Семинар -практикум для педагогов ДОУ "Новые подходы в ознакомлении детей с художественной литературой"
консультация по художественной литературе

Цели: совершенствовать знания педагогов в области ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой

Задачи:

  1. пополнить и уточнить знания педагогов в области ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой;
  2. познакомить с социо-игровой технологией, используемой при ознакомлении дошкольников с художественной литературой;
  3. формировать профессиональную компетентность педагогов в области речевого развития дошкольников.

 

Форма проведения: круглый стол

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruglyy_stol.doc235 КБ
Microsoft Office document icon master-klass.doc63 КБ
Файл kniga-istochnik_znaniy.pptx1.1 МБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД  № 6»

Семинар-практикум

«НОВЫЕ ПОДХОДЫ В ОЗНАКОМЛЕНИИ ДЕТЕЙ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ».

Подготовила и провела

Старший воспитатель Лопатина О.Ю.

2018г.

Цели: совершенствовать знания педагогов в области ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой

Задачи:

  • пополнить и уточнить знания педагогов в области ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой;
  • познакомить с социо-игровой технологией, используемой при ознакомлении дошкольников с художественной литературой;
  • формировать профессиональную компетентность педагогов в области речевого развития дошкольников.

Форма проведения: круглый стол

Ход мероприятия:

Вступительное слово ведущего

(1-ый слайд)

Книга служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Книга должна войти в мир ребёнка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребёнок должен полюбить книгу, тянуться к ней, воспринимать общение с ней как праздник.

К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению тал падать. По данным многочисленных исследований уже в дошкольном возрасте современные дети всё чаще проводят свое свободное время за просмотром телепрограмм, мультфильмов, за компьютерными играми и всё реже читают книги.

(2-ой слайд) Не читая, человек не развивается, не совершенствует свою память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы.

(3-ий слайд) На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна. Ведь чтение связано не только с грамотностью и образованностью. Оно формирует идеалы, расширяет кругозор, обогащает внутренний мир человека. 

Проблема падения интереса к чтению была затронута В.В. Путиным на встрече с российским и писателями осенью прошлого года. В частности, он сказал, что « по данным за прошлый год, 40% населения России не прочитало ни одной книги: отчасти причиной является развитие Интернет-ресурсов». Но, как сказал В.В.Путин, сам интернет никогда не заменит литературу. Наверное, с этими словами согласится каждый из нас.

(4-ый слайд) С.Я. Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребенке «талант читателя». Кто же вводит дошкольника в мир книги? Этим занимаются родители и педагоги детских садов. Библиотека и школа – последующий этап формирования читателя.

(5-ый слайд) Воспитатель должен быть компетентен в вопросах детского чтения. Ведь он не только решает задачу приобщения дошкольников к книге, формирование интереса к процессу чтения, но и выступает как пропагандист книги, как консультант по вопросам семейного чтения, как психолог, наблюдающий за восприятием и воздействием художественного текста на ребенка.

Дети дошкольного возраста – слушатели, художественное произведение доносит до них взрослый. Поэтому овладение педагогом навыками выразительного чтения приобретает особое значение. Ведь надо раскрыть замысел литературного произведения, вызвать у слушателя эмоциональное отношение к прочитанному.

Таким образом, чтение можно считать определяющим фактором в мировоззренческом и нравственном становлении человека.

(6-ой слайд) И вам было дано задание: подобрать высказывания известных писателей, педагогов, философов о месте  книги и роли чтения в жизни человека. И сейчас я предлагаю вам их зачитать.

(Воспитатели зачитывают высказывания о книге)

  • Хорошая книжка глубоко затрагивает чувства ребенка, ее образы оказывают большое воздействие на формирование личности. (Е.А. Флерина.)
  • Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь – в годы отрочества душа подростка будет пустой, на свет божий выползет, как будто неизвестно откуда взявшееся, плохое. (В.А. Сухомлинский.)
  • Детская книга при всей ее внешней простоватости – вещь исключительно тонкая и не поверхностная. Лишь гениальному взгляду ребенка, лишь мудрому терпению взрослых доступны ее вершины. Удивительное искусство – детская книжка! (Лев Токмаком.)
  • Детские книги пишутся для воспитания, а воспитание – великое дело: им решается участь человека. (В.Г. Белинский.)

