«Умная собачка Соня, или Правила хорошего тона для маленьких собачек»
план-конспект занятия по художественной литературе (средняя, старшая группа)

Дзюба Елена Григорьевна

Тематическое литературное развлечение для детей 5-7 лет по книге А.А.Усачева

«Умная собачка Соня, или Правила хорошего тона для маленьких собачек»

Цель: создание условий для  закрепления знаний детей о рассказах А. Усачева по книге «Умная собачка соня или Правила хорошего тона для маленьких собачек».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sonya_2.docx32.65 КБ

Предварительный просмотр:

Тематическое литературное развлечение для детей 5-7 лет по книге А.А.Усачева

«Умная собачка Соня, или Правила хорошего тона для маленьких собачек»

                                                                                                 Е.Г.Дзюба воспитатель

                                                                     МБДОУ «Детский сад № 212» г. Зима

       Цель: создание условий для  закрепления знаний детей о рассказах А. Усачева по книге «Умная собачка соня или Правила хорошего тона для маленьких собачек».

       Задачи:

Образовательные: закрепить знания детей о правилах хорошего тона, через художественное слово; умение отвечать на вопросы по произведению А. Усачева; знания об электроприборах, о правилах безопасного поведения с ними; расширить кругозор детей: углубление знаний детей об окружающем мире, об охране безопасности своей жизни и здоровья.

Развивающие: развивать мыслительную активность, любознательность,

 артистические способности, эстетическое восприятие, интерес к книгам, коммуникативные навыки.

Воспитательные: воспитывать литературно-художественный вкус; прививать навыки культурного поведения в общении с окружающими людьми;

создать атмосферу праздника, доброжелательности, благоприятного настроения.

       Предварительная работа. Чтение книги А.Усачева; беседы; рассматривание иллюстраций; дидактические игры «Найти свой кораблик»; загадывание загадок; рассматривание, какие ситуации могут возникнуть дома, на улице, как правильно действовать в этих ситуациях и как их можно избежать.

 Совместная деятельность с родителями (создание самодельных книжек по рассказам, рисунки). Работа в центре книги. Просмотр видеофильмов.                                  

       Оформление зала. Книги А. Усачева, самодельные детские книги, иллюстрации к рассказам «Маленькая собачка Соня», костюм «Незнайки», цветок из семи лепестков и серединка, дидактическая игра «Найти свой кораблик», большой красивый платок для игры, мяч, памятки, иллюстрации «Правила пользования электроприборами», ноутбук, магнитная доска, музыка (песня А.Усачева «Балаган»)

Ход мероприятия.

Под музыку дети парами входят в зал, украшенный иллюстрациями, рисунками на тему рассказов А. Усачева «Умная собачка Соня или правила поведения для маленьких собачек».

       Ведущая:                                                           

-Здравствуйте, мои друзья!

Всех вас рада видеть я.

Ребята, встанем в круг, возьмемся за руки, закроем глаза и передадим, через ладошки, тепло, которое живет в нашем сердце. Пожелаем друг другу хорошего дня. Улыбнёмся.
Молодцы!

Есть хорошая игра,
Называется «Друзья».
На меня вы посмотрите,
За мной движения повторите.
(Проводится
лого-ритмическая игра «Друзья») - 2 раза.
Мне ничего не страшно с другом (руки от груди развести в стороны)-
Ни темнота (закрыть ладонями глаза)
Ни волк (показать руками пасть волка),
Ни вьюга (одновременные круговые движения руками),
Ни паук, (пальцами рук изобразить бегущих пауков),
И ни собака (ладонями показать собаку),
Ни мальчишка- забияка (приставить пальцы к носу – «Буратино»).
Вместе с другом я сильней (руки к плечам вверх),
Вместе с другом я смелей (руки к плечам вперед),
Мы друг друга защитим (обнять себя руками)
И все страхи победим! (бросить руки вниз в стороны).

       Ведущая:

- Недавно мы с вами прочитали интересную книгу о маленькой собачке? Вы помните, как ее звали? (ответы детей)

А какие истории случились с собачкой Соней? (ответы детей)

Она любит нюхать цветы и чихать в свое удовольствие, обожает есть вишню и вишневое варенье. Эту славную собачку зовут не просто Соня, а Умная собачка Соня.  Ее придумал российский детский писатель  - Андрей Усачев.

