УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО – ПОТЕШКИ, НЕБЫЛИЦЫ, СЧИТАЛОЧКИ
материал по художественной литературе

Орленко Екатерина Ивановна

познакомить с устным народным творчеством – потешками, песенками, небылицами, считалками; дать почувствовать детям добрый юмор, задор небылиц; учить новую считалку, развивать умения практического использования в игровой деятельности; воспитывать интерес к устному народному творчеству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poteshki.docx19.22 КБ

Предварительный просмотр:

                      УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО –

                     ПОТЕШКИ, НЕБЫЛИЦЫ, СЧИТАЛОЧКИ

Программные педагогические задачи: познакомить с устным народным творчеством – потешками, песенками, небылицами, считалками; дать почувствовать детям добрый юмор, задор небылиц; учить новую считалку, развивать умения практического использования в игровой деятельности; воспитывать интерес к устному народному творчеству.

 Планируемые результаты: проявляет интерес к устному народному творчеству; эмоционально откликается на юмор в русских народных потешках, небылицах; овладевает навыками заучивания считалки и ее практического использования в игре. Словарная работа: небылица, считалочка, потешки, песенки, устное народное творчество.

 Материал: иллюстрации к русским народным сказкам, потешкам; потешки, небылицы, считалочки.

Подготовительная работа: заучивание считалок, проговаривание потешек, рассматривание иллюстраций о творчестве народа.

                                       С о д е р ж а н и е д е я т е л ь н о с т и

Бабушка Арина встречает детей и приглашает на выставку, где представлены персонажи сказок, иллюстрации к потешкам.

 – В каких сказках живут эти герои?

 – Почему эти сказки называют русские народные?

 – Как они появились? (Рассуждения детей.)

 – Жила-была в деревне бабушка Арина. Совсем уж старенькой стала: в поле работать не может, за скотиной ей ухаживать тоже тяжело. Лежит целыми днями на печи, сказки придумывает. А вечером соберутся внуки, она им сказки и сказывает.

Вот выросла ее внучка Машенька, у нее уж своя дочка родилась – Катерина. Рассказывает Катеньке мама бабушкины сказки, да и сама еще что-нибудь придумывает, чтобы сказка интересней стала.

 А тут уж и Катюша подросла, совсем взрослой стала, замуж вышла за доброго молодца, свои детки у нее народились. Она им мамины и бабушкины сказки рассказывает, да еще и сама присочинит, чтобы интересней было.

Вот так – от бабушек к детям, от детей к внукам, от внуков к правнукам – и переходили сказки. Потому-то их и называют народными. А сочинял сказки народ русский – вот и получились русские народные сказки, до того  интересные, что и мы с вами их слушать очень любим.

 – Какие у вас любимые сказки?

 – Но не только сказки народ русский складывал. Послушайте загадки, которые я вам загадаю, да найдите-ка на своем столе отгадку – картинку.

 Воспитатель загадывает 3–4 русские народные загадки, дети показывают картинки-отгадки.

 – Загадки эти, ребята, тоже русский народ придумал, поэтому о них также говорят «русские народные».

 – Какие загадки знаете вы?

 – А еще на Руси всегда любили песни. Когда я была маленькая, мне бабушка пела: Баю-баюшки-баю, Не ложися на краю, Придет серенький волчок, Таню схватит за бочок И потащит во лесок, Под ракитовый кусток. А там пташки поют, Тане спать не дают.

 – А вам мамы и бабушки какие песни поют? (Предложить детям спеть.)

 – Все эти песни тоже придумал народ. И не только колыбельные. Были еще песни хороводные.

       Бабушка Арина зовет всех встать в хоровод «На зеленом лугу». После хоровода предлагает детям пройтись по комнате, в разных местах которой расположены иллюстрации к русским народным потешкам.

Вышла кисонька на мост,

Четыре лапы, пятый хвост,

Бархатная спинка,

 В лапке хворостинка.

 – Кисонька-мурысонька,

 Откуда ты пришла?

 – Целый день я, кисонька,

 Гусят пасла!

– Кто вспомнил потешки, прочтите их.

 – Потешки – это небольшие стихи, которые русский народ придумывал.

 – А как вы думаете, для чего народ придумывал эти потешки? (Чтобы развлекать, потешать детей.)

 – А скажите мне, дети, чем загадки отличаются от потешек, сказок? (В загадке всегда содержится вопрос. На загадку всегда надо найти отгадку.)

 – А теперь сядьте поудобнее вокруг меня и послушайте, что я вам прочту:

 Жив-здоров – лежу в больнице.

Сыт по горло – есть хочу,

Хоть корову проглочу.

 – А почему вы смеетесь?

 Разобрать с детьми перевертыш построчно, находя в нем противоречия.

