Проект по познавательно – речевому развитию детей в первой младшей «А» группе Тема проекта: «Потешки - помощники»
проект (развитие речи, младшая группа) по теме
Особую роль в развитии детей младшего дошкольного возраста играют потешки. Неповторимое своеобразие потешки особенно ценно для ребёнка. Активизирующее воздействие оказывает звуковой речевой поток. Дети выделяют речь из всех других звуковых сигналов, оказывают ей предпочтение. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся слова, восклицания и эмоциональное обращение невольно заставляют малыша прислушаться, повторять слова. Повторяющиеся звукосочетания, слова, их напевность создают эффект музыкальности. С их помощью у ребёнка развивается речевой слух, произношение звуков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект: «Потешки - помощники» | 21.3 КБ |
prezentatsiya_proekta_poteshki_-_pomoshchniki.pptx | 2.39 МБ |
Предварительный просмотр:
МКДОУ «Верхнемамонский детский сад №1
Верхнемамонского муниципального района
Воронежской области»
Проект
по познавательно – речевому развитию детей
в первой младшей «А» группе
Тема проекта: «Потешки - помощники»
Подготовила:
воспитатель МКДОУ
«Верхнемамонский детский сад № 1 Верхнемамонского муниципального района Воронежской области»
Сарычева Н.М.
2014 год
Тема проекта: «Потешки - помощники»
Цель проекта: Создать необходимые условия для положительных эмоций, развития речевых навыков ребёнка, памяти, воображения, мышления; для пробуждения познавательной активности, самостоятельности детей.
Задачи проекта:
- Приучать детей слушать короткие, доступные по содержанию потешки.
- Стимулировать детей повторять за воспитателем слова и фразы из потешек.
- Формировать грамматический строй речи.
- Развивать монологическую и диалогическую речь детей.
- Развивать мелкую моторику детей.
- Воспитывать звуковую культуру речи.
Участники проекта: Дети группы, родители, воспитатели.
Длительность проекта: долгосрочный (первая младшая – вторая младшая группа).
Обоснование проблемы:
Особую роль в развитии детей младшего дошкольного возраста играют потешки. Неповторимое своеобразие потешки особенно ценно для ребёнка. Активизирующее воздействие оказывает звуковой речевой поток. Дети выделяют речь из всех других звуковых сигналов, оказывают ей предпочтение. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся слова, восклицания и эмоциональное обращение невольно заставляют малыша прислушаться, повторять слова. Повторяющиеся звукосочетания, слова, их напевность создают эффект музыкальности. С их помощью у ребёнка развивается речевой слух, произношение звуков.
Важную роль в чтении потешки играет ритм. Речь детей сопровождается движением рук. Доказано, что между речевой функцией и общей двигательной системой существует тесная связь. Совокупность движения тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует снятию напряжения, учит соблюдению речевых пауз, помогает избавиться от монотонности речи, нормализует ее темп и формирует правильное произношение. Заучивание стихотворных текстов и потешек с участием рук и пальцев приводит к тому, что ребенок лучше запоминает, развивается воображение и активизируется мыслительная деятельность малыша.
Регулярное использование потешек в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.
Большое значение имеют потешки для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. В результате общения с фольклорными произведениями ребенку передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, грусть, нежность. Они расширяют словарный запас малыша, активизируют познавательное и умственное развитие, способствуют ознакомлению с окружающим миром, в результате чего развивается их восприимчивость и чувствительность, формируется гуманное отношение к миру.
Механизм реализации:
Для достижения поставленной цели я планирую на подготовительном этапе:
- подобрать фольклорный материал с учетом возраста детей;
- подобрать иллюстрированную литературу с фольклорными произведениями;
- разработать конспекты занятий;
- составить картотеку потешек для всех режимных моментов;
- ознакомить родителей с целями и задачами проекта;
- подобрать консультации для родителей.
На основном этапе в первой младшей группе организовать работу, с использованием фольклорных произведений на протяжении всего дня, включая их в различные режимные моменты. Во второй младшей группе использовать потешки не только в режимных моментах, но и в организованно образовательной и совместно-партнерской деятельности.
Методы и приёмы, используемые для реализации проекта:
- Чтение потешек с одновременной демонстрацией иллюстраций.
- Беседы по содержанию потешек.
- Обыгрывание сюжета потешки.
В ходе организованно образовательной деятельности с детьми используются наглядные средства (игрушки, картинки, иллюстрации и т.д.) с помощью которых создается развернутая картина действий. Одним из главных приемов наглядности является прием инсценирования произведения. С его помощью можно добиться предельного понимания содержания. Прием инсценировки сочетается с синхронным чтением, что помогает соединить зрительные и слуховые стимулы. Помимо этого, с помощью потешек дети учатся разнообразным выразительным движениям. Например, дети показывают, как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса, топает бычок, скачет козлик, осторожно ходит котик, как музыканты работают на разных музыкальных инструментах (балалайке, дудочке, гармошке) и т.д.
- Словесные игры.
- Подвижные и хороводные игры («У медведя во бору»).
- Пальчиковая гимнастика.
Работа с родителями:
В первые годы жизни ребенок почти все время находится в окружении самых близких людей, и только в совместной работе с родителями можно развить интерес и любовь к богатству и красоте всего, что его окружает, к народному искусству. Поэтому, для работы с родителями по этой теме запланировано:
- Наглядная агитация (консультации для родителей «Игры с потешками дома», «Развиваем мелкую моторику», раздел в уголке для родителей «Что мы учим»);
- Познавательная (беседы о значимости потешек в развитии ребенка).
