Консультация "Детский фольклор - явление уникальное".
картотека по художественной литературе (старшая группа)

У каждого жанра-своя история и свое назначение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskiy_folklor_kartoteka.docx49.95 КБ

Предварительный просмотр:

Детский фольклор - явление уникальное по своему разнообразию: в нём сосуществует огромное множество жанров, каждый из которых связан практически со всеми проявлениями жизни ребёнка. У каждого жанра - своя история и своё назначение. Одни появились в глубокой древности, другие - совсем недавно, те призваны развлекать, а эти - чему-то научить, третьи помогают маленькому человеку сориентироваться в большом мире…

Пусть ворона мокнет
Шел я как-то через мост,
Глядь – ворона мокнет.
Взял ворону я за хвост,
Положил её на мост –
Пусть ворона сохнет!

Шел опять я через мост,
Глядь – ворона сохнет.
Взял ворону я за хвост,
Положил её под мост –
Пусть ворона мокнет!

Снова шёл я через мост,
Глядь – ворона мокнет.
Взял ворону я за хвост,
Положил её на мост –
Пусть ворона сохнет!


(И т.д., пока хватает дыхания) Если скороговорки надо произносить скоро и чисто, то долгоговорки на одном дыхании. Попробуйте сказать сами и предложите попробовать своим детям:

На горе, на пригорке
Стояли двадцать два Егорки.
Раз Егорка,
Два Егорка,
Три Егорка,
...
Двадцать два Егорки.
или:
Шли семеро стариков,
Говорили старики про горох.
Первый говорит: Горох хорошо!
Второй говорит: Горох хорош!
...
Седьмой говорит: Горох хорош!
1.Как на горке на пригорке стояли 22 Егорки. Раз Егорка, два Егорка…22 Егорка.
2. Шли семеро стариков, говорили про горох. Первый говорит :"Горох хорош», второй говорит........
3.триста тридцать три корабля лавировали(10 раз),да так и не вылавировали.
4.Из под пригорка ,из под пригорочка ,зайчик раз приподвыподвернулся, два приподвыподвернулся, три приподвыподвернулся (до 10)
5.Во дворце случилась драма, благородный кавалер, из под носа знатной дамы ,утащил один эклер,,,и ещё один эклер, и ещё один эклер( сколько получится)
6.Деньюда,каньюда,мапераньюда,сейкартаньюда,хейтока-хейтока,хейганока,харитаманибета,хаританекамета,ицигорика,цигорика циони-циони,циотарабицини,нагабицини,аямону,каамону,каасуну,масикуну,янанцяю ,санохи ,хидзони ,ойсухиян!
7.(Берём дыхание)
На салазачках Володя быстро под гору летел, на охотника Володя полным ходом налетел!Вот охотник и Володя,на салазачках сидят ,быстро под гору летят! Быстро под гору летели на собачку налетели.
Вот собачка и охотник и Володя на салазачках сидят быстро под гору летят, быстро под гору летели ,на зайчишку налетели.(ДОБОР ДЫХАНИЯ)
Вот зайчишка и собачка и охотник и Володя на салазачках сидят, быстро под гору летят, быстро под гору летели ,на лисичку налетели!
Вот лисичка и зайчишка и собачка и охотник и Володя на салазачках сидят быстро под гору летят! Быстро под гору летели на медведя налетели,
И Володя с той поры, не катается с горы!

Дама сдавала в багаж
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку
И маленькую собачонку.

Выдали даме на станции
Четыре зеленых квитанции
О том, что получен багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картина,
Корзина,
Картонка
И маленькая собачонка.

Вещи везут на перрон.
Кидают в открытый вагон.
Готово. Уложен багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картина,
Корзина,
Картонка
И маленькая собачонка.

Но только раздался звонок,
Удрал из вагона щенок.

Хватились на станции Дно:
Потеряно место одно.
В испуге считают багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картина,
Корзина,
Картонка...
- Товарищи! Где собачонка?

Вдруг видят: стоит у колес
Огромный взъерошенный нес.
Поймали его - ив багаж,
Туда, где лежал саквояж,
Картина,
Корзина,
Картонка,
Где прежде была собачонка.

Приехали в город Житомир.
Носильщик пятнадцатый номер
Везет на тележке багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку,
А сзади ведут собачонку.

Собака-то как зарычит,
А барыня как закричит:
- Разбойники! Воры! Уроды!
Собака - не той породы!

Швырнула она чемодан,
Ногой отпихнула диван,
Картину,
Корзину,
Картонку...
- Отдайте мою собачонку!

- Позвольте, мамаша! На станции,
Согласно багажной квитанции,
От вас получили багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку
И маленькую собачонку.

Однако
За время пути
Собака
Могла подрасти!

Долгоговорку надо произнести разом, не останавливаясь, за один вздох.

На горе, на пригорке

Стояли двадцать два Егорки.
Раз Егорка,
Два Егорка,
Три Егорка…
(И так до двадцати двух Егорок.)

Шли семеро стариков,
Говорили старики про горох.
Первый говорит: «Горох хорош!»
Второй говорит: «Горох хорош!»
Третий говорит: «Горох хорош!»
Четвёртый говорит: «Горох хорош!»
Пятый говорит: «Горох хорош!»
Шестой говорит: «Горох хорош!»
Седьмой говорит: «Горох хорош!»
I Росли четыре березы,
На каждой березе — по четыре больших ветки,

На каждой большой ветке —
По четыре маленьких ветки,
На каждой маленькой ветке —
По четыре яблока.
Сколько всего яблок?
(Ни одного: на березах яблоки не растут.)

Что случилось тридцать первого февраля? (Ничего: тридцать первого февраля не бывает.)

  Были у одного мужика волк, коза и капуста. И надо было ему переехать через реку в маленькой лодочке и перевезти их с собой по одному: либо волка, либо козу, либо капусту.
Если он перевезет на тот берег волка, то коза в это время съест капусту. Если перевезет козу, а потом волка — волк съест козу. Как же он их перевез? (Сперва перевез козу, потом капусту, а козу отвез обратно. Затем перевез волка — и снова козу.)

  Шла бабка в Москву, навстречу ей три старика, у стариков — по мешку, а в каждом мешке — по коту. Сколько всего шло в Москву? (Одна бабка: старики шли в другую сторону.)

 Что надо сделать, чтобы четыре парня остались в одном сапоге? (Снять с каждого по сапогу.)

 Почему человек назад оглядывается? (Потому что у него на затылке глаз нет.)

 Что легче: пуд железа или пуд сена? (Одинаково весят.)
До какого места заяц бежит в лес? (До середины леса: от середины он уже бежит из лесу.)

  Какой самый короткий месяц в году? (Май — всего три буквы.)

 Каким гребнем голову не расчешешь? (Петушиным.)

 Как из трех палочек сделать четыре, не ломая их? (Сложить из них цифру 4

 Под чем заяц лежит? (Под своими ушами.)
Чего не обнесешь вокруг хаты? (Воду в решете.)
Что останется в коробке, если спички вынешь? (Дно.)
Что в горшок кидают перед тем, как варят в нем еду? (Взгляд: смотрят, чистый ли горшок.)

Отчего кошка бегает? (Не умеет летать.)

Может ли петух назвать себя птицей? (Нет: петух не умеет говорить.)

Сколько яиц можно съесть натощак? (Только одно: после первого уже не будет натощак.)

Где вода столбом стоит? (В бутылке, в стакане.)

Почему шляпу носят? (Потому что она сама не ходит.)
Чем до неба докинешь? (Взглядом.)
От чего гусь плавает? (От берега.)
По чему собака бегает? (По земле.)
По чему птицы летают? (По воздуху.)

