Статья "Художественная литература как средство адаптации к детскому саду детей 2 -4 лет"
статья по художественной литературе (младшая группа)

В представленной статье  отражается положительный  опыт педагогов ГБДОУ по использованию средств художественной выразительности, способов и методов работы с детьми раннего возраста для облегчения адаптации ребёнка к условиям детского сада. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Художественная литература как средство адаптации к детскому саду детей 2 -4 лет.

Е.Ю.Захарова

ГБДОУ детский сад №8 Пушкинского района Санкт-Петербурга

Приобщение ребенка к книге позволяет заложить базовую основу его общей культуры и потому рассматривается как одна из основных задач художественно-эстетического и нравственного воспитания дошкольников. Результаты исследований в данной области подтверждают, что художественная литература оказывает также влияние на социальное, речевое, художественное и эмоциональное развитие дошкольников. Именно поэтому особый интерес представляет изучение вопросов использования потенциала художественной литературы в решении задач развития и образования ребёнка.

Работая с детьми раннего возраста, мы предположили, что с помощью художественной литературы можно помочь детям адаптироваться к условиям дошкольного образовательного учреждения, одновременно делая первые шаги в воспитании их как будущих читателей.

Первичный мониторинг показал, что уровень развития речи детей не соответствует возрасту. Это проявлялось в том, что дети затруднялись в использовании форм вежливого речевого общения, многие дети слова заменяли жестами, треть детей реагировала только на индивидуальные обращения к ним и не слышали, когда воспитатели обращались ко всем, словарный запас был ограничен, некоторые дети не знали наизусть ни одного стихотворения Пытаясь установить причину, было проведено анкетирование родителей, которое показало, что они мало беседуют со своими детьми, в большей степени сводят взаимодействие к обслуживанию детей, не находя свободного времени для чтения художественной литературы. Большая часть родителей затруднялась ответить, что положено в основу отбора литературы для чтения детям дошкольного возраста. Родители выбирают такие литературные произведения, которые не соответствуют возрасту детей, либо это книги, оставшиеся после старших детей. Отчасти читается та литература, которая привлекает детей из телевидения, переводные книги и даже комиксы. Данный факт подтверждает очевидность, что такой подход не будет способствовать формированию интереса к литературе у малышей, их эмоциональному, речевому развитию.

Анализ результатов мониторинга позволил сформулировать следующие задачи работы с детьми и их родителями:

- воспитывать у детей интерес к фольклорным, литературным текстам и приучать внимательно их слушать;

- обогащать опыт слушания малышей знаниями и впечатлениями за счёт использования разных малых форм фольклора;

- учитывать при отборе книг для детей тяготение ребёнка к фольклорным и поэтическим произведениям;

- обогащать личный опыт детей знаниями, эмоциями и впечатлениями об окружающем, необходимыми для правильного понимания содержания литературного текста;

- поддерживать непосредственный отклик и эмоциональную заинтересованность, возникающую у ребёнка при восприятии книги;

- помогать детям мысленно представить, увидеть события и героев произведения (с помощью отбора иллюстраций, опоры на личный опыт детей), учить рассматривать иллюстрации;

- обращать внимание детей на простые средства языковой выразительности, на интонационную выразительность рассказчика-взрослого;

- поддерживать эмоциональный отклик на литературное произведение;

- определить поэтапное включение родителей в эту деятельность, предложив им на подготовительном этапе рекомендации по организации домашнего чтения.

Анализ теоретических исследований Л.М.Гурович, О.Н.Сомковой, О.В.Акуловой и других подтверждает, что в раннем и младшем дошкольном возрасте необходимо воспитывать интерес и любовь к книге, умение её слушать и понимать, эмоционально откликаться на воображаемые события, «содействовать» и сопереживать героям, то есть заложить основу литературного развития детей, становления их как будущих читателей. В их работах литературное развитие дошкольников рассматривается как процесс качественных изменений в восприятии, интерпретации художественных текстов и способности к отражению литературного опыта в разных видах художественной деятельности. Д.М.Аранская, А.В.Запорожец, Н.С.Карпинская, Д.Б..Эльконин и другие подтверждают, что в дошкольном возрасте активно развивается становление художественного восприятия ребёнка от его наивного соучастия до активного сопереживания ребёнком героям. Н.А.Короткова в качестве важного условия литературного развития дошкольника рассматривает возможность свободного подбора взрослым текстов произведений, непринуждённая форма организации чтения, органичное соединение чтения с другими видами свободной деятельности.

