ПРОЕКТ Потешки-помощники
проект по художественной литературе (младшая, средняя группа)

Перфильева Гульнара Харисовна

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

1. Облегчение процесса адаптации детей к условиям детского сада;

2. Развитие речевого общения;

3. Формирования интереса и потребности в чтении книг.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_poteshki-pomoshchniki.odt15.66 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

«Потешки – помощники»

ПАСПОРТ ПРОЕКТА «Потешки – помощники»

ДЕВИЗ: «Мы потешки изучаем – будем всё на свете знать»

ГРУППА среднего возраста

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: Дети группы, родители, воспитатель

ДЛИТЕЛЬНОСТЬ долгосрочный

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

1. Облегчение процесса адаптации детей к условиям детского сада;

2. Развитие речевого общения;

3. Формирования интереса и потребности в чтении книг.

Фольклорные  произведения  содержат  много  красочных  и  ярких словесных  картинок,  что  позволяет  обогащать  детский  словарный  запас.

Частое  прослушивание  их  помогают  усвоить  новые  формы  слов, обозначающих  предметы.  Накопление  подобных  речевых  образцов  в дальнейшем  способствуют  переходу  к  языковым  обобщениям.  Чтение потешек  происходит  с  множеством  повторов,  где  неоднократно произносятся  отдельные  слова,  словосочетания,  предложения  и  даже четверостишия. Всё это способствует запоминанию слов, а затем активному их употреблению. Еще ценность потешек в том, что слово можно соединить с действием ребенка. Содержание многих потешек богато глаголами. С их использованием  демонстрируются  действия,  обозначенные  словами,  тем самым, связывая само слово с действием.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

1. Приучать слушать короткие, доступные по содержанию народные песенки, потешки, сказки, а так же авторские произведения;

2. Формирование грамматического строя речи;

3. Развитие монологической и диалогической речи;

4. Развитие мелкой моторики

5. Развитие литературной речи;

6.  Приобщение  к  словесному  искусству,  в  том  числе  развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Образовательная область «Развитие речи»:

Развивать  речевое  общение.  Побуждать  переходить  от  общения  с помощью  жестов  и  мимики  общению  с  помощью  к  доступных  речевых средств.

Образовательная область «Познавательное развитие»:

Способствовать  расширению  запаса  понимаемых  слов в  процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми.

Образовательная область «Социально-личностное развитие»:

- учить детей выражать доброжелательное отношение к сверстникам.

- Побуждать к сочувствию и отзывчивости.

ЗНАЧИМОСТЬ ПРОЕКТА:

Воспитание звуковой культуры речи. Потешки всегда забавны и лаконичны. Они отлично развивают речевой слух  ребенка:  умение  слушать,  различать  звуки,  близкие  по  звучанию, ритмичность и плавность речи, ее интонацию и выразительность, улавливать повышение и понижение голоса. Способствуют обогащению словаря, воспитывают умение слушать новые сказки, рассказы, стихи, позволяют следить за развитием действия, сопереживать героям произведения. Важно объяснять детям поступки персонажей и последствия этих поступков. Развивать  умение  с  помощью  воспитателя  инсценировать  и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок. Повторять  наиболее  интересные,  выразительные  отрывки  из прочитанного произведения, предоставляя детям возможность договаривать слова и несложные для воспроизведения фразы. Учить детей читать наизусть потешки и небольшие стихотворения. Продолжать формировать интерес к книгам. Регулярно рассматривать с детьми иллюстрации.

Богатейшим  материалом,  основой  для  игр,  развивающих  коммуникативные навыки, развивающих речь во всех её аспектах, является русский народный фольклор.

Потешки - малый жанр устного народного творчества.

Особую роль в развитии детей младшего дошкольного возраста играют потешки.

Неповторимое  своеобразие  потешки  особенно  ценно  для  ребёнка.  Активизирующее воздействие оказывает звуковой речевой поток.

Дети выделяют  речь из всех других звуковых  сигналов,  оказывают  ей  предпочтение.  Простая  рифма,  неоднократно повторяющиеся слова, восклицания и эмоциональное обращение невольно заставляют малыша  прислушаться,  повторять  слова.  Повторяющиеся  звукосочетания,  слова,  их напевность создают эффект музыкальности. С их помощью у ребёнка развивается речевой слух, произношение звуков.

Важную  роль  в  чтении  потешки  играет  ритм.

Речь  детей  сопровождается движением рук. Доказано, что между речевой функцией и общей двигательной системой существует тесная связь. Совокупность движения тела, мелкой моторики рук и органов речи  способствует  снятию  напряжения,  учит  соблюдению  речевых  пауз,  помогает избавиться  от  монотонности  речи,  нормализует  ее  темп  и  формирует  правильное произношение. Заучивание стихотворных текстов и потешек с участием рук и пальцев приводит  к  тому,  что  ребенок  лучше  запоминает,  развивается  воображение  и активизируется мыслительная деятельность малыша.

