Система работы по развитию связной образной речи детей дошкольного возраста.
методическая разработка по развитию речи на тему

 Обогащение связной речи детей образно-выразительными средствами речи: сравнениями, эпитетами, олицетворениями, метафорами, синонимами и антонимами на материале формирования монологического высказывания. Дошкольное детство - период, когда осуществляется развитие образных форм познания действительности: восприятия, образного мышления, воображения, появляется готовность к овладению разнообразными знаниями об окружающем мире. В дошкольный период ребенок должен освоить программный минимум по развитию  фонетической, лексической и грамматической сторон речи, в итоге обладать связной монологической речью, которая является высшим достижением речевого развития дошкольников. Все это необходимо для успешного обучения в школе.

По мнению Н.В.Гавриш, родной язык может утратить свою силу, мощь и красоту, если не воспитывать у детей дошкольного возраста интерес к языковому богатству, не развивать умения использовать в своей речи разнообразные средства языка с первых лет жизни. Вопросами развития образности речи занимались многие ученые (В.В. Виноградов, Г.О. Винокур, Л.И. Тимофеев,  И.М. Шанский, Б.Н. Головин, А.А. Леонтьев, Г.А. Золотова, О.М. Дьяченко и т.д.), но, несмотря на это, данная проблема ещё остаётся открытой, поскольку в дошкольных учреждениях работа над образностью речи проводится в недостаточной мере. Все это делает проблему формирования образности речи чрезвычайно актуальной и важнейшим звеном в общей системе речевой работы.

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, сравнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем. Во-первых, речь дошкольников нередко бывает однообразной, дети  не употребляют в активной речи наречия, прилагательные, причастия. Во-вторых, речевая активность старших дошкольников во время игр и других видов самостоятельной деятельности значительно снижается: преобладают распоряжения и просьбы; названия предметов часто заменяются местоимениями; используют много частиц и модальных слов; оценка поступков, событий осуществляется с помощью постоянно используемых наречий «хорошо – плохо» и  прилагательных «хороший – плохой». Все это придает речи ситуативный характер. В-третьих,  к школьному обучению словарный запас детей составляет в среднем от 3-х до 5-6 тысяч слов, они практически владеют грамматикой родного языка, т.е. устно спрягают, склоняют, строят предложения. Начиная постигать основы наук, дети овладевают учебно-научным стилем речи. Однако, как ни печально, развитие их связной, тем более образной речи тормозится. Она становится менее эмоциональной, более трафаретной, наблюдается перенасыщение ее иностранными словами и выражениями, в результате  речь даже обедняется. И эта намечающая тенденция приводит, как правило, к грустным результатам: многие выпускники ДОУ и даже выпускники школ так и не овладевают в должной мере родным языком как средством общения: не умеют красиво и грамотно излагать мысли, не умеют писать сочинения и т.д. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_po_razvitiyu_svyaznoy_obraznoy_rechi.docx120.42 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\User\Documents\фото\портреты\CIMG1580.JPG

««Таланты создавать нельзя, но можно создавать культуру, то есть почву, на которой растут и процветают таланты. Чем больше и шире культура, тем чаще появляются таланты и гении…»

ГГ. Нейгауз

Тема опыта

 Система работы по развитию связной образной речи детей дошкольного возраста.

Идея опыта

 Обогащение связной речи детей образно-выразительными средствами речи: сравнениями, эпитетами, олицетворениями, метафорами, синонимами и антонимами на материале формирования монологического высказывания.

Условия формирования опыта

Основным направлением деятельности МАДОУ «Катюша» является познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста, поэтому работая в данном направлении:

  1. Прошла дистанционные курсы повышения квалификации в педагогическом университете «Первое  сентября» г. Москвы по теме «Развитие речи дошкольников как необходимое условие успешного личностного развития» в 2012 г.
  2. Обобщила  опыт работы:
  • по теме «Развитие связной монологической речи детей дошкольного возраста», который был опубликован в рамках педагогического марафона – 2008 в брошюре  «Обобщение передового педагогического опыта» в 2008 г. муниципального учреждения  «Управление образования Администрации города Лабытнанги»;
  • по теме «Использование методов и приемов технологии ТРИЗ-РТВ для развития творческих способностей детей дошкольного возраста», который был опубликован в рамках педагогического марафона – 2009 в сборнике материалов «Обобщение передового педагогического опыта» в 2009 г. муниципального учреждения «Управление образования Администрации города Лабытнанги».
  1. Изучила новинки методической литературы по данной проблеме.
  2. В результате работы выявлен значительный рост качественных показателей у воспитанников по усвоению основной  образовательной программы дошкольного образования (образовательной области «Коммуникация») на протяжении 4-х лет.