Действительно, в книге заключён огромный духовный мир человечества. Книга – самое могучее и самое универсальное средство общения людей, народов, поколений.

(7-ой слайд) «Оформи книжный уголок»

Чтобы книга стала верным спутником человека в течение всей его жизни, заложить основы интереса к чтению мы должны ещё в дошкольном детстве. Существенную роль в формировании у дошкольника интереса и любви к книге и художественной литературе играет книжный уголок. Уголок книги в обязательном порядке имеется в каждой возрастной группе.

Консультация «Как организовать книжный уголок», (в которой подробно раскрыты основные требования к оформлению книжного уголка в каждой возрастной группе).

(8-ой слайд) Сейчас мы с вами вспомним основные требования в оформлению книжных уголков:

- рациональное размещение в группе;

- соответствие возрасту детей;

- соответствие интересам детей;

- постоянная сменяемость;

- эстетическое оформление;

- востребовательность.

(работа с презентацией с 9-ого по 15 слайд)

 «Методы и приёмы ознакомления с художественной литературой».

Программа «Воспитание и обучение в детском саду», а в данный момент «От рождения до школы» предусматривают проведение занятий по ознакомлению с художественной литературой, каждодневное чтение. Но знакомство с литературными произведениями ни в коей мере не заканчивается и не ограничивается занятиями. Рекомендованный список художественных произведений для каждой возрастной группы – это лишь минимум, который должен быть усвоен в течение года. Поэтому, свободное время активно используется воспитателями для того, чтобы значительно расширить литературный багаж детей, лучше познакомит их с произведениями русской и мировой литературы.

Знакомство с книгой, с художественными произведениями осуществляется в разных видах детской деятельности с использованием разнообразных методов обучения.

Давайте назовём методы ознакомления с художественной литературой:

 словесный, наглядный и практический.

Сейчас вы снова делитесь на три группы, выбираете карточку с указанным методом и вам надо подобрать к нему приемы.

(Воспитатели называют приемы к каждому методу, рассказывают, как они используются в работе с детьми).

(16-ый слайд) Словесный метод:

- чтение произведений,

- вопросы по содержанию произведений.

- пересказ произведений,

- заучивание наизусть,

- беседа по произведению,

- прослушивание грамм- и аудиозаписей.

(17-ый слайд) Практический метод:

- элементы инсценировки,

- игры-драматизации,

- дидактические игры,

- театрализованные игры,

- использование разных видов театра,

- игровая деятельность.

(18-ый слайд) Наглядный метод:

- показ иллюстраций, картин, игрушек,

- элементы инсценировки,

- движения пальцами, руками,

- схемы,

 - просмотр видео - диафильмов,

- оформление выставок.

В период пребывания детей в детском саду они знакомятся с произведениями многих авторов. И задача воспитателя познакомить детей не только с художественными произведениями, но и дать первые представления о писателях. Знакомя с новыми произведениями, вы в обязательном порядке называете автора, название произведения, показываете портрет писателя. Если собираетесь читать новое произведение уже известного детям автора, то обязательно вспоминаете о прочитанных книгах. А уже в старших группах детям специально рассказывают и жизни писателя и его книгах. Цель таких рассказов – вызвать у детей интерес к личности того или иного писателя, желание ближе познакомиться с его творчеством, повысить читательскую культуру ребёнка.

Одной из форм работы по ознакомлению с жизнью и творчеством питателя являются тематические выставки. Вы в книжных уголках оформляли тематические выставки, посвященные творчеству многих детских писателей, проводили литературные викторины.

Заключение:

Наше время – время достижений науки, техники, время замечательных открытий. Но, говоря словами М.Горького, одним из всех чудес, созданным человеком, наиболее сложным и великим является книга. Книгу называют единственной машиной времени, с помощью которой можно совершать путешествия в прошлое, настоящее и будущее.

