Конспект НОД по введению в художественную литературу. Л. Н. Толстой «Филиппок».
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)
Конспект занятия по введению в художественную литературу. Подготовительная к школе группа. Л. Н. Толстой "Филипок"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_tolstoy_filipok.docx | 22.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по введению в художественную литературу.
Л. Н. Толстой «Филиппок».
Цель: Формирование интереса дошкольников к художественной литературе.
Задачи:.
- познакомить детей с произведением Л .Н. Толстого «Филиппок»; учить понимать содержание рассказа, обеспечивая целостное восприятие текста;
- развивать логическое мышление, внимание, умение давать характеристику герою произведения, высказывать свои суждения по произведению, выражать эмоциональное отношение к прочитанному;
- формирование коммуникативных умений;
- воспитывать нравственные качества на примере поступков героев литературных произведений: чуткости, сопереживания, доброты, трудолюбия, терпения, целеустремлённости, желания учиться;
Результат: понимание смысла текста, размышление детей на тему «Стремление к учению». Умение определять эмоции героя. Знакомство с жанром – быль.
Словарная работа: слобода – улица; сенцы – коридор, подённая работа – непостоянная работа, которая оплачивается за отработанный день; пострелёнок – озорник; украдкой – скрытно; бедовый – шустрый, сообразительный.
Оборудование: демонстрационный материал - книга Л. Н. Толстого «Филиппок», картинка с изображением жилища разных времен и народностей, плакат с надписью «Филиппок», портрет писателя, черно – белая иллюстрация к др. произведению; раздаточный материал – листы бумаги с буквами алфавита разного формата и шрифта.
Ход:
- Работа с текстом до чтения.
- Ребята, я вчера была на экскурсии в музее «Ясная поляна», это место где родился и жил великий писатель Лев Николаевич Толстой. (Показ портрета) - Какие его произведения вы уже знаете? («Лев и собачка», «Орел», «Пожарные собаки»)
- И оттуда я вам привезла эту книгу. Называется она «Филиппок». Как вы думаете про кого она?
- Где он живет? (В деревне) Почему вы так думаете? (На картинке изображен лес)
- В какое время живет мальчик, в наше дни, или когда-то давно или может в далеком будущем? Почему?
(Показ рисунков деревенской избы и комнаты из господского дома)
А как вы думаете в каком доме живет Филиппок? (В бедном, об этом говорит его одежда)
- В те далекие времена люди жили по-разному: господа жили в богатых красивых домах, а крестьяне в бедных избах, спали на лавках, ели не досыта, одежды хватало не на всех. А детей в крестьянских семьях было много, и часто бывало, что валенки были одни на всех детей и носили их по очереди.
Ребята, как вы думаете, что же произошло с мальчиком? (Ответы детей)
- Ребята, а вы хотите послушать этот рассказ, узнать, о чем же он в самом деле?
-Это не простая история, а быль. Значит произошла в самом деле, а автор только записал ее. Садитесь поудобнее и слушайте.
II. Работа во время чтения.
Лев Николаевич Толстой
Филиппок
(Быль)
Был мальчик, звали его Филипп. Пошли раз все ребята в школу. Филипп взял шапку и хотел тоже идти. Но мать сказала ему: куда ты, Филиппок, собрался? — В школу. — Ты еще мал, не ходи, — и мать оставила его дома. (Как вы думаете, сколько мальчику было лет?)
Ребята ушли в школу. Отец еще с утра уехал в лес (Как вы думаете, зачем?), мать ушла на поденную работу (поденная значит не постоянная, которая оплачивается за отработанный день). Остались в избе Филиппок да бабушка на печке. Стало Филиппку скучно одному, бабушка заснула, а он стал искать шапку. Своей не нашел, взял старую, отцовскую и пошел в школу.