Все выше перечисленное способствовало продолжению работы по речевому развитию детей дошкольного возраста и натолкнуло на формирование данного опыта.  

 Теоретическая база опыта

В своей деятельности руководствовалась:

  • основными положениями  методики развития речи детей (Ф.А. Сохина, О.С. Ушаковой),
  • технологией ТРИЗ-РТВ;  а также методическими рекомендациями   специалистов - тризовцев (А.М. Страунинг, Т.А. Сидорчук, С.В. Лелюх, Н.Н. Хоменко, Л.Б. Белоусовой),
  • технологией Т.В. Большевой (мнемотехника),  
  • технологией Дж. Родари,
  • универсальной методикой работы со сказкой (Л.Б. Фесюковой).

 Актуальность и перспективность опыта.

Дошкольное детство - период, когда осуществляется развитие образных форм познания действительности: восприятия, образного мышления, воображения, появляется готовность к овладению разнообразными знаниями об окружающем мире. В дошкольный период ребенок должен освоить программный минимум по развитию  фонетической, лексической и грамматической сторон речи, в итоге обладать связной монологической речью, которая является высшим достижением речевого развития дошкольников. Все это необходимо для успешного обучения в школе.

По мнению Н.В.Гавриш, родной язык может утратить свою силу, мощь и красоту, если не воспитывать у детей дошкольного возраста интерес к языковому богатству, не развивать умения использовать в своей речи разнообразные средства языка с первых лет жизни. Вопросами развития образности речи занимались многие ученые (В.В. Виноградов, Г.О. Винокур, Л.И. Тимофеев,  И.М. Шанский, Б.Н. Головин, А.А. Леонтьев, Г.А. Золотова, О.М. Дьяченко и т.д.), но, несмотря на это, данная проблема ещё остаётся открытой, поскольку в дошкольных учреждениях работа над образностью речи проводится в недостаточной мере. Все это делает проблему формирования образности речи чрезвычайно актуальной и важнейшим звеном в общей системе речевой работы.

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, сравнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем. Во-первых, речь дошкольников нередко бывает однообразной, дети  не употребляют в активной речи наречия, прилагательные, причастия. Во-вторых, речевая активность старших дошкольников во время игр и других видов самостоятельной деятельности значительно снижается: преобладают распоряжения и просьбы; названия предметов часто заменяются местоимениями; используют много частиц и модальных слов; оценка поступков, событий осуществляется с помощью постоянно используемых наречий «хорошо – плохо» и  прилагательных «хороший – плохой». Все это придает речи ситуативный характер. В-третьих,  к школьному обучению словарный запас детей составляет в среднем от 3-х до 5-6 тысяч слов, они практически владеют грамматикой родного языка, т.е. устно спрягают, склоняют, строят предложения. Начиная постигать основы наук, дети овладевают учебно-научным стилем речи. Однако, как ни печально, развитие их связной, тем более образной речи тормозится. Она становится менее эмоциональной, более трафаретной, наблюдается перенасыщение ее иностранными словами и выражениями, в результате  речь даже обедняется. И эта намечающая тенденция приводит, как правило, к грустным результатам: многие выпускники ДОУ и даже выпускники школ так и не овладевают в должной мере родным языком как средством общения: не умеют красиво и грамотно излагать мысли, не умеют писать сочинения и т.д.

Гипотеза

Уровень развития  образной речи детей дошкольного возраста повысится, при следующих условиях:

  • педагоги дошкольного образования будут заинтересованными руководителями процесса речевого развития;
  • будет организовано специальное обучение образности речи с использованием различных форм работы не только на специальных занятиях по развитию речи, но и в режимных моментах;
  • при организации систематической работы в данном направлении.

Новизна опыта

Новизна опыта заключается в подборе и систематизации активных методов, приемов и технологий для развития образной речи детей дошкольного возраста, так как анализ методической литературы показал, что до сих пор отсутствует единое, научно-обоснованное содержание и методика обучения овладению образно-выразительными средствами. В некоторых методиках  отводится место развитию этих качеств языка, но знания даются отрывками,  не в системе. А мы знаем, что проводится не в системе - не дает качественного результата.