А закончить мне хочется словами К.Г. Паустовского:

«Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной новой страницы из книги!»


Литература

  1. Гурович Л.М. Ребенок и книга. – СПб.: Акцидент, 1996.
  2. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. – М.: Линка-пресс, 2003.
  3. Зябкина В.В. Эмоциональное освоение мира. – Воспитатель ДОУ. – 2009. – № 1.
  4. Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. – М.: Линка-пресс, 2007.
  5. Куликовская Н. Увлечь книгой. // Дошкольное воспитание. – 2007. – № 5.
  6. // Ребенок в детском саду № 1 – 2011



Предварительный просмотр:

 муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 «детский сад № 6»

мастер – класс

ознакомление с художественной литературой с использованием социо-игровых технологий

Т Е М А:

Знакомство с басней И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей»

для детей подготовительной группы

                                                   

        Провела:

старший воспитатель

Лопатина Оксана Юрьевна  


Очень хочется поделиться понравившейся методикой В.М. Букатова по внедрению социо-игровых технологий. Социо-игровой стиль обучения ищет способы такого общения детей со взрослыми, при котором утомительная принудиловка уступает место увлеченности. Эта методика, по словам В.М. Букатова, держится на «трех китах»: 1.Движение. 2.Вариативность. 3.Работа малыми группами.

Мне очень понравилась эта технология проведения занятий (а ведь занятие – это и есть занимательное дело!), и я использую главные подходы из этой методики. Мне очень нравится, что дети двигаются, ведь ребенок развивается только в движении, а сейчас много детей с повышенной активностью и этим надо пользоваться, а не заставлять утомительно сидеть, тормозя этим развитие ребенка. Понравилось работать микрогруппами, что позволяет детям, учится договариваться, чего они не умеют, к сожалению. Дети сами охотно делятся на группки по интересам, где, уже не стесняясь большого коллектива, раскрываются, начиная говорить. Очень помогает мне удерживать внимание детей смена деятельности, разнообразие.

Как рекомендует В.М. Букатов, стараюсь не брать на себя роль строгого судьи педагога, а стать для детей добрым советчиком, партнером, соискателем истины.

Методика действительно интересная для творческого педагога, но особенно этот стиль взаимодействия понравится вашим детям. Интересно и замечательно то, что эта технология проведения образовательной деятельности подходит для любых занятий и для физкультуры, и для математики, и даже для знакомства с литературой.

Предлагаю конспект занятия по знакомству с литературой с использованием социо-игровых технологий.


Предварительная работа:

  1. Использование социо-игровых приемов для стимулирования мыслительной деятельности, развития интереса к художественной литературе:
  • Работа в микрогруппах
  • Обучение аргументации выводов
  • Обозначение характера персонажей сказок линией
  • Смена мизансцен во время занятий
  1. Воспитание грамотного читателя на примере сказок.

 Программное  содержание:

  1. Познакомить детей с литературоведческим термином «басня», дать краткие сведения о баснописце И.А. Крылове.
  2. Учить внимательно вслушиваться в литературный текст.
  3. Воспитывать грамотного читателя, размышляющего над замыслом автора; читателя делающего свои собственные выводы.
  4. Воспитывать нравственные качества: трудолюбие, жалость к нуждающимся в помощи, умение радоваться жизни, стремление осознавать, признавать свои ошибки и пытаться их исправлять.
  5. Учить детей договариваться друг с другом, прислушиваться к чужому мнению и уважать его.
  6. Стимулировать двигательную активность во время мыслительной деятельности.

      Форма организации:

Интегрированное занятие.

Интеграция:

  • Чтение художественной литературы
  • Здоровье
  • Коммуникация
  • Социализация
  • Труд
  • Художественно-эстетическое развитие
  • Познание
  • Развитие логического мышления

 

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:

1.Ребята, я сейчас вам задам очень сложный вопрос. У каждого человека много хороших качеств, но есть и плохие. Как человеку вовремя увидеть свои плохие качества и постараться их исправить?

