«Влияние творчества А. Л. Барто на социально-нравственное воспитание и речевое развитие детей младшего дошкольного возраста.»
презентация к уроку по художественной литературе (младшая группа)

Деревенских Анастасия Александровна

Основная заслуга Барто  – развитие сатирического жанра в детской литературе. Она является первооткрывателем неведомого до нее в поэзии для малышей жанра сатирического портрета. Она знает силу смеха, но к качеству смеха очень требовательна. До нее считалось, что детям младшего возраста совершенно недоступна сатира, что им годится только юмор с его добродушием и мягкой веселостью. Меткость ее сатирических строк могла вызвать и негодование тех, кто чувствовал себя уязвленным. Но, думается, среди читателей – детей обиженных никогда не было.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл derevenskih_a_a.pptx2.84 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема : «Влияние творчества А. Л. Барто на социально-нравственное воспитание и речевое развитие детей младшего дошкольного возраста.» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Советского района г.Воронеж «Детский сад общеразвивающего вида №72». Выполнила : Деревенских А.А .,воспитатель. 2020 г.

Слайд 2

Агния Львовна Барто (1906-1981г. г.) Известная детская писательница, чьи стихи в нашей стране знает каждый ребенок. Удивительная женщина, всю свою жизнь посвятившая детям, их воспитанию и проблемам. Барто смотрит на детей, как на активных участников жизни. А нужна ли детской поэзии лирическая интонация? Да конечно! Беречь детскость - совсем не значит приглушать восприимчивость к глубоким переживаниям, обогащающим душу. Барто часто критиковали за клевету на детей. Поэтессу упрекали в жестокости, в отсутствии педагогического такта. «Разве допустимо, - писал один рассерженный папа, - чтобы книжка для маленьких вызывала слезы?» Барто возражала критикам: «Стоит ли нам так уж рьяно охранять детей от сильных чувств? Ведь беречь детскость совсем не значит приглушать восприимчивость к глубоким переживаниям, обогащающим душу». Она продолжала пестовать детскую тему в литературе, воспитывая у своих читателей гражданское чувство, доброту, чувство справедливости, творческое отношение к труду.

Слайд 3

С . Михалков писал: «Есть книжки, которые любят все ребята. Среди этих книжек –стихи А. Барто ». И правда, поколения за поколением малыши легко запоминают четкие, звучные стихи: «Идет бычок качается, Вздыхает на ходу…». Наша собственная жизнь от первых шагов до старости – в этих строчках. И страх небытия, и понимание его неизбежности. А для ребенка еще и повод перевоплотиться в иное существо, сопереживать ему, посочувствовать его горестным вздохам, его страху и пожалеть. Основная заслуга Барто – развитие сатирического жанра в детской литературе. Она является первооткрывателем неведомого до нее в поэзии для малышей жанра сатирического портрета. Она знает силу смеха, но к качеству смеха очень требовательна. До нее считалось, что детям младшего возраста совершенно недоступна сатира, что им годится только юмор с его добродушием и мягкой веселостью. Меткость ее сатирических строк могла вызвать и негодование тех, кто чувствовал себя уязвленным. Но, думается, среди читателей – детей обиженных никогда не было.

Слайд 4

Детская литература – не монолог, который ребенок обязан вежливо слушать. Она так же и не диалог между ребенком и присевшим на корточки, вровень с малышом взрослым, старательно имитирующим несовершенства детского мышления речи. У Барто такой диалог получался всегда, потому что она превосходно знала того, к кому обращалась и уважала собеседника, как бы мал он ни был.

Слайд 5

Каждая игрушка в изображении Барто приобретает индивидуальность. Игрушка – важная часть материального, вещественного окружения, ближайшего к ребенку и активно им осваиваемого. Малыши плачут, когда слышат о том, что « Зайку бросила хозяйка, Под дождем остался зайка, Со скамейки слезть не смог, Весь до ниточки промок» .

Слайд 6

Такой пример помогает утверждать в маленьких читателях положительные черты характера. Барто – детский писатель не потому, что писала для детей, а потому, что лучшие ее стихи стали детским фольклором. Она проходит со своим читателем по всем ступенькам детства и при этом не только стремится открывать мир игрушек, вещей, природы, людей, но и заложить в детскую душу начало нравственного отношения к миру. Барто раскрывает личность ребенка с самого раннего детства, когда ребенок начинает только ходить («Машенька» - 1948 год). Малыш в этот период – открыватель мира, он только получает самые первые впечатления. В стихах поэтесса прослеживает рост самостоятельности ребенка.

