Семинар – практикум "Новые подходы в ознакомлении детей с художественной литературой»
учебно-методический материал на тему

Видяева Ирина Анатольевна

"Новые подходы в ознакомлении  детей с художественной литературой"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx22.38 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар – практикум

Тема:

 «Новые подходы в ознакомлении детей с художественной литературой»

Цели:

● выявить и уточнить наиболее интересные подходы в работе с художественной литературой;

● способствовать росту профессионального мастерства воспитателей через изучение современных методов и приемов при работе с художественной литературой;

● развивать творчество педагогов.

Вступление.

Уважаемые педагоги, начну я семинар с известных слов А.С Пушкина «Чтение – вот лучшее учение». И как с этими словами не согласится!

Воспитание детей средствами искусства слова – сложный педагогический процесс. Художественные образы литературы глубоко затрагивают чувства детей. Дети дошкольного возраста еще не читатели, а слушатели. Умение слушать литературное произведение формируется у дошкольников в процессе воспитания при активном воздействии взрослых.

Тема семинара звучит так: «Новые подходы в ознакомлении детей с художественной литературой»

Всё будет  проходить в игровой форме. В конечном результате будет выявлен победитель. Побеждает тот, кто  заработает больше фишек.  (Делимся на две команды)

Теоретико-практическая часть.

Методы и приемы при работе с художественной литературой.

  1.  Мы много произведений читаем нашим детям, а знаем ли  мы  авторов, которые пишут эти произведения? (К.И Чуковский, Н.Н.Носов, Агния Барто, С.Я.Маршак, Сергей Михалков, Виктор Драгунский) Показ презентации: «Портреты русских поэтов и писателей»

  1. Из каких частей состоит книга?

Обложка – лист плотной бумаги, картона, пластика, дерева, металла, который защищает книгу от повреждений и информирует о том, что это за книга, кто ее автор.

Форзац – разворот между обложкой и титульным листом, а также между последней страницей книги и обложкой.

Корешок – полоска ткани, кожи, соединяющая части обложки и защищающая переплет страницы.

Титульный лист – заглавная страница издания, где размещены общие сведения о книге.

Страница – одна сторона листа бумаги в книге, где находятся текст, иллюстрации.

  1. Какие литературные жанры вы знаете?

(Рассказ, стихотворение, сказка, легенда, былина, предание, ода, повесть, роман, новелла, эпиграмма, загадка, потешка, скороговорка, считалка, пословица, басня и т. д.)

4) Следует ли сочетать несколько произведений на одном занятии? (Ответы педагогов.)

Методисты, занимающиеся изучением этого вопроса, считают, что на одном занятии можно сочетать несколько произведений, если они небольшого размера. Объединять их нужно по принципу тематического единства. Например, можно объединить произведения о зиме, о зверях, об одном и том же сказочном персонаже, а также произведения, посвященные какому-либо нравственному понятию (честности, смелости и др.).

Можно объединять произведения, различные по форме: сказку, рассказ, прибаутку, басню и т. д., или сочетать произведения, в которых изображены контрастные характеры или поступки. Это помогает детям лучше понять положительные или отрицательные качества.

  1. Какие вы знаете методы и приемы, способствующие лучшему восприятию произведений?

  1.  Надо ли детям объяснять незнакомые слова, и если надо, то когда? (Ответы педагогов.)

Если воспитатель предполагает, что отдельные выражения и слова дети не поймут, это будет служить препятствием к восприятию замысла автора, тогда необходимо пояснить непонятное слово во время рассказа, не останавливаясь, синонимом или краткой фразой.

Если отдельные незнакомые детям слова и понятия не помешают им воспринять основную мысль автора, то и не следует объяснять им эти слова. Что получилось бы, если воспитатель задался бы целью объяснить все незнакомые слова в «Сказке о рыбаке и рыбке»? Таких слов немало: откуп, чупрун, пряха и т. д. Однако и без объяснения этих слов сюжет сказки, характеры старика и злой старухи воспринимаются детьми очень живо. Права Е. И. Тихеева, которая говорила, что «лучше недообъяснить, чем переобъяснить».

В некоторых случаях детей нужно подготовить к восприятию заранее, и если из-за непонятных слов дети не поймут содержание, то эти слова или выражения лучше им объяснить.

В ходе чтения не следует отвлекать детей объяснениями, вопросами, замечаниями.

  1. Когда уместен на занятиях по ознакомлению с художественной литературой показ иллюстраций?

Для активизации детского внимания можно иногда перед чтением показать красочную обложку. Если книга состоит из отдельных произведений и каждое проиллюстрировано, чтение можно сопровождать показом рисунков.

При чтении книг, в которых художник иллюстрировал отдельные сцены, лучше всего прочитать целиком все произведение, а затем показать детям картинки, но и то если они крупные. Если же рисунки мелкие, то во время занятия показывать их нецелесообразно. После занятия книга оставляется в книжном уголке детям для рассматривания.

8) Когда лучше всего читать детям художественную литературу в свободное от занятий время?

Нельзя читать и рассказывать детям между делом, на ходу, например в ожидании еды, умывания и т. п. Ведь воспитатель не может быть уверен, что ему удастся довести чтение до конца. Кроме того, одни дети в этом случае вместо того, чтобы слушать, с нетерпением ожидают, когда можно будет начать есть; другие испытывают разочарование, когда приходится прерывать чтение на интересном месте.