 По чему утка плавает? (По воде.)
По чему в лес ходят? (По земле.)
За чем во рту язык? (За зубами.)

 За чем мы едим? (За столом.)

 По чему поезд ходит? (По рельсам.)
По чему, когда захочешь спать, идешь на кровать? (По полу.)
За чем вода в бутылке? (За стеклом.)
Когда лошадь покупают, какая она бывает? (Мокрая.)
Какой ключ не бьет и не отмыкает? (Нотный.)
Из какого полотна не сошьешь рубашку? (Из железнодорожного.)
Кто на все руки мастер? (Перчаточник.)
Какую цепь нельзя поднять? (Горную.)
На что Степа шляпу купил? (На деньги.)
Какой год продолжается всего один день? (Новый год.)
Что нужно для обеда? (Ложка.)
Когда у человека бывает столько глаз, сколько дней в году? (Второго января.)

Из какой посуды не едят? (Из пустой.)
Тебе на то место не сесть, на которое я сяду! Почему? (Потому что место будет занято.)
Может ли дождь идти два дня подряд? (Не может, потому что ночь разделяет дни.)

У кого есть шапка без головы, нога без сапога? (У гриба.)

Почему корова ложится? (Потому что не умеет садиться)

Когда автомобиль едет, какое колесо у него не вертится? (Запасное.)

Что будет с вороной, которой седьмой год минет? (Пойдет восьмой год.)

Что сделается с красным шелковым платком, если его опустить на пять минут в воду? (Намокнет, только и всего!)

Что можно увидеть с закрытыми глазами? (Сон.)

Когда черной кошке легче всего пробраться в дом? (Когда дверь открыта.)

Почему собака лает? (Потому что говорить не может.)

Без чего хлеб не испечешь? (Без корки.)
Каких камней в море нет? (Сухих: все мокрые.)

Под каким деревом сидит заяц в лесу во время дождя? (Под мокрым.)

Несла бабка на базар сто яиц, а дно упало. Сколько осталось в корзине яиц? (Ни одного: ведь дно-то упало!)

Когда сторож бывает цветком? (Когда он не за будкой — незабудкой.)

Изловил рыбак ерша — больно рыба хороша: ведь он с ухой больше полпуда вытянул! (Вместе с ухой.)

Как можно прочесть слово «загадка»? (Только слева направо.)

Когда человек стоит на часах? (Когда он часовой.)

Как сорвать ветку, чтобы не спугнуть птицу? (Надо подождать, пока она улетит.)

Какой колокольчик не звенит? (Цветок колокольчик.)

Когда мальчика называют женским именем? (Когда он долго спит — соня.)

Три теленка — сколько будет ног? (Сколько теленка ни три — у него будет четыре ноги.)
Когда человек бывает деревом? (Когда он со сна — сосна.)

Бежало сорок волков, сколько у них у шей хвостов? (Ни одного: у шей хвостов нет!)

Какой песок в Волге? (Сырой, мокрый.)

Сколько раз нужно взять букву «а», чтобы получить птицу? (Сорок «а» — сорока.)

Чем оканчиваются день и ночь? (Мягким знаком.)

Сколько надо букв «г», чтобы получилась большая куча сена? (Сто «г» — стог.)
Какая птица из сорока букв? (Сорока.)
Как написать «сухая трава» четырьмя буквами? (Сено.)
Что посреди Волги стоит? (Буква «л».)
А и Б сидели на трубе. А упала, Б пропала — что осталось на трубе? (Буква «И».)
Какое слово состоит из полубуквы? (Полк — пол «К».)
Что находится между рекой и берегом? («И».)
Что у цапли спереди, а у зайца сзади? (Буква «Ц».)
Как написать «Я» и «Ц», чтобы получилось название животного? (За «я» — «ц» — заяц.)

Когда полы бывают тремя местоимениями? (Когда они вы-мы-ты.)

Какие два местоимения портят мостовые? («Я», «мы» — ямы.)

Что нужно взять от паровоза и от кита, чтобы лодка поплыла? (Пар, ус — парус.)

Что нужно сделать, чтобы рыба лосось превратилась в животное? (Выбросить «со» — и будет лось.)

В каком числе столько же цифр, сколько букв? (Сто.)

В каком слове, состоящем из пяти букв, пять «о»? (Опять.) «Трусишка зайка серенький…»

Стихи
ЗАЯЦ БЕЛЫЙ…
Русская народная считалка
- Заяц белый,
куда бегал?
- В лес дубовый.
- Что там делал?
- Лыко драл.
- Куда клал?
- Под колоду.
- Кто украл?
- Родион.
- Выйди вон.


В. Берестов
ЗАЯЦ-БАРАБАНЩИК
За уши зайца
Hесут к барабану.
Заяц ворчит:
"Барабанить не стану!
Hет настроения,
Hет обстановки,
Hет подготовки,
Hе вижу морковки!"


ПЕСЕНКА ЗАЙЦА
В лесу недолго до беды.
Но заяц – не простак.
Умей запутывать следы!
Вот так! Вот так! Вот так!
Туда, сюда петляет след,
Вперёд, назад и вбок.
Где заяц был, там зайца нет.
Прыг-скок! Прыг-скок! Прыг-скок!
У зайца робкая душа
И осторожный ум,
Но как морковка хороша!
Хрум-хрум! Хрум-хрум! Хрум-хрум!
Простор и воля впереди,
А сзади – лютый враг!
И сердце заячье в груди –
Тик-так! Тик-так! Тик-так!
Но в цирке, где кругом народ,
Он забывает страх
И в барабан отважно бьёт:
Бабах! Бабах! Бабах!

1. Пестушки, потешки, колыбельные песни, прибаутки, небылицы-перевёртыши
Пестушки, потешки, колыбельные песни, прибаутки, небылицы-перевёртыши – это так называемая материнская поэзия. Она предназначена для самых маленьких и входит в жизнь ребёнка буквально с первых дней.
Пестушки (от "пестовать" - "нянчить, растить, воспитывать") - это короткие ритмичные приговоры, сопровождающие разные занятия с младенцем в первые месяцы его жизни: пробуждение, умывание, одевание, обучение ходьбе. Для пестушек одинаково важны и содержание, и ритм, они связаны с физическим и эмоциональным развитием ребёнка, помогают ему двигаться и создают особое настроение.

Пробуждение:
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь,
Деткам спать не даешь?

Потягушки:
Потягушечки, потянись,
Поскорей, скорей проснись.
Умывание:
Ладушки, ладушки,
С мылом моем лапушки.
Чистые ладошки,
Вот вам хлеб и ложки.
Одевание:
Наша Катя маленька,
На ней шубка аленька,
Опушка бобровая,
Катя чернобровая.
Кормление:
Серый еж-ежок
Испек пирожок,
Лисица-лиса
Калачей принесла,
Старик кабан
Налил меду жбан,
Идут Машеньку звать
На полянке пировать!


Можно сказать, что
колыбельные песенки – это тоже пестушки, только связанные со сном. В старину мать замечала, под какие слова и напевы дети лучше засыпают, запоминала их, повторяла. За ней эти песни повторяла своим младшим братьям и сестрам старшая дочь. Так они и переходили из поколения в поколение. В таких песенках чаще всего говорится о тишине и покое.

Баю-бай, баю-бай,
Ты, собачка, не лай,
Белолапа, не скули,
Мою Таню не буди.

Ой, люли-люлюшеньки,
Баиньки-баюшеньки...
Сладко спи по ночам,
Да расти по часам.

Ночь пришла,
Темноту привела,
Задремал петушок,
Запел сверчок.
Вышла маменька,
Закрыла ставеньку.
Засыпай,
Баю-бай.