Регулярное использование потешек в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.

Большое  значение имеют  потешки для  воспитания у  малышей дружелюбия, доброжелательности,  чувства  сопереживания.  В  результате  общения  с  фольклорными произведениями  ребенку  передаются  их  настроения  и  чувства:  радость,  тревога, сожаление, грусть, нежность. Они расширяют словарный запас малыша, активизируют познавательное  и  умственное  развитие,  способствуют  ознакомлению  с  окружающим миром,  в  результате  чего  развивается  их  восприимчивость  и  чувствительность, формируется гуманное отношение к миру.

Мы разработали долгосрочный проект для детей группы раннего возраста «Потешки – помощники».

ПОПОЛНЕНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ:

На подготовительном этапе работы нами было сделано следующее:

• подобран фольклорный материал, адекватно возрасту детей;

• составлена картотека потешек, поэзии пестования для всех режимных моментов;

• подобрана иллюстрированная литература с фольклорными произведениями.

На основном этапе в группе раннего возраста организована работа, с использованием фольклорных произведений на протяжении всего дня, включая их в различные режимные моменты.    

Потешки используем  не только в режимных моментах и на занятиях, но и в организованной образовательной и совместно - партнерской деятельности.

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ, используемые при реализации проекта:

1. Обыгрывание сюжета потешки.

В  ходе  ООД  с  детьми  используются  наглядные  средства  (игрушки,  картинки, иллюстрации и т.д.) с помощью которых создается развернутая картина действий. Одним из главных приемов наглядности является прием инсценирования произведения. С его помощью можно добиться предельного понимания содержания. Прием инсценировки сочетается  с  синхронным  чтением,  что  помогает  соединить  зрительные  и  слуховые стимулы.

Помимо этого, с помощью потешек дети учатся разнообразным выразительным движениям. Например, дети показывают, как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса, топает бычок, скачет и подается козлик, осторожно ходит котик, как музыканты работают на разных музыкальных инструментах (балалайке, дудочке, гармошке) и т.д.

2. Словесные игры.

3. Подвижные и хороводные игры (У медведя во бору)

4. Пальчиковая гимнастика.

5. Чтение потешек с одновременной демонстрацией иллюстраций.

6. Логоритмика.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ:

В первые годы жизни ребенок почти все время находится в окружении самых близких людей, и только в совместной работе с родителями можно развить интерес и любовь к богатству и красоте всего, что его окружает, к народному искусству. Поэтому, для работы с родителями по этой теме запланировано:

- Наглядная агитация (консультации для родителей «Игры с потешками дома», «Развиваем мелкую моторику», раздел в уголке для родителей «Что мы учим»);

- Информационно-аналитическая  - оформление папки-передвижки;

- Познавательная (беседы о значимости потешек в развитии ребенка).

Благодаря  данному  проекту,  диагностика  уровня  речевого  развития  показала хорошие результаты у детей нашей группы.

РЕЗУЛЬТАТ ПРОЕКТА:

Этот проект показывает, что целенаправленное и систематическое использование потешек помогает детям овладеть:

1. Родным языком;

2. Разными видами деятельности (лепка, рисование, конструирование, физическое и музыкальное развитие);

3. Первоначальными навыками самообслуживания и гигиены.

Результатом  проекта являются  положительные  эмоции,  веселое,  бодрое настроение моих детей, которое помогает овладеть родным языком, развивает память, воображение,  мышление,  дает  возможность  побегать,  попрыгать,  т.е.  всесторонне развивает ребенка.

Дети во время игры осуществляли самостоятельный перенос действий, ситуаций полюбившихся потешек в игры и в повседневную деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по познавательно – речевому развитию детей в первой младшей «А» группе Тема проекта: «Потешки - помощники»

Особую роль в развитии детей младшего дошкольного возраста играют потешки. Неповторимое своеобразие потешки особенно ценно для ребёнка. Активизирующее воздействие оказывает звуковой речевой поток. Дет...

«Потешки - помощники»

Регулярное использование потешек в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. В результате общения с фолькло...

Консультация для родителей "Потешки-помощники"

. Фольклорные произведения, начиная с колыбельных песенок, потешек и кончая пословицами, сказками, дают детям уроки на всю жизнь: уроки нравственности, трудолюбия, доброты, дружбы, взаимопомощи....

Проект по речевому развитию детей раннего возраста «Потешки - помощники»

Создать необходимые условия для положительных эмоций, развития речевых навыков ребёнка...

Консультация для родителей "Потешки – помощники в воспитании детей"

Хотите сделать своему малышу поистине бесценный подарок? Используйте в общении с крохой все богатство русской речи и фольклора....

Проект "Потешки-помощники"

Проект предназначен для работы с детьми раннего возраста....

Консультация для родителей «Потешки – помощники в воспитании детей»

Дети любят потешки! И это не просто слова. Малые формы фольклора – это первые художественные произведения, которые слышит ребёнок, и которые развивают его....