Нельзя читать детям перед сном. Это возбуждает воображение, приводит в волнение чувства детей, и они после чтения долго не засыпают; сон их наполняется сновидениями, и в результате они не отдыхают как нужно.

2. Викторина «Мир литературы».

1. Из каких произведений эти отрывки:

Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу.

   (А.Барто «Мишка»)

«Пошла Аленушка в огород, а в огороде-то хорошо. А в огороде-то жарко-жарко, а в огороде-то тихо-тихо, только пчелики жужжат, да комарики пищат...

Пробежала Аленушка грядку с капусткой, пробежала грядку со свеклой, пробежала грядку с морковкой».

(«Пых», русская народная сказка.)

Купит с горем пополам,

Повернется к зеркалам –

Вся портновская работа

Разъезжается по швам.

(С. Михалков «Дядя Степа».)

Маленькие дети!
Ни за что на свете,
Не ходите в Африку,
В Африку гулять.
 

(К.И. Чуковский «Бармалей»)

3. Назовите присказки сказок.

● Сказка от начала начинается, до конца читается, середке не перебивается.
Чур, мою сказку не перебивать; а кто ее перебьет, тот трех дней не проживет (тому змея в горло заползет).
На море океане, на острове Буяне.
Это присказка - не сказка, сказка будет впереди.
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
В некотором царстве, в некоем государстве.
В тридесятом царстве.
За тридевять земель, в тридесятом государстве.
Под темными лесами, под ходячими облаками, под частыми звездами, под красным солнышком.
Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой!
Полымя из ноздрей, пар (дым) из ушей.
Огнем дышит, полымем пышет.
Хвостом след устилает, долы и горы промеж ног пускает.
С молодецкого посвисту пыль столбом.
Конь копытом бьет, удила грызет.
Тише воды, ниже травы. Слышно, как трава растет.
Растет не по дням, по часам, как пшеничное тесто на опаре киснет.
Во лбу светел месяц, в затылке часты звезды.
Конь бежит, земля дрожит, из ушей полымя пышет, из ноздрей дым столбом (или: полымя из ноздрей, дым из ноздрей).
По локоть в красном золоте, по колени ноги в чистом серебре.
Облачается небесами, подпоясывается зорями, застегивается звездами.
Утка крякнула, берега звякнули, море взболталось, вода всколыхалась.
Избушка, избушка на курьих ножках, повернись к лесу задом, ко мне передом!
Стань, белая береза, у меня назади, а красна девица напереди!
Стань передо мной, как лист перед травой!
Ясни, ясни на небе, мерзни, мерзни, волчий хвост.
Ни словами (ни в сказке) сказать, ни пером описать.
Из сказки (из песни) слово не выкидывается.
Не за былью и сказка гоняется.

.

4.Сказочные заклинания:

Кто говорил  такие волшебные слова?

- По  щучьему велению, по моему хотению. (Емеля в Р.Н.С. «По щучьему велению).

- Сивка-бурка, вещий  каурка! Стань передо мною, как лист перед травою. (Иванушка  - дурачок  в Р.Н.С. «Сивка - Бурка»).

- Сим- сим, открой дверь! (Али-Баба, арабская сказка «Алибаба и сорок разбойников).

- Лети, лети лепесток, через запад на восток, через север, через юг…

(Женя из сказки Катаева  «Цветик - семицветик»).

- Кара-бабас.  (Мойдодыр  К. Чуковского).

- Стань передо мной, как мышь перед горой, как снежинка перед тучей, как ступенька перед кручей, как звезда перед  луной. Бурум-шурум, шалты- балты. Кто ты? Кто я? Был-я, стал- ты. (Нильс.С Лагерлеф «Чудесное путешествие  Нильса с дикими гусями»).

Заключение.

 «В каждом человеке и звере, в каждой птице живет маленький теплый солнечный зайчик. И если ко всякому-всякому живому существу отнестись с добром (только не притворяться, только по-настоящему!), то в нем этот солнечный зайчик проснется, и всякий ответит вам тоже добром, потому что почувствует в себе солнышко и жизнь. И если тебе вдруг покажется, что человек – злой или делает плохо, ты сразу же не сердись на него, то не обвиняй его. Это значит просто, что солнечный зайчик уж очень крепко заснул. Ты постарайся разбудить его - и увидишь, как все будет хорошо!».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар- практикум на тему «Традиционные и нетрадиционные подходы в ознакомлении детей с художественной литературой»

Данный семинар- практикум поможет воспитателям ознакомится и вспомнить как традиционные так и не традиционные подходы в ознакомлении детей с художественной литературой....

Новые подходы в ознакомлении детей с художественной литературой

Семинар - практикум для воспитателей детского сада по приобщению детей к художественной литературе...

круглый стол "Новые подходы в ознакомлении детей с художественной литературой"

Книга служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Книга должна войти в мир ребёнка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, ...

Семинар -практикум для педагогов ДОУ "Новые подходы в ознакомлении детей с художественной литературой"

Цели: совершенствовать знания педагогов в области ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературойЗадачи:пополнить и уточнить знания педагогов в области ознакомления детей дошкольн...

Сообщение из опыта работы на тему: « Организация книжного уголка в группах ДОУ. Новые подходы в ознакомлении детей с художественной литературой для детей средней группы»

Сообщение из опыта работы на тему: « Организация книжного уголка в группах ДОУ.Новые подходы в ознакомлении детей с художественной литературой»...

Семинар-практикум «Новые подходы к ознакомлению детей с художественной литературой»

Семинар-практикум «Новые подходы к ознакомлению детей с художественной литературой»...