А баиньки-баиньки,
Купим сыну валенки,
Наденем на ноженьки,
Пустим по дороженьке,
Будет наш сынок ходить,
Новы валенки носить.

Баю-баю, баю-бай,
Спи мой ... засыпай,
Гуленьки-гуленьки,
Сели к ... в люленьку,
Стали люленьку качать,
Стали ... величать:

Месяц взошел
Баю-баюшки-баю!
Во лазоревом краю
Солнце село,
Скрылось прочь,
День угас, настала ночь.

Тишина в лугах, в лесах,
Звезды ходят в небесах,
И дудит им во рожок
Тихий месяц-пастушок.

Он дудит, дудит, играет,
Складно песню напевает,
Да негромкая она,
Только звездам и слышна.

Только звездам, только ночке
В синей сини над селом...
А для нашего сыночка
Сами песню мы споем.

Мы сыночка покачаем
Под припевочку свою:
В ней начало: "Баю-баю!"
А конец: "Баю-баю!"
Спи, дитя, усни.
Сладко спи, ребенок мой,
Глазки поскорей закрой
Баю-баю, птенчик спать!
БУдет мать тебя качать,
Папа сон оберегать.


Подрастая, малыш знакомится с потешками - короткими игровыми присловьями. Слушая, повторяя и запоминая рифмованные строки, ребёнок осваивает простейшие движения и жесты учится говорить, думать, общаться с окружающими, выражать свои эмоции.

- Ладушки, ладушки!
Где были?
- У бабушки!
- Что ели?
- Кашку!
- Что пили?
- Бражку.
Бражка сладенька,
Бабушка добренька.
Попили, поели,
Шу, полетели!
На головку сели!
Сели, посидели,
Прочь улетели!

Сорока-ворона
Кашу варила,
Деток кормила,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
"Мал, мал, не хорош!
Ты водички не принес.
Кыш, пошел!"

Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая -
За малыми ребятами,
Ножками топ-топ.
Глазками хлоп-хлоп.
Кто каши не ест,
Кто молока не пьет,
Того забодает,
Забодает, забодает!


Прибаутки или забавушки в чём-то сродни потешкам, это небольшие стихотворные сказочки с ярким динамичным сюжетом. Они не связаны с конкретными действиями или играми, а предназначены для развлечения малыша.

И-та-та, и-та-та,
Вышла кошка за кота,
За кота котовича,
За Иван Петровича.

Ай, дуду, ай, дуду,
Потерял мужик дугу.
Потерял мужик дугу
За поленницей в углу.
Шарил, шарил - не нашел,
Так заплакал и ушел.

Журавли доску точили,
Кулики баню топили.
Они парились,
С полки сваливались.

Дон, дон, дон!
Загорелся кошкин дом.
Бежит курица с ведром -
Заливать кошкин дом.

Наехали на галку
Разбойнички,
Сняли они с галки
Синь кафтан.
Не в чем галочке
По городу гулять.
Плачет галка,
Да негде взять.

Как повадился коток
К бабке Марье в погребок
Есть сметанку да творог.
Как увидели кота
Ребятишки из окна,
Они хлопнули окном,
Побежали за котом.
Ухватили кота
Поперек живота.
- Вот-то, котенька-коток,
И сметанка, и творог.



Одна из разновидностей прибауток - небылицы-перевёртыши, такие песенки или стишки, в которых реальные связи предметов и явлений нарочно смещены, нарушены. В фольклоре небылицы существуют и как самостоятельные произведения, и в составе сказок. В центре небылицы - заведомо невозможная ситуация, за которой, однако, легко угадывается правильное положение вещей, ведь перевёртыш обыгрывает простейшие, хорошо знакомые явления.
"Всякая небылица в три года пригодится", - гласит народная поговорка. Вот, что писал по этому поводу К. Чуковский: "В подобных стихах неправильная координация вещей только способствует утверждению правильной, и путём такой фантастики мы утверждаем детей в их реалистическом представлении о мире". Именно Чуковский ввёл термин "перевёртыш" и досконально исследовал это жанр. Он утверждал, что небылицы призваны не только развлекать, забавлять малышей, они созданы, "чтобы стимулировать умственные силы ребёнка", а также "воспитать в ребёнке юмор". "Любимая интеллектуальная работа трёхлетних и четырёхлетних детей - изобличать небылицы, делать им очную ставку с реальными фактами", - справедливо замечает Чуковский.
Приёмы народной небылицы в изобилии можно встретить в авторской детской литературе - в сказках К. Чуковского и П. П. Ершова, в стихах С. Маршака. Из перевёртыша вырастает вся детская парадоксально-игровая поэзия 20-го века. А вот примеры народных небылиц-перевёртышей:

Ещё где же это видано,
Ещё где же это слыхано,
Чтобы курочка бычка родила,
Поросёночек яичко снёс…
Чтоб безрукий клеть обокрал,
Голопузому за пазуху наклал,
А слепой-то подсматривал,
А глухой-то подслушивал,
Безъязыкий "караул" закричал,
А безногий впогонь побежал.

Ехала деревня
Мимо мужика,
Вдруг из-под собаки
Лают ворота.
Я схватил дубинку,
Разрубил топор,
И по нашей кошке
Пробежал забор.

Стучит-гремит по улице,
Фома едет на курице,
Тимошка на кошке
По кривой дорожке.



2. Молчанки, голосянки, сечки, игровые приговоры, считалки, мирилки, скороговорки, долгоговорки, жеребьевые сговорки
Игровые жанры детского фольклора неотделимы от игры. Молчанки и голосянки (от "голосить" - "говорить, орать, петь громко, кричать нараспев") связаны с одноимёнными святочными играми. На святки в молчанку и голосянку играли и взрослые, и дети: кто-нибудь выходил на середину избы и начинал петь запевку:

Ну, давайте-ка, ребята,
Голосянку тянуть.
Кто не дотянет,
Того за волосы-ы-ы-ы!

Участники игры должны были тянуть последний звук как можно дольше, стараясь при этом рассмешить и заставить перестать "голосить" друг друга: первый замолчавший и считался проигравшим. Играя в молчанку, наоборот, нужно было как можно дольше молчать, а первый рассмеявшийся или проговорившийся выполнял заранее условленное задание: ел угли, валялся в снегу, обливался водой…
Голосянки считались даже полезным физическим упражнением - развивали лёгкие:

Я залезу на гай, на могай,
Я сыграю в бирюлещки,
Я увижу (с)аря в Москве,
А ребёнушка в люлищке.

А вот примеры современных молчанок, ставших вполне самостоятельными играми:

Ехали цыгане,
Кошку потеряли,
Кошка сдохла,
Хвост облез,
Кто слово скажет,
Тот ее и съест.
Сказки не рассказывать,
Зубки не показывать!

Кони, кони, кони
Сидели на балконе
Чай пили, в ложки били
По-турецки говорили:
"Чиби-чиби-чибичок,
Кто слово скажет,
Тому щелчок!"

Тише, тише,
Кот на крыше,
А котята еще выше!
Кот пошёл за молоком,
А котята - кувырком!
Кот пришёл без молока,
А котята: "Ха-ха-ха!"


Сечки - один из самых редких и древних жанров детского фольклора, связанный с процессом обучения счёту. Первоначально люди считали при помощи пальцев, затем стали использовать небольшие предметы (горошины, палочки...), а потом возник новый способ счёта - нанесение зарубок, меток. Вот тут-то и появляются сечки. Это своеобразные словесные игры, которыми и сопровождался процесс нанесения зарубок или "сечек". Суть игры такова: кто-то из детей бросает другим вызов - не считая, высечь определённое количество таких зарубок. Тот, кто знает решение, начинает декламировать стих, сопровождая чтение ритмичными ударами ножа по дереву. Например, для 15 "сечек" может декламироваться такой стих:

Секу, секу сечку,
Высеку дощечку.
Честь, перечесть,
Все пятнадцать здесь.
Или:
Секу, секу пятку,
Высеку десятку,
Стану сечь -
Пятнадцать есть.