 Вы знаете,? А вот я в затруднении.

Вот на этот сложный вопрос мы и будем сегодня искать ответы.

3.А чтобы быстрее найти решение, давайте объединимся в пары.

Станем разведчиками. (Деление на пары с помощью игры «Разведчики»: дети, молча, находят глазами себе пару, встречаются глазами и, по команде воспитателя, пары берутся за руки)

4.Ну, а теперь, разведчики, проходите в страну вопросов и ответов через ворота. (Проводится игра по типу «Ручеек») Но чтобы пройти паре в ворота, необходимо ответить на вопрос: «Что будет потом с этой шишкой?»

Воспитатель показывает шишку.

(дети отвечают на вопрос и проходят парами в «ворота», «ворота» отвечают самыми последними.)

5. Рассаживайтесь, парочки, поудобнее, где хотите, но недалеко от меня, чтобы всем было и слышно, и видно. Дети парами рассаживаются.

6. Недавно я прочитала интересную историю, но так в ней запуталась, столько у меня появилось вопросов, и я  решила, что только вместе с вами и смогу распутаться. Знаю только, что это не просто история и даже не совсем сказка, и даже не совсем стихи. Называется такая история – басня. Басня – это короткая поучительная история, где высмеиваются человеческие нехорошие черты характера, даже если герои истории животные. Басня помогает людям, на примере животных, увидеть в себе плохие качества.  Самый известный писатель – баснописец Иван Андреевич Крылов. Самое интересное, что он  с детства жил в городе Твери и потом работал в Тверском суде. Поэтому Тверь он считал своим вторым домом. Сейчас в Твери стоит памятник Крылову в сквере около цирка, есть улица Крылова.

Показать портрет Крылова и фотографию памятника.

  1. Я сейчас прочитаю вам самую известную басню Крылова. Я знаю  ее с детства, но сейчас думаю, что совсем не понимаю, что она высмеивает, чему учит. Попробуем вместе разобраться. Договорились? И так, слушаем…..

Чтение басни «Стрекоза и Муравей» название басни не дается.

8. Анализ содержания басни. (Дать несколько минут парам на обсуждение) (Дети работают микрогруппами (парами)  и передают шишку говорящей паре)  Говорить может та пара, в чьих руках шишка.

-Есть ли в этой басне не очень понятные слова? Вам все понятно? А вот мне совсем непонятно, что значит:

- «Зима катит в глаза»?  Она что на колесах?

(Рассуждения детей: быстро наступает, когда валит снег, он попадает в глаза, пурга, ветер)

- А вот такое выражение – «помертвело чисто поле»? Что-то страшновато стало от таких слов. Как вы их понимаете?

(Размышления детей: Опустело поле, т.к. убран урожай, замерзла земля, нет насекомых, птиц, темно и сыро, холодно, уныло, тоскливо)

- А почему «нужда, голод настает?» Ведь мы же знаем, что все птицы, насекомые, звери как то приспосабливаются к зиме. А что же Стрекоза?

(Дети размышляют, высказывая свое мнение, педагогом приветствуется любое мнение, даже самое неожиданное и не одно не опротестовывается)

-Кто запомнил, как Стрекоза добиралась до муравья?

(Злой тоской удручена, к муравью ползет она)

-А как вообще-то передвигается Стрекоза? Кто видел стрекозу? Мы говорим: «Ты как стрекоза!»  О каком человеке так говорят?

(Рассуждения детей)

-Какая пара изобразит, как летает стрекоза? Как жила она летом? Покажите? (желающие  пары показывают)

А в басне она ползет к Муравью, покажите как..

(желающие  пары показывают)

- А как же понять - «злой тоской удручена»? На кого она злится? Кто виноват? Давайте попробуем передать ее мысли.

 (Дети высказываются: Она злится на зиму, что так быстро наступила; Злится, что ее никто не пускает, она думает, что все злые; Она, наверное, злится на себя, что ничего не приготовила к зиме, не запасла припасов, не построила домик)

-Что же делать Стрекозе? Пусть каждая пара подумает: есть ли у Стрекозы выход? Что мы можем ей подсказать? Посоветуйтесь друг с другом. И я подумаю тоже.