Школа была за селом у церкви. Когда Филипп шел по своей слободе (улице), собаки не трогали его, они его знали. Но когда он вышел к чужим дворам, выскочила Жучка, залаяла, а за Жучкой большая собака Волчок. Филиппок бросился бежать, собаки за ним. Филиппок стал кричать, споткнулся и упал.( Как вы думаете, страшно было Филиппку?) Вышел мужик, отогнал собак и сказал: куда ты, постреленок (озорник), один бежишь? Филиппок ничего не сказал, подобрал полы (край одежды) и пустился бежать во весь дух (Во весь дух, как это? – очень быстро, что есть сил). Прибежал он к школе. На крыльце никого нет, а в школе слышно гудят голоса ребят. На Филиппка нашел страх: что, как учитель меня прогонит? И стал он думать, что ему делать. Назад идти — опять собака заест, в школу идти — учителя боится. Шла мимо школы баба с ведром и говорит: все учатся, а ты что тут стоишь? Филиппок и пошел в школу. В сенцах (коридор) снял шапку и отворил дверь. Школа вся была полна ребят. Все кричали свое, и учитель в красном шарфе ходил посередине.
— Ты что? — закричал он на Филиппка. Филиппок ухватился за шапку и ничего не говорил. — Да ты кто? — Филиппок молчал. — Или ты немой? — Филиппок так напугался, что говорить не мог. — Ну так иди домой, коли говорить не хочешь. — А Филиппок и рад бы что сказать, да в горле у него от страха пересохло. Он посмотрел на учителя и заплакал. Тогда учителю жалко его стало. Он погладил его по голове и спросил у ребят, кто этот мальчик.
— Это Филиппок, Костюшкин брат, он давно просится в школу, да мать не пускает его, и он украдкой пришел в школу.
— Ну, садись на лавку возле брата, а я твою мать попрошу, чтоб пускала тебя в школу.
Учитель стал показывать Филиппку буквы, а Филиппок их уж знал и немножко читать умел.
— Ну-ка, сложи свое имя. — Филиппок сказал: хве-и-хви, ле-и-ли, пе-ок-пок. — Все засмеялись.
— Молодец, — сказал учитель. — Кто же тебя учил читать?
Филиппок осмелился и сказал: Костюшка. Я бедовый (шустрый), я сразу все понял. Я страсть какой ловкий! — Учитель засмеялся и сказал: а молитвы ты знаешь? — Филиппок сказал; знаю, — и начал говорить Богородицу (раньше в школах учили молитвы); но всякое слово говорил не так. Учитель остановил его и сказал: ты погоди хвалиться, а поучись.
С тех пор Филиппок стал ходить с ребятами в школу.
- Работа после чтения.
- Ну, как вы думаете, Филиппок добился своей цели? Какой? (Пошли раз все ребята в школу. Филипп взял шапку и хотел тоже идти.)
- О чем здесь хотел нам сказать автор? (Филиппок очень хотел учиться)
- Что же случилось дальше?( Но мать сказала ему: куда ты, Филиппок, собрался? — В школу. — Ты еще мал, не ходи, — и мать оставила его дома.)
- Послушался Филиппок маму? (Нет) (Бабушка заснула, а он стал искать шапку. Своей не нашел, взял старую, отцовскую и пошел в школу.)
- А Филиппок правильно сделал? (Нет, мать ему на разрешила.)
- Но Филиппок так хотел учиться, что даже не побоялся гнева отца с матерью, так ему хотелось в школу.
- А теперь давайте вспомним, что же приключилось с мальчиком по дороге? (Когда Филипп шел по своей слободе (улице), собаки не трогали его, они его знали. Но когда он вышел к чужим дворам, выскочила Жучка, залаяла, а за Жучкой большая собака Волчок. Филиппок бросился бежать, собаки за ним. Филиппок стал кричать, споткнулся и упал.)
-Кто спас мальчика от собак? (мужик)
- Авы бы, ребята, испугались?
- Дошел он до школы? Несмотря на все опасности, которые подстерегали Филиппка по дороге, он все-таки дошел до школы, потому, что очень хотел учиться.
- А как встретил учитель мальчика? (начал кричать на мальчика)
- Почему? (помешал вести урок)
Потом учитель начал задавать вопросы. Отвечал Филиппок?(Нет) Почему?(испугался) А вы бы испугались? (Вот и Филиппок так напугался, что говорить не мог.)