Секу, секу двадцать,
Высеку пятнадцать,
Всё сполна
До единого бревна.

Единицами счёта при этом становятся ритмические единицы, их количество строго зафиксировано в каждом таком стихе. Поэтому, если ребёнок случайно не ошибётся, у него получится требуемое количество меток. Таким образом, сечки - это пример своеобразной переходной предметно-словесной формы счёта.
Сейчас сечки встречаются всё реже и реже. Зато другой, близкий сечкам жанр, считается одним из самых жизнеспособных, и без него, и по сей день трудно представить многие детские игры. Это считалки - небольшие стихотворные тексты с чёткой рифмо-ритмической структурой. По поводу происхождения считалок существует несколько версий: одни исследователи связывают их с древними представлениями о губительности прямого пересчёта, который и заменяла зашифрованная считалка, искажавшая названия чисел. Другие полагают, что считалки представляют собой переходную форму от предметного счёта к абстрактному. В считалках, по сравнению с сечками, уже отсутствуют конкретные действия, связанные со счётом, на первый план выходит ритмически организованный текст, а действие существует лишь символически: ведущий по очереди дотрагивается или указывает на каждого из детей.
Главным в считалке оказывается именно ритм, часто считалка представляет собой смешение осмысленных и бессмысленных словосочетаний.

Акатэ, бакатэ, токатэ, мэ,
Абэль, фабэль, думанэ,
Ики, пики, граматики,
Флёмбус.

Эни, бэни, рики, таки,
Торба, орба, ситни бряки,
Деос, деос, космодеос,
Деос, деос - бац!

Цынцы-брынцы, балалайка,
Цынцы-брынцы, заиграй-ка.
Цынцы-брынцы, не хочу,
Цынцы-брынцы, спать хочу.
Цынцы-брынцы, куда едешь?
Цынцы-брынцы, в городок.
Цынцы-брынцы, чего купишь?
Цынцы-брынцы, молоток!

Вышел месяц из тумана,
Вынул ножик из кармана,
Буду резать, буду бить,
Все равно тебе водить.

На золотом крыльце сидели
Царь, царевич, король, королевич,
Сапожник, портной.
Кто ты будешь такой?
Говори поскорей,
Не задерживай добрых и честных людей!

Раз, два, три, четыре, пять,
Надо солнышку вставать.
Шесть, семь, восемь, девять, десять,
Солнце спит, на небе месяц.
Разбегайся кто куда,
Завтра новая игра.


С игрой связаны и жеребьевые сговорки. Когда игрокам надо честно разделиться на команды, два главных заводилы назначаются матками. Они стоят и ждут. К ним подходят пары:
- Мать, а мать, чего вам дать: дуб или березу?

Первая матка отвечает. Подходит вторая пара:

- Мать, а мать, чего вам дать: бочку с салом или казака с кинжалом?

Отвечает вторая матка и так далее. Так и образуются команды.
Если считалки и жеребьевые сговорки открывали детские игры, то игровые приговоры сопровождали другие стадии или события игры. Например, если в игре кто-то жульничал, обманывал, ему был адресован такой стишок:

Рыба, рыба, рыба - кит,
Рыба правду говорит,
Если рыба будет врать,
Ее надо наказать.

А вот приговоры, запрещающие менять решение:

Первое слово дороже второго.
Шла метла,
Второе слово подмела,
А первое оставила.

Шел крокодил,
Твое слово проглотил,
А мое оставил
И печать поставил.
Первое слово дороже второго,
А первое слово съела корова.


Как и считалки, приговоры организуют процесс игры, регулируют все её моменты. Даже на случай ссоры придуманы приговоры-мирилки:

Мирись, мирись,
Больше не дерись.
Если будешь драться,
Я буду кусаться.
А кусаться - ни при чем,
Буду драться кирпичом.

Не дерись, не дерись,
Ну-ка быстро помирись!


Бытуют в детском фольклоре и собственно словесные игры, например, скороговорки - словесные упражнения на быстрое произнесение фонетически сложных фраз. В скороговорке сочетаются однокоренные или похожие по звучанию слова, что затрудняет её произнесение и делает её незаменимым упражнением для развития речи.

В один, Клим, клин колоти.

У быка тупы губы, бык тупогуб.

Стоит поп на копне,
колпак на попе,
копна под попом,
поп под колпаком

Ехал Грека через реку,
Видит Грека - в реке рак.
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Греку - цап!

Шла Саша по шоссе
И сосала сушку.

На дворе трава, на траве дрова,
Не руби дрова на траве двора.

Кукушка кукушонку надела капюшон,
Как в капюшоне он смешон!

От топота копыт пыль по полю летит.


Кроме скороговорок существуют долгоговорки - стишки и фразы, рассчитанные, напротив, на долгое их произнесение: "Раз Егорка, два Егорка, три Егорка…" - и так до тридцати трёх Егорок. Скороговорки и долгоговорки сегодня чаще используются не в качестве самостоятельных игр, а в качестве упражнений, помогающих ребёнку освоить тот или иной звук родной речи.

3. Заклички, приговоры
ещё одна группа жанров - календарный детский фольклор - связана уже не с игрой: эти произведения - своеобразный способ общения с окружающим миром, с природой. Например, заклички - песенные обращения к силам природы: солнцу, дождю, радуге - тесно связаны с соответствующими обрядами, к ним относят и новогодние пожелания, и рождественские колядки, и песни-веснянки:

Жаворонушки,
Уж вы матушки
Прилетите к нам,
Принесите нам
Весну - красну
На сохе, на бороне,
На ржаном калаче.

Каждая такая закличка содержит конкретную просьбу, это попытка с помощью песенки воздействовать на силы природы, от которых во многом зависело благополучие и детей, и взрослых в крестьянских семьях:

Солнышко-ведёрышко,
Выгляни в окошечко!
Солнышко, нарядись!
Красное, покажись!

Дождик, дождик, пуще -
Дам тебе я гущи.
Дам тебе ложку,
Кушай понемножку.

Радуга-дуга,
Не давай дождя!
Давай солнышка
Колоколнышка!


К закличкам примыкают приговорки - короткие стихотворные обращения к животным, птицам, растениям:
Божья коровка,
Улети на небо,
Там твои детки
Кушают котлетки,
А собакам не дают,
Только сами достают.

Это могут быть не только прямые обращения, но и звукоподражания, например, птицам: "Не сей бобы! Иди по грибы! Худо тут! Худо тут" (Удод); "Чьи вы? Чьи вы? - Вшивик! Вшивик!" (Чибис).
К приговоркам относят и всем известное обращение к кукушке: "Кукушка-кукушка, сколько мне жить?" По своему происхождению заклички и приговорки восходят к древним заклинаниям и заговорам, с помощью которых наши предки пытались повлиять на силы природы. Сейчас они перешли в детский фольклор, в котором в наше время появляются и новообразования - дети обращаются уже не к природным явлениям, а к чудесам техники:
Самолет, самолет,
Посади меня в полет.
А в полете пусто,
Выросла капуста.
А в капусте - червяки.
Все ребята - дураки!