(Ответы детей были разными:  Она может быстренько себе что-нибудь построить из щепочек каких-нибудь; Пускай идет к бабушке, она-то ее примет и накормит; Пускай просится у перелетных птиц взять ее с собой в теплые страны; Она же артистка, пускай работать устроится у зверюшек в театре.)  

- Как решил поступить со Стрекозой автор, мы знаем. Но не хочется ли вам попробовать переделать конец басни?

(Эксперименты детей с переделыванием концовки басни) 

- А что мы можем сказать про Муравья? Какой он?

(Разнообразие ответов: Он трудолюбивый, он всегда строит дом; Он запасливый, конечно он приготовил много припасов на зиму;  Он добрый;  Нет! Он злой, он не пустил к себе стрекозу.)

-Почему он все-таки не помог Стрекозе, не пожалел ее?

(Дети: Потому что она вся грязная была, как бомжиха. Потому что она не умеет работать, а муравей любит, чтобы все работали; Он безжалостный какой-то; Нет, он справедливый!);(Приветствуются разные, пусть даже противоположные мнения. Пусть будет дискуссия!)

Разойдитесь в разные стороны: в одну сторону те, кто считает, что Муравей поступил правильно, а в другую кто считает, что он не прав. Потом мы это решение обсудим. И я подумаю. (Воспитатель принимает решение одной стороны, потом переходит к другой)

Вы разные и мнения у вас  разные.

Дети разделились на две группы

(Аргументы 1 группы: мы думаем, что муравей поступил правильно, потому что он ведь без стрекозы строил себе дом; стрекоза бездельница) (Аргументы 2 группы: Мы думаем, что муравей не прав, он мог помочь бедной стрекозке, надо быть милосердным, он мог научить ее работать и строить себе дом, она бы пела ему всю зиму и ему было бы весело)

-Сейчас, когда мы поговорили  и о Стрекозе и о Муравье, пусть каждая пара подумает, как можно линией изобразить характер героев басни.( дети берут приготовленные  бумагу и карандаши и выбирают любое место в группе    (даже на полу, на стуле, пусть ищут сами), обсуждают парой и рисуют линию: прямую, спиральную, ломаную, волнистую и т.д.)  

Линии у вас получились  разные, потому что у вас разные мнения и взгляды.

-Как бы вы назвали эту басню? А кто, по-вашему, здесь главный герой? Почему? (Решается судьба стрекозы, через стрекозу высмеиваются недостатки)

А вот у Крылова она называется «Стрекоза и Муравей»

-Подумайте, пожалуйста, мне непонятно, здесь только плохие черты характера Стрекозы осуждаются?  А у Муравья можно найти плохие черты? Но разве плохо радоваться жизни, лету, радуге, цветам, петь веселые песни?  А у Муравья какая жизнь, все лето он только и делал, что носил на себе хвоинки, былинки, не разгибал спины, не поднимал головы, чтобы увидеть яркие летние краски, все запасал, строил. Для чего? Что он зимой будет делать? (Опять у детей разные мнения: Он не видел солнышка и, наверное, не купался в речке и не загорал, все трудился и трудился;  Зато он будет сытый зимой; Он не радовался летом и зимой будет сидеть в темноте под снегом без радости; Он даже не видел неба и солнца и не замечал цветов и пения стрекозы; Зато у него много варения.)

 Изобразите, как он работал летом. (Дети парами изображают)

Мне почему-то и Муравья жалко!

Мы много говорили и о Стрекозе и о Муравье. У нас у каждого свое мнение: кому-то жалко Муравья, кому-то стрекозу, кому-то, как мне, например, и того и другого. И художникам иллюстраторам тоже, каждый по-своему оценивали героев. И они  это отобразили на своих иллюстрациях.   Посмотрите.

