Рабочая программа кружковой работы по ознакомлению дошкольников с содержанием сказок и повышению интереса к художественной литературе «Юный читатель»
рабочая программа по художественной литературе (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Программа кружка по ознакомлению с художественной литературой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа кружка31.94 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа кружковой работы по ознакомлению дошкольников с содержанием сказок и повышению интереса к художественной литературе «Юный читатель»

Пояснительная записка.

«Основная задача взрослых –

Открыть в ребёнке талант читателя».

С.Я.Маршак.

 

«Детские книги пишутся для воспитания,

а воспитание – великое дело».

В.Г.Белинский.

Введение.

Не секрет, что за последние десятилетия в нашей стране наметилась негативная тенденция: значительное снижение к чтению книг вообще и художественной литературы в частности. На наш взгляд, существует ряд факторов, вызвавших это явление.

Во-первых, глобальная информатизация объективного пространства, окружающего каждого человека: посредством Интернета как дети, так и взрослые могут беспрепятственно и без особого труда получить любые данные по любой теме, в том числе и «сжатый» вариант любого литературного произведения. Ясно, что художественная ценность и неповторимость авторского произведения в таком варианте просто уничтожается и литературный шедевр становится набором, кратким перечнем основных событий жизни героев. О какой привлекательности такого чтения может идти речь?

Во-вторых, засилье в СМИ (телевидении, прессе) рекламы, формирующей у ребёнка представление о псевдоценностях в жизни человека. Дети многое знают о бытовой электронике, автомобилях, сотовых телефонах. Они уверены, что настоящий Человек – это успешный бизнесмен, непременно выходящий из роскошной иномарки и раздающий указания подчинённым по самой последней модели телефона. Но нет ни одного рекламного ролика, ни одной телевизионной передачи, пропагандирующих КНИГУ как непременную часть духовной жизни современного культурного человека!

В-третьих, объективные экономические и финансовые трудности приводят к тому, что взрослые вынуждены посвящать все свои мысли и своё время зарабатыванию материальных благ. Они даже и не вспоминают о книгах! Психологами же доказано, что именно родители являются образцом для подражания для детей. Если родители не читают, нельзя ожидать этого от детей.

Но есть и ещё одна причина. И кроется она в системе дошкольного образования. Многие воспитатели в современных детских садах настолько увлечены непосредственным обучением детей, что книга является для них чем-то второстепенным. А при обращении к художественной литературе практикуют «школьные» приёмы: чтение и пересказ. Результат печален: интерес ребёнка к детской книге гаснет. И чем старше становятся дети, тем реже они берут в руки произведения известных писателей. А в школьном возрасте они делают это по принуждению – «потому что задали».

Это означает, что дети лишаются целого мира – мира художественной литературы, помогающего душе трудиться, развивающего человека как интересную личность.

Художественная литература должна занимать в жизни ребёнка важное место. Тем более, что Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования выделяют чтение художественной литературы в отдельную образовательную область, призванную помочь в формировании у дошкольника целостной картины мира.

В.А.Сухомлинский говорил: «Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг».

Повернуть дошкольное образование «лицом» к активной работе с книгой - вовсе не повод отказываться от обучающих задач, количество которых в последнее время возросло в связи с усложнением школьных программ, к усвоению которых мы должны подготовить ребёнка в детском саду. Напротив, систематическая и разнообразная работа с художественной литературой поможет более успешно вести обучение малышей, сделать это обучение более лёгким и интересным, что необыкновенно актуально для оптимизации образовательного процесса в ДОУ.Система работы, изложенная в данной программе, как раз и помогает соединить в себе воспитание ребёнка как личности, формирование интереса к книге и интеллектуальное развитие дошкольников. 

Рабочая программа по приобщению дошкольников к книге разработана с учётом требований и отдельных положений нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность ДОУ:

  • Концепция модернизации российского образования на период до 2010года; 
  • Закон «Об образовании Российской Федерации»; 
  • Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении; 

Цель данной рабочей программы – повышение интереса детей к работе с книгой и дополнительное развитие их познавательных и речевых умений на материале любимых сказок.      

Базовой основой программы являются задачи воспитания и развития детей, представленные в образовательной области «Чтение художественной литературы» Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство».