4. Дразнилки и поддёвки
Есть в детском фольклоре жанры, отражающие не только детский быт или отношение к окружающему миру, но и взаимоотношения между детьми, детскую психологию. Это так называемые сатирические жанры: дразнилки и поддёвки. Дразнилки - короткие насмешливые стишки, высмеивающие то или иное качество, а иногда и просто привязанные к имени. Полагают, что дразнилки перешли к детям из взрослой среды и выросли из прозвищ и кличек - к прозвищам добавлялись рифмованные строчки, и сформировалась дразнилка. Сейчас дразнилка может быть не связана с именем, а высмеивать какие-то отрицательные черты характера: трусость, лень, жадность, заносчивость.

Коля-Коля-Николай!
Сиди дома, не гуляй!
А то девочки придут,
Поцелуют и уйдут.

Хотел Федя
Убить медведя,
А ему медведь:
"Федь, не сметь…"

Катилась апельсинка
По имени Маринка.
Уроки не учила,
Двойку получила.
Только вышла погулять,
Получила цифру пять.

Ябеда-корябеда,
Солёный огурец!
На полу валяется,
Никто его не ест.

Вображала хвост поджала
И под печку убежала,
А под печкой крокодил
Вображалу проглотил.


Впрочем, на всякую дразнилку найдётся и отговорка: "Кто обзывается, тот так и называется!", "Обзывайся целый год, все равно ты - бегемот, обзывайся целый век, все равно я - человек!".
Другая форма насмешки - поддёвки - своеобразные словесные игры. Они основаны на диалоге, а диалог построен так, чтобы поймать человека на слове. Чаще всего он начинается с вопроса или просьбы:

- Скажи: лук.
- Лук.
- По лбу стук!

- Скажи: двести.
- Двести.
- Сиди, дурак, на месте!

- Скажи: медь.
- Медь.
- Твой отец - медведь!

- Скажи: вилла.
- Вилла.
- Твой отец - горилла!

- Скажи: арбуз!
- Арбуз!
- Твой папа - карапуз!

- Тебе поклон послали.
- Кто?
- Маша.
- Какая Маша?
- Свинья наша.

- Скажи: оса.
- Оса.
- Хвать тебя за волоса!

- Скажи: муха.
- Муха.
- Хвать тебя за ухо!

5. Загадки
Загадки - одна из самых древних и самых поэтичных фольклорных форм, связанная с. одушевлением людьми явлений природы и предметов быта в древности. Тогда загадка имела магическое значение: чтобы избежать нежелательных действий со стороны враждебных природных сил, люди придумали условные названия орудий труда, зверей, птиц, действий, явлений. Так сложилась иносказательная тайная речь, ставшая основой загадки. Например, корову называли "рыкушей", а о медведе говорили: "Глаза маленькие, лапы широкие, в лесу живёт, в яме лежит". Тогда загадки вовсе не были детской забавой, к ним относились серьёзно, как к магическим обрядам, а умение загадывать загадки считалось признаком мудрости. Их, как правило, загадывали в самое волшебное, таинственное время - на Святки.
Загадка чаще всего ритмически организована, нередко в ней встречаются рифмы, созвучия, звукоподражания, и это делает её подлинным произведением искусства.

Бела как снег, черна как уголь, зелена как лук, вертится как бес и дорога в лес.
(сорока)

На дворе горой, а в избе - водой.
(снег)

Над матушкиной избушкой висит хлеба краюшка: собаки лают, достать не могут.
(месяц)

Красное коромысло над рекой повисло.
(радуга)

Два брюшка, четыре ушка.
(подушка)

Висит груша, нельзя скушать.
(лампочка)

У бедного толсто, у богатого тонко, всегда при себе.
(рубашка)

Маленький-удаленький, сквозь землю прошёл, красную шапочку нашёл.
(мухомор)

6. Частушки, нелепицы, нескладухи

Одни ученые считают, что частушка (припевка, пригудка, коротушка) родилась очень давно, что песенки, похожие на частушки, распевали и плясали под них бродячие артисты - скоморохи - еще в XVII-XVIII вв. Другие убеждены: частушка как особая песенная форма появилась не раньше середины прошлого века. Бесспорно, одно, частушка - не древний жанр, она появилась в результате развития других форм устного народного творчества.
В частушке отразилась вся российская история за последнее столетие, но по-своему, несерьезно, с озорством:

Как у наших у ребят
Голова из трёх частей:
Карбюратор, вентилятор
И коробка скоростей.

Говорят, я ученица,
Ученица — не позор!
Ученицу крепче любят
За веселый разговор.


В отличие от частушек нелепицы и нескладухи родились в давние времена. Самые старые из них говорят о крестьянской жизни:

А у нас во дворе
Поросенок рылся
И нечаянно хвостом
К небу прицепился.

Ехала деревня мимо мужика,
вдруг из-под собаки лают ворота…

Создавались нелепицы и нескладухи и в городе. В начале ХХ в. были в ходу нелепицы про японку с длинным носом (у японцев длинных носов не бывает) и про высокого человека низенького роста. Но постоянно появляются и новые произведения, в которых отражается современная жизнь.

Подводная лодка
В степях Украины
Погибла в неравном
Воздушном бою.

Металлист по речке плыл
Замерла моя душа.
Ну и пусть себе плывет
Ржавая железка!

В нелепицах все нарочно перепутано, перемешано, соединено то, что соединиться никак не может:
По стене ползет трамвай, волосатый, как кирпич.
А нескладухи – это различные стихотворные произведения, в которых специально нарушается рифмовка.
На столе лежит арбуз,
На арбузе муха.
Поцелуй, дроля, кирпич,
Никто замуж не берет.

Чем больше в таких стихах всевозможной несуразицы, тем лучше, поэтому часто нелепицы и нескладухи объединяются в одном произведении:

Что стучишься в дверь моя?
Видишь – дома нет никто!
Заходи ко мне вчера,
Будем прыгать в ширину.

По стене ползет утюг,
Удивляется ,фырчит
Ну и пусть себе ползет –
Ведь на крыше там гнездо,
Утюжат оно полно.

Существуют нелепицы и в прозе: “Шофер вез дырки. Одна упала. Он пошел ее поднимать – и провалился”, “Шел ежик. Забыл, как дышать, упал и умер. Вспомнил, встал и пошел дальше”.


7. Докучные сказки
Впервые несколько текстов докучных сказок были опубликованы В.И. Далем в 1862 г. в сборнике «Пословицы русского народа» (разделы «Докука» и «Приговорки-прибаутки»). В скобках после текстов указывался их жанр - «докучливая сказка»:

Жил-был журавль да овца, накосили они стожок сенца - не сказать ли опять с конца?

Был себе Яшка, на нем серая рубашка, на голове шапка, под ногами тряпка: хороша ли моя сказка?

Главное в докучной сказке, это то, что она «ненастоящая, это пародия на установившиеся нормы сказочной техники: на зачины, присказки и концовки. Докучная сказка - веселая отговорка, испытанный прием, помогающий уставшему рассказчику отбиться от надоедливых «охотников до сказок».

Стоит домишка пряничный,
Изюмом разукрашенный,
Блестит при свете месяца.
Дверь из леденца,
Не сказать ли с конца?..

Протекает речка,
Через речку мост,
На мосту овечка,
У овечки хвост,
На хвосте мочало,
Рассказать сначала?..


Докучные сказки бывают:
- неоправданно короткие, которые состоят только из начала и конца, а срединная часть в них отсутствует

Жил-был царь Ватута и вся сказка тута.

- неоправданно незаконченные, когда время, способное в обычной сказке замедляться или волшебным образом ускоряться, соединяется с ходом времени в реальном пространстве

- Был себе царь Додон. Застроил он костеной дом, Набрал со всего царства костей, Стали мочить - перемочили, Стали сушить - кости пересохли, Опять намочили...
- Ну что же дальше было?
- А когда намокнут, тогда доскажу.