Воспитатель показывает иллюстрации разных художников)

- Знаете, я вот все думаю и никак не могу вспомнить, какую очень известную сказку напоминает мне басня  «Стрекоза и Муравей? Где тоже один все лето трудился, а другие резвились. Чем закончилась эта сказка?  (Три поросенка)

- Вот в чем отличие сказки от басни. Басня, хоть и жалко героев, но осуждает, высмеивает их нехорошие качества, помогает их увидеть и исправить. А сказка показывает, что добро побеждает зло.

Так чему же учит нас басня Крылова «Стрекоза и Муравей»?

И жизни радоваться надо, и солнышко видеть, и цветами восхищаться, но делу время, а потехе  час. Поработал, отдохни, а не наоборот.

Как вам сегодня было на занятии? Спать хотелось? Гулять убежать? Интересно было?

Я тоже довольна вами и собой. Я ведь думала вместе с вами и поняла, как важно вслушиваться в каждое слово, думать, почему персонажи поступили так, а не иначе.

-И как хорошо, что каждый из вас рассуждал по-разному, по своему, помогали друг другу работать в паре.

Сегодня с нашей книжной полки уйдут сказки и освободят место новой гостье – басне. Крылов написал ведь очень много басен. Мы их с вами тоже почитаем.

А так как басня учит трудолюбию, не безделью, то здесь поставим книги о труде, пословицы и поговорки.

А еще Андрюша принес нам мультфильмы по басням Крылова. Мы их обязательно будем смотреть, в том числе и басню «Стрекоза и муравей»

Спасибо вам, дорогие мои, за увлекательную работу.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Книга – источник знаний для детей

Слайд 4

С.Я. Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребенке «талант читателя».

Слайд 6

ВЫСКАЗЫВАНИЯ О КНИГЕ Хорошая книжка глубоко затрагивает чувства ребенка, ее образы оказывают большое воздействие на формирование личности. (Е.А. Флерина .) Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь – в годы отрочества душа подростка будет пустой, на свет божий выползет, как будто неизвестно откуда взявшееся, плохое. (В.А. Сухомлинский.) Детская книга при всей ее внешней простоватости – вещь исключительно тонкая и не поверхностная. Лишь гениальному взгляду ребенка, лишь мудрому терпению взрослых доступны ее вершины. Удивительное искусство – детская книжка! (Лев Токмаком.) Детские книги пишутся для воспитания, а воспитание – великое дело: им решается участь человека. (В.Г. Белинский.)

Слайд 7

Книжный уголок в ДОУ

Слайд 8

- рациональное размещение в группе; - соответствие возрасту детей; - соответствие интересам детей; - постоянная сменяемость; - эстетическое оформление; - востребовательность. требования к оформлению книжных уголков

Слайд 10

Младшие группы – Воспитатель знакомит детей с Уголком книги, – Его устройством и назначением, – Приучает рассматривать книги (картинки) только там, – Сообщает правила, которые нужно соблюдать : --брать книги только чистыми руками, --перелистывать осторожно, --не рвать, не мять, не использовать для игр. --после того как посмотрел, всегда класть книгу на место и др. – В книжном уголке помещают издания хорошо знакомые детям, с яркими иллюстрациями книги , –В уголке книги могут находиться отдельные картинки, наклеенные на плотную бумагу, и небольшие альбомы для рассматривания на близкие для детей темы («Игрушки», «Игры и занятия детей», «Домашние животные» и др.).

Слайд 11

Средние группы – Закрепляются основные умения самостоятельно и аккуратно рассматривать книги, эти умения должны стать привычкой , – Воспитатель обращает внимание детей на то, что книги легко мнутся и рвутся, показывает способы ухода за ними, привлекает к наблюдениям за починкой книги и участию в ней , – Во время рассматривания картинок в книге воспитатель обращает внимание детей не только на героев и их действия, но и на выразительные подробности иллюстраций (костюм героя, своеобразные предметы обстановки, некоторые детали пейзажа и пр .). - 4 – 5 книг разных авторов на определённую тему.

Слайд 12

Старшие группы – Удовлетворение многообразных интересов детей. Каждый должен найти книгу по своему желанию и вкусу. Поэтому на книжной витрине можно помещать одновременно 12-15 разных книг .