При этом остаётся открытым вопрос, какие средства для решения этих задач будут более эффективными в работе с детьми раннего возраста, которые чутки к слову, эмоционально активны, способны сопереживать.

Учитывая особенности восприятия детьми этого возраста литературных произведений, а именно необычайную тягу к ритмически организованному складу речи, звучным ритмам и рифмам, выразительной интонации, мы предположили, что средства художественной выразительности могут помочь нам не только в решении задач социального, речевого, творческого развития детей раннего возраста, но и в решении трудностей, возникающих при адаптации детей к условиям детского сада.

Нашу работу мы выстроили  в определённой последовательности. На подготовительном этапе, отбирая литературные произведения, мы ориентировались на результаты мониторинга, требования образовательной программы дошкольного образования  и индивидуальные особенности развития детей. Учитывая результаты исследований А.Н.Виноградовой и Н.Г.Минераловой, на первый план выходят произведения русского фольклора, в частности песенки и потешки. Это обусловлено тем, что через созвучность гласных и согласных, слов, словосочетаний на определённых этапах рассказывания, использование ритмических повторов, специальных образных и выразительных средств происходит «включение» внимания маленького слушателя. Дети тяготеют прежде всего к ритмам динамическим, мелодике радостной, плясовой. Поэтическая природа детского фольклора гармонично сочетает в себе слово, ритмику, интонацию, музыку и действие, точно соответствует эмоциональным потребностям ребёнка. Усваивая звуковой склад малых форм фольклора, повторяя слова, восклицания, интонации, ребёнок усваивает национальный колорит русской поэзии, её дух, отчего литература становится для него поистине родной.

Мы согласны с исследованиями Н.В.Микляевой и Т.С.Мишиной в том, что ребёнок не должен быть пассивным слушателем, поэтому во время чтения надо активизировать его внимание. Следует создавать такие условия, чтобы младшие дошкольники повторяли слова за воспитателями или вместе с ними. Заучивая потешку, мы предлагали детям рассказать её хором, «все вместе», сначала тихо, потом громко; медленно или быстро. Повторяя строчки песенки-потешки, дети учатся говорить на образцах художественного слова. Также необходимо отметить, что при рассматривании иллюстраций мы отдавали предпочтение ярким, самобытным и остроумным иллюстрациям Ю.Васнецова. Рассматривание иллюстраций усиливало восприятие литературы, создавало радостное настроение при встрече с песенкой-потешкой. Использование  аудиозаписи при прослушивании литературных произведений детьми раннего и младшего возраста, по нашему мнению, не эффективно решает задачи, поставленные для воспитания будущего читателя. Это мы объясняем тем, что выразительное чтение, заинтересованность самого воспитателя и умение владеть средствами привлечения внимания детей в зависимости от их индивидуальных особенностей, его эмоциональный контакт с детьми повышают степень воздействия художественного слова. Особенно хочется отметить желание малышей к повторным чтениям. Дети жаждут повторных чтений, чтобы вновь и с большей силой пережить радостное волнение: их волнует и сюжет, и герои, и образные поэтические слова и выражения, и музыка речи. Повторные чтения тренируют память и развивают речь.

На организационном этапе при систематическом использовании средств художественной выразительности во всех режимных моментах мы выявили, что дети эмоционально реагировали на ритм и рифму, обогатился их словарь, появилась образность речи, дети эмоционально откликались на просьбы, обращения, стали более открытыми.  Использование динамического ритма потешки позволило нам одновременно решать задачи развития речи и двигательной активности детей раннего возраста. На этом этапе нами были подтверждены наблюдения Л.М. Гурович, что каждая из песенок, подобных «Ладушкам», «Козе», «Сороке-белобоке», - это блестящий мини-спектакль для малыша, в котором он одновременно и слушатель, и зритель, и певец, и танцор, и актёр, и чтец. Это натолкнуло нас на мысль о создании Родительского клуба, в рамках которого получится реализовать и творческие задумки, театрализованные представления. Как отмечает Л.М.Гурович, важнейшая общая характерная черта разнообразных форм детского фольклора заключается в том, что они создают особый вид общения взрослого и ребёнка, во время которого возникает ситуация интимности и тепла.

