Реализация системы работы по развитию книжной культуры у детей дошкольного возраста.
материал по художественной литературе

Реализация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.1.docx23.5 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация системы работы по развитию книжной культуры у детей дошкольного возраста

Проблема формирования книжной культуры у детей дошкольного возраста чрезвычайно актуальна во все времена.  В настоящее время просматривается глубокий дефицит чтения у детей, выход из которого не возможен без решения проблем раннего приобщения ребёнка к книге и чтению. В век компьютерных технологий, дети чаще обращаются к электронным текстам, чем к обычным книгам. При этом в отечественной науке детское чтение рассматривается, как важнейшее средство познания окружающего мира. 

Дошкольный возраст - сенситивный для включения ребёнка в читательскую деятельность, так как именно в эти годы у него формируется интерес к книге, и закладываются основы разносторонней читательской деятельности. 

Развитие основ книжной культуры как части духовной культуры, выраженной в знаниях, уважительном и бережном отношении к книге, в привитии интереса к чтению и направленной на развитие познавательного интереса и речевого творчества, должно осуществляться совместными усилиями педагогов и родителей. 

Интерес к книжной культуре, желание общаться с книгой формирует общество, в котором ребёнок воспитывается. 

Развитие книжной культуры в рамках литературного образования детей дошкольного возраста регламентируется Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО). В рамках реализации образовательной области «Речевое развитие» предусматривается овладение детьми речью как средством общения и культуры, знакомство с книжной культурой, детской литературой, а в художественно-эстетическом развитии – восприятие художественной литературы и фольклора. 

Одним из приоритетов государственной политики в области воспитания (в соответствии со «Стратегией развития воспитания в РФ» до 2025 г.) является формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой гражданской идентичности россиян и главным фактором национального самоопределения. В качестве одного из основных направлений реализации выделяется взаимодействие с родителями по формированию книжной культуры у детей дошкольного возраста. 

В качестве одного из направлений воспитания выделяется использование чтения, в том числе семейного, для познания мира и формирования личности, также создание условий для повышения у детей уровня владения русским языком. Данное обстоятельство актуализирует проблему формирования книжной культуры у детей дошкольного возраста. 

Научно-теоретическую основу проблемы составляют положения о необходимости литературного образования детей дошкольного возраста, выраженные в трудах Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, О.И. Никифоровой, Е.А. Флёриной, Е.И.Тихеевой и др. 

На важность приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи указывали педагоги, психологи, лингвисты (К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Л.С. Выготский, СЛ. Рубинштейн, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, Ф.А. Сохин, А.М. Шахнарович, Л.И. Айдарова и др.). 

В дошкольном возрасте закладываются основы общей культуры личности, одним из важных компонентов которой выступает книжная культура. 

Под «книжной культурой» понимается исторически обусловленная деятельность по созданию, распространению, потреблению и хранению книги. Книжная культура дошкольника - это осознанное отношение, чуткое восприятие и интерес ребёнка к книге. Книжная культура, как наука о книге приобретает роль связующего звена, позволяет сохранить не только духовные традиции прошлого, но и обеспечить их адаптацию в современных условиях развития информационных технологий. 

Приобщение к книжной культуре как части духовной культуры, выраженной в знаниях, уважительном и бережном отношении к книге, в привитии интереса к чтению, и направленной на развитие познавательного интереса и речевого творчества, должно осуществляться совместными усилиями педагогов и родителей. 

Литература была и остаётся тем видом искусства, который оперирует словом. И именно литературе даны большие возможности проникать в духовный мир человека, мир его чувств, мыслей. Именно она создаёт определённые незаменимые ценности, от которых зависит прогресс в духовной жизни общества. 

Входя в жизнь человека в раннем детстве, книга является учителем и другом, который помогает развивать память, интеллект, творческое воображение, способствует гармоничному нравственному и духовному развитию человека, обогащает его эмоции, внутренний мир. 

Художественная литература всегда признавалась основным средством речевого развития детей: знакомство с литературными произведениями вызывает интерес и воспитывает любовь к родному языку, его богатству и красоте, обогащает образную лексику, способствует развитию выразительности речи дошкольников. 

Назначение литературы и фольклора К.Д. Ушинский видел во введении « дитя…в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа». Не случайно ознакомление детей с произведениями народной словесности и литературы он считал одной из целей первоначального преподавания родного языка. Только усвоив мысль и чувство, создавшие формы языка, дитя…получает ключ к сокровищнице народного духа. Перефразируя классика педагогики можно сказать, что приобщение детей к родной и мировой литературе даёт им ключ к сокровищницам мировой культуры. 

Для Я.А. Каменского также было характерно подчеркивание роли родного языка как орудия познания человеком самого себя и окружающего его мира. При этом особое значение для раннего развития ребёнка имеет родной язык, который малыш осваивает, слушая и повторяя небольшие фольклорные тексты. Поэтому основными средствами развития маленьких детей он считал подражание образной речи взрослых, ритмические прибаутки, стихи, басни, сказки о животных. 

По словам Е.А. Флериной, произведения художественной литературы дают готовые языковые формы, словесные характеристики, которыми оперирует ребёнок. Средствами художественного слова ещё до школы, до усвоения грамматических правил ребёнок осваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой. 

Из книги ребёнок изучает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает излагать своё отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты, другие средства образной выразительности, владение которыми в свою очередь, служит развитию художественного восприятия литературных произведений. 