- Что же произошло дальше? (Он посмотрел на учителя и заплакал. Тогда учителю жалко его стало. Он погладил его по голове и спросил у ребят, кто этот мальчик.) И тогда учитель разрешил Филиппку сесть на лаву, возле брата, и сказал: я твою мать попрошу, чтоб пускала тебя в школу.
- Почему учитель разрешил мальчику остаться? (Увидел, что он очень хочет учиться, а учиться никогда не рано и никогда не поздно).
- Сел Филиппок, что произошло потом? (Учитель стал показывать Филиппку буквы, а Филиппок их уж знал и немножко читать умел.)
- Сумел Филиппок сложить свое имя? (Нет) Давайте поможем мальчику сложим из букв его имя. Подходите к столам и попробуйте справится с этим заданием.
Самостоятельная работа детей.
- А чем же закончилась эта история? (С тех пор Филиппок стал ходить с ребятами в школу.)
- Ребята, а чему мы можем научиться у Филиппка? (Желанию учиться, стремлению к знаниям.) Именно это и хотел сказать нам автор – Лев Николаевич Толстой.
Вам понравилась эта быль?
IV. Прогнозирование темы будущего чтения.
Воспитатель вешает нераскрашенную иллюстрацию к рассказу «Акула»
Ребята, у меня есть две иллюстрации как вы думаете, какая подходит к этому произведению?
- Хотите раскрасить эту картинку? Может кто-то захочет нарисовать Филиппка и других персонажей этого замечательного рассказа Льва Николаевича Толстого. А эта картинка – иллюстрация к другому рассказу Толстого, с которым мы познакомимся в следующий раз.
- Лев Николаевич, какой по характеру, если смог написать такую историю? (Добрый, мудрый, душевный).
- У Льва Николаевича Толстого было много детей, и он всегда думал и заботился не только о них, но и помогал детям крестьян и рабочих, которые жили очень бедно. Он даже открыл сам, на свои деньги, для деревенских детей школу, ведь тогда в школах учились не все, а только те дети, родители которых могли платить за обучение. Лев Николаевич видел в крестьянских ребятах ум, любовь к родине, сострадание, умение прийти на помощь в трудную минуту и стремление к учению.
Лев Николаевич Толстой написал много произведений как для взрослых, так и для детей, с некоторыми мы уже познакомились, а вы хотите услышать еще истории этого великого писателя?
А сейчас я предлагаю вам нарисовать, или раскрасить Филиппка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект Нод "Солнце и радуга" коммуникативной деятельности "Введение в художественную литературу"
конспект занятия по программе "Детский сад 2100"...
Чтение художественной литературы Л. Н. Толстой " Два товарища"
Познакомить детей с новым жанром – басней, с её особенностями, воспитывать чуткость к образному строю языка басни, понимать значение пословиц о дружбе, связывать значение пословицы с определённой ситу...
Конспект ООД по введению в художественную литературу"Для чего руки нужны" в группе предшкольной подготовки.
Данный конспект предназначен для проведения занятия по введению в художественную литературу с детьми старшего дошкольного возраста (6-7 лет)....
Конспект НОД по введению в художественную литературу. Л. Н. Толстой «Котенок»
Конспект НОД по введению в художественную литературу. Подготовительная к школе группа. Л. Н. Толстой "Котенок" (по технологии О. В. Чиндиловой)...
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой во второй младшей группе «Сказка Л.Н.Толстого «Три медведя».
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой во второй младшей группе «Сказка Л.Н.Толстого «Три медведя». Цели:познакомить со сказкой «Три медведя»...
Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой Тема: чтение сказки Л.Н.Толстого «Три медведя»
Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой Тема: чтение сказки Л.Н.Толстого «Три медведя»Цель: познакомить с содержанием сказки Л.Н.Толстого «Три медведя»За...
Конспект ООД "Чтение художественной литературы. Л.Н.Толстой «Пожар»
НОД в образовательной области "Речевое развитие" Тема "Чтение художественной литературы. Л.Н.Толстой «Пожар»...