Слайд 7

Барто смеется с детьми весело и не зло, она никогда не хочет обидеть и навсегда осудить ребенка, так как дети растут и меняются и поэтому они не безнадежны в дурных поступках. Насмешки Барто не ранят и не убивают, но заставляют как бы со стороны посмотреть на себя. Барто глубоко убеждена, что именно в детстве закладывается основа человека, и если в формирующемся характере появились отрицательные качества, то это грозит большими моральными потерями в будущем. Поэтому так страстно и посерьезному , а не в шутку разговаривает она с детьми, поэтому в самых веселых стихах она их учит честности и чести, душевной щедрости и доброте.

Слайд 8

Барто как бы растет со своим читателем. Переступил ребенок порог школы, его снова встречают стихи любимой поэтессы: «В школу», «Сережа учит уроки», «Буква Р», «Что делать с Алексеем». Раскрыть внутренний мир ребенка, отобразить всю его многообразную жизнь, способствовать исправлению дурных черт характера и развивать светлые, гуманные – вот что отличает поэзию Барто . « Детский писатель – педагог в самом высоком смысле этого слова», - так определил С. Я. Маршак сущность художника, творчество которого обращено к детям. И это определение с полным правом может быть отнесено и к Агнии Львовне Барто . А. Барто с честью прошла радостный, но и тернистый путь детского поэта – прошла до последних дней, сохранив свою молодость, желание и умение писать для детей.

Слайд 9

Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка Огромно ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на личность малыша, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка. Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой . Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности. Чтение детям младшего и среднего дошкольного возраста художественной литературы, заучивание стихотворений оказывает благотворное влияние на развитие их речи, обогащает словарный запас ребенка, помогает сгладить основные недостатки при подборе падежных окончаний; пересказ небольших текстов развивает связную речь, ребенок может грамотно построить предложение. Ознакомление с художественной литературой включает в себя также заучивание стихотворений. Заучивание стихотворений часто используется на занятиях по развитию речи. Заучивание стихотворений приносит дошкольникам огромную пользу: расширяется кругозор, рифма дает возможность обрести внутреннюю гармонию, развивается память, формируется культурный уровень маленького человечка. Каждое словесное произведение, усвоенное памятью ребенка, обогащает словарный фонд, формирующий его собственную речь.

Слайд 10

В младшей группе ознакомление с художественной литературой осуществляется с помощью литературных произведений разных жанров. В этом возрасте необходимо учить детей слушать сказки, рассказы, стихи, а также следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. Младших дошкольников особенно привлекают стихотворные произведения, отличающиеся четкой рифмой, ритмичностью, музыкальностью. При повторном чтении дети начинают запоминать текст, усваивают смысл стихотворения и утверждаются в чувстве рифмы и ритма. Речь ребенка обогащается запомнившимися ему словами и выражениями. .

Слайд 11

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние произведений устного народного творчества на речевое развитие детей младшего дошкольного возраста

Использование всех доступных детям жанров русского фольклора в развитии, воспитании и обучении младших дошкольников позволяет детям приобретать необход...

Влияние произведений устного народного творчества на речевое развитие детей младшего дошкольного возраста

Наряду с поиском современных моделей воспитания и развития детей, необходимо возродить лучшие образцы народной педагогики. Фольклор – одно из действенных ярких средств ее, таящий огромные д...

ВЛИЯНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА НА РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте, так как она становится основным средством общения. Общение со взрослыми носит положительно э...

Консультация для воспитателей «Влияние произведений устного народного творчества на речевое развитие детей младшего дошкольного возраста» .

laquo;Влияние произведений устного народного творчества на речевое развитие детей младшего дошкольного возраста»Подготовила воспитатель первой категории Плахотнюк Валентина Ивановнаг. Сове...

Консультации для родителей Влияние произведений устного народного творчества на речевое развитие детей младшего дошкольного возраста.

Консультация для родителей "Влияние произведений устного народного творчества на речевое развитие детей младшего дошк5ольного возраста"....