Восприятие художественной литературы рассматривается как активный волевой процесс, предполагающий не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя «событий», в мысленном действии, в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия. Е.А. Флерина называла характерной чертой такого восприятия единство «чувствующего» и «мыслящего». 

Под полноценным восприятием понимается способность читателя сопереживать не только героям, но и автору произведения, видеть динамику эмоций, воспроизводить в воображении картины жизни, созданные писателем, размышлять над мотивами, обстоятельствами, последствиями поступков персонажей, оценивать героев произведения, осваивать идею произведения. 

Воспитательная функция литературы осуществляется особым, присущим только искусству способом - силой воздействия художественного образа. По словам А.В. Запорожца, «эстетическое восприятие действительности представляет собой сложную психическую деятельность, сочетающую в себе как интеллектуальные, так и эмоционально- волевые мотивы». 

В своё время С.Я. Маршак писал в «Большой литературе для маленьких»: «Если в книге есть чёткая незаконченная фабула, если автор не равнодушный регистратор событий, а сторонник одних своих героев и противник других, если в книге есть ритмическое движение, а не сухая рассудочная последовательность, если вывод из книги не бесплатное приложение, а естественное следствие всего хода фактов, да ещё ко всему этому книгу можно разыграть, как пьесу, или превратить в бесконечную эпопею, придумывая к ней новые и новые продолжения, то это значит, что книга написана на настоящем детском языке». 

Л.С. Славина показала, что при соответствующей педагогической работе уже у малыша - пред дошкольника можно вызвать интерес к судьбе героя повествования, заставить ребёнка следить за ходом событий и переживать новые для него чувства. У пред дошкольников можно наблюдать лишь зачатки такого содействия и сопереживания героям художественного произведения. Более сложные формы восприятие произведения приобретает у дошкольника. Его восприятие художественного произведения носит чрезвычайно активный характер: ребёнок ставит себя на место героя, мысленно действует вместе с ним, борется с его врагами. Деятельность, осуществляющаяся при этом, особенно в начале дошкольного возраста, по психологической природе очень близка к игре. Но если в игре ребёнок реально действует в воображаемых обстоятельствах, то здесь и действия, и обстоятельства воображаемые. 

В течение дошкольного возраста развитие отношения к художественному произведению проходит путь от непосредственного наивного участия ребёнка в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия, которые для правильной оценки явления требуют умение занять позицию вне их, глядя на них как бы со стороны. 

Таким образом, литературное развитие дошкольника можно определить, как процесс качественных изменений в восприятии, интерпретации художественных текстов и способности к отражению литературного опыта в разных видах художественной деятельности. 

Выстраивая работу по ознакомлению детей дошкольного возраста с книжной культурой и художественной литературой необходимо учитывать возрастные особенности восприятия и в соответствии с этим формулировать ведущие задачи ознакомления с книгой на каждом  возрастном этапе. 

Кратко остановимся на возрастных особенностях восприятия книги. 

Для детей младшего дошкольного возраста характерны: 

- зависимость понимания текста от личного опыта ребенка; 

- установление легко осознаваемых связей, когда события следуют друг за другом; 

- в центре внимания главный персонаж, дети чаще всего не понимают его переживаний и мотивов поступков; 

- эмоциональное отношение к героям ярко окрашено; наблюдается тяга к ритмически организованному складу речи. 

В среднем дошкольном возрасте дети устанавливают простые причинные связи в сюжете, в целом правильно оценивают поступки персонажей. Также на пятом году жизни появляется реакция на слово, интерес к нему, стремление неоднократно воспроизводить его, обыгрывать, осмысливать. 

В старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать события, которых не было в их личном опыте, их интересуют не только поступки героя, но и мотивы поступков, переживания, чувства. Эмоциональное отношение к героям возникает на основе осмысления ребенком смысла произведения и учета всех характеристик героя. У детей формируется умение воспринимать текст в единстве содержания и формы. Усложняется понимание литературного героя, осознаются некоторые особенности формы произведения (устойчивые обороты в сказке, ритм, рифма). 

В исследованиях отмечается, что у ребенка 4 - 5 лет начинает в полной мере функционировать механизм формирования целостного образа смыслового содержания воспринятого текста. 

В возрасте 6 - 7 лет механизм понимания содержательной стороны связного текста, отличающегося наглядностью, уже вполне сформирован. 

Умение воспринимать литературное произведение, осознавать особенности художественной выразительности формируется постепенно на протяжении всего дошкольного возраста. 

Благодаря высокопрофессиональной иллюстрации, учитывающей особенности детского восприятия, возникает интерес к книге. Непозволительно акцентировать внимание только на текстовой информации. Художественно исполненная иллюстрация воздействует на ребенка, прежде всего, эстетически, дает ему познание жизни и познание искусства. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Цель работы - продемонстрировать развитие мелкой моторики, координации рук и непосредственное влияние мелкой моторики на развитие ребенка (его речевых, предметно0практических навыков). В данной методи...

Система работы по развитию связной образной речи детей дошкольного возраста.

Обогащение связной речи детей образно-выразительными средствами речи: сравнениями, эпитетами, олицетворениями, метафорами, синонимами и антонимами на материале формирования монологического выска...

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте инт...

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ УМЕНИЯ РАССЛАБЛЯТЬСЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОУ

Наше общество длительное время находится в процессе трансформации, который сопровождается ростом рационализации, соперничества и глобализации. Страх потери работы, повышение нагрузки для работающих ро...

"Система работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности"

Цель: рассказать об опыте работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные ви ды деятельности....