Отсюда образовательная и воспитательная деятельность предусматривала не только слушание ребёнком фольклорных произведений, но и его участие в действии – игре, в общении с исполнителем и персонажем. Мы наблюдали и радовались успехам застенчивых детей при декламировании потешек, когда другие дети поддерживали их аплодисментами. Например, мы придумали игру-развлечение «Концерт». Дети садятся произвольно или полукругом на коврике, в центр вызывается ребёнок, желающий продекламировать стихотворение или потешку. Учитывая индивидуальные особенности ребёнка, воспитатель побуждает детей активно хлопать в ладоши и радоваться успехам маленького чтеца. По возможности мы старались увлечь всех малышей игрой и побудить их выступить. При знакомстве с потешкой «Пошёл котик на торжок» мы использовали пушистую игрушку – Котика и муляж пирожка. Дети, повторяя слова потешки, непременно хотели, чтобы Котик поделился пирожком именно с каждым. Таким образом, пирожок переходил от одного ребёнка к другому, дети проговаривали уже запомнившиеся слова, ласково поочерёдно называя по имени каждого малыша. Мы видели, что передавая пирожок, дети становились участниками игры и одной командой. Особые эмоции вызывала игра «Мыши водят хоровод». Дети вставали в круг, в центре которого стоит кроватка  со «спящей» игрушкой Котиком. Двигаясь по кругу, малыши проговаривают текст потешки и на словах: «Вот проснётся Васька-кот, Разобьёт весь хоровод!» Котик «просыпался» и догонял детей.

В изобразительной деятельности также мы старались донести до детей красоту родной речи. Обращаясь к восходящему солнышку (в условиях групповой комнаты), малыши вспоминали слова песенки, сопровождая их движениями: «Солнышко-вёдрышко, выгляни в окошечко, Твои детки плачут, по камушкам скачут». Затем следовала коллективная творческая деятельность: рисование с помощью пальчиковых красок ладошками «лучиков» солнышка.

Во всех режимных моментах, выполнение которых вызывает трудность у детей раннего возраста, мы также использовали завораживающее действие средств художественной выразительности. Например, при подготовке к дневному сну мы использовали потешку:

«Ой, лю-ли, лю-ли, лю-ли! Прилетели журавли…». При этом в конце называли по имени каждого ребёнка, испытывающего трудности со сном.

Таким образом, использование литературы привело к более лёгкой адаптации детей к условиям детского сада, ускорился рост речевой активности детей и интереса к книге.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АДАПТАЦИЯ К ДЕТСКОМУ САДУ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Цель:    Рассмотреть особенности адаптация детей раннего возраста в детском образовательном учреждении. Задачи  воспитателя: 1. Создать условия, обеспечивающие ребенку фи...

Адаптация к детскому саду детей с нарушением речи - заикание

Даны рекомедации родителям как сделать адаптации к детскому саду максимально комфортной для ребенка....

Адаптация к детскому саду детей ясельной группы

У многих родителей чаще возникает не только желание, а необходимость отдавать детей ясельного возраста в детский сад. "Полуторолетки" - особая возрастная группа, для их успешной адаптации к детскому с...

Акватерапия как средство адаптации к детскому саду

В образовательной области существует немало проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья, где всякая практическая работа, направленная на укреплени...

Адаптация к детскому саду детей 2-3 лет. Как облегчить ребенку привыкание к детскому саду?

Дети привыкают к детскому саду по-разному: кто-то с первых дней ходит в детсад с радостью, но, это скорее исключение из правил, а кто-то не может успокоиться целый день и родителей вечером встречает р...

Программа "Песочная терапия как средство адаптации к детскому саду"

При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс. Адаптивные возможности ребенка раннего и младшего дошкольного возр...

Сказкотерапия, как средство адаптации к детскому саду

В материале представлены сказки, которые помогают адаптировать детей к новым условиям детского сада....