В зал входит Незнайка:

- А я вот не верю вам! Что столько всего могло случиться с одной маленькой собачкой! Не верю, что вы могли столько много рассказов прочитать!

       Ведущая:

- Наши ребята действительно очень любят слушать рассказы и сказки. Мы даже тебе покажем нашу большую книгу, которая называется «Умная собачка Соня», а написал ее писатель Андрей Усачев. В этой книге собрано много интересных рассказов и мы их все, все с ребятами прочитали.

Незнайка (рассматривает книгу):

- Ну ладно верю, верю может там и много рассказов. А как вы докажете что прочитали эту книгу?

       Ведущая:

- Можешь задать ребятам любой вопрос о собачке Соне. Они все про нее знают.

       Незнайка:

- Как же я задам вам вопросы, если я не читал эту книжку? Придется и мне ее прочитать, вот сейчас прочитаю ее и вернусь к вам!

       Ведущая:

- Пока наш Незнайка читает рассказы Андрея Усачева, предлагаю вам вспомнить, почему умную собачку Соню прозвали «королевской» дворняжкой?  (ответы детей)  

       Ведущая:

 -А ее хозяина звали? (Иван Иванович.)

 -А кто из вас помнит, что умная собачка Соня думала про еду?

(ответы детей)

       Ведущая: 

-Молодцы. «Правильно, говорила Соня, это когда вкусного -помногу, а невкусного - по чуть-чуть».

Игра на внимание «Да и нет».

-Очень быстро отвечайте,

Но, смотрите не зевайте!

Если «да» - в ладоши хлопни,

Если «нет» - ногою топни,

Только пол не провали.

Все понятно? Раз, два, три!

Каши – вкусная еда. Это нам полезно? (да)

Лук зеленый есть всегда вам полезно, дети? (да)

В луже грязная вода, пить ее полезно? (нет)

Щи – отличная еда, щи полезны детям? (да)

Мухоморный суп всегда есть полезно детям? (нет)

Фрукты – просто красота! Это нам полезно? (да)

Грязных ягод иногда съесть полезно, детки? (нет)

Овощей растет гряда, овощи полезны? (да)

Сок, компоты на обед пить полезно детям? (да)

Съесть мешок большой конфет – это вредно, дети? (да)

Лишь полезная еда на столе у нас всегда! А раз полезная еда – будем мы здоровы? (да)

Вывод: мы то знаем что, «чтоб здоровым оставаться, нужно правильно питаться»!

В зал входит Незнайка:

- Ну вот, теперь и я все знаю про маленькую собачку Соню. Вы знаете, мне так понравилась эта книга, ее так интересно читать. Теперь я понимаю, что вы были правы, в книге много рассказов, но я все равно хочу проверить как вы запомнили рассказы о Соне.

       Незнайка:

- А помните, ребята, как собачка Соня научилась разговаривать? (ответы детей)

Я предлагаю поиграть в игру с мячом “Для чего это нужно?”. Сейчас мы вместе вспомним, какие действия совершают с разными электроприборами.

- Утюгом – гладят бельё.

- Миксером – взбивают крем.

- Феном – сушат волосы.

- Лампой – освещают книгу.

- Пылесосом – пылесосят ковры.

- Вентилятором – охлаждают воздух.

- В холодильнике – хранят продукты.

- В микроволновке – разогревают еду.

- В чайнике – кипятят воду.

- На электроплите – готовят еду.

- По телефону – звонят.

- На магнитофоне – слушают музыку.

-А чтобы ожили и заработали все эти приборы, куда их включают?(в розетку).

      Незнайка:

-Правильно, для того, чтобы приборы работали, их включают в розетку. Что же такое невидимое сидит в розетке и заставляет приборы трудиться?

Ребята, отгадайте загадку:

          -Что за зверь сидит в розетке?

          Из какой сбежал он клетке?

          Как на свет он появился?

          И в розетке поселился? (электрический ток).

             Незнайка:

-Но каждый из вас должен помнить все правила безопасности (по иллюстрациям):

Незнайка предлагает детям послушать некоторые правила пользования электроприборами. После прочтения каждого правила, он задает дошкольникам вопрос «почему?» Выслушав детские ответы, педагог разъясняет ребятам, почему нельзя так поступать.

1. Не засовывайте в электрическую розетку посторонние предметы, особенно металлические! Почему?- Потому что ток, как по мостику, переберется по ним на вас и может убить.