- неоправданно повторяющиеся: «маятниковые» и «кольцевые».

Раз иду я через мост
Под мостом ворона мокнет.
Взял ворону я за хвост,
Положил ее на мост –
Пусть ворона сохнет.
Вновь иду я через мост,
На мосту ворона сохнет.
Взял ворону я за хвост,
Положил ее под мост –
Пусть ворона мокнет.
Вновь иду я через мост -\
Под мостом ворона мокнет …

- псевдобесконечные («с приращением» и «рассказ в рассказе»), конец которой отодвигается благодаря приращению звеньев, в которых новой является лишь реплика, поданная слушателем и ловко «вплетенная» рассказчиком в ключевую формулу сказки

- Сказать ли тебе сказку про белого бычка?
- Скажи.
- Ты скажи, да я скажи,
Да чего у нас будет,
Да доколь у нас будет,
Сказать тебе сказку про белого бычка?..

Докучная сказка может длится бесконечно, пока не надоест, как сказка про попа и его собаку.


8. Страшилки, садистские стишки, антистрашилки
Детский фольклор - живое, постоянное обновляющееся явление, и в нём наряду с самыми древними жанрами существуют сравнительно новые формы, возраст которых исчисляется всего несколькими десятилетиями. Как правило, это жанры детского городского фольклора, например, страшилки - небольшие истории с напряжённым сюжетом и пугающим финалом. Как правило, для страшилок характерны устойчивые мотивы: "чёрная рука", "кровавое пятно", "зелёные глаза", "гроб на колёсиках" и т.д. Такой рассказ состоит из нескольких предложений, по ходу развития действия напряжение нарастает, а в финальной фразе достигает своего пика.

"Красное пятно"

Одна семья получила новую квартиру, но на стене было красное пятно. Его хотели стереть, но ничего не получилось. Тогда пятно заклеили обоями, но оно проступило сквозь обои. И каждую ночь кто-нибудь умирал. А пятно после каждой смерти становилось еще ярче.

"Черная рука наказывает за воровство"

Одна девочка была воришкой. Она воровала вещи и однажды она украла куртку. Ночью к ней в окно кто-то постучал, потом показалась рука в черной перчатке, она схватила куртку и исчезла. На следующий день девочка украла тумбочку. Ночью снова появилась рука. Она схватила тумбочку. Девочка выглянула в окно, захотев посмотреть, кто это берет вещи. И тут рука схватила девочку и, вытащив ее в окно, задушила.

"Синяя перчатка"

Жила-была синяя перчатка. Все ее боялись, потому что она преследовала и душила людей, которые поздно возвращались домой. И вот однажды шла по улице женщина - а была эта улица темная-претемная - и вдруг увидела она, что из кустов выглядывает синяя перчатка. Испугалась женщина и побежала домой, а за ней синяя перчатка. Вбежала женщина в подъезд, поднялась на свой этаж, а синяя перчатка за ней. Стала открывать дверь, а ключ застрял, но открыла она дверь, забежала домой, вдруг - стук в дверь. Она открывает, а там - синяя перчатка! (Последняя фраза сопровождалась обычно резким движением руки в сторону слушающего).

"Черный дом"

В одном черном, черном лесу стоял черный, черный дом. В этом черном, черном доме была черная, черная комната. В этой черной, черной комнате стоял черный, черный стол. На этом черном, черном столе черный, черный гроб. В этом черном, черном гробу лежал черный, черный человек. (До этого момента рассказчик говорит приглушенным монотонным голосом. И дальше - резко, неожиданно громко, хватая слушателя за руку.) Отдай мое сердце!

Мало кто знает, что первую стихотворную страшилку написал поэт Олег Григорьев:

Я спросил электрика Петрова:
«Для чего ты намотал на шею провод?»
Петров мне ничего не отвечает,
Висит и только ботами качает.

После него в изобилии и в детском, и во взрослом фольклоре появились садистские стишки.

Недолго мучилась старушка
В высоковольных проводах,
Ее обугленная тушка
Пугала птичек в небесах.

Рассказываются страшилки обычно в больших компаниях, желательно в темноте и устрашающим шёпотом. Появление этого жанра связано, с одной стороны, с тягой детей ко всему неизвестному и пугающему, а с другой - с попыткой преодолеть этот страх. По мере взросления страшилки перестают пугать и вызывают уже лишь смех. Об этом свидетельствует и появление своеобразной реакции на страшилки - пародийных антистрашилок. Эти истории начинаются столь же устрашающе, но финал оказывается смешным:

Чёрная-чёрная ночь. По чёрной-чёрной улице ехала чёрная-чёрная машина. На этой чёрной-чёрной машине большими белыми буквами было написано: "ХЛЕБ"!

Сидят дома дед и баба. Вдруг по радио передают: "Выбросьте скорее шкаф и холодильник! К вашему дому едет гроб на колесиках!" Они выбросили. И так выбросили все. Сидят на полу, а по радио передают: "Мы передавали русские народные сказки".

9. Анекдоты, озорные песенки, школьные стишки
Веселья, юмора, насмешки в детском фольклоре - сколько угодно. Одни анекдоты чего стоят! Существует огромное количество взрослых анекдотов. Некоторые из них попадают и в школу, и даже в детский сад. При этом ребята часто такие анекдоты переделывают, приспосабливают к своим собственным понятиям.
Детские анекдоты касаются отношений детей и родителей, учеников и учителей, в них часто действуют герои книжек и кинофильмов, а также взрослых анекдотов.

Мальчик приходит домой в слезах:
- Витька дерется!
Отец засучивает рукава:
- Я ему покажу! Кто отец?
- Шварцнеггер.
Отец заворачивает рукава обратно и говорит:
- Да ты, наверное, сам виноват.

Учитель входит в класс:
- Чей окурок?
- Ваш. Вы первый заметили!


Школьные стишки чаще всего бывают пародией, т.е. юмористической переделкой тех произведений, которые изучают на уроке:

Однажды в студеную зимнюю пору
Сижу за решеткой в темнице сырой.
Гляжу -поднимается медленно в гору
Вскормленный в неволе орел молодой.
И шествуя важно, в спокойствии чинном,
Мой грустный товарищ, махая крылом,
В больших сапогах, в полушубке овчинном
Кровавую пищу клюет под окном.


Переделывают и песни, особенно те, которые наиболее популярны ("Дан приказ: по партам бегать...", "Пусть бегут неуклюже пионеры по лужам...").

Вместе весело шагать
По газонам, по газонам, по газонам
И цветочки поливать
Ацетоном, ацетоном, ацетоном.

Раскинулась школа широко.
Экзамены были близки,
Пытали ребят одиноко
У классной, у школьной доски.
"Товарищ, не в силах я химии сдать.
И алгебра мне надоела,
В глазах теоремы столбами стоят,
Черчение душу отъело".
Он вышел из класса - сознания нет,
В глазах у него помутилось...
Упал он на чистый, на школьный паркет,
Упал - сердце больше не билось.
К нему поспешили с холодной водой ,
Хотят привести его в чувство.
Но врач подошел , покачал головой:
" Бессильно здесь наше искусство!"
Всю ночь в коридоре покойник лежал -
Мальчишка ,в костюмчик одетый.
В руках он привычно шпаргалку держал,
Как будто готовясь к ответу.
Напрасно мамаша ждет сына домой.
Ей скажут - она зарыдает.
А школа стоит непреклонной стеной,
Других дураков ожидает.