 – Вот такие забавные стишки народ назвал перевертышами, потому что все в них перевернуто. А ведь мы с вами тоже перевертыши придумывать умеем. Правда, они пока у нас еще нескладные.

 Предложить детям придумать несколько перевертышей (по методике Джанни Родари в обработке А. Страунинг)

. – Скажите наоборот: «Щенок лежит на коврике», «Маша ест за столом, а Мурка под столом». (Дети придумывают.) – Вот какие мы с вами сочинители!

 – А еще, дети, на Руси часто придумывали для веселья небылицы. Это такие маленькие стишки, в которых говорится о том, чего на самом деле не бывает. Они очень похожи на перевертыши. В них всё как будто перевернуто, и поэтому всем смешно.

 – Послушайте:

 Рано утром вечерком,

Поздно на рассвете

 Баба ехала пешком

 В ситцевой карете.

 Вместе с детьми определяется, что же здесь «перевернуто».

 – Еще послушайте:

 Ехала деревня мимо мужика,

 Вдруг из-под собаки лают ворота.

 Выхватил телегу он из-под кнута

 И давай дубасить ею в ворота.

Крыши испугались, сели на ворон,

Лошадь погоняет мужика кнутом.

– А что я вам сейчас прочитала? Небылицу.

Чтение детьми знакомых небылиц.

 – Ну а теперь пора поиграть.

Дети встают в круг и вспоминают известные им считалки. После прочтения считалки выбранный ребенок-водящий предлагает поиграть в народную игру.

 – Русские дети знали много считалочек. Считалочки – это такие стишки, которые использовали и используют до сих пор для распределения ролей в играх. В них часто рассказывалось о жизни детей, о наказаниях. Например: «Меня тятька увидал, за волосы оттрепал…». Часто считалочки были похожи на небылицы. Например, вот эта:

 Раз, и два, и три, четыре.

 Меня грамоте учили

 – Не читать, не писать

 – Только по полу скакать.

Я скакала да скакала,

 Себе ноженьку сломала.

 Меня мама увидала

И веревкой отхлестала.

Меня папа увидал

И за доктором послал.

Доктор едет на коне,

Балалайка на спине,

 А гитара на носу,

Доктор любит колбасу.

 – При расчете хитрость заключается в том, что на каждого человека приходится одно слово. А мы с вами сейчас выучим сказочную считалку.

 Дети встают в круг. Бабушка Арина читает считалку «На златом крыльце сидели…», рассчитывает детей. Считалку разучивают, ребята упражняются в расчете.

На златом крыльце сидели:

Царь, царевич, Король, королевич,

Сапожник, портной.

Кто ты будешь такой?

Говори поскорей

 Не задерживай

Добрых и честных людей!

 – Вот так русские люди придумывали сказки и потешки, загадки, песенки и перевертыши. Все это называется устным народным творчеством. Устное – потому что ничего не записывали, так как писать не умели, а только пересказывали друг другу. В старину говорили не «рот», а «уста». Отсюда – устное. Народное – потому что народ придумывал; творчество – потому что сочиняли, творили сами. Вот и получилось – устное народное творчество


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста Тема: «Устное народное творчество. Потешки».

План-конспект непосредственно образовательной деятельностис детьми младшего дошкольного возрастаТема: «Устное народное творчество. Потешки»....

Конспект занятия в первой младшей группе №12 «Капитошки» Воспитатель Мухина Е.В. Тема: «Ознакомление с малой формой устного народного творчества - потешки»

·         Дать понятие об устном народном творчестве.·         Познакомить детей с потешкой, как жанром устного народног...

Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи тема: «Ознакомление с малой формой устного народного творчества - потешки».

Конспект образовательного мероприятия в первой младшей группе по развитию речи тема: «Ознакомление с малой формой устного народного творчества - потешки».Цель:­­­­­­­­­­­­­­- Дать понятие об устн...

Конспект занятия в первой младшей группе Тема: «Ознакомление с малой формой устного народного творчества - потешки»

Тема: «Ознакомление с малой формой устного народного творчества - потешки»Цель:·         Дать понятие об устном народном творчестве.·...

Конспект занятия «Устное народное творчество: потешки, небылицы, считалочки»

Конспект занятия "Устное народное творчество: потешки, небылицы,считалочки"...

Устное народное творчество- потешки, небылицы, считалочки

Программное содержание: познакомить детей с устным народным творчеством –потешками, песенками, небылицами, считалками; дать почувствовать детям добрый юмор, задор небылиц; учить новую считалку, ...

«Устное народное творчество - потешки, небылицы, считалочки»

Задачи: познакомить с устным народным творчеством – потешками, песенками, небылицами, считалками; дать почувствовать детям добрый юмор, задор небылиц; учить новую с...