Главные вкладки

    Конспект занятия «Устное народное творчество: потешки, небылицы, считалочки»
    план-конспект занятия по художественной литературе (младшая группа)

    Аведенко Любовь Анатольевна

    Конспект занятия "Устное народное творчество: потешки, небылицы,считалочки"

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект занятия «Устное народное творчество: потешки, небылицы, считалочки»

    Программные педагогические задачи: познакомить с устным народным творчеством – потешками, песенками, небылицамисчиталками; дать почувствовать детям добрый юмор, задор небылиц; учить новую считалку, развивать умения практического использования в игровой деятельности; воспитывать интерес к устному народному творчеству.

    Планируемые результаты: проявляет интерес к устному народному творчеству; эмоционально откликается на юмор в русских народных потешкахнебылицах; овладевает навыками заучивания считалки и ее практического использования в игре.

    Словарная работанебылицасчиталочкапотешки, песенки, устное народное творчество.

    Материал: иллюстрации к русским народным сказкампотешкампотешкинебылицысчиталочки.

    Подготовительная работа: заучивание считалок, проговаривание потешек, рассматривание иллюстраций о творчестве народа.

    Содержание деятельности

    Бабушка Арина встречает детей и приглашает на выставку, где представлены персонажи сказок, иллюстрации к потешкам.

    – В каких сказках живут эти герои?

    – Почему эти сказки называют русские народные?

    – Как они появились? (Рассуждения детей.)

    – Жила-была в деревне бабушка Арина.Совсем уж старенькой стала: в поле работать не может, за скотиной ей ухаживать тоже тяжело. Лежит целыми днями на печи, сказки придумывает. А вечером соберутся внуки, она им сказки и сказывает.

    Вот выросла ее внучка Машенька, у нее уж своя дочка родилась – Катерина. Рассказывает Катеньке мама бабушкины сказки, да и сама еще что-нибудь придумывает, чтобы сказка интересней стала.

    А тут уж и Катюша подросла, совсем взрослой стала, замуж вышла за доброго молодца, свои детки у нее народились. Она им мамины и бабушкины сказки рассказывает, да еще и сама присочинит, чтобы интересней было.

    Вот так – от бабушек к детям, от детей к внукам, от внуков к правнукам – и переходили сказки. Потому-то их и называют народными. А сочинял сказки народ русский – вот и получились русские народные сказки, до того интересные, что и мы с вами их слушать очень любим.

    – Какие у вас любимые сказки?

    – Но не только сказки народ русский складывал. Послушайте загадки, которые я вам загадаю, да найдите-ка на своем столе отгадку – картинку.

    Воспитатель загадывает 3–4 русские народные загадки, дети показывают картинки-отгадки.

    – Загадки эти, ребята, тоже русский народ придумал, поэтому о них также говорят «русские народные».

    – Какие загадки знаете вы?

    – А еще на Руси всегда любили песни. Когда я была маленькая,мне бабушка пела:

    Баю-баюшки-баю,

    Не ложися на краю,

    Придет серенький волчок,

    Таню схватит за бочок

    И потащит во лесок,

    Под ракитовый кусток.

    А там пташки поют,

    Тане спать не дают.

    – А вам мамы и бабушки какие песни поют? (Предложить детям спеть.)

    – Все эти песни тоже придумал народ. И не только колыбельные. Были еще песни хороводные.

    Бабушка Арина зовет всех встать в хоровод «На зеленом лугу». После хоровода предлагает детям пройтись по комнате, в разных местах которой расположены иллюстрации к русским народным потешкам.

    Вышла кисонька на мост,

    Четыре лапы, пятый хвост,

    Бархатная спинка,

    В лапке хворостинка.

    – Кисонька-мурысонька,

    Откуда ты пришла?

    – Целый день я, кисонька,

    Гусят пасла!

    – Кто вспомнил потешки, прочтите их.

    – Потешки – это небольшие стихи, которые русский народ придумывал.

    – А как вы думаете, для чего народ придумывал эти потешки(Чтобы развлекать, потешать детей.)

    – А скажите мне, дети, чем загадки отличаются от потешек, сказок? (В загадке всегда содержится вопрос. На загадку всегда надо найти отгадку.)

    – А теперь сядьте поудобнее вокруг меня и послушайте, что я вам прочту:

    Жив-здоров – лежу в больнице.

    Сыт по горло – есть хочу,

    Хоть корову проглочу.

    – А почему вы смеетесь?

    Разобрать с детьми перевертыш построчно, находя в нем противоречия.

    – Вот такие забавные стишки народ назвал перевертышами, потому что все в них перевернуто. А ведь мы с вами тоже перевертыши придумывать умеем. Правда, они пока у нас еще нескладные.

    Предложить детям придумать несколько перевертышей (по методике Джанни Родари в обработке А. Страунинг).

    Скажите наоборот«Щенок лежит на коврике»«Маша ест за столом, а Мурка под столом»(Дети придумывают.)

    – Вот какие мы с вами сочинители!

    – А еще, дети, на Руси часто придумывали для веселья небылицы. Это такие маленькие стишки, в которых говорится о том, чего на самом деле не бывает. Они очень похожи на перевертыши. В них всё как будто перевернуто, и поэтому всем смешно.

    Послушайте:

    Рано утром вечерком,

    Поздно на рассвете

    Баба ехала пешком

    В ситцевой карете.

    Вместе с детьми определяется, что же здесь «перевернуто».

    Еще послушайте:

    Ехала деревня мимо мужика,

    Вдруг из-под собаки лают ворота.

    Выхватил телегу он из-под кнута

    И давай дубасить ею в ворота.

    Крыши испугались, сели на ворон,

    Лошадь погоняет мужика кнутом.

    – А что я вам сейчас прочитала? Небылицу.

    Чтение детьми знакомых небылиц.

    – Ну а теперь пора поиграть.

    Дети встают в круг и вспоминают известные им считалки. После прочтения считалки выбранный ребенок-водящий предлагает поиграть в народную игру.

    – Русские дети знали много считалочекСчиталочки – это такие стишки, которые использовали и используют до сих пор для распределения ролей в играх. В них часто рассказывалось о жизни детей, о наказаниях. Например«Меня тятька увидал, за волосы оттрепал…». Часто считалочки были похожи на небылицы. Например, вот эта:

    Раз, и два, и три, четыре.

    Меня грамоте учили –

    Не читать, не писать –

    Только по полу скакать.

    Я скакала да скакала,

    Себе ноженьку сломала.

    Меня мама увидала

    И веревкой отхлестала.

    Меня папа увидал

    И за доктором послал.

    Доктор едет на коне,

    Балалайка на спине,

    А гитара на носу,

    Доктор любит колбасу.

    – При расчете хитрость заключается в том, что на каждого человека приходится одно слово. А мы с вами сейчас выучим сказочную считалку.

    Дети встают в круг. Бабушка Арина читает считалку «На златом крыльце сидели…»рассчитывает детейСчиталку разучивают, ребята упражняются в расчете.

    На златом крыльце сидели:

    Царь, царевич,

    Король, королевич,

    Сапожник, портной.

    Кто ты будешь такой?

    Говори поскорей –

    Не задерживай

    Добрых и честных людей!

    – Вот так русские люди придумывали сказки и потешки, загадки, песенки и перевертыши. Все это называется устным народным творчествомУстное – потому что ничего не записывали, так как писать не умели, а только пересказывали друг другу. В старину говорили не «рот», а «уста». Отсюда – устноеНародное – потому что народ придумывалтворчество – потому что сочиняли, творили сами. Вот и получилось – устное народное творчество


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия в первой младшей группе №12 «Капитошки» Воспитатель Мухина Е.В. Тема: «Ознакомление с малой формой устного народного творчества - потешки»

    ·         Дать понятие об устном народном творчестве.·         Познакомить детей с потешкой, как жанром устного народног...

    Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи тема: «Ознакомление с малой формой устного народного творчества - потешки».

    Конспект образовательного мероприятия в первой младшей группе по развитию речи тема: «Ознакомление с малой формой устного народного творчества - потешки».Цель:­­­­­­­­­­­­­­- Дать понятие об устн...

    Конспект занятия в первой младшей группе Тема: «Ознакомление с малой формой устного народного творчества - потешки»

    Тема: «Ознакомление с малой формой устного народного творчества - потешки»Цель:·         Дать понятие об устном народном творчестве.·...

    Конспект занятия в первой младшей группе Тема: «Ознакомление с малой формой устного народного творчества - потешки»

    Конспект занятия в первой младшей группе Тема: «Ознакомление с малой формой устного народного творчества - потешки»...

    Конспект открытого занятия в первой младшей группе по развитию речи "Ознакомление с малой формой устного народного творчества-потешки"

    Цели: дать понятие об устном народном творчестве;познакомить детей с потешкой,как жанром устного народного творчества,упражнять в узнавании цвета(красный,зелёный);помочь запомнить новую потешку.Матери...

    Конспект занятия "Устное народное творчество"

    Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе: «Устное народное творчество»...

    Устное народное творчество- потешки, небылицы, считалочки

    Программное содержание: познакомить детей с устным народным творчеством –потешками, песенками, небылицами, считалками; дать почувствовать детям добрый юмор, задор небылиц; учить новую считалку, ...