Г. Ладонщиков
У ПЕНЬКА
Зайчиха, сидя у пенька,
Учила шустрого сынка:
- Будь смел,
Не хвастай и не ври!
Чужой капусты не бери!
Не жми при встрече
Волчьих лап!
Не обижай того, кто слаб!
Не смейся над чужой бедой!
С голодным поделись едой!
Обидных кличек не давай!
Осла глупцом не называй!
Ещё запомни сын:
Неловко
Дарить мышонку мышеловку,
Лисе - капкан,
Ершу - крючок,
А поросёнку - пятачок!


Г. Сапгир
КРОЛИКИ И РОЛИКИ
Серые кролики
Встали на ролики
И покатили,
И покатили,
Перегоняя
Автомобили.
Они обогнали
Летящую птичку.
Они перегнали
В пути электричку,
Мы только то видели
В городе уши –
И вот уже в поле
Мелькают хвосты.
Когда эти кролики
Встали на ролики,
Какой же достигли
Они быстроты!

Яна А.
ГДЕ КРОЛЬЧАТА?
Потеряла крольчиха крольчат,
А крольчата лежат и молчат.
Один - за ветлой,
Двое - за метлой,
Один - под листом,
Двое - под кустом.
Как детей поскорее найти?
Их у мамы чуть больше пяти.
А.Барто
ДЕЛО БЫЛО В ЯНВАРЕ
Дело было в январе,
Стояла ёлка на дворе,
А возле этой ёлки
Бродили злые волки.
Вот как-то раз,
Ночной порой,
Когда в лесу так тихо,
Встречают волка под горой
Зайчата и зайчиха.
Кому охота в Новый год
Попасться в лапы волку?
Зайчата бросились вперёд
И прыгнули на ёлку.
Они прижали ушки,
Повисли, как игрушки.
Десять маленьких зайчат
Висят на ёлке и молчат
Обманули волка.
Дело было в январе,
Подумал он, что на горе
Украшенная ёлка.


Ю.Коринец
Я И КРОЛИКИ
К бабушке с дедушкой в дом под горой
Езжу я в гости весенней порой.
Бабушка с дедушкой там не одни:
Кроликов белых разводят они.
Бабушка с дедушкой очень тревожатся:
Кролики множатся, множатся, множатся…
Скорее не хватит нам кроличьих клеток –
Столько родилось у кроликов деток!
А у детей этих вновь детвора!
Кролики быстро становятся пра –
Пра-
Пра
Прабабками!
Пра
Пра
Прадедками!
Дом весь подрыли упорными лапками.
Бабушка ссориться стала с соседками:
Кролики ходят к соседям на грядки,
Смело играют с соседями в прятки!
Мы дни и ночи смеёмся до колик:
Ляжешь в кровать – под подушкой кролик!
Мягкой лапкой щекочется он…
И в результате приснился мне сон.
Бабушка с дедушкой спят на печи –
Кролики в печке пекут калачи!
Кролики наши недаром с усами –
В доме хозяйство ведут они сами:
Печку растопят и студень остудят,
Чаю заварят и всех нас разбудят.
Станем мы завтракать – куча мала! –
Столько нас тут от угла до угла:
Кролики –
Бабушка,
Кролики –
Дедушка,
Кролики –
Я –
Вот и семья!
Кролики нас провожают гулять
И возвращаются дом прибирать.
Всё перемоют и печку подмажут.
После на лавочку сядут и вяжут –
Варежки,
Кофты,
Рейтузы,
Гамаши…
Ну и работники кролики наши!
Стук молотков я на улице слышу:
Кролики кроют дырявую крышу.
Вижу я – движется медленный воз:
Кролик-возница нам сено привёз.
Кролики наши – прибавлю я к слову –
Утром и вечером доят корову.
Вышли мы как-то к реке посидеть –
Кролики тянут надутую сеть…
Целую гору лещей наловили,
Кошек в окрестности всех накормили.
Осень настала. Берёзы как свечки.
Кролики дров напилили для печки.
На огороде давно уже пусто.
Ссыпаны в подпол морковь и капуста.
В полном порядке и сад и ограда.
Дедушка рад. Ну и бабушка рада.
Выйдет луна – мы сидим у ворот.
Кролики в поле ведут хоровод.
Кроличий смех вдалеке разливается…
Жаль, это сон – он всегда обрывается!



А я читал что:
Кролики и зайцы (а также пищухи - зверьки похожие на хомяков) относятся к отряду зайцеобразных. У всех зайцеобразных очень короткие хвосты, у большинства – длинные уши. Все они травоядные, питаются травой и корой. Вес зайцеобразный от 100 гр до 7 кг, длина тела и головы от 12,5 до 76 см.
Заяц и кролик отличаются друг от друга:
-зайчата рождаются с открытыми глазами и уже сразу после рождения могут бегать;
- кролики рождаются слепыми и голыми и первые дни проводят в гнезде, выложенном пухом;
- зайцы не роют нор, а кролики роют норы;
- хотя внешне зайцы и кролики очень похожи, по строению черепа они отличаются довольно чётко;
- кролики бывают дикие и домашние. Дикие отличаются от зайцев более короткими задними ногами, небольшими ушами.
- домашний кролик ест кроме травы морковь, свёклу, свежую капусту.
Зайцеобразные – самые длинноухие животные. У зайцев, обитающих на юге США и в Мексике длина ушей достигает 17 см. Селекционерами выведен английский вислоухий кролик, его уши не торчат, а свисают по бокам тела, их длина достигает 30 см, а ширина – 14 см.
Зайца часто называют «косой», за раскосые глаза. Такое строение помогает зайцу видеть почти на 360 градусов, т.е. не только то, что делается сбоку, но и немножко сзади.
Заяц-беляк меняет свой цвет дважды в году. Летом он серовато-бурый, а зимой – белый, только кончики ушей чёрные. У зайца-русака круглый год спина и бока серо-чёрные, а брюшко белое. Самые необычные полосатые зайцы живут на острове Суматра (Индонезия), они палево-серого цвета и от носа до хвоста у них идут коричневые полосы.

«В гостях у кролика»

Викторина. Кто это, из какой книжки?

1. «Ты, дружок, занял у меня почти всю комнату… Можно, я буду вешать полотенце на твои задние ноги?»
(А.-А. Милн, Б. Заходер «Вини-Пух и все-все-все», Кролик и Вини-Пух)

2. Лиса попросилась у него переночевать, да его из избёнки и выгнала.
(русская народная сказка «Зайкина избушка», заяц)
3. Раз-два-три-четыре-пять –
Шёл Охотник погулять!
Вдруг Зайчонок выбегает
И давай в него стрелять!
Пиф! Паф! Ой-ой-ой!
Убежал Охотник мой!
(Б. Заходер «Русачок», любимая песенка зайчонка)

4. Пастух свистнул разок в дудочку и все зайцы сбежались на лужайку, да ещё и выстроились рядами, как солдаты на параде.
(П.-К. Асбьёрнсен «Королевские кролики», пастух Эспен)

5. Перед ней был хорошенький маленький домик, на двери красовалась медная табличка с именем владельца «Б. КРОЛИК».
(Л. Кэрролл «Приключения Алисы в стране Чудес», Алиса у дома Белого Кролика).