Дополнительным компонентом содержания данной программы является методика Л.Б.Фесюковой «Воспитание сказкой».

Главными теоретическими идеями, положенными в содержание программы, являются взгляды Д.Родари, Л.Б.Фесюковой и авторов технологии ТРИЗ, заключающиеся в том, что к использованию сказочного материала необходимо подходить нетрадиционно. Это значит - научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один. Тогда сказка (впрочем, как и любая книга) будет восприниматься ребёнком как источник увлекательных, необычных занятий, новых открытий и знаний. Подробные методические рекомендации даны в Приложении № 1.

Основными принципами построения программы являются:

  • Принцип дифференциации – разделение планирования деятельности по работе с содержанием книг по возрастам, для каждой возрастной группы отдельно;
  • Принцип интеграции и комплексного подхода – объединение в содержании каждого занятия различных видов речевой, мыслительной и продуктивной деятельности в единый комплекс, направленный на решение строго определённого круга программных задач. Кроме того, содержание деятельности связано с такими образовательными областями как «Познание», «Социализация», «Коммуникация». 
  • Принцип позитивной эмоциогенности – организация взаимодействия с детьми, сопровождающаяся получением удовольствия каждым ребёнком как результата активного, занимательного игрового взаимодействия взрослого с ребёнком и общения с литературным произведением; 

Основными задачами программы являются:

1. Воспитание у детей дошкольного возраста позиции активного читателя, интереса и уважения к книге как источнику культуры и информации.

2. Поддержание и развитие детской эмоциональности.

3. Активизация речевого и мыслительного творчества детей.

4. Развитие памяти, внимания, основных познавательных и речевых умений дошкольников.

Иными словами, данная рабочая программа ЯВЛЯЕТСЯ ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ по отношению к основной программе, реализуемой в ДОУ, так как помогает процессу воспитания и развития дошкольников

Срок реализации данной рабочей учебной программы – 3 года. Содержание рассчитано на детей от 4-х до 7-ми лет.

К началу реализации содержания программы необходимо, чтобы дошкольники имели круг конкретных представлений, связанный с социальным миром, миром предметов, природы, в основном обладали средним уровнем развития речевых и познавательных процессов. Реализовать содержание данной программы возможно в совместной деятельности, в форме кружковой работы.

Данная работа организуется в средней, старшей и подготовительной группах с октября по апрель каждого учебного года включительно в форме кружковой работы, дополняющей и обогащающей реализацию образовательной области «Чтение художественной литературы». Кружок проводится 1 раз в неделю, 4 раза в месяц.

Ежемесячно проводится углублённая работа по содержанию двух литературных произведений. В январе – 1 произведение в связи с наличием каникулярного времени. В течение учебного года по данной методике отрабатывается 13 произведений в каждой возрастной группе.

В зависимости от уровня развития и подготовленности дошкольников, а также в зависимости от сложности и объёма произведения каждое из них может рассматриваться как на одном, так и на двух-трёх занятиях. Виды деятельности и «разделы» методики Л.Фесюковой подбираются воспитателем для каждого занятия с опорой на содержание планов. К содержанию каждой конкретной сказки педагог и воспитанники обращаются и в совместной деятельности.

Условия реализации рабочей программы «Сказки – добрые друзья»

1. К одному из основных условий успешной реализации данной программы можно с уверенностью отнести личную заинтересованность педагога в процессе общения с литературным произведением. Постоянные положительные отзывы о процессе чтения, рассказы из личного опыта взрослого о том, как в жизни ему помогала книга, искренний интерес к игровым занимательным упражнениям, организуемым в процессе работы кружка, - всё это настраивает ребёнка-дошкольника на продуктивную работу с книгой, повышает его мотивацию на чтение, слушание, усвоение содержания литературного произведения.

2. В процессе организации работы с книгой воспитателю необходимо учитывать возрастные и психологические особенности восприятия и понимания детьми литературного произведения на каждом возрастном этапе. Связаны эти особенности с расширением детского жизненного опыта, круга конкретных представлений, читательского опыта. С возрастом у дошкольников появляются умения более осознанно воспринимать литературное произведение, способности устанавливать причинные связи в сюжете и т.д. (Особенности восприятия детьми литературного произведения изложены в Приложении № 2).