На заключительном этапе предполагаю провести развлечение «В гости к бабушке Арине».
Ожидаемый результат:
Целенаправленное и систематическое использование потешек помогает детям овладеть:
1. Родным языком;
2. Разными видами деятельности (лепка, рисование, конструирование, физическое и музыкальное развитие);
3. Первоначальными навыками самообслуживания и гигиены.
Итог проекта:
Составление папки «Потешки – помощники». Папка будет содержать:
- Картотеку потешек;
- Конспекты занятий;
- Консультации и наглядную информацию для родителей.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель проекта: Создать необходимые условия для положительных эмоций, развития речевых навыков ребёнка, памяти, воображения, мышления; для пробуждения познавательной активности, самостоятельности детей.
Задачи проекта: Приучать детей слушать короткие, доступные по содержанию потешки. Стимулировать детей повторять за воспитателем слова и фразы из потешек. Формировать грамматический строй речи. Развивать монологическую и диалогическую речь детей. Развивать мелкую моторику детей. Воспитывать звуковую культуру речи.
Подготовительный этап: подобрать фольклорный материал с уче-том возраста детей; подобрать иллюстрированную литерату-ру с фольклорными произведениями; разработать конспекты занятий; составить картотеку потешек для всех режимных моментов; ознакомить родителей с целями и задача-ми проекта; подобрать консультации для родителей.
Основной этап: Чтение потешек с одновременной демонстрацией иллюстраций. Беседы по содержанию потешек. Обыгрывание сюжета потешки.
потешки во время укладывания спать . Тихо-тихо-тихо-тихо, В наши двери входит Тихон, Не аукать, не кричать, А баюкать и качать. Тихон песенку поет, Сны ребятам раздает: «В этом сне – воздушный шарик, В этом сне - собака Шарик, В этом – голуби летят, В этом – дети спать хотят». Тихо-тихо-тихо-тихо, Сумрак, дрема и покой. Дети спят. Уходит Тихон В тихий домик за рекой.
Потешки, которые помогают успокоить Не плачь, не плачь, Куплю калач. Не хнычь, не ной, Куплю другой. Слезы утри, Дам тебе три. *** У киски боли, У собачки боли, А у моего малыша Заживи-заживи-заживи.
Потешки, можно использовать во время приготовления еды. Трушки ту-тушки ! Пекла бабка ватрушки. Всем по ватрушке Да молока по кружке. Ладушки, ладушки! Пекла бабка оладушки. Маслом поливала, Всех угощала. *** Лепим, лепим пирожки, Замесили из муки, Сели мы на лавочку, Угостили бабушку, Побежали в огород, Там собрался весь народ, Вот котёнку пирожок, Вот утёнку пирожок, И Серёжке на зубок.
Купаем малыша с потешкой. Мы пойдем купаться И в воде плескаться, Брызгаться, резвиться, Будет Настя мыться. Мы помоем ножки Нашей милой крошке, Вымоем ручонки Маленькой Настёнке, Спинку и животик, Личико и ротик - Чистая какая Доченька родная!
Дождик, дождик, Полно лить, Малых детушек Мочить! Радуга-дуга, Не давай дождя, Давай солнышка, Колоколнышка ! Солнышко, солнышко, Выгляни в окошко! Солнышко, нарядись, Красное, покажись! Ждут тебя детки, Ждут малолетки. Не иди, дождик, где косят, А иди, где просят. Не иди, дождик, где жнут, А иди, где ждут! Радуга-дуга Ах ты, радуга-дуга, И туга, и высока!
Ожидаемый результат Целенаправленное и систематическое использование потешек помогает детям овладеть: 1. Родным языком; 2. Разными видами деятельности (лепка, рисование, конструирование, физическое и музыкальное развитие); 3. Первоначальными навыками самообслуживания и гигиены.
Итог проекта Составление папки «Потешки-помощники». Папка будет содержать: Картотеку потешек; Конспекты занятий; Консультации и наглядную информацию для родителей.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно- речевому развитию детей в первой младшей группе: "В лесу".
Интегрированное занятие: ознакомление с окружающим и развитие речи.1 младшая группа.Цели:1. Формировать представления у детей о диких животных, их внешнем виде, питании.2.Воспитывать отзывчивость, доб...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно- речевому развитию детей в первой младшей группе: "Дикие животные".
Интегрированное занятие: ознакомление с окружающим и развитие речи.1 младшая группа.Цели:1. Формировать представления у детей о диких животных, их внешнем виде, питании.2.Воспитывать отзывчивость, доб...
Познавательно-речевое развитие детей в первой младшей группе
Общение ребенка с взрослым является первостепенным условием развития познавательного интереса к окружающему миру. Именно в процессе общения с взрослым ребенок « присваивает» их социальный опыт взаимод...
Итоговое интегрированное занятие по познавательно - речевому развитию "Волшебное путешествие" (первая младшая группа)
Конспект занятия в первой младшей группе...
Проект по познавательно – речевому развитию детей в первой младшей группе: «Потешки – наши помощники»
Родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом порождающим личность.Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относить...
Проект по познавательно – речевому развитию детей в первой младшей группе «Василёк»
Создать необходимые условия для положительных эмоций, развития речевых навыков ребёнка, памяти, воображения, мышления; для пробуждения познавательной активности, самостоятельности детей. Овладение род...
Проект по познавательно – речевому развитию детей в первой младшей группе «Почемучки»Тема проекта: «Потешки – наши помощники»
Создать необходимые условия для положительных эмоций, развития речевых навыков ребёнка, памяти, воображения, мышления; для пробуждения познавательной активности, самостоятельности детей род...