6. Когда дома были только одни маленькие крольчата в дом вдруг вошёл Братец Лис. Крольчата были такие жирные – у него и слюнки потекли.
(Дж. Харрис «Сказки дядюшки Римуса», «Сказка про маленьких крольчат»)

7. «Кролик в Африке живёт,
Усики подстрижены,
В барабан багряный бьёт
У порога хижины…»
(Н. Матвеева «Кроличья деревня»)

8. «Проспал в лесу охотник
Оружие своё.
Попало Зайцу в лапы
Охотничье ружьё!..
Зазнался тут Зайчишка,
Не стал ни с кем дружить,
Лису из дома выгнал,
Стал в лисьем доме жить!»
(С. Михалков «Зайка-Зазнайка»)


9. «Мимо бревно суковатое плыло,
Сидя, и стоя, и лёжа пластом,
Зайцев с десяток спасалось на нём…»
(Н. Некрасов «Дед Мазай и зайцы)

10. Начался лесной пожар и огонь шёл прямо на него. И в это время из-под ног у деда выскочил заяц. Дед побежал за зайцем. Заяц вывел деда из огня.
(К. Паустовский «Заячьи лапы»)


11. Жили-были четыре крольчонка, и звали их Флопси, Мопси, Белохвостик и Питер. Они жили с мамой на песчаном берегу в кроличьей норе в корнях большой старой ели.
(Б. Поттер «Кролик Питер и его друзья»)


12. Пустой ящик вверх дном поставил и дверь в нём вырубил. Тополёвых веток натыкал в землю – самый настоящий лес получился. А в лесу дом стоит – ящик. А в том дому крольчиха живёт – русской горностаевой породы.
(Е. Чарушин «Васька, Бобка и крольчиха»)

Загадки про кроликов и зайцев:

Зимой беленький, а летом серенький.
Никого не обижает, а всех сам боится.
(Заяц)

Этот зайчишка зимою и летом
Бегает в шубке серого цвета.
(Заяц-русак)

Белый на белом написал, где бегал.
Рыжая прочтёт, белого найдёт.
(Заяц и лиса)

На гору бегом, с горы кувырком. (Заяц)
Пышный хвост схватил я ловко,
Потянул – и вот … (морковка)

Сидит Ермошка
На одной ножке,
На нём сто одёжек:
Не шиты, не кроены,
А весь в рубцах.
(Капуста)

Через поле напрямик
Скачет белый воротник. (Заяц)

Красная девица
Росла в темнице,
Люди в руки брали,
Косы обрывали.
(Морковь)
Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая – для лета,
Для зимы – другого цвета.
(Заяц)

Серый гонится за белым,
Хочет белым пообедать.
(Волк и заяц)

Комочек пуха, длинное ухо,
Прыгает ловко, любит морковку.
(Кролик)

Много бед таят леса,
Волк, медведь там и лиса.
Там зверёк живёт в тревоге,
От беды уносит ноги.
Ну-ка, отгадай-ка,
Как зверёк зовётся?..
(Зайка)

Что за скрип? Что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста,
Если я ...
(Капуста)

Рассмешил нас всех до колик
Длинноухий белый …
(кролик).
Пословицы, поговорки,

Приметы о зайцах:
«За двумя зайцами погонишься, и одного не поймаешь»
«Без собаки зайца не поймаешь»
«И по заячьему следу доходят до медведя»
«Не ищи зайца в бору: на опушке сидит»
«Заяц от лисы, а лягушка от зайца без оглядки улепётывает»
«Заяц не трус: себя бережёт»
«Заяц сед: уж навидался бед»
«Прытче зайца не будешь, а ведь и того ловят»
«Заяц дорогу перебежит – к несчастью»
«Заяц по селенью бегает – к пожару»
«В сухой год зайца больше, в сырой — мыши»

Песни
«Песня про зайцев»

из к/ф «Бриллиантовая рука» сл. А. Зацепина, муз.Л. Дербенёва
В тёмно-синем лесу,
Где трепещут осины,
Где с дубов-колдунов
Облетает листва,
На поляне траву
Зайцы в полночь косили
И при этом напевали
Странные слова.
А нам всё равно,
А нам всё равно,
Пусть боимся мы
волка и сову.
Дело есть у нас -
В самый жуткий час
Мы волшебную
Косим трын-траву.
А дубы-колдуны
Что-то шепчут в тумане,
У поганых болот
Чьи-то тени встают.
Косят зайцы траву,
Трын-траву на поляне
И от страха всё быстрее
Песенку поют.
А нам всё равно,
А нам всё равно,
Пусть боимся мы
волка и сову.Дело есть у нас -
В самый жуткий час
Мы волшебную
Косим трын-траву.
А нам всё равно,
А нам всё равно,
Твёрдо верим мы
В древнюю молву.
Храбрым станет тот,
Кто три раза в год
В самый жуткий час
Косит трын-траву.
А нам всё равно,
А нам всё равно,
Станем мы храбрей
И отважней льва.
Устоим хоть раз
В самый жуткий час,
Все напасти нам
Будут трын-трава.
А нам всё равно,
А нам всё равно,
Станем мы храбрей
И отважней льва.
Храбрым станет тот,
Кто три раза в год
В самый жуткий час
Косит трын-траву.

«Кролики и зайчики»
Кроссворд

По вертикали:
1. «Рваное …»
2. «Кролик … и его друзья»
3. Еда кроликов
4. Какого цвета был кролик в Стране Чудес?
5. Братец …
6. Еда кроликов
7. «Васька, Бобка и …»
8. Спаситель зайцев
9. Зимой и летом одним цветом
10. За раскосые глаза зайца прозвали …
11. Лесная трава «… капуста»
12. Опасна для зайцев
13. Летом серый, зимой белый
14. Человек превращается в зайца, если не покупает …

Мультфильмы:
«Ну, погоди!», «Вини-Пух и все-все-все» и др.
Игра

Заинька, топни ножкой,
Серенький, топни ножкой,
Вот так топни ножкой!
Вот так топни ножкой!

Заинька, бей в ладоши,
Серенький, бей в ладоши,
Вот так бей в ладоши!
(2 раза)

Заинька, повернись,
Серенький, повернись, Вот так повернись
(2 раза)

Заинька, попляши
Серенький, попляши,
Вот так попляши!
(2 раза)

Заинька, поклонись,
Серенький, поклонись,
Вот так поклонись!
(2 раза)
(Дети топают ножками,
руки на поясе.)

(Дети хлопают в ладоши.)

(Дети поворачиваются
1-2 раза. Руки на поясе.)

(Дети подпрыгивают
на двух ногах кто как может).

(Дети наклоняются,
разводя руки в стороны.)

Заинька
(игра с пением, слова и музыка народные)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уникальная коллекция ВОЛШЕБНЫХ вещей для СКАЗОЧНЫХ занятий.

В моей работе мне очень помогает моя любовь к СКАЗКАМ и МАТЕМАТИКЕ. Я вижу, как меняются глаза детей, и даже дыхание замирает, когда я начинаю говорить: " В некотором царстве, в некотором государстве....

Батут – уникальное изобретение человека. С чего начать?

Цели использованиея вестибюлярного тренажера батут для детей старшего дошкольного возраста.Комплекс упражнений на начальных этапах обучения прыжкам на батуте....

Визуальная коммуникация, как средство позиционирования уникальности образовательного учреждения

В данной презентации представлен материал о способах создания устойчивого позитивного имиджа дошкольного учреждения как современного  и дополнительного ресурса управления....

«Леворукость, как уникальность. Диагностическая и коррекционно - развивающая работа с леворуким ребёнком дошкольного возраста и его адаптация к школе»

Эта презентация была использована мною на аттестации на 1 квалификационную категорию. Надеюсь, что Вам она тоже понравится...

Уникальная единица

Тема : «Уникальная единица» Цели: 1. Формировать интерес к изучению математики.            2.Расширение кругозора детей....

Опасные природные явления с использованием ИКТ "Есть природное явление, людям всем на удивление"

Конспект образовательной деятельности в старшей группе по ОБЖ....

Отчет проверки уникальности текста Дата проверки: 2024-01-18 09:32:22 Уникальность 63%

Отчет проверки уникальности текста Дата проверки: 2024-01-18 09:32:22 Уникальность 63%...