Слайд 13

Как отобрать книги, с тем, чтобы наилучшим образом учесть разные вкусы и интересы детей? – 2-3 сказочных произведения, чтобы удовлетворить постоянный интерес к сказкам. – Для формирования гражданских черт личности ребенка в уголке книги должны быть стихи, рассказы, знакомящие детей с историей нашей Родины, с её сегодняшней жизнью. – Книги о жизни природы, о животных и растениях. Рассматривания иллюстрации природоведческих книг ребенок лучше познает тайны и закономерности мира природы. -Книги- энциклопедии. – На витрине должны находиться произведения, с которыми в данное время детей знакомят на занятиях. – Юмористические книги с картинками для удовлетворения потребности повеселиться, посмеяться, создает в группе радостную атмосферу, эмоциональный комфорт. – Кроме того, в уголок книги можно иногда помещать интересные, хорошо иллюстрированные книги, которые дети приносят из дома, а также «толстые» книги, которые воспитатель читает в группе в течение длительного периода времени.

Слайд 14

Каким образом происходит замена книг? – В среднем срок пребывания книги в уголке книги составляет 2-2,5 недели . Но, есть книги, перелистывать и рассматривать которые дети готовы долгое время, постоянно открывая в них новые интересные для себя вещи. – В старших группах устраивают тематические выставки книг. Приобретению знаний по литературе, начитанности способствуют литературные игры

Слайд 15

Работа с книгой состоит из трех этапов: До чтения надо готовить детей к восприятию художественного произведения: показать книгу, героев, создать ситуацию удивления, эмоционального настроя на слушание, возбудить воображение, ставить проблему, интриговать восприятие знакомого явления новизной , комментируются трудные места текста, объясняются непонятные слова. В процессе чтения идет сопоставление словесного и иллюстративного образа. После чтения проводится проверка возникших мысленных картин образов, в беседе уточняется время и место действия, характеры героев, представления о событиях и поступках, формируется основная мысль произведения, даются оценки и выводы о книге.

Слайд 16

Методы и приемы ознакомления с художественной литературой СЛОВЕСТНЫЙ МЕТОД - чтение произведений, - вопросы по содержанию произведений. - пересказ произведений, - заучивание наизусть, - беседа по произведению, - прослушивание грамм- и аудиозаписей .

Слайд 17

Методы и приемы ознакомления с художественной литературой ПРАКТИЧЕСКИЙ МЕТОД - элементы инсценировки, - игры-драматизации, - дидактические игры, - театрализованные игры, использование разных видов театра, - игровая деятельность.

Слайд 18

Методы и приемы ознакомления с художественной литературой НАГЛЯДНЫЙ МЕТОД - показ иллюстраций, картин, игрушек, - элементы инсценировки, - движения пальцами, руками, - схемы, - просмотр видео - диафильмов, - оформление выставок.

Слайд 19

«Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной новой страницы из книги!» К.Г. Паустовский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар- практикум на тему «Традиционные и нетрадиционные подходы в ознакомлении детей с художественной литературой»

Данный семинар- практикум поможет воспитателям ознакомится и вспомнить как традиционные так и не традиционные подходы в ознакомлении детей с художественной литературой....

Новые подходы в ознакомлении детей с художественной литературой

Семинар - практикум для воспитателей детского сада по приобщению детей к художественной литературе...

Семинар – практикум "Новые подходы в ознакомлении детей с художественной литературой»

"Новые подходы в ознакомлении  детей с художественной литературой"...

Сообщение из опыта работы на тему: « Организация книжного уголка в группах ДОУ. Новые подходы в ознакомлении детей с художественной литературой для детей средней группы»

Сообщение из опыта работы на тему: « Организация книжного уголка в группах ДОУ.Новые подходы в ознакомлении детей с художественной литературой»...

Семинар-практикум «Новые подходы к ознакомлению детей с художественной литературой»

Семинар-практикум «Новые подходы к ознакомлению детей с художественной литературой»...