3. Важным моментом в успешности работы по приобщению детей к работе с книгой является соответствующее оснащение предметно-развивающей среды в ДОУ с привлечением детей к данной деятельности. В группе непременно должен быть книжный уголок, в котором организуются книжные выставки. Так, если на одном из кружков рассматривалась, к примеру, сказка «Маша и медведь», то совместно с детьми и родителями в уголке могут быть организованы следующие выставки: а) данная сказка в разных изданиях или иллюстрированная разными художниками; б) другие сказки, в которых действуют медведи; в) любимые сказки, в которых действуют одновременно и люди, и животные. Выставка должна быть «активно действующей»: не просто украшать группу, а обеспечивать возможности для деятельности дошкольников: желание познакомиться и побеседовать о выставленной литературе, желание рассказать о книгах, принесённых из дома и т.д.

4. Из предыдущего условия вытекает следующее – постоянное обращение в совместной деятельности к книге как к помощнику, источнику информации и дополнительных впечатлений, отображаемых в последствии в играх. По окончании кружка в этот же день либо на следующий организуется «Книжкина мастерская» (совместный труд по ремонту и обновлению книг). Приемлемы такие формы работы, как сочинение собственных сказок и изготовление самодельной книги. Здесь всё зависит от опыта и фантазии педагога. Самое главное, ребёнок должен видеть - прочитанная, изученная книга не отбрасывается и не забывается – к ней обращаются постоянно.

5. Непременным условием является взаимодействие воспитателя, осуществляющего кружковую работу по данной рабочей учебной программе, с такими специалистами ДОУ, как музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию. Именно они помогут обеспечить богатство содержания развлечений, игр-драматизаций по мотивам сказок, разнообразить совместную деятельность воспитателя с детьми, обеспечить преемственность в работе педагогов ДОУ.

Тематический план

Средняя группа

Месяц

Тема

Кол-во занятий в неделю

Кол.-во занятий в месяц

Другие формы работы

(совместная деятельность)

10

1.«Репка».

 

2.«Колобок».

1 (3-я неделя)

 

1 (4-ая неделя)

1

 

1

Итого: 2

Аппликация в технике обрывания бумаги.

Настольный театр для детей 1-ой младшей группы

11

1.«Петушок и бобовое зёрнышко».

 

2. «Маша и медведь».

1 (1-ая неделя)

1 (2-ая неделя)

 

1 (3-ая неделя)

1 (4-ая неделя)

2

 

 

2

Итого: 4

Выставка коллекции семян бобовых в уголке экологии.

 

Выставка книг – данная сказка в разных изданиях.

12

1.«Теремок».

 

 

2. «Гуси-лебеди».

1 (1-ая неделя)

1 (2-ая неделя)

 

1 (3-ая неделя)

1 (4-ая неделя)

2

 

 

2

Итого: 4

Игра-конструирование «Современный теремок».

 

Коллективная работа: рисование иллюстрации к сказке.

01

1.«Кот, петух и лиса

1 (3-ая неделя)

1 (4-ая неделя)

2

Итого: 2

Кукольный театр для детей 2-ой младшей группы.

02

1. «Пых».

 

 

2. «Два жадных медвежонка».

1 (1-ая неделя)

1 (2-ая неделя)

 

1 (3-ая неделя)

1 (4-ая неделя)

2

 

2

Итого: 4

Эксперимент: замешивание теста, наблюдение за брожением дрожжевого теста.

Сочинение нового варианта сказки «Два дружных медвежонка». Изготовление книжки-самоделки.

03

1.«Лиса и заяц» («Заюшкина избушка»)

 

2. «У страха глаза велики».

1 (1-ая неделя)

1 (2-ая неделя)

 

1 (3-ая неделя)

1 (4-ая неделя)

2

 

 

2

Итого: 4

Игра-конструирование «Избушка для зайчика».

 

Выставка книг: произведения о трусости и храбрости. Беседы по содержанию выставки.

04

1.«Курочка Ряба».

 

 

2. «Кто сказал мяу?» В.Сутеев.

1 (1-ая неделя)

 

 

1 (2-ая неделя)

1 (3-ая неделя)

1 (4-я неделя).

