7 правил как читать дошкольникам
статья по художественной литературе

Маракаева Светлана Евгеньевна

В дошкольном возрасте дети активно осваивают окружающий мир, в результате чего формируется восприятие, развивается речевая культура. Хорошо развитая речь помогает дошкольнику лучше передавать свои мысли, эмоции, переживания, объяснить собственную позицию. Речевое развитие не является обособленным процессом, напротив, развитие фантазии, воображения, формирование произвольной памяти, умение внимательно слушать произведения художественной литературы, сконцентрироваться и ответить на вопросы по тексту — всё это способствует формированию и развитию речи. Художественные тексты являются хорошим помощником родителям и педагогам  в развитии речи ребёнка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sem_pravil_kak_chitat_doshkolnikam.docx14.89 КБ

Предварительный просмотр:

Семь правил как читать дошкольникам

В дошкольном возрасте дети активно осваивают окружающий мир, в результате чего формируется восприятие, развивается речевая культура. Хорошо развитая речь помогает дошкольнику лучше передавать свои мысли, эмоции, переживания, объяснить собственную позицию. Речевое развитие не является обособленным процессом, напротив, развитие фантазии, воображения, формирование произвольной памяти, умение внимательно слушать произведения художественной литературы, сконцентрироваться и ответить на вопросы по тексту — всё это способствует формированию и развитию речи. Художественные тексты являются хорошим помощником родителям и педагогам  в развитии речи ребёнка. 

Читайте ребёнку вслух много! Каждый день! Читайте стихи, рассказы, сказки! Используйте для этого сокровища классической детской литературы: произведения С.Маршака, К.Чуковского, К.Ушинского, А.Барто, К.Пришвина, Н.Носова, Л.Толстого, русские народные произведения. Учите наслаждаться ритмом, разгадывать смысл, анализировать, чувствовать юмор, сопереживать героям, радоваться победе добра над злом.

Правило №1.  Перед прослушиванием художественного произведения необходимо убрать из поля зрения ребёнка все интересные игрушки, занимательные бытовые вещи - всё то, что может помешать ребёнку слушать рассказ или сказку.

Правило №2. Художественный текст должен быть подобран в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями ребёнка. В раннем и младшем дошкольном возрасте малыша привлекает ритмичность и певучесть коротеньких четверостиший, в таком возрасте дети предпочитают прослушивание потешек, небольших кумулятивных или цепевидных сказок с весьма простым обыденным описанием. Они лучше запоминаются маленькими детьми и их легче повторить. Чем старше дошкольник, тем чаще его привлекают фантазийные сюжеты, с волшебством, с нравственной основой: о добре и зле, о красоте и уродстве, о мире и войне. К школе ребёнок дошкольного возраста умеет понимать юмор произведений, слышать красоту художественного слова, сравнивать литературные образы с реальными. Старший дошкольник способен длительное время концентрировать своё внимание на любом занимательном материале, запоминать ход сюжета и прослушивать достаточно сложные и объёмные произведения.

Правило №3. Знакомство с литературным произведением происходит на слух, поэтому взрослому следует особое внимание уделять умению выразительно читать, делать логические ударения в нужных местах, соблюдать паузы. Постарайтесь проявить все свои актёрские способности: пусть сказочные персонажи говорят разными голосами, сделайте всё, чтобы показать ребёнку что чувствует и переживает литературный герой: боль, утрату, грусть или радость, восторг, счастье.

Правило №4.  Показывайте ребёнку красочные иллюстрации, которые помогут лучше воспринимать текст. Работы, выполненные профессиональными художниками-иллюстраторами – это ещё одно произведение. Такие книжные картинки в совокупности с художественным текстом способны создать более полный, объёмный образ у дошкольника, показать отношение художника к персонажу книги, к его поступкам, переживаниям. В дошкольном возрасте всё воспринимается буквально, поэтому выбирая книгу, обращайте внимание на то, чтобы иллюстрации были как можно более реалистичны.

Правило №5.  Во время прочтения произведения не отвлекайтесь на посторонние дела. Помните, что дети способны активно и продуктивно заниматься одним видом деятельности около 15-20 минут. Постарайтесь сделать так, чтобы, малыш не потерял интерес к книге, которую вы начали с ним читать. В суетливом ритме жизни найдите эти 15 минут для своего ребёнка.

Правило №6.  Обязательно задайте ребёнку вопросы по прочитанному. Учите ребёнка понимать смысл произведения, чувствовать переживания героев, сочувствовать им, радоваться вместе с ними, осуждать за недостойные поступки. С помощью наводящих вопросов помогите дошкольнику пересказать текст. В будущем это поможет ему легче усваивать и анализировать материал в школе.

Правило №7. Прививайте ребёнку с детства любовь к книге, бережное отношение к ней. Найдите и оборудуйте книжный уголок в комнате малыша. Пусть книги всегда будут на своём месте. Покажите, как нужно ухаживать за книгами, как починить надорванную страницу, как наводить порядок в книжном уголке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что читать дошкольникам?

Существует огромное множество книг. Круг детского чтения также постоянно пополняется и расширяется. Что делать молодым родителям, как выбирать книги? Все книги ни перечитать, ни приобрести невозможно,...

Что читать дошкольнику?

Выбирая книги для чтения дошкольнику, следует обратить внимание на следующие моменты....

консультация для родителей "Что читать дошкольникам"

Восприятие устного рассказа - более сложное умение, ведь в наличной ситуации нет ничего из того, что присутствует в рассказе. Поэтому воспринимать рассказ малыша надо учить - и его способность понимат...

Какие книги читать дошкольникам

В статье рассказывается о пользе совместного чтения литературы с детьми, а также перечень наиболее популярных книг для дошкольников...

Папка-передвижка «Книги для дошкольников. Что и зачем нужно читать дошкольникам» (к проекту)

ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, - одно из важнейших и мощнейших воспитательных средств. Но эти слова справедливы лишь к хорошей, качественной литературе.Как отличить качественное от некачественного?В настоящее вр...

Презентация на тему: "Семь правил как читать дошкольникам"

Читайте ребёнку вслух много! Каждый день! Читайте стихи, рассказы, сказки! Используйте для этого сокровища классической детской литературы: произведения С.Маршака, К.Чуковского, К.Ушинского, А.Барто, ...

Консультация для педагогов «Книги для дошкольников. Что и зачем нужно читать дошкольникам»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениемуниципального образования г. Нягань «Детский  сад  №10 «Дубравушка»   Консультация для педагог...