Построения  образовательного процесса строится с учётом  комплексно-тематического  принципа; принципа интеграции образовательных областей в различных видах детской деятельности, что соответствует   федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Желательна интеграция образовательных областей, как «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Музыка», «Художественное творчество», где связующим элементом выступает образ художественный и речевой.

Закрепляется и демонстрируется речевая деятельность детей  через следующие формы работы: конкурс чтецов, конкурс проектов «Я – исследователь», мини-олимпиады по развитию речи, сочинение мини-легенд, сказок и стихов, совместные мероприятия с родителями: литературные досуги, разного рода спектакли и инсценировки, праздничные концерты и развлечения.

Адресность опыта

Опыт работы может быть использован воспитателями, учителями – логопедами  дошкольных образовательных учреждений, а также педагогами дополнительного образования, заинтересованными родителями.

Все представленные методы и приемы могут быть использованы, как приложение к любой основной общеобразовательной программе дошкольного образования.

 Трудоемкость опыта

Материал и формы работы подобраны таким образом, чтобы педагогу было несложно подготовиться к занятию, а детям приблизиться к более естественным для них видам деятельности: игре, общению со взрослыми и сверстниками, беседе, трудовым поручениям, театрализованной деятельности, обыгрыванию ситуаций, экспериментированию и т.д.

Предполагается творческое отношение педагога к проведению занятий: использование дополнительной методической литературы, развивающих игр, демонстрационного  иллюстративного материала, аудио- и видеозаписей, компьютерных презентаций  и других имеющихся в детском саду пособий и материалов. Применение ТСО позволяет повысить уровень развития образного мышления, а также воспринимать материал в полном объеме и более качественно. Важно, чтобы демонстрационный материал   вызывал эмоциональный отклик у детей.

Для успешного внедрения данной системы работы с детьми дошкольного возраста важно создать необходимые условия:

  • так как дети дошкольного возраста в силу своих психологических особенностей легко усваивают то, что им интересно или то, что произвело на них большое впечатление, то важно  организовать данную деятельность детей так, чтобы она была радостной и желанной и обеспечивала психологический фундамент для подготовки детей к развивающему обучению;
  • речевая деятельность будет успешна при условии, если ребенок поймет, как, каким образом он может строить фразы с образными характеристиками; только тогда он получит удовольствие от этой деятельности;
  • желательно, чтобы педагог владел технологией ТРИЗ-РТВ, так как она является наиболее интересным, доступным, увлекательным и эффективным  способом организации образовательного процесса, где каждый ребенок занимает позицию активного творца и созидателя в процессе образовательной деятельности.  

Технология опыта

Описание опыта включает:

  • методы, приемы и технологии, применяемые в системе работы;
  • этапы работы;
  • распределение форм работы по возрастным группам;
  • приложения (подробное описание предложенных методов, приемов, технологий, дидактических игр).

 Система работы по развитию образной речи детей дошкольного возраста включает в себя следующие методы, приемы и технологии:

  • Речевые дидактические игры
  • Методы и приемы ТРИЗ – РТВ технологии
  • Мнемотехника
  • Малые фольклорные формы: песенки-потешки, пословицы, поговорки, фразеологические обороты, загадки
  • Работа со сказками
  • Поэтическое творчество
  • Синквейн
  • Рассматривание репродукций картин известных художников
  • Слушание музыкальных произведений

Анализируя методические аспекты развития речи,  условно выделим два этапа работы:

  1. Подготовительный этап (младший и средний дошкольный возраст).
  2. Основной этап  - непосредственное обучение (старший дошкольный возраст).