1

 

 

3

Итого: 4

Инсценировка сказки для детей младшей группы.

 

Выставка книг: данная сказка в разных изданиях.

Фотовыставка кошек «Кто сказал мяу?»

Старшая группа

Месяц

Тема

Кол-во занятий в неделю

Кол-во занятий в месяц

Другие формы работы

(совместная деятельность)

10

1.Ненецкая сказка «Кукушка»

 

 

2. «Сказочка про козявочку».

1 (1-ая неделя)

1 (2-ая неделя)

 

1 (3-ая неделя)

1 (4-ая неделя)

2

 

 

2

итого: 4

Активизирующее общение: составление кодекса « Кто примерный сын, кто примерная дочь».

 

Выставка иллюстраций «Насекомые».

11

1. «Хаврошечка».

 

 

2. «Лиса и кувшин».

1 (1-ая неделя)

1 (2-ая неделя)

 

1 (3-ая неделя)

1 (4-ая неделя)

2

 

 

2

Итого: 4

Лепка панно из солёного теста «Сад для Хаврошечки».

 

Выставка книг «Сказки, где участвует лисичка-сестричка».

Драматизация сказки для детей 2-ой младшей группы.

12

1.«Дюймовочка». Г.Х.Андерсен.

 

 

 

2. «Свинопас». Г.Х.Андерсен.

1 (1-ая неделя)

1 (2-ая неделя)

 

 

1 (3-ая неделя)

1 (4-ая неделя)

2

 

 

 

2

Итого: 4

Выставка работ из природного и бросового материала «Комнатка для Дюймовочки».

Выставка книг: данная сказка, иллюстрированная разными художниками.

Лепка из солёного теста «Весёлые свинки», «Чудесный горшочек».

Выставка книг «Сказки Андерсена».

01

1. «Бобик в гостях у Барбоса». Н. Носов.

1 (1-ая неделя)

1 (2-ая неделя)

2

Итого: 2

Выставка книг «Собака – друг человека». Беседы по содержанию книг.

02

1. «Как собака друга искала?»

 

 

2. «Лисичка-сестричка и волк».

1 (1-ая неделя)

1 (2-ая неделя)

 

1 (3-ая неделя)

1 (4-ая неделя)

2

 

 

2

Итого: 4

Выставка книг о дружбе. Беседы по содержанию книг.

 

Драматизация сказки для родителей.

03

1.«Царевна-лягушка».

 

 

 

 

 

2. Ненецкая сказка «Айога»

1 (1-ая неделя)

1 (2-ая неделя)

 

 

 

 

1 (3-ая неделя)

1 (4-ая неделя)

2

 

 

 

 

 

2

Итого: 4

Выставка книг: данная сказка, иллюстрированная разными художниками.

Создание собственных иллюстраций к данной сказке с использованием разных изобразительных средств и техники изодеятельности.

 

Выставка книг о труде, взаимопомощи.

04

1. «Крылатый, мохнатый, масляный» (в обработке А.Толстого).

 

2. «Заяц-хваста».

 

 

1 (1-ая неделя)

1 (2-ая неделя)

 

1 (3-ая неделя)

1 (4-я неделя).

2

 

 

2

 

Итого: 4

Изготовление книжки-самоделки по сказке.

 

Выставка книг о нравственных качествах (скромность, смелость, храбрость и пр.)

Мастерская «Книжкина больница»

Подготовительная группа

Месяц

Тема

Кол-во занятий в неделю

Кол-во занятий в месяц

Другие формы работы

(совместная деятельность)

10

1.«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». А.С.Пушкин.

 

 

2. «Двенадцать месяцев». В обработке С.Маршака.

1 (1-ая неделя)

1 (2-ая неделя)

 

1 (3-ая неделя)

1 (4-ая неделя)

2

 

 

2

итого: 4

Выставка сказок А.С.Пушкина.

Викторина по сказкам А.С.Пушкина.

 

Коллективное панно «12 месяцев».

11

1. «Серебряное копытце». П.Бажов.

 

 

2. «Сивка-бурка».

1 (1-ая неделя)

1 (2-ая неделя)

 

1 (3-ая неделя)

1 (4-ая неделя)

2

 

 

2

Итого: 4

Создание коллекции камней и минералов, рассматривание, беседы.