2. Не касайтесь руками оголенных проводов! Почему?- По оголенному, не защищенному обмоткой проводу течет электрический ток, удар которого может быть смертелен.

3. Не прикасайтесь к включенным электроприборам мокрыми руками! Почему?- Можно получить удар током, так как вода является проводником электрического тока.

4. Не оставляйте включенные электроприборы без присмотра! Почему?- Потому что включенные электроприборы могут стать причиной пожара.

5. Нельзя включать электроприборы без разрешения взрослых и в их

     Незнайка:

-Если вы будете соблюдать все эти правила, то электричество будет всегда вашим другом.

Вывод: розетка детям не игрушка, шутить с электрикой не нужно.

       Ведущая:

-Предлагаю вам ребята отдохнуть и поиграть в игру «Щенок»

          -Во дворе щенок играл

          Прыгал, бегал и считал:

          «Раз - прыжок и три кивка

          Два – направо голова,

          Три – налево поворот» -

          И помчался до ворот.

          А потом вздохнул и сел:

          Он устал и присмирел.

       Незнайка:

-А вот еще одно задание: с цветка облетели все лепестки. Помогите, пожалуйста, их собрать.

– Лепестки не простые, а волшебные. Нужно вначале сказать доброе слово из тех, которые учила умная собачка Соня или другие, а потом положить лепесток. (Дети, назвавшие верные слова (спасибо, пожалуйста, до свидания, здравствуйте, доброе утро и т. д.) подходят к ведущей и складывают по одному лепестку в цветок).

Вывод: вежливых слов не одно и не два, помни и знай эти чудо-слова!
     
Незнайка:

-Следующее задание:

   -Если вы помните, умная собачка Соня  в одном из рассказов ходила  на рыбалку. Где она рыбачила? (в ванной). И что случилось? Поймала она рыбу? (ответы детей).

Д/и «Найти свой кораблик» (детям дается по одному бумажному кораблику, на которых изображены рыбы (их хотела поймать у себя в ванной умная собачка Соня) . На полу разложены оставшиеся кораблики. Дети должны найти пару для своего кораблика).

Вывод: чтоб потопа избежать, воду надо закрывать.

      Незнайка:
-А это задание покажет мне: внимательные вы или нет.
Проводится
игра «Волшебный платок».
Звучит веселая подвижная музыка. Дети свободно двигаются по залу, выполняют различные плясовые движения. Неожиданно музыка перестает звучать. Дети приседают. Незнайка расправив большой платок, обходит детей и кого-нибудь из них накрывает платком.
         -Раз! Два! Три!
         Тот, кто  спрятался внутри,
         Не зевайте! Не зевайте!
         Поскорее отвечайте!
Что, по мнению умной собачки Сони можно потерять вместе с хозяином? Игра повторяется несколько раз.

Вывод: нельзя от взрослых убегать можешь все ты потерять.

Ведущая читает детям стихотворение Е. Стеквашовой «Эхо»:

          -Поселилось в доме эхо.

          Под чеpдачным потолком.
         То зальется звонким смехом,
         То гpохочет, словно гpом.
         Эхо делает, что хочет,
         Жутким голосом поет.
         Hет покоя даже ночью,
         Запугало весь наpод.
         Мы пpогнать его pешили
         И полезли на чеpдак,
         Оказалось, эхом были
         Два пpожоpливых кота.
         Hе щадя чужих ушей,
         Шла охота на мышей,
         И коты, наевшись скоpо,
         Дpужно запевали хоpом.

   Ведущая 

-В одном из рассказов А.Усачева умная собачка Соня ловила эхо.

Где она его ловила? (ответы детей)

Педагог предлагает детям поиграть – побыть эхом, дети становятся в круг, один из детей громко называет любое слово, стоящий рядом ребенок повторяет, но немного тише, следующий еще тише и т. д. Как только слово совсем замолкает, следующий ребенок называет новое слово и игра продолжается.

Вывод: не наступай на люки.

     Незнайка:

   -Угадайте, что у меня спрятано?

   -Это две скрепленные вместе короткие трубки. Стекла у каждой с одного конца маленькие, с другого побольше. Между трубками зубчатое колесико. Если плохо видно покрути колесико - станет видно хорошо. Если посмотришь через большие стекла - все кажется далеким, мелким. Посмотришь, через маленькие стёкла тоже самые сделается близким, крупным (бинокль).

