разные времена года, книгах того или иного писателя и др. Так же должны быть иллюстрации художников к книгам;
  9. портреты известных детских писателей, поэтов.

В книжном уголке подготовительных групп должна быть библиотечка по книжкам – малышкам. Необходимо подготовить атбируты для сюжетно-ролевой игры «Библиотека» (формуляры на каждого ребёнка, учётные карточки на каждую книгу и др.)

Дети берут книги из библиотечки по своему желанию и вкусу, но затем обязательно ставят на место. В подготовительной группе можно  организовать дежурство воспитанников, которые выдают и получают книги, отвечают за их сохранность.

Детей седьмого года учат понимать мотивы поступков героев, позицию автора и его отношение к своим героям. Дошкольники получают более глубокие знания о том, как создается книга, сколько людей трудится над тем, чтобы она дошла до читателя.

После того как дети познакомятся с процессом создания книги, они начинают понимать: книги надо беречь – ведь это труд многих людей. Беседы со старшими дошкольниками необходимо сочетать с показом иллюстраций, повторным чтением, с организацией игр-драматизаций, частым возвращением к ранее прочитанным книгам, ведь с возрастом дети воспринимают их иначе, более осознанно.

Герои книг оживают в рисунках и лепке дошкольников. Из лучших рисунков  составляются альбомы, выставки для книжного уголка.

Особое удовольствие получают дети от разглядывания смешных картинок в юмористических книгах. Общение с ними не только приносят детям радость, но и полезно им, так как развивает необходимую человеку способность- чувствовать и понимать юмор, умение видеть смешное в жизни и литературе. 

Воспитатель с детьми организует тематические выставки. Их основная цель – углубить литературные интересы детей, сделать для дошкольников особо значимой, актуальной ту или иную литературную или общественно важную тему. Тема выставки обязательно должна быть важной актуальной для детей (связанной с предстоящим праздником, юбилеем писателя или художника – иллюстратора, с содержанием планируемого утренника).

 В подготовительных группах дети уже самостоятельно могут отремонтировать книги. Поэтому, материалы для ремонта книг должны быть размещены в книжном уголке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Книжный уголок в детском саду" Методические рекомендации по оснащению книжного уголка в разных возрастных группах

Главной задачей педагогов является привитие детям любви к художественному слову, уважения к книге, развитие стремления общаться с ней, т. е. всего того, что составляет фундамент воспитания будуще...

Методические рекомендации к организации и содержанию книжного уголка в разных возрастных группах дошкольного образовательного учреждения

Методические рекомендации для воспитателей по организации книжного уголка в разных возрастных группах....

Методические рекомендации по оснащению книжного уголка в разных возрастных группах

Оснащение книжного уголка в соответствии с возрастом.Требования к организации выставок в книжном уголке....

методические рекомендации «Содержание физкультурных уголков в разных возрастных группах»

laquo;Содержание физкультурных уголков в разных возрастных группах»...

Методические рекомендации "Особенности рисования пейзажа в разных возрастных группах"

Методические рекомендации "Особенности рисования пейзажа в разных возрастных группах"...

Рекомендации по оформлению патриотических и краеведческих уголков в разных возрастных группах ДОУ

Предметно-развивающая среда по патриотическому воспитанию способствует развитию речи, воображения, мышления, расширяет кругозор, способствуетнравственному становлению личности ребенка, воспитывает люб...