 

Создание собственных иллюстраций к данной сказке с использованием разных изобразительных средств и техники изодеятельности.

12

1.«Гадкий утёнок». Г.Х.Андерсен.

 

 

 

2. «Мальчик-с-пальчик». Ш.Перро.

1 (1-ая неделя)

1 (2-ая неделя)

 

 

1 (3-ая неделя)

1 (4-ая неделя)

2

 

 

 

2

Итого: 4

Выставка сказок Андерсена. Беседы по содержанию выставки.

Мастерская «Книжкина больница».

 

Выставка сказок Ш.Перро.

Викторина по сказкам Ш.Перро.

01

1. «Лягушка путешественница». В.Гаршин.

1 (1-ая неделя)

1 (2-ая неделя)

 

 

 

2

Итого: 2

 

Составление плана путешествия лягушки.

Сочинение и записывание продолжения сказки.

Изготовление книжки-самоделки и иллюстраций к ней.

02

1. «Илья-Муромец и Соловей-разбойник».

 

 

2. «Крупеничка». Н.телешов.

1 (1-ая неделя)

1 (2-ая неделя)

 

1 (3-ая неделя)

1 (4-ая неделя)

2

 

 

2

Итого: 4

Выставка рисунков к сказке.

 

Создание коллекции круп. Изучение их свойств и сфер применения.

03

1. «Аленький цветочек». В.Аксаков.

 

 

 

2. «Финист - Ясный сокол»

1 (1-ая неделя)

1 (2-ая неделя)

 

 

1 (3-ая неделя)

1 (4-ая неделя)

2

 

 

 

2

Итого: 4

Продуктивная деятельность: выставка «волшебных» аленьких цветочков, изготовленных из природных и бросовых материалов.

 

Выставка книг: сказки с волшебными превращениями.

04

1. «Мороз Иванович». В.Одоевский.

 

 

 

2. «Конёк – горбунок». П.Ершов.

1 (1-ая неделя)

1 (2-ая неделя)

 

 

1 (3-ая неделя)

1 (4-я неделя).

2

 

 

2

Итого: 4

Изготовление иллюстраций к сказке с использованием разнообразных средств и нетрадиционных изобразительных техник.

 

Коллективное панно «Конёк-Горбунок».

Список литературы:

  1. Гриценко З.А. Пришли мне чтения доброго. – М.: Просвещение, 2001. – 144с.
  2. Детство. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайлова и др. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 528 с.
  3. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений. / Т.Н.Доронова, Е.В.Соловьёва, А.Е.Жичкина, С.И.Мусиенко. – М.: Линка-Пресс, 2001. – 224с.
  4. Дунаева Н. О значении художественной литературы в формировании личности ребёнка. // Дошкольное воспитание – 2007, № 6, с.35 – 40.
  5. Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников. // Дошкольное воспитание – 2005, № 5, с.28
  6. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. – М.: Просвещение, 1997. – 458с.
  7. Ярыгина А. Увлечь книгой. // Дошкольное воспитание – 2007, № 5, с. 41-50.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружковой работы по Художественно эстетическому развитию "Веселые капельки" подготовительная группа

составлена на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. КомаровойСрок реализации программы - 2015-2...

Рабочая программа кружковой работы "Юный любители природы"

Природа является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь....

Рабочая программа кружковой работы "Юные экологи"

Природа – удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребёнка-дошкольника трудно переоценить....

Рабочая программа кружковой работы художественно-эстетического направления «Оч-умелые ручки» для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)

Дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью детей осознавать поставленные перед ним цели...

Рабочая программа кружковой работы по художественно – эстетическому развитию «Маленький художник»

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первы...

Рабочая программа кружковой работы "Юный пешеход" для детей старшего дошкольного возраста

Самое дорогое у человека – это жизнь.  А жизнь ребенка дороже вдвойне, потому что он делает первые шаги в сложном мире, постигает день за днем всё новое и неизведанное для него....

рабочая программа кружковой работы по художественно-эстетическому развитию

программа для работы с детьми 4-7 лет. план работы на среднюю, старшую и подготовительную группы....