Молодцы! Еще  одна загадка

          -Я из дома на порог 
         Лишь один шагнул шажок 
         Дверь закрылась за спиной 
         Нет пути передо мной. 
         Я и дома и не дома, 
         Между небом и землёй, 
         Отгадайте-ка друзья, 
         Где же я? (на балконе).

А что случилось  с умной собачкой Соней, когда она сидела на подоконнике и смотрела в бинокль? (ответы детей).
     Незнайка:

   -Да, хорошо, что она упала на клумбу и не разбилась.
         -Захочешь форточку открыть –

          Старайся осторожным быть:

          На подоконник не вставай

          И на стекло не нажимай.

          Не можешь что-либо достать –

          Надёжней взрослых подозвать

          И их об этом попросить…

          Калекой очень трудно жить!

   -Помни! Нельзя высовываться из окна. Сидеть на подоконнике или свешиваться с балкона. При этом ничего не стоит свалиться. 
Вывод: это может быть опасно - с высоты лететь ужасно.

   Незнайка проводит викторину:

- Почему Соню прозвали королевской дворняжкой? (По фамилии хозяина.)

- Как звали хозяина маленькой собачки Сони? (Иван Иванович.)

- Кто учил Соню быть вежливой собачкой? (Такса.)

- Какое варенье пролила Соня на скатерть? (Вишневое.)

- Какие вежливые слова узнала Соня? (Здравствуйте, спасибо, до свидания.)

- С кем оставалась Соня, когда Иван Иваныч уходил на работу? (Одна.)

- Почему Соня не любила кактусы? (Колючки больно вонзались в нос.)

- Назовите любимые цветы маленькой собачки. (Сирень, пионы, георгины, одуванчики.)

- Слишком опасная вещь, по мнению Сони. (Бинокль.)

- Кто написал книгу о маленькой собачке Соне? (Андрей Алексеевич Усачев.)

- Что очень любила покушать Соня? (Варенье, колбасу, шоколадные конфеты.)

- Кого хотела поймать Соня в ванной? (Кита.)

- Соня думала, что это очень вкусно, но когда она эту вкусную вещь попробовала, то переменила свое мнение. (Горчица.)

       Незнайка:

- Дорогие, ребята!

-Читать ужасно интересно:
Вы можете сидеть, лежать,
И - не сходя при этом с места -
Глазами книгу пробежать!

- Какие вы молодцы, какие умные, как вы много знаете. Ведь как говорила

умная собачка Соня: «Когда начинаешь думать, почему-то становишься умнее». Но я к вам пришел не с пустыми руками, а вот с таким плакатом «Правила поведения для вежливых детей», надеюсь, он вам пригодиться.

       Ведущая:        

Незнайка, посмотри, а мы с ребятами смастерили самодельные книги о собачке Соне и ее приключениях, мы тебе тоже хотим подарить одну из этих замечательных книг. Правда, ребята?

        Незнайка:

- Спасибо мне очень приятно, я буду беречь эту книгу! А теперь мне пора к другим ребятам! До свидания! До скорой встречи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Правила хорошего тона с младенчества"

Современные родители, выступая против муштры для развития хороших манер, тем не менее хотят, чтобы их дети росли вежливыми. Каким образом этого добиться?...

Консультация для родителей Правила хорошего тона.

Правила хорошего тона.Знание и соблюдение правил этикета – своего рода ярлык, по которому многое можно узнать. Где человек вырос, как...

Консультация для родителей тема: "Правила хорошего тона"

Ребенок уже в детском саду должен знать некоторые  основные правила поведения: Говорить «спасибо» и «пожалуйста»; Не перебивать других в разговоре; Обращаться к взрослым на «вы»...

Технологическая карта Чтение произведения А.Усачёва «Умная собачка Соня, или правила хорошего тона»

Технологическая картаЧтение произведения А.Усачёва«Умная собачка Соня, или правила хорошего тона»Цель: познакомиться с рассказом «Здравствуйте, спасибо, до свидания!»Задачи:1.з...

Знакомство с книгой и рассказом А.С.Усачева «Умная собачка Соня, или правила хорошего тона»

Цель занятия: познакомиться  с автором А.С.Усачева и с его книгой Умная собачка Соня, или правила хорошего тона»Задачи:обучающая задача:  Развивать интерес детей к художественной литер...