Работа с детьми  должна начинаться уже в младшем дошкольном возрасте (младшая группа). Это подготовительный этап, который включает в себя расширение  знаний ребенка об окружающем мире через развитие сенсорного восприятия, и на основе этого обогащение и активизация словарного запаса ребенка.  Рекомендуется в основном применение традиционных методов работы, но более углубленно с опорой на методы и приемы М. Монтессори, с включением элементов мнемотехники. Это:

  • дидактические игры на развитие сенсорных способностей:  

- на развитие слухового восприятия  - «Что за звук?», «Что звучит также?» и другие;

- на развитие зрительного, тактильного восприятие (определение свойства предмета) -  «Что это?», «Какой, какая, какое?», «На что это похоже?», «Что еще может быть таким же?» и др.;

- на различие предметов по цвету, форме и величине  по технологии М. Монтессори и обозначение этих понятий словом;

  • подбор заместителей к персонажам русских народных сказок (заместители подбираются сначала по величине, затем по цвету и объяснение выбора заместителя) по технологии Л.А. Венгер.  Например, медведя обозначим большим кружком, потому что он самый большой, огромный; мышку – маленьким, потому что она маленькая, малюсенькая; лису – оранжевым, потому что она, оранжевая, рыжая и т.п.;
  • знакомство с народными песенками и потешками (обращать внимание на то, как ласково называются персонажи, например, заинька, заюшка, серенький волчок, котя-коток и т.п.); обращать внимание на образные выражения такие  как: петушок – золотой гребешок, козлятушки - ребятушки, кисонька-мурысонька, коза – дереза, медведюшка-батюшка и т.п.;
  • интонационное подражание взрослому при рассказывании стихотворений;
  • физминутки и подвижные игры со словесным сопровождением (образное выражение объекта мимикой, жестами и в то же время словесное подражание). Например,  «Ай дили-дили, а мы кого-то видели!», «Три медведя шли домой» и др..
  • сопровождение режимных моментов песенками и потешками. Например, умывание – «Водичка, водичка, умой мое личико…», «Кран, откройся, нос, умойся…» и т.п.;
  • стимулирование к повторению и использованию данных текстов в игре, в разнообразных режимных моментах, в повседневной жизни.

В среднем дошкольном возрасте (средняя группа) работа продолжается в том же направлении. Акцент делается на расширение словарного запаса ребенка, его активизацию. Важно обращать внимание детей  на красоту стихотворений, песен, словесных образов, сравнений, активизация использования их в речи при составлении рассказа, описания. Стимулирование к интонационной выразительности речи при чтении стихотворений, драматизации сказок. Продолжают использоваться  те же методы и приемы работы, но более расширенно и углубленно:

  • дидактические игры с сенсорным содержанием: «Чудесный мешочек или угадай на ощупь?», «Угадай на вкус», «Угадай по запаху» и др. (с включением сенсорных анализаторов и расширение их количества);
  • работа с тактильными дощечками: дидактические игры «Что это?», «Какой, какая, какое?», «На что это похоже?», «Что еще может быть таким же?»  (к играм добавляются новые качества предметов: теплый - холодный, твердый – мягкий, пушистый – гладкий, гладкий – шероховатый);
  • подбор и обоснование выбора заместителя к объекту, включающий не только внешнюю характеристику, но и внутренне содержание объекта (черты характера, поведение), например: Каким кружком обозначим лису? Почему?  Какая она? Задаются вопросы, нацеленные на то, кто больше даст определений, эпитетов (хитрая, умная, плутовка…);
  • формирование интонационной выразительности речи в процессе исполнения и обыгрывания потешек, песенок;
  • выразительное чтение  стихотворений о природе и природных явлениях (при чтении стихотворений передавать интонацией замысел автора, развивать способность воспринимать музыкальность поэтической речи).

А также добавляются новые:

  • речевые игры (к заданному слову подбираются  слова-признаки и наоборот – перечисляются признаки объекта, а дети угадывают задуманное слово): дидактические игры «Кто назовет больше слов?», «Угадай, что это?» и т.д.;
  • сравнение предметов по одному, а затем нескольким признакам с использованием элементов мнемотехники;
  • вводится символ-обозначение (волнистая линия) для обозначения слов-признаков, эпитетов, назвав его «красивыми словами» («Придумаем красивые слова», «Украсим слово», «Раскрась картинку словами» …);
  • составление рассказа или сказки по мнемотехническим дорожкам с использованием символа (волнистая линия). Мнемотехника при этом позволяет акцентировать большее внимание не столько на сюжетной линии изложения событий повествования (мнемотехникой задается логика и последовательность изложения), сколько на его образное оформление с помощью подбора определений, эпитетов и сравнений;
  • придумывание рассказов и сказок по серии предметных картинок с использованием «красивых» слов;
  • прием «рисование с комментированием» (коллективное рисование по  принципу сказки «Мышонок и карандаш»).  Дети начинают рисовать еще ни кому неизвестный объект, первый ребенок выходит и начинает рисовать, например, «глаза…» и комментирует: «Я нарисую глаза голубые с длинными  черными ресницами», далее рисует следующий ребенок: «а я нарисую носик черный и блестящий» и т.д. Таким образом, в процессе поэтапного коллективного рисования может получиться совсем необычный объект, но уже образно окрашенный (прокомментированный). Далее его описание можно предложить другим детям, которые могут добавить в описание объекта еще какие-либо признаки (с этим объектом можно придумывать сказки и истории, при этом детям очень интересно, т.к. это продукт собственного изобретения, творчества и фантазии);
  • «копилка новых слов», в которую собираем красивые слова и выражения, не часто применяемые в обиходе ребенка слова, а  т.к. дети мыслят еще образами, зарисовываем эти слова и складываем в «копилку новых слов», а затем повторяем их (на занятии и свободной игровой деятельности). Важно, чтобы «копилка слов» была активной. Нужно постоянно напоминать ребенку, что его предложение или рассказ станет еще красивее и интереснее, если он отыщет в «копилке новых слов» несколько подходящих слов. «Копилка» может быть  выполнена в виде домика, красивой необычной коробки или же в форме «волшебной» книги;
  • рассматривание репродукций картин художников (Е.И.Чарушина, В.Г.Сутеев, Ю.А.Васнецова) к сказкам, потешкам и рассказам, при этом обращать внимание на характеристику персонажей, передачу их эмоций и настроения, красочности изображения и выразительности;
  • слушание сказок в музыкальной аранжировке в аудиозаписи;
  • разгадывание загадок (загадки подбираются соответственно развитию детей с красивым образным оформлением с использованием эпитетов (например: Сам алый, сахарный, кафтан зеленый, бархатный (арбуз),  сравнений (например: Кругла, как шар, красна, как кровь, сладка, как мед (вишня), дающих «картинное» описание предмета (например: Стоят в поле сестрички: желтый глазок, белые реснички (ромашки) и т.п. (методика Илларионовой Ю.Г.).

Основной этап  включает в себя следующие методы и приемы работы:

В старшем дошкольном возрасте (старшая и подготовительная группы) данная работа носит уже более углубленный, насыщенный характер. Важнейшей задачей на этом этапе является обогащение речи детей выразительными средствами (метафорами, сравнениями, эпитетами, красочными определениями), а также обучение умению строить предложения разных типов и работать над структурой высказывания, соответствующей описанию.  Большое значение отводится развитию образной речи средствами  малых форм фольклора (поговорки, пословицы, фразеологические обороты). Детям даётся представление о пословицах и поговорках, фразеологических оборотах речи; продолжается работа по развитию интереса к пониманию смысла этих образных выражений, меткость, емкость и лаконичность изложения в них; учат  видеть в них вековую  народную мудрость, которая находит свое подтверждение и в наши дни.  А самое главное - вызвать желание употреблять их в речи, воспитывать любовь к устному народному творчеству.

Перечисленные выше  методы и приёмы продолжают использоваться,  но более расширенно и углубленно:

  • «копилка новых слов»  пополняется новыми словами, но уже обозначающими не только признаки предмета, но и целые слова и даже выражения (листопад, линька, льет как из ведра, гололед и др.);
  • загадки  с метафорическим содержанием (разгадывание таких загадок представляет собой расшифрование метафор, например: Красненький петушок по жердочке бежит (огонь); олицетворением (сопоставление с чем-либо (человеком), например: Сидит дед во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает (лук);
  • рассматривание и беседа по репродукциям картин известных художников (Левитана, Саврасова, Ю.А.Васнецова и др.) Важно вызвать чувство любования, восторга красотой картины, вызвать желание выразить свои переживания и впечатления);
  • чтение и заучивание стихотворений. На этом этапе важно учить понимать и воспроизводить образность языка стихотворения, замечать изобразительно-выразительные средства, чувствовать и понимать поэтические образы, развивать речетворческие способности детей: умение составлять лирические рассказы и сказки по тематике стихотворений (Методика О.С.Ушаковой);
  • знакомство с народными сказками и их драматизация разными видами театров. Важно учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, выделять в тексте выразительные средства, осознавать целесообразность их использования. Формировать образность речи: чуткость к образному строю языка, умение воспроизводить и осознавать образные выражения, понимать идею произведения, связать ее со значением пословицы;
  • мнемотехника, (план в виде схемы-модели, мнемотаблицы, которые усложняются по содержанию, в них зафиксирована последовательность изложения повествования), которая направлена на то, чтобы ребенок не отвлекался на последовательность изложения повествования, а следил за использованием образных слов и выражений (прием «раскрась картинку словами»); (схемы-модели).

А также добавляются новые:

  • словесные дидактические игры  (Приложение № 1);
  • пословицы и поговорки с использованием ТРИЗ технологии (Приложение № 2);
  • ТРИЗовские приемы-игры: метод морфологического ящика; метод фокальных объектов; эмпатийное рассказывание; обучение созданию образных характеристик объектов: технология обучения детей составлению сравнений, технология обучения детей составлению загадок, технология обучения детей составлению метафор, игры и творческие задания для развития выразительности речи; дидактическая игра «Чудесные вещи» (Приложение № 3);
  • фразеологические обороты (Методика  Ивановой  К.В.)  (Приложение № 4);
  • составление сравнений, загадок и метафор по картине с использованием технологии ТРИЗ  (Приложение № 5);
  • мнемотехника (составление рассказов по схеме (цветок) с включением всех сенсорных анализаторов)  (Приложение № 6);
  • универсальная система работы со сказкой (Приложение № 7);
  • синквейн (один из эффективных методов развития образной речи ребенка дошкольного возраста,  который выражается в концентрации знаний, ассоциаций, чувств, выражении своей позиции, взгляда на событие, предмет)  (Приложение № 8).

       Таким образом,  система работы по развитию связной образной речи детей дошкольного возраста способствует  повышению речевого развития дошкольников: дети широко используют сравнения, эпитеты, олицетворения, синонимические замены, фразеологизмы, метафоры и т.д. О чём свидетельствуют результаты диагностики речевого развития воспитанников  (Приложение 1), а также  победы детей в интеллектуальных и творческих конкурсах различного уровня (Приложение 10) .

ЛИТЕРАТУРА

Белоусова Л.Е. Удивительные истории. Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста. – СПб.:  ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002.

Белоусова Л.Е. Веселые встречи: Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов мнемотехники:Методическое пособие для воспитателей детских дошкольных учреждений. – СПб..:  ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.

Граб Л.М. Творческое рассказывание: обучение детей 5-7 лет. – Волгоград: Учитель, 2011.

Иванова К.В. , Рыбаков В.А.  Сами с усами. Веселый словарь фразеологизмов для ребят и их родителей. Серия «В мире слов»  - М.: Лист, 1998.

Илларионова Ю.Г. Методика работы с загадкой. – М.: Просвещение, 1995

Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Технология развития связной речи дошкольников: Методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений. - Изд. Центр ОТСМ-ТРИЗ технологий 2004.

Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине: Методическое пособие для воспитателей детских садов и родителей. – М.: АРКТИ, 2009.

Синицына Е.И. Умные слова. Серия «Через игру – к совершенству». М.: «Лист», - 1998.

Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим дошкольников с литературой: Конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

Ушакова О.С., Струнина Е.М. Развитие речи детей: программа, методические рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения. – «Вентана-Граф», 2008

Ушакова О.С. Развитие речи и творчество дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2004.

Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой: Для работы с детьми дошкольного возраста. – Харьков: Фолио; М.:АСТ, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: Проблема развития связной монологической речи детей дошкольного возраста в проекции реализации государственной программы поддержки и развития чтения.

Доклад, подготовленный к неделе чтения в детском саду. Тема: Проблема развития связной монологической речи детей дошкольного возраста в проекции реализации государственной программы подде...

Система работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Цель работы - продемонстрировать развитие мелкой моторики, координации рук и непосредственное влияние мелкой моторики на развитие ребенка (его речевых, предметно0практических навыков). В данной методи...

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте инт...

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ УМЕНИЯ РАССЛАБЛЯТЬСЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОУ

Наше общество длительное время находится в процессе трансформации, который сопровождается ростом рационализации, соперничества и глобализации. Страх потери работы, повышение нагрузки для работающих ро...

Система работы по коррекции слоговой структуры речи детей дошкольного возраста с ОНР.

Система работы по коррекции слоговой структуры речи детей с ОНР...