Конспект занятия «Устное народное творчество: потешки, небылицы, считалочки»
план-конспект занятия по художественной литературе (младшая группа)

Аведенко Любовь Анатольевна

Конспект занятия "Устное народное творчество: потешки, небылицы,считалочки"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Устное народное творчество: потешки, небылицы, считалочки»

Программные педагогические задачи: познакомить с устным народным творчеством – потешками, песенками, небылицамисчиталками; дать почувствовать детям добрый юмор, задор небылиц; учить новую считалку, развивать умения практического использования в игровой деятельности; воспитывать интерес к устному народному творчеству.

Планируемые результаты: проявляет интерес к устному народному творчеству; эмоционально откликается на юмор в русских народных потешкахнебылицах; овладевает навыками заучивания считалки и ее практического использования в игре.

Словарная работанебылицасчиталочкапотешки, песенки, устное народное творчество.

Материал: иллюстрации к русским народным сказкампотешкампотешкинебылицысчиталочки.

Подготовительная работа: заучивание считалок, проговаривание потешек, рассматривание иллюстраций о творчестве народа.

Содержание деятельности

Бабушка Арина встречает детей и приглашает на выставку, где представлены персонажи сказок, иллюстрации к потешкам.

– В каких сказках живут эти герои?

– Почему эти сказки называют русские народные?

– Как они появились? (Рассуждения детей.)

– Жила-была в деревне бабушка Арина.Совсем уж старенькой стала: в поле работать не может, за скотиной ей ухаживать тоже тяжело. Лежит целыми днями на печи, сказки придумывает. А вечером соберутся внуки, она им сказки и сказывает.

Вот выросла ее внучка Машенька, у нее уж своя дочка родилась – Катерина. Рассказывает Катеньке мама бабушкины сказки, да и сама еще что-нибудь придумывает, чтобы сказка интересней стала.

А тут уж и Катюша подросла, совсем взрослой стала, замуж вышла за доброго молодца, свои детки у нее народились. Она им мамины и бабушкины сказки рассказывает, да еще и сама присочинит, чтобы интересней было.

Вот так – от бабушек к детям, от детей к внукам, от внуков к правнукам – и переходили сказки. Потому-то их и называют народными. А сочинял сказки народ русский – вот и получились русские народные сказки, до того интересные, что и мы с вами их слушать очень любим.

– Какие у вас любимые сказки?

– Но не только сказки народ русский складывал. Послушайте загадки, которые я вам загадаю, да найдите-ка на своем столе отгадку – картинку.

Воспитатель загадывает 3–4 русские народные загадки, дети показывают картинки-отгадки.

– Загадки эти, ребята, тоже русский народ придумал, поэтому о них также говорят «русские народные».

– Какие загадки знаете вы?

– А еще на Руси всегда любили песни. Когда я была маленькая,мне бабушка пела:

Баю-баюшки-баю,

Не ложися на краю,

Придет серенький волчок,

Таню схватит за бочок

И потащит во лесок,

Под ракитовый кусток.

А там пташки поют,

Тане спать не дают.

– А вам мамы и бабушки какие песни поют? (Предложить детям спеть.)

– Все эти песни тоже придумал народ. И не только колыбельные. Были еще песни хороводные.

Бабушка Арина зовет всех встать в хоровод «На зеленом лугу». После хоровода предлагает детям пройтись по комнате, в разных местах которой расположены иллюстрации к русским народным потешкам.

Вышла кисонька на мост,

Четыре лапы, пятый хвост,

Бархатная спинка,

В лапке хворостинка.

– Кисонька-мурысонька,

Откуда ты пришла?

– Целый день я, кисонька,

Гусят пасла!

– Кто вспомнил потешки, прочтите их.

– Потешки – это небольшие стихи, которые русский народ придумывал.

– А как вы думаете, для чего народ придумывал эти потешки(Чтобы развлекать, потешать детей.)

– А скажите мне, дети, чем загадки отличаются от потешек, сказок? (В загадке всегда содержится вопрос. На загадку всегда надо найти отгадку.)

– А теперь сядьте поудобнее вокруг меня и послушайте, что я вам прочту:

Жив-здоров – лежу в больнице.

Сыт по горло – есть хочу,

Хоть корову проглочу.

– А почему вы смеетесь?

Разобрать с детьми перевертыш построчно, находя в нем противоречия.

– Вот такие забавные стишки народ назвал перевертышами, потому что все в них перевернуто. А ведь мы с вами тоже перевертыши придумывать умеем. Правда, они пока у нас еще нескладные.

Предложить детям придумать несколько перевертышей (по методике Джанни Родари в обработке А. Страунинг).

Скажите наоборот«Щенок лежит на коврике»«Маша ест за столом, а Мурка под столом»(Дети придумывают.)

– Вот какие мы с вами сочинители!

– А еще, дети, на Руси часто придумывали для веселья небылицы. Это такие маленькие стишки, в которых говорится о том, чего на самом деле не бывает. Они очень похожи на перевертыши. В них всё как будто перевернуто, и поэтому всем смешно.

Послушайте:

Рано утром вечерком,

Поздно на рассвете

Баба ехала пешком

В ситцевой карете.

Вместе с детьми определяется, что же здесь «перевернуто».

Еще послушайте:

Ехала деревня мимо мужика,

Вдруг из-под собаки лают ворота.

Выхватил телегу он из-под кнута

И давай дубасить ею в ворота.

Крыши испугались, сели на ворон,

Лошадь погоняет мужика кнутом.

– А что я вам сейчас прочитала? Небылицу.

Чтение детьми знакомых небылиц.

– Ну а теперь пора поиграть.

Дети встают в круг и вспоминают известные им считалки. После прочтения считалки выбранный ребенок-водящий предлагает поиграть в народную игру.

– Русские дети знали много считалочекСчиталочки – это такие стишки, которые использовали и используют до сих пор для распределения ролей в играх. В них часто рассказывалось о жизни детей, о наказаниях. Например«Меня тятька увидал, за волосы оттрепал…». Часто считалочки были похожи на небылицы. Например, вот эта:

Раз, и два, и три, четыре.

Меня грамоте учили –

Не читать, не писать –

Только по полу скакать.

Я скакала да скакала,

Себе ноженьку сломала.

Меня мама увидала

И веревкой отхлестала.

Меня папа увидал

И за доктором послал.

Доктор едет на коне,

Балалайка на спине,

А гитара на носу,

Доктор любит колбасу.

– При расчете хитрость заключается в том, что на каждого человека приходится одно слово. А мы с вами сейчас выучим сказочную считалку.

Дети встают в круг. Бабушка Арина читает считалку «На златом крыльце сидели…»рассчитывает детейСчиталку разучивают, ребята упражняются в расчете.

На златом крыльце сидели:

Царь, царевич,

Король, королевич,

Сапожник, портной.

Кто ты будешь такой?

Говори поскорей –

Не задерживай

Добрых и честных людей!

– Вот так русские люди придумывали сказки и потешки, загадки, песенки и перевертыши. Все это называется устным народным творчествомУстное – потому что ничего не записывали, так как писать не умели, а только пересказывали друг другу. В старину говорили не «рот», а «уста». Отсюда – устноеНародное – потому что народ придумывалтворчество – потому что сочиняли, творили сами. Вот и получилось – устное народное творчество


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в первой младшей группе №12 «Капитошки» Воспитатель Мухина Е.В. Тема: «Ознакомление с малой формой устного народного творчества - потешки»

·         Дать понятие об устном народном творчестве.·         Познакомить детей с потешкой, как жанром устного народног...

Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи тема: «Ознакомление с малой формой устного народного творчества - потешки».

Конспект образовательного мероприятия в первой младшей группе по развитию речи тема: «Ознакомление с малой формой устного народного творчества - потешки».Цель:­­­­­­­­­­­­­­- Дать понятие об устн...

Конспект занятия "Устное народное творчество"

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе: «Устное народное творчество»...

Устное народное творчество- потешки, небылицы, считалочки

Программное содержание: познакомить детей с устным народным творчеством –потешками, песенками, небылицами, считалками; дать почувствовать детям добрый юмор, задор небылиц; учить новую считалку, ...

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО – ПОТЕШКИ, НЕБЫЛИЦЫ, СЧИТАЛОЧКИ

познакомить с устным народным творчеством – потешками, песенками, небылицами, считалками; дать почувствовать детям добрый юмор, задор небылиц; учить новую считалку, развивать умения практическог...

Конспект занятия устное народное творчество как средство формирования у детей 1ой младшей группы основ культуры здоровья "Путешествие в страну здоровья"

Сформировать у детей понятие «Здоровый образ жизни» путем осмысления пословиц, поговорок, потешек, стихов....

«Устное народное творчество - потешки, небылицы, считалочки»

Задачи: познакомить с устным народным творчеством – потешками, песенками, небылицами, считалками; дать почувствовать детям добрый юмор